НМЦК – это что такое? Расшифровка аббревиатуры, определение

Содержание
  1. Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию
  2. Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену
  3. Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ
  4. Требование к обоснованию НМЦ
  5. Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта
  6. Возможные ситуации при определении НМЦК
  7. Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК
  8. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
  9. Метод сопоставимых рыночных цен
  10. Определение идентичности и однородности ТРУ
  11. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:
  12. При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:
  13. Нормативный метод
  14. Тарифный метод
  15. Нмцк – что это такое. методы определения и расчета по 44-фз
  16. Что это такое
  17. Методы обоснования НМЦК
  18. Нмцк начальная максимальная цена контракта по 44-фз – что нужно знать
  19. 567 приказ минэкономразвития: определение НМЦК
  20. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ
  21. Тарифный
  22. Проектно-сметный с обоснованием
  23. Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
  24. Сколько основных методов обоснования НМЦК?
  25. Обоснование НМЦК
  26. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК
  27. Источники обоснования НМЦК
  28. Форма обоснования НМЦК по 44-ФЗ: образец
  29. Обоснование НМЦК с единственным поставщиком пример
  30. Расчет с помощью онлайн-калькулятора НАИЗ
  31. Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ
  32. Регламентация определения НМКЦ
  33. На что опираться при определении
  34. Методы обоснования по 44-ФЗ
  35. Инструкция по подготовке обоснования
  36. Размещение в ЕИС
  37. Онлайн калькулятор НАИЗ

Начальная максимальная цена контракта по 223-ФЗ: понятие, методы определения, требования к обоснованию

НМЦК - это что такое? Расшифровка аббревиатуры, определение

Определение начальной максимальной цены договора необходимо для проведения закупок при формировании извещения и закупочной документации, при рассмотрении и оценке поступивших на участие в закупках заявок.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд.

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).

На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности.

По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ.

Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема.

Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Требование к обоснованию НМЦ

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от заказчика не требуется обоснование цены. Причем это не зависит от способа проведения закупки: является ли она конкурентной или предполагает закупку товаров и услуг у единственного поставщика.

Особенностью закупки у единственного поставщика будет то, что указанная в извещении цена и станет ценой по договору, так как ее снижение не предполагается.

При этом положение о закупке, утвержденное заказчиком, может обязывать его обосновывать цену. В таком случае в документе должен содержаться общий порядок обоснования стоимости.

Таким образом, ФЗ-223 устанавливает только общие принципы проведения закупок.

Тогда как при проведении закупочных мероприятий заказчикам следует ориентироваться на нормы Гражданского кодекса, иных нормативно-правовых актов и положениями о закупке, которые утверждаются ими самостоятельно.

В положении о закупке определяется порядок ее проведения, принципы и способы организации торгов. При этом, согласно ч. 5 ст. 4 ФЗ-223, при проведении закупки на сайте должна быть размещена закупочная документация, включая извещение о закупке.

В состав извещения в обязательном порядке включаются сведения о НМЦ. Но в остальном законодательство по закупкам отдельными юрлицами не содержит больше указаний на счет порядка определения и обоснования цены. Это значит, что заказчик определяет такую цену на свое усмотрение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/maksimalnaa-cena.html

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

НМЦК - это что такое? Расшифровка аббревиатуры, определение

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:
  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

https://www.youtube.com/watch?v=AEsFNy0WqZk

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Нмцк – что это такое. методы определения и расчета по 44-фз

НМЦК - это что такое? Расшифровка аббревиатуры, определение

Начальная максимальная цена контракта, или как ее часто обозначают НМЦК – один из самых важных параметров любой закупки. От того как она будет сформирована заказчиком напрямую зависит выгода потенциального победителя, которую он может получить в ходе исполнения контракта.

Что это такое

НМЦК – это самое большое значение цены, по которой в дальнейшем возможно заключение контракта. Говоря иными словами – верхний предел.

Участники, предложившие цену хотя бы на несколько копеек больше, чем начальная цена (например, в извещении о запросе котировок указано 100 000 рублей, а некая организация предлагает в своей заявке цену 110 000 рублей) к участию в закупке не допускаются, их заявки отклоняются. 

Начальная максимальная цена контракта для закупки отображается в нескольких официальных документах, в первую очередь в плане-графике, затем в извещении и документации. От ее величины может зависеть, какой способ определения победителя выбрать.

Например, НМЦК в извещении о запросе котировок на основании части 2 статьи 72 Федерального закона №44 не может превышать 500 000 рублей.

В случае, если планы расходятся с реальностью и НМЦК отличается о той, которая была указана в плане-графике больше чем на 10%, перед объявлением закупки в него нужно вносить изменения. 

НМЦК определяется заказчиком не “из головы”. Она должна быть обоснована в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом №44.

Для удобства министерством экономического развития разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом от 02.10.2013 №567. Правда, это исключительно рекомендации, необязательные к применению.

Методы обоснования НМЦК

Существует несколько методов определения НМЦК, все они определены в части 1 статьи 22 Федерального закона №44. Какой из них применять в конкретном случае – зависит от ситуации и иногда выбора заказчика.

1. Метод сопоставимых рыночных цен

Основной для обоснования НМЦК, то есть применяется заказчиком в общих случаях, если Федеральным законом №44 не установлено исключений.

Суть метода состоит в том, что заказчик собирает сведения о стоимости идентичных товаров/работ/услуг у нескольких поставщиков. Если этого сделать невозможно, рассматриваются однородные товары.

Понятие однородности и идентичности определено частями 13-15 статьи 22 Федерального закона №44. 

Узнать о стоимости можно отправив запрос ценового предложения потенциальным участникам, в котором должны быть указаны характеристики товара/работы/услуга, количество/объем, сроки исполнения контракта, а также другая информация на усмотрения заказчика (за исключением предполагаемой НМЦК). Также можно использовать информацию из интернета. Важно получить не менее трех ценовых предложений и на их основе, в соответствии с формулами, приведенными в указанных выше методических рекомендациях, сформировать НМЦК.

2. Нормативный метод

Используется на основании правил, установленных статьей 19 Федерального закона №44 для обоснования НМЦК на товары/работы/услуги, внесенные в соответствующие перечни. При этом установленная заказчиком НМЦК не может быть больше той, которая соответствует предельным значениям (такая информация размещается на соответствующих сайтах в сети Интернет).

3. Тарифный метод

Этот метод можно применять только в конкретных случаях, цена при этом определяется в соответствии с официальными документами: постановлениями, распоряжениями, законами и так далее, в которых устанавливается величина тех или иных тарифов.

4. Проектно-сметный метод

На практике применяется довольно часто в тех закупках, которые проходят по смете: капитальный ремонт, текущий ремонт, работы по сохранению культурного наследия. Для обоснования НМЦК достаточно утвержденной проектно-сметной документации.

5. Затратный метод

С этим методом связано больше всего вопросов. Применяется он довольно редко, когда ни один другой из перечисленных выше методов не работает. НМЦК в этом случае складывается из суммы затрат и обычной для той или иной сферы прибыли. 

В любом случае, каким бы методом обоснования НМЦК не пользовался заказчик, все расчеты должны быть “прозрачными”, проведены на основании официальных документов и действующих нормативных актов. В противном случае потенциальный участник вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу и закупка, скорее всего, будет отменена. 

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/79-nmtsk-metody-obosnovaniya

Нмцк начальная максимальная цена контракта по 44-фз – что нужно знать

НМЦК - это что такое? Расшифровка аббревиатуры, определение
Время чтения: 5 минут(ы)

Согласно требованиями Закона 44-ФЗ, муниципальные и государственные Заказчики обязаны не просто указывать в извещении и сопутствующей документации НМЦК (начальную максимальную цену контракта по 44-ФЗ), но и ее обоснование. О том, какие методы определения НМЦК и способы ее обоснования существуют, расскажет эта статья.

567 приказ минэкономразвития: определение НМЦК

Аббревиатура НМЦК расшифровывается как начальная (максимальная) цена контракта и представляет собой предельное значение стоимости, которая указывается в извещении и иной документации о закупке.

НМЦК устанавливается при определении поставщика/исполнителя или подрядчика конкурентным методом. Иными словами, НМЦК – это максимальная сумма, на которую может быть заключен контракт.

Если же участник закупки предложил большую сумму, чем указывалась в извещении, то заявка такого участника рассмотрению не подлежит.

Важно: Стоимость контракта, заключаемого с единственным поставщиком/исполнителем или подрядчиком – это фиксированное значение, установленное и обоснованное Заказчиком.

Определяется НМЦК при:

  • составлении плана-графика;
  • подготовке извещения о закупке;
  • подготовке документации о закупке.

Конечный результат утверждения НМЦК указывается в перечисленных документах. При этом если во время осуществления закупок значение цены меняется, то соответствующие изменения вносятся и в план-график.

Размер НМЦК оказывает влияние не только на выбор метода определения поставщика, но и на срок публикации извещения о закупке в ЕИС.

Все вопросы определения НМЦК определяются статьей 22 Закона 44-ФЗ и соответствующим Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 года №567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком/подрядчиком/исполнителем».

Однако необходимо отметить, что данные рекомендации не являются нормативно-правовым актом, а значит, не обязательны для соблюдения Заказчиками. В дополнение к данному приказу могут быть разработаны дополнительные рекомендации на уровне субъектов РФ.

Внимание: Контролем правильности установления и обоснования НМЦК занимаются органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК – весьма ответственный этап осуществления закупки, так как оказывает влияние не только на эффективное расходование выделенных бюджетных средств, но и на возможность осуществления закупки как таковой.

Если НМЦК будет определена некорректно, то Заказчик может столкнуться со множеством проблем.

К примеру, если значение сильно занижено, то закупка может просто не состояться, ведь вряд ли кто-то из поставщиков согласится работать себе в убыток.

Также высока вероятность столкнуться с недобросовестным участником закупок, который или не выполнит условия контракта по заявленной стоимости, либо существенно сэкономит на качестве предоставляемого товара или услуг.

В случае, если НМЦК завышена, можно смело говорить о неэффективном расходовании средств.

Но велика вероятность, что данная закупка привлечет внимание большого количества поставщиков, которые в ходе торгов снизят установленную стоимость до среднерыночной.

Однако случаи, когда подается одна-единственная заявка и сделка заключается по установленной НМЦК, все же встречаются достаточно часто, поэтому надеяться на снижение стоимости в ходе торгов не стоит.

Тарифный

Тарифный способ определения НМЦК применяется Заказчиками в случаях, когда цены закупаемых товаров/услуг или работ подлежат государственному регулированию или определены муниципальными правовыми актами. В таком случае максимальные цены контрактов определяются по регулируемым тарифам согласно Постановлению Правительства РФ№239 от 7.03.1995 года «О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)».

Тарифный способ не рекомендуется к применению в отношении цен закупок, которые осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с пунктом 5.1 Методических рекомендаций.

Важно: При использовании указанного способа применяются предельные тарифы, утвержденные в установленном порядке на законодательном уровне.

Проектно-сметный с обоснованием

Проектно-сметный способ заключается в определении начальной цены на:

  • строительство/реконструкцию/капремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению культурного наследия (памятников культуры и истории) народов РВ, кроме научно-методического руководства, авторского и технического надзора;
  • текущий ремонт строений, сооружений, зданий, помещений.

Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для установления и обоснования НМЦК. Иными словами, данный метод должен применяться Заказчиком во всех случаях, кроме тех, что предусмотрены Законом 44-ФЗ.

Суть данного метода заключается в определении максимальной цены на основании результатов анализа рыночных цен на аналогичные товары, услуги или работы.

В случаях, когда Заказчику не удается найти сведения о ценах на идентичную продукцию, он может применить данные о ценах на однородную продукцию.

Определения однородности и идентичности продукции установлены в статье 22 Закона 44-ФЗ и в Методических рекомендациях от Минэкономразвития России.

При использовании данного метода Заказчик вправе применять поправочные коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий в характеристиках приобретаемых товаров, условий поставок товаров, оказания услуг или выполнения работ.

Для анализа цен заказчик может использовать информацию их любых открытых источников, отправлять соответствующие запросы потенциальным подрядчикам и размещать информацию о запросе цен в ЕИС.

Заказчику при этом необходимо получить как минимум три ценовых предложения, удовлетворяющих требованиям к объекту планируемой закупки.

Сколько основных методов обоснования НМЦК?

Согласно статье 22 Закона 44-ФЗ НМЦК и цена контракта, заключаемого с одним поставщиком/исполнителем/подрядчиком, устанавливаются и обосновываются Заказчиком посредством применения таких методов, как:

  1. анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
  2. тарифный;
  3. проектно-сметный;
  4. нормативный;
  5. затратный.

Нормативный способ заключается в расчете начальной цены на основе требований к закупаемым товарам/услугам/работам в случаях, если эти требования предусматривают утверждение предельной стоимости товаров/услуг/работ. Данный метод может применяться в тандеме с методом анализа рынка, однако необходимо помнить, что полученное значение НМЦК не может превышать значения, рассчитанного с помощью нормативного метода.

При использовании нормативного способа используются данные о предельной стоимости товаров/услуг/работ, размещенные в ЕИС.

Затратный способ применяется, когда отсутствует возможность применения иных способов определения НМЦК или в дополнение к другому выбранному методу. Затратный способ заключается в определении начальной цены как суммы производственных затрат и обычной для определенной области деятельности прибыли.

При этом должны учитываться и прямые, и косвенные затраты на производство, приобретение, реализацию, а также транспортировку, хранение и страхование объекта закупки.

Необходимая информация об обычной прибыли для конкретной сферы деятельности может быть взята Заказчиком из результатов анализа контрактов, опубликованных в ЕИС и других открытых источников информации.

Важно: Приведенный перечень методов определения НМЦК не является закрытым, поэтому если по каким-то причинам приведенные способы не могут быть использованы, допускается применение иных методов. Но в таком случае Заказчику предстоит указать в обосновании НМЦК причину, по которой утвержденные способы не использовались.

Обоснование НМЦК

Обоснование НМЦК – не что иное, как расчет стоимости с приложением сведений и подтверждающей документации, на основании которых расчет был выполнен.

Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно Методическим рекомендациям от Минэкономразвития России, алгоритм действий при подготовке письменного обоснования начальной цены Заказчиком, выглядит следующим образом:

  • определение потребности в конкретном товаре/услуге/работе;
  • установление перечня требований к объекту закупки и условиям выполнения контракта;
  • проведение исследования рынка посредством изучения открытых источников информации;
  • формирование описания объекта закупки;
  • проверка наличия принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, услуг или работ соответствующих нормативно-правовых актов;
  • определение применимого метода установления НМЦК;
  • осуществление соответствующим методом определения НМЦК с учетом Методических рекомендаций Минэкономразвития РФ;
  • формирование обоснования НМЦК.

Источники обоснования НМЦК

К источникам обоснования НМЦК относятся:

  • сведения о стоимости товаров, услуг или работ, содержащиеся в опубликованных исполненных контрактах;
  • сведения о стоимости товаров, услуг или работ, из рекламы, каталогов, описаний товаров и других предложений, обращенных к неопределенному кругу лиц и являющихся в соответствии с действующим законодательством публичной офертой;
  • данные о котировках на отечественных и иностранных биржах;
  • данные о котировках на электронных площадках;
  • сведения госстатотчетности о ценах товаров, услуг и работ;
  • сведения о стоимости товаров, услуг или работах из официальных источников информации уполномоченных органов;
  • данные о рыночной стоимости объекта оценки, определенной согласно законодательству, регулирующую оценочную деятельность;
  • данные информационно-ценовых агентств, открытые к изучению результаты анализа рынка;
  • иные источники информации.

Важно: Для расчета НМЦК не рекомендуется использовать сведения, представленные лицами из реестра недобросовестных подрядчиков, полученные из анонимных источников и содержащиеся в документах, не соответствующих требованиям Заказчика к их содержанию. Кроме того, следует избегать сведений, не содержащих расчет стоимости товаров, услуг или работ.

Форма обоснования НМЦК по 44-ФЗ: образец

Рекомендуемая форма обоснования НМЦК выглядит следующим образом: https://yadi.sk/i/x45my91c3Kmkn8.

Обоснование НМЦК с единственным поставщиком пример

Пример обоснования НМЦК с единственным поставщиком можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/iZ5Wzl4V3Kmkpi или https://yadi.sk/i/Sw5-De3e3KmkrE .

Расчет с помощью онлайн-калькулятора НАИЗ

На официальном сайте НАИЗ – Национальной Ассоциации Институтов Закупок, расположенном по адресу http://naiz.org, размещен калькулятор расчета НМЦК, позволяющий рассчитать начальную стоимость контракта методом анализа рынка в режиме «онлайн». Расчет цены можно выполнить как по одному наименованию объекта закупки, так и сразу по нескольким.

Данный калькулятор располагается по ссылке http://naiz.org/fz44/nmc/.

Таким образом, НМЦК – важнейший показатель, к определению и обоснованию которого необходимо подходить крайне внимательно. Ведь некорректное определение максимальной стоимости закупки может привести как к неэффективному расходованию бюджетных средств, так и полной отмене осуществления закупки.

Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/nmck-po-44-fz.html

Начальная минимальная цена контракта по ст. 22 44-ФЗ

НМЦК - это что такое? Расшифровка аббревиатуры, определение

Обычно на аукционах торги начинаются с установленной минимальной цены на продаваемый товар. При госзакупках наблюдается обратный процесс, когда в их начале заявляется цена по максимуму.

Это объясняется тем, что в ходе закупочного процесса в конкурентное состязание вступают не покупатели, а продавцы (поставщики, подрядчики, исполнители) закупочных объектов и где в роли единственного покупателя выступает государство. И ему невыгодно, чтобы партнёры по закупке заламывали неподъёмные цены.

Поэтому перед госзакупками на каждый заказываемый вид объектов закупки устанавливается потолок, выше которого поднимать их стоимость непозволительно. НМЦК фиксируется в извещениях о предстоящем проведении закупок, их документации, в первую очередь в плане-графике, приглашениях для участия в закрытых закупках.

Если потенциальный участник закупки решит предложить цену, превышающую установленную, то его заявка попросту не будет рассмотрена.

При этом НМЦК, будучи ценовым потолком будущей закупки, берётся вовсе не с этого потолка. Её размеры базируются на положениях ст. 22 44-ФЗ, а также на Приказе Минэкономразвития России № 567.

Правда, данные положения, помогая определять НМЦК, тем не менее вовсе не обязательны для применения заказчиком. Субъекты федерации вправе разрабатывать собственные рекомендации. Но при этом внутренние контролирующие органы государственного или муниципального уровня осуществляют постоянный контроль за корректным определением и обоснованием НМЦК.

Это свидетельствует о важности данного процесса, в котором должен соблюдаться необходимый и зачастую непростой баланс между необходимостью эффективно расходовать бюджетные средства и, с другой стороны, учитывать интересы участников закупки.

При этом могут создаться следующие ситуации:

  1. При занижении заказчиком НМЦК в госзакупках у поставщиков может исчезнуть стимул к участию в закупке, что грозит её непроведением. В подобной ситуации заказчику грозит опасность заключения контракта с недобросовестными партнёрами, которые, согласившись на низкую цену, в ответ поставят некачественный закупочный объект. Установление заказчиком заниженной стоимости чаще всего происходит при использовании цен, уже утративших на момент закупки свою актуальность, или без коррекции на возможную инфляцию.
  2. При завышении НМЦК наблюдается неэффективное использование средств бюджета. Иногда высокая цена привлекает большое число участников закупки, в результате чего их конкурентная борьба в процессе торгов сбивает цену до оптимальной. Однако чаще происходит процесс имитации бурных торгов, которая позволяет снизить цену всего лишь не более чем на 1%.
  3. При точном соответствии заявленной НМЦК рыночной закупка получается взаимовыгодной для участвующих в ней сторон, в результате чего средства бюджета тратятся рационально при надлежащем качестве получаемых взамен объектов закупки. Для участников закупки их выгода выражается в активном участии в торгах.

При определении НМЦК заказчик призван базироваться на принципах:

  • недопущения дискриминации партнёров по закупкам;
  • неограничения конкуренции;
  • эффективного и целевого расходования средств бюджета;
  • уменьшения издержек на заказываемые услуги.

На практике это выливается в применение методик определения и обоснования НМЦК, базирующихся на положениях ч.1 ст. 22 44-ФЗ. Для обоснования данной величины используется расчёт цены, легитимизированный посредством приложения к нему соответствующей информации и документов, которые стали основанием для его выполнения.

Примерная форма обоснования НМЦКОбразец-шаблон обоснования НМЦК

Регламентация определения НМКЦ

Определение НМКЦ регламентируется № 44-ФЗ и Методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, которые предлагают механизм его наиболее точной формулировки. Однако в некоторых закупочных сферах имеются свои особенности, которые приходится учитывать при составлении определений.

Закон № 44-ФЗ предусматривает право правительства определять сферы закупочной деятельности, в которых применяется специальный порядок определения начальной цены единицы, а также называть федеральные органы исполнительной власти и госкорпорации, его устанавливающие.

Так, проведение закупок, которые включаются в состав государственного оборонного заказа, регламентируются ФЗ № 275-ФЗ. В его ст.

7 очерчивается круг основных обязанностей заказчика, в которые входит и требование формирования им начальной (максимальной) цены государственного контракта посредством конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

От заказчика также требуется формировать цену госконтракта при размещении гособоронзаказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании законодательства РФ.

В Постановлении правительства РФ № 847-ФЗ на Минздрав в роли заказчика возлагается обязанность определения методики расчёта НМЦК при закупке изделий медицинского назначения, особенно лекарств. При этом заказчик, кроме НМКЦ, должен ещё и назначать начальную референтную цену за единицу товара, работы, услуги, что выделяется в отдельное понятие закупочной деятельности.

В случае если заявленный закупочный конкурс не состоялся, повторный конкурс предполагает существенное увеличение начальной цены.

На что опираться при определении

Чтобы определить НМЦК, обычно прибегают к общедоступной информации о стоимости товаров, работ, услуг, которая содержится в:

  • выполненных контрактах, свободных от неустоек, штрафов или пени;
  • рекламной продукции, каталогах, проспектах, описаниях товаров и в других аналогичных информационных источниках, обозначаемых гражданским законодательством как публичные оферты;
  • свежих котировках российских и иностранных бирж;
  • актуальных котировках на электронных площадках;
  • государственной статистической отчётности о стоимости товаров, работ, услуг;
  • официальных информационных источниках государственных и муниципальных органов РФ, иностранных информационных источниках государств и международных организаций;
  • сведениях о рыночной цене оценочных объектов, определяемых на законодательной базе РФ или иностранных государств;
  • итогах изучения рынка на основе сведений информационно-ценовых агентств, а также проведённых по инициативе заказчика исследований, в том числе и на основании контракта, если при этом будет раскрыта методология ценового расчёта.

К информации, которую не следует применять для расчёта НМЦК, принадлежат сведения:

  • добытые из анонимных источников;
  • полученные от занесённых в списки недобросовестных партнёров;
  • присутствующие в полученных заказчиком по его запросам документах, которые не соответствуют установленным им критериям;
  • лишённые расчёта стоимости товаров, работ, услуг.

При этом приоритет в формировании полного списка источников информации, применяемой при установлении НМЦК, принадлежит правительству РФ.

Методы обоснования по 44-ФЗ

Закон № 44-ФЗ чётко устанавливает, что НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью использования конкретной методологии, применяющей следующие инструменты:

  • метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка применяется при закупках товаров, работ, услуг и базируется на изучении их актуального ценового уровня на рынке;
  • нормативный метод применяется для расчета НМЦК на основе правил, установленных ст.19 ФЗ №44, при условии, что установленная заказчиком НМЦК не может превышать предельных значений, указанных на соответствующих сайтах в интернетовской сети;
  • тарифный метод, применяемый лишь в отдельных конкретных случаях на основе официальных документов в виде законов, распоряжений, постановлений, которые регламентируют величину определённых тарифов;
  • проектно-сметный метод, часто применяемый на практике при закупках, проходящих по сметам капремонта, текущего ремонта, работ, направленных на сохранение культурного наследия, и требующих наличия утверждённой проектно-сметной документации;
  • затратный метод ценообразования, который применяется редко и в случаях, если ни один другой из перечисленных выше методов не работает.

Наиболее востребованным среди перечисленных методов является рыночный анализ, который позволяет наиболее точно определить актуальные рыночные цены и применить их для определения НМЦК.

При отсутствии возможности применения обозначенных в ч. 1 ст. 22 закона № 44-ФЗ методов правомерно использование других. Но одновременно заказчик в обоснование НМЦК обязан внести квалифицированное объяснение невозможности использования указанных выше методов.

Независимо от того, какой метод использует заказчик, от него неукоснительно требуется проведение прозрачных расчётов, основанных на официальной документации и действующих нормативных актах.

Чтобы обосновать НМЦК, заказчик должен собрать сведения о стоимости идентичных товаров, работ, услуг, предлагаемых несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Под идентичными товарами, работами и услугами подразумеваются те из них, которые обладают одинаковыми характеристиками. Незначительные расхождения во внешнем виде товаров могут при этом не учитываться. Установление идентичности работ и услуг сопрягается с деловой репутацией подрядчика или исполнителя на рынке.

Если заказчик не может собрать сведения об идентичных объектах закупки, у него есть возможность получить информацию об однородных объектах, которые квалифицируются в ч. 14-15 ст. 22 44-ФЗ.

Согласно им, однородные товары лишены идентичности, однако располагают сходными характеристиками и компонентами, позволяющими им выполнять одинаковые функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

А под однородными работами и услугами понимаются такие их виды, которые, не будучи идентичными, располагают похожими характеристиками, позволяющими им заменять друг друга в функциональном или коммерческом плане.

Инструкция по подготовке обоснования

Пошаговый алгоритм действий во время подготовки обоснования НМЦК выглядит следующим образом:

  1. Определение потребности в товаре, работе, услуге в соответствии с целями проведения закупок.
  2. Установление списка требований к планируемым закупочным объектам и условиям их поставки.
  3. Проведение анализа рынка на основе доступных информативных источников.
  4. Создание описания закупочного объекта, отвечающего требованиям ст. 33 44-ФЗ.
  5. Проверка присутствия у планируемых объектов закупки сопутствующих им нормативных правовых актов федеральных исполнительных органов, правительственных актов, правовых актов, нормирующих сферу закупок на основе ст. 19 44-ФЗ.
  6. Выбор одного или нескольких методов определения начальной закупочной цены в соответствии со ст. 22 44-ФЗ.
  7. Формирование обоснования НМЦК на основе требований, изложенных в п. 2.1 Методических рекомендаций.

Размещение в ЕИС

При размещении сведений о НМЦК в единой информационной системе (ЕИС) на её официальном сайте необходимо указывать способ закупки, величину НМЦ и время, остающееся до окончания подачи заявок на участие в закупочных действиях.

Название закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый электронный конкурс Любой размер Минимум за 15 рабочих дней
Электронный аукцион Свыше 3 млн. руб. 3 млн. руб и ниже Более 250 тыс. руб. Минимум за 15 календарных дней Минимум за 7 календарных дней Минимум за 7 календарных дней
Запрос котировок биржи на бумажном носителе Не свыше 250 тыс. руб. Минимум за 4 рабочих дня
Запрос биржевых котировок в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней
Запрос предложений в электронной форме Любой размер Минимум за 5 рабочих дней до проведения запроса

Онлайн калькулятор НАИЗ

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) разработала работающий в интернете онлайн-калькулятор НМЦК. Пользоваться им достаточно просто, причём в бесплатном режиме.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК от НАИЗ

Расчет НМЦК онлайн основан на методе сопоставления актуальных рыночных цен. Этот сервис даёт возможность рассчитать вариативный коэффициент и среднее квадратичное отклонение от них.

Чтобы воспользоваться калькулятором, необходимо заполнить его форму, указав:

  • название закупочного объекта;
  • его наименование, зафиксированное в ОКПД 2/КТРУ;
  • участников закупки;
  • единицу измерения;
  • количество объектов;
  • среднюю цену;
  • НМЦК.

Поля для заполнения в полной бесплатной версии калькулятора НМЦК от НАИЗ

При правильном заполнении формы калькулятор быстро выдаст итоговое значение.

Специалистам, занимающимся закупочной деятельностью с применением НМЦК, расшифровка этой аббревиатуры не нужна. Без регламентированного законом определения начальной (максимальной) цены контракта не может пройти ни одна госзакупка. И корректное определение этого показателя напрямую влияет на её успех.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/nmck-cenovoj-potolok-kontrakta

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: