Негласный комитет – это что такое? Кто входил в состав Негласного комитета

Негласный комитет

Негласный комитет - это что такое? Кто входил в состав Негласного комитета

Переворот был почти безоговорочно поддержан гвардейскими офицерами, высшими сановниками, столичным дворянством, Павел І утомил и пугал их своим непредсказуемым характером, капризами, которые постоянно грозили обернуться опалой, ссылкой. Александр, очень привлекательный внешне, всегда был со всеми приветлив и любезен самое главное – он сумел успокоить придворных и сановников, дав понять, что время непредсказуемых наказаний прошло.

Замечание 1

В ночь дворцового переворота Александр подписал манифест, в котором провозглашал управление «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Эта фраза вызвала всеобщее ликование в дворцовом окружении: в ней можно было увидеть намерение возродить «золотой век» дворянства – тем, чем прославилась Екатерина II.

В свою очередь, у Александра I на самом деле были свои планы: он стремился вести такую политику, которая направлена на преобразования более либерального характера.

Испытаю влияние своего воспитателя Лагарпа император достаточно критически оценивал русскую действительность, справедливо считая нужным проведение коренных реформ.

Александр повел двойную игру: с одной стороны, он всячески успокаивал сановников и придворную знать, которая не желала никаких перемен. Однако, назначая старых дворян на почетные посты в государстве, он в то же время окружал себя единомышленниками, которые также стремились провести ряд реформ. Эти люди в 1801 году составили так называемый Негласный комитет.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Участники Негласного комитета

Комитет оправдывал свое название: это был своеобразный дружеский кружок, который действовал в обстановке негласности, то есть секретности. Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В его состав вошли «молодые друзья» царя:

  • представители русской аристократии Павел Строганов и Николай Новосильцев;
  • польский князь Адам Чарторыйский;
  • потомок малороссийской казацкой старшины Виктор Кочубей.

Все они были убежденными сторонниками конституционной монархии и отмены крепостного права, единомышленниками Александра Павловича еще смолоду.

Тем не менее, именно в Негласном комитете были определены основные направления реформаторской деятельности царя и отчасти подготовлены сами реформы.

Заседания комитета

На заседаниях Негласного комитета (он работал с июня 1801 г. до мая 1802 г., а 1803 г. проведено только 4 заседания) было признано, чтобы в первую очередь выявить действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на настоящем духе народа.

Обсуждали также вопрос о повышении обороноспособности страны, основные направления ее внешней политики, прерогативы Сената, постепенную отмену крепостного права.

Дискуссии и споры вокруг программы преобразований поставили молодого императора и его сторонников перед серьезной проблемой: как проводить либеральные реформы в стране, где большинство населения находилась в крепостной неволе, где отмена крепостного права неизбежно подрывало собственность и привилегии дворян, которые все же обладали некоторыми гражданскими правами. Получалось также, что только монарх, который сосредоточивал в своих руках всю полноту самодержавной власти, мог совершить такие преобразования.

Негласный комитет многие сановники сразу же оценили как «якобинскую шайку», как сборище чуть ли не революционеров. Это было совершенно несправедливо.

Сохранившиеся протоколы заседаний Негласного комитета ясно показывают, насколько осторожны и умерены в своих предложениях были его члены.

Речь шла о постепенных, хорошо продуманных и подготовленных преобразованиях, к которым Россию подталкивал весь ход ее развития.

Замечание 2

В Негласном комитете царила достаточно непринужденная атмосфера, во время обсуждений важных государственных вопросов его члены не боялись спорить с императором. Однако, как это стало известно позднее, Александр, который выглядел очень учтиво и обходительно по отношению к другим, очень самолюбив и возражения терпит очередь редко.

В 1803 г. царь окончательно прекратил заседания Негласного комитета, однако, его членов назначил на важнейшие государственные должности, таким образом, превратив их из советников в практических исполнителей.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/vnutrennepoliticheskaya_zhizn_rossii_v_pervoy_polovine_xix_veka/neglasnyy_komitet/

Обстоятельства создания Комитета

Историю создания негласного комитета следует начать с 1792 года. Это еще период правления Екатерины II. Ее внуку Александру всего 15 лет, однако, получая свое образование, он знакомится с молодыми государственными чиновниками.

Одним из них был Виктор Кочубей, которого в конце 1792 года назначили послом в Стамбул. Ему было всего 24, то есть он был на 9 лет старше Александра. Находясь на службе Кочубей часто переписывался с молодым Романовым, а в письмах затрагивали тему реформ в России.

Именно с этого знакомства возникла идея будущей организации.

Когда императором стал отец Александра Павел I, наследник престола уже был знаком со всеми участниками будущего комитета. С 1796 года сам Александр использует название «молодые друзья». В планах будущего императора было «вести государство от деспотизма к конституции».

Поэтому участников будущего негласного комитета он подбирал по взглядам и интеллекту, то есть выбор падал на тех людей, которые поддерживали взгляды Александра. А взгляды эти были просты – вести реформы и менять коренным образом все, что делалось до нер, и что делалось его отцом. Именно поэтому молодому Александру очень импонировали демократические взгляды «молодых друзей».

В 1801 году власть перешла к Алекснадру.  К этому моменту Негласный комитет был уже полностью сформирован.

Главное назначение негласного комитета

Создавая Негласный комитет будущий император ставил следующие задачи:

  • Модернизация государственного аппарата, в первую очередь создание эффективной административной системы.
  • Расширение прав и свобод подданных империи.
  • Ограничение власти императора с помощью принятия Конституции.

Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ.

Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы.

Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики.

Участник комитета

Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека:

  1. Виктор Павлович Кочубей.
  2. Павел Александрович Строганов.
  3. Адам Ежи Чарторыйский.
  4. Николай Николаевич Новосильцев.

Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным.

Кочубей В.П

Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В.Кочубей, уже ранее упомянутый.

В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В.

Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.

Строганов П.А

Еще одним участником был П.Строганов.

Был на четыре года старше Александра, проходил обучение и стажировку во Франции (родился, кстати, в Париже), а самое интересное то, что он был в Париже как раз момент начала легендарной Французской революции в 1789 году, был знаком с трудами Просветителей (Руссо, Вольтера и других). После возвращения в Россию в 1791 году он поступает на государственную службу. В 1795 году знакомится с Александром. Последнего очень впечатлила эрудированность Строганова, а также его политические взгляды. Позже именно П.Строганову принадлежала идея создания консультативного тайного комитета при императоре. Также Строганов был ярким противником крепостного права в Российской империи. Кстати, Строганов оставил воспоминания о Негласном комитете, которые служат для историков неоценимым источником.

Новосильцев Н.Н

В том же 1795 году, когда Александр познакомился с Строгановым, произошла встреча будущего императора и Николая Новосильцева, дворянина находящегося на государственной службе. Их познакомил именно П.Строганов. Н.

Новосельцев был известным на тот момент в России политиком, он даже принимал участие в подавлении польского восстания Т.Костюшко в 1794-1795 годах. В 1796году произошло знакомство Александра с последним участником будущего комитета поляком Адамом Чарторыйским.

После разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 годами, России досталась часть Польши, следовательно, количество поляков в столице и на государственной службе увеличилось. Такими гражданами бывшей Речи Посполитой были Адам и Константин Чарторыйские.

Адам получил европейское образование, был во Франции, Англии и Швейцарии, после чего разработал собственный план реформ в Российской империи.

Результаты деятельности

Учитывая, что не все проекты Негласного комитета были реализованы, поэтому приводим краткий список идей и вкладов участников:

  • П.Строганов разработал план реформы Сената, а также написал проект Конституции России.
  • Н.Новосильцев написал проект закона, запрещающий индивидуальную продажу крепостных, предлагал исключать дворян из Дворянского Собрания за неграмотность и негуманное отношение к крепостным. Кроме того, в 1802 году написал проект министерской реформы.
  • А.Чарторыйский начал свою деятельность как участник комитета с детального анализа проблем Российской империи. Примечательно то, что многие проблемы, указанные Чарторыйским, так и не были решены в XIX столетии и стали причиной революций начала ХХ.
  • В.Кочубей совместно с Новосельцевым разработал проект создания министерств в России.

Как видим, идея Негласного комитета беспрецедентна в истории России. Это был первый случай создания консультативного коллегиального органа для подготовки проектов законов. Это была своеобразная «лаборатория» разработки реформ.

Однако внешнеполитическая ситуация, а особенно обострение отношение с Францией и как следствие дальнейшие войны с Наполеоном внесли коррективы в работу комитета «молодых друзей».

После победы России в войне, а также подписание решений Венского конгресса привели к ограничению работы Негласного комитета.

Источник: https://istoriarusi.ru/imper/neglasnyj-komitet.html

Россия при Александре I

Негласный комитет - это что такое? Кто входил в состав Негласного комитета

Император Александр I

Начало правления Александра I ознаменовалось широкой амнистией и отменой ряда законов, введенных его отцом, Павлом I.

Была упразднена тайная канцелярия, все политические дела были переданы в ведение судов, были запрещены пытки, возвращены привилегии дворянству, была ослаблена цензура.

В первых либеральных преобразованиях Александра I большую роль сыграл Негласный комитет (неофициальный совещательный орган), созданный в 1801 г., в который входили друзья юности Александра I: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. В течение 1801-1804 гг. они собирались у императора и совместно с ним  продумывали ход преобразований и реформ.

Негласный комитет рассмотрел вопросы сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета» (бывшего Государственного совета, который в 1810 г. снова стал называться Государственным), крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 г. и ряд внешнеполитических мероприятий.

Все члены Негласного комитета были приверженцами освобождения крестьян и сторонниками конституционного строя.

Состав Негласного комитета

Негласный комитет

Князь Адам Чарторыйский, польский магнат с европейским образованием, его родина была присоединена к России после раздела Польши. Он желал помочь Польше обрести свободу и открыто выражал свои взгляды.

Виктор Кочубей, бывший посол в Константинополе, давний друг Александра, с которым он переписывался и которому раскрывал самые сокровенные свои мысли, стремился ввести справедливые законы и установить порядок в стране.

Павел Строганов. Из семьи самых крупных богачей России, владевший огромной коллекцией картин. В разгар Французской революции был в Париже и разгуливал в красном колпаке в знак солидарности с революционерами.

Екатерина II срочно возвратила его в Россию, где он несколько лет жил в деревне.

Позже Строганов вновь появился при дворе, женившись на умнейшей и образованнейшей женщине Петербурга княжне Софье Голицыной и стал вести жизнь просвещенного вельможи.

Николай Новосильцев – родственник Строганова – специалист по законоведению, политической экономии и всеобщей истории.

Тайком друзья составляли записки с проектами преобразований, предусматривавших введение гражданских свобод, равенство всех перед законом и создание общества на принципах справедливости и братства.

Александр, самый молодой из них, одобрял взгляды своих единомышленников.

Павла I насторожила дружба сына с либерально настроенными молодыми людьми, и он разогнал кружок: Чарторыйского отправил посланником в Сардинию, Кочубея —  в ссылку в Дрезден, Новосильцев сам уехал в Англию, Строганов был удален от двора — кружок распался. Но как только Александр I взошел на трон, кружок возродился, но уже в виде Негласного комитета.

П.А. Строганов

Непременный совет и Сенат должны были олицетворять преемственность екатерининского и нового царствований, а Негласный комитет стал ответом на вызовы времени — прежде всего, на изменения в Европе под влиянием идей Французской революции.

Формально Негласный комитет не входил в систему государственного управления, но в регулярных беседах его участников, «молодых друзей» императора, обсуждались планы преобразований. Однако ни император, ни его сотрудники не имели ясного представления о последовательности необходимых реформ.

Кружок просуществовал примерно до 1804 г. Император всё больше входил в детали правления, и советчики теперь ему были не очень нужны. Затем члены бывшего Негласного комитета заняли высокие посты во вновь образованных министерствах.

Деятельность Негласного комитета

Первыми законами, созданными ими, были следующие:

Закон, предоставлявший купцам, мещанам и государственным крестьянам приобретать незаселенные земли (1801).

Указ «о вольных хлебопашцах», дававший помещикам право отпускать на волю крестьян с землей за выкуп (1803).

Сенат был объявлен верховным органом империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть (1802).

Во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. С 1803 по 1824 гг. должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Министерская реформа была начата 8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств». Было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):

  • иностранных дел
  • военных сухопутных сил
  • морских сил
  • внутренних дел
  • финансов
  • юстиции
  • коммерции
  • народного просвещения.

Министерства строились по принципу единоначалия.

Просвещение

В 1803 г. были изложены новые принципы системы образования:

  • бессословность;
  • бесплатность обучения на низших ступенях;
  • преемственность учебных программ.

Система образования состояла из уровней:

  • университет
  • гимназия в губернском городе
  • уездное училище
  • одноклассное приходское училище.

Системой образования управляло Главное управление училищ. Было образовано 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями были учёные советы при университетах (более подробно об этом читайте на нашем сайте: Образование в XIX веке).

В 1810 г. стал действовать в соответствии с проектом статс-секретаря М.М. Сперанского Государственный совет, высший законосовещательный орган, назначаемый императором.

Однако основные положения проекта, предполагавшие принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, все-таки не были реализованы. В 1812 г. в угоду консервативному дворянству М.

Сперанский был отправлен в ссылку (подробнее о Сперанском читайте на нашем сайте: Сперанский: жизнь и деятельность и «План» Сперанского).

Расширение Российской империи

С самого начала царствования Александра I Россия значительно расширила свою территорию: в 1801 г. к ней присоединилась Восточная Грузия; в 1803-1804 гг.

– Менгрелия, Гурия, Имеретия; Однако действия русских войск в Закавказье затронули интересы Персии, что явилось причиной русско-персидской войны, которая длилась с 1804 по 1813 год и закончилась подписанием Гюлистанского мира в 1813 г.

и присоединением к России Бакинского, Дербентского, Карабахского и других закавказских ханств. По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море.

Присоединение части Закавказья к России, с одной стороны, избавило народы Закавказья от нашествий персидских и турецких захватчиков и помогло поднять экономику Закавказья на более высокий уровень; с другой стороны, между кавказскими народами и русскими властями и русскими переселенцами, часто возникали ссоры на религиозной и этнической почве, что порождало нестабильность в данном регионе.

https://www.youtube.com/watch?v=xQ5fuIuGjmg

Персия не смирилась с утратой Закавказья. Подталкиваемая Великобританией, она вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора в 1828 г.

Границы до и после заключения договора

В состав Российской империи вошли также Финляндия, Бессарабия, большая часть Польши (образовавшая царство Польское).

Крестьянский вопрос

В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и графу Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова:

  • крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками;
  • размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет — 100 руб.; 30-40 лет — 2 тыс.; 40-50 лет — …

Проект Аракчеева:

  • освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землёй (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева:

  • медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

В результате кардинально крестьянский вопрос при Александре I решен не был.

Аракчеевские военные поселения

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, разработка плана которых была поручена Аракчееву.

Цели проекта заключались в том, чтобы новое военно-земледельческое сословие своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии должна была сохраняться на уровне военного времени, а основное население страны было освобождено от повинности содержания армии. Эти военные поселения должны были также служить прикрытием западной границы.

В августе 1816 г. началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 г. были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтийского до Чёрного моря, продолжался вплоть до конца царствования Александра I. Военные поселения были упразднены в 1857 г.

Дж.Доу “Портрет А.А. Аракчеева”

Всей России притеснитель, Губернаторов мучитель И Совета он учитель, А царю он — друг и брат. Полон злобы, полон мести, Без ума, без чувств, без чести, Кто ж он? Преданный без лести

…..  грошевой солдат.

Источник: https://www.rosimperija.info/post/1425

Общественное мнение, его облик сверху: Негласный комитет Александра I

Негласный комитет - это что такое? Кто входил в состав Негласного комитета

Victoria Frede. Public Opinion, The View from Above: Alexander I’s Unofficial Committee

Вопрос о происхождении «гражданского общества» в XVIII веке, о его самосознании в качестве движущей силы, способной просвещать и прививать нормы морали обществу в целом, давно занимает исследователей [Marker 1985: 10—11, 75—76; Martin 1997: 8—12; Smith 1999: 54—61; Wirtschafter 2003: 83—84, 227—228].

Основу российской «публичной сферы» эпохи Просвещения составляли самые разнообразные институты: кружки, салоны, масонские ложи, добровольные объединения, концертные и художественные площадки, театры, журналы и газеты. Вместе взятые, такие сообщества представляли собой «дополитическую литературную публичную сферу» [Wirtschafter 2003: 83], поощряемую государством.

«Формирование благоприятного общественного мнения» являлось краеугольным камнем в «искусстве государственного управления» для таких просвещенных правителей, как Екатерина II [Каменский 2008: 547]. Озабоченность императрицы «мыслями просвещенной части народа» и готовность учитывать их в составлении указов отмечались и ее современниками [Попов 2008: 471].

Как бы то ни было, значение «общественного мнения» как ключевого понятия у правящих «верхов» до настоящего времени систематическому анализу не подвергалось.

Статья попробует его осветить на примере известной группы советников Александра I, Негласного комитета.

Комитет возник в тот момент, вслед за Великой французской революцией, в эпоху Наполеона, когда «общественное мнение» привлекало напряженное внимание в Британии, Франции и Германии.

К концу 1790-х годов оно преимущественно относилось к тем образованным личностям, аналитические способности которых давали им право на участие в формировании государственной политики.

Каждый голос якобы выражал критическое мышление «частного» лица — как его личные интересы, так и заботу об общем благе. Считалось, что общество, выражая свое мнение, прямо сообщает государству о своих интересах, а государство, в свою очередь, использует это мнение для поддержания политической легитимности и стабильности [Habermas 1990: 136—141; Hölscher 1978: 449—453].

Под влиянием политических событий конца XVIII века понятие «общественное мнение» также подвергалось критике. Не каждый хор мог отождествляться с «общественным мнением», а суждения того или иного лица вызывали сомнения: представляют ли они интересы и волю общества в целом, обоснованные аргументы оратора или всего лишь скоропалительные заявления и слухи.

Члены Негласного комитета овладели искусством таких дебатов отчасти потому, что были свидетелями событий, которые эти дебаты породили.

Строганов пробыл несколько месяцев в Париже в 1789—1790 годах во время Великой французской революции, в то время как Новосильцев нанес туда короткий визит в 1790 году, Кочубей провел в Париже зиму 1791/92 года, а до этого, с 1788 года, два года жил в Британии, в которой в период с 1789 по 1791 год побывал и Чарторыйский. Новосильцев же прожил в Великобритании с 1796 по 1801 год. Возможно, именно заграничный опыт возвысил их в глазах Александра, с которым они впервые познакомились в 1790 году.

В это время великий князь вынашивал планы реформировать империю, упразднить единовластие и отменить крепостное право. Он дал обещание прибегнуть к помощи своих «молодых друзей» в том случае, если станет императором [Roach 1969: 316—323].

В 1801 году, когда Александр взошел на трон, все пятеро вошли в Негласный комитет, который проводил тайные встречи на протяжении двух или трех лет[1].

Обсуждаемые темы включали создание конституции, освобождение крепостных крестьян, юридические и административные реформы, а также внешнюю политику, но все эти дебаты привели лишь к скромным результатам.

Родилась только одна значительная реформа, а именно учреждение нового министерского ведомства в сентябре 1802 года, из чего некоторые исследователи заключили, что сам комитет играл лишь второстепенную роль в царствовании Александра [Предтеченский 1957: 94—96; Raeff 1957: 44—46].

Обвинения в робости были вполне обоснованны: боязнь того, что в комитете называли «шумом», препятствовала претворению в жизнь его реформаторского плана. Тем не менее тревога привела не к пренебрежению общественным мнением, а наоборот, к тщательному его изучению.

И «общество», и «мнение», и «общественное мнение» регулярно всплывали в ходе их рассуждений, что засвидетельствовано в протоколах собраний, которые вел Павел Строганов.

Все пятеро использовали эти термины непоследовательно, отчасти из-за недостаточной образованности в политической теории, а отчасти из-за своей глубоко укорененной нерешительности.

С одной стороны, прислушиваться к мнению «общества» у них считалось залогом искусства хорошего управления, а с другой, они сомневались в легитимности петербургской элиты, которая представлялась им безнадежно погрязшей в междоусобных распрях и совершенно лишенной «общественного сознания» («esprit public»).

Под глубоким влиянием сентиментализма члены комитета первоначально предполагали, что отсутствие нужных нравственных качеств отнимает у элит право участвовать в политическом процессе.

В результате комитет пытался оставаться негласным, не прибегая к публичным обсуждениям.

Только после упадка комитета бывшие друзья Александра решили, что общественное мнение должно стать независимой силой в государстве.

«Мнение» в Санкт-Петербурге, услышанное в Зимнем дворце

На пороге XIX столетия мысль в Санкт-Петербурге била ключом. Салоны, литературные кружки и литературные журналы сыграли важнейшую роль в культурном развитии элиты и в утончении ее вкусов. В городе, переполненном чиновниками и военными, в котором жизнь вращалась вокруг двора, умы и мнения неизбежно клонились к политике.

Цензура значительно ограничивала свободу политических высказываний в печати, что еще более подчеркивало важность живого общения и обмена информацией в салонах, на званых ужинах, в парках и на театральных представлениях [Martin 1997: 10—11 и гл. 2].

Александр, Кочубей, Чарторыйский, Строганов и Новосильцев появлялись повсюду и вращались в разных кругах, впитывая суждения других и вырабатывая свои собственные.

Петербургские гостиные представляли собой полуофициальные пространства для общения. Высокородные семьи, такие, как Долгоруковы, Голицыны и Строгановы, устраивали салоны и званые ужины, где сходились на короткую ногу и обменивались сплетнями государственные чиновники, высокопоставленные военные и зарубежные дипломаты.

Вспоминая поздние годы правления Екатерины II, Адам Чарторыйский замечает, насколько все гости были озабочены придворной жизнью: «Что там сказали? Что там сделали? Что думают делать? Вся жизненная энергия шла только оттуда» [Czartoryski 1887: 47; Чарторижский 2010: 46[2]].

По его словам, Екатерина питала сознательный интерес к «общественному мнению» и мастерски им управляла [Там же: 48]. «Секрет ее успеха заключался не в том, что она потакала желаниям своих подданных, — пишет Чарторыйский, — а в том, что она предлагала им искусно поставленный спектакль, в котором они могли участвовать.

В результате все население России было у нее “в кармане” в том смысле, какого никогда не достигнут ни ее сын, ни ее внук» [Czartoryski 1887: 347—349][3].

Чарторыйский отмечает, что за то краткое время, что Павел пробыл на престоле, тон разговоров стал гораздо менее почтительным: «Среди молодых придворных считалось модным и вполне приличным… развлекать себя сочинением едких и злобных эпиграмм, высмеивающих жалкие черты Павла и чинимые им несправедливости».

И действительно, к 1801 году, когда Павел был жестоко убит, «вся страна» («tout le pays») знала о замышлявшемся против него заговоре, кроме самого Павла [Ibid.: 239]. Примечательно, что Чарторыйский не корит Павла за конкретные политические решения, которые восстановили против него его же подданных, а обвиняет его в неумении слушать.

Александр страстно жаждал поддержки «общественного мнения» в первые годы своего правления [Raeff 1957: 35; Мельгунов 1911: 134].

Тем не менее он отверг средства, которыми пользовалась Екатерина (а именно, тщательно поставленный спектакль), как способ впечатлить своих подданных, тем самым обрушив на себя лавину критики [Rey 2012: ch. 5].

Беспокойство императора о своей репутации выросло настолько, что в 1803 году он попросил Новосильцева докладывать ему о том, кто и что говорит «в городе» [Николай Михайлович 1903: 232]. Соответствующее расширение влияния полиции не одобрялось «молодыми друзьями» императора, но и они беспокоились о своей репутации[4].

Самым политически обязывающим пространством для обмена новостями и мнениями был Зимний дворец. Тогда как суждения, высказываемые в салонах, не обязательно имели целью повлиять на ход политических решений, мнения, которые высказывались при дворе, неизбежно влекли за собой последствия, которые надо было тщательно взвесить. Чем выше чин, тем хуже невоздержанность.

Комитет ужасало то, с какой беспечностью сановники высказывали свои мнения и желания перед нижестоящими чиновниками во время торжественных приемов при дворе, выдавая государственные тайны и мешая правильному ходу судопроизводственных дел [Николай Михайлович 1903: 196]. Мнения, которые могли быть услышаны членами царской семьи, имели особенный вес.

Романовы тщательно планировали свое перемещение во дворцах и вне их — таким образом, чтобы подслушивать, о чем говорили присутствующие. Обеды и ужины составляли важную часть дворцового общения. Коридоры, связывающие дворец с придворной церковью, открывали возможность еще более широкого общения до и после богослужения.

Самый широкий круг лиц присутствовал на театральных представлениях и балах, где приглашенное «общество» включало высшее духовенство, чиновников и офицерский состав среднего ранга, а также первые четыре класса купечества (см., например: [Камер-фурьерский журнал 1902: 426]).

Разговоры этого более широкого круга лиц также представляли интерес для членов Негласного комитета, которые и с помощью своих жен собирали информацию о высказанных мнениях[5].

Самым мощным аппаратом для производства мнений являлись государственные совещательные учреждения, создаваемые именно ради того, чтобы их члены могли высказывать свои мнения.

На первом этапе правления Александра этот аппарат включал в себя Сенат (созданный в 1711 году), Государственный, или Непременный, совет, основанный 30 марта 1801 года, и Комитет министров (он же: При дворе Совет, учрежденный 8 сентября 1802 года).

Вышеперечисленные учреждения являлись «публичными» вследствие того, что их существование и членский состав объявились в печати. От участников совещаний ожидалось, однако, что содержание дебатов останется тайной.

Император выборочно посещал их сессии, получая отредактированные протоколы заседаний [Сафонов, Филиппова 1979: 142—143, 146—147; Середонин 1902: 7—8]. Суждения, выносимые внутри всех совещательных органов, представляли исключительный интерес для членов Негласного комитета. Кочубей первым стал членом Сената и Государственного совета и докладывал обо всем, что там слышал [Николай Михайлович 1903: 174].

Выслушивая мнения, выражаемые участниками заседаний совещательных органов, члены Негласного комитета часто жаловались на их несвязность, подчеркивая, что несогласие сановников приведет к упадку всего аппарата государственного управления.

Неумение формировать консенсус со стороны служилого дворянства препятствовало появлению общественного мнения, затрагивая социальную и политическую сферы.

Как Кочубей писал позднее, в 1808 году, общественное мнение существует постольку, «[п]оскольку люди думают, они имеют мнение, а если есть сходство во мнении разных индивидуумов, это можно рассматривать как общественное мнение» [Кочубей 1924: 126].

Тщательно подбирая слова, Кочубей дает понять, что, приписывая статус «общественного мнения» какой-либо группе лиц, слушатель тем самым делает субъективный выбор, который подчеркивает значение суждения отдельных личностей.

Умение слушать

Совещательные функции государственных мужей включали в себя умение слушать. Все политические теоретики конца XVIII — начала XIX века, от Монтескьё до Бёрка, соглашались в том, что любые проекты реформ должны быть разработаны с учетом особенностей конкретной страны, принимая во внимание умственные способности, моральные качества и предпочтения ее жителей.

Законодателям надо изучать климат и географию, удостоверяясь, что местные особенности соответствуют государственному аппарату. Также следует учесть нравственные устои населения, дабы предугадать возможную реакцию на предлагаемые законы.

По логике Негласного комитета, закон должен отражать исторические предпосылки, локальную специфику, а также общечеловеческую природу.

Так, Новосильцев горячо ратовал за то, чтобы учитывать местные особенности, как видно из его писем Строганову.

Прибегая к ряду аналогий, Новосильцев утверждает, что исходный материал, из которого состоят государство и общество, всегда имеет локальное происхождение, так как в его основе лежат народные пристрастия и предрассудки.

Новосильцев ссылается на Петра I, который, по его мнению, является примером монарха, отлично знающего местные нравы, именно поэтому он и сумел обратить их в свою пользу во время реформ[6].

Строганов также подчеркивал необходимость формирования политических структур, соответствующих местным особенностям, в своих программных документах (далее — записках) для Негласного комитета.

Органы государственного управления и бюрократические процедуры, совокупность которых Строганов обозначал термином «государственный аппарат» (corps politique), следует тщательно изучать и бережно с ними обращаться.

Вполне возможно, что Строганов позаимствовал термин «corps politique» из трактата Монтескьё «О духе законов» (кн. III, гл. 7).

Вместо того чтобы применять абстрактные шаблонные модели для решения административных недостатков, необходимо искать их корни в ходе дел [Николай Михайлович 1903: 20].

Строганов подчеркивает и необходимость изучения так называемого «esprit public» (общественного сознания), которое определяется как «доминирующая точка зрения по отношению к заданному предмету» и подлежит «тщательному систематическому анализу» [Николай Михайлович 1903: 16].

Источник: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/151/article/19756/

Цели негласного комитета и главные достижения его участников

Негласный комитет - это что такое? Кто входил в состав Негласного комитета

Негласный комитет — это особая организация, созданная при императоре Александре I. Он состоял всего из четырех человек — Кочубея, Чарторыйского, Строганова и Новосилецева, именуемых императором «молодыми друзьями». В его основные функции входила подготовка разного рода административных реформ, этот тайный орган носил совещательный характер.

Формирование комитета

Александр I неспроста собрал в комитет именно этих людей. К примеру, с Кочубеем император познакомился еще при Екатерине II, когда ему исполнилось всего лишь 15 лет.

Виктор Кочубей в те времена был государственным чиновником, а в 1792 году его назначили в Стамбул послом в 24 года. Видно, что разница в возрасте с Александром I была небольшая — всего 9 лет.

Данное знакомство продолжалось в переписках, нередко речь заходила о реформах в России, поэтому идея создания комитета берет начало именно из этого знакомства.

В годы правления своего отца Павла I, Александр имел представление и был знаком лично со всеми мужчинами, которые впоследствии войдут в комитет. Обозначение «молодые друзья» закрепилось за организацией в 1796 году. Главной идеей Александра был переход государства от деспотизма к конституции.

Естественно, в комитет были собраны люди, которые придерживались тех же идей, что и сам император, и были родственны ему по интеллекту и взглядам. А все помыслы данной группировки касались проведения таких реформ, которые коренным образом поменяли бы все то, что делалось ранее, до него.

Из-за этого демократическое мировоззрение данных людей очень нравилось Александру I. Вся власть в полном объеме перешла к нему в 1801 году, и комитет сформировался уже полностью к тому моменту.

Функции комитета

Создавая такую организацию, император преследовал следующие цели:

  1. Заложить максимально продуктивную административную систему и модернизировать государственный аппарат.
  2. Предоставление прав и свобод народу, проживающему на территориях Российской империи.
  3. Принятие Конституции, которая могла бы ограничить императорскую власть.

>>  Уложенная комиссия – попытка диалога власти и общества

Большинство членов комитета находились под влиянием идей французской революции. В частности, большинство реформ проводились именно под ее девизом «свобода, равенство, братство». Александр I искренне полагал, что для того, чтобы не отставать от самых передовых стран, России необходимы реформы. Это поможет ей стать развитой империей.

Члены комитета имели прямой доступ к Александру I и могли в любое время дня и ночи просто прийти к нему для того, чтобы поделиться своими идеями. Таким образом Александр I пытался показать, насколько важны грядущие реформы.

Участники

Как уже упоминалось, в комитет входило всего 4 человека. Первое заседание они провели 24 июня 1801 года, на нем обязательно присутствовал и Александр. Спустя каких-то три месяца он стал действующим монархом. В будущем на таких заседаниях он не присутствовал, но первое открыл самолично.

Членами комитета стали:

  1. В.П. Кочубей. Он уже завершил карьеру посла в Стамбуле в 1798 году и вернулся на родину. Там он приобрел бесценный опыт и знания, поэтому мог быть действительно полезен при разработке реформ в России. Александр сам пригласил Кочубея на встречу, где состоялось знакомство всех членов комитета.
  2. П.А. Строганов имел еще меньшую разницу в возрасте с Александром — всего на 4 года он был старше императора. Он родился в Париже, там же проходил стажировку, поэтому не понаслышке был знаком с идеями французской революции, ведь она как раз начиналась в то время. Строганов знал труды Руссо, Вольтера и прочих просветителей. В России он появился в 1791 году и сразу же приступил к государственной службе. Императора, который познакомился со Строгановым лично в 1795 году, привлекла в этом человеке, прежде всего, эрудированность и широта политических взглядов. Считается, что именно Строганов подал императору идею создания тайного комитета. Самое первое, что считал неприемлемы для России Строганов — это крепостное право.
  3. Н.Н. Новосильцев попал в поле зрения Александра I в том же 1795 году — этому знакомству способствовал Строганов. Новосильцев к тому периоду уже находился на государственной службе и был уже достаточно известным в России политиком, по рождению он был дворянином. В 1794-1795 годах он активно участвовал в подавлении польского восстания под предводительством Костюшко.
  4. А. Чарторыйский — поляк, находившийся на государственной службе. Чарторыйский получил хорошее образование в Европе, побывал лично во Франции, Швейцарии и Англии, поэтому имел четкое представление и даже собственный план реформ, которые необходимы России.
  5. По некоторым сведения, в комитет входил еще один человек — А. Лагарп, который был детским учителем. Но так как его присутствие не было зафиксировано ни на одном заседании, то если он и входил в комитет, то был его формальным участником.

Борьба с крепостным правом

Как можно заметить, все члены комитета отличались передовыми идеями, были талантливыми и прогрессивно мыслящими людьми. Особенные споры вызывал крестьянский вопрос ведь, с одной стороны, держать в рабстве людей — это аморально, а с другой — раздраженные отменой крепостничества дворяне могли быть действительно опасны для России.

После долгих переговоров по этому поводу решено было создать такой экономический строй, при котором стало бы просто невыгодно содержать крепостных. К примеру, нужно было наделить купцов, мещан и крестьян недвижимым имуществом, это автоматически лишило бы дворянство монополии на владение землями.

Предполагалось, что результатом станет возникновение ферм, к работе на которых будут привлекаться наемные рабочие и это станет сильной конкуренцией крепостному праву, следовательно, помещики начнут освобождать крепостных.

1803 год принес с собой закон «о вольных хлебопашцах». Помещики отпускали крестьян на волю, наделяя их участками земли, но для этого крестьяне должны были иметь деньги. Благодаря этому закону при Александре I были освобождены 47 153 семей, а в дальнейшем, при Николае I — еще 67 149.

Деятельность и ее результаты

Не все из того, что было задумано комитетом, получило дальнейшее развитие. Из того, что было реализовано, можно отметить:

  1. Был создан проектный вариант Конституции и план реформ Сената — автором всего этого выступал Строганов.
  2. Вышел проект закона, который запрещал продажу крепостных крестьян — автор Новосильцев. Помимо того, здесь же предлагалось исключать из Дворянского собрания таких дворян, которые не обладали необходимым уровнем грамотности и жестоко обращались с крепостными.
  3. Чарторыйский же, как только приступил к работе в комитете, начал с подробного анализа проблем, существующих на тот момент в России. Уникально то, что круг проблем он очертил очень верно, но все их решить так и не удалось в 19 веке. Это же привело к началу революции в начале 20 века.
  4. В тандеме с Новосильцевым Кочубей трудился над разработкой проекта министерства в России.

>>  Георгиевский трактат 1783 года: переход Грузии под власть России

Негласный комитет уникален тем, что являлся первым консультативно-коллегиальным органом в России, который занимался подготовкой проектов, законов и реформ. Однако, его работа получила некоторые ограничения, когда Россия победила в войне и были подписаны решения Венского конгресса.

Источник: http://rrepetitor.ru/empire/tseli-neglasnogo-komiteta-i-glavnye-dostizheniya-ego-uchastnikov/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: