Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Содержание
  1. Монетизация льгот: оправдала ли себя реформа для пенсионеров в 2019 году и закон о монетизации инвалидам или участникам боевых действий
  2. Процедура монетизации льгот
  3. Термин «монетизация»
  4. Как ветерану труда произвести обмен льгот
  5. Расшифровка монетизации
  6. Метод монетизации
  7. Практика монетизации льгот
  8. Монетизация льгот ветеранам труда в 2019 году: способы оформления и сроки получения
  9. Особенности процедуры монетезации
  10. Негативные моменты
  11. Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения
  12. Претенденты на льготы и денежные выплаты
  13. Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами
  14. От каких льгот можно отказаться в пользу денег
  15. Категории льготников
  16. Размер денежной компенсации
  17. Как оформить отказ от льгот
  18. Плюсы и минусы монетизации льгот
  19. Монетизация льгот в России: десять лет спустя
  20. Концепция реформы
  21. Пожар заливали деньгами
  22. Взгляд 10 лет спустя
  23. Дорога без возврата?
  24. Как монетизировать льготы в 2020 году – сколько будут платить, правила, какие льготы можно монетизировать
  25. Законодательное регулирование вопроса
  26. Общие льготы, которые можно монетизировать
  27. Монетизация льгот пенсионерам
  28. Монетизация НСУ инвалидам
  29. Льготы и их монетизация для детей-инвалидов
  30. Монетезируемые льготы ветеранам труда
  31. Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий
  32. Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек
  33. Нсу и его компенсация многодетным семьям
  34. Несколько правил оформления монетизации НСУ
  35. Где оформить монетизацию льгот?
  36. Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?
  37. Что нужно указывать в заявлении?
  38. Сроки подачи документации

Монетизация льгот: оправдала ли себя реформа для пенсионеров в 2019 году и закон о монетизации инвалидам или участникам боевых действий

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

На законодательном уровне предусмотрена социальная помощь в адрес ветеранов труда, направленная на повышения качества жизни людей. Перечень мероприятий приведен в нормативно-правовых актах, но различается в зависимости от области проживания.

Кроме того, предусмотрена возможность проведения монетизации льгот для ветеранов труда. В соответствии с законом о монетизации льгот ветеранам труда от 2016 года, такое право получила только категория граждан федерального значения.

Процедура монетизации льгот

 Денежные средства допускается переводить для получения следующих услуг:

  • нахождение на лечении в санаторно-курортных условиях;
  • необходимость приобретения лекарственных препаратов;
  • использование общественного транспорта.

На региональном уровне в оформлении процедуры играет ряд факторов:

  • человек, из какой категории направляет заявку;
  • количество заявлений;
  • планируемый размер выделения средств из местного бюджета.

Тем не менее, компенсации предоставляют по стандартному алгоритму, и недоимок по этим статьям выявлено не было.

Денежные выплаты позволяют гражданам в самостоятельном порядке приобретать медикаменты в аптечных пунктах и получать государственные дотации. Примечательно, при оформлении надбавки к пособию, пенсионер вправе написать отказ от предоставления льгот и получать компенсацию в твердой валюте.

Термин «монетизация»

Процедура монетизации для ветеранов труда допускается при наличии ряда ситуаций, при которых человек не может на 100% пользоваться социальными услугами.

Однако отменить право на получение компенсаций невозможно по причине нарушения Федерального закона. Поэтому гражданину предоставляется возможность обналичить дотацию.

При этом уровень полученных средств будет эквивалентен государственной помощи.

Как ветерану труда произвести обмен льгот

Ежемесячные надбавки к пенсии заслуженным труженикам входят в перечень федеральных льгот. В каждой области объем, и формат дотаций отличается. Ответственность за порядок и установление дополнительной поддержки возложена на административную власть в регионе.

К сведению: региональные органы обладают правом провести замену выплат ветеранам на предоставление иной помощи в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Такие меры являются законными и не ведут к нарушению прав льготного населения.

Процесс оформления получения государственной дотации является идентичным для всех субъектов Российской Федерации.

Процедура, как оформить монетизацию льгот для ветерана труда, заключается в следующих этапах:

  1. Посещение территориального подразделения ПФ России лично или с помощью зарегистрированного личного кабинета на официальном сайте ведомства;
  2. Предъявить документ, удостоверяющий личность и удостоверение ветерана;
  3. Пенсионный фонд занимается рассмотрением заявки в течение месяца, по истечении которого выносит решение — отказ или одобрение.

Примечательно, что если гражданин имеет звание «Ветеран труда» с подтверждающим документом, то ПФ России не может отказать в предоставлении дополнительного пособия.

Расшифровка монетизации

Необходимо понимать, что не каждый гражданин в звании может или желает пользоваться социальной помощью, предоставляемой на государственном уровне. Однако при таком подходе право на получение поддержки не аннулируется. Поэтому почетный труженик обладает возможностью совершить монетизацию льгот ветеранам труда в 2019-2020 году, т. е. обменять их на деньги.

Тем не менее, эта процедура затрагивает лишь несколько областей жизни человека, т. е. на законодательном уровне четко регламентировано на какие нужды можно обменять компенсацию. Так, в список бесплатных льгот, а также наличие скидок, действует в отношении следующих пунктов:

  • проезд на городском транспорте;
  • приобретение медикаментов;
  • лечение в муниципальных здравницах и поликлиниках;
  • возможность протезирования в сфере стоматологии;
  • оплата услуг за коммунальное хозяйство;
  • оплата за использование общей жилой площади;
  • оформление путевки на лечение в санаторно-курортных условиях.

Соответственно, размер монетизации льгот для ветеранов труда федерального значения будет различаться в зависимости от региона прописки. К примеру, в одной области на бесплатное пользование общественным транспортом выделяется до одной тысячи рублей ежемесячно, а где-то аналогичная услуга оплачивается выше или ниже.

К сведению: объем монетизации определяется на региональном уровне в соответствии с действующими законами.

Метод монетизации

Монетизация льгот для федеральных ветеранов труда включает следующие услуги:

  1. Бесплатный проезд на муниципальном транспорте между городами и другими населенными пунктами РФ;
  2. Получение скидки 50% на оплату услуг за коммунальное хозяйство;
  3. Работающим пенсионерам предоставляется возможность выбора места отдыха, но в рамках одного оплачиваемого отпуска, длительностью не больше одного календарного месяца;
  4. Бесплатное использование стоматологических услуг в муниципальных учреждениях, в т. ч. протезирование;
  5. Безвозмездное обследование в государственных больницах.

Кроме этого, почетные труженики могут получить скидки, действующие в определенных регионах, к примеру:

  • ежемесячные выплаты;
  • компенсация приобретенных медикаментов;
  • предоставление компенсации в соответствии с социальной картой на покупку продуктов и хозяйственных товаров (5% от стоимости);
  • покупка билетов на железнодорожных станциях, водном транспорте с компенсацией 50%.

Объем и число льготных видов товаров варьируется в зависимости от регионального бюджета и поступающей прибыли.

К сведению: зачастую почетные труженики считают, что после прохождения монетизации социальной поддержки, происходит утрата пенсионных преференций. Эксперты отмечают, что направление заявления на отказ от компенсации в пользу получения надбавки к пенсии является добровольным решением. Если не подавать документы, то компенсации сохраняются в изначальном виде.

Практика монетизации льгот

Принимая решение провести обмен компенсации на твердую валюту, граждане закономерно проявляют интерес о том, как получить монетизацию льгот для ветерана труда. Однако прежде чем изучать алгоритм действий, следует понимать, кто имеет преференции на назначение субсидии:

  • несовершеннолетние граждане, работающие до 22.06.1941, т. е. до начала Великой Отечественной войны;
  • лица, имеющий определенный трудовой стаж работы — женщины в 35 лет, мужчины в 40;
  • лица, награжденные наградами в СССР, в т. ч. кавалеры ордена.

Примечательно, что во внимание берется общая продолжительность трудовой деятельности. Стандартная пенсионная надбавка сохраняется за человеком в том случае, если уровень пособия не достигает МРОТ, установленного в регионе проживания труженика в звании.

В этом случае происходят выплаты, зафиксированные местными органами самоуправления на начало действующего года. В отдельном порядке происходит доплата проиндексированного обеспечения, если имело место повышение или снижение минимального порога.

Дополнительно следует рассмотреть включенные налоговые послабления, если гражданин подает заявление на монетизацию льгот ветерану труда. В полной мере человек не будет освобожден от уплаты налога на недвижимость, однако аннулируется необходимость уплачивать ставку для физических лиц. В первую очередь это относится:

  • к пособиям и социальным надбавкам;
  • материальную поддержку;
  • выделение средств на санаторно-курортное лечение.

При документальном подтверждении собственности на недвижимое имущество, инициируется возможность получить вычет по расходам, оплату процентов по ипотеке или кредиту. Отчисления проводятся в рамках трех налоговых периодов в действующем времени.

Невзирая на высокую стоимость медикаментов, санаторного лечения и билетов на проезд, пенсионер труда получает компенсацию в случае обмена от 700 до 1000 руб., в зависимости от региона нахождения.

В отношении почетных тружеников на государственном уровне до сих пор не принято конкретных мер. Поэтому неясно, как будет происходить перечисление пенсии — наравне с другими пожилыми гражданами или будут действовать преференции. При этом не прогнозируется повышение выплат, но положительные тенденции просматриваются.

Из последних новостей, эксперты отмечают следующее:

  1. В текущем году проведена индексация государственного обеспечения в соответствии с инфляционным изменением. Размер составил 3,7%;
  2. Повышен МРОТ, благодаря которому произведен расчет льгот. Таким образом, пенсионные выплаты будут увеличены до прожиточного минимума.

В связи с тем, что законодатели не занимаются формированием и перечислением обязательных дотаций и компенсаций в адрес тружеников в звании, эта тема находится в подчинении у региональных властей. Местные исполнительные органы по мере пополнения бюджета стремятся в обеспечении населения дополнительными субсидиями.

Источник:

Монетизация льгот ветеранам труда в 2019 году: способы оформления и сроки получения

Государственные органы проявляют заботу о незащищенных слоях населения, к которым относятся инвалиды, ветераны, малообеспеченные семьи, пенсионеры и т. д.

Это проявляется в предоставлении права на различные услуги и преференции.

В некоторых случаях граждане могут воспользоваться возможностью получить деньги вместо конкретной льготы.

Монетизация льгот ветеранам труда в 2019 году предусматривает денежную компенсацию определенных привилегий.

Выплачиваемая сумма денег может отличаться в зависимости от места проживания человека.

Иногда следует подумать – пройти процедуру монетизации льгот, либо оформления льгот ветерана труда в натуральном виде.

Особенности процедуры монетезации

Монетизация льгот ветеранам труда представляет собой процесс, когда предоставляемые социальные меры поддержки прекращаются, после чего их заменяют денежными компенсациями. Такая возможность обладает положительными и отрицательными качествами.

Среди плюсов процедуры, следующие:

  • снижение бюджетных затрат;
  • снижение риска возникновения коррупционных схем;
  • развитие задействованных отраслей бизнеса;
  • обеспечение равноправия среди населения.

Большая часть предусмотренных правительством льгот финансируются местным бюджетом.

Чтобы обеспечить граждан преференциями на должном уровне, приходится подвергать бюджетные запасы значительной нагрузке.

Замена услуг денежными выплатами дает возможность немного разгрузить затраты.

Когда льготники отказываются от натуральных преференций, это помогает предотвратить образование коррупционных процессов.

Реализация льгот, в особенности связанных с медицинским обслуживанием или транспортными услугами, часто сопровождается нечестными данными, которые могут предоставлять владельцы транспортных компаний или медицинских фирм.

Эти же сферы часто терпят убытки из-за обслуживания значительной части льготного населения. На железнодорожный транспорт приходится около 80% особенных категорий граждан. Монетизация транспортных услуг повышает конкурентную способность предприятий и поощряет к развитию.

Многие граждане не могут воспользоваться всеми предоставляемыми привилегиями по причине отдаленного места проживания.

К примеру, ветераны труда, проживающие в деревнях, не имеют никакой возможности использовать свое право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Денежная компенсация обеспечивает их равноправие в этом вопросе.

Негативные моменты

Бывает и так, что монетизация льгот ветерану труда в РФ провоцирует недовольство среди людей, на фоне которого возникают протесты.

В основном, негативную реакцию вызывает тот факт, что отдельным группам лиц натуральные льготы более важны, нежели их денежная замена.

Минусы монетизации:

  1. большое количество граждан теряет необходимые преференции;
  2. выплаты в недостаточном объеме;
  3. риск возникновения политического кризиса.

Ветераны труда относятся к незащищенной категории населения, для них деньги никогда не бывают лишними. При этом бывает так, что в некоторых ситуациях отказываться от определенных привилегий в пользу денег может быть невыгодно.

Монетизация реализовывается путем разбивки бюджетных запасов, предусмотренных ранее для обеспечения общего количества преференций. Фактические выплаты могут оказаться недостаточными, что не удовлетворяет запросы людей. В любой стране тема льготного обеспечения населения сопровождается различными изменениями и политической нестабильностью.

  1. Наибольшую известность получил процесс выплат денежных компенсаций преференций, вступивший в силу в 2005 году.
  2. Основанием для этого послужил закон о монетизации льгот ветеранам труда, принятый в 2004 году.
  3. Предполагалось большое количество изменений в вопросах льготного обеспечения населения.
  4. Самыми масштабными оказались изменения, касающиеся денежных компенсаций бесплатного пользования общественным транспортом, которые должны были охватить большое количество граждан России, обеспечение лечением и бесплатными лекарственными средствами.

Источник: https://uszn1.ru/lgoty/chto-takoe-monetizatsiya-lgot.html

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Для замены натуральных видов преференций для ветеранов труда, пенсионеров по возрасту и других категорий граждан в 2005 году была предложена монетизация льгот. Данное решение было закреплено законодательно и вызвало определенное недовольство в обществе.

Согласно новому закону, деньги на компенсацию натуральных льгот пропорционально разделяются между местными и региональными бюджетами.

Причиной такого решения стало то, что к 2005 году в Российской Федерации насчитывалось около 200 категорий, которые получали около 120 льготных услуг, что в совокупности составляло около 103 млн. граждан.

Согласно нормативным документам, монетизация льгот – это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до 01.01.2005 года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Претенденты на льготы и денежные выплаты

Монетизация, как замена льгот денежной компенсацией, распределяется на наименее социально защищенные категории граждан и людей, имеющих особые заслуги для страны. Все они делятся на федеральные – финансируемые из центра, и региональные – деньги на которые поступают из региональных бюджетов. К категории федеральных льготников, одинаково финансируемых на территории всей страны, относят:

  • пенсионеров по возрасту;
  • ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  • несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем;
  • кавалеров определенных комплектов наград и Героев СССР;
  • членов семьи погибшего участника боевых действий;
  • ликвидаторов атомных аварий, получивших облечение;
  • Героев Социалистического Труда.

Источник: https://ProLgoty.com/lgoty/monetizatsiya

Монетизация льгот — 5 причин взять льготы деньгами

Монетизация льгот – позволяющая заменить льготы пенсионерам денежными выплатами. В этой статье мы подробно разобрались как правильно поступить, от каких льгот можно отказаться в пользу денег, и на какие суммы можно рассчитывать. Читайте обо всем этом ниже.

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру.

К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

От каких льгот можно отказаться в пользу денег

Законами предусмотрены денежные выплаты на:

  • лекарственное обеспечение;
  • санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд в транспорте.

В индивидуальных случаях можно получить выплаты для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с представленным списком возможны следующие действия:

  • отказ от льготы на лекарства;
  • отказ от бесплатного получения лекарств и лечения в государственных медицинских учреждениях;
  • отказ от предоставления денежных средств на проезд.

Отказаться можно только от одной льготно предоставляемой услуги, частично или полностью.

Категории льготников

Монетизация льгот предусмотрена только для определенных категорий граждан. Право на получение денежной замены предоставляется следующим лицам:

  • инвалидам;
  • пенсионерам;
  • многодетным семьям;
  • ветеранам труда;
  • матерям-одиночкам;
  • ветеранам боевых действий;
  • детям-инвалидам.

Каждая из категорий льготников может рассчитывать только на определенные денежные выплаты.

Размер денежной компенсации

Монетизация льгот влечет обязательную ежегодную переиндексацию денежных выплат. На 2018 год замена натуральных льгот денежными компенсациями представляется в следующих размерах:

  • 833 рубля 79 коп. – сумма для оплаты лекарственных средств;
  • 128 рублей 99 коп. – выплаты по пособиям относительно санаторного лечения;
  • 119 рублей 75 коп. – на оплату проезда на пригородном ж/д транспорте и общегородских транспортных средствах.

В соответствии с этим, предусмотрено ежемесячно выплачивать 1082 рубля 53 копейки. Суммы указаны на 2018 год, основные положения не были заменены.

Как оформить отказ от льгот

Монетизация льгот предусматривает обязательное подписание отказа от предоставления «условной» компенсации. Только официальный отказ от льгот влечет предоставление денежной суммы к имеющейся пенсии и дотациям. Чтобы воспользоваться денежной компенсацией, надо осуществить следующие действия:

  1. Написать заявление в Пенсионный Фонд, в котором указать наименование организации получателя, а также собственные данные. Прописать просьбу в отказе от выбранной компенсации.
  2. Заявление на отказ следует подать до 1 октября текущего года. Представленные заявки делают ежегодно, чтобы с января следующего года получать компенсации в денежном эквиваленте.
  3. В случае необходимости можно вернуть льготы до 31 октября – то есть в течение месяца. Для возврата также следует подавать заявление на отказ в монетизации.

Дополнительных действий в монетизации проводить не придется. Поданную заявку рассматривают госслужащие регионального уровня, которые сверяют верность поданной информации о заявителе.

Чтобы получить компенсации, необходимо представить следующий перечень документов:

  • оригинал и копию паспорта гражданина РФ;
  • оригинал и копию пенсионного удостоверения;
  • удостоверение-основание, доказывающее наличие прав пользования льготами заявителю;
  • заявление – зачастую выдают готовый бланк, также заполнить форму могут сами сотрудники Пенсионного фонда.

В зависимости от ситуации, возможно, потребуются дополнительные документы. К примеру, если оформление отказа от льгот проводится представителем ребенка с наличием инвалидности, необходимо дополнительно подать оригинал и копию свидетельства о рождении.

Плюсы и минусы монетизации льгот

Новшество повлекло массовые споры с ни в чем не повинными людьми. Так, при отмене бесплатного проезда представители льготных категорий стали ругаться с кондукторами, которые не имеют никакого отношения к действиям Правительства страны.

К остальным недостаткам относят следующие моменты:

  • споры и недовольства граждан – регулярные изменения влекут массовые протесты с митингами возле администраций населенных пунктов;
  • необходимость ежегодного посещения Пенсионного Фонда с обязательной подачей заявления на отказ;
  • нехватку полученной компенсации для восполнения необходимого приобретения услуг.

Зачастую льготники сетуют на факт, что монетизация льгот в виде полученной единовременной компенсации не может покрыть тот расход, который последовал в текущем месяце. Но при тщательном подсчете затраченных денежных средств льготники остаются с незначительной прибылью.

К примеру, пенсионерам и прочим категориям населения не удается получить льготных средств в результате развития заболевания – приходится тратить собственные деньги. От льгот в виде оплаты лекарственных средств нельзя отказываться в том случае, если имеются хронические заболевания с вероятностью обострения.

Рассмотрим преимущества, которые влечет монетизация льгот:

  • при отсутствии возможности прожить на одну пенсию, можно получить денежную компенсацию за услуги, которыми льготники не могут воспользоваться в полной мере;
  • полученная компенсация тратится на индивидуальные нужды, а не «оседает в карманах» Правительства вследствие не востребованности;
  • значительную помощь теперь получают жители деревень, которые не могут пользоваться общественным транспортом в черте своего населенного пункта.

Ответить на вопрос, полезна ли процедура монетизации для граждан, практически невозможно. В данном случае все индивидуально. К примеру, мама-одиночка имеет возможность получения льготных лекарств на ребенка, который болеет максимум 1 раз в год. Отказавшись от них, она может ежемесячно получать денежную компенсацию, на которую купит что-то необходимое ребенку.

Источник: https://lgoty.net/pensioneram/monetizatsiya-lgot.htm

Источник: https://businessizakon.ru/monetizaciya-lgot-v-rossii-osnovnye-polozheniya-rezultaty-provedeniya.html

Монетизация льгот в России: десять лет спустя

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Сложившаяся система была непрозрачной и способствовала хищению государственных средств, так как отсутствовали эффективные механизмы, позволяющие оценить объем реально оказываемых услуг. Да и данные о количестве самих льготников разнились.

“Когда начали сравнивать количество льготников, которые находятся в списках регионов, с данными федерального реестра, оказалось, что разница между этими цифрами составляет почти 8 миллионов человек.

Это говорит о том, что порядка в предоставлении социальных услуг не было”, — рассказал РИА Новости председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

С начала 2000-х годов ситуация в экономике России стала постепенно стабилизироваться, мировые цены на нефть пошли вверх, волнения на социальной почве улеглись, а бремя льгот стало все больше тяготить государство. В правительстве возникла идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией, активно продвигаемая Алексеем Кудриным, занимавшим тогда пост главы Минфина.

Концепция реформы

Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей.

Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь воспользоваться имеющимися у них на бумаге льготами могли далеко не все. Например, сельские жители, не пользовавшиеся своим правом бесплатного проезда на городском транспорте, смогут вместо этой абстрактной льготы получить реальные деньги.

Законопроект предусматривал замену ряда льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). При этом три вида льгот (проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатные лекарства и право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание) льготники могли сохранить за собой, отказавшись от ЕДВ.

Все льготники были разделены на федеральных и региональных. Компенсировать льготы денежными выплатами для примерно 14 миллионов федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов ВОВ, “чернобыльцев” и ряда других) должен был федеральный бюджет.

А для примерно 20-30 миллионов региональных льготников (пенсионеров, ветеранов труда и других) субъекты РФ должны были провести аналогичную монетизацию или сохранить натуральные льготы, оплачивая их предоставление транспортным предприятиям и другим поставщикам услуг из своих бюджетов.

Пенсионеры, компенсации для которых не были в итоге заложены ни в федеральный, ни в региональные бюджеты, стали основной движущей силой протестов, прокатившихся по стране после введения закона в действие.

Пожар заливали деньгами

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тысячи рублей, ветераны войны — по 1,5 тысячи, инвалиды войны — по 2 тысячи, блокадники — по 1,1 тысячи, ликвидаторы чернобыльской аварии — по 1,7 тысячи, инвалиды, в зависимости от группы, — от 800 до 1,4 тысячи, доноры — 500 рублей.

“Ошибки были допущены с точки зрения денежного эквивалента, который нужно было вложить в расчет каждой льготы. И здесь не в полном масштабе удалось заместить реальным финансированием все имевшиеся льготы. Это в первую очередь коснулось городских жителей.

Пострадали “чернобыльцы”, инвалиды, имевшие право на технические средства реабилитации. Пришлось уточнять законодательство, уточнять размер возмещения”, — отмечает Рязанский.

“При тех финансовых ресурсах, которые имелись 10 лет назад, при тех темпах экономического роста, надо было денег с монетизацией льгот не жалеть. Деньги для этого были.

Основные волнения как раз были связаны с тем, что компенсация по ряду монетизированных льгот была недостаточной”, — согласен с ним директор Института стратегического анализа компании “ФБК” Игорь Николаев.

На замену льгот денежными компенсациями федеральным льготникам в бюджете 2005 года было изначально предусмотрено 171,8 миллиарда рублей, но дальнейшие расходы в разы превысили эту сумму.

Недостаточный объем компенсаций и многочисленные огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста и падение рейтингов президента и кабмина.

Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства.

“Шаг за шагом государству приходилось платить все более высокую цену за отменяемые натуральные льготы. Многие из них так и сохранились. Другие не остались, но были оплачены дороже, чем предполагалось в начале.

Если бы в то время не было тучных лет и если бы бюджет каждый год не получал прибавку от роста цен на нефть, все могло обойтись гораздо хуже. Проблемы залили деньгами.

Большие доходы от роста цен на нефть позволили выйти из положения”, — вспоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

В январе 2005 года президент предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей. Одновременно он поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.

“Реформа была начата в неподготовленном виде. С людей, например, начали требовать деньги за проезд, еще не выплатив им соответствующих денежных компенсаций. Люди потеряли право на бесплатные лекарства в начале января, а денежную выплату получили только в конце месяца”, — говорит глава комитета Госдумы Исаев.

Льготникам также практически не разъяснили суть изменений и то, какие права они имеют. Даже мама премьер-министра Михаила Фрадкова, получившая как льготница 500 рублей, не смогла объяснить сыну, за что эта сумма.

Президент вынужден был констатировать, что реформа пошла не так, как предполагалось, и страна понесла большие социально-политические издержки, а премьер Фрадков признал, что правительство поспешило с монетизацией. Опасаясь дальнейшего роста недовольства населения, правительство отложило намеченную на 2006 год монетизацию льгот ЖКХ.

Взгляд 10 лет спустя

Большинство опрошенных РИА Новости экспертов признают необходимость проведенной 10 лет назад реформы, однако не все считают ее своевременной.

“Я не отрицаю, что монетизация льгот могла быть полезным шагом, но не думаю, что эта идея была самой подходящей в то время. Тогда же шла работа над пенсионной реформой, которая требовала определенных средств.

В результате денег на пенсионную реформу уже не осталось, и она была проведена позже. Были и другие моменты, которые были упущены”, — полагает научный руководитель ВШЭ Ясин.

“Несмотря на перипетии, которые сопровождали это решение, я бы оценил его как шаг в правильном направлении.

Оно послужило отправной точкой принятия других решений, которые были связаны с тем, что на эффективность льгот как таковых в принципе обратили повышенное внимание. Эта работа далеко еще не закончена.

Впереди инвентаризация и пересмотр очень многих налоговых льгот, которые еще остаются и действуют”, — считает советник Института современного развития Никита Масленников.

“Жизнь подтвердила правильность общей идеологии, которая была заложена в закон. На сегодняшний день абсолютное большинство тех, кто имеет такое право выбора, выбрали деньги, то есть поступили именно таким образом, как и предполагалось при проведении реформы”, — говорит Исаев.

“Время многое поправило за 10 лет. Люди привыкли к некоторым вещам, поняли. Важно, что людям была предоставлена возможность менять свои решения.

Кто-то попробовал отказаться от льгот и получать деньги, понял, что это ему невыгодно, и стал опять получать в натуральном виде эти льготы.

Система пришла к своему равновесию и все выбрали то, что считали нужным”, — добавляет руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.

А депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает проведенную 10 лет назад монетизацию вредной. “Эта реформа была вредна, безусловно, потому что фактически расходы на льготы выросли в 2-3 раза, чтобы компенсировать социальный ущерб”, — говорит она.

Не выиграли от реформы, по мнению Дмитриевой, и сами льготники. “Многие льготы просто были потеряны и никаким образом не компенсированы — например, междугородний проезд инвалидам и участникам войны.

Индексация ежемесячных денежных выплат отстает от фактического уровня инфляции. Каждый раз индексация в бюджете закладывается на гипотетическую инфляцию, а по факту инфляция оказывается выше. Уже накоплено большое отставание.

При этом транспортные тарифы у нас растут существенно выше, чем официальный уровень инфляции. Реальный объем получаемых услуг сокращается”, — считает Дмитриева.

Дорога без возврата?

Необходимости возврата к натуральным льготам большинство экспертов также не видит, но вероятность такого развития событий в условиях ухудшающейся бюджетной ситуации некоторые не отрицают. “Мы сейчас живем в такое время, что ничего нельзя исключать, в том числе практику возврата к натуральным льготам. Но я думаю, это был бы шаг назад.

Натуральные льготы искажают пропорции в экономике и дают неадекватное представление о тех средствах, которые нужны для решения тех или иных задач”, — сказал директор Института стратегического анализа компании “ФБК” Николаев.

“Я думаю, что это делать противопоказано, потому что это путь куда-то вбок из рыночной экономики”, — поддерживает советник Института современного развития.

“Я надеюсь, что возврата уже не будет. Если мы пошли на это и заплатили дорого, зачем же обратно? Хотя это сейчас все непредсказуемо”, — полагает научный руководитель ВШЭ.

А глава комитета Госдумы Исаев считает необходимыми дальнейшие шаги в сфере монетизации льгот. “Сейчас, поскольку на натуральном лекарственном обеспечении и санаторно-курортном обслуживании остались только те, кто остро в этом нуждается, а денег у них больше не стало, они испытывают определенные затруднения.

Я думаю, что, может быть, надо было бы рассмотреть вопрос об окончательной монетизации, то есть выдать всем деньги, а просто определенные виды заболеваний взять в отдельную программу государственного обеспечения, которая действовала бы независимо от льготной программы в рамках бюджета фонда ОМС”, — сказал он РИА Новости.

“Сейчас любая вводимая или пролонгируемая льгота должна быть обеспечена финансовыми ресурсами. Это золотое правило пришло из того времени, когда принималось решение о переходе с натуральных льгот на денежные выплаты.

И это серьезное достижение, поскольку при принятии решений нужно доказывать, что на них есть средства. Это остужает мозги ультрарадикалов в социальной сфере.

И этого правила надо придерживаться, как бы тяжело ни было и как бы кому-то не хотелось пропиариться и запустить на орбиту обсуждение каких-то дополнительных льгот”, — отмечает глава комитета Совфеда Рязанский.

Источник: https://ria.ru/20140822/1020935104.html

Как монетизировать льготы в 2020 году – сколько будут платить, правила, какие льготы можно монетизировать

Монетизация льгот в России: основные положения, результаты проведения

Граждане, относящиеся к категории льготников, имеют право по своему желанию отказаться от госпомощи в виде пакета услуг в пользу денежных средств.

В результате монетизации льгот можно прибавить к пенсии определённую сумму, начисляемую каждый месяц.

О том, какие льготы подлежат монетизации, а также о законодательных нормах и особенностях инициации данного процесса рассказываем в рамках данного материала.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Общие льготы, которые можно монетизировать

Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:

– проезд на транспорте;

– бесплатные медикаменты;

– санаторно-курортное лечение.

Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги.

Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом.

Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.

Монетизация льгот пенсионерам

На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:

– скидка на оплату КУ;

– бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);

– возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.

Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.

Монетизация НСУ инвалидам

В зависимости от группы инвалидности перечень льгот, как правило, имеет некоторые отличия. К примеру, 1 группа позволяет монетизировать следующие соц. услуги:

– передвижение в городском транспорте на безвозмездной основе;

– предоставление стандартных протезов, ортопедической обуви;

– бесплатная путёвка для санаторно-курортного лечения;

– оплачиваемые государством лекарства по рецепту;

– проезд в санаторий (и обратно) для оздоровления;

– протезирование зубов в госклиниках.

При 2 группе инвалидности список льгот, по праву подлежащих монетизации, состоит из:

– перемещения в общественном транспорте (преференция не распространяется на частных извозчиков — такси, маршрутки);

– бесплатный проезд в обе стороны, если речь идёт о прохождении курса лечения в санатории;

– безвозмездное зубное протезирование в мед. Учреждения государственного уровня;

– ежегодная путёвка за счёт государства по рекомендации врачей;

– возможность купить ортопедическую обувь с 50% скидкой.

Наконец, инвалиды 3 группы могут отказаться в пользу денег от преференций, позволяющих получить:

– скидки до 50% на воздушный, ЖД- транспорт или другой вид;

– лекарства, стоимость которых снижена на 50% (если инвалид не работает);

– списание половины суммы на  ортопедическую обувь в случае, если есть врачебные предписания.

Льготы и их монетизация для детей-инвалидов

Здесь действует право замены на денежную доплату следующих услуг социального плана:

– бесплатная выдача по рецепту медикаментов;

– передвижение в метро и общественном транспорте без взимания платы;

– государственное обеспечение инвалидными колясками и других технических средств, оборудования, требуемых ребёнку-инвалиду для жизни.

Монетезируемые льготы ветеранам труда

Граждане из данной категории по желанию вправе воспользоваться или отказаться от таких преференций:

– скидка на КУ и уменьшение оплаты жилплощади на 50%;

– протезирование зубов за гос. счёт;

– безоплатное перемещение в городском транспорте, не считая частников (такси и маршрутки);

– лечение в государственной больнице на безвозмездной основе;

– минус 50% от стоимости билетов на поездку ЖД-транспортом с сентября и до мая включительно.

Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий

Льготники из этой категории могут бесплатно:

– получить лечение в военном госпитале;

– осуществить протезирование конечностей.

Если есть желание, указанные и другие возможные региональные льготы ветеран вправе заменить на денежную выплату.

Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек

В пакет льгот, по которым допускается денежная компенсация, входят:

– бесплатные лекарства для детей (до 3 лет);

– ежегодные безвозмездные путёвки в детские лагеря;

– не оплачиваемый матерью-одиночкой проезд в городском транспорте кроме таки или маршруток.

Нсу и его компенсация многодетным семьям

Обладатели данного статуса по своей инициативе способны отказаться в пользу денег от:

– бесплатных медикаментов;

– скидки на коммунальные услуги;

– безвозмездно выдаваемых для детей от 7 лет путёвок в детский лагерь;

– безоплатное перемещение в метро и наземном транспорте (общественном) для одного из родителей и его детей.

Несколько правил оформления монетизации НСУ

Прежде всего, стоит принять во внимание, что отказ от соцпакета и его замена доплатой возможны один раз в год.

Второе, что нужно учесть — факт перевода фиксированной суммы каждый месяц дополнительно к финансовому обеспечению льготника.

Где оформить монетизацию льгот?

Гражданин, относящийся к получателям НСУ, в случае желания отказаться от натуральных льгот обязан подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд по месту жительства.

Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?

Законодательно зафиксирован основной список бумаг, ориентируясь на который заявитель должен подготовиться к оформлению замены соц. услуг денежной выплатой. Чтобы обеспечить себе компенсацию, льготник кроме упомянутого ранее заявления предоставляет:

– свой паспорт (не забыв о копии);

– пенсионное страховое свидетельство (плюс копия);

– удостоверение в качестве подтверждения, что обратившийся имеет право пользоваться льготами.

Если потребуется, сотрудникам ПФР нужно будет предоставить дополнительные документы (например, в зависимости от причин отказа и тд).

Что нужно указывать в заявлении?

Несмотря на то, что заявление заполняется вместе с сотрудником ПФР, не помешает иметь представление о содержащихся в нём сведениях. В документе не допустимы ошибки и помарки, а его стандартный вариант состоит из следующих пунктов:

– наименование гос. органа, куда подан запрос на монетизацию;

– инициалы претендента на компенсацию;

– адрес проживания;

– НСУ, которые требуется заменить деньгами;

– дата составления заявления и подпись.

Сроки подачи документации

Компенсация за соцпакет будет выплачиваться в том случае, если требуемый процесс оформления состоялся до 1 октября текущего года. При этом доплата начнёт поступать льготнику со следующего календарного года и начисления не прекратятся в течение 12 месяцев. Если заявитель обратился в ПФР позднее, то есть после указанного срока, сотрудники фонда откажут в оформлении монетизации.

Напомним, что компенсировать можно как весь НСУ, так и его часть. То есть возможен, например, отказ от путёвки и проезда до санатория с сохранением при этом преференции в виде обеспечения бесплатными лекарствами и оздоровления в государственных медучреждениях. Проще говоря, льготник самостоятельно выбирает набор услуг, которые будут монетизированы.

Источник: https://DoorinWorld.ru/stati/pravila-monetizatsii-lgot

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: