Международные неправительственные организации: перечень, роль, цели, развитие. Международные правительственные и неправительственные организации

Содержание
  1. Что такое международные неправительственные организации, какой закон определяет их деятельность – Юридический справочник бизнеса
  2. Нпо имеют несколько источников финансирования:
  3. Что такое международные неправительственные организации
  4. Основные характерные черты МНПО:
  5. Наиболее известны следующие организации:
  6. Ассоциация международного права
  7. «Врачи без границ» (ВБГ)
  8. Наибольшую известность имеют следующие программы ВБГ:
  9. «Гринпис»
  10. «Международная амнистия» (МА)
  11. Практические направления деятельности «Международной амнистии»:
  12. «Репортеры без границ» (РБГ)
  13. «Римский клуб»
  14. «Хельсинские группы (ХГ)
  15. «Хьюман Райс Вотч» (ХРВ)
  16. Основные направления работы ХРВ:
  17. Правовой статус МНПО в РФ
  18. Вместе с тем, закон запрещает МНПО, деятельность каких направлена на:
  19. Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
  20. Программные области

Что такое международные неправительственные организации, какой закон определяет их деятельность – Юридический справочник бизнеса

Международные неправительственные организации: перечень, роль, цели, развитие. Международные правительственные и неправительственные организации

Неправительственные организации (сокращенно НПО) – это структуры, учрежденные частными лицами или некоммерческими организациями, функционирующие на собственные деньги и на основании устава. Слово «неправительственный» в названии означает, что в таких организациях не могут участвовать официальные (правительственные) институты.

Нпо имеют несколько источников финансирования:

  • регулярные взносы членов;
  • привлеченные средства – пожертвования, гранты, заказы на выполнение работ и т. д.

Неправительственные организации бывают национальными и международными.

Что такое международные неправительственные организации

Международные неправительственные организации (МНПО) – это структуры, которые не были учреждены на основе соглашения между правительствами разных стран.

МНПО должна быть признана хотя бы одним государством или иметь консультационный статус при другой организации, работающей на базе межправительственного соглашения.

Основные характерные черты МНПО:

  • наличие устава;
  • регулярный или постоянный характер деятельности;
  • многосторонние переговоры, как основной метод деятельности.

Наиболее известными в России и во всем мире являются несколько международных неправительственных организаций.

Наиболее известны следующие организации:

  • Ассоциация международного права;
  • «Врачи без границ»;
  • «Гринпис»;
  • «Международная амнистия» (МА);
  • «Репортеры без границ» (РБГ);
  • «Римский клуб»;
  • «Хельсинские группы» (ХГ);
  • «Хьюман Райс Вотч» (ХРВ).

Ассоциация международного права

Эта международная неправительственная организация создана в 1873 году. В настоящее время консультирует Организацию объединенных наций. Цель Ассоциации: добросовестное применение и развитие международного права, унификация законодательства, устранение коллизий нормативно-правовых актов в различных странах.

«Врачи без границ» (ВБГ)

«Врачи без границ» – это медицинская и гуманитарная организация, которая была создана в 1971 году в Париже с целью помощи жертвам войны в Нигерии. Сегодня «Врачи без границ» работают в большинстве «горячих точек» мира, ведут борьбу с «чумой 21 века»: СПИДом и наркоманией, занимаются просвещением.

Штат ВБГ – более 3-х тысяч человек. Сотрудники организации – дипломированные врачи и младший медицинский персонал. «Врачи без границ» имеют 20 постоянных представительств, каждый год сотрудники этой МНПО выезжают в 80 стран мира.

Наибольшую известность имеют следующие программы ВБГ:

  • помощь пострадавшим в результате геноцида в Руанде (1994 г.);
  • 2002-2003 гг. – работа в Либерии, во время гражданской войны;
  • миссия в Ираке (до 2003 г.);
  • 1979-2004 гг. – миссия в Афганистане и на границе Афганистана с Пакистаном.

Одним из принципов работы «Врачей без границ» является соблюдение нейтралитета во время любой войны или вооруженного конфликта.

Цель ВБГ – защита прав человека, которые были нарушены. Для этого организация воздействует на государственные органы с помощью информационных кампаний и мобилизации общественного мнения.

«Врачи без границ» в РФ помогают бездомным в Москве, больным туберкулезом, жертвам стихийных бедствий – наводнений и землетрясений, занимаются профилактикой СПИДа в наркоманской среде.

«Гринпис»

«Гринпис» – работающая по всему миру природоохранная организация. Деятельность защитников природы началась в 1971 г. в канадском Ванкувере.

«Гринпис» борется за решение глобальных экологических проблем, в частности, выступает против употребления нефтяных продуктов.

Одним из главных методов работы МНПО является свидетельствование: активисты проникают на место экологического преступления и предоставляют репортерам достоверную, а главное – независимую информацию.

«Гринпис» существует исключительно за счет добровольных пожертвований. Организация не сотрудничает с бизнесом, политическими партиями или государственными структурами. МНПО борется не только против применения нефтяных продуктов, но и выступает против материалов, из которых делают iPhone. Также известна целая серия акций, направленная против возведения некоторых объектов к Олимпиаде в Сочи.

На территории РФ «Гринпис» борется с радиоактивным заражением окружающей среды, с изменениями климата, проводит кампании за сохранение чистоты озера Байкал и т. д.

«Международная амнистия» (МА)

«Международная амнистия» – это организация, созданная в 1961 году в Великобритании. МА является лауреатом премии ООН и Нобелевской премии мира в области прав человека.

Эта правозащитная организация консультирует ЮНЕСКО, Совет Европы и ООН.

«Международная амнистия» борется за свободу самовыражения и совести, с нарушениями прав человека на физическую и психологическую неприкосновенность, выступает против смертной казни и за справедливое судебное разбирательство.

Секции МА есть во многих странах мира, в том числе в России и в Украине. К этой международной неправительственной организации имеют отношение более 2-х миллионов членов и сторонников. Главный офис организации находится в канадской Оттаве.

Практические направления деятельности «Международной амнистии»:

  • помощь родственникам заключенных;
  • отправка наблюдателей в суды;
  • представления в правительства;
  • помощь бывшим заключенным в трудоустройстве или в предоставлении убежища.

Благодаря «Международной амнистии» ООН приняла свою Резолюцию №3059, в которой была официально осуждена практика пыток.

Организация выступала за введение нового поста – Верховного комиссара по правам человека и нового органа – Международного уголовного суда.

В связи с глобализацией МА была вынуждена пересмотреть направления своей деятельности в сторону их расширения. Теперь «Международная амнистия» борется за права женщин и за предоставление бесплатного образования детям во всем мире. МА поощряет религиозную терпимость, выступает против незаконных убийств во время вооруженных конфликтов, защищает права мигрантов и беженцев и т. д.

«Репортеры без границ» (РБГ)

«Репортеры без границ» – это правозащитная организация, действующая во всем мире. РБГ начала свою работу в 1985 году. Главный офис «репортеров» расположен в столице Франции, Париже.

Основная цель этой МНПО – борьба против цензуры и за освобождение журналистов, которые находятся в тюрьме по причинам, связанным со своей работой.

«Репортеры без границ» финансируются правительствами Франции и США, а также западными концернами.

В РФ «репортеры» известны главным образом своими акциями против интернет-издания «Курсив», главный редактор которого написал статью «Путин как фаллический символ» и расследованием убийства Пола Хлебникова, редактора Forbes на русском.

«Римский клуб»

«Римский клуб» – это научная организация, членами которой являются ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира. Начав свою деятельность в 1968 г., «Римский клуб» работает над решением глобальных проблем.

«Хельсинские группы (ХГ)

«Хельсинские группы» (ХГ) – это целая сеть неправительственных организаций, которые возникли после подписания Хельсинских соглашений в 1975 году.

Одной из целей «Хельсинских групп» было информирование мирового сообщества о настоящем положении дел с правами человека, большей частью в странах «соцлагеря».

В прошлом организация работала на полуподпольной основе, а ее сотрудников репрессировали.

В СССР ХГ работала с 1976 по 1981 год, затем, в 1989 году деятельность организации была продолжена. На заре своей деятельности ХГ финансировались исключительно за счет частных пожертвований.

Сегодня источники финансирования Международной хельсинской группы – крупные государственные и частные структуры, к примеру, Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, частный «Фонд МакАртуров», «Национальный фонд США в поддержку демократии» и т. д.

«Хьюман Райс Вотч» (ХРВ)

«Хьюман Райс Вотч» – правозащитная организация, создание которой в 1978 году стало реакцией на просьбу о помощи со стороны правозащитных групп Праги, Варшавы и Москвы. Штаб-квартира ХРВ расположена в США. В отличие от современной МХГ, «Хьюман Райс Вотч» принимает только частные пожертвования.

Основные направления работы ХРВ:

  • отстаивание политических прав и свобод;
  • расследование нарушений прав человека и публикация результатов этих расследований;
  • расследование преступлений против человечности;
  • борьба с распространением противопехотных мин;
  • противодействие вербовке детей в качестве солдат;
  • противодействие торговле людьми;
  • защита мирного населения во время вооруженных конфликтов.

Организацию часто критикуют за то, что она выступает инструментом влияния США и НАТО. Однако такая точка зрения, очевидно, не согласуется с позицией организации против Израиля в его конфликте с арабским миром, а также с тем, что в 2005 году ХРВ подала иск на Дональда Рамсвельда, министра обороны США по причине его бездействия в отношении фактов пыток в американских военных исправительных учреждениях.

Правовой статус МНПО в РФ

Деятельность международных неправительственных организаций регламентируется на двух уровнях: международном и на уровне той страны, в которой была создана организация. В первом случае основой деятельности МНПО являются документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека и т. д.

На территории РФ функционирование МНПО регламентируется Конституцией, в частности, статьей 30, которая гарантирует права граждан на создание общественных объединений и на свободу их деятельности.

Государство не может вмешиваться в работу международной неправительственной организации.

МНПО могут быть ликвидированы исключительно по решению судебных органов.

НПО самостоятельно принимают свой Устав, определяют цели и задачи своего функционирования. Роль государства заключается в регистрации уставного документа в Министерстве юстиции. Налоговый орган занимается проверкой финансового аспекта деятельности организации.

Правовое положение общественных объединений определяется Законом «Об общественных объединениях», который был принят 19 мая 1995 года. Право на создание общественных объединений имеют не только российские граждане, но и иностранцы.

Таким образом, вполне легитимным является функционирование на территории РФ филиалов международных неправительственных организаций. Ограничения на создание тех или иных МНПО могут устанавливаться только в федеральном законодательстве.

Вместе с тем, закон запрещает МНПО, деятельность каких направлена на:

  • изменение конституционного строя в РФ;
  • нарушение целостности страны;
  • создание вооруженных формирований;
  • подрыв национальной безопасности;
  • разжигание религиозной, национальной, расовой или любой другой вражды.

Источник: http://bizjurist.com/sozdanie/mezhdunarodnye-nepravitelstvennye-organizatsii.html

Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Международные неправительственные организации: перечень, роль, цели, развитие. Международные правительственные и неправительственные организации

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Программные области

Основа для деятельности

27.1. Неправительственные организации играют ключевую роль в формировании и внедрении демократических структур, основанных на участии. Их авторитет объясняется той ответственной и конструктивной ролью, которую они играют в обществе.

Официальные и неофициальные организации, а также низовые движения должны быть признаны в качестве партнеров в деле осуществления Повестки дня на ХХI век.

Характер той независимой роли, которую играют неправительственные организации в обществе, диктует необходимость реального участия; следовательно, независимость является одним из основных и неотъемлемых свойств неправительственных организаций и непременным условием реального участия.

27.2.

Сегодня, когда мировое сообщество стремится отойти от нерациональных моделей развития и встать на путь экологически безопасного и устойчивого развития, одна из основных стоящих перед ним задач заключается в том, чтобы содействовать пониманию общей цели во всех слоях общества. Возможность обеспечения понимания такой цели будет зависеть от готовности всех слоев общества участвовать в подлинно широком сотрудничестве и диалоге и от признания самостоятельной роли, обязательств и особого потенциала каждого.

27.3.

Неправительственные организации, включая некоммерческие организации, представляющие группы, которые охватываются настоящим разделом Повестки дня на ХХI век, обладают признанным и разнообразным опытом, специальными знаниями и потенциалом в тех областях, которые будут иметь особое значение для осуществления и обзора экологически безопасного и социально ориентированного устойчивого развития, которому посвящена вся Повестка дня на ХХI век. Таким образом, сообщество неправительственных организаций представляет собой общемировую сеть, которую следует подключить к работе по достижению этих общих целей, наделить соответствующими полномочиями и укрепить.

27.4.

Для того чтобы потенциальный вклад неправительственных организаций был реализован в полной мере, в учреждениях, отвечающих за осуществление Повестки дня на ХХI век, и в рамках направленных на это программ следует стимулировать как можно более тесную связь и сотрудничество между международными организациями, национальными правительствами и местными органами управления и неправительственными организациями. Неправительственным организациям также необходимо развивать сотрудничество и взаимодействие между собой, с тем чтобы повысить свою эффективность как участников деятельности по обеспечению устойчивого развития.

Цели

27.5. Общество, правительства и международные органы должны разработать механизмы, с помощью которых неправительственные организации могли бы играть отведенную им роль партнеров в процессе экологически безопасного и устойчивого развития ответственно и эффективно.

27.6.

Для повышения роли неправительственных организаций как общественных партнеров системе Организации Объединенных Наций и правительствам следует по согласованию с неправительственными организациями начать процесс рассмотрения официальных процедур и механизмов, которые обеспечили бы реальное участие этих организаций на всех уровнях: от разработки политики и принятия решений до осуществления.

27.7. К 1995 году необходимо наладить плодотворный диалог на национальном уровне между всеми правительствами и неправительственными организациями и их самостоятельными группами, с тем чтобы признать и укрепить их соответствующую роль в осуществлении экологически безопасного и устойчивого развития.

27.8. Правительства и международные органы должны поощрять и обеспечивать участие неправительственных организаций в разработке, создании и оценке официальных механизмов и процедур по обзору хода осуществления Повестки дня на ХХI век на всех уровнях.

Деятельность

27.9. Системе Организации Объединенных Наций, включая международные учреждения, занимающиеся вопросами финансирования и развития, и всем межправительственным организациям и форумам по согласованию с неправительственными организациями следует принять меры к тому, чтобы:

a) рассмотреть и изложить пути совершенствования существующих процедур и механизмов, обеспечивающих реальное участие неправительственных организаций в деле разработки стратегий, принятия решений, осуществления и оценки на уровне отдельных учреждений, в ходе межучрежденческих консультаций и конференций Организации Объединенных Наций;

b) на основе подпункта а выше улучшить существующие, а при отсутствии таковых — создать в каждом учреждении механизмы и процедуры, которые обеспечивали бы учет специального опыта и позиций неправительственных организаций в вопросах разработки стратегий и программ, их осуществления и оценки;

c) проанализировать объемы финансирования и административной поддержки неправительственных организаций и масштабы и эффективность их участия в осуществлении проектов и программ, с тем чтобы повысить их роль как социальных партнеров;

d) разработать доступные и эффективные средства обеспечения реального участия неправительственных организаций в процессах, созданных для обзора и оценки хода осуществления Повестки дня на ХХI век на всех уровнях;

e) поощрять и создать условия для неправительственных организаций и их самостоятельных систем для содействия контролю и оценке стратегий и программ, направленных на осуществление Повестки дня на ХХI век, включая содействие неправительственным организациям и их самостоятельным системам в развивающихся странах;

f) принять во внимание выводы, сделанные в рамках неправительственных систем наблюдения и процессов оценки в соответствующих докладах Генерального секретаря Генеральной Ассамблее и всем соответствующим организациям Организации Объединенных Наций и другим межправительственным организациям и форумам об осуществлении Повестки дня на ХХI век в соответствии с процессом обзора применительно к Повестке дня на ХХI век;

g) предоставить неправительственным организациям надлежащий доступ к точным и своевременным данным и информации в интересах обеспечения эффективности их программ и мероприятий и их роли в деятельности в поддержку устойчивого развития.

27.10. Правительствам следует принять меры к тому, чтобы:

a) наладить или улучшить существующий диалог с неправительственными организациями и их самостоятельными объединениями, представляющими все слои общества, что могло бы служить:

i) рассмотрению прав и обязанностей этих организаций;

ii) эффективному направлению комплексного вклада неправительственных организаций в процесс разработки стратегий на правительственном уровне; и

iii) содействию неправительственной координации в осуществлении национальных стратегий на уровне программ;

b) поощрять и обеспечивать развитие сотрудничества и диалога между местными неправительственными организациями и местными органами управления в мероприятиях, направленных на достижение устойчивого развития;

c) вовлекать неправительственные организации в национальные механизмы или процедуры, созданные для осуществления Повестки дня на ХХI век, добиваясь оптимального использования их особого потенциала в таких областях, как образование, сокращение масштабов нищеты и охрана и оздоровление окружающей среды;

d) принять во внимание выводы неправительственных механизмов по контролю и обзору при разработке и оценке стратегий, связанных с осуществлением Повестки дня на ХХI век на всех уровнях;

e) проанализировать государственные системы образования с целью выявления путей подключения и расширения участия неправительственных организаций в области формального и неформального образования и повышения информированности общественности;

f) предоставить в распоряжение неправительственных организаций данные и информацию, необходимые для их эффективного участия в научно-исследовательской работе и разработке, осуществлении и оценке программ.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

27.11.

В зависимости от результатов процессов обзора и изменения мнений в отношении наиболее оптимальных путей налаживания сотрудничества и диалога между официальными организациями и группами неправительственных организаций, на международном и национальном уровнях, возникнут относительно ограниченные, но непредсказуемые расходы связанные с совершенствованием консультативных процедур и механизмов. Неправительственным организациям также потребуются дополнительные средства в поддержку их усилий по созданию и совершенствованию систем наблюдения за осуществлением Повестки дня на ХХI век или участия в их работе. Эти расходы будут значительными, однако имеющаяся информация не позволяет дать их точную оценку.

b) Создание потенциала

27.12.

Организациям системы Организации Объединенных Наций и другим межправительственным организациям и форумам, двусторонним программам и, при необходимости, частному сектору необходимо будет увеличить финансовую и административную помощь, оказываемую неправительственным организациям и их самостоятельным системам, в частности базирующимся в развивающихся странах, которые участвуют в контроле и оценке программ Повестки дня на ХХI век, и наладить специальную подготовку для представителей неправительственных организаций (и оказать им помощь в разработке их собственных программ специальной подготовки) на международном и региональном уровнях, с тем чтобы повысить их роль как партнеров по разработке и осуществлению программ.

27.13. Правительствам необходимо будет принять или сделать более эффективными, в зависимости от конкретной ситуации в странах, любые меры законодательного характера, которые способствовали бы созданию в неправительственных организациях консультативных групп, и обеспечить неправительственным организациям право отстаивать общественные интересы с помощью правовых механизмов.

Источник: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch27.shtml

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: