Методы трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование?

Содержание
  1. Фондирование. Трансфертное ценообразование
  2. Методы трансфертного ценообразования
  3. Порядок расчета трансфертной цены:
  4. Фондирование — метод внутреннего (или трансфертного) ценообразования в банковской деятельности
  5. Функции внутреннего (трансфертного) ценообразования (казначейства):
  6. Этапы построения системы фондирования в банке:
  7. Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков
  8. Соотношение российских и международных норм
  9. Каких изменений в законодательстве следует ожидать?
  10. Перемены: будут ли они к лучшему?
  11. Трансфертное ценообразование: как налоговая применяет методы ТЦО
  12. Когда налоговая может применять методы ТЦО для проверки цен
  13. Обзор судебной практики: как суды используют ТЦО-методологию
  14. Какие документы нужны компании, чтобы обезопасить себя или не допустить налоговые проверки
  15. Так какие документы нужны группам компаний?
  16. Кейс МЦОБ по выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам
  17. Трансфертное ценообразование 2017
  18. Как регулируются трансфертные цены в России и в мире?
  19. Какие операции относятся к разряду контролируемых?
  20. Какие сделки не контролируются налоговиками?
  21. Кто такие взаимосвязанные лица?
  22. Дополнительные обязанности связанных лиц

Фондирование. Трансфертное ценообразование

Методы трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование?

Фондирование — процесс финансирования активных операций банка собственными и привлеченными ресурсами.
Трансфертная цена — процентная ставка, по которой размещающие подразделения привлекают ресурсы у превлекающих подразделений.

Трансфертная ставка = (процентная маржа * коэффициент) + ставка по пассиву
Трансфертная ставка * Фондирование = В разрезе ЦФО ( Трансфертные доходы или Трансфертные расходы).

Аллокация непроцентных доходов и расходов: 3 этапа аллокации, основанных на итерационном перекрестно-коэффициентном методе разнесения.

Процесс трансфертного ценообразования выделяет четыре главных компоненты чистой процентной маржи:

  • спрэд, заработанный на активах (credit spread);
  • спрэд, заработанный на пассивах (funding spread);
  • спрэд, заработанный или потерянный из-за подверженности риску процентной ставки (rate risk spread);
  • спрэд, заработанный или потерянный из-за затрат на опции (option cost spread)

Схема взаимодействия оптового банка и розничного банка с казначейством:
Трансфертная цена за фонды: цена, по которой организационные единицы, привлекающие средства, продают их размещающим организационным единицам банка.

Компоненты спрэда можно графически выделить, отмечая ссуду и депозит на кривой доходности.

Методы трансфертного ценообразования

В первом приближении все методы можно разделить на две группы1) Cash Flow

2) Non-Cash Flow

Методы Cash Flow вычисляют трансфертные ставки на основе предполагаемых cash flow финансовых инструментов:

  • Cash Flow Weighted Term
  • Cash Flow Zero Discount Factor
  • Cash Flow Duration

Методы Non-Cash Flow часто используются для продуктов с неопределенными характеристиками Cash Flow, например, для текущих счетов:

  • Moving Averages (Скользящие средние значения);
  • Spread from Interest Rate Code (Спрэд по коду процентной ставки);
  • Straight Term (Пропорциональные условия);
  • Spread from Note Rate (Спрэд по текущей ставке);
  • Redemption Curve (Кривая погашения);
  • Unpriced Account (Счет без определенной цены).

Эти методологии используют определяемую пользователем кривую доходности трансфертного ценообразования, отдельные характеристики финансовых инструментов и кастомизированные ожидаемые предоплаты.IRC — Interest Rate Code. Финансовые элементы для трансфертного ценообразования (Oralce Financial Services — модуль Transfer Pricing):

  • Beginning transfer rate — Начальная трансфертная ставка;
  • Ending transfer rate — Конечная трансфертная ставка;
  • WATR, Weighted Average Transfer Rate — Средневзвешенная трансфертная ставка;
  • Average Historical Option Cost — Средние затраты на опцию;
  • Charge/Credit for Funds — ТР (модуль Transfer Pricing) устанавливает плату для фондов для каждого актива и затраты на обеспечивающие фонды для каждого пассива.

Показатели стандартного отчета модуля TP на примере отчета о прибылях и убытках:

  • АктивыПроцент, заработанный на активахПлата за фондированиеЧистые активыПассивыКредит на фондированиеПроцентные расходыЧистые пассивыЦентр фондирования (Казначейство)Доход центра фондированияРасход центра фондированияЧистый доход центра фондирования

Трансфертная цена — (transfer price) — это цена, которая используется внутри корпорации при расчетах между ее самостоятельными подразделами; цена продажи товарно-материальных запасов (ТМЗ) между взаимосвязанными подразделениями.

Трансфертное ценообразование всегда строится на основе данных баланса.Другие термины: LIBOR, MMMFTP, Облигации (платится купон).

Результат казначейства = цена покупки — цена продажи + купон за время владения.

На «внутрисистемную» ставку (трансфертная ставка, ставка фондирования) влияют:

  • текущая стоимость фондирования;
  • прогноз состояния рынка межбанковского кредитования;
  • доходность ценных бумаг;
  • ликвидность банка;
  • изменение структуры пассивов.

Минимальная процентная ставка для размещения банком средств = Внутрисистемная ставка + Маржа (обеспечивает минимальную рентабельность капитала).Спрэд — разность между лучшими ценами покупки (бид) и продажи (аск) в один и тот же момент времени на какой-либо актив (акцию, товар, валюту, фьючерс, опцион)Спрэд — разность уровней доходности на различные финансовые инструменты.

Порядок расчета трансфертной цены:

1) Рассчитываются предельные затраты головного банка на привлечение собственных пассивов:

ПЗгб = (ППЗ + ПОЗ) / (1 — Нро), где

ППЗ — предельные процентные затраты головного банка на привлечение собственных пассивов;ПОЗ — предельные операционные затраты по обслуживанию пассивов;

Нро — норматив отчислений в фонды обязательных резервов.

2) Рассчитывается трансфертная цена Цпр по привлечению Казначейством ресурсов у тех ЦФО, которые занимаются привлечением средств в филиальной сети, как альтернативные затраты по привлечению аналогичных ресурсов у головного банка

Цпр = ПЗгб

Прибыль филиала: Пфил = Цпр — ПЗфил

Фондирование — метод внутреннего (или трансфертного) ценообразования в банковской деятельности

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, фондирование, ставки привлечения и размещения, казначейство, управление активами и обязательствами, риск ликвидности, базовые ставки, спрэд.

Ценообразование — формирование цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от стоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса, предложения и других факторов.Фондирование представляет собой процесс учета денежных средств в банке.

Ставка фондирования — трансфертные процентные ставки перераспределения ресурсов внутри банка.

Подразделением, отвечающим за фондирование в банке, выступает казначейство.

Казначейство отвечает за:

  • Традиционные трейдинговые операции
  • Управление активами и пассивами

Функции казначейства:

  • Управление ресурсными рисками;
  • Оценка спроса и предложения денежных ресурсов по всей системе банка;
  • Осуществляет трансфертное ценообразование;
  • Эффективное распределение капитала среди бизнес-подразделений банка;
  • Контроль правильности использования ставок фондирования и подготовка предложений по их корректировке.

В российской практике деятельность казначейства можно разбить на две составляющие:

  • Внутренняя деятельность ( перераспределение ресурсов между другими подразделениями банка с использованием системы трансфертного ценообразования);
  • Внешняя деятельность ( работа с активами денежного рынка — МБК, форекс FOREX, ценные бумаги).

Функции казначейства делятся на две основные группы:

1. Управление ресурсными рисками (управление активами и обязательствами);2. Проведение операций на денежном и валютном рынках, а также на рынке драгоценных металлов с целью эффективного размещения ресурсов;2.1. Управление ликвидностью и фондирование операций банка;2.2. Извлечение прибыли от арбитража;

2.3. Хэджирование процентного и валютного рисков.

Функции внутреннего (трансфертного) ценообразования (казначейства):

1) Регулирование цены привлечения средств и цены размещения средств (в разрезе срочности и видах валют);2) Управление финансовыми потоками;Внутренние зарабатывающие подразделения — Розничный бизнес, Корпоративный бизнес, межбанковский бизнес. Ставки фондирования по привлечению и размещению для разных бизнес-подразделений немного отличаются.3) Мотивирование;

4) Избавление бизнес-подразделений банка от всех рисков: Валютного, Процентного, Кредитного и риска Ликвидности

Валютный риск —  риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов (валютных металлов).

Процентный риск — вероятность уменьшения нормы прибыли при изменении процентной ставки (ставки дисконтирования).

Кредитный риск — это риск, связанный с неплатежами по обязательствам и может быть определен как неуверенность кредитора в том, что заемщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения.

Риск ликвидности — риск, обусловленный тем, что банк может быть недостаточно ликвиден или слишком ликвиден.

Риск недостаточной ликвидности — это риск того, что банк не сможет своевременно выполнить свои обязательства или для этого потребуется продажа отдельных активов банка на невыгодных условиях.

Риск излишней ликвидности — это риск потери доходов банка из-за избытка высоколиквидных активов, но мало или не имеющих дохода активов и, как следствие, неоправданного финансирования низкодоходных активов за счет привлеченных ресурсов.

5) Предельная ставка привлечения (bid) и минимальная ставка размещения средств (offer). Ставка — базовая и премия за ликвидность (спрэд).

Ставки в рублях — Mosprime

Валюта — LIBOR (Доллары США) и EURIBOR (евро).

Asset Liability Management — AML-unit — Управление активами и обязательствами

Примия за ликвидность (спрэд) определяет стоимость инструментов, используемых для управления ликвидностью (работающие активы — корреспондентский счет, касса; ликвидные резервы; фонд обязательных резервов), т.е. затраты AML-unit.

График ГЭПА Ликвидности — отчет о разрывах ликвидности, на основании которого осуществляется управление риском ликвидности путем установления и контроля лимитов на разрывы.

Этапы построения системы фондирования в банке:

  1. Определение принципов фондирования активов банка. Счет «ностро» можно зафондировать счетом «лоро», сделки размещения МБК и РЕПО фондируются привлеченными МБК и РЕПО. Главный принцип — соответствие срочности активов и пассивов.
  2. Определение допустимой величины дисбаланса структурной ликвидности в процентах от нетто-активов.
  3. Построение матрицы фондирования с целью определения фактических источников фондирования активов банка.
  4. Определяется экономический эффект от используемой системы фондирования, в том числе поиск дисбалансов пассивов по срочности.

    КУАП — комитет по управлению активами и пассивами.

Принципы ценообразования:

1. Принцип риск-нейтральности;2. Принцип сингулярности (дискретности);3. Принцип одной цены;4. Принцип маржинальности;5. Принцип консерватизма;6. Принцип нормального течения бизнеса (подход модельного или репликационного портфеля);

7. Принцип рыночной цены.

Хэджирование — открытие сделок на одном рынке для компенсации воздействия ценовых рисков равной, но противоположной позиции на другом рынке. Обычно хэджирование осуществляется с целью страхования рисков изменения цен путем заключения сделок на срочных рынках.

Результатом хэджирования является не только снижение рисков, но и снижение возможной прибыли.

Различают хэджирование покупкой (хэдж покупателя, длинный хэдж) и хэджирование продажей (хэдж продавца, короткий хэдж).

Источник: https://ivan-shamaev.ru/funds-transfer-pricing/

Трансфертное ценообразование и минимизация налоговых рисков

Методы трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование?

Трансфертные цены формируются под влиянием нерыночных факторов и присущи сделкам между взаимосвязанными лицами.

При оценке причин применения холдингами трансфертной цены контролирующие органы исходят из того, что варьирование контрактной ценой в таких сделках позволяет перераспределять общую прибыль в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции.

В силу перечисленных причин трансфертные цены являются объектом пристального контроля фискальных органов большинства развитых стран.

В пояснительной записке к проекту федерального закона основной целью изменений российского налогового законодательства определено обеспечение противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов, соответственно, приоритетной задачей налоговых органов является недопущение потерь бюджета какого-либо государства или их группы от использования этих цен.

Соотношение российских и международных норм

Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 г. “О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов”.

Проект российского закона также во многом основан на Рекомендациях, но при этом имеет ряд национальных особенностей: новые положения российского законодательства не всегда четко соотносятся с соответствующими правилами ОЭСР.

Отвечает ли интересам российских компаний несоответствие (пусть даже частичное) норм российского права международным нормам? Полагаю, что ответ очевиден – нет.

Действие налоговых актов в области регулирования трансфертного ценообразования ориентировано на специального субъекта – транснациональную корпорацию, в состав которой входят компании, зарегистрированные в различных налоговых юрисдикциях.

Отсутствие единых правил трансфертного ценообразования и контроля за применением цен для корпораций создает множественные налоговые риски, усложняет процедуры текущего внутреннего финансового контроля, сужает перспективы свободного присутствия на различных рынках, неизбежно приводит к риску двойного налогообложения в сделках.

Принятие национальных законов, отличных от международных актов, не отвечает интересам государства в целом, так как снижает привлекательность внутреннего рынка для инвесторов, снижает эффективность работы налоговых органов и, в конечном итоге, негативно влияет на бюджетные интересы страны.

Поэтому изменения законодательства большинства государств были ориентированы на содержание международных норм.

Каких изменений в законодательстве следует ожидать?

1. Взаимозависимые лица: незначительные перемены. Проектом закона предложено признать утратившими силу положения ст. ст. 20 и 40 НК РФ. Одновременно Налоговый кодекс будет дополнен соответствующим разделом, существенно расширяющим пределы, способы и методы налогового контроля.

Проектом сохранен принцип признания взаимозависимыми лицами для целей налогообложения лиц, одно из которых самостоятельно, совместно с другими лицами или через других лиц может оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых другим лицом, и (или) экономические результаты его деятельности (или деятельности представляемых им лиц) в силу участия в капитале этого лица, заключенного между ними соглашения либо иной возможности влиять на решения, принимаемые другим лицом. Законодатель расширяет определение перечня взаимозависимых лиц, указывая также на возможность признания их таковыми при наличии иных оснований в судебном порядке. Корректируя существующие правила ценообразования, компании должны принять во внимание, что сделки по продаже взаимозависимому лицу через независимое законопроект также рассматривает как контролируемые.

2. Контролируемые сделки и информация о них. Проект закона предусматривает расширение перечня сделок, подлежащих контролю. Это не только ранее контролируемые сделки с товарами, работами, услугами – контролю будут подлежать сделки, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности, информация, имущественные права, а также финансовые операции (проценты по займам и кредитам, гарантийные обязательства).

Предполагается, что будут подконтрольны любые сделки с взаимозависимыми лицами, а также сделки с независимыми лицами, зарегистрированными в офшорных зонах, список которых утверждает Минфин, или если предмет сделки специфичен (относится к товарам мировой биржевой торговли). В отношении контролируемых сделок налогоплательщики будут обязаны не позднее 20 мая представлять в налоговые органы соответствующую информацию о контролируемых сделках. Перечень сведений, которые должен представить налогоплательщик, включает: – данные о предмете и сторонах сделки; – примененных ценах; – использованном методе определения рыночной цены товара; – доходах и расходах, понесенных по сделке. Автор законопроекта определяет суммарное значение для контролируемых сделок на уровне свыше 100 млн руб. Эта сумма будет складываться из доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в течение календарного года с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки). Названный порог в перспективе будет уменьшен.

3. Определение рыночной цены товара.

Законодатель существенно меняет подход к определению рыночной цены и вводит понятие интервала рыночных цен, определенного в установленном Кодексом порядке по сделкам с идентичными (а при их отсутствии – однородными) товарами (работами, услугами), совершенным в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Рыночной ценой для целей налогообложения предлагается признать цену, находящуюся в пределах установленного интервала. Таким образом, законодатель определяет не просто отдельно существующую рыночную цену, а определенный, безопасный с точки зрения налогового контроля, ценовой диапазон, в пределах которого допускается варьирование ценой. Налоговым органом может быть принято решение о доначислении налога в случае, если фактическая цена сделки не соответствует расчетному интервалу. Однако отклонение от интервальных значений не означает безусловного нарушения правил и может быть, при наличии достаточных оснований, обосновано налогоплательщиком без доначисления налога. Данная конструкция в большей степени отвечает интересам налогоплательщиков и добавляет больше ясности в работу налоговиков.

4. Методы трансфертного ценообразования. Законопроект существенно расширяет перечень методов трансфертного ценообразования, используемых при определении (для целей налогообложения) соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, как то:

1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) метод цены последующей реализации; 3) метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта); 4) затратный метод; 5) метод сопоставимой рентабельности; 6) метод распределения прибыли.

Отличия перечисленных методов, возможности их применения налогоплательщиками для целей обоснования цен в контролируемых сделках, особенности применения указанных методов налоговыми органами для целей контроля цены – серьезная тема, требующая отдельного анализа. На данном же этапе, когда законопроект еще не принят, достаточно сказать, что перечисленные методы в значительной степени соответствуют общемировой практике и международным нормам.

Примечание. Контроль за трансфертными ценами сегодня Действующие правила трансфертного ценообразования в России закреплены в ст. ст. 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Они определяют перечень взаимозависимых лиц, а также устанавливают принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Они не предполагают контроля налоговых органов в отношении сделок с объектами интеллектуальной собственности или финансовыми операциями (к примеру, в отношении устанавливаемых процентов по кредитам и договорам займа, объема гарантийных обязательств по сделкам).

Перечень контролируемых сделок также ограничен и касается сделок с взаимозависимыми лицами, бартерных товарообменных операций, внешнеторговых сделок (включая сделки между несвязанными компаниями).

К контролируемым также отнесены сделки, в которых наблюдается отклонение цены более чем на 20 процентов в пределах непродолжительного периода времени. Перечень методов трансфертного ценообразования, которые применяются налоговым органом для определения отклонения цены от рыночной, является ограниченным.

Это обстоятельство не позволяет налоговикам учитывать все факторы, объективно влияющие на процесс ценообразования в сделке, а также в значительной степени сужает возможность компаний в обосновании примененных цен.

Действующие налоговые правила имеют также и ряд иных недостатков, ограничивающих полноту и адекватность контроля за трансфертным ценообразованием в России. В качестве таковых следует отметить отсутствие требований к документации налогоплательщиков, представляемой в связи с контролем ценообразования, отсутствие возможности заключения с налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании в компаниях и ряд других.

5. Перечень информации, используемой контролирующими органами. Проект закона существенно расширяет перечень информации, используемой при определении соответствия цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам для целей налогообложения.

Перечень источников информации не ограничен перечисленными в законе, а приоритеты в использовании контролирующим органом того или иного источника не установлены.

К источникам информации отнесены: 1) сведения о ценах и котировках мировых бирж – для товаров, являющихся предметом мировой биржевой торговли; 2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, публикуемая или представляемая по запросу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела; 3) сведения о ценах (о пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах; 4) сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций; 5) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации или в иностранных государствах; иная информация.

6. Введение предварительной формы налогового контроля. Нововведением будет возможность заключения между крупнейшими налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

Предметом соглашений будет являться не собственно согласовываемая трансфертная цена, а в целом методика исчисления трансфертных цен по однородным сделкам. Предполагается, что при выполнении налогоплательщиком условий такого соглашения дальнейшие проверки налоговым органом результатов сделки, равно как и доначисление налогов, не производятся. Срок действия предварительного соглашения – три года с дальнейшей возможностью продления еще на два года.

Перемены: будут ли они к лучшему?

Ожидаемые изменения будут значительны как для налоговых органов, так и для хозяйствующих субъектов. Законопроект устанавливает новые принципы при распределении бремени доказывания обоснования примененных трансфертных цен и переносит основной груз ответственности на плечи участников рынка.

Приоритетным для целей анализа становится не юридическая форма сделки, а ее фактическое содержание (экономическая сущность).

Законодатель ожидает, что запланированные изменения позволят упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, послужат совершенствованию основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, регулируемым или рыночным ценам для целей налогообложения.

Следует отметить, что введение закона о трансфертном ценообразовании в действие запланировано с одновременным принятием закона о консолидированной налоговой отчетности. Последний позволяет компаниям вместе со всеми своими дочерними структурами выступать в качестве консолидированного налогоплательщика, что дает компаниям возможность суммировать прибыли и убытки отдельных участников консолидированной группы. Контроль за трансфертным ценообразованием в сделках между участниками консолидированной группы при этом производиться не будет.

Примечание. Первый рубеж пройден
На момент выхода номера в печать законопроект был принят в Государственной Думе в первом чтении. Отметим, что рассмотрение документа не прошло гладко. Так, против правительственной инициативы выступил заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Штогрин.

Одновременно заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что Минфин России намерен уже ко второму чтению подготовить методические рекомендации по применению законопроекта, несмотря на то что согласно сложившейся практике такие разъяснения выпускаются уже после принятия нормативных актов.

По мнению Минфина, документ необходим для того, чтобы участники налоговых правоотношений (компании, инспекторы и судьи) пришли к единому пониманию положений закона.

Оптимизация налогов, Холдинг

Источник: http://www.pnalog.ru/material/transfertnoe-cenoobrazovanie-nalogovye-riski

Трансфертное ценообразование: как налоговая применяет методы ТЦО

Методы трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование?

Внутригрупповые сделки вышли из-под контроля Управления ФНС, и теперь их будут проверять территориальные налоговые. Яблоком раздора (читай: поводом доначислить налоги) остаётся по-прежнему необоснованная налоговая выгода. Правила применения методологии трансфертного ценообразования описаны в Налоговом кодексе (Раздел V.

1 Взаимозависимые лица и международные группы). В чём риск для бизнеса: налоговая может пересмотреть порядок образования цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, применяя некорректный метод ТЦО или вообще не применяя методы ТЦО.

Логичный результат: обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и доначисление налогов на прибыль, штрафов и пеней.

Прежде всего, налоговую службу интересуют:

  • сделки на суммы свыше 1 млрд. руб. в год или же совокупность которых превышает этот размер
  • если предметом сделки являются полезные ископаемые, а сумма договоров превышает 60 млн. руб.
  • если один из участников сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а партнёр — другую систему налогообложения, и сумма договоров превышает 100 млн. руб.
  • один из участников освобождён от налога на прибыль или является участником проекта «Сколково»
  • одна из сторон резидент или участник свободной экономической зоны, в которой налог на прибыль ниже, чем в РФ
  • сделки между взаимозависимыми лица, когда независимое лицо — посредник
  • оффшорные сделки
  • сделки, признанные судом контролируемыми.

Цены по всем этим сделкам могут пересматриваться налоговой с применением методов ТЦО.

Когда налоговая может применять методы ТЦО для проверки цен

Анализируя цены в подобных сделках, налоговая их сравнивает с ценами, применяемыми в целях налогообложения. Налоговый кодекс предлагает применять следующие методы при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен
  2. Метод цены последующей реализации
  3. Затратный метод
  4. Метод сопоставимой рентабельности
  5. Метод распределения прибыли.

Согласно статье 105.7 п. 3 Налогового кодекса, приоритет отдаётся методу сопоставимых рыночных цен. Если по сделке приобретается товар и без переработки перепродаётся третьим лицам — тогда налоговики отдают первенство методу цены последующей реализации.

Когда обстоятельства и условия контролируемой сделки не позволяют применять приоритетный метод, за право применения конкурируют методы цены последующей продажи и затратный метод: в зависимости от того, какой из этих методов позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены в сделке рыночным ценам.

В целом, порядок номерного расположения методов недаром закрепился в Налоговом кодексе: если нельзя использовать ранее идущий метод из списка, используется следующий. А если не подходит ни один из методов, используется независимая оценка.

Допускается использование 2-х и более методов одновременно для объективного определения соответствия рыночной цене. Так или иначе, без должной документальной подготовки со стороны взаимозависимых компаний, налоговая может аргументированно скорректировать цены по сделкам и доначислить налог на прибыль.

Обзор судебной практики: как суды используют ТЦО-методологию

Дело № А62-8105/2017 (Решение от 28 мая 2018 г.) ООО «Богородицкое». Общество занимается переработкой рыбы и морепродуктов. Конечный продукт реализуется исключительно в адрес взаимозависимых лиц с наценкой 0-5%. Взаимозависимые лица продавали продукцию третьим лицам с наценкой 32-77%.

Налоговая применила метод сопоставимой рентабельности и сравнили фактическую рентабельность Общества за 2013 и 2014 года с минимальными рыночными значениями на основании финансовых данных подобных компаний, отобранных с использованием системы СПАРК.

Судом не были приняты возражения компании о том, что:

  • метод ТЦО был подобран некорректно
  • компании, с которыми сравнивали Общество, имеют большие обороты и не подходят под понятие микроорганизации
  • на цены на реализацию конечной продукции влияли давальческие договоры на предоставление тары и упаковки Покупателями. Общество не смогло предоставить подтверждающие документы в полном объёме.

Общество вынуждено заплатить в целом 729 218,89 руб., включающих недоимки по налогу на прибыль, на НДС, пеней и штрафов.

Дело № А23-5278/2016 (Решение от 17.01.2018) ОАО «Мостовский карьер».

По мнению налоговой инспекции, Общество поставляло песок посредникам по цене, значительно ниже рыночной, что дало повод объявить документооборот фиктивным, а юрлица — взаимозависимыми.

ИФНС провела перерасчёт цен реализаций в сторону посредников, используя метод цены последующей реализации, и доначислила налог на прибыль Обществу.

Общество оспорило правомерность использования метода цены последующей реализации и предложило использовать метод сопоставимых рыночных цен на основании внутренней информации. Суд согласился в этой части с налогоплательщиком, так как налоговая использовала несопоставимые сделки для расчёта интервала валовой рентабельности и не обосновала применение метода цены последующей реализации.

Требования Общества по размеру доначисления налога на прибыль из-за необоснованной налоговой выгоды были удовлетворены судом частично: суд признал Общество и посредников взаимозависимыми лицами. Размер штрафа по налогу на прибыль снизился в 2 раза: до 3 178 400 руб.

Как видите, далеко не во всех судебных разбирательствах приоритетным служит метод сопоставления рыночных цен. К тому же, как показывает практика (дело № А46-5414/2019), суды готовы использовать ТЦО-методологию не только в контролируемых сделках, но и при разбирательстве неконтролируемых сделок. В таких спорах ТЦО-методология служит калькулятором налоговой базы.

Какие документы нужны компании, чтобы обезопасить себя или не допустить налоговые проверки

Что даёт регламентированная документация по ТЦО группам компаний? Шанс, что требования налоговой будет легко удовлетворить и вам не придётся доказывать собственную политику ценообразования в суде.

А если дело дойдёт до суда, вы сможете использовать доказательную базу по применению метода ТЦО, описанного в вашей внутренней политике.

Другими словами, наличие документации обязывает проверяющие органы использовать те подходы и методы, которые использовал налогоплательщик, и только обосновав их неприменимость, налоговая может переходить к своим методам (статья 105.17 п. 5 Налогового кодекса РФ).

Так какие документы нужны группам компаний?

Прежде всего, необходима разработка и документирование концепции ценообразования в рамках отдельных структур холдинга. В перечень документов входит политика и методика ТЦО. Эта документация поможет расставить все точки над ё, когда налоговая будет запрашивать материалы по контролируемым сделкам.

Что может относиться к документации по ценообразованию предприятия:

  • маркетинговая политика (ее положения важны для обоснования перед налоговыми инспекторами случаев применения цены товаров, более чем на 20% отличающейся от цен на однородные товары)
  • файл, в котором содержится информация о том, каким методом пользуется предприятие для установления цены продажи и закупки, а также приводятся расчеты и факты, которые подтверждают применение компанией рыночных цен.

У МЦОБ есть опыт консультирования по вопросам внутригруппового ценообразования, выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам, разработке документации по ТЦО-комплаенсу и сопровождению соглашений.

Кейс МЦОБ по выявлению ТЦО-рисков по внутригрупповым сделкам

В нашу компанию обратился клиент, у которого есть ООО на ОСНО, а также несколько ИП на ЕНВД и УСН. Во взаимозависимости юрлиц нет сомнений: все индивидуальные предприниматели — родственники. ИП и юр.

лицо осуществляют между собой сделки купли-продажи, поэтому существует риск того, что налоговая в случае проверки обратит внимание на порядок формирования цены по сделкам.

Если будет доказано, что цена продажи между взаимозависимыми лицами занижена, то есть ниже рыночных цен, ФНС имеет право откорректировать цены по всем сделкам и доначислить налоги.

Рекомендации МЦОБ для клиентов с подобной структурой бизнеса:

  1. Сопоставить цены в сделках по закупочным ценам: сравнить цены поставщика-взаимозависимого лица и у поставщика-третьего лица.
  2. Необходимо собрать информацию с ценами (прайс-листы, коммерческие предложения), которые направляли другие поставщики, чтобы обосновать, что цена у взаимозависимого поставщика конкурентная и соответствует рыночной.

    Если цена у взаимозависимого поставщика ниже, это должно объясняться условиями сделки: например, обязательная закупка определенного объема продукции либо более жесткие сроки оплаты поставки.

  3. Обязательно в компании должна быть прописана и утверждена политика ценообразования: на каких условиях выполняется выбор поставщика, из чего формируется стоимость продаваемых товаров.

Территориальные налоговые органы проверяют сделки между взаимозависимыми лицами с целью найти несоответствие рыночным ценам и доначислить налоги.

При этом суды активно принимают аргументацию защиты, связанную с трансфертным ценообразованием, и готовы использовать эти методы как калькулятор налогооблагаемой базы даже по сделкам между независимыми лицами.

Если у вас в компании будет утверждена политика ценообразования с обоснованием применения тех или иных методов ТЦО, это значительно снизит или исключит налоговые доначисления.

Елена Воробьёва

Руководитель департамента бухгалтерского и правового консалтинга

Источник: https://mcob.ru/articles/transfertnoe-tsenoobrazovanie-kak-nalogovaya-primenyaet-metody-ttso/

Трансфертное ценообразование 2017

Методы трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование?

Трансфертное ценообразование – это продажа продукции взаимосвязанными коммерческими структурами по ценам ниже рыночных.

Такие сделки помогают выводить прибыль группы в государства и регионы со сниженной или нулевой ставкой налога на прибыль. Используемые механизмы являются инструментом фискальной оптимизации.

Они противоречат интересам властей, а потому являются объектом повышенного интереса со стороны контролирующих органов.

Консультант Плюс

Попробуйте бесплатно

Как регулируются трансфертные цены в России и в мире?

Первой страной, где были приняты законы, регулирующие механизмы трансфертного ценообразования, стали Соединенные Штаты в 1960-х годах. В 1990-х этот вопрос активно рассматривался на международном уровне, тогда появились основополагающие нормативные документы, регулирующие определение стоимости товаров и услуг транснациональными корпорациями.

В России с 2012 года появилось новое законодательство по трансфертным ценам. Взаимоотношения связанных компаний регулируются главой 6.

1 Налогового Кодекса, которая стала заменой-дополнением действующим ранее статьям 20 и 40.

Актуальные нормы ввели перечень случаев, в которых налоговики вправе проверять установленную фирмами стоимость продукции, и прописали право фискальных служб доначислять налоги и требовать их уплаты в бюджет.

Согласно положениям действующего законодательства, целью трансфертного ценообразования является:

  • Не дать возможности группам связанных лиц, работающим в регионах или странах с разными режимами налогообложения, искусственно занижать показатели прибыли и дохода.
  • Не создавать административных преград для работы добросовестных налогоплательщиков, которые трудятся в России, в том числе и международных корпораций.

Российское законодательное регулирование основывается на опыте, который накопило международное трансфертное ценообразование. В частности, используется распространенное «правило вытянутой руки».

Его суть заключается в том, что стоимость, установленная связанными хозяйствующими субъектами, сравнивается с ценой, которую имели бы товары и услуги, если бы коммерческие структуры оказались полностью независимыми.

Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица

Какие операции относятся к разряду контролируемых?

В целях надзора над трансфертными ценами действующее законодательство вводит категорию «контролируемые сделки». Это операции, совершаемые группой связанных лиц, относительно которых фискальные органы вправе проверить установленные цены на соответствие рыночным.

Правила трансфертного ценообразования в РФ вводят следующие типы операций, подлежащих допконтролю:

  1. Операции, совершенные между двумя сторонами, признаваемыми по законодательству взаимозависимыми.
  2. Сделки, в которых принимают участие две взаимосвязанные стороны и третья – посредник, если она:
    1. не принимает на себя никаких рисков и не создает добавленной стоимости;
    2. выполняет функцию, сводящуюся исключительно к перепродаже товаров и услуг.
  3. Операции, совершаемые между российскими компаниями или представительствами зарубежных организаций на территории РФ, и оффшорными странами.
  4. Сделки, заключаемые на внешнем рынке с биржевыми товарами (энергоносители, удобрения, металлы, драгоценные камни и т.д.).

Важно! Операции из 3-4 пункта попадают под государственный контроль только в случае, если годовая выручка компании по ним превышает 60 млн руб.

Трансфертное ценообразование 2017 предполагает, что операции между взаимосвязанными лицами становятся контролируемыми, если:

  • Контрагент по сделке зарегистрирован на территории специальной экономической зоны со льготным налогообложением, в то время как другой участник отношений рассчитывает бюджетные обязательства по стандартным ставкам.
  • Один из участников полностью освобожден от уплаты налога на прибыль, т.е. для него действует ставка 0%.
  • Операция совершается с лицом, добывающим природные ресурсы и перечисляющим в казну НДПИ.
  • Одним из участником рыночной операции является фирма или ИП, использующая льготный режим налогообложения.

Чтобы сделка стала контролируемой, доходы по ней должны превысить стоимостной порог, определенный законодательством. Для разных видов операций он колеблется на уровне 60-100 млн руб.

Какие сделки не контролируются налоговиками?

В ст. 104.14 Налогового Кодекса приведен список операций, не подлежащих ценовому контролю. В него входят:

  1. Сделки между участниками консолидированной группы налогоплательщиков, организованной в полном соответствии с российскими законами.
  2. Операции, в которых участвуют лица, соответствующие всем перечисленным критериям:
    1. их юридические адреса принадлежат к одному региону страны;
    2. у них отсутствуют обособленные подразделения в других субъектах РФ и странах;
    3. они платят налоги в бюджет одного региона;
    4. ни у одной из сторон нет убытков за прошлые периоды, на которые можно уменьшить налоговую базу в текущем;
    5. никто из участников сделки не перешел на спецрежим налогообложения, не стал резидентом особой экономической зоны.

Перечень неконтролируемых операций, данный в НК РФ, признается закрытым и не подлежит расширительной трактовке.

Важно! Действующее налоговое законодательство основывается на допущении, что цены по сделкам между несвязанными лицами априори являются рыночными.

Кто такие взаимосвязанные лица?

Регулирование трансфертного ценообразования вводит понятие «взаимозависимые (или связанные) лица». Это граждане или организации, которые в силу наличия определенных отношений и связей могут влиять на финансовые результаты деятельности друг друга.

Связанные лица становятся объектом повышенного интереса со стороны налоговиков, потому что у них имеется больше рычагов, чем у прочих участников рыночных отношений, чтобы снижать фискальную нагрузку и выводить прибыль из-под налогообложения. Из-за их действий бюджет недополучает положенные доходы.

Отношения между связанными лицами могут влиять на:

  • цены по сделкам;
  • показатели дохода и прибыли организаций;
  • прочие аспекты их экономических отношений.

Существует три основных критерия, на основании которых закон относит лиц к категории взаимосвязанных:

  1. Участие одного физического или юридического лица в капитале другого, имеющее прямой или косвенный характер. Доля влияния должна составлять не менее 25%.
  2. Наличие кровнородственных связей между физическими лицами.
  3. Наличие должностной подчиненности между двумя гражданами, обусловленное особенностями служебной иерархии.

Перечисленные факторы позволяют установить взаимосвязанность по закону. Однако ими не исчерпываются возможности налоговиков. Обратившись в суд, они могут потребовать признания лиц связанными по любым другим причинам.

Также возможен добровольный порядок признания взаимосвязанности, когда налогоплательщик самостоятельно обращается в фискальные органы и дает информацию о возможностях влияния на финансовые результаты других структур.

Дополнительные обязанности связанных лиц

Компании, к которым применяются разные виды трансфертных цен, должны:

  • Направлять в ФНС ежегодные уведомления о контролируемых сделках, имевших место за период. Срок подачи отчета – до 20.05 следующего года.
  • По запросу налоговиков представлять данные и документы касательно конкретной операции или совокупности договоров.

Законодательство оставляет фискальным органам право поставить под сомнение рыночный характер цен, установленных при любой сделке между взаимосвязанными лицами. Если налоговикам удастся доказать, что сомнения небеспочвенны, компанию обяжут пересчитать налоги на прибыль и добавленную стоимость и доплатить разницу в бюджет.

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: