Министр финансов России: прошлое и настоящее

Содержание
  1. Алексей Кудрин
  2. Министр финансов РФ
  3. Личная жизнь
  4. Алексей Кудрин сейчас
  5. Как власть видит настоящее и будущее России. Интервью главы минфина Антона Силуанова
  6. Коронавирус и экономика
  7. Состояние здравоохранения
  8. О болезни премьера михаила мишустина
  9. О «третьем пакете» господдержки
  10. О посткризисных изменениях
  11. Денежная реформа России 1897 года
  12. Предпосылки реформы
  13. Что обозначает выражение «золотой стандарт»?
  14. Как отнеслось общество к новой денежной системе?
  15. Подготовка к реформе
  16. Новая денежная система
  17. Значение денежной реформы 1897 года
  18. Сергей Юльевич Витте (1849-1915)
  19. Занять на жизнь: Россия нарастит госдолг вдвое
  20. Добрый день, мне нужен кредит
  21. Привлекательные ставки
  22. Что это значит для рубля
  23. Силуанов Антон Германович: настоящая биография и зарплата
  24. Биография
  25. Семья
  26. Награды
  27. Зачем нужно Министерство финансов, что входит в его задачи
  28. Полномочия
  29. Организация деятельности
  30. Проект «Открытое министерство»
  31. Глава ведомства

Алексей Кудрин

Министр финансов России: прошлое и настоящее

Алексей Кудрин – бывший глава российского Минфина и заместитель председателя правительства РФ, который занимал министерский пост дольше всех чиновников современной России.

Экс-министр финансов считается одной из самых перспективных фигур на политической арене РФ, который и после отставки играет немаловажную роль в экономике и общественно-политической жизни страны.

На счету многолетнего руководителя Минфина множество достижений, самое крупное из которых – вывод страны из мирового финансового кризиса с наименьшими потерями.

Алексей Кудрин

Родился Кудрин Алексей Леонидович 12 октября 1960 года. Национальность и настоящая фамилия будущего финансиста не раз становились причиной споров и обсуждений в прессе. Известно, что родился Кудрин в латвийском городе Добеле.

Его отец был советским военнослужащим, что заставило будущего министра финансов России с самого рождения стать путешественником – в 8-летнем возрасте юный Алексей с родителями переехал в Монголию.

Уже в 11 лет мальчик попал в Забайкалье, а через 3 года семья отправилась в Архангельск, где Алексей окончил среднюю школу № 17.

По окончании школы Алексей Леонидович переехал в Ленинград и 2 года проработал автомехаником и инструктором-практиком в Академии транспорта и тыла Минобороны СССР.

После этого юноша поступил на экономический факультет Ленинградского госуниверситета, который окончил в 1983 году.

Получив диплом экономиста, Кудрин по распределению попал в Институт социально-экономических проблем при Академии наук СССР, где познакомился с Анатолием Чубайсом, сыгравшим не последнюю роль в судьбе будущего министра финансов.

Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин

В 1985 году, зарекомендовав себя перспективным экономистом, Алексей поступил в аспирантуру Института экономики при Академии наук и в 1988 году защитил кандидатскую диссертацию. С этого момента профессиональная биография Алексея Леонидовича тесно связана с финансовым сектором.

В 1990 году Алексея Кудрина назначили заместителем Анатолия Чубайса, занимавшего должность главы комитета по экономической реформе в Ленинградском горисполкоме. Тогда будущий министр финансов попал в команду мэра Ленинграда Анатолия Собчака и познакомился с будущим президентом России Владимиром Путиным, который в тот период был офицером КГБ.

До 1996 года Кудрин занимал различные должности, связанные с экономикой и финансами, в горадминистрации Санкт-Петербурга, откуда вместе со многими известными политическими лицами РФ перешел в правительство страны и где начинал работать под руководством экс-президента РФ Бориса Ельцина.

Министр финансов РФ

В администрации российского главы Алексей Кудрин, так же как и в мэрии Ленинграда, стал замом Чубайса, который возглавлял АП. Тогда же чиновника назначили руководителем КРУ, заместителем российского управляющего в МВФ и ЕБРР. В 1997 году стал замминистра финансов России, освободив пост главы КРУ для Владимира Путина.

Алексей Кудрин и Владимир Путин

В 2000 году Алексей Леонидович Кудрин избран на должность вице-премьера правительства президента России и министром финансов, а в 2002 году возглавил Национальный банковский совет при Банке России. В 2004 году лишился поста вице-премьера, но продолжил работу на посту главы Минфина. В тот же период Кудрин вошел в правительственную комиссию РФ по инвестиционным проектам.

На посту министра финансов Анатолий Леонидович пробыл до 2011 года включительно.

Причиной громкой отставки Кудрина стали разногласия с экс-президентом и премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым относительно экономической политики, которую Кудрин неоднократно подвергал критике.

Тогда чиновник лишился государственных постов и передал руководство министерством финансов Антону Силуанову, который и продолжил политику Кудрина в Минфине по сдерживанию и обязательному выполнению бюджета.

Дмитрий Медведев и Алексей Кудрин

Достижения Алексея Кудрина на министерском посту стали значительными для экономики России.

Благодаря Кудрину в стране провели налоговую реформу, были снижены ставки НДС, введена «плоская шкала» подоходного налога, изменено российское законодательство, из которого исключили лазейки для законного уклонения от уплаты налогов.

Алексей Леонидович добился снижения внешнего долга страны и создал первый «ненефтегазовый бюджет», который принимался Госдумой без исправлений.

Российский глава Владимир Путин гордится тем, что в правительстве РФ работал Кудрин – чиновник, который укрепил экономику РФ и решил ряд масштабных экономических проблем, чем вывел государство на достойный уровень в Европе.

После отставки из правительства Алексей Кудрин занялся научно-экономической деятельностью – вернулся в Санкт-Петербург и стал деканом факультета свободных наук в ИЭП им. Егора Гайдара. При этом и сегодня прогнозы Алексея Кудрина актуальны для российской экономики.

В 2012 году Кудрин вместе с другими политическими деятелями создал Комитет гражданских инициатив. Определение наилучшего варианта экономического развития государства – главная цель организации.

С 2013 года Кудрин включен в Экономический совет при президенте РФ, что свидетельствует о продолжении карьеры как госдеятеля и сулит неожиданные перемены в будущем экономиста.

Личная жизнь

Ирина Тинтякова, вторая супруга Алексея Кудрина, на момент знакомства с будущим мужем работала секретарем-референтом у пресс-атташе Анатолия Чубайса. Главу Минфина женщина поразила темпераментом и привлекательным внешним видом, поэтому мужчина не задумываясь сделал Ирине предложение руки и сердца.

Вторая жена Кудрина родила ему сына Артема. После замужества супруга бывшего главы Минфина оставила журналистскую деятельность и возглавила благотворительный фонд «Северная корона», оказывающий помощь детским домам и интернатам.

От первого брака с Вероникой Шаровой у экономиста есть дочь Полина, которая после развода родителей осталась вместе с мамой в Санкт-Петербурге и сегодня стала успешной бизнесвумен и учредителем ООО «Арт-центра Гран-при».

Бывший министр финансов считается непубличным человеком и предпочитает отдых в семейном кругу светским и шумным мероприятиям.

Насыщенный рабочий график не позволяет уделять должное внимание семье, но ежегодно в зимнее время Кудрин выделяет небольшой отпуск для посещения горнолыжного курорта в Австрии, где посвящает себя общению с женой и сыном. Помимо лыжного спорта, Алексей Леонидович увлекается хоккеем и большим теннисом.

Алексей Кудрин сейчас

К мнению Алексея Кудрина часто прислушиваются и сегодня. В настоящее время Кудрин является председателем совета фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР). Экс-министр постоянно комментирует проблемы, которые существуют в экономике, а также предлагает конкретные решения кризисных ситуаций в финансовом секторе.

Алексей Кудрин

В мае 2017 Кудрин представил Владимиру Путину новую экономическую программу. По словам Алексея Леонидовича, новый план позволит определить стратегию развития экономики на долгие годы, ускорив темпы роста. Однако руководитель российского государства никаких решений по итогам встречи не принял.

В июне 2017 года Кудрин заявил, что Минфин слишком сильно сократил государственные расходы при проектировке бюджета на 2018-2020 годы. Чиновник назвал параметры бюджета вполне здравыми, но посчитал, что ведомство Антона Силуанова слишком жестко подошло к консолидации госрасходов.

«Ниже 34 процентов ВВП расходов опускаться не стоило бы в связи с тем, что у нас большие задачи по финансированию структурных изменений в бюджетном секторе и инфраструктуре страны – образовании, здравоохранении», — отметил Кудрин. Алексей Кудрин на ПМЭФ 2017

Как утверждает Алексей Леонидович, планы Минфина относительно урезания трат губительно скажутся на экономике, поскольку наблюдается постепенное снижение покупательной способности граждан.

Прокомментировал Кудрин и заявления представителей финансовой системы России, которые не раз говорили о том, что к концу 2017 года в стране ожидается экономический рост. На экономическом форуме в Петербурге Алексей Леонидович высказал свое мнение по этому поводу, отметив, что отсутствие навыков и умений представителей госаппарата – главная проблема, влияющая на экономический прорыв.

«Чтобы страна быстро росла, нужно больше инициативных и энергичных людей, имеющих соответствующие навыки, умения и профессионализм. А у нас таких людей, способных создавать новые компании, развивать их в новых технологических отраслях, просто мало. Мы их не воспитали, сегодня нет этой культуры. Новые решения предложены в программе развития до 2035 года. Один из путей – приватизация крупных корпораций, чтобы там больше работала частная инициатива», – считает Алексей Кудрин. Алексей Кудрин

Пользователи социальных сетей, в том числе сети «Инстаграм», продолжают обсуждать деятельность бывшего министра. На официальном сайте Алексея Кудрина можно ознакомиться с его дальнейшими планами, а также узнать позицию по конкретным экономическим вопросам.

военачальник, маршал Борис Шапошников политический и государственный деятель Екатерина Лахова актриса, политик, первая леди Аргентины Эва Перон политик, военнослужащий Николай Статкевич политический и общественный деятель Павел Северинец политик, искусствовед, археолог Зенон Позняк государственный деятель Лидия Ермошина государственный деятель, экономист Сергей Румас государственный деятель Виктор Лукашенко политик, депутат Галина Морозова политик, юрист, предприниматель Анна Канопацкая бизнесвумен, политик Наталья Кисель политик Сергей Черечень политик Светлана Тихановская блогер, предприниматель, политик Сергей Тихановский фермер, политик, депутат Юрий Ганцевич политик, банкир Виктор Бабарико дипломат Валерий Цепкало визирь, военачальник Малкочоглу Бали-бей политик Геннадий Янаев

Источник: https://24smi.org/celebrity/1425-aleksej-kudrin.html

Как власть видит настоящее и будущее России. Интервью главы минфина Антона Силуанова

Министр финансов России: прошлое и настоящее

Глава российского минфина Антон Силуанов дал интервью газете «Ведомости». Главные заявления чиновника – в нашей подборке.

Коронавирус и экономика

“Это не кризис, а вызов, который не похож ни на какие другие, ситуация, которая войдет в учебники истории. Лет пять назад, если бы нефть Urals стоила дешевле $15 – т. е. бюджет не получает ни копейки нефтегазовых доходов, – это был бы кризис.

А сейчас на нефть уже не так обращают внимание, потому что мы создали необходимые финансовые буферы и даже при цене $10 проживем. Это прошлая война, и к ней мы подготовлены, а сегодня перед нами вызов абсолютно нового масштаба. Такой поворот событий вряд ли кто мог предвидеть.

Сейчас перед нами новые задачи – защита здоровья и жизни людей”.

Состояние здравоохранения

“Я не соглашусь с тем, что у нас глобальное недофинансирование здравоохранения. В других странах больше частных средств идет в медицину, не бизнес и не государство, а сами люди платят за страховку. У нас другая страховая система, не без участия государства. Если бы в нашей стране была больше развита частная медицина, то и ресурсы были бы сопоставимы с другими экономиками.

Сегодняшние вызовы – это проверка работы разных систем здравоохранения. И пока наша система выдерживает.

Конечно, мы получили временное преимущество: мы видим, как распространяется инфекция в других странах, изучаем их опыт, оперативно выделили финансирование, развернули койки, переоборудовали их под больных коронавирусом. И пока смертность у нас, слава богу, ниже, чем в других странах.

Да, проблем много, но считаю, что наше здравоохранение справляется неплохо. Последние годы мы увеличивали расходы на медицину, только в этом году – почти на треть. Но у нас должны работать страховые принципы в медицине.

Сколько собрали взносов – столько потратили из ФОМСа. Другое дело – отдельные задачи, проекты, например модернизация первичной медицинской помощи. В этом случае выделяются бюджетные ресурсы сверх объемов страховых взносов.

В последние годы значительная часть дополнительных денег в медицине направлялась на увеличение оплаты труда медработников”.

О болезни премьера михаила мишустина

“Никто не застрахован, вирус не выбирает – руководитель ты или нет. Желаю скорейшего выздоровления; уверен, скоро встретимся в правительстве. Хотя и сейчас председатель постоянно с нами на связи по телефону, активно вовлечен в рабочий процесс – сегодняшние коммуникации позволяют это делать без проблем”.

О «третьем пакете» господдержки

“Третий пакет обсуждается в правительстве, и в ближайшее время будут озвучены конкретные меры. Сумма поддержки будет увеличиваться.

Пока принято решений на 2,8% ВВП, но это без учета того, что мы для поддержания запланированных расходов тратим средства Фонда национального благосостояния и осуществляем дополнительные заимствования.

Это и есть контрциклическая бюджетная политика: мы финансируем в полном объеме расходы, несмотря на падение доходов. С учетом этих денег поддержку экономики можно оценить более чем в 6,5% ВВП.

На поддержку здравоохранения и на санитарно-эпидемиологические меры – 200 млрд рублей, на меры в области социальной поддержки (в том числе средства, зарезервированные на выплаты по безработице) – более 250, поддержка отраслей экономики (в первую очередь субъектов МСП) – еще около 800, поддержка регионов – около 200, сбалансированность внебюджетных фондов – более 400 млрд. Основные назвал, и это без учета гарантий.

О снижении налогов: «Обсуждается не снижение налогов, а налоговый стимул, который позволит предпринимателям наращивать активность. Кардинально менять налоги не планируется.

Для МСП нужно было снижать налог на труд, чтобы было невыгодно работать в сером секторе, доля которого велика. Это уже сделано. Мы уже фактически ввели прогрессию – налог на процентный доход от больших депозитов.

Дополнительные предложения увеличить налоги не рассматриваются».

О посткризисных изменениях

“Во-первых, текущая ситуация ускорила принятие давно назревших решений. Простой пример – снижение страховой нагрузки на малый бизнес. Во-вторых, очевидно, что цифровизация всех сфер жизни и сбор больших данных – это необратимый процесс.

Отмечу цифровую трансформацию правительства – уверен, что наработки последних месяцев по настройке взаимодействия обязательно пригодятся в будущем. Кроме того, будет и дальше расти роль координации и совместного решения проблем ведущими странами мира.

По итогам пандемии неизбежно будут сделаны выводы и даны рекомендации, направленные на рост готовности стран к последующим вызовам. В этом вопросе рассчитываю на объединяющую роль стран G20″.

Источник: https://eanews.ru/news/kak-vlast-vidit-nastoyashcheye-i-budushcheye-rossii-intervyu-glavy-minfina-anton-siluanova_06-05-2020

Денежная реформа России 1897 года

Министр финансов России: прошлое и настоящее

Денежная реформа Витте

Денежная реформа 1897 года, которую называют реформой Витте, явилась локомотивом, который потащил  промышленность России, ускорив тем самым модернизацию государства.

Необходимость денежной реформы в России диктовалась развитием промышленности. Необходимо было обеспечить устойчивость российского рубля. Это помогло бы привлечь иностранные инвестиции, которые были необходимы промышленности в связи с нехваткой внутренних капиталов.  Денежная реформа, инициатором которой был Витте, признана довольно успешной, хотя и имела некоторые недостатки.

Предпосылки реформы

Русский капитализм в последней четверти XIX-начале XX вв. вступил в империалистическую стадию, что соответствовало мировым тенденциям. В 90-е годы XIX в. в экономике России становятся актуальными монополистические объединения — картели и синдикаты, возникают акционерные коммерческие банки.

Но для устойчивого развития экономики была необходима стабильная валюта, которая препятствовала бы обесцениванию денежных капиталов. Попытка укрепления кредитного рубля путем изъятия «лишних» бумажных денег из обращения потерпела поражение. И к концу XIX в.

все более ясной становилась необходимость перехода к золотой валюте.

Первой на этом пути была Великобритания, которая ввела золотомонетный стандарт в 1816 году. Затем к золотому денежному обращению перешли Швеция, Германия, Норвегия, Дания, Франция, Голландия, Италия, Греция и Бельгия.

Россия входила в мировой рынок, поэтому возникла потребность создания такой же денежной системы, что и в других странах Европы.

Рубль был полностью конвертируемой валютой, но продажа иностранной валюты за рубли и неограниченный вывоз кредитных рублей за границу препятствовали развитию внешней торговли и уменьшали доходы бюджета.

Это мешало притоку в страну иностранного капитала, так как будущие прибыли в золотой валюте становились неопределенными, а инвестиции — рискованными. Таким образом, основной причиной денежной реформы 1895-97 гг. стала заинтересованность правительства в развитии внешнеэкономических связей России.

Николаевский рубль после денежной реформы Витте

Что обозначает выражение «золотой стандарт»?

Это такая денежная система, когда золото признается и используется в качестве единственного денежного товара и всеобщего эквивалента ценностей. Этот стандарт не подвержен инфляции.

В случае падения экономической активности золотые монеты уходили из обращения и оседали у населения, а при расширении потребности в деньгах золото снова пускалось в обращение. Золотые деньги сохраняли свою нарицательную стоимость.

Это упрощало оплату внешнеэкономических сделок и способствовало развитию мировой торговли.

Пять рублей золотом. Аверс

Пять рубей золотом. Реверс

Как отнеслось общество к новой денежной системе?

По-разному. Особенно оппозиционно были настроены дворянство и помещики. Если это было хорошо для новой торгово-промышленной буржуазии России и зарубежных компаньонов, то отечественной буржуазии неустойчивость денег давала возможность увеличивать доходы, в частности, от экспорта хлеба

Подготовка к реформе

Была проведена огромная работа по подготовке реформы с 80-х годов XIX в. министром финансов Н.Х. Бунге и его преемником И.А. Вышнеградским.

Цель подготовки — замена инфляционного обращения неразменных бумажных денежных знаков системой золотого стандарта.

Предстояло не просто вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежно-валютного  устройства: перейти от серебряного стандарта к золотому.

Следовало достичь положительного итога платежного баланса и накопления золотого запаса (за счет увеличения экспорта, ограничения импорта, ведя протекционистскую политику, и заключения внешних займов). Ликвидировать бюджетный дефицит. Стабилизировать валютный курс.

Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что на 1 января 1897 г. золотой запас России достиг 814 млн. руб.

Вступивший  в должность министра финансов С.Ю. Витте прекратил практиковавшуюся при И.А. Вышнеградском спекулятивную биржевую игру на кредитном рубле.

Государственный банк за счет своих и казначейских золотовалютных резервов полностью удовлетворял спрос на иностранную валюту. Его предшественники на этом посту — ученые-финансисты Н.Х. Бунге и И.А.

Вышнеградский предпринимали попытки упорядочения денежной системы, основным пороком которой был избыток кредитно-бумажной массы, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.

В результате удалось сократить масштабы спекуляции. Стабилизация  рыночного курса кредитного рубля  в 1893-1895 гг. создала предпосылки для проведения денежной реформы: фиксации курса  на основе размена кредитного рубля  на золото по фактически сложившемуся соотношению между ними.

Предпосылками для проведения денежной реформы были: золотой запас, стабилизированный  валютный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного Совета в работу министерства финансов и Государственного банка.

Николай II

8 мая 1895 г. Николай II утвердил закон, по которому всякие законные сделки могли заключаться на российскую золотую валюту и уплата по таким сделкам может производиться золотой монетой либо кредитными билетами по курсу золота на день платежа.

Но золотая монета очень медленно становилась приоритетным  платежным средством. Государственный банк даже пошел на следующий шаг: 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и принимать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за полуимпериал, а в 1896 г. покупной курс был определен в 7 руб.

50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотношения между рублем золотым и кредитным  в пропорции 1:1,5.  В январе 1897 г. было решено ввести  в Российской империи металлическое  обращение, основанное на золоте. 3 января 1897 г.

Николаем II был подписан закон «О чеканке  и выпуске в обращение золотых  монет».

Новая денежная система

С 3 (15) января 1897 г. Россия перешла на золотой стандарт. Чеканились и входили в обращение золотые монеты по 5 и 10 рублей, а также империалы (15 рублей) и полуимпериалы (7,5 рублей). Кредитные билеты нового образца свободно обменивались на золото.

Однако многие предпочитали бумажные деньги: их было легче хранить.

Конвертируемость рубля укрепила кредит и способствовала притоку иностранных капиталовложений, экономическому развитию страны. Инициатором и проводником денежной реформы 1897 года был С.Ю Витте, министр финансов России в 1892-1903 годах.

Изучение их опыта, трезвый расчет, непреклонная воля, профессиональная компетентность, знание механизмов власти дали С.Ю. Витте возможность разработать проект реформы и добиться поддержки императора Николая II.

Реформа готовилась в обстановке секретности, так как предполагалось, что ее не поддержат широкие слои общества, особенно придворные круги и поместное дворянство: стабилизация руля отвечала задачам развития промышленности, но приводила к падению цен на сельхозпродукцию.

Министерство финансов и его глава подверглись резкому возмущению, нападкам, обвинениям в желании обнищания страны. В прессе появлялись критические статьи, злые фельетоны, памфлеты и карикатуры.

Карикатура на Витте

Большинство членов Государственного совета выступало против реформы, что вынудило Витте передать ее на усмотрение Финансового комитета, там он имел много соратников. Под председательством императора Николая II решение о принятии денежной реформы было принято расширенным заседанием Финансового комитета.

Значение денежной реформы 1897 года

Она стабилизировала курс рубля и упорядочила денежное обращение, создала прочную базу под отечественное предпринимательство, укрепила позиции России на международном рынке.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

С.Ю. Витте. Литография А. Мюнстера

Государственный деятель. Занимал должности Министра путей сообщения (1892), Министра финансов (1892—1903), председателя Комитета министров (1903—1906), председателя Совета министров (1905—1906). Член Государственного совета. Граф (с 1905 года). Действительный тайный советник.

Происхождение – от балтийских немцев. Мать — из русского княжеского рода Долгоруковых.

Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса) в 1870 г., получил степень кандидата физико-математических наук.

Отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора, затем занимался коммерческой деятельностью эксплуатации железных дорог и далее постоянно остается в этой сфере, став в 1892 г.

Министром путей сообщения, а в конце этого года – Министром финансов. Этот пост он занимал 11 лет. Ускорил растянувшееся строительство Транссибирской магистрали, считая ее важным этапом экономического прогресса страны.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до 1914 г. получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности.

При его участии разрабатывалось рабочее законодательство.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.

Содействовал сооружению КВЖД.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии.

Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией).

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1353

Занять на жизнь: Россия нарастит госдолг вдвое

Министр финансов России: прошлое и настоящее

Объем валовых заимствований в 2020-м году вырастет до 5 трлн рублей. Это значит, что из двух способов покрыть дефицит российского бюджета — «распечатать» ФНБ или увеличить госдолг страны за счет эмиссии ОФЗ — правительство выбрало последний. Как такое решение повлияет на состояние российской экономики и что может из-за этого случиться с курсом рубля — в материале «Газеты.Ru».

Министерство финансов России намерено нарастить валовый объем заимствований в этом году до 5 трлн рублей, заявил замминистра финансов России Владимир Колычев.

Во многом это связано с тем, что расходы федерального бюджета в этом году превысят 23 трлн рублей: еще до пандемического кризиса предполагалось, что эта сумма составит 19,7 трлн рублей. «Верхняя граница оценочного диапазона дефицита федерального бюджета около — 5% ВВП плюс-минус.

Примерно такой объем заимствований в валовом выражении, мы ориентируемся на него», — сказал Колычев (цитата по РБК). Он уточнил, что это равнозначно увеличению объема заимствований до 5 трлн руб.

Закон о бюджете, принятый до введения ограничений из-за коронавируса, предполагал, что валовое размещение ОФЗ в этом году составит 2,32 трлн рублей (ОФЗ — это облигации федерального займа, через которые Минфин привлекает долговые средства). При этом чистое размещение с учетом погашения уже выпущенных бумаг должно было составить 1,74 трлн.

Фактически чистый объем привлеченных средств был выбран еще в первом квартале, когда Минфин разместил ОФЗ на 1,7 трлн рублей. В третьем квартале, по нынешнему плану, ведомство привлечет еще 1 трлн рублей.

Это значит, что в последнем квартале года Минфин хочет привлечь на рынке заимствований гораздо большую сумму, чем в третьем квартале: 2,3 трлн рублей.

Получается, что за четвертый квартал Минфин намерен нарастить госдолг России более чем на половину стоимости антикризисного пакета для поддержки экономики, который, по словам Владимира Колычева, составляет около 4 трлн рублей.

Добрый день, мне нужен кредит

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты в целом положительно оценили идею Минфина частично ликвидировать бюджетный дефицит за счет наращивания госдолга. Дело в том, что суммарный госдолг России не так высок, как во многих других странах. По подсчетам «Газеты.

Ru», основанных на данных Минфина, ЦБ и Росстата, к началу июня сумма внешнего и внутреннего долга страны составила 13,6 трлн рублей (10 трлн внутреннего долга плюс $50,9 млрд внешнего).

Это относительно незначительная часть ВВП страны: в прошлом году ВВП России составил 110 трлн рублей в текущих ценах.

Принимая в расчет, что по прогнозу ЦБ в этом году ВВП России упадет на 4,6%, этот показатель снизится примерно до 104,9 трлн. Это значит, что текущий госдолг России составляет 12,9% от ВВП.

«Отношение суверенного долга к ВВП у России одно из лучших в мире. Плюс российское правительство является собственником почти всех ключевых экспортных активов — «Газпром», «Роснефть» и так далее», — согласился руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев.

Поэтому наращивание госдолга не приведет к серьезному давлению на экономику в ситуации, когда дофинансировать бюджет необходимо, а иных источников в принципе нет.

«Инструментарий не так уж и велик: в противном случае придется повышать доходную часть бюджета, что в ситуации падения внешнеторговой деятельности и крушения цен на энергоносители не представляется возможным — выпадающие нефтегазовые доходы даже с учетом средств поддержки из ФНБ превысят 700 млрд рублей, а расширение налоговой нагрузки на граждан в ситуации напряжения рынка труда сейчас неприемлемо с социальной точки зрения», — пояснил эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Михаил Зельцер в комментарии «Газете.Ru».О том, что альтернативы повышению госдолга в этой ситуации существуют в принципе «Газете.Ru» рассказал и аналитик управления торговых операций ИК «Фридом Финанс» Александр Осин. При этом эксперт добавил, что российское правительство вряд ли пойдет на них. Ведь с момента применения подобных мер правительством Евгения Примакова в 1998-1999 годах, об аналогичных вариантах правительство страны с тех пор предпочитает даже не упоминать.«Существуют ресурсы перераспределения налогово-бюджетных потоков в пользу производящих отраслей, к примеру, за счет введения госмонополии на производство и продажу алкогольной продукции. Депутаты Госдумы из «Справедливой России» в середине 2010–х оценивали эффект от «монополии на спирт» в 3 трлн рублей», — объясняет Александр Осин.

Привлекательные ставки

В целом инициатива Минфина России может оказаться вполне успешной, рассказали опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. По словам Александра Разуваева из ИАЦ «Альпари», в мире не так много экономик с положительными ставками. В качестве примера он привел США и Японию, где ставки по государственным долговым облигациям близки к нулю, и Европу, где они вообще отрицательные.

Но чтобы привлечь инвесторов, готовых купить российские ОФЗ на такую большую сумму, Минфину придется повышать процентные ставки. И это в условиях, когда ЦБ постепенно снижает ключевую ставку в стране: сейчас она составляет 4,5%.

«Доходность будет превышать ключевую ставку Банка России. Сейчас она 4,5%, на конец года по моей оценке она составит 4%», — рассказал Александр Разуваев.

С этим мнением согласен и Михаил Зельцер из «БКС Брокер». «Сумма в 2,3 трлн руб. действительно значима как с позиции глубины рынка — необходимо предложить участникам интересные условия, чтобы найти спрос на такой объем — так и с точки зрения будущих расходов по обслуживанию долга: сейчас на погашение одних процентов выделяется порядка 800 млрд рублей», — разъяснил аналитик.

Михаил Зельцер в комментарии «Газете.Ru» уточнил, что для того чтобы реализовать такой объем облигаций и заинтересовать инвесторов, Минфину придется предложить довольно солидную премию. По оценкам аналитика, чтобы распродать все предложенные долговые бумаги, эта премия должна составить порядка 0,5 п.п. к текущим индикативным уровням доходностей.

Что это значит для рубля

В теории привлекательные процентные ставки по вновь выпущенным российским облигациям должны укрепить курс рубля. Ведь для того, чтобы их купить, иностранным инвесторам придется продавать валюту и покупать рубли.

А значит, при сохранении спроса на иностранную валюту, в том числе и доллар, объем предложения по продаже валюты вырастет, а спрос на рубль пойдет в гору.

«Да, это возможный, базовый сценарий. Для примера глава Сбербанка Герман Греф в интервью ТАСС на днях сообщил, что доверяет «одному из старых и опытных аналитиков Генри Гроубу», он называет на конец года 60-62 доллара за баррель. Значит, рубль будет в пределах плюс-минус шестидесяти к доллару», — подтвердил Александр Осин из «Фридом Финанс».

Впрочем, есть и вполне объективные причины, которые могут помешать Минфину комфортно занять необходимые средства, предложив ОФЗ по привлекательным ставкам.

Александр Разуваев из ИАЦ «Альпари» предположил, что ближе к президентским выборам в США, намеченным на 3 ноября этого года, риторика в отношении Москвы со стороны Вашингтона может в очередной раз ужесточиться. А это может привести к введению новых санкций.

На этот раз — против российского госдолга (тех самых ОФЗ). И такие угрозы звучат уже достаточно давно.

Реализацию такого сценария предположил и Михаил Зельцер из «БКС Брокер», уточнив, что рыночный шок в этом смысле будет достаточно кратковременным, хоть и повлияет на курс отечественной валюты.

«По нашим оценкам, санкционное давление может носить болезненный, но скоротечный характер, а текущее ослабление рубля, даже в случае внешнего напряжения, способно затормозиться уже вблизи 72,5 руб.

за доллар США», — подчеркнул эксперт в комментарии «Газете.Ru».

Источник: https://finance.rambler.ru/economics/44451981-zanyat-na-zhizn-rossiya-narastit-gosdolg-v-etom-godu-v-dva-raza/

Силуанов Антон Германович: настоящая биография и зарплата

Министр финансов России: прошлое и настоящее

Анто́н Ге́рманович Силуа́нов (12 апреля 1963, Москва) — российский государственный деятель и экономист. С 16 декабря 2011 года министр финансов Российской Федерации. Член Совета Безопасности Российской Федерации.

Биография

Сын финансиста Германа Михайловича Силуанова — бывшего работника Министерств финансов СССР, РСФСР и РФ. Мать — Янина Николаевна Силуанова (род.

20 января 1936), работала в издательстве «Финансы и статистика», затем была сотрудником редакционно-издательского отдела Государственного университета Министерства финансов РФ. Антон Силуанов имеет брата Всеволода (род.

18 февраля 1976), он также сотрудник Министерства финансов РФ.

В 1985 году Антон Силуанов окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит».

С августа 1985 года по март 1987 года — экономист, старший экономист Министерства финансов РСФСР.

С марта 1987 года по май 1989 года — проходил действительную военную службу в Советской Армии.

С мая 1989 года по январь 1992 года — ведущий экономист, экономист 1 категории, ведущий экономист, заместитель начальника подотдела, консультант Министерства финансов РСФСР.

В феврале 1992 года — заместитель начальника отдела Министерства экономики и финансов Российской Федерации.

С февраля 1992 года по октябрь 1997 года — заместитель начальника отдела бюджетного управления, заместитель руководителя бюджетного департамента — начальник отдела, заместитель руководителя бюджетного департамента Министерства финансов Российской Федерации.

В 1994 году получил ученую степень кандидата экономических наук. Тема диссертации «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям».

С октября 1997 года по июль 2003 года — руководитель Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности Министерства финансов Российской Федерации.

С 22 марта 2001 года — член коллегии Министерства финансов Российской Федерации.

С июля 2003 года по май 2004 года — заместитель Министра финансов Российской Федерации.

С мая 2004 года по 12 декабря 2005 года — директор Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации.

С 12 декабря 2005 года — заместитель Министра финансов Российской Федерации.

С 27 сентября 2011 года — исполняющий обязанности Министра финансов Российской Федерации.

С 16 декабря 2011 года — назначен Министром финансов Российской Федерации и введён в состав Совета Безопасности Российской Федерации.

Член ВПП «Единая Россия».

С января 2013 года — декан финансово-экономического факультета Финансового университета при правительстве РФ.

В январе 2015 года выдвинут правительством РФ на должность члена наблюдательного совета Сбербанка России.

В феврале 2016 года покинул Высший совет партии «Единая Россия».

В апреле 2017 года назначен председателем наблюдательного совета банка ВТБ.

В декабре 2017 года на сайте Министерства финансов РФ были опубликованы данные, раскрывающие зарплату федеральных министров в 2016 году.

Из этой публикации российские СМИ сделали вывод, что зарплата министра Силуанова в 2016 году составляла 1 млн 729 тыс.

рублей в месяц, что более чем в 2 раза превышает официально опубликованную зарплату президента России (около 800 тыс. рублей в месяц). Годовая зарплата Силуанова составила лишь 22% его доходов за 2016 год.

Силуанов владеет немецким языком.

Семья

Женат. Есть сын Глеб (род. 1999), студент Финансовой академии при правительстве РФ, выпускник Школы молодых политиков, байкер.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 апреля 2013 года) — за большой вклад в проведение государственной финансовой политики и многолетнюю добросовестную работу
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 февраля 2011 года) — за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (13 апреля 2007) — за заслуги в области экономики и финансовой деятельности
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (18 ноября 2010) — за своевременное обеспечение ввода в обращение заграничных паспортов, содержащих электронные носители информации
  • Благодарность Президента Российской Федерации (1 сентября 2012) — за заслуги в области экономики, финансовой деятельности и многолетнюю добросовестную работу
  • Благодарность Президента Российской Федерации (6 сентября 2002) — за заслуги в области экономики и финансовой деятельности
  • Почётная грамота Министерства финансов Российской Федерации (2001 год)
  • Благодарность Министра финансов Российской Федерации (2002 год)
  • Орден «Полярная Звезда» (Якутия)

Министр финансов РФ А.Силуанов (в центре), помощник Президента РФ Э. Набиуллина, министр регионального развития И. Слюняев на совещании о реализации региональных программ модернизации здравоохранения (2012)Министр финансов РФ А.Силуанов на встрече с Председателем Правительства Российской Федерации В. В.Путиным (2011)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ae80d94bf16143022800c3/siluanov-anton-germanovich-nastoiascaia-biografiia-i-zarplata-5a5f83fb3dceb7ae74db4b80

Зачем нужно Министерство финансов, что входит в его задачи

Министр финансов России: прошлое и настоящее

Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 20 августа 2019. Время чтения 5 мин.

Минфин России занимается финансовыми вопросами в различных сферах деятельности государства: налоговой, бухгалтерской, аудиторской, пенсионной, таможенной, пр. В задачи входит составление федерального бюджета и контроль за его исполнением. Ведомством руководит министр, должность которого с 2011 года занимает Антон Силуанов.

Министерство финансов Российской Федерации – федеральный орган, ведущий деятельность в различных финансовых направлениях.

Таблица 1. Основная информация о ведомстве

НазваниеМинистерство финансов РФ (Минфин России)
Основная задачаФедеральный орган, занимающийся государственными финансовыми вопросами в различных сферах деятельности.
Глава службыМинистр ‒ Силуанов Антон Германович.
Кому подчиняетсяПравительство Российской Федерации.
Сайтhttps://www.minfin.ru

К основным сферам влияния относят:

  • бюджетную, налоговую, страховую, банковскую;
  • аудиторскую, бухгалтерскую;
  • финансовых рынков, госдолга;
  • обращения алкогольной, спиртосодержащей продукции, драгоценных металлов и камней;
  • таможенного регулирования;
  • пенсионную политику;
  • обеспечение госслужбы;
  • регулирование финансовых институтов;
  • прочую.

Справка. Орган (совместно с Центробанком РФ) разрабатывает планы развития финансового рынка государства.

Рис. 1. Герб ведомства

История. Минфин обозначил свое существование с 1802 г., взяв обязанности управления государственной казной в части доходов, расходов. Министр ежегодно должен был отчитываться о статьях потраченных средств.

Полномочия

Федеральная структура выполняет следующие функции (в том числе в виде проектов законов, нормативных актов):

  • отчетность бюджета;
  • ЕГРЮЛ, налогоплательщиков, ИП;
  • формы налоговых деклараций;
  • порядок установления максимальной суммы банковской гарантии в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • ведение долговой книги;
  • присвоение регистрационного номера выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг;
  • отчеты об итогах эмиссии ценных бумаг;
  • стандарты бухгалтерского учета;
  • использование МСФО;
  • определение цен на драгоценные металлы, камни, изделия из них;
  • движение пенсионных накоплений;
  • реестр лотерейных терминалов;
  • списки аудиторов, выдача квалификационного аттестата;
  • осуществление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рис. 2. Участие в коллегии ФНС

Орган составляет/утверждает в отношении бюджета:

  • проект;
  • сводную роспись, планирование;
  • кассовое обслуживание казначейством;
  • мониторинг сектора;
  • управление госдолгом РФ;
  • регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг;
  • предоставление ссуд, кредитов;
  • сбор, обработку, анализ информации о федеральных и муниципальных финансах;
  • организацию межбюджетных трансфертов;
  • анализ эффективности использования ассигнований.

Рис. 3. Планирование бюджета

Минфин имеет право:

  • учреждать ведомственный знак отличия «Ветеран труда», прочие награды;
  • привлекать к проектам научных работников, ученых, специалистов;
  • издавать приказы, нормативные акты;
  • курировать совещательные группы;
  • поддерживать СМИ, размещающие финансовые материалы;
  • прочее.

! Сколько в России денег сейчас и было в прошлом.

Организация деятельности

Минфином руководит министр, которого назначает лично Президент РФ по представлению Председателя Правительства. У него есть заместители, выполняющие обязанности по функциональным направлениям.

Глава несет ответственность за выполнение госполитики в финансовой сфере.

Прочими подведомственными инфраструктурными элементами федерального органа являются департаменты, поделенные на отделы.

Рис. 4. Заседание в ведомстве

Министр распределяет/утверждает:

  • обязанности заместителям;
  • положения о структурных элементах;
  • должности;
  • вопросы о госслужбе;
  • структуру, штатное расписание;
  • планы, показатели деятельности, отчеты;
  • нормативно-правовые акты;
  • прочее.

Проект «Открытое министерство»

Ведомство внедряет и использует в своей работе принципы полной открытости (Концепция, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 93-р), а в частности:

  • повышение уровня информационности, развитие механизмов общественного контроля;
  • расширение возможностей для участия граждан в разработке и экспертизе решений госоргана.

Рис. 5. Концепция доступной информации

Для внедрения проекта действует Координационная комиссия по реализации принципов открытости.

Глава ведомства

Действующим руководителем с 2011 года является Силуанов Антон Германович, который с 2004 года занимал различные посты в Минфине. До него на должности министра находились:

  • Кудрин Алексей Леонидович (2000-2011 гг.) ‒ известный финансист, общественный и государственный деятель, инициатор финансовой реформы, создания резервных фондов.

В 2010 году Кудрина признали лучшим министром финансов года с вручением награды на сессии МВФ и Всемирного банка. Поощрение присвоено за создание Стабилизационного фонда и направление доходов от продажи энергоресурсов на решение проблем финансового кризиса.

  • Касьянов Михаил Михайлович (1997-2000 гг.) занимал различные должности, в том числе Председателя Правительства, основная цель ‒ погашение госдолга, снижение уровня дефицита бюджета.
  • Задорнов Михаил Михайлович (1997-1999 гг.) ‒ экономист, председатель банка Открытие, инициатор дефолта 1998 года.
  • Чубайс Анатолий Борисович (1997 г.) ‒ политический, государственный деятель, основоположник программы приватизации.

Рис. 6. Глава ведомства

Работа Силуанова на посту министра ознаменована рядом ярких событий, таких как:

  • падение цен на нефть, геополитическая нестабильность, дефицит бюджета;
  • обмеление Резервного фонда (на фоне введенных против России санкций и дополнительных расходов);
  • повышение НДС, пенсионного возраста россиян;
  • в ведение Минфина переданы Росалкогольрегулирование, ФНС и ФТС.

Антон Германович является Первым заместителем Председателя Правительства РФ, поддерживает национальные цели развития государства. Выступает за:

  • активизацию частных инвестиций;
  • повышение отдачи государственных капитальных вложений;
  • снижение административных издержек и регуляторных рисков;
  • повышение производительности труда и увеличение конкурентоспособности.

При нем принят целый ряд проектов в сфере стимулирования экономического роста.

Интервью об основных направлениях финансового развития страны с действующим главой Минфина можно посмотреть в видео:

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-ministerstvo-finanso/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: