Информация и информационные процессы. Основные информационные процессы и их виды

Содержание
  1. Информация и информационные процессы
  2. Виды и свойства информации
  3. Информационные процессы
  4. Основные информационные процессы
  5. Сбор данных
  6. Поиск данных
  7. Обработки данных
  8. Представление данных
  9. Хранения данных
  10. Передача данных
  11. Использование данных
  12. Защита данных
  13. Информационный процесс, понятие
  14. Информационный процесс как научное понятие
  15. Основные элементы информационного процесса
  16. Основные виды информационных процессов
  17. Информационный процесс: примеры. Информация и информационные процессы (информатика)
  18. Термины и определения
  19. Информационный процесс: примеры в системах
  20. Обучение основам информационных технологий
  21. Методика обучения информационным технологиям
  22. Информационная модель
  23. Методика ознакомления учащихся с понятием модели
  24. Учебный алгоритмический язык
  25. Средства для обработки информации
  26. Система визуального программирования
  27. Методика изучения среды визуального программирования

Информация и информационные процессы

Информация и информационные процессы. Основные информационные процессы и их виды

Замечание 1

Слово “информация” происходит от латинского глагола informare, что означает — “придавать вид, форму, обучать”, а также “мыслить, воображать”. В целом информация – это любые сведения независимо от формы их представления.

Определение информации зависит от контекста, в котором используется это понятие:

  • в бытовом смысле это любые интересные сведения;
  • в технике – сообщения, передаваемые по определенным правилам в виде знаков или сигналов, когда есть источник и приемник сообщений, а также канал связи;
  • в кибернетике информация – это часть знаний, которая используется для ориентирования в окружающей обстановке для управления в целях сохранения и развития системы;
  • применительно к компьютерным вычислениям информация это последовательность кодов, несущая смысловую нагрузку и представленная в пригодном для электронных машин формате.

Информация универсальна и может передаваться между разнородными объектами: людьми и животными, биологическими объектами и техническими автоматами. Человечеством предприняты даже попытки передать информацию в адрес инопланетных цивилизаций.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Рисунок 1. Золотой диск с информацией о планете Земля и ее обитателях, отправленный учеными на борту космического аппарата “Вояджер” на случай встречи с инопланетным разумом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Виды и свойства информации

Информация может существовать в виде: текста, рисунков, фотографий, чертежей, световых или звуковых сигналов, электрических и нервных импульсов, магнитных записей, жестов и мимики, запахов и вкусовых ощущений, ДНК-последовательностей и т.д.

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств:

  • визуальную (образы, цвета);
  • звуковую (речи, музыку, сигналы, шум);
  • обонятельную (запахи);
  • вкусовую;
  • тактильную или осязательную (прикосновения, холод, жар и т.п.).

Рисунок 2. Пропорции между видами информации, получаемой человеком от органов чувств. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Информация обладает такими свойствами, как:

  1. релевантность (соответствие потребностям);
  2. полнота;
  3. своевременность;
  4. достоверность;
  5. доступность;
  6. защищенность;
  7. эргономичность (удобство формы подачи).

Информационные процессы

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. К ним относятся получение информации, ее хранение, передача, обработка, использование.

Получение информации. Биологические объекты (растения, животные, вирусы и др.) и технические автоматы получают информацию об окружающем мире для принятия решений, способствующих продолжению своего существования.

При этом имеются в виду не только сигналы из внешнего мира. Получать информацию они могут, из собственной памяти, а также из искусственно созданных источников. Это связывает процессы получения, хранения и передачи информации.

Хранение информации. Информация может многократно использоваться, а также иметь “отложенную ценность”, т.е. возможность быть потребленной не в момент получения, а с задержкой во времени (например, заранее заготовленное поздравление с праздником).

Поэтому большое значение имеет способность информации храниться. Устройства, с помощью которых хранится информация, разрушаются со временем. Это касается как живой природы, так и созданных человеком систем.

Например, мозг, хранящий воспоминания, подвержен заболеваниям, ДНК могут разрушаться под действием неблагоприятных излучений, бумажные книги – намокать или сгорать, жесткие диски компьютеров – размагнититься и т.п.

Поэтому и природа, и люди заботятся о создании надежных носителей, а также дубликатов и механизмов восстановления хранящейся информации.

Передача информации. Для этого процесса используются различные физические среды: колебания воздуха при передаче звука; для передачи световых и радиосигналов – электромагнитные волны и т.п.

При передаче информации между техническими устройствами необходимо кодирование и декодирование, позволяющие отправлять и принимать сообщения в соответствии с заранее оговоренными принципами (протоколами).

Информация при этом может теряться или искажаться, поэтому предусматривают механизмы, позволяющие убедиться, что сообщение пришло в том виде, в котором было отправлено.

Обработка информации – процесс получения новой информации из уже имеющейся. В вычислительных устройствах производится по строгим формальным правилам – алгоритмам. Исполнитель алгоритма (устройство или биологический объект) получает информацию на своем входе, преобразует ее и выдает на выход.

Использование информации. Для целенаправленной деятельности объекты живой природы и созданные человеком автоматы, руководствуясь имеющейся в их распоряжении информацией, воздействуют на окружающую среду. Это, в свою очередь, порождает новую информацию, обусловленную реакцией среды.

Отклик среды может быть как благоприятным, так и неблагоприятным. В зависимости от этого объект, собирает и обрабатывает информацию об изменениях в окружающей среде, корректирует свою деятельность и принимает новые решения.

Такая корректировка называется обратной связью и является одним из фундаментальных понятий информатики.

Рисунок 3. Пример информационного процесса с обратной связью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник: https://spravochnick.ru/informatika/informaciya_i_informacionnye_processy/

Основные информационные процессы

Информация и информационные процессы. Основные информационные процессы и их виды

Информационные технологии основаны на реализации информационных процессов. Рассмотрим каждый из этих процессов.

Сбор данных

Изучая мир, человек собирает данные и сведения. Сбор данных осуществляют различными методами. Самым распространенным методом получения сведений о природе и обществе является наблюдение.

Информация, собранная в результате наблюдений, имеет преимущественно описательный характер, то есть качественной. Для того количественных данных применяют измерения. Обычно наблюдения и измерения используются в комплексе.

Для сбора данных в человеческом обществе применяют также такие методы, как опрос, анкетирование или тестирование.

Наблюдения, измерения, опросы, анкетирование, тестирование являются пассивными методами сбора данных в том смысле, что они не предусматривают вмешательства в ход событий или оказания воздействия на объект, о котором собираются сведения. Активным методом сбора сведений и данных является эксперимент.

Эксперимент проводится для того, чтобы узнать, что произойдет с объектом исследования, если подвергнуть его нагреванию или деформации, рентгеновскому облучению или химическому воздействию и тому подобное. Эксперимент обязательно сочетается с измерением и наблюдением: измеряется осуществленное воздействие на объект, наблюдается и измеряется реакция объекта на это влияние.

Эксперимент является основным методом познания в таких науках, как физика, химия, однако его применяют и в медицине, педагогике, экономике и других науках. Экспериментально испытывают лекарства и способы лечения, новые учебники и методы обучения, экономические меры и тому подобное.

Сейчас получил распространение компьютерный эксперимент, позволяющий изучать свойства различных объектов не в реальном виде, а моделируя и воспроизводя их на экране компьютера.

Поиск данных

Сегодня самым общедоступным хранилищем различных данных является всемирная компьютерная сеть Интернет. В сети Интернет поиск сведений осуществляется с помощью автоматизированных поисковых систем.

Поиск данных может происходить по моделям «снизу-вверх» или «сверху-вниз».

По первой модели из частных данных получают целостную информацию, например, данные об изменении влажности, движение воздушных масс и уровень температуры позволяют спрогнозировать погоду.

По другой модели поиск сведений осуществляется в обратном направлении — от общего к частному. Например, для поиска материалов по теме реферата выделяют ключевые слова темы и осуществляют сбор соответствующих сведений.

Обработки данных

Собранные из различных источников данные обрабатываются: изучаются, сравниваются, оцениваются, подвергаются логическому анализу или преобразованию по определенным правилам. Результатом этих действий является создание новых данных — изобретение, решение поставленной задачи, дача заключения.

Обработки данных заключается в целенаправленном создании новых данных на основе имеющихся. Все фундаментальные законы физики, астрономии, биологии, химии, математические факты являются результатом кропотливого обработки результатов многочисленных наблюдений и экспериментов.

Сегодня мощным помощником человека в обработке данных любого типа — числовых, текстовых, графических, звуковых — стали компьютеры.

Представление данных

Представление данных заключается в их преобразовании в форму, наиболее удобную для понимания и использования. Выбор формы представления данных зависит от их назначения, возможного способа или цели применения. Накопление сведений, значительных по объему, предусматривает осуществление таких операций, как сортировка, упорядочение, систематизация.

Сортировка заключается в группировке данных по определенному признаку — по назначению, форме представления и тому подобное. Составление означает расположение данных по возрастанию или убыванию определенного признака — по времени получения, в алфавитном порядке фамилий авторов и др. Систематизация — это укладка данных в определенной последовательности.

Применение компьютера позволяет легко переходить от одного способа представления данных к другому, выбирая наиболее приемлемый, например подавать числовые данные в виде таблицы, диаграммы или графика.

Хранения данных

Для хранения и передачи данные записывают на носитель. Носитель данных — это материальный объект, который применяется для хранения и (или) передачи данных. В зависимости от материальной основы носители данных делятся на естественные и искусственные.

Хранение данных заключается в обеспечении возможности воспользоваться полученными данными в дальнейшем.

Сейчас, с появлением компьютера, бумага уступает место новым носителям данных — оптическим, магнитным дискам, флэш-накопители, картам памяти, которые способны длительное время надежно и компактно хранить огромные объемы данных.

Передача данных

В любом процессе передачи данных всегда можно выделить таких участников: того, кто предоставляет сведения и является их источником; принимающего сведения и является их потребителем (таких может быть несколько) канал связи, по которому осуществляется передача данных.

Передача данных заключается в их перемещении в пространстве — от источника к приемнику. Человек применяет различные каналы передачи данных и сам является то источником данных, то их приемником. Повседневно мы получаем и передаем данные, пользуясь звуковыми или оптическими каналами, телефонными, телеграфными, радио- и спутниковыми линиями.

При передаче сведений их носителем является процесс распространения звуковой, электромагнитной, оптической волны, электрического тока.

Сегодня и в деловом, и в межличностном общении отдается предпочтение электронным безбумажным технологиям связи — электронной почте, мессенжерам, мобильной телефонии, обмену данными через облачные технологии, которые чрезвычайно стремительно наращивают свои мощности.

Использование данных

Использование данных является основой любой целенаправленной деятельности человека. Использование сведений и данных заключается в принятии на их основе обоснованных решений. Для этого применяются информационные системы.

Совокупность устройств и программ, предназначенных для хранения, обработки, представления и передачи данных различного типа, то есть для реализации основных информационных процессов, называют информационной системой. Информационные системы состоит из аппаратной и информационной составляющих.

  Совокупность аппаратных устройств и технических средств для передачи данных называют ее аппаратной составляющей. Информационную составляющую можно рассматривать как совокупность программ и данных.

Совокупность описаний правил управления устройствами информационной системы и обработки данных называют ее программной составляющей, или программным обеспечением, а сами описания — программами.

Классификация систем для выполнения основных информационных процессов проводится по определенным признакам. Например, по назначению различают информационные системы:

  • для управления предприятием, организацией, позволяют собирать и обрабатывать необходимые данные;
  • для поддержки принятия решений, предназначенные для накопления и анализа данных, необходимых в различных сферах деятельности;
  • информационно-поисковые системы, необходимые для поиска нужных данных в базах данных и вычислительных системах;
  • информационно-справочные системы, обеспечивающие пользователей справочной информацией;
  • системы обработки данных, необходимые для обработки и архивирования больших объемов данных.

Подробно об информационных системах можно прочитать в статье «Информационные системы и технологии«.

Защита данных

Защита данных заключается во внедрении мероприятий с целью предотвращения утраты, повреждения или злонамеренного использования хранимых данных.

Причиной потери или повреждения данных могут быть внезапные сбои аппаратуры, несовершенство технических устройств, злонамеренное проникновения в компьютерную систему, неправильные действия обслуживающего персонала. Компьютерные преступления сегодня занимают одно из первых мест среди экономических преступлений.

Они осуществляются с целью изъятия, искажения, недозволенного копирования и использования данных, хранящихся в компьютерной системе. Количество компьютерных преступлений в мире и материальный ущерб от них ежегодно растут, поэтому предпринимаются специальные меры для защиты данных. Это законодательные, программные, организационные, технические мероприятия.

Закон признает данные объектом уголовно-правовой защиты и устанавливает уголовную ответственность за компьютерные преступления. Специально разработанные программы препятствуют несанкционированному доступу к данным, которые содержатся в компьютерных системах.

Источник: https://www.polnaja-jenciklopedija.ru/nauka-i-tehnika/osnovnye-informatsionnye-protsessy.html

Информационный процесс, понятие

Информация и информационные процессы. Основные информационные процессы и их виды

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. [1].

Люди знакомые с информатикой, конечно же, знают этот термин, да и не только они. Вполне можно утверждать, что информационные процессы являются основой той жизни, которую мы знаем.

В этой статье представлены основные алгоритма информационного процесса, различные формы его исполнения.

Информационный процесс как научное понятие

Любые действия, производимые с информацией, называются информационными процессами. Основную роль тут играют сбор, обработка, создание, сохранение и передача информации. На протяжении всей своей истории человечество развивала эти и другие процессы, а так же смежные отрасли.

Одним из основных критериев развития общества было именно совершенствование информационных процессов.

Искусство, религия, письменность, шифрование, книгопечатание, авторское право, телеграф, радиоэлектроника, компьютеры, интернет – это лишь основная часть достижений человечества в области работы с информацией.

Нужно отметить, что несмотря на кажущуюся определенность, научном сообществе не прекращаются споры об универсальности самого термина «информация». В частности, «информация» не синоним «данным», хотя в разговорной речи зачастую это и так.

«Данные» это интерпретированная, обработанная и зарегистрированная в понятном виде информация, продукт информационного процесса [2]. То есть, информация это ресурс, данные это конечный, обработанный продукт прошедший обработку информационным процессом. Но как и любой продукт, данные потребляются для получения какого-то результата. В самом простом виде, можно представить такую схему:

ИСТОЧНИКИНФОРМАЦИЯПРИЕМНИК/ОБРАБОТЧИКДАННЫЕ
Звезда ХХХСветовые, радио и прочие волныТелескоп и ЭВМТемпература, яркость, размер, дальность и т.д.
Иностранец Речь на непонятном языкеПереводчикРечь на понятном языке

Информационные процессы присущи всем биологическим организмам на планете, от простейших до человека. Но человек создал вычислительные системы и специфические каналы информации, которые породили особый их вид — информатику.

Несмотря на единую схему алгоритма информационного процесса, как в природе, так и в информатике, они достаточно сильно различаются по своей сути. И различия, в первую очередь, в интерпретации.

В частности, если поместить в комнату человека, собаку, змею, цветок и через громкоговоритель дать ой сигнал, реакция у всех будет принципиально разная, а значит из одной и той же информации, каждый обработчик выдаст совершенно разные данные.

В частности собака и змея обе способны слышать, но если собака хоть как-то может понимать команды человека, то змея на это неспособна. Цветок вообще не сможет даже воспринять звуковой сигнал, хотя в принципе он способен получать и обрабатывать информацию — некоторые растения могут даже двигаться вслед за солнцем или если их потревожить. Итак, следующей схемой является возможность интерпретации:

ВОСПРИЯТИЕИНТЕРПРЕТАЦИЯЭФФЕКТ
ЧеловекДаДаПолный
СобакаДаДаЧастичный
ЗмеяДаНетНет
РастениеНетНетНет

Основные элементы информационного процесса

Информационный процесс – это последовательные действия выстроенные в алгоритм, совершаемые с информацией, представленной в любом виде (цифровые/аналоговые данные, слухи, теории, факты, наблюдения и т.п.) для достижения некой цели (любой). Данный алгоритм состоит из ряда шагов, которые могут значительно отличаться в той или иной ситуации, но общая концепция выглядит следующим образом:

Получение   →Обработка   →Хранение   →Передача
  • Получение информации – сбор сведений, из каких любых доступных восприятию источников – химический состав среды, радио/электромагнитный сигнал, зрение, слух, флеш-карта и т.п. Как видно, в первую очередь тут важен именно физический способ восприятия информации и ее передачи. Человек никак не воспринимает окружающие его радиоволны, а радиоприемник не способен воспринимать звук, хотя и может его генерировать.Но кроме этого, для информационных процессов внутри общества и лично для конкретного человека неотъемлемой частью успешности данного шага есть то, что можно назвать актуальностью, выраженной в первую очередь в организации самого действия получения, а так же целей и источников. Археолог не сделает никаких открытий, копаясь в социальных сетях. Однако рекламщику социальные сети будут крайне полезны. Несмотря на то, что в обоих случаях оба получают одинаковую информацию, одинаково интерпретируют ее в данные, для одного этот процесс совершенно бессмысленный.
  • Анализ / обработка информации – алгоритм преобразования информации в данные. Данный шаг полностью связан с преобразованием информации во что-то иное. Информационный процесс дошедший до этого шага, совершенно точно изменит исходную информацию. Фактически анализ информации, это апогей всего информационного процесса.Это, вероятно, самый сложный шаг. Один из самых сложных и малопонятных механизмов на планете — человеческий мозг — предназначен именно для этого. Мышление это фактически крайне сложный механизм анализа информации. Хотя в другой ситуации, как например преобразование радиосигнала в звуковой, происходит значительно проще. Но в любом случае этот шаг изменит исходную информацию в нечто подчас совершенно иное. В радиоприемнике радиоволны превращаются в звуковые, свет, пройдя через глаза и попав в мозг, становится визуальными образами, набор электрических и химических сигналов в мозгу преобразуется в мысль, а затем в звуковые сигналы речи или текст на бумаге.В анализе и обработки информации и кроится основная разница информационного процесса в биологии и информатике. Биологические объекты, в частности человек, интерпретируют полученную информацию. И, исходя из этой интерпретации, дают оценку и реакцию.Представим ситуацию, когда в одном строю стоят несколько солдат говорящих на одном языке, иностранный и древний человек. Командир отдает приказ бежать, и понимающие его солдаты бегут. Иностранец так же побежит, хотя слов он и не понял, но он точно знает, что тут происходит и понимает, что ему нужно делать то же, что и остальным. Древний человек, возможно, тоже побежит, но о его мотивации можно лишь гадать. Сержанты вообще не побегут, хотя команда им предельно ясна, но им не нужно. А магнитофон только лишь запишет звук, никак ничего не интерпретировать, хотя и произведя обработку информации.
  • Сохранение информации – любые действия для того, чтобы полученные после обработки данные могли быть использованы в дальнейшем, начиная от памяти живых организмов и заканчивая электронными носителями. Сюда же могут входить любые действия, препятствующие нежелательному использованию сохраненных сведений, начиная от закапывания тайных книг и заканчивая современными криптографическими методами.Эффективность этого шага напрямую зависит от используемых методов и технологий – чем лучше технология, тем надежнее сохранена информация. В некоторых ситуациях этот шаг может быть исключен из алгоритма, но в таком случае обязательно выполняется другой – коммуникационный процесс. Хотя, так или иначе, информация все равно хотя бы какое-то время, но хранится на неких носителях. Даже радиоприемник, который лишь принимает сигнал (получение) и интерпретирует его в звук (обработка), некоторое время «хранит» информацию в виде электрических импульсов на своих схемах.
  • Коммуникации / передача информации – процесс передачи информации другим субъектам. Практически каждый информационный процесс подразумевает под собой передачу полученной информации кому-либо другому, будь то человек или автоматическая машина для ее дальнейшего использования. В некоторых ситуациях процесс коммуникации может быть, как не заметен, как и «сохранение» информации в проводах радиоприемника. Но даже личные, секретные записи алхимика-экспериментатора можно отнести к некому виду коммуникации с самим собой.Что характерно, информация не имеет значения, если она не была как-то кем-то использована. Очевидно,что установка счетчика, на водяную трубу совершенно бессмысленна, если счетчик не оборудован табло с цифрами. Вопрос написания автором романа и сокрытия рукописей конечно философский, но с точки зрения прагматизма он ясен – это действие бессмысленно. Фактически, коммуникация является логическим завершением информационного процесса, действием придающим смысл всему.По сути, коммуникация есть то, что отличает информационный процесс от похожих процессов в неживой природе — вещества в химической реакции меняют цвет не «для чего-то», а «потому-то». А любой информационный процесс происходит исключительно с какой-то конечной целью, хотя и не всегда конкретной. В частности, та же лакмусовая бумажка меняющая цвет «потому что», только элемент информационного процесса по определению человеком химического состава вещества, фактически заменяющий орган чувств.

Основные виды информационных процессов

Сбор информации. Нахождение и сбор первичной информации, извлечение ее из ее «среды». Иногда, возможно даже без конкретной итоговой цели. Полученная в итоге сбора информация может быть использована различными обработчиками с различной целью.

Так археологи, ведущие раскопки собирают все найденные ими предметы, которые покажутся им интересными, но лишь после тщательного анализа они превратятся в какие-то научные данные, причем итог анализа может оказаться совершенно неожиданным, а так же кроме осколков древних кувшинов могут быть обнаружены залежи полезных ископаемых.

Поиск информации. Нахождение более-менее конкретной информации по определенному вопросу с конкретной целью из конкретных источников.

При этом поиск происходит среди ранее кем-то собранной и возможно обработанной информации, а не из «среды».

Для поиска в основном используются различные базы данных (места хранения информации), например вопрос к поисковой сети «как варить борщ».

Обработка информации. Совокупность действий направленных на то или иное преобразование исходной информации в новую. Вероятно самый важный и сложный информационный процесс.

Хотя, иногда в обществе может быть сложно отличить его от других, например от представления информации, но у обработки информации всегда есть задача добиться чего-то нового от уже существующей информации, фактически создать новый информационный объект.

Писатель, записывающий свои мысли на бумагу фактически ведет представление информации, но вот обработка прошла в его мозгу чуть раньше — из собственных знаний, опыта и эмоций он создал слова, которые в итоге представил в виде текста.

Представление информации. Изменение исходной информации в вид удобный и актуальный для ее использования в текущей ситуации.

Наиболее часто встречается в информатике — в памяти компьютера вся информация храниться в виде двоичного кода, но пользователю представляется в виде графических данных и звуков.

Но и человек очень часто представляет информацию, например, в виде составления картотек из разрозненных документов, переводя иностранные тексты или играя музыку по нотам на бумаге.

Хранение информации. Возможно, наиболее широко используемый вид информационного процесса. Так или иначе, все биологические объекты хранят информацию, хотя бы в виде генома.

Хранение информации разделяется на два основных вида — долговременное и кратковременное. Предназначены они, само собой для совершенно разных целей.

Под хранение информации может подходить только те действия, которые в итоге должны приводить к повторному использованию сохраненной информации.

Передача информации. Доставка информации от источника к потребителю без фактического участия передающего в каких-либо других частях информационного процесса.

В качестве передатчика может выступать совершенно любой объект, как биологический (гонец с депешей, собака лающая на чужого во дворе), так и любые физические носители или ретрансляторы (книга, радиопередатчик, флеш-карта).

Передача информации не всегда тождественна коммуникациям, в виду того что здесь передающий объект выступает лишь инструментом.

Защита информации. Любые действия, использующие какие-то дополнительные средства для защиты информации от использования другой стороной. Защита информации актуальна лишь в сложных информационных системах со многими участниками, в виду туго, что она нужна исключительно для того чтобы не дать нежелательному элементу воспользоваться некой информацией.

Фактически единственный способ защиты информации это шифрование того или иного рода. Скрывание информации было бы неверно называть способом ее защиты, так как сокрытая информация и не требует защиты, ибо не участвует ни в каком процессе.
Использование информации. Самый объемный информационный процесс.

Являет собой обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности в самом широком смысле.

Список источников:

  1. Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000 п. 3.1.10).
  2. ISO/IEC/IEEE 24765-2010 Systems and software engineering p 3.704

Источник: http://infosplanet.info/obshhestvennye-otnosheniya/informacionnyj-process-ponjatie/

Информационный процесс: примеры. Информация и информационные процессы (информатика)

Информация и информационные процессы. Основные информационные процессы и их виды

Вся история развития человеческой деятельности неразрывно связана с развитием средств накопления, передачи и обработки информации. Очень важным для жизни каждого человека и общества в целом есть сохранение данных. Еще в глубокой древности люди столкнулись с необходимостью сохранения сведений.

Термины и определения

Информация – это сведения об объектах окружающего мира, которые воспринимаются человеком, животным, растительным миром или специальным устройством.

Носитель – это физическая среда, на которой или внутри которой можно зафиксировать сведения.

Хранилище данных – это записанная на внешних носителях информация, которая предназначена для длительного хранения и постоянного использования. Основные характеристики: объем, надежность, время доступа (время поиска необходимых сообщений), наличие защиты информации. В современных условиях для сохранения материалов используют различные технические средства.

Информатика – это наука о данных и процессах в природе и обществе, методы и средства получения, хранения, обработки, передачи, использования и управления процессами.

Информационные технологии – это совокупность средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и защиты сведений.

Информационный процесс: примеры в системах

Рассмотрим такую знакомую всем искусственную систему, как библиотека. В ней осуществляется по меньшей мере четыре основных информационных процесса:

  • хранение – книги и другие печатные материалы расположены в помещении библиотеки;
  • поиск – когда читатель заказывает книгу, библиотекарь должен отыскать ее;
  • передача – представленные в книге сведения, передаваемые читателю;
  • обработка – когда в библиотеку поступает новая литература, данные о которой заносят в каталог; читая, читатель обрабатывает данные, тем самым и происходит информационный процесс.

Примеры таких же процессов мы можем наблюдать и в технической системе, скажем, в системе мобильной связи. Одним из важнейших является процесс использования данных, благодаря которому удовлетворяются информационные потребности систем и их элементов.

Информационная система – это элементы (оборудование, программное обеспечение, данные) которые, взаимодействуя между собой, предоставляют пользователям нужную информацию как тот или иной информационный процесс.

Примеры использования сегодняшних информационных систем можно встретить повсюду: на предприятиях, в банках и учреждениях.

Они помогают осуществлять учет, предоставляют сведения работникам и обеспечивают работу промышленного оборудования (автоматических линий, станков и т. д.).

Обучение основам информационных технологий

Для примера будет рассмотрена учебная тема “Информация и информационные процессы” (последние формулируются в виде требований к знаниям и умениям учеников).

Ученики должны знать понятие информационных технологий; названия и назначения основных систем программного обеспечения.

Также учащиеся должны уметь зафиксировать предметную область и ее объекты, выбрать и подобрать (или разработать) методы для решения данной задачи в конкретной предметной области.

На всех этапах развития общества подобные технологии использовались для обеспечения обмена данными между людьми, отражали соответствующий уровень и возможности использования систем регистрации, хранения, обработки и передачи данных, тем самым развивался информационный процесс.

Примеры в информатике задач по освоению школьного курса:

  • ознакомить учащихся с понятием информационных технологий;
  • сформировать понятие о технологии как о совокупности методов, средств и приемов, что используются для решения задач в конкретной предметной области;
  • овладеть основными навыками работы с персональным компьютером;
  • показать роль и место информационных технологий в современном обществе.

Методика обучения информационным технологиям

Основные знания по изучению информационных технологий – это компьютерная информация, информационные процессы. 8 класс средней школы – это начальный уровень получения этих умений. Отметим основные пункты по методике получения таких знаний.

  1. Использовать классификацию информационных технологий с целью выбора для изучения программных средств и технологий решения задач по конкретным предметным областям.
  2. Разработать систему упражнений для решения задач из разных предметных областей.
  3. Необходимо выделить основные дидактические единицы для обучения новых технологий.
  4. Использовать информационные технологии и процессы для изучения программных средств единого интерфейса. Инструментальные средства, которые не основаны на графическом интерфейсе пользователя (GUI от английского Graphic User Interface), имеют командную структуру, в основе которой лежит иерархическое меню.
  5. Целесообразно сразу знакомить учащихся с терминами: что такое информация и информационные процессы, информатика, ознакомить их с профессиональными инструментальными средствами для того, чтобы обеспечить практическую значимость знаний.
  6. При обучении информационно-комуникационным технологиям желательно использовать информационные модели.
  7. Основным методом обучения должен быть метод целесообразно отобранных задач и метод демонстрации примеров на основе широкого использования интерактивных технологий.

Информационная модель

Информационная модель – это описание объекта или процесса, в котором указаны их некоторые типичные свойства и характеристики, важные для решения конкретной задачи.

Математическое моделирование сегодня является существенным фактором в различных сферах человеческой деятельности: в планировании, прогнозировании, управлении, при проектировании механизмов и систем.

Изучение реальных явлений с помощью таких моделей, как правило, требует применение вычислительных методов. При этом широко используются: теория вероятностей и математической статистики, информатика, вычислительный и математический информационный процесс.

Примеры моделирования, целью которого является получение численных значений параметров процесса или явления, очень многочисленны: аналитические, вычислительные, имитационные.

Методика ознакомления учащихся с понятием модели

Содержательная линия моделирования рядом с линией информационных процессов относится к основам курса информатики. Вместе с тем не следует считать, что эта тема носит лишь теоретический характер и отделена от всех других тем.

Программирование информационных технологий – СУБД, табличные редакторы и другие – следует рассматривать как методы для обработки информационных моделей.

Целесообразно отметить, что формирование у учащихся правильного понимания содержания решения задач – одна из важных целей изучения курса информатики, которая достигается постепенно. Понятие модели непосредственно связано с понятием объекта.

Но в реальности не существует точного определения. Вводя это понятие, можно просто отметить, что в жизни человека окружают различные проявления живой и неживой природы, которые можно называть объектами человеческого внимания.

Использование методов структурного программирования формирует навыки четкого соблюдения дисциплины труда при конструировании алгоритмов, что в значительной степени способствует развитию логического мышления учащихся уже на ранних этапах изучения основ алгоритмизации.

Важно показать ученикам, что указание о выполнении и получении решения некоторой задачи можно рассматривать как отдельное поручение, которое представляет искомые результаты и будет предоставлено как определенное значение, которое зависит от входных данных.

Поскольку не каждое упражнение учащимся может быть выполнено, то возникает необходимость подать его в виде некоторого конечного упорядоченного набора указаний о выполнении простых действий, что также приведет к искомым результатам.

Важно, чтобы ученики, анализируя специально подобранные примеры, пришли к выводу, что степень детализации поставленных задач зависит от набора операций, которые может выполнить исполнитель алгоритма.

Учебный алгоритмический язык

К важным вопросам методики обучения основам алгоритмизации относится выбор метода программирования для изучения в средних учебных заведениях. Обучение в школе должно вестись на основе специально созданного языка.

При этом не только усваивается словарь и набор грамматических правил, но также открываются пути к новому стилю мышления.

Вопрос подбора языка программирования, рассматривался в работах многих ученых, где предлагались различные пути того, каким методом осуществлять учебный информационный процесс. Примеры в информатике методов по изучению этого предмета следующие:

  1. При решении научных и производственных задач.
  2. На машиноориентированных языках.
  3. Освоение конкретных языков программирования и схем.
  4. Обучение на основе специально разработанного учебного алгоритма.

Практика показала, что ни один из первых 3 путей не оправдывает себя в условиях изучения общеобразовательного предмета информатики, так как они не решают задачи формирования основ информационной культуры учащихся. Поэтому для решения познавательных задач учебного курса необходимо совместить основные идеи каждого из предложенных путей.

Средства для обработки информации

Процесс информационного обеспечения средствами для анализа информационных объектов есть использование прикладных программ, которые созданы специально для такой обработки. Можно предложить ученикам следующую ​​схему обучения:

  1. Демонстрация с помощью конкретных примеров характеристик возможностей использования среды.
  2. Анализ объектов, типов сообщений, способы их представления, способы получения результатов обработки сообщений.
  3. Ознакомление с основными составляющими интерфейса среды.
  4. Правила работы со встроенной справочной системой.
  5. Знакомство с основными функциями и режимами работы среды.
  6. Изучение конкретной программы (по отдельной схеме).
  7. Теоретическое обобщение основных режимов работы и функций среды.
  8. Теоретическое обобщение на уровне основных указаний.
  9. Выполнение аналогичных задач в другой среде подобного назначения.

Система визуального программирования

При каждом событии формы и элементы управления могут некоторым образом “реагировать” в соответствии с написанным кодом, который создается пользователем для каждого объекта отдельно. В таком процессе необходимо детально описывать каждый шаг.

Одним из недостатков этого стиля является то, что тот, кто составляет проект, должен все записать сам.

В программировании, ориентированном на реакцию на события, вместо детального описания каждого шага автор должен указать, как следует реагировать на различные события (или действия пользователя), к которым, например, можно отнести выбор указания, щелчок кнопкой мышки, перемещение мышки и др. На одно событие можно предусмотреть некоторую реакцию, другое – просто проигнорировать. При этом создается не одна большая программа, а несколько, которые состоят из набора взаимосвязанных процедур, управляемых пользователем.

Методика изучения среды визуального программирования

Одной из причин низкой успеваемости большинства учащихся есть медленная адаптация к информационной нагрузке. Большой объем материала по различным учебным предметам приводит к тому, что значительное количество учеников не может его усвоить. Улучшение ситуации возможно в частности за счет выбора подходов к обучению.

Один из таких подходов основывается на построении в мышлении детей “модели” предмета каждой науки. Это предусматривает выполнение таких умственных действий, как поиск закономерностей, нахождения аналогий, поиск иерархической зависимости между объектами, сравнение и т. д.

Одним из средств формирования интеллектуальных умений и различных типов мышления учеников можно считать изучение объектно-ориентированного программирования. Такой подход предполагает новое понимание процессов вычислений, а также структурирования данных в памяти компьютера.

В ориентированном подходе введено понятие объекта, содержащего в себе “знание” о сущности реального мира. Предмет или совокупность предметов имеет важное функциональное значение в данной области.

Создавая такой объект в системе, ученик должен выделить в нем существенные для использования проблемы, знать и уметь использовать любые информационные процессы. Тест или экзамен при этом должен проводиться на способность формирования или применения на практике умения сравнивать, выделять главное, обобщать.

Источник: https://FB.ru/article/193461/informatsionnyiy-protsess-primeryi-informatsiya-i-informatsionnyie-protsessyi-informatika

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: