Консерваторы – это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

Содержание
  1. Психология страха перемен. Куда несет нас консервативное течение в политике и как мыслят избиратели-консерваторы
  2. Этот простой пример Оукшотт приводит, говоря о «бытовом консерватизме»: он начинается там, где рыбалка превращается в ритуал.
  3. Иными словами, консервативный человек очень зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять.
  4. И вдруг нам становится страшно что-то менять
  5. Потому потерю близкого друга нельзя восполнить приобретением нового, каким бы замечательным он ни был. Это необратимый дефект, и, теряя что-то хорошо изученное, мы заранее проигрываем.
  6. Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений.
  7. Даже легкомысленная поп-музыка подчас оказывается рупором консервативных идей.
  8. Даже будучи опьяненным чарами любви, Аполлон чувствует какое-то раздражение от хаоса, который олицетворяют распущенные волосы Дафны.
  9. Так замыкается круг
  10. Мечта консерватора — это бесконфликтные отношения как с государством, так и с другими гражданами, в первую очередь ради того, чтобы избежать смуты, которая может привести к потере его главной ценности — частной собственности.
  11. Мир — это зеркало, отражающее желания — но, к сожалению, не последствия.
  12. Консерватизм
  13. Происхождение идеологии
  14. Консерватизм в политике
  15. Консерватизм в России
  16. Социальный консерватизм
  17. Либерализм
  18. Социализм
  19. Отличия либерализма, социализма и консерватизма
  20. Неоконсерватизм
  21. Ультраконсерватизм
  22. Политические идеологии
  23. Консервативный человек
  24. Консервативная медицина
  25. Консерваторы и либералы? Идеология консерватизма в России. Аnews
  26. Суть консервативной идеологии
  27. Идеологи консерватизма
  28. понятие, представители, идеи
  29. Литература
  30. Ответ предыдущего курса:
  31. Кратко и понятно — консерватизм, что это: понятие, определение
  32. Что такое консерватизм — определение
  33. Причина появления консерватизма
  34. Психологический тип консерватор

Психология страха перемен. Куда несет нас консервативное течение в политике и как мыслят избиратели-консерваторы

Консерваторы - это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

Человек консервативного склада забрасывает удочку не рыбы для, а удовольствия ради. И это не фигура речи и даже не эвфемизм. Если бы единственной целью был улов, мы бы выбирали себе лучшую снасть последней модели и без конца бегали вдоль реки в поисках клева.

Но чаще всего мы (то есть настоящие поклонники рыбалки) неподвижно сидим на излюбленном месте, встречая рассвет и провожая закат, разговаривая шепотом и смиренно отгоняя комаров.

Всё потому, что процесс куда важнее результата, и даже с пустыми руками рыбак возвращается домой удовлетворенным.

Этот простой пример Оукшотт приводит, говоря о «бытовом консерватизме»: он начинается там, где рыбалка превращается в ритуал.

Хотя эссе английского философа было опубликовано еще в 1956 году, описанный им образ жив и сегодня.

Выход Великобритании из ЕС, избрание Трампа — главной движущей силой этих политических «шоков» стало консервативно настроенное общество.

И если бытовой консерватизм, который присущ практически каждому из нас (как показывает пример с рыбалкой), едва ли изменит ход истории, то консерватизм политический может круто повернуть течение общественной жизни.

Ярлык консерватора в свое время повесили и на Оукшотта — в частности, за это эссе и критику государственного планирования.

Но такая интерпретация слишком утрированна и однобока: его вклад в философию не ограничивается политикой, которую он рассматривал лишь как одно из звеньев системы человеческой жизни.

Оукшотт придавал большое значение психологии индивида и его свободе во всех сферах — отсюда и сомнения в том, что политика исчерпывается постановкой и достижением сугубо политических целей.

В своей работе британский мыслитель рисует портрет современного ему консервативного человека, предпочитающего «привычное неизвестному, данное — скрытому; опробованное — неопробованному; реальное — возможному; ограниченное — неограниченному; меру — избытку; пригодное — всеобъемлющему; радость — утопическому счастью». Мы называем консерватором того, кто беспрестанно вздыхает: «Раньше было лучше!..» — и критикует все современное. У Оукшотта же это ностальгический тип, он ценит настоящее и то, что имеет сегодня, но рассматривает все данное ему как подарок судьбы или наследство из прошлого.

Иными словами, консервативный человек очень зависим от вещей, которыми обладает, и потому боится их потерять.

Боль от утраты привычного куда сильнее возможной радости от обретения нового, каким бы многообещающим оно ни казалось. И речь не о высоких материях. осязаемая ценность в нашем хрупком изменчивом мире — частная собственность. Именно это право консервативный человек ставит выше остальных.

Такой тип мышления, утверждает Оукшотт, чаще всего свойствен пожилым людям. Накопленный за годы жизни капитал обратно пропорционален ожиданиям и авантюризму, с которым мы готовы идти ва-банк. Однако философ рисует портрет не только возрастной, но и социально-психологический. Консервативное поведение — это еще и способ взаимодействия с современной средой и ее раздражителями.

И вдруг нам становится страшно что-то менять

Но вот парадокс: современный человек, кажется, жаждет перемен, а история народов предстает бурным потоком авантюр и изменений. То, что не подвергается обновлению, теряет в качестве.

Консерватор в таком случае должен отчаянно грести против течения прогресса, ловя на себе сочувственные и иногда презрительные взгляды.

Но как показывает пример с рыбалкой, есть ситуации (и их в жизни предостаточно), в которых подобное поведение неизбежно.

Отношения между людьми, построенные не на взаимной выгоде, носят консервативный характер, и вот почему.

Если в кофейне напротив дома готовят омерзительное пойло, мы, скорее, сходим к их конкурентам через дорогу.

Если же невкусный кофе сварит ваш лучший друг или родственник, это едва ли станет достаточно веской причиной, чтобы его «расфрендить» и искать нового приятеля (или — еще хуже — новую семью).

Здесь Оукшотт, как и многие западные философы, вторит Аристотелю: отец науки еще в «Никомаховой этике» определял истинную дружбу как основанную на добродетели, имеющую цель в самой себе, а не в выгоде или удовольствии. Нет места любви там, где во главу углу ставится польза, в этом сходятся оба мыслителя, которых разделяют более двадцати столетий. То же относится и к семейным, и к любовным отношениям.

Потому потерю близкого друга нельзя восполнить приобретением нового, каким бы замечательным он ни был. Это необратимый дефект, и, теряя что-то хорошо изученное, мы заранее проигрываем.

Тем нелепее звучат знаменитые слова Фауста: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» В парадигме консервативных отношений, где цену имеют стабильные связи и долгое обладание, совершенно не работает принцип carpe diem (лат. «лови день»). Вместо этого, боясь перемен, мы скажем: «Останься со мной, потому что мне с тобой хорошо и я к тебе привык».

Постоянное поддержание status quo может быть не самым рациональным вариантом — но всегда остается самым удобным.

Консерватор в этом случае напоминает игрока из дилеммы заключенного, наивно полагающего, что максимизирует выигрыш, сохраняя свой начальный капитал, и не учитывающего решений сокамерников.

Ни очевидная польза новых связей, ни их объективные преимущества перед старыми не окупают слишком больших издержек переключения, которые предполагает консервативное поведение. Изменения для таких людей всегда проигрыш и лишение, а потому необходима компенсация.

При этом следует разделять понятия «изменения» и «обновления»: первым мы «позволяем проходить сквозь нас», а вторые, напротив, «планируем и внедряем в жизнь сами». Внезапным переворотам люди предпочитают незначительные и постепенные изменения, и желательно, чтобы они не несли в себе ничего нового, — в противном случае даже смена времен года вызывала бы страх и тревогу.

Консервативная позиция — это попытка избежать боли, проходя сквозь череду изменений.

Здесь снова будет нелишним вспомнить мудрых греков, но на этот раз Эпикура и его гедонистическое учение. Высшей целью жизни он считал удовольствие, к которому можно прийти только посредством атараксии, то есть освобождения от боли и страдания.

Эпикур предупреждает: удовлетворение всех желаний не сделает нас счастливыми, поскольку мы постоянно будем испытывать нужду, потакая своим прихотям. Гораздо удобнее ничего не вожделеть, умеренно потребляя доступные блага.

Выходит, консерваторы стремятся к гедонистическому счастью.

Подтверждения того, что консервативное поведение присуще всем людям, можно найти и в нашей культуре, в частности — в фольклоре, в русских пословицах и поговорках: «На чужой каравай рот не разевай», «Поспешишь — людей насмешишь», «Смолоду наживай, а под старость проживай» и др.

Даже легкомысленная поп-музыка подчас оказывается рупором консервативных идей.

Если внимательно вслушаться в поп-музыку (и попытаться найти там смысл), то выясняется, что а) поют почти всегда про любовь; б) в лирических композициях обязательно присутствуют временные маркеры обладания: «навсегда», «вечно» и т. п.; в) герои часто испытывают страх потерять объект любви.

Но давайте все же обратимся к более надежным детерминантам европейской культуры, чем поп-музыка, — например, к древнегреческой мифологии. Мифы входят в наш быт и речь, перерождаются в живописи и литературе, и мы невольно впитываем нравоучения эллинов.

Так, на каждый европейский язык можно перевести фразу «открыть ящик Пандоры» — и быть понятым. Неудачное творение Зевса, любопытная девушка, вопреки воле громовержца, отворила ларец, из которого по миру разлетелись беды и несчастья.

Миф о Пандоре — это предупреждение: тяга к новому и неизведанному влечет за собой ужасные последствия, не открывайте, дети, подозрительные ящики, даже если очень интересно.

Другой пример — история Аполлона и Дафны. Пораженный стрелой Амура бог безнадежно влюбился в прекрасную нимфу. Увидев ее распущенные волосы, он воскликнул: «Если они так очаровательны в своем беспорядке, какие же они, когда убраны?» Греческая мифология полна тонких психологических наблюдений.

Даже будучи опьяненным чарами любви, Аполлон чувствует какое-то раздражение от хаоса, который олицетворяют распущенные волосы Дафны.

«Причесать», упорядочить — побуждения, несомненно, консервативного толка.

Выходит, это не консервативный человек плывет в одиночку против течения, а течение консервативно само по себе, в наших головах и в нашей культуре.

Так замыкается круг

Если же говорить о политике, то консерватор закономерно видит единственной задачей власти правление, а не улучшение или учение.

Что такое государство, спрашивает он себя, и в чем оно умнее меня, чтобы давать мне советы, как я должен жить? Его можно сравнить с ведущим политических дебатов, от которого требуют лишь направлять ход беседы, но не вмешиваться в нее.

Власть в этой игре индифферентна к истине и не навязывает ее обществу, а заботится только о мире внутри системы.

Мечта консерватора — это бесконфликтные отношения как с государством, так и с другими гражданами, в первую очередь ради того, чтобы избежать смуты, которая может привести к потере его главной ценности — частной собственности.

Он ревностно оберегает свое личное пространство и требует от государства того же, взамен гарантируя абсолютный самоконтроль при принятии свободных решений.

Таким образом, между индивидом и властью признаются исключительно отношения vinculum juris (лат. «правовые узы»).

Если каждый гражданин, думает консервативный человек, будет контролировать себя и принимать свободные решения, в обществе установится равновесие различных интересов и желанная стабильность.

Как в своей личной, так и в политической жизни консерватор с опаской смотрит на обновления, которые приходят вместе с законами.

Последние, на его взгляд, должны отражать текущие изменения в жизни общества, коррелировать с ними, но ни в коем случае не предварять их.

Чтобы реконструировать или даже слегка модифицировать установленный порядок, необходим весомый повод, а законы, принятые не в соответствии с консервативными алгоритмами, — это уже не законы, а посягательство на свободу и стабильность.

Потому-то консерваторы и считают, что политика — деятельность не для молодых, и не из-за их неопытности, а из-за предпочтений и взглядов, свойственных юности. Ничто не заключено в статичную форму и не определено заранее; все возможно и привлекательно.

Мир — это зеркало, отражающее желания — но, к сожалению, не последствия.

Беззаботно и с энтузиазмом шагая в новый день, молодые люди совершенно не чувствуют груза ответственности за свои решения. Именно такие упреки мы часто слышим от старшего поколения.

Однако все рассуждения о влиянии консервативного мышления на современную нам действительность кажутся голословными без конкретных примеров.

Последние президентские выборы в США прошли два года назад, а отголоски возмущения и недоумения по поводу их результатов слышны до сих пор.

Победу кандидату от Республиканской партии Дональду Трампу обеспечила популистская консервативная повестка (и своеобразная избирательная система в США, но это уже другая история).

Для традиционно «красных» штатов: Юга, Среднего Запада и Аляски — сирена к мобилизации прозвучала еще в 2008 году, когда Барак Обама с его левой программой пришел к власти в первый раз. Он посягнул на ценности, которые в консервативной парадигме святы и неприкосновенны.

Здесь и увеличение федеральных расходов, и усиление государственного контроля, и попытки национализировать часть экономики через реформу здравоохранения. Свобода, как рыночная, так и личностная, концепция «ограниченного правительства» вдруг оказались под угрозой.

Все это повлекло за собой волну консервативных протестов, самым масштабным из которых стало «Движение чаепития» в марте 2010 года.

Надо ли говорить, что почва для популистских высказываний Трампа, находящих отклик у электората, была более чем благодатной. Пообещав оберегать традиционные ценности, чтить букву закона и гарантировав неприкосновенность частной собственности, 45-й президент США завоевал свою аудиторию, необходимую для рокового исхода выборов.

Источник: https://knife.media/conservative/

Консерватизм

Консерваторы - это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

Консерватизм (от лат. conservare — сохранять) — идеология, в основе которой лежит негативное отношение к изменениям. Сторонники считают, что изменения либо вообще не нужны, либо должны проходить медленно и постепенно.

Консерватор — это человек, который разделяет и поддерживает идеи консерватизма.

Идеи консерватизма выступают в противовес идеям социализма и либерализма.

Происхождение идеологии

Консерватизм как идеология возник во время Великой французской революции (1789–1799) среди представителей дворянства и духовенства. Эти сословия негативно относились к попытке непривилегированного сословия отстоять свои права. Они хотели сохранить свои привилегии и выгоды. В то время как представители других сословий стремились к реформам, изменениям, к равным правам.

Сам термин приписывают французскому писателю и политическому деятелю Франсуа Рене де Шатобриану. В начале XIX века Шатобриан издавал журнал под названием “Le Conser­va­teur” (“Консерватор”).

Франсуа Рене де Шатобриан, французский писатель и политический деятель.

“Редакторы данного журнала в попытке поддержать здравые взгляды сосредоточили своё внимание на борьбе с понятиями, а не с людьми, как самый эффективный способ для процветания благодатных мнений”.

Франсуа Рене де Шатобриан

Консерватизм в политике

Это идеология в политике. Основные идеи:

  • полное отрицание любых реформ;
  • защита традиций в общественной жизни, поддержание единства нации;
  • государство должно быть сильным, чтобы эффективно руководить обществом. При этом интересы государства стоят на первом месте;
  • частный бизнес должен развиваться, частная собственность уважается.

Консерватизм в России

Консервативная партия в России была с 1990 по 2005 годы. Её основатель — Лев Убожко. Однако партия просуществовала недолго из-за непопулярности идей и недостаточного количества сторонников.

Несмотря на отсутствие отдельной консервативной партии, консерваторских взглядов придерживается самая крупная политическая партия в России — “Единая Россия”. В частности, сторонники партии заявляют о социальном консерватизме. Партия также стремится придерживаться консервативного подхода к принятию законов.

Социальный консерватизм

Идеология, которая направлена на защиту традиционных ценностей, населения.

В России также осуществляет деятельность Центр социально-консервативной политики (ЦСКП).

Основные идеи Центра:

  • поддержание традиционных ценностей;
  • почитание культурных ценностей;
  • борьба с экстремизмом (использование радикальных мер для того, чтобы добиться желаемого, осуществить задуманное);
  • формулирование социальных и экономических задач, которые не конфликтуют друг с другом.

Либерализм

Либерализм (от лат. liberalis — свободный, благородный, милостивый, щедрый, обильный) — идеология, которая возникла в эпоху Просвещения в XVII веке. Продолжала набирать силу во время революций (промышленных и политических революций XVIII–XIX веков).

Подробнее читайте Либерализм.

Социализм

Социализм (от лат. socialis — товарищеский, приятельский; супружеский; союзный) — идеология, которая возникла на рубеже XVIII–XIX веков. Это идеология рабочего класса, который выступал за равенство и одинаковый уровень материального и духовного развития общества.

Создание идеологии связывают с именами трёх философов: Шарлем Фурье, Анри Сен-Симоном и Робертом Оуэном.

Отличия либерализма, социализма и консерватизма

КонсерватизмЛиберализмСоциализм
Отрицание любых реформПрогресс превыше всего. Соответственно, должны быть проведены реформыПроведение нерезких социалистических реформ
Интересы государства стоят на первом местеПолная свобода в экономической деятельности (от надзора государства): свобода предпринимательской инициативы, частной собственности, а также освобождение отношений на рынкеИмущество должно быть в общей собственности или собственности государства, материальные блага распределяются одинаково между людьми, а труд должен быть коллективным
Защита традиций в общественной жизни, поддержание единства нацииЗащита прав человека и гражданских свобод граждан от возможных актов угнетения со стороны государстваСоциальное равенство, в обществе нет классов
Сильное государство, которое руководит обществомОграничение государственной властиГосударственные функции по контролю постепенно отмирают. Так как в обществе нет классов, нет и бюрократии. Общество переходит на самоуправление

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм — идеология, возникшая в 1960-х годах. Сторонники пытались “оживить” идеи непопулярного консерватизма. Они, несмотря на свою нелюбовь к переменам, поняли, что всё же нужно меняться, подстраиваться под текущую реальность.

Основные идеи:

  • выступают за технический прогресс;
  • категорически против коренных перемен;
  • выступают за крепкие социальные институты: семью, школу, церковь;
  • выступают за большую свободу от контроля со стороны государства;
  • требуют большей независимости для частного бизнеса;
  • выступают за порядок, который поддерживается государством.

Ультраконсерватизм

Ультра — значит крайний. Ультраконсерватизм — идеология с крайне консервативными взглядами.

Сторонники абсолютно негативно относятся к изменению существующего порядка и традиционных ценностей в семье, религии, политике. По мнению ультраконсерваторов, невозможно добиться перемен в обществе с помощью принятия новых законов или программ, поддерживаемых государством.

Политические идеологии

Выделяют следующие основные политические идеологии:

  • консерватизм;
  • либерализм;
  • социализм (социал-демократизм);
  • коммунизм;
  • национализм;
  • фашизм;
  • анархизм.

Консервативный человек

Понятие консервативный также употребляется для описания взглядов или человека. Например, консервативный человек — тот, кто не принимает перемены, выступает против любых нововведений. Консервативный взгляд может быть на жизнь, отношения и др.

Консервативная медицина

Термин употребляют также в медицине. В частности, говорят консервативные методы лечения. Это означает отказ от хирургического вмешательства или других инвазивных методов лечения. В частности, когда происходит проникновение в тело человека с помощью медицинского оборудования.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/konservatizm/

Консерваторы и либералы? Идеология консерватизма в России. Аnews

Консерваторы - это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

Консерватизм – политическая идеология, признающая главными ценностями традиции и порядок, государственный строй и религию. Говоря кратко, консерватизм – это «идеология порядка и охранительства». Само слово «консерватор» происходит от латинского conservo – «сохраняю».

Консерваторы – сторонники консервативной идеологии. В политике они выступают за сохранение всего так, как было прежде, то есть против реформ и изменений. Они часто поддерживают социальное неравенство, считая его естественным и заложенным в природе человека.

В экономике они поддерживают национального производителя, выступают за протекционизм. В сфере культуры и идеологии консерваторы всегда за господство одного санкционированного государством течения.

Наряду с либерализмом и радикализмом консерватизм считается одной из основных политических идеологий современности. В отличие от либералов консерваторы выступают против глубоких и резких реформ, за высокую роль государства в жизни общества. В отличие от радикалов они не поддерживают быстрые революционные изменения, считая их опасными и вредными.

Суть консервативной идеологии

  • Главные ценности консерватизма – государство, религия, традиции, порядок. Человеческая жизнь часто признается ничтожной перед интересами государства.
  • Консерваторы зачастую выступают за монархию и сохранение социального неравенства как скелета общества. Они приводят в качестве контрпримера неудачный опыт построения социализма в СССР или национал-социализма – в Третьем рейхе.
  • Консерваторы допускают вмешательство государства и религии в частную жизнь граждан.
  • На внешнеполитической арене консерваторы всегда за сохранение прежних границ, нерушимость международных договоренностей. При этом они жестко отстаивают интересы собственного государства, не признают теорию общего блага и универсальных ценностей.

Бенджамин Дизраэли. Wikimedia

Либерализм и консерватизм не всегда жестко противостоят друг другу. Один и тот же человек может в разные периоды жизни склоняться то в пользу либерализма, то в пользу консерватизма.

В этой связи обычно вспоминают высказывание британского премьер-министра Бенджамина Дизраэли: «У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца. У того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы».

Идеологи консерватизма

Именно такой путь прошел один из идеологов консерватизма, французский политик и писатель Франсуа Рене де Шатобриан. Представитель дворянского рода, он вначале принял Великую Французскую революцию, но затем устрашился ее разгула и революционного террора. Мыслитель ударился в католичество, переосмыслил свои ценности и стал проповедником монархии и порядка.

Франсуа Рене де Шатобриан. Wikimedia

Еще одним отцом консерватизма называют английского философа той же эпохи Эдмунда Берка. В своих воззрениях он также отталкивался от Французской революции.

До нее Европа жила ценностями монархии, религии и порядка. Великая революция впервые поставила старый мир с ног на голову. Именно как реакция на нее и появился политический консерватизм.

Без перемен и потрясений не появилось бы ярых защитников старого порядка.

Эдмунд Берк. Wikimedia

В книге «Размышления о Французской революции» 1790 года Берк доказывает, что истинная свобода возможна только в рамках закона и порядка, а реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путем. Эти принципы легли в основу консерватизма.

В 1980-е на Западе появился так называемый неоконсерватизм – более приспособленное к современным реалиям учение.

Его представители отказались от особенно одиозных требований (сохранение смертной казни, запрет однополых браков, религия в школах), но сохранили главное – курс на сильное государство.

Яркими представителями неоконсерватизма считаются Рональд Рейган, Маргарет Тетчер и Ангела Меркель.

Ангела Меркель. Reuters

понятие, представители, идеи

Консерваторы - это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

План

  1. Понятие консерватизма, принципиальные отличия от других течений
  2. Основные идеи
  3. Представители

Консерватизм – современное политическое течение, наряду с либерализмом и социализмом, зародившееся в эпоху Просвещения и развивающиеся до наших дней.

Само понятие консерватизм возникает позже, чем его явление. Слово консерватизм стало известно благодаря Шатобриану с 1818 г. (в газете «Conservator»). 

Консерватизм – «реактивная идеология». Её реактивность  проявляется в том, что свои основные ценностные установки и мировоззренческие доминанты она развивала в полемике со своим главным оппонентом – рационализмом и универсализмом Просвещения. А в первой половине 19 века консерватизм развивается как ответ на вызовы Великой Французской революции.

Отличие от традиционализма: Современность консерватизма в том, что он не против изменений вообще, как например, в традиционализме.

Отличие от фундаментализма: в том, что консерватизм не рисует «идеального прошлого» к которому необходимо вернуться любой ценой, и отвергнуть современное положение вещей, как например, в фундаментализме.

Девиз консерватизма – «сохранять, изменяя» (Эдмунд Берк). Консерватизм выступает за изменения, за развитие, за современность, но обдуманно и постепенно, стараясь сохранить лучшее из старого.

Отличие от либерализма и социализма (в глобальном плане): консерватизм не является миссионерским учением.

Если в либерализме и социализме есть основная идея – миссия, во имя которой их последователи готовы изменять реальность, то в консерватизме такой идеи нет, соответственно и нет того логического универсализма, как в теориях либерализма и социализма.

Консерваторы выступают за развитие экспериментальным методом, путем «проб и ошибок», в отличие от доктринальных идей либералов и социалистов, стремящихся реализовать теоретические модели и построения.

Консерваторы ориентируются на «благоразумие», в отличие от приверженности «верному учению» остальных. Консерваторы пытаются мыслить в категориях «сегодняшнего дня», а не «светлого завтра».

Представители.

В первой половине 19 века, различался английский, немецкий и французский консерватизм. Различия между ними следующие (в общем): Английские консерваторы – прагматизм, исходили из того, что все должно приносить пользу, в стиле, зачем ломать старое, если оно может приносить пользу и сейчас.

Немецкие консерваторы смотрят иначе: они были близки с немецкими романтиками нач.19 века, их объединял поиск некой природной гармонии во окружающем мире. Помимо этого, красной нитью в их рассуждениях проходит проблема объединения и возрожения немецкой нации.

Французские консерваторы – недовольны Французской революцией, считают её национальной трагедией, их мысли посвящены тому, что делать и как обустроить правильно Францию.

Французский консерватизм:

Жозеф де Местр (1754 – 1821), «Рассуждения о Франции», основные мысли:

1) Монархия – самый сильный политический строй

2) Свобода в делах политических – порядок и иерархия

3) Политика должна опаираться не на разум, а на опыт

4) Опыт черпается в истории

5) Критика всех писанных конституций: конституцию могут писать только безумцы, т.к. она должна прорастать постепенно, естественно, а не писать за один день

6) «Всякий народ имеет такое правление, которое заслуживает»

Луи де Бональд (1748 -1840)

1) Французская революция – величайшая катастрофа

2) Власть эффективна тогда, когда предстает в форме высшей инстанции, т.е. носит трансцендентный характер

3) Человек должен употреблять на благо общества все то, что оно ему дало – философия МЫ

4) Современное разлагающееся общество (философия либерализма) – философия Я

5) Задача – восстановить единство общества

6) Государство должно быть монархическим, но допустимы демократические элементы и местные институты

Немецкий консерватизм:

Фридрих Шлегель (1772-1829), «Путешествие во Францию», «Лекции по философии», стихотворение «К немцам», «Работы по всеобщей истории». Основные мысли:

1) Германия должна отказаться от своих притязаний на роль политической державы, но должна возродиться как культурная нация

2) Делается упор на духе немецкой нации, немецкий народ не утратил своей связи с национальными корнями

3) Идея восстановления религиозного единства Западного мира – идея целостности Европы

4) Государство должно быть сословным, т.к. именно сословное государство может гарантировать свободу, государство должно обладать внутренним единством, иерархией.

5) Государство должно быть монархическим. Только монархия – основа гражданского мира, может поддерживать согласие в умах

6) Государство должно быть основано на вере, на союзе с церковью; Папе тоже нужно подчиниться монарху, но должна быть сильная национальная церковь

7) Опора на аристократию, немецкая аристократия, как носитель моральных идеалов

Людвиг Ахим фон Арним (1781 – 1831)автор романов, новелл («Хранители короны»1817) Основные мысли:

1)     Народ – это класс малообразованный, но обладающий внутренним светом, который отразился в средневековом гении

2)     Народ может образоваться в нацию, когда будут уничтожены социальные перегородки

3)     Все классы должны быть связаны национальным духом – только такая нация устоит протии чужеродных влияний

Иозеф Гёррес, «О падении Германии и условиях ее возрождения», «Германия и революция». Основные мысли:

1)     интерпретировал идеи Арнима – говорит о национальном пробужении, самосознании немцев, о политическом Возрождении Германии

2)     Государство – живой организм, государь – выражение эманации народной воли

3)     Политика – искусство удержания элементов в гармонии

4)     Каждая нация – закрытое целое, общность крови, что объединяет её в одно целое

5)     Никаких ассимиляций, за чистоту крови

6)     Отвергает попытки написать Конституцию – она должна вырастать из традиций

7)     Германия должна быть сильным федеративным государством, где во главе стоит император

Адам Генрих Мюллер (1779 – 1829), «Элементы политического искусства» (1809). Основные мысли:

1)        Развивает идею формирования немецкой нации – потребность в пробуждении в Германии национального чувства

2)        Государство – живой организм, в который интегрированы различные национальные силы, объединенные общностью языка и традиции

3)        Политика – особая деятельность, сродни прекрасному искусству, т.к. тоже устанавливает свою гармонию

4)        Цель государства – чтобы между частями государства установилась живая связь, чтобы они пребывали в гармонии

5)        Государь – специфический посредник, который устанавливает соотношение между частями, временный блюститель живого закона

6)        Государство не может иметь определение, а может иметь только идею, находиться в постоянном развитии и становлении, имеет естественное происхождение, и его нет без веры, любви и жертвенности

7)        Свобода гражданина в том, чтобы служить государству

8)        За монархический принцип, но и за сочетание республиканских моментов

Английский консерватизм.

Эдмунд Берк (1729—1797). «Размышления о революции во Франции» (1790)

1)     Одним из первых открыто выступил с обвинениями в адрес французских революци­онеров Будучи членом партии вигов, занимавшей достаточно либеральные позиции в борьбе против попыток реставрации единоличной власти короля Георга III, Берк прославился своими пламенными речами в защиту политических и гражданских прав американских колони¬стов, борьбой против коррупции и деспотизма, яркими обличениями генерал-губернатора Индии.

2)     Теория естественного права и общественного договора всего лишь мнимое умозаключение

3)     Софистичность политической теории Просвещения заключается в ее абстрактности и априоризме

4)     Чувства, страсти, желания господствуют в человеческой природе и всегда сопутствуют рационально организованным интересам

5)     Человеческая природа сложна и запутанна, – пишет Берк, – общественные интересы тоже сложны чрезвычайно, и, значит, нет такого политического направления, нет такой власти, которая устраивала бы каждого.

Сэмюэла Тейлор Колридж (1772-1834), последователь Берка, поэт-романтик. «Устройство Церкви и Государства в соответствии с идеей каждого из них» (1830).

1)     Люди, полагает он, могут жить только сообща, и только сообща они создают гражданское общество. В обществе человек – нечто гораздо большее, чем просто индивид, так как он живет согласно определенным принципам и стандартам, установленным государством.

Но человек, по Колриджу, существо не только общественное, но еще и моральное, связанное с определенной ценностной системой. Поэтому общество – и это центральный пункт политической философии мыслителя.

– он понимает как «моральное единство, органическую целостность»

2)     Государство – это также моральная целостность, выходящая за пределы чувственного опыта составляющих его индивидов; при этом благо государства является благом для всех его подданных.

3)     Место индивида в обществе определяется не его равными с другими правами и свободами, но его ценностью для государства. А эта ценность, в свою очередь, как и любое моральное установление, детерминирована опытом.

Поэтому то, что мы называем правами и обязанностями, – а они неразделимы, – есть лишь внешние знаки, благодаря которым мы можем знать, обладает ли индивид своим местом в обществе и государстве. Поэтому неправильно говорить: все люди имеют равные права и обязанности.

Правильнее было бы сказать: все в равной степени обладают правами и обязанностями.

От Андреаса: 

Морфология консервативного стиля мышления (согласно К. Манхейму) (в первую очередь в отличие от либерального рационалистического мышления):

1) Придерживается того, что непосредственно дано и действует. Конкретно.

2) Замена одних единичных фактов другими (за улучшение). Консервативный реформизм – это изменение не системы в целом, а отдельных ее деталей.

3) Консервативная идея свободы: люди неравны по талантам и способностям, но каждый должен обладать возможностью их развивать без препятствий извне.

4) Акцент делается не на субъекта и оптимизированное гражданское общество, а на народ и сословие как органическое сообщество.

5) Стремится завершить уже формирующееся (метод ), а не технико-рационалистичокругленияески изобрести, как должно быть.

6) Мышление интуитивное, а не структурное.

7) Настоящее – это последующийпункт прошлого, а не начало будущего.

8) Понятие “разума” вторично по отношению к понятиям “история”, “жизнь”, “нация”

9) Дедукционализму естественного права противостоит иррационализм действительности.

10) Вводится понятие организма, который уникален и для него не его улучшения нет универсальных абстрактных решений.

11) Целое не сумма частей (народ – это не сумма Я, есть еще народный дух).

12) Динамическая концепция разума (разум не трансцендентален истории и миру).

Литература

Федорова М.М. “Западноевропейский консерватизм первой половины 19 века”

Ответ предыдущего курса:

1. Общее понятие.

Консерватизм содержит в себе широкий спектр идейно-политических течений, черт консерваторов – вера в высший порядок на основе религии: пессимистический взгляд на природу человека и скептицизм в отношений возможностей разума; органицистская и иерархическая концепция общества, имперские амбиции во внешней политике; почтение к политической и духовной власти; подчеркивание значения традиций, преимуществ крайне медленных, осторожных изменений; обращение к нации и народу.

-Формирующаяся на рубеже XVIII -XIX вв. консервативная идеология основные ценностные установки развивала в полемике со своим главным оппонентом -рационализмом и универсализмом Просвещения.

2. Английский консерватизм

Эдмунд Бёрк – «Размышление о революции во Франции» критика идей Просвещения: нельзя абстрактно рассуждать о правах и свободе, против рассуждения о полит, процессе вне исторических рамок, идея суверенитета народа неприемлема, абстрактные идеи бесполезны, т.к. в каждом обществе есть свое понимание этих идей. Традиция играет роль общественного договора.

Семюэль Тейлор Колридж – основная тема исследований – каким образом своевольные и непокорные люди могут жить сообща, не истребляя при этом друг друга.

Томас Калейль -Против либеральных ценностей и просвещенческих ценностей. Осуждает разлагающее влияние реформации- разрабатывает тему героя, вносит социальную ориентацию в консерватизм.

3.Французский   консерватизм   (еще   более консервативен, чем английский) Жозеф де Местр. Осн. идеи – человек есть существо общественное, религиозное. Критикует принятие французской конституции,т.к. К.- дело естественное,

Источник: http://poligugn2005.pbworks.com/w/page/26721516/19%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%3A%20%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%2C%20%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B8

Кратко и понятно — консерватизм, что это: понятие, определение

Консерваторы - это приверженцы старых проверенных взглядов на жизнь

Каждый человек имеет свои собственные взгляды на жизнь, на увлечения, на различные процессы, происходящие вокруг. У каждого есть своё видение проблемы или ситуации. Разные люди — разные мнения.

Люди по-разному относятся к изменениям, которые происходят вокруг них. Некоторые только рады любым нововведениям или новым событиям, идущим после них. Это может касаться и изменений жизненных ценностей, политической обстановки или же банального изменения распорядка дня. Такие люди охотно подстраиваются под новые веяния времени и общества.

Но есть люди, которые придерживаются уже привычных всем устоев и традиций. Нововведения они принимают неохотно, во всяком случае склоняются к их принятию в рамках существующей общественной системы, имеющей свои сложившиеся традиции и устои. Позиция такого плана именуется консерватизмом. Что это такое, будет подробно рассказано далее в статье.

Что такое консерватизм — определение

Для начала стоит раскрыть само определение консерватизма. Это не является сложным в понятии термином. Всё довольно просто и понятно.

  • Консерватизмом называют приверженность традиционным устоям и порядкам. Приверженцы такой идеологической позиции склоняются к сохранению традиций в обществе, а также устоявшихся религиозных или социальных доктрин в зависимости от взглядов и рода деятельности индивида. Консерватизм провозглашает общественную традиционность, сохранение её и последующее принятие.

Консервативная идеология допускает введение некоторых изменений в общественной жизни и политической ситуации в государстве, но при этом весьма негативно относится к введению слишком радикальных реформ, способных резко изменить общество и государство в целом. Такие резкие реформы воспринимаются консерваторами как экстремизмом и не имеют права на существование.

Если рассматривать консерватизм не в общем понятии, а с точки зрения политической идеологии, то можно отметить некоторые тенденции, к которым стремятся прийти консерваторы.

Приверженцы этой идеологии выступают за укрепление безопасности, стараются рассматривать только традиционных союзников государства и поддерживать их.

Также следует отметить поддержку протекционизма в области внешнеэкономических отношений государства и допущение применения военной силы в случае наличия в этом прямой потребности. То есть, можно отметить приверженность традиционной активности на международном политическом пространстве.

Причина появления консерватизма

Появление консервативной идеологии связано с определёнными событиями, повлёкшими потребность в принятии новой идеи, которая смогла бы явиться реакцией на существующий порядок и происходящие процессы в обществе. Причиной возникновения новой идеологической парадигмы стала Французская революция.

Как писал в своём знаменитой памфлете Эдмунд Бёрк, происходившее в то время можно было назвать не иначе как «ужасами Французской революции». Далеко не все представители французского общества смогли принять новые революционные идеалы.

Результатом стало появление новой идеологической концепции, провозглашавшей новые настроения в обществе.

Консерватизм стал не просто идеологией. Идеи этого толка противопоставлялись другим двум идеологиям: либерализму и социализму. Либерализм требовал наличие и соблюдение экономических свобод, а социализм — социального равенства.

Свой вклад, помимо Эдмунда Бёрка, внесли и другие видные деятели: австрийский канцлер Клемент Меттерних, французский иезуит Жозеф де Местр, а также английский философ Томас Гоббс.

Участие столь серьёзных персон в упрочении позиций консерватизма сыграло свою роль, и эта идеология начала становиться всё популярнее.

  • В современном обществе консерватизм является одной из трёх базовых идеологий, наряду с социализмом и либерализмом. Следует учитывать тот факт, что консерватизм иногда путают с традиционализмом или обскурантизмом. Путаница может произойти из-за того, что в общем у этих идеологических взглядов есть определённые сходства. Но обскурантизм и традиционализм являются чуть более радикальными, чем консерватизм.

Современный консерватизм является даже более гибким и склонным к нововведениям политическим течением, чем другие. Появившиеся позже вариации консервативной идеологии лишнее тому подтверждение.

На данный момент в разных государствах мира ещё имеются консервативные партии, появившиеся ещё очень давно и до сих пор сохраняющие своё существование. Их позиции, программы и предвыборные лозунги основываются на консервативных положениях, но с учётом современных реалий.

Следует также отметить, что многие консервативные партии остались консервативными лишь на бумаге, по сути растворившись в группе других «демократических», «либеральных» и «социалистических» партий. Иногда позиции консерваторов заостряются только на отношениях с либералами и социалистами.

Также можно отметить тот факт, что нередко политический консерватизм перетекает в своеобразный национализм, призванные упрочить права коренных жителей государства и ограничить права многочисленных мигрантов, прибывающих в страну. В этом есть своя идея, благоприятная для общества.

На данный момент во многих государствах до сих пор есть консервативные партии, имеющие вес на политической арене страны, а также претендующие на непосредственное участие в принятии решений как внутри, так и вне государства.

Психологический тип консерватор

Всем известно, что каждый человек имеет свои особенные черты характера, формирующие его личность в целом. Разделить людей, учитывая их психологические особенности можно по-разному. Следует только выбрать условный критерий для последующего выделения групп из людей с одинаковыми характерными чертами.

Людей можно разделить на два типа. Можно взять два крайних психотипа человека: радикал и консерватор.

Радикал — это человек, который склонен к постоянным изменениям, его не устраивают существующие нормы и правила, а также окружающая обстановка.

Его целью является изменение имеющегося порядка для достижения комфорта и собственного удовлетворения. В хаосе постоянных изменений и есть его удовлетворение.

Консерватор — человек совершенно другой формации. Его идиллия заключается в сохранении оптимальных кондиций для существования и удовлетворения своих потребностей. Консерваторы не любят многое менять в своей жизни. Улучшение существующих условий консерваторам свойственно, но радикальные изменения их не привлекают.

Если говорить начистоту, то довольно редко можно встретить чисто консерватора или чисто радикала. В каждом человеке сочетаются черты и радикала, и консерватора. Образуется «золотая середина», которая и является оптимальным вариантом.

Источник: https://psiho.guru/terminy/konservatizm-chto-eto-kratko-i-ponyatno.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: