Михайловский замок в Санкт-Петербурге: часы работы, фото

Содержание
  1. Михайловский или Инженерный замок в Санкт-Петербурге | Гид по Петербургу 2020
  2. История 
  3. Инженерный замок
  4. Покушение
  5. Легенды
  6. Музей
  7. Архитектура
  8. Архитектор проекта
  9. Надпись над главным входом
  10. Двор
  11. Памятник Петру I
  12. Внутреннее убранство дворца. Залы
  13. Выставки
  14. Экскурсии
  15. Режим работы и цена билетов 2019
  16. Где находится
  17. Михайловский замок: режим работы и стоимость билетов — лето 2020, как добраться и официальный сайт
  18. Режим работы Михайловского замка — лето 2020
  19. Как добраться
  20. История создания Михайловского замка в Санкт-Петербурге
  21. Виртуальные прогулки
  22. Михайловский замок, впечатления от экскурсии |
  23. Как доехать до Михайловского замка и каковы варианты посещения
  24. Фасад и двор Михайловского замка
  25. Строительство замка
  26. Парадная лестница
  27. Зал Антик
  28. Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)
  29. Тронная императрицы Марии Федоровны
  30. Общий столовый зал
  31. Спальня Марии Федоровны
  32. Бывшая спальня Павла I
  33. Михайловский замок
  34. Режим работы
  35. История
  36. Выставки Михайловского замка
  37. Залы и экскурсии
  38. Интересные факты
  39. Как добраться до Михайловского замка

Михайловский или Инженерный замок в Санкт-Петербурге | Гид по Петербургу 2020

Михайловский замок в Санкт-Петербурге: часы работы, фото

Михайловский замок в Санкт-Петербурге – значимый архитектурный памятник, построенный как личная резиденция императора Павла I.  На сегодняшний день замок является филиалом Государственного Русского музея. В отреставрированных залах размещены постоянные и временные экспозиции живописи и скульптуры. 


 

История 

План строительства замка-дворца Павел начал обдумывать еще, будучи великим князем. Работы по проектированию начались в 1784 году, после продолжительного заграничного путешествия.

А в ноябре 1796 года, в первый месяц своего правления, он издает указ о начале работ.

К этому моменту существовало несколько различных проектов замка на воде, но окончательный вариант был выполнен В. И. Баженовым.  

Для резиденции Павел выбирает территорию, где располагался обветшавший Летний дворец. Место было очень символичным. Здесь в сентябре 1754 он появился на свет.

Территория безжалостно расчищалась и готовилась к строительству дворца. Первый камень был заложен 26 февраля 1797 года. Император планировал возвести под крышу стены здания до конца года.

Для этого на стройку были брошены огромные по тем временам средства и людские ресурсы.

Работы велись круглосуточно, число рабочих достигало единовременно 6 тысяч. Строительные и отделочные материалы свозились со всех близлежащих объектов, большинство из них были просто заморожены, чтобы не снижать темпы главного строительства. Уже 1 февраля 1801 года Павел вместе с домочадцами ночевал в новой резиденции.

С юных лет Павел питал пристрастие к средневековому рыцарству, поэтому долгожданная резиденция проектировалась в виде своеобразной крепости и официально именовалась не дворцом, а замком.

Существует легенда, о часовом, дежурившем возле Летнего Дворца. Ему было видение, в котором Архангел Михаил повелел в указанном месте возвести храм.

Павел счел это знаком всевышнего и незамедлительно приступил к возведению царской резиденции, внутри которой будет находиться церковь имени Архистратига Михаила – князя войска Господня и небесного покровителя семьи Романовых.

Восточный фасад Михайловского замка

Инженерный замок

После дворцового переворота и смерти императора статус замка изменился. Восемнадцать лет здание использовалось различными государственными учреждениями, не имея единого хозяина.

Николай Павлович Романов, третий сын императора Павла I , будучи инспектором корпуса инженеров, обратился с прошением передать здание в его подчинение.

По его мнению, оно идеально подходило для размещения училища.

По иронии судьбы открытие учебного заведения состоялось 11 марта 1820 года, в годовщину гибели Павла. Так здание получило новое имя, и с 1823 года стало официально называться Инженерным замком. Именно среди курсантов появляется огромное количество вымыслов о живущем в училище привидении.

Второе название Инженерный! Знали?

Покушение

Павел всегда опасался судьбы своего отца Петра III, но избежать ее не смог. Всего сорок дней прожил император в долгожданной резиденции.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года участники антиправительственного заговора проникли в его спальню с требованиями отречься от престола. На отказ мятежники ответили насилием.

Императора задушили офицерским шарфом и нанесли ему множественные побои. Организатором заговора принято считать главу тайной полиции и петербургского генерал-губернатора Петра Палена.

В два часа ночи будущий наследник Александр и его младший брат Николай отбыли с места трагедии в Зимний дворец. Последней, уже под утро, выехала из резиденции Мария Федоровна, вдова покойного. Только 23 марта тело несчастного было погребено в Петропавловской крепости.

Уже 19 марта, вступивший на престол Александр, подписал указ по приостановке всех работ, как внутри, так и снаружи здания. Спешно начали вывозить все ценности, мебель, произведения искусства и к середине 1802 года Михайловский замок практически опустел.

Легенды

Вокруг замка и личности владельца существовало немало слухов. Экзальтированный правитель еще при жизни утверждал, что здание усиливает мистические способности. Он общался с призраком прадеда, который предупреждал внука о близком конце.


 

Мало кто верил в официальную версию смерти Павла Петровича от апоплексического удара. Более тысячи жителей Петербурга пришли в Михайловский замок, чтобы попрощаться с императором и собственными глазами увидеть удивительный по красоте дворец. Многие усматривали мистические совпадения.

У власти император находился 4 года, 4 месяца и 4 дня

В это же время рождается городская легенда, о пророчестве юродивой Ксении Петербургской, которая предрекла Павлу кончину в возрасте 47 лет. Именно столько букв содержало изречение из Святого писания, размещенное при входе во дворец. Фриз был снят со строящегося собора, что считалось неслыханным святотатством.

Еще одна легенда гласила, что император, будучи при жизни магистром Мальтийского ордена, хранил в катакомбах под замком святые реликвии в ларце из вечного железа. Именно поэтому, дух насильственно свергнутого царя, будет вечно защищать спрятанные сокровища.

Призрак Павла

Первые сведения о присутствии призрака умершего императора появились вскоре после похорон. Привидение докучало солдатам гарнизона, занимавшимся перевозкой казенного оборудования. Их слова подтверждали местные жители, видевшие по ночам в окнах здания светящийся силуэт.

В здании в ночное время можно услышать гул солдатских сапог, это умерший хозяин ходит по пустым коридорам. А в ночь своей гибели дух забирает каждого 47 прохожего, нарушившего границы его владений.

Огромное количество мистических историй принадлежит кадетам Инженерной академии. Вопреки запретам молодые люди не только пытались проникнуть в закрытый кабинет императора, но и вызывали его дух во время спиритических сеансов.

В советское время, Михайловский замок был заполнен множеством учреждений. Жалобы служащих на необъяснимые явления были так часты, что в начале восьмидесятых годов обследованием здания занималась специальная комиссия. Но результаты ее исследований были засекречены.

Михайловский замок в миниатюре

Музей

В девяностых годах прошлого века Инженерный замок начал пустеть. Уходили арендаторы, и в 1991 году часть площадей была передана Русскому музею. К 1994 году все здание оказалось в полном распоряжении музейного комплекса. Начались реставрационные работы. Удалось восстановить само здание, и частично – интерьеры.

Открытие восстановленного замка произошло 27 мая 2003 года. Во дворце размещены постоянные выставки живописных полотен, связанные с павловской эпохой, работы российских художников. Периодически проводятся выставки узких тематик.

Архитектура

Замок отличался от дворцовых строений XVIII века. В облике здания отразилось своеобразие личности императора, который, по сути, являлся его главным творцом. Это была единственная резиденция русских царей, в виде замка, окруженного водой. Внешне дворцовый ансамбль походил на крепость средних веков.

Архитектор проекта

Воплотил идеи самодержца в законченный проект один из лучших практиков-строителей своего времени, архитектор Баженов. Он сумел создать здание с необычным обликом, используя контрастные, не принятые в XVIII веке приемы. Михайловский замок является единственным дворцом, выстроенным в стиле романтического классицизма в России.

Но приписать авторство одному единственному архитектору невозможно. Работа над созданием велась еще до его участия и фактически была закончена В. Бренно, руководившим строительством до его окончания.

Также в ходе работ привлекались архитекторы:

  • Д. Кваренги
  • Г. Пильников
  • Ч. Камерон
  • Е. Соколов
  • И. Гирш

Надпись над главным входом

Над Вознесенскими вратами размещена цитата, символизм которой стал явным только после трагической кончины владельца резиденции. Фриз изначально предназначался для Воскресенского храма в Смольном монастыре, но был передан Исаакиевскому собору. Павел не погнушался отдать приказ о снятии надписи со стены собора, и переносе в строящуюся резиденцию.

После кончины Павла Петровича на 47 году жизни современники странным образом связали возраст покойного с количеством знаков в роковой надписи, над входом в резиденцию

Двор

Здание было выстроено в форме квадрата, во внутреннем пространстве которого располагался один большой и два маленьких дворика.  Парадный двор имел форму неправильного восьмиугольника, небольшая территория треугольной формы была обращена к Марсову полю, а к реке Фонтанке примыкал двор неправильной пятиугольной формы.

парадная часть была доступна лишь для членов семьи и почетных гостей. Восьмиугольную форму внутреннего двора связывают с принадлежностью император к Мальтийскому ордену. Архитектор Баженов, будучи членом масонской ложи, активно использовал масонскую символику во внешней отделке здания.

Памятник Петру I

Павелгордился своим знаменитым предком Петром Великим, и всячески старался это подчеркнуть. Перед главным входом в свою резиденцию он установил конную статую Петра, которая в свое время пришлась не по вкусу императрице Екатерине II.

На пьедестале статуи находятся барельефы со сценами сражений и лаконичное посвящение: «Прадеду – Правнук».

Существует поверье, что прикоснувшись к барельефам можно загадать желание, которое непременно исполнится

Внутреннее убранство дворца. Залы

Внутренняя отделка Михайловского замка может поистине считаться образцом вкуса. Необжитое пространство Павел постарался обставить с максимальной роскошью. К сожалению, невозможно восстановить оригинальные дворцовые интерьеры, но части помещений удалось вернуть, приближенный к первоначальному образ.

Главное богатство дворца – произведения искусства, были частично размещены в других резиденциях, частично утрачены.

На сегодняшний день максимально приближены к оригиналу следующие залы:

  • Галерея Рафаэля
  • Овальный
  • Тронный
  • Церковный

Восстановленные интерьеры дают представление о былом великолепии

Богатая лепнина, барельефы, фрески были выполнены по эскизам известных мастеров. Мрамор и ценные породы дерева использовались при оформлении внутреннего пространства. Каждая деталь была продумана и занимала достойное место.

Скульптурный фонд Русского музея перенес в здание замка коллекцию статуй из Летнего сада. Ими можно полюбоваться на первом этаже. Малая скульптура представлена в интерьерах залов бюстами семьи Романовых.

Официальное название организации: Инженерный — Михайловский замок — филиал Русского музея.

Выставки

  • Античные сюжеты в русском искусстве
  • Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников
  • История замка и его обитателей»
  • Открытый фонд скульптуры

Экскурсии

В экскурсионном бюро Русского музея Вы можете заказать экскурсии:

  • до 5 человек – 3000 рублей
  • до 10 человек – 4500 рублей
  • до 25 человек – 8000 рублей
  • для школьников — до 30 человек – 3000 рублей
  • для студентов и пенсионеров — до 25 человек – 4000 рублей
  • для дошкольников — до 25 человек – 1500 рублей

Режим работы и цена билетов 2019

  • Выходной день — вторник 
  • Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 10:00—18:00
  • Четверг 13:00—21:00

Стоимость билетов

  • для взрослых посетителей 500 рублей
  • для студентов 250 рублей

Официальный сайт

rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle

Телефон

  • 8 812-595-42-48
  • 8 812-570-51-12

 

Где находится

Адрес

ул. Садовая, дом 2.

Метро 

  • Гостиный двор
  • Невский проспект

Как добраться

Источник: https://peterburg.guide/muzei/mihajlovskij-ili-inzhenernyj-zamok/

Михайловский замок: режим работы и стоимость билетов — лето 2020, как добраться и официальный сайт

Михайловский замок в Санкт-Петербурге: часы работы, фото

Фотографии Михайловского замка

Михайловский замок в Санкт-Петербурге расположен в самом центре Северной столицы. Величественный дворец причудливой формы напоминает постройки средневековой Европы. Дворец является символом эпохи императора Павла I. Часто говорили, что Михайловский дворец — крепость царя Павла I.

Современники называли интерьеры Михайловского дворца чудом роскоши и вкуса. В его оформлении приняли участие знаменитые художники и скульпторы того времени. Дворец строился как парадная резиденция императора. В тоже время он являлся музеем античного, европейского и русского искусства.

Режим работы Михайловского замка — лето 2020

Музей временно закрыт для посетителей в связи с мероприятиями по борьбе с распространением коронавируса.

  • понедельник, среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Как добраться

Ближайшее метро — «Невский проспект» и «Гостиный Двор».

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • взрослых — 400 рублей
    • студентов и пенсионеров — 200 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 500 рублей
    • студентов — 250 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

Комплексный билет предусматривает посещение 2 филиалов (на выбор): Русского музея, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка в течение одного календарного дня.

  • для граждан России и Белоруссии:
    • взрослых — 700 рублей
    • студентов и пенсионеров — 350 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно
  • для иностранных граждан:
    • взрослых — 1000 рублей
    • студентов и пенсионеров — 500 рублей
    • детей (до 16 лет) — бесплатно

История создания Михайловского замка в Санкт-Петербурге

Работа над проектом началась в 1784 году, а заложен дворец был 26 февраля 1797 года. В строительстве здания приняли участие знаменитые архитекторы Василий Баженов и Виченцо Бренна. Но, и сам император Павел I тоже создал несколько эскизов дворца.

Для ускорения работ по возведению дворца сюда привозили материалы с других строек: декоративный камень и колонны, фризы и скульптуры и прочие материалы. Дворец был построен всего за три года. Домовая церковь была освящена в день святого Михаила.

Поэтому дворец получил имя этого архангела.

Павел I, сын Екатерины Великой, хотел, чтобы дворец был построен так, чтобы можно было чувствовать себя в безопасности от врагов императора. Со всех сторон дворец был окружен водой.

С севера и востока протекали реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада проходили Церковный и Вознесенский каналы. Фортификационные сооружения состояли из каналов и полубастионов, пушек и подъемных мостов.

В центре площади перед дворцом был установлен памятник Петру I, выполненный еще при жизни Петра Великого. Во дворец можно было добраться только по трем подъемным мостам, которые усиленно охранялись.

Но все это не спасло хозяина дворца. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а уже в ночь с 11 на 12 марта император был убит. Во дворце он прожил всего 40 дней.

На месте, где расположен замок, ранее находился Летний дворец Елизаветы Петровны. В нем в 1754 году родился будущий император. На этом же месте через 47 лет в результате дворцового переворота он был убит.

После этого события никто из членов царской семьи не хотел жить во дворце. Вскоре из него были вывезены художественные ценности, а помещения отдавали под различные учреждения и квартиры. Через двадцать лет Михайловский замок передается Главному Инженерному училищу и с февраля 1823 года он носит официальное название Инженерный. Территория вокруг дворца была перепланирована, каналы засыпаны.

В 1991 году Михайловский замок вошёл в состав музейного комплекса Государственный Русский Музей. С этого времени проводится реставрация интерьеров здания.

Здесь развернута постоянная экспозиция картинной галереи. Часто проводятся выставки и различные мероприятия. Особое место среди выставочных материалов музея занимает экспозиция, посвященная истории Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Виртуальные прогулки

Михайловский (Инженерный) замок является филиалом Русского музея: www.rusmuseum.ru

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_5485.htm

Михайловский замок, впечатления от экскурсии |

Михайловский замок в Санкт-Петербурге: часы работы, фото

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни.

У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника.

Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Как доехать до Михайловского замка и каковы варианты посещения

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни  Павла I, и церкви Святого Михаила, туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Фасад и двор Михайловского замка

Михайловский замок

Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.

Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.

Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.

Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.

Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие  меры не спасли хозяина от убийства.

Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей.

Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро.

Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.

Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства.

 Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней«.

В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.

лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.

Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.

Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.

Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.

Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига.

Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая.

Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон.

Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас».

В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени.

Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел.

 Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»

Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом.

Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.

Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.

Тронная императрицы Марии Федоровны

В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.

Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.

Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.

Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства  никто не входил в это злополучную комнату.

Позднее император Александр II решил  оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища.

На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.

Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что  Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и дедаЗаблудился взъерошенный сад.Из тюремного вынырнув бреда,

Фонари погребально горят.

Источник: https://trip-together.ru/michael-castle-peterburg/

Михайловский замок

Михайловский замок в Санкт-Петербурге: часы работы, фото

Михайловский замок в Петербурге принято считать главным и завершающим целую эпоху памятником архитектуры XVIII века, а также единственным в России дворцовым ансамблем в стиле романтического классицизма. Построен он был по велению императора Павла I, который за недолгое правление отличился неординарными вкусами и стремлением переплюнуть многочисленных предшественников по части украшения города.

Второе название — Инженерный замок — появилось вовсе не из-за специфической конструкции здания.

Всё гораздо прозаичнее — в 1819-м году сюда въехало Главное инженерное училище, просуществовавшее больше ста лет.

Официальное же имя дворца дано в честь Архангела Михаила, который, по городской легенде, явился заснувшему на посту караульному солдату, охранявшему строительную площадку будущей резиденции.

  • Взрослые — 450 рублей;
  • Старшеклассники до 18-ти лет, студенты, пенсионеры — 200 рублей.

Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Участники Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
  • Ветераны Афганистана и других локальных конфликтов;
  • Курсанты военных училищ, солдаты и матросы срочной службы, кадровые офицеры;
  • Дети до 16 лет (в сопровождении взрослого);
  • Многодетные семьи;
  • Учащиеся художественных школ, училищ и колледжей;
  • Члены Союзов художников, фотографов, архитекторов, дизайнеров, музейные работники.

Все льготы действительны только при предъявлении надлежащих документов — удостоверений, справок, свидетельств и т. д. 18-е число каждого месяца — день открытых дверей для всех учащихся школ и студентов государственных ВУЗов, техникумов и колледжей.

Режим работы

Экспозиционные залы открыты для посещения со среды по понедельник с 10:00 до 18:00, в четверг график сдвигается — с 13:00 до 21:00, кассы закрываются за полчаса до конца рабочего дня. Вторник — официальный санитарный день, внутрь дворца зайти не получится.

История

Замысел о большом замке в центре Петербурга Павел I вынашивал всю жизнь, и даже место для будущего возведения было выбрано неслучайно — деревянный летний дворец его бабушки Елизаветы Петровны.

Приказ о сносе подписали в 1797-м году, а ответственных за проект архитекторов было двое — Василий Баженов, создавший ансамбль Царицына, и Винченцо Бренна, до этого работавший над несколькими интерьерами Зимнего дворца.

Работы начались ударными темпами — по капризу императора установили сроки в один год, для чего сюда свезли почти 6 тысяч рабочих.

Строительство шло и днём, и ночью — пришлось продумать сложную систему ламп и факелов.

Отчасти ускорить процесс помогла передача мрамора с других площадок — Исаакиевского собора и строек Царского Села, но даже такие меры не помогли — окончательно проект удалось воплотить лишь в 1800-м.

Новоселье длилось недолго — через 40 дней после торжественного въезда Павел был убит заговорщиками в собственной спальне, и для Михайловского замка наступили тяжёлые времена.

Первыми съехали ближайшие родственники и придворные семьи Романовых, а за ними — многочисленная прислуга.

В зданиях остались только кавалергарды, которым было поручено охранять пустующие корпуса от возможного разграбления.

По иронии судьбы, главными «вандалами» стали не уличные воры, а потомки убитого императора.

Сначала Александр I приказал переплавить серебряные ворота на сервиз для своей сестры Анны, а потом и Николай I распорядился разрушить часть корпусов и взять из них ценный камень для строительства Нового Эрмитажа. Лишь в 1856-м году в память о Павле его опочивальню перестроили для домовой церкви при инженерном училище.

В советские годы учебное заведение несколько лет продолжало работать, а во время Великой Отечественной войны и блокады здесь размещался госпиталь.

С 1960-х годов большую часть помещений отдали научно-исследовательским институтам, и территория стала закрытой для любых экскурсий.

Процесс передачи Русскому музею начался в 1991-м, и продлился вплоть до юбилейного 2003-го года, когда реставрация полностью завершилась.

Выставки Михайловского замка

На постоянной основе работают три экспозиции, и первая тематическая выставка называется «Петербургское общество эпохи Романовых».

Это по-своему уникальный проект, посвящённый бытовым моментам столичной жизни в XIX веке. Тут представлены редчайшие картины, акварельные рисунки, гравюры и антикварные фарфоровые статуэтки.

Всё исключительно подлинное, переданное из запасников Русского музея и частных коллекций.

Дальше идёт галерея «Лица России», иллюстрирующая эволюцию портрета как отдельного жанра живописи.

Здесь можно увидеть работы таких легендарных мастеров, как Алексей Венецианов, Илья Репин, Карл Брюллов и Иван Крамской.

Своими кистями они запечатлели первых лиц государства, знаменитых литераторов, музыкантов и военачальников. В последнем зале находится плазменный экран с архивной дореволюционной хроникой.

Завершает экскурсии по Михайловскому замку Открытый фонд скульптуры — один из наиболее оснащённых залов всего музея.

В нём собрана антология работ с XVIII века до современности, включая авангард начала XX столетия и советский конструктивизм.

Есть мультимедийные экраны, периодически проводятся инсталляции с использованием компьютерных технологий. Время от времени экспериментальные работы современных авторов можно видеть во дворе замка.

Вне главного здания тоже есть, чему удивляться — западный павильон проводит интерактивный проект «Романтический наш император», заостряющий внимание на личности Павла I.

Он включает в себя лекторий для взрослых, викторины, а также развивающие головоломки для детей разного возраста.

Среди интересных бонусов — шанс увидеть трёхмерную голограмму короны Российской Империи, оригинал которой хранится в Алмазном Фонде московского Кремля.

Залы и экскурсии

На сегодняшний день для посещения доступен 21 зал Михайловского замка, включая следующие исторические помещения:

  • Тронная зала Марии Фёдоровны — приёмные покои императрицы, в которых должны были проходить светские рауты и балы. Она полностью реконструирована в 2002-м году, с сохранением позолоченной лепнины и люстры с рубиновым стеклом.
  • Мраморная галерея — главный зал приёмов иностранных послов и почётных гостей. Восстанавливалась по архивным картинам и описаниям — именно её варварски разрушили для добычи мрамора при Николае I, а прямое попадание немецкой бомбы во время блокады снесло половину внутренних перекрытий и колоннаду.
  • Овальный зал — одно из немногих уцелевших помещений, частично сохранившее первоначальную отделку искусственным мрамором. Задумывалась, как комната отдыха, а в годы существования училища использовалась в качестве модельной мастерской.
  • Парадная лестница — с неё начинаются, и на ней же заканчиваются экскурсии. Пролёты ведут с бельэтажа, и сейчас они максимально приближены к дореволюционному облику. Особый интерес вызывает позолоченный двуглавый орёл с мальтийским крестом на сердце — отличительная символика павловской эпохи.

Интересные факты

В галерее Рафаэля выставлены уникальные ученические и студенческие работы величайших русских живописцев, включая Брюллова, Бруни и Иванова. Это копии хрестоматийных работ эпохи итальянского Возрождения.

Копирование и интерпретация на тот момент входили в основные дисциплины Академии художеств, и умение сделать репродукцию высоко ценилось среди коллекционеров, в число которых входила и августейшая семья Романовых.

Так называемые Константиновские покои служат хранилищем другой коллекции — собрания полотен иностранных живописцев. Здесь можно увидеть работы Лагрене, Торелли, Гроота, Ротари и Робертсона.

Тут же находится единственное в своём роде собрание эксклюзивной продукции императорского фарфорового завода — статуэтки, именная посуда, вазы и бюсты известных государственных деятелей дореволюционной России.

Легенды и тайны Михайловского замка до сих пор вызывают массу споров у историков.

Например, считается, что император несколько раз присутствовал на стройке и даже собственноручно заложил пару кирпичей из яшмы в фундамент.

Другой популярный миф гласит, что призрак Павла I каждую ночь неуспокоенной тенью бродит по фамильным владениям и периодически пугает случайно попавшихся прохожих и охранников музея.

Есть у дворца и свой Чижик-Пыжик — это крошечная статуэтка солдата гвардейского полка, стоящая в нише напротив центрального входа.

У него даже есть имя — подпоручик Киже, и если попасть монеткой ему в голову, стоя на мосту, то нужно обязательно прислушаться.

Вдруг благородный стражник решит отреагировать на такое нахальство и выдаст дражайшему гостю порцию отборных солдатских ругательств образца, эдак, XIX века.

Как добраться до Михайловского замка

Ближайшая станция метро зелёной ветки — «Гостиный двор», от неё проще всего идти пешком — всего 700 метров по улице Садовой, никуда не сворачивая, нужно будет только перейти дорогу у ближайшего светофора, сразу же на выходе из зала. Переходить под землёй на станцию «Невский проспект», как советуют некоторые путеводители, не нужно — от него идти ровно столько же, а вот время точно потеряется из-за запутанных перекрёстков и дворовых разъездов.

Также удобно ехать на трамвае № 3 до остановки, которая так и называется — «Михайловский замок».

Мимо центральных ворот Инженерного сквера, откуда идёт прямой бульвар до музея, ходят только маршрутки № 107 и № 289, остановка в этом случае — «площадь Белинского».

Любители комфорта могут заказать машину через Uber, Яндекс или Maxim — все популярные сервисы давно работают в Северной столице и предлагают приемлемые тарифы.

Самостоятельным путешественникам нужно ехать по координатам навигатора — 59.938436, 30.339804, только они далековато от замка, а именно, возле Большого Санкт-Петербургского цирка.

Рядом с ним, напротив пожарной части, просторная и бесплатная парковка.

Пройдя буквально пару шагов от неё, нужно выйти на пешеходный бульвар сквера, от которого до главных ворот Михайловского замка не более 200 метров.

Нашли неточность? Сообщите нам.

Ivleva

октябрь 2019

Необычный замок входящий в состав Русского музея. Дворец Павла 1. Внутри есть памятник ему. Сказанная архитектура (не положая на русскую)

Julia

октябрь 2019

Очень красиво как внутри, так и снаружи

Yana

май 2019

Сейчас проходит выставка Фёдора Конюхова ❤️

Alina ?

январь 2019

Внешне замок напоминает средневековое здание. Один из самых интересных и самобытных. Проходя мимо, не забывайте кинуть монетку в солдатика в нише у моста. Приносит удачу, если попадете в его голову

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/castles/12502

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: