Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Всё, что нужно знать про МЦКО

Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Московский центр качества образования (далее — Центр) был создан в 2004 году. Виды его деятельности: 

  • мониторинг качества образования в столице (обязательные и добровольные диагностики), 
  • организация итоговых аттестаций школьников на территории Москвы,
  • пробные ОГЭ и ЕГЭ,
  • аттестация московских педагогов,
  • лицензирование и аккредитация образовательных программ,
  • экзамены для иностранных граждан по русскому языку и истории России.

Мониторинг и диагностика МЦКО

Центр мониторинга занимается тем, что даёт независимую оценку учебных достижений школьников, а также проводит национальные и международные исследования качества образования.

МЦКО смотрит, как школьники в разных учреждениях справляются с тестами, и делает выводы на основе результатов.

В центре хотят знать, справляются ли педагоги со своими профессиональными задачами — иначе говоря, чему и как научили детей. Для этого и проводят диагностики МЦКО. 

Что такое диагностические работы МЦКО

Еcли ваш ребёнок когда-либо учился в столице, скорее всего, вы часто сталкивались с тестированиями МЦКО в школе. Обычно учителя нервничают перед каждой проверкой, и страх передаётся детям. На самом деле в диагностической работе нет ничего страшного. По сути, это проверка педагогов, а не учеников. Давайте подробнее рассмотрим, как проходят диагностики. 

Кого и как проверяет МЦКО

Школы-участницы, как и предметы обязательной диагностики, выбираются путём независимой жеребьёвки.

Она проводится непосредственно перед проведением диагностических работ, и о её результатах можно узнать не ранее, чем за три  дня до самой проверки.

Попасть под такую проверку может любая образовательная организация города Москвы. Учащиеся школы, оказавшейся под прицелом МЦКО, обязаны выполнить контрольные работы, которые предложит Центр.

Диагностика МЦКО касается школьников с московской регистрацией, вне зависимости от их фактического места проживания. Однако написание проверочной работы требует очного присутствия — на диагностике могут присутствовать представители МЦКО для надзора за соблюдением правил.

Существуют также добровольные проверки, которые инициируют школы. В этом случае учебные заведения сами решают, по каким предметам и для каких классов проводить диагностику. Ученики, находящиеся в контингенте школы, инициировавшей самопроверку, тоже обязаны выполнить работы МЦКО. 

Диагностика по одному предмету, как правило, занимает один урок.

Зачем нужны проверки Центра качества образования

Центру нужны объективные данные об уровне образования столичных школьников. Предполагается, что диагностика демонстрирует пробелы в знаниях учеников и тем самым выявляет точки роста для учебных заведений. Василий Левченко, председатель Ассоциации по управлению качеством образования, охарактеризовал это так: 

Главной целью диагностики является мониторинг работы управленческой команды школы.

                                                                                                                                             Василий Левченко

Получается, проверяют педагогов, но через знания обучающихся.

Как часто проходят проверки МЦКО

График проведения обязательных и добровольных диагностик устанавливается ежегодно и размещается на сайте МЦКО. 

Школы перед началом учебного года обычно знакомятся с годовым планом диагностик и включают их в свой мониторинг качества обучения. 

Мцко и хоумскулинг

Распространяется или нет диагностика на ребёнка, который учится дома, зависит от того, на какой форме обучения он находится юридически:

  • Семейное образование. Ребёнок зачисляется в контингент школы только для прохождения промежуточной и/или итоговой аттестации и не обязан участвовать в мониторингах качества её образовательных услуг. 
  • Заочное обучение. Это одна из форм обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнок хоть и не ходит в школу каждый день, но находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам.  

Если ребёнок находится на заочном обучении и имеет московскую регистрацию, участие в проверках МЦКО для него обязательно. Будь то добровольная (администрация школы сама приняла решение об участии) или обязательная (администрации школы сообщили сверху, что нужно участвовать) диагностика.

Проверочные работы МЦКО в онлайн-школах

Большинство учеников онлайн-школ находятся на семейном образовании. Но есть и те, кто предпочитает заочную форму. 

«Домашняя школа Фоксфорда» не участвует в диагностиках МЦКО. Но мы сотрудничаем с аккредитованными московскими школами, и если вы зачислитесь туда на заочную форму, то работы МЦКО станут для вас обязательными.

Как готовиться к диагностике МЦКО

На сайте Центра можно пройти демоверсии диагностик по всем предметам (раздел — «Инструктивно-методические материалы»).  

Главное — не бояться! Диагностика МЦКО — это отличная возможность продемонстрировать свои знания или понять, что нужно подтянуть. Такой самопроверки хоумскулерам часто не хватает.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/mcko

Как успешно пройти независимую оценку качества образования?

Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Такое понятие, как оценка образования существует в России давно и даже регламентировано федеральным законом, однако только в 2017 году этой процедуре подверглись все без исключения учреждения.

Своеобразный рейтинг любого учебно-воспитательного заведения от детского сада до ВУЗа по итогам был представлен на всеобщее обозрение и его  результаты определенно окажут влияние на судьбу и перспективы, как самой организации, так и ее сотрудников.

Не смотря на то, что сегодня речь идет только  о престиже учреждения, быть на передовых позициях стремятся все, понимая, что рейтинг не может не отразиться на востребованности платных услуг и инвестиционной привлекательности.

Тот факт, что такая тотальная оценка теперь будет проводиться ежегодно, наводит на мысль о возможных преференциях в адрес лучших заведений и применение санкций к менее успешным.

Не исключено, что аутсайдеры рейтинга в будущем станут претендентами на ликвидацию и существенное ограничение в правах, включая финансирование, гранты и государственную поддержку.

Одновременно с этим престижное учреждение образования гораздо привлекательнее для учащихся, которые более охотно будут пользоваться платными услугами.

Критерии независимой оценки и ее специфика

В отличие от ведомственных проверок и привычных на постсоветском пространстве инспектирований, в основу независимой оценки качества образовательных услуг, в первую очередь, была положена информация, размещаемая ими самими в открытом доступе. Кроме того анализировалось общественное мнение и официальные данные, получаемые от органов управления. Мониторинг сайтов образовательных организаций позволил сделать выводы о тех аспектах, которые повлияли на их рейтинг.

Как ни странно, но даже в независимой оценке субъективность восприятия сыграла свою роль.

Более привлекательные по оформлению сайты, с интуитивно понятной навигацией, удостаивались куда более высоких баллов, нежели, при прочих равных условиях, менее презентабельные варианты.

Сопоставляя выставленные баллы с тем, что размещалось на официальном сайте того или иного учреждения образования, не сложно понять, чем руководствовались участники проекта, выставляя их. Так, основными критериями оценки выступили:

  • актуальность информации на официальных сайтах учреждений образования;
  • доступность и удобство для восприятия этой информации;
  • качество оказываемых услуг в сфере образования и скорость их оказания;
  • уровень комфортности образовательного процесса;
  • наличие форм организованного досуга воспитанников;
  • профессионализм и доброжелательность сотрудников;
  • материально-техническая база и бытовые условия.

Примечательно, что оценке подвергались преимущественно те данные, которые подготовило для всеобщего обозрения само учреждение и все эти аспекты заложены в пяти блоках.

Механизм независимой оценки предельно прост и состоит в начислении проверяющей стороной баллов по ключевым блокам. Проверяющее учреждение выбирается произвольно с тем, чтобы свести к минимуму вероятность необъективных и сфальсифицированных результатов.

Оцениваются учреждения образования путем начисления балов отдельно по каждому показателю качества.

Как добиться первых позиций рейтинга

Задавшись целью оказаться на передовых позициях рейтинга в 2018 году, учреждениям образования следует прямо сейчас уделить максимум внимания работе над своим имиджем.

Очевидно, что лицом любого заведения является его сайт, на котором должна в удобной для восприятия форме размещаться основная информация по всем направлениям деятельности.

Не случайно 90% сведений, подвергавшихся оценке, были взяты именно из этого источника.

В первую очередь внимание надлежит уделить обязательному разделу сайта, посвященному общим сведениям об учреждении образования. Важно, чтобы здесь размещалось точное название,  юридический адрес, контактная информация, ведомственная подчиненность и структура руководства.

При этом данный раздел надлежит поддерживать в актуальном состоянии. Чем более полная и подробная, а главное, достоверная информация представлен в этом ключевом разделе, тем выше итоговый балл.

Совсем не лишней будет информация об истории создания учреждения, выдающихся педагогах и образовательных методиках, перечне бесплатных и платных услуг, возможных вариантах сотрудничества.

Особое внимание стоит уделить разделу достижений учащихся, так как это самый явный критерий качества образования. Результаты участия в конкурсах, олимпиадах, разного рода соревнованиях или просто успеваемость воспитанников станут наглядной демонстрацией профессионализма педагогов.

Уровень комфортности и материально-бытовые условия оцениваются по фотоизображениям, размещенным на сайте, сведениям о проводимых закупках и отзывам воспитанников.

Особенно высоких оценок удостаивались те заведения, которые предоставляли пользователям, посетившим их сайт, осуществить виртуальную прогулку.

И, наконец, определяющим фактором успеха во всех случаях являлось само качество услуг, так как общественное мнение в форме отзывов учащихся, их родителей, педагогов и сторонних организаций, наличие которых на сайте крайне желательно, влияло на высоту баллов более всего. До недавних пор бюджетные заведения пренебрегали стремлением к развитию и не интересовались, какое место в рейтинге российских учреждений образования занимают они, как в пределах своего региона, так и на федеральном уровне.

Появление такого подхода к оценке качества образовательных услуг видится более чем положительным явлением, так как куда более интенсивнее, чем привычные формы контроля, стимулирует учреждения развиваться, совершенствоваться и заботиться о своей репутации. Независимая и благодаря этому реальная оценка качества образования призвана создать условия конкуренции там, где ее никогда не было, и, как результат, вывести систему образования страны на принципиально иной уровень.

Источник: http://15kids.ru/articles/6.html

Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

В качестве приоритетных задач в рамках педагогического процесса сегодня выступают контроль и оценка качества образования. Для их реализации создается объективная и прозрачная модель анализа достижения учащихся.

Нормативная база

В современных условиях все более актуальной становится конкуренция образовательных учреждений. Заведения начинают “бороться” за своих учеников. В этой связи, особое значение приобретает независимая оценка качества образования. 7 мая 2012 года президент подписал Указ №597. В нем регламентируются мероприятия по реализации социальной политики государства.

Данный документ предписывал правительству и общественным объединениям до 1 апреля 2013 г. совместно сформировать систему независимой оценки качества деятельности организаций, которые оказывают социальные услуги, определить критерии анализа эффективности их работы, ввести публичные рейтинги.

Во исполнение указа было принято Постановление №286. Этим документом утверждались Правила по формированию системы независимой оценки качества деятельности учреждений, предоставляющих социальные, в том числе, образовательные услуги.

Кроме того, Распоряжением №487-р был принят план соответствующих мероприятий.

Внедрение норм

Минобрнауки разработало и утвердило Положение о системе оценки качества образования. Для его реализации были приняты Методические рекомендации. В них:

  1. Определено, что такое независимая оценка качества образования, указаны основные пользователи программы.
  2. Описаны формы, в которых проводятся мероприятия.
  3. Определены возможные направления использования программы в работе институтов управления образованием.
  4. Описаны разделы, характеризующие инструменты, объект, заказчиков и участников системы, порядок использования средств независимой оценки для разработки и утверждения управленческих решений.

Методические рекомендации имеют особое практическое значение в рамках педагогического процесса. В документе описаны не только сами мероприятия, но и преимущества, которые дают результаты проведенных процедур для всех участников. К ним в том числе относят и родителей, и самих обучающихся, и педагогов, и руководителей учебных заведений.

Ключевые направления

Независимая оценка качества образования представляет собой процедуру, осуществляемую в отношении работы педагогических учреждений и реализуемых в них программ. Целью ее является установление соответствия предоставляемых услуг:

Заказчики и инициаторы

Независимая оценка качества образования проводится по запросу:

  • учредителя;
  • органов местной власти;
  • руководства образовательных учреждений ;
  • общественной региональной палаты;
  • институтов управления образованием федерального, субъектного и муниципального уровней;
  • физических лиц или организаций;
  • родителей;
  • общественного совета при муниципальном/региональном исполнительном органе;
  • общественных объединений.

Заказчиками процедуры независимой оценки могут выступать:

  • руководитель учебного заведения;
  • органы госвласти РФ, субъекта или структуры местного самоуправления;
  • учредитель учебного заведения;
  • родители;
  • педагогический работник учебного заведения;
  • обучающиеся в старших классах.

Объекты анализа

Система оценки качества образования может быть направлена на:

Средства измерения

Для установления уровня освоения педагогических программ организации разрабатываются соответствующие материалы на основе:

  1. Требований заказчика.
  2. Измерительных средств международных сравнительных исследований.
  3. Требований ФГОС.

Инструменты

Центр оценки качества образования может в своем анализе использовать:

  • Публичные доклады муниципальных/региональных органов управления, учебных заведений.
  • и.
  • Статистические данные официального учета, которые размещаются на публичном электронном ресурсе в Интернете.
  • Прочие открытые сведения, характеризующие условия и ход педагогической деятельности в учебном заведении.

Размещенная в публичном доступе информация о работе образовательных учреждений может использоваться при независимой оценке при согласовании участия ОУ в этой процедуре.

Ответственные субъекты

Оценка качества образования в школе или ином другом учебном заведении может осуществляться такими органами, как:

  1. Некоммерческая организация, деятельность которой обладает социальной направленностью и осуществляется специалистами, имеющими надлежащий квалификационный уровень.
  2. овое коммерческое агентство, у которого есть опыт по созданию рейтингов учреждений.
  3. Центр оценки качества образования.
  4. Один или несколько экспертов, обладающие соответствующим опытом.
  5. Общественно-профессиональная, социальная, некоммерческая автономная, негосударственная организация.

Допускается привлечение нескольких исполнителей, проводящих мониторинг оценки качества образования.

При проведении процедур должна обеспечиваться открытость в ходе формирования заказа на оценку работы или результатов деятельности учебных заведений.

Перечень лиц, выполняющих мероприятия, размещается на официальном сайте регионального управления. Учебное заведение может самостоятельно выбрать те организации, которые будут оказывать ей содействие в получении независимой оценки.

Итоги

Отдельные эксперты и организация, которые выполняют процедуру независимой оценки, по окончании своей работы анализируют выявленные результаты.

По итогам аналитической работы они разрабатывают рекомендации относительно дальнейшего развития учебных заведений, региональных и муниципальных педагогических структур.

Кроме того, они создают методологию и составляют рейтинги, выполняют иные процедуры, подготавливают аналитические справки, представляют доклады о состоянии педагогического процесса. При реализации всех мероприятий должна обеспечиваться открытость и публичный доступ к информации.

Значение результатов

Результаты, полученные после проведения оценки, могут играть ключевую роль для большого количества заинтересованных лиц. Среди них, в частности, руководители учебных заведений, родители, администрация органов муниципального, федерального, регионального управления. Полученные результаты должны способствовать:

  1. Развитию конкурентных условий.
  2. Повышению качества образования.
  3. Обнаружению и распространению эффективных моделей организации педагогического процесса.
  4. Сохранению и совершенствованию единой образовательной системы, разнообразия учебных программ.

Практическое применение

В соответствии с полученными результатами могут подготавливаться:

  1. Решения управленческого характера на уровне субъекта, МО, учебного заведения. К примеру, это может быть программа выделения дополнительного финансирования за счет средств фонда по поддержке качества образования, методического и кадрового обеспечения и так далее.
  2. Рекомендации для:
  • структур управления разных уровней;
  • заказчика;
  • общественных объединений;
  • родителей;
  • обучающихся;
  • педагогического коллектива или одного преподавателя;
  • учебного заведения.

Важный момент

Руководитель учебного заведения должен изучить Методические рекомендации по проведению процедур оценки качества образовательного процесса. Кроме того, ему надлежит ознакомить с ними всех участников процесса. Знание положений документа будет способствовать более тщательной подготовке к проведению предстоящих мероприятий.

Предварительно руководителем учебного заведения может быть организована внутренняя оценка качества образования. В случае необходимости можно запросить экспертизу и использовать полученные в ходе нее результаты для анализа деятельности учреждения, разработки плана развития, выявления приоритетных направлений.

Итоги мероприятий позволят:

Сами педагоги, имея возможность запросить независимую оценку, могут проанализировать собственную деятельность, установить профессиональный уровень, готовность к прохождению аттестации.

Преимущества для родителей и учащихся

На законодательном уровне эти субъекты также получили возможность запросить независимую оценку качества образовательного процесса.

Родители, таким образом, могут получить достоверные результаты освоения детьми текущих учебных программ.

Кроме того, в соответствии с итогами мероприятий, им предоставляются необходимые рекомендации по дальнейшему взаимодействию с обучающимися, самим учебным заведением, а также отдельными преподавателями.

Ученики старших классов, получившие основное общее образование, также могут обратиться в одну из компетентных организаций с запросом на проведение независимой оценки. В ходе мероприятий они могут пройти либо анкетирование, либо тестирование.

Ответственные организации в ходе проведения оценочных мероприятий применяют различные формы и методы анализа.

По результатам проверки обучающие получат необходимые рекомендации по созданию индивидуального плана обучения, внесению корректировок в него, а также по перспективам получения специального (профессионального) образования.

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ)

1. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – организации), проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.

Источник: https://sherstinka.ru/poisk-raboty/nezavisimaya-ocenka-kachestva-obrazovaniya-zachem-nuzhna-kak-provoditsya/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: