Конституция развитого социализма. Принятие Конституции развитого социализма: дата

Новая Конституция СССР 7 октября 1977

Конституция развитого социализма. Принятие Конституции развитого социализма: дата

С момента ввода в действие прежней Конституции 1936 г. прошло более 40 лет, и приближающийся шестидесятилетний юбилей советской власти побудил руководство СССР активизировать работу конституционной комиссии под председательством Л. И. Брежнева.

Новая Конституция должна была закрепить произошедшие изменения в социальной, экономической и национальной сфере, в большей мере соответствовать нормам международного права и знаменовать собою достижения советской вла-сти за прошедшие десятилетия. 4 июня 1977 г.

был опубликован проект Конституции, в обсуждении которого приняло участие в различных формах (в том числе и формально) 140 млн человек. Были внесены изменения в 118 статей из 173 и добавлена еще одна новая статья о наказах избирателей. 7 октября 1977 г.

текст Конституции был утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

В Конституции провозглашалось построение в СССР развитого социализма, складывание новой исторической общности людей – советского народа и переход от диктатуры трудящихся к общенарод-ному государству рабочих, крестьян и интеллигенции, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех. В статье 6 законодательно закреплялась роль КПСС, про-возглашенной “руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической сис-темы” Далее в этой статье говорилось, что, “вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма”.

Конституция утвердила в дополнение к прежним правам положения о всеобщем среднем образовании, о праве на выбор профессии и на жилье. Помимо перечисления прав, в Конституции были определены гарантии их выполнения.

Так же, как и в предыдущей Конституции, провозглашались основные, демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т. д. В Основной закон были включены десять положений Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений.

Конституционно закреплялась уголовная ответственность за пропаганду войны.

Основным направлением развития политической системы советского общества в статье 9 Конституции провозглашалось “дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения”. Статья 5 Конституции вводила институт референдума. Число общественных организаций в 70-е гг. значительно увеличилось, как и их роль в советском обществе. В Советах всех уровней в начале 80-х гг. работало 2 млн 270 тыс. народных депутатов. Существовало около 250 тыс. комитетов народного контроля. При всей заформализованности деятельности этих организаций это был пусть и ограниченный, но опыт местного самоуправления, уступка правящих кругов возросшей общественной активности в начале 70-х гг.

Вместе с тем провозглашение Конституции развитого социализма обозначило определенный самодостаточный застой в общественной жизни СССР. В этих условиях политические права часто являлись фикцией и не соблюдались. Политические изменения не коснулись верхов, где в этот период фиксировались многочисленные примеры коррупции.

Нарицательной впоследствии стала деятельность министра внутренних дел Щелокова. За период с 1975 по 1982 г. он получил безвозмездно 80 тыс. рублей (в том числе 30 тыс. рублей на ремонт квартиры). Под видом служебных из фондов МВД производилась оплата содержания 9 квартир Щелокова, его родственников и друзей.

К тому же он имел 3 личные дачи (одна из них стоимостью 200 тыс. рублей), несколько бесплатных “мерседесов-бенц”, выделенных якобы для обеспечения безопасности во время Олимпиады-80, антикварные ценности на 248,8 тыс.

рублей, украшавшие квартиру министра и его родственников, спецмагазин МВД исключительно для членов его семьи, а также возможность бесплатно получать живые цветы стоимостью до 15 тыс. рублей в год, якобы возлагаемые к Мавзолею Ленина и могиле Неизвестного солдата.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ СССР ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 Г

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3.

Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное ание (референдум).

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийные организации действуют в рамках Конституции

СССР.

Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.

Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на 320

социально-культурные мероприятия и материальное поощрение. Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.

Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных

организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Из Конституции СССР 1977 г.

КРИТИКА ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ

1. Конституция — основной закон государства. Она должна не только определять экономическую и политическую систему (государственный строй), но и дать правовые основы, четко сформулированные положения закона, исполнение которых может быть подвергнуто объективной проверке.

Между тем большинство статей Конституции записаны в виде деклараций, а не конкретных правовых норм.

В качестве примера можно привести ст. 5 о референдумах.

Какие «наиболее важные» вопросы государственной жизни, в каких случаях, в каком порядке должны ставиться на всенародное обсуждение (референдум)? Как проверить, соблюдается или нарушается ст. 5 Конституции?

Этот вопрос приобретает особое значение в силу того, что за все время существования советского государства, т. е. за 60 лет, не было проведено ни одного референдума. Всенародное одобрение государство получает на специально организуемых митингах, где произносятся парадные (заранее тщательно отработанные) речи и раздается торжественное «ура»!

Несмотря на то, что упоминание о референдуме содержалось и в прежней Конституции, вопрос о вторжении советских войск в Чехословакию в 1968 г. был решен не только без всенародного обсуждения или ания, но и без извещения народа о подготовке и осуществлении этой акции.

Таких примеров декларативности, неконкретности статей Конституции можно привести десятки. Именно отсутствие характерных черт закона, правовых основ превращает этот важнейший для жизни народа документ в трескучую и хвастливую декларацию.

С этой точки зрения особых возражений заслуживает преамбула Конституции, которая никакого отношения к основному закону как к правовому документу не имеет.

2. Основным пороком Проекта является вопиющее и ничем не прикрытое противоречие между ст.ст. 1 и 2 и ст. 6.

Ст.ст. 1 и 2 декларируют СССР как общенародное государство, в котором народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

В то же время ст. 6 ядром политической системы объявляет КПСС. Более того, вторая часть ст. 6 прямо устанавливает, что все важнейшие государственные вопросы решают не Советы, а КПСС (практически — высшее руководство КПСС).

По существу нового здесь ничего нет.

Новое и имеющее значение состоит лишь в том, что открыто закрепляется и усиливается существующее положение, при котором именно руководящий орган КПСС решает все политические, экономические и международные вопросы (т.е.

все вопросы, подлежащие компетенции государства). Даже важнейшие международные соглашения подписываются не главой государства и не правительством страны, а партийным руководителем.

Обсуждая этот вопрос, мы не можем игнорировать то обстоятельство, что на протяжении десятилетий не было ни одного случая, чтобы Верховный Совет СССР не одобрил и не придал силу закона какому-либо решению Политбюро или Пленума ЦК КПСС.

(…)

Никакая степень свободы и демократии немыслима без борьбы идей. Монопольное положение единственной в стране партии, подчинение идеологии этой партии всех сторон государственной, политической, экономической и общественной жизни может быть признано полезным или вредным для общества, но не может быть, не должно именоваться демократией.

Мы уже устали удивляться тому, что главы государств подписывают международные договора и соглашения не с главой СССР, а с партийным руководителем. Теперь удивляться уже не надо. Конституция закрепляет законодательно то положение, что основой политического строя нашей страны являются не Советы депутатов трудящихся, а КПСС.

о главе 2

Не затрагивая большого и самостоятельного вопроса о степени эффективности социалистической экономики, позволю себе сделать по главе 2 следующие замечания:

1. Ст. 13 Проекта декларирует свободный труд советских людей как источник роста общественного благосостояния народа.

Такая декларация не вызывает возражений сама по себе, но должна обязательно сопровождаться категорическим указанием на недопустимость всех форм принудительного труда…

2. Ст. 16 Проекта декларирует участие коллективов трудящихся и общественных организаций в управлении предприятиями и объединениями. Однако не установлено форм и способов этого участия.

Не установлено процедуры разрешения могущих иметь место конфликтов в сфере управления производством, в решении вопросов организации труда и быта и т.д.

С.В. Каллистратова. Некоторые замечания по поводу «Проекта Конституции СССР» 1977 г.

“РУКОВОДЯЩАЯ И НАПРАВЛЯЮЩАЯ РОЛЬ”

РГ: Любопытно: в сталинской конституции 1936 года “партия” упоминалась всего один раз, в ряду других общественных организаций, в самом конце текста. Выходит, не так уж последователен был Леонид Ильич, коль скоро нарушил такой важный сталинский завет?

Бурлацкий: Когда готовилась брежневская конституция, в которую Александр Бовин вкатил пассаж о руководящей роли партии, я сделал ему замечание: но этого даже в сталинской конституции нет.

В сталинской, говорит, нет, зато есть прямое указание Леонида Ильича. Кстати, Брежнев и меня хотел к себе помощником взять, отбился с большим трудом.

То был еще один способ “успокаивать” реформаторов – давать посты, втягивать их в свой “меловой круг”.

Вот когда ко мне пришло настоящее разочарование в своей деятельности: что я делаю в ЦК? для чего я здесь? Я ученый и неплохой журналист, не вписываюсь в тот политический поворот, который произошел в стране, значит, надо уходить.

С этим и пришел к Андропову: прошу меня отпустить в отставку, я не аппаратный человек. Он не стал возражать, потому что и сам висел на волоске. Я ушел от него в полном расстройстве, рассчитывал все-таки на другой разговор.

Российская газета

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/novaia-konstitutsiia-sssr

Конституция 1977 года: значение, плюсы и минусы

Конституция развитого социализма. Принятие Конституции развитого социализма: дата

К 1977 году принятие новой конституции должно было произойти. В Советском Союзе к тому времени произошли преобразования в социально-экономическом плане, покончено с эксплуатацией, страна успешно развивается, и уже существенно изменился политический строй.

Конечно, по-прежнему единственным руководящим органом оставалась незыблемая партия коммунистов, но позади остались развенчанный культ личности вождя народов, период, когда нужно было действовать жестко и даже жестоко, удерживая власть и борясь с противниками советского образа жизни, а классовой борьбы уже не существовало.

Конституция победившего социализма

Принятую в 1936 году Конституцию было решено изменить, внеся важные коррективы, еще в 1962 году. Была уже даже создана Конституционная комиссия, которую возглавил Никита Хрущев. Однако вскоре он был смещен с должности, и вскоре Леонид Брежнев был назначен председателем комиссии, о чем свидетельствовало постановление Верховного Совета. Это был уже 1964 год.

Эта конституция разрабатывалась длительное время, и главным при разработке проекта был вопрос – какое общество строит страна, ведь уже исторически отпала нужда возвеличивать и отдавать приоритеты определенным слоям общества, а других отодвигать на второй план.

Теперь Основной Закон страны должен был отобразить в полной мере победу развитого социалистического общества. А разрабатывался данный документ потому так долго, что это был завершающий этап построения зрелого социалистического общества.

И когда он набрал свою силу, только тогда можно было теоретически осмыслить этот период, определить концепцию победившего социализма и отразить это документально. Потому разработка новой конституции стала проходить намного быстрее уже в 70-е годы.

Страна начала жить по-новому

Разрабатывало проект конституции не только правительство. И граждане страны тоже активно участвовали в обсуждении. На протяжении нескольких месяцев на различных предприятиях и в организациях, по месту жительства и в военных частях, на пленумах, собраниях и конференциях люди решали судьбу страны. Более 400 000 предложений они внесли в статьи проекта.

  • Новая конституция утверждала, что в стране существует нерушимый прочный союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
  • Теперь государство выражало интересы каждой социальной группы и каждой народности, а также всех слоев общества.
  • В документе утверждалось, что в стране действует программа, направленная на социально-культурную политику, учитывая при этом потребности всех слоев общества.
  • Благодаря принятию новой конституции, у граждан страны появилось больше прав и гарантий. Прежде всего это права на жилище и охрану здоровья, появилось больше возможностей пользоваться культурными достояниями, расширилась свобода в сфере научного, технического или изобразительного творчества.
  • У граждан страны теперь появилась возможность вносить свои замечания, если они были недовольны работой государственных или административных структур, критиковать недостатки в их работе.
  • Но также для жителей страны был расширен и круг обязанностей, появился и такой термин, как «долг граждан».
  • Законности были уделены многие положения исходя из того, что сама она являлась в социалистическом обществе одним из важных принципов политической системы. От государственных органов и должностных лиц теперь требовалось охранять граждан, а именно их права и свободы.
  • Уважительное отношение было проявлено и к союзным республикам. Если раньше у них и имелись гарантированные права, то теперь они могли координировать и контролировать развитие экономики и социальной сферы на своей территории, союзные власти могли теперь решать организационные вопросы, касающиеся проблем страны, и участвовать на уровне законодательных инициатив в Верховном Совете СССР.

Не все так идеально в Конституции 1977 года

В Конституции, принятой в 1977 году, есть много положительного, но все же некоторое несоответствие между статьями и теми фактами, которые происходили в те времена в Советском Союзе, имеются.

  • В первых статьях документа говорится о том, что СССР – это общенародное государство. То есть народу принадлежит власть. Ее он осуществляет через Советы народных депутатов, они в свою очередь являются политической основой страны. Но далее в Законе говорится о том, что основой политической системы является КПСС, а все самые важные вопросы государственного значения – политические, экономические, международные – решаются на высшем партийном уровне. Советы остаются в стороне.
  • К отрицательным фактам можно отнести и принудительную службу в армии. Причем призывникам грозила уголовная ответственность за отказ от воинской повинности, не учитывались никакие факторы – ни религиозные, ни идейные.
  • Не была четко прописана норма, позволяющая уехать за рубеж, отказавшись от советского гражданства. Значит, советский человек не обладал подлинной свободой и демократическими правами, как утверждалось в Конституции.
  • Несмотря на уверения Основного Закона, нельзя было устраивать шествия или демонстрации, митинги или собрания, высказывать убеждения, не соответствующие идеологии Коммунистической партии. А свобода слова контролировалась, пресекаясь партийными цензорами.
  • Все так же за рабочим классом сохранились приоритеты как ведущей силы общества.

Если сравнить Основные Законы страны

Новая Конституция отличалась от предыдущей тем, что уже не определяла экономическую основу государства как сформированную путем ликвидации капиталистической системы хозяйствования и частной собственности.

Принятый документ утверждал социалистическую собственность, а экономика успешно двигалась вперед благодаря успешному применению научно-технического прогресса во всех отраслях производства и технической оснащенности народного хозяйства.

  1. В Конституции 1977 года содержатся 174 статьи. А открывает ее преамбула, чего не было раньше в Основном Законе. Эта вводная часть, которая была впервые введена в документ, имеет важное значение, так как благодаря ей можно узнать из краткого обзора о значимых событиях советского государства и об обществе развитого социализма.
  2. В предыдущем Основном Законе 146 статей, разделенных на 13 глав. А его преемница имеет главы и заголовки, чтобы легче было ориентироваться, а еще 75 статей, которых прежде не было.
  3. И хотя 99 статей уже раньше существовали, но только 17 перешли в новый документ, не претерпев никаких изменений.
  4. Если раньше в конституциях утверждалось, что рабочему населению государства или трудящимся принадлежит власть, то теперь появилась иная формулировка: власть «принадлежит народу».
  5. Советский Союз на мировой арене всегда являлся сильной державой. А новая Конституция могла лишний раз продемонстрировать мощь страны, укрепить ее позиции, но и доказать, что существует социалистическое содружество.

Источник: https://plusiminusi.ru/konstituciya-1977-goda-znachenie-plyusy-i-minusy/

Кто принял конституцию развитого социализма. Принятие конституции ссср

Конституция развитого социализма. Принятие Конституции развитого социализма: дата

Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции – развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

На рубеже 60-х – 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что “нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме”.

Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии — Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: “движение – все, конечная цель – ничто”.

Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

Впервые концепция была обнародована в докладе “Пятьдесят лет великих побед социализма”, с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г.

, на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма.

Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым “периодом застоя”.

Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е.

гармоничного сочетания всех сфер и отношений – производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических.

Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

Конституция СССР 1977 г

К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа “конституцией развитого социализма”. Работа над новым Основным Законом страны была начата еще при Н.С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС.

Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста – Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н.В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г.

был отправлен на пенсию.

В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет.

Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии.

СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся – в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса – в партию всего народа.

Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу.

Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР.

Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы.

К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами.

Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства (“центра”) за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. – 20.

Конституция запрещала частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласила укрепление “новой социальной и интернациональной общности” – советского народа – и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны и введены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе.

Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Новый советский лидер предостерег “от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма”, признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что “мы не знаем общества, в котором живем”.

В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К.У. Черненко.

Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ “стадии развития общества”, степень решения национального вопроса.

Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь – М.С. Горбачев.

В 1977 году произошло принятие Конституции развитого социализма. В ней на уровне законодательства закреплено завершение построения в стране развитого социалистического общества.

Это был последний основной закон СССР, по которому страна жила последние 13 лет. Это, по сути, самая демократическая Конституция Советского Союза.

Причиной принятия данного документа послужила неактуальность предыдущего Сталинского основного закона.

Что собой представляла новая Конституция

Основной закон состоял из Преамбулы (введения), 9 разделов, состоящих из 21 главы, включающих в себя 174 статьи.

Конституция принималась в годовщину Октябрьской революции, поэтому вместо введения был включён обзор всех достижений страны за 60 лет советской власти.

Обиходное выражение «развитой социализм» появилось из-за того, что в документе советское общество было названо развитым социалистическим.

После принятия Конституции развитого социализма в СССР были рассмотрены и утверждены Основные законы во всех республиках Союза. По сути дела, они дублировали Конституцию страны Советов. После всенародного обсуждения Конституции Советских республик были приняты.

Предпосылки

Необходимость принятия новой Конституции СССР – Конституции развитого социализма – назревала давно. Ещё во времена Сталина было дано указание начать работу по подготовке нового проекта Конституции, но его смерть не позволила этого сделать. Во времена Хрущёва этот вопрос был поставлен вновь.

Была создана специальная Конституционная комиссия, которую возглавил Н. С. Хрущёв. Подготовка проекта была начата. В августе 1964 года был представлен проект, который не был принят, так как требовал серьёзной доработки. В этом же году место председателя данной комиссии занял Л.И.

Брежнев и в неё были включены 33 новых члена взамен выбывших.

Необходимость изменения Основного закона состояла, прежде всего, в том, что старая Конституция, принятая в 1936 году, не соответствовала тому обществу, тем общественным отношениям, которые сложились сорок лет спустя. Произошло слишком много изменений, в связи с этим политический режим трансформировался в сторону смягчения. Его никак нельзя было сравнить с тем, что был во времена Сталина.

Юристам, входившим в комиссию по подготовке Основного закона, необходимо было отойти от трёх основных догм, на которых базировалась прежняя Конституция – это классовая борьба, диктатура пролетариата и буржуазия как основной враг. Диктатура пролетариата, как переходная фаза, была установлена, классовая борьба на тот момент отсутствовала, так же как и буржуазия.

Основные различия

Основной предпосылкой принятия Конституции развитого социализма в СССР являлся экономический прогресс по сравнению с 1936 годом.

Он, прежде всего, выражался в том, что в 1936 году вся экономика строилась на ресурсах, доставшихся стране от ликвидированного капитализма, в результате национализированных предприятий, банков.

На момент разработки новой Конституции всё народное хозяйство имело базис, сформированный в течение последних десятилетий. Действовали собственные, построенные в прошедшие годы, предприятия, которые на тот момент имели передовые технологии и выпускали качественную и востребованную продукцию.

В 30-х годах численность рабочего класса как гегемона составляла меньшую часть, треть всего трудоспособного населения страны. В 70-е годы двадцатого века рабочий класс составлял уже две трети.

Отсутствие классовой борьбы привело к тому, что основой государства, его опорой становится весь народ. Государство из пролетарского становится общенациональным.

Самым популярным лозунгом того времени становится единство рабочего класса, колхозников и интеллигенции. Буржуазия, как класс, перестала существовать.

Народное обсуждение

Источник: https://otvotke.ru/kto-prinyal-konstituciyu-razvitogo-socializma-prinyatie-konstitucii/

Принятие Конституции

Конституция развитого социализма. Принятие Конституции развитого социализма: дата

В новой редакции Конституции СССР было отмечено, что «диктатура пролетариата» полностью выполнила те задачи, которые были перед ней поставлены и Советский Союз стал общенародным государством.

Кроме того, в документе была закреплена система органов управления, уже сложившаяся на тот момент. Высшим органом власти считался Верховный Совет. В его состав входили две палаты: Совет Национальностей и Совет Союза.

Срок его полномочий был увеличен до пяти лет.

О том, в каком году было принятие Конституции «развитого социализма», о предпосылках, способствовавших ее появлению, и об изменениях в ней читайте в этой статье.

Советский конституционализм

Изучение истории создания Основного Закона СССР имеет большое политические, социально-экономическое и научно-культурное значение. Одним из центральных аспектов становления российской государственности является принятие Конституции «развитого социализма». Год 1977 стал важной ступенью в дальнейшем развитии страны.

В истории Советского государства было всего 4 конституции: 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. У них были разные сроки действия, что свидетельствовало о некоторых изменениях, происходящих в жизни общества.

Кроме того, они отображали появление новых или усовершенствование старых концепций.

Также каждый обновленный основной закон страны подводил итоги действия предшествующего, после чего государство открывало следующий этап своего развития.

причина

Разработка нового документа и последовавшее за ней принятие Конституции «развитого социализма» связано со значительным изменением политического режима в СССР.

Несмотря на то что общественный строй был все так же строго организованным и управлялся представителями единственной имеющейся в стране партии, государство стало освобождаться от культа единовластия, который привнес в свое время И. В. Сталин.

Произвол и беззаконие, а также безграничный страх, господствовавший в эпоху тоталитарного правления одной личности – все это было публично осуждено самой правящей Коммунистической партией.

Когда шаги, сделанные в направлении признания ошибок и перегибов, убедили общество в невозможности возвращения прежнего режима, встал вопрос о том, что разработка и последующее принятие в СССР Конституции «развитого социализма» просто необходимы.

Формирование специальной комиссии

Было решено приступить к первому этапу подготовки новой редакции основного закона. В первую очередь, создали специальную Конституционную комиссию. Ее формированию предшествовал доклад секретаря ЦК КПСС Н. С.

Хрущева на заседании Верховного Совета СССР 25 апреля 1962 г. В этот же день состоялось совещание, на котором и утвердили состав комиссии.

С этого момента началась непосредственная разработка и дальнейшее принятие Конституции «развитого социализма» (руководитель проекта – Н. С. Хрущев).

Когда Л. И. Брежнев занял пост первого секретаря, он автоматически взял на себя функции председателя Конституционной комиссии.

Надо сказать, что состав ее несколько раз менялся, но принцип формирования оставался прежним – туда входили первые лица государственного и партийного руководства, представители союзных и автономных республик, краев и областей, а также делегаты от рабочих и крестьян, научные работники и т. д.

Разработка проекта

На начальной стадии написания документа встал вопрос о том, каким же является на данный момент советское общество и куда оно будет двигаться в дальнейшем. Позиция, основанная на “диктатуре пролетариата”, была неактуальной, потому что «классовой борьбы» как таковой уже не было.

Для того чтобы отойти от прежней идеологии и построить принципиально новое общество, требовалось время. Прежде чем появилась теория о «развитом социализме», прошло почти 15 лет. Но как только ее основы сформировались, написание проекта Конституции стало продвигаться значительно быстрее.

Обнародование

Проект нового основного закона опубликовали в начале июня 1977 г. не только в центральных, но и в республиканских, областных и краевых газетах. Он активно обсуждался в течение четырех месяцев – с 5 июня и до конца сентября.

Согласно официальным данным, в процессе обсуждения нового проекта приняло участие более 140 млн человек. А это около четырех пятых всего взрослого населения Советского Союза. Всенародное обсуждение по этому поводу дало возможность внести примерно 450 тыс.

предложений о поправках, которые были направлены на уточнение, улучшение или дополнение статей проекта.

Основные аспекты внутренней и внешней политики

Главным направлением развития советской государственно-правовой системы провозглашалось совершенствование и укрепление социалистической демократии.

Этому и должно было способствовать принятие Конституции «развитого социализма». При ком такая идея могла бы быть осуществлена? Конечно же, при Сталине об этом не могло быть и речи.

Со времени его единоличного правления власть в стране кардинально изменилась.

Также в новом основном законе закрепили социальную основу советского государства – крепкий союз рабочих и крестьян с интеллигенцией. Он подразумевал достижение некой социальной однородности общества, а также равные возможности для всестороннего развития каждого человека.

Что касается внешней политики, то в Конституции были четко сформулированы основные положения, направленные на установление мира, международного сотрудничества и обеспечение безопасности всех без исключения народов.

Также провозглашались и прогрессивные принципы добрососедских отношений между Советским Союзом и другими странами.

Составной частью мировой социалистической системы являлось содружество государств с такой же политикой, как и у СССР.

Экономика

Принятие Конституции «развитого социализма» должно было поспособствовать значительному подъему как культурного, так и материального уровня жизни советских людей.

Для этого разработали специальную научно обоснованную и долговременную экономическую стратегию. Главную роль в ней играло Советское государство.

Оно должно было обеспечить организацию производства, благоприятные условия для создания современной материально-технической базы и разработать нормативные акты, которые бы регулировали хозяйственные отношения.

Разработчики нового основного закона исходили из того, что принятие Конституции «развитого социализма» еще лучше закрепит уже исторически сложившийся мощный, единый и успешно действующий механизм народного хозяйства. Этот документ впервые в истории зафиксировал на законодательном уровне особую экономическую систему СССР.

Формы собственности

Принятие Конституции «развитого социализма», дата утверждения которой была лишь вопросом времени, в основу экономической системы поставило социалистическую собственность на все средства производства, делившуюся на две формы. Одна из них была государственной общенародной, а другая – колхозно-кооперативной.

Правда, был еще один вид социалистической собственности – это имущество профсоюзных и других общественных организаций. Но лишь первые две формы определяли характер народного хозяйства и деление общества на представителей дружественных классов – рабочих и крестьян.

При этом главной задачей государства, закрепленной в новой Конституции, являлась охрана социалистической собственности.

Советская экономическая система предусматривала и право на личное имущество. Ее источником был общественно полезный труд. В Конституции 1977 г. были заложены основные положения правового статуса всех без исключения форм собственности с указанием их субъектов.

Права и обязанности

Новый основной закон гарантировал социальную справедливость граждан СССР. В Конституции закреплялось право на труд, отдых, образование, материальную компенсацию в случае потери кормильца или утраты трудоспособности. Говорилось в документе и о свободе слова и печати, демонстраций и уличных шествий, митингов и собраний и т. д.

В обязанности советских людей вменялось соблюдать законы СССР, быть достойным звания гражданина СССР, а также добросовестно трудиться и быть дисциплинированным на работе, оберегать интересы государства и всячески способствовать укреплению его авторитета и могущества и др.

Отдельно говорилось и о священном долге каждого советского человека – защите социалистического Отечества. Измена Родине – это тягчайшее преступление перед своим народом. Почетной обязанностью советского гражданина являлась воинская служба в Вооруженных силах страны.

Принятие Конституции

На внеочередной сессии Верховного Совета 4 октября была создана Редакционная комиссия, в обязанности которой входила подготовка окончательного проекта основного закона.

Также на заседании обсуждалось и принятие Конституции «развитого социализма». Брежнев выступил с докладом об итогах разработки проекта и его всенародного одобрения. По этому поводу выступило 92 депутата.

В итоге решили внести изменения по восьми пунктам, а также добавить новую статью.

Через три дня было проведено депутатское ание, а затем и принятие Конституции «развитого социализма». Дата 7 октября 1977 г. была объявлена всенародным праздником.

Источник: https://FB.ru/article/184782/prinyatie-konstitutsii-razvitogo-sotsializma-v-kakom-godu-sostoyalos

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: