Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Содержание
  1. Кто должен разрабатывать ПНООЛР?
  2. Когда разработка проекта по отходам не требуется?
  3. Разработка проекта по отходам для филиалов предприятия
  4. Вопросы разработки проекта арендаторами и арендодателями
  5. В каких случаях не требуется разработка проекта или он разрабатывается по упрощенной форме?
  6. Кто может разработать проект?
  7. Какие исходные документы требуется предоставить?
  8. Состав проекта и дальнейшее согласование
  9. Ответственность в случае отсутствия проекта по отходам
  10. Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка
  11. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  12. 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
  13. 1 ВВЕДЕНИЕ
  14. Нормативы образования отходов производства – разработаем
  15. Нормативы не подлежат расчету, если:
  16. Методы расчета нормативов образования отходов производства:
  17. Результаты разработки нормативов применяются при:
  18. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
  19. Что такое образование отходов?
  20. Разработка проекта ПНООЛР
  21. Инвентаризация источников образования отходов
  22. Способы расчета нормативов образования отходов
  23. Лимит на размещение отходов: что это такое, кто должен получать
  24. Что такое нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
  25. Законодательное регулирование
  26. Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы
  27. Причины отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы
  28. Порядок переоформления
  29. Ответственность за отсутствие ПНООЛР и/или превышение нормативов и лимитов
  30. Пошаговая инструкция расчёта норматива образования отходов и лимитов на их размещение на предприятии
  31. Нормативное регулирование с изменениями 2019 года
  32. Категории предприятий, обязанных разрабатывать НООЛР
  33. Порядок их разработки и утверждения
  34. Обязательные пункты норматива
  35. Используемые методики
  36. Экспериментальный метод
  37. Расчётно-аналитический метод
  38. Метод расчёта по материально-сырьевому балансу
  39. Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам
  40. Метод расчёта по фактическим объемам
  41. Лица, занимающиеся расчетом на предприятии
  42. Утверждение НООЛР
  43. Ответственность за отсутствие документа
  44. Превышение нормативов и возможные последствия

Кто должен разрабатывать ПНООЛР?

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Если опираться на требования статьи 18 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение требуется разрабатывать предприятиям, деятельность которых сопровождается образованием отходов производства и потребления. И тут, казалось бы, все предельно ясно: если есть отходы – предприятие обязано разрабатывать ПНООЛР.

Тем не менее, остается множество вопросов, которые возникают у руководителей и специалистов по охране окружающей среды.

Например, как быть с проектом у филиалов организаций? Как поступить в случае аренды территории или помещений для осуществления хозяйственной деятельности? Необходимо ли разрабатывать проект предприятиям, относящим себя к МСП? Для всех ли видов отходов разрабатывается проект?

Когда разработка проекта по отходам не требуется?

Начать хотелось бы непосредственно с видов образующихся отходов. Разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение касается только отходов производства и потребления. Согласно Приказу МПР №50 от 25. 02.2010 г.

она не затрагивает деятельность, в ходе которой образуются медицинские, радиоактивные или биологические отходы.

Эти же отходы не включаются в проект ПНООЛР при наличии отходов производства и потребления на предприятии, для которых разработка проекта является обязательным требованием.

По этой же причине ни проект, ни паспорта опасных отходов не нужно делать предприятиям с медицинским ОКВЭДом.

Разработка проекта по отходам для филиалов предприятия

При наличии на предприятии филиалов или обособленных подразделений существует два варианта развития ситуации, в основном зависящих от территориального расположения их относительно друг друга.

  1. Если филиалы предприятия территориально располагаются в различных субъектах РФ, то разрабатывать проект ПНООЛР требуется для каждого филиала отдельно. Разработка в данном случае единого проекта по отходам будет являться причиной для отказа в утверждении и согласовании лимитов в контролирующей организации.
  2. Если же филиалы предприятия располагаются на территории единого субъекта РФ, то правомерной будет разработка как единого проекта для всех филиалов, так и для каждого филиала отдельно. Данное решение принимает только руководитель предприятия.

Вопросы разработки проекта арендаторами и арендодателями

Часто возникает вопрос о том, арендатор или арендодатель должен разрабатывать проект по отходам при предоставлении помещений и территорий в аренду. Стоит отметить, что данное условие в первую очередь определяется договором аренды.

Если в нем будет прописано, что образуемые арендатором отходы следует передавать в собственность арендодателя (при его на то разрешении), то это следует оформить отдельным договором. Номер этого договора указываться в проекте ПНООЛР, разрабатываемом арендатором.

Эти же отходы должны быть включены и в проект, который разрабатывается арендодателем. При этом ему не нужно получать лицензию по обращению с теми отходы, которые приняты от арендатора.

Если отходы арендатора не передаются арендодателю, то и проект по отходам разрабатывается им самостоятельно.

В каких случаях не требуется разработка проекта или он разрабатывается по упрощенной форме?

ПНООЛР не разработается предприятиями, образующими отходы только в одном случае – если они относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Для таких предприятий существует определенная форма отчетности по образующимся, обезвреженные и используемым отходам (или отчетность МСП). Требования к таким отчетам устанавливаются Приказом Минприроды России от 30.11.2010 № 530.

Для некоторых предприятий существует возможность разработки проекта по отходам не в полном объеме. Это возможно при:

  • объеме образования отходов менее 150 тонн в год;
  • в случае отсутствия на предприятии отходов 1 и 2 классов опасности;
  • при образовании отходов 3 класса опасности менее 5% от общего объема образующихся отходов производства и потребления.

Кто может разработать проект?

Если предприятие уже выяснило, что ему требуется разработка проекта образования отходов и лимитов на их размещение, то приступить к ней следует незамедлительно Это позволит избежать многотысячных штрафов за нарушение природоохранного законодательства, а также снизит размер экологических платежей При отсутствии проекта платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) считаются в 25-кратном размере, с 2019 года – в 100-кратном.

Разработку проекта ПНООЛР предприятие может провести своими силами. В большинстве же случаев руководство предпочитает обращаться в специализированные организации, занимающиеся составлением и согласованием экологической документации. В данном случае, стоимость работ будет составлять от 29900 рублей. Срок в среднем занимает около одного месяца.

Какие исходные документы требуется предоставить?

Для разработки проекта ПНОЛР предприятие подготавливает ряд документов. В их число войдут:

  1. Сведения о самом предприятии – наименование, адреса местонахождения, контакты, реквизиты, правоустанавливающие документы на землю и помещения, сведения о технологическом процессе и исходных материалах, используемых в нем.
  2. Копии договоров со специализированными организациями на прием отходов от предприятия.
  3. Форма отчетности 2-ТП отходы.
  4. Сведения об имеющемся оборудовании для переработки и обезвреживания отходов.
  5. Копия лицензии на обращение с отходами.
  6. Сведения о местах временного накопления отходов на предприятии.
  7. Копии утвержденных паспортов или лабораторных протоколов о химическом составе отходов при их наличии.
  8. Схема промплощадки с нанесенными на нее местами образования отходов.
  9. Прочие документы, касающиеся процессов образования и обращения с отходами или деятельности предприятия в целом.

Особую сложность вызывает наличие документов на вывоз и размещение/утилизацию отходов. К ним можно отнести:

  • договор на вывоз отходов,
  • наличие лицензии,
  • договор с полигоном,
  • наличие лицензии у полигона и уведомления о внесении в реестр.

Состав проекта и дальнейшее согласование

Сам проект ПНООЛР представляет собой экологический проект, основной целью которого выступает нормирование количества образования отходов на предприятии.

Состав проекта полностью характеризует деятельность предприятия по обращению с отходами, дает их полное описание. Он предусматривает мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и устанавливает нормативы на образование всех видов отходов.

Обычно в состав проекта входят следующие разделы:

  1. Раздел, дающий характеристику самому предприятию и виду его деятельности, включающий реквизиты, описание производственных площадок и их адресов, и характеристику технологии.
  2. Следующим разделом выступает описание производственного процесса, как источника образования отходов. Зачастую данный раздел оформляется в виде блок-схем движения образующихся отходов внутри предприятия.
  3. Далее приводится раздел, в котором дается характеристика паспортов отходов, которые разрабатываются как самим предприятием, так и организацией, разрабатывающей проект по отходам.
  4. Очередной раздел посвящен расчетом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  5. В разделе по операционному движению отходов дается описание отходам, которые передаются для дальнейшего обращения сторонним предприятиям.
  6. Далее описываются места, расположенные внутри предприятия и предназначенные для временного накопления отходов.
  7. В следующем разделе дается описание установок по обезвреживанию и переработке отходов, используемых предприятием.
  8. Далее дается характеристика объектов, на которых предприятие размещает отходы
  9. После описывается система наблюдения за состоянием экологии в местах размещения отходов предприятием.
  10. Приводится характеристика мероприятий, направленных на уменьшения влияния отходов на окружающую природную среду.
  11. Последним разрабатывается раздел с предложениями по лимитам размещения отходов.

Далее уже следуют приложения. Они включают заверенные копии договоров, лицензий, карт и т.п.

Готовый проект направляется на согласование в Росприроднадзор, где проверяется в течение 30 рабочих дней. По окончании проверки при положительном результате согласования для предприятия утверждаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Ответственность в случае отсутствия проекта по отходам

Ответственность за отсутствие проекта устанавливается статьями 8.1 и 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

По первой статье в случае отсутствия разработанного и утвержденного проекта на предприятие налагается штраф в размере до 100 тысяч рублей.

По второй статье ответственность возникает при неверном обращении с образующимися отходами и обойдется предприятию в сумму до 250 тысяч рублей.

Источник: https://sot3.ru/otkhody/razrabotka-proekta-normativov-obrazovaniya-otkhodov/kto-dolzhen-razrabatyvat-pnoolr

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
«ЕЭС РОССИИ»

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ И
ЛИМИТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

РД 153-34.3-02.206-00

Дата введения 2002-02-01

Разработано секцией «Энергетика» Российской инженерной академии

Утверждено Департаментом научно-технической политики и развития РАО «ЕЭС России» 18.09.2000 г.

Первый заместитель начальника А.П. БЕРСЕНЕВ

Введено впервые

Рекомендации определяют порядок и методику разработки нормативов образования и лимитов размещения отходов для проектируемых, действующих и строящихся предприятий электрических сетей любой мощности в электроэнергетике.

Рекомендации предназначены для предприятий электрических сетей, АО-энерго, проектных и других организаций электроэнергетики вне зависимости от форм собственности.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанную на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях и т.п., результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.

С этой целью разрабатывается Проект нормативов образования и лимитов размещения отходов.

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 В соответствии с [2] Проект должен быть оформлен следующим образом.

2.1.1 На первой странице титульного листа указываются наименование предприятия, наименование проекта, должность руководителя предприятия, его подпись, печать предприятия, населенный пункт, год разработки.

2.1.2 На второй странице титульного листа приводятся сведения об исполнителях. В случае привлечения для выполнения Проекта сторонней организации указываются: наименование организации, ее реквизиты (ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ), номер лицензии, дата ее выдачи, срок действия, реквизиты договора, список непосредственных исполнителей с указанием должностей и ученых званий.

На этой же странице дается перечень органов государственного контроля по размещению и лимитированию отходов, которые проверяют и согласовывают Проект.

2.1.3 При необходимости после второй страницы титульного листа помещается содержание (для приложений желательно сделать свое оглавление).

2.1.4 На третьей странице приводится аннотация – сведения о проведенной работе по составлению Проекта:

– общее количество образующихся отходов производства и потребления (наименование и т/год) с разбивкой по классам опасности;

– количество (масса) отходов, образующихся на предприятии, а также размещаемых, используемых, сдаваемых на переработку и обезвреживание;

– общее количество площадок временного размещения отходов, в том числе открытых и закрытых; количество площадок, оборудованных в соответствии с санитарными требованиями, и площадок, требующих дооборудования;

– информация о планируемых мероприятиях по обращению с отходами.

2.2 Проект должен иметь следующие разделы:

1 ВВЕДЕНИЕ

Дается перечень основных документов, на основании которых проводилась разработка Проекта:

– Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. № 2060-1;

Источник: http://snipov.net/c_4691_snip_114545.html

Нормативы образования отходов производства – разработаем

Основными документами, которые регламентируют разработку нормативов образования отходов производства и потребления являются закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 г. № 271-З в последней редакции. Порядок утверждения нормативов отходов, устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104.

Нормативы разрабатываются и утверждаются производителем отходов производства по форме, устанавливаемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. Форма установлена Постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22 октября 2010 г. № 44 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г.

№ 1104»

Нормативы разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства, технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.

Нормативы не подлежат расчету, если:

  • отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель;
  • отходы производства образуются при уничтожении:
  • товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения;
  • товаров, обращенных в доход государства;
  • орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 196, 1/6996).

Утверждение нормативов оформляется грифом утверждения.

Срок действия утвержденных нормативов составляет 5 лет и исчисляется с даты, указанной в грифе утверждения.

В случае изменения режимов работы технологического оборудования или изменения технологических процессов, связанных с образованием отходов производства, изменения качества и (или) вида применяемого сырья, топлива или материалов, повлекшего изменения наименований и (или) количества образования отходов производства, а также в случае изменения наименования юридического лица нормативы подлежат разработке и утверждению в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104.

Правила определения нормативов образования коммунальных отходов регламентирует Постановление Министерства Жилищно-Коммунального Хозяйства Республики Беларусь и Министерство ПР и ООС Республики Беларусь от 27 июня 2003 г. N 18/27.

Коммунальные отходы – отходы потребления и отходы производства, включенные в утверждаемый Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, удаление которых организуют местные исполнительные и распорядительные органы.

Кроме того, при разработке ряда нормативов, можно использовать в своей деятельности Приказ Министерства ПР и ООС от 11 мая 2011г. №200-ОД. Который позволяет при разработке нормативов использовать показатели образования отходов некоторых технологических процессов.

Методы расчета нормативов образования отходов производства:

  • Экспериментальный метод, основан на использовании данных объемов образования отходов, полученных при проведении инвентаризации.
  • Статистический метод, основан на анализе фактических данных по объемам образования отходов производства за базовый трехлетний период.
  • Метод удельных показателей, на основании удельных показателей образования отходов производства, установленных в организации.
  • Расчетно-аналитический, основанный на учете норм эксплуатации материалов.
  • Расчетно-аналитический, основанный на анализе технических характеристик материалов, используемых в производственном процессе и переходящих после утраты потребительских свойств в отход.

Результаты разработки нормативов применяются при:

  • разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов
  • проведении инвентаризации отходов производства
  • подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства
  • расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства
  • согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства
  • ведении государственной статистической отчетности об отходах

Источник: https://otxody.by/ekologiya/normativy-obrazovaniya-otxodov/

Источник: https://businessizakon.ru/normativy-obrazovaniya-otxodov-proizvodstva-raschet-limit-i-razrabotka.html

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Работа предприятий тесно связана с образованием отходов. В соответствии с правовыми нормами, крупные предприятия обязаны оформлять ПНООЛР. Это отчетный документ, в котором определяют объем получаемого мусора, который отправляется на полигон. Отсутствие ПНООЛР либо неправильное оформление такого документа – грубое нарушение, за которое руководству грозит административное наказание.

Что такое образование отходов?

Правила обращения с мусором разной степени опасности рассматриваются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». Нормы, прописанные в этом законе, направлены на предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, снижение объемов загрязнений окружающей среды, увеличение доли сырья для вторичной переработки.

Под формированием ТБО понимают получение остаточного сырья во время технологических процессов производства. Сырьевые остатки – неиспользованные материалы, сырье, применяющееся в главном либо второстепенных производственных циклах.

Отходами называются материалы и вещества, утратившие изначальные качества и свойства. На больших предприятиях существуют энергетические выбросы – остаточные продукты конкретных видов энергетических ресурсов.

Остаточное сырье – естественное побочное явление, возникающее при работе с материалам, зданиями, техническим оборудованием. Для утилизации требуется грамотная отчетность об образовании мусора, так как определяет степень опасности остатков и способ обращения с ними. Мусор устраняют путем захоронения, переработки, утилизации, ликвидации опасных элементов.

Разработка проекта ПНООЛР

Необходимость отчета об образовании отходов регламентируется несколькими правовыми актами. В отчетной документации отражается лимит на размещение отходов, который определяется путем инвентаризации источников. Процедуры реализуются в строгом соответствии с установленным порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, расшифровка ПНООЛР следующая: проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение.

Приказом Минприроды РФ №34446 (от 24 октября 2014), проект подлежит разработке на каждом предприятии крупного бизнеса. Главным нормативным документом выступает и ФЗ № 89.

В соответствии с этим законом, предприниматели обязаны разрабатывать ПНООЛР для снижения объема образующегося мусора.

ПНООЛР содержит:

  • Общие сведения о предприятии
  • Информация о проводимых на предприятии работах
  • Среднегодовые нормативы формирования остаточного сырья (расчеты и обоснования)
  • Сведения о местах, на которых размещают ТБО
  • Информация об применяемых методах хранения, уничтожения и средствах переработки остатков

Проект дополняется приложениями, схемами и вспомогательными документами по усмотрению руководства. Оформление документации рекомендуют начинать за 6-8 месяцев до даты предполагаемой проверки. Это снижает риск штрафов за несвоевременную подготовку ПНООЛР.

Схема разработки пноолр на 5 лет

Расчет норматива образования осуществляется для определения того, сколько мусора получится за отдельный период времени в процессе работы предприятия.

Производят расчет норматива среднедневного или месячного. В остальных случаях определяется годовой норматив образования отходов.

Показатель рассчитывают с учетом материально-сырьевой базы, объемов ТБО с одной единицы товара.

Главный документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение – приказ Минприроды №50 (от 25.02.2010). В нем устанавливаются требования к подготовке и предоставлению материалов и документов для утверждения предельного допустимого объема ТБО конкретного вида.

Проект разрабатывается для остаточного сырья незначительного класса опасности. Обращение с радиоактивными, биологическими, фармакохимическими веществами не регулируется представленным нормативным актом.

Инвентаризация источников образования отходов

Представленная операция предусматривает ряд процедур, которые направлены на оценку количества образующихся отходов. Поставленная цель реализуется путем выявления каждого источника остаточного сырья и составления соответствующей отчетности.

Предусмотрен следующий порядок инвентаризации источников образования отходов:

  • Изучение структуры организации
  • Выявление отходообразующих видов деятельности
  • Определение материалов, веществ, изделий, которые, из-за технологических процессов, утрачивают свойства и превращаются в мусор
  • Идентификация остаточного сырья на основе действующей системы классификации
  • Оформление инвентаризационной ведомости

В соответствии с правилами эксплуатации предприятий, которые описываются в ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», инвентаризация отходов проводится систематически – 1 раз в 3 года. В установленных законом случаях (изменение технологического процесса, сырья, оборудования) возможно перенесение сроков.

По результатам инвентаризации определяют годовой норматив. Он рассчитывается для каждого вида ТБО вне зависимости от класса опасности.

Способы расчета нормативов образования отходов

Методика расчета объемов образования отходов зависит от специфики конкретного предприятия. Рекомендуют рассчитать 2 норматива: среднегодовой, и на 1 единицу готового товара либо услуги.

Способы расчета нормативов образования отходов:

  • По материально-сырьевому балансу
  • По удельному показателю образования отходов (с применением отраслевых справочников и сборников удельных значений)
  • Пор расчетно-аналитическому методу на основе конструкторско-технологической документации
  • По фактическим объемам формирования остаточного сырья
  • На основе опытных измерений, которые проводятся в производственных условиях

Способ расчета подбирается индивидуально для каждого предприятия, учитывая технологические процессы, характер применяемого сырья. Обычно применяется методика расчета по материально-сырьевому балансу, так как этим способом определяют нормативы в случае, если на производстве одновременно задействуют несколько видов сырья.

После расчета оформляется заявление об утверждении рассчитанных в ПНООЛР нормативов. Если документ оформлен правильно, руководство должно оплатить государственную пошлину. Затем предприятие получит сертификат об утверждении нормативов. Проверка занимает до 30 рабочих дней с момента подачи заявления и ПНООЛР.Штраф за отсутствие проекта – от 190 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

Оформление ПНООЛР обязательно для каждого предприятия. Отчетный документ составляется на 5 лет и необходим для уменьшения объемов мусора, образующегося в результате производственных и хозяйственных процессов.

В проекте отражаются лимиты на образование, размещение остаточного сырья, которые утверждаются Росприроднадзором.

За отсутствие проектной документации руководству грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/obrazovanie-othodov

Лимит на размещение отходов: что это такое, кто должен получать

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

С 1 января 2019 года в России начали действовать новые правила сбора, транспортировки, утилизации отходов. Они затронули не только физлиц, но и предприятия, организации, заводы. Были введены нормативы образования мусора и лимиты его размещение.

Что такое нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Прежде, чем переходить к разбору особенностей нормирования, необходимо разобрать два ключевых понятия:

  1. Норматив образования отходов – это максимально разрешенный в количественном выражении размер остатков материалов, сырья, оставляемых после производства или изготовления различных товаров.
  2. Лимит на размещение отходов – это норма мусора, материалов одного вида, допускающихся к размещению в конкретный период времени внутри специальных полигонов.

Нормы и лимиты устанавливаются отдельно для каждого региона с учетом состояния экологии в данной местности. Они также зависят от вида мусора, полигонов, способов размещения.

Согласно статье 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, норматив образования отходов устанавливается для субъектов первой, второй, третьей категории опасности:

  • первая категория – если организации в значительной степени воздействуют на экологию;
  • вторая категория – если организации умеренно воздействуют на экологию
  • третья категория – если организации оказывают незначительное воздействие.

Организации, в зависимости от категории, составляют отчетную документацию. Для первых двух категорий – это полная, подробная, отчетность, развернутая декларация. Для третьей – отчет о воздействии по отношению к окружающей среде.

Законодательное регулирование

Нормирование в области обращения с мусором закреплено статьей 11 и 18 Федерального закона №89-ФЗ.

В первой говорится о том, что после получения организацией или ИП лимитов, руководитель должен регулярно отчитываться согласно установленной форме, продлевая данный лимит. Собственник предприятия также обязан своевременно оповещать о смене технологии производства для перерасчета.

Кроме того, упоминается о необходимости разработки нормативных проектов по сбору, размещению, хранению остатков производства, а также мероприятий по их минимизации (внедрение малоотходных технологий, инновационных разработок, оборудования).

Статья 18 разъясняет обязанности предприятий, деятельность которых связана с образованием мусора. Они должны составлять проекты утилизации, рассчитывать лимиты согласно нормам. Документация должна своевременно передаваться на проверку и контроль.

Проверки внутри предприятий ведутся природоохранными органами, работниками Росприроднадзора.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Причины отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы

Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:

  1. Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. К данному пункту относятся все акты, документы, выполненные не по установленным нормам.
  2. Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
  3. Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.
  4. Попытка скрыть какие-либо данные.

Руководитель обязан разместить только проверенную заранее информацию о накоплении отходов. Для этого необходимо дать экологу, делающему отчет, всю необходимую документации, установить беспрепятственный доступ в помещения. Иначе придется пройти длительную процедуру переоформления.

Порядок переоформления

Если по результатам проверки заявитель получает отказ, то он имеет право переоформить заявку. Для этого необходимо лично явиться в офис Государственных услуг или отправить почтой следующие документы:

  • заявление на переоформление;
  • документацию, подтверждающую установку лимитов на размещение;
  • справку, подтверждающую неизменность технологических процессов, расход сырья, количество получаемых отходов, защитные, прочие мероприятия по их снижению;
  • сведения об организации;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной собственности.

Рассмотрение заявки идет до 14 рабочих дней, по истечении которых заявитель получает новое решение.

Ответственность за отсутствие ПНООЛР и/или превышение нормативов и лимитов

За превышение нормативов в соответствии с КоАП РФ, статьей 8.2, устанавливаются штрафные санкции:

  • 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • 200-300 тысяч рублей для юридических лиц.

Как избежать превышения? Грамотно составить документацию. Все отходы должны быть разделены на множество отдельных категорий. Тогда норматив по каждой категории будет вычисляться отдельно. Стоит прописать порядок хранения бумаги, пластика, металла, дерева, картона, различных бытовых остатков.

Лимиты на отходы призваны не только улучшить экологическую обстановку, но и позволить производствам сэкономить, получить вторичное сырье для технологических процессов.

[Total: 0 Average: 0]

Источник: https://promusor.info/dokumenty/limit-razmeshheniya-othodov/

Пошаговая инструкция расчёта норматива образования отходов и лимитов на их размещение на предприятии

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Для установления контроля за оборотом отходов, полученных в результате производства, закон предусмотрел обязанность субъектов предпринимательской деятельности вести разработку плана будущих нормативов отходов. На его основе определяют лимиты (определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве).

Результаты плановой деятельности оформляются ПНООЛР (проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение) – документом, который проходит процедуру согласования в отделениях Росприроднадзора и содержит данные о предполагаемом объеме отходов и лимитов на их размещение. определение нормы отходов, которые могут образовываться при том или ином производстве.

Нормативное регулирование с изменениями 2019 года

До 1 января 2019 года оформление документа о запланированном нормативе образования опасных отходов, необходимых лимитов для их размещения на полигонах и других местах утилизации было обязанностью крупных предприятий.

Исключение было сделано для субъектов, которых закон относил к категории малого и среднего бизнеса. Если субъекты, попадающие в исключительную категорию, вели деятельность с образованием опасного мусора, на них возлагалась обязанность по составлению отчетности.

1 января 2019 года вступил в силу ФЗ N 219-ФЗ от 21.07.2014 года, который внес изменения в основополагающие акты, принятые в сфере защиты окружающей среды.

Акт изменяет состав обязанных субъектов, включая в этот круг субъекты малого и среднего бизнеса.

По обновленному тексту закона, обязанность по планированию норматива отходов, определения лимитов, возлагается на организации, располагающие мощности на объектах 1 или 2 категории.

Малые и средние предприниматели с этого момента освобождены от сдачи прежней отчетности, в последний раз ее придется представить за 2018 год.

Категории предприятий, обязанных разрабатывать НООЛР

Отдельно Роспотребнадзор выпустил Письмо от 20.06.2018 года N АА-10-02-32/12525 с пояснениями:

  • для объектов 1 и 2 категорий установлена обязанность создания проекта с запланированным нормативом образования отходов ПНООЛР). Он должен быть утвержден и на его основе получена разрешительная документация, одобрен лимит утилизации;
  • 3 категория – выполнение процедуры проектирования нормативов не требуется, возлагается обязанность по представлению периодической отчетности об обращении, транспортировке, переработке мусора;
  • для субъектов 4 категории не требуется ни утверждение нормативов, ни предоставление отчетности.

Если объекты не отнесены ни к одной из указанных категорий, у руководства отсутствует обязанность предоставления особой отчетности.

Порядок их разработки и утверждения

Составление ПНООЛР, учитывающего мощности предприятия и план будущих объемов потенциально опасных отходов, лимитов, требуемых для размещения, может выполняться: работником предприятия, сторонней фирмой на возмездной основе. В организациях и на предприятиях такую функцию выполняет инженер-эколог или лицо, на которое штатным расписание возложена такая обязанность.

Этапы создания:

  1. Сбор данных о деятельности предприятия: технологические карты, статистические данные о выбросах и других воздействиях.
  2. Оформление образуемых отходов по спискам, содержащимся в предметном каталоге, инвентаризация всех источников загрязнения.
  3. Создание проекта: на основе обобщенных данных рассчитывают совокупный объем образуемых вредных отходов. На этом ж этапе определяют класс опасности, к которому относится каждый вид, организуют места для хранения образуемых отходов, оформляют паспорта. Необходимо и получение разрешений, лицензий на сбор, перевозку и размещение.
  4. Процедура утверждения в Росприроднадзоре. Проект представляют в двух экземплярах, один из которых остаётся в согласующем органе: на рассмотрение уходит до 30 дней. Перед подачей субъект должен оплатить госпошлину. На заметку: перечисление выполняют с расчетного счета заявителя.

Поскольку срок рассмотрения проектной документации составляет почти месяц, подготовкой начинают заниматься заранее. Это позволит избежать проблем: остановки работы производства, оплаты денежного штрафа, материальных потерь в связи с остановкой мощности.

Обязательные пункты норматива

ПНООЛР должен содержать пункты:

  • общая информация о заявителе – название, организационно- правовая форма, адрес, ИНН, коды экономической деятельности, копии уставных документов, данные руководителя и др.;
  • детальное описание всех видов экономической деятельности, которые приводят к образованию опасного для окружающей среды мусора;
  • расчет предполагаемого совокупного объема опасного мусора, представленный на год. Расчет выполняют по каждому виду деятельности отдельно;
  • таблица с уточненными цифрами по нормативам на каждую структурную единицу организации;
  • данные о местах, в которых отходы складируются и хранятся;
  • сводка о планируемом объеме опасного мусора, который будет передан третьим лицам. Указывают и цель такой передачи: утилизация, дальнейшее использование и др. Оформляют в виде таблицы, детально указывая информацию о таких партнерах;
  • информация о планируемом использовании или утилизации отходов. План ежегодный, обязателен для организаций, если один из видов деятельности – переработка и утилизация.

Разрабатываемый проект должен содержать все необходимые пункты, иначе орган, осуществляющий согласование, откажет и вернет документ для внесения изменений. Составление ПНООЛР ведется на основе рекомендаций, выпускаемых Министерством природных ресурсов и экологии.

Отказ в утверждении ПНООЛР возможен по основаниям:

  • ошибки, допущенные при составлении и приведшие к недостоверности представленной информации;
  • отсутствие объекта для будущего размещения опасного мусора в реестре Росприроднадзора;
  • объем заявленных нормативов отходов превышает возможности полигона для размещения.

Используемые методики

Существует пять основных методов расчета норматива образования отходов при составлении проекта. Они близки, отличие состоит в таблицах-основах, последовательности этапов, информационных источниках и т. д.

Экспериментальный метод

Данный метод расчета основан на проведении опытных измерений непосредственно в условиях производства. К нему прибегают редко. Эффективен, когда сырьевые составы технологических процессов имеют небольшой диапазон отличий. Связан с трудоемкими аналитическими расчетами.

Расчётно-аналитический метод

Подходит для выполнения расчетов, если на предприятии есть детальные конструкторско-технологические документы. Расчеты производят по формулам, определяя нужный норматив как разницу между количеством материала, подлежащего затрате на единицу продукта, и чистым выходом. Подлежат учету потери, избежать которых невозможно.

Метод расчёта по материально-сырьевому балансу

За основу расчетов нормативов образования отходов берут показатель фактического расхода материалов на производство. Эколог запрашивает внутренние документы по предприятию, в которых отражены фактически затраты сырья и полученные отходы. Это самый простой и часто используемый способ.

Метод расчёта по удельным отраслевым нормативам

Расчеты производят на основе специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов. Справочные материалы выбираются по конкретной области деятельности.

Метод расчёта по фактическим объемам

Расчет ведут, беря за основу статистические данные образования отходов за последние три года. Собираются все данные по образованию мусора за этот период, полученная сумма делится на 3. Экологом моет быть принято решение о проведении расчетов за более длительный период в целях получения более точных данных.

Лица, занимающиеся расчетом на предприятии

Если организация или предприятие не обращается за возмездной услугой разработки ПНООЛР в профильную компанию, в штате должна быть предусмотрена единица, ответственная за составление такого документа.

Чаще всего такие обязанности возлагаются на инженеров-экологов, которые должны обладать целым рядом знаний:

  • отслеживать изменения в законодательных актах;
  • знать правила расчетов в зависимости от применяемого метода;
  • знать тонкости производственного процесса;
  • разбираться в технической документации.

Специалисты выполняют все вычисления и составляют проект вручную. Существуют специализированные программы, но они рассчитаны на небольшие организации. Такая программа не может учесть всего многообразия производственных процессов и образования отходов.

Утверждение НООЛР

После составления проекта, происходит его согласование в Росприроднадзоре. После отправки заявления и проектной документации в территориальный орган Министерства, остается только ожидать принятого решения.

В течение 30 дней Министерство даст ответ:

  • одобрение расчета норматива опасных отходов, необходимых для размещения лимитов;
  • отказ. ПНООЛР возвращается заявителю в течение 3 дней после принятия решения. В ответе указываются причины отказа. По возможности, заявитель может исправить недочеты и обратиться за согласованием вновь.

ПНООЛР имеет ограниченный срок действия – 5 лет или равен сроку лицензии организации, занимающейся размещением отходов. В течение этих 5 лет, организация обязана предоставлять письменную отчётность с подтверждением сохранения условий проекта. Форма – ежегодный технический отчет.

Подается отчет в местное отделение Росприроднадзора: почтовым отправлением или лично. Периодичность: в течение 10 дней после даты окончания очередного года. Начало течения года для такой отчетности – дата утверждения ПНООЛР.

Ответственность за отсутствие документа

Отсутствие ПНООЛР – правонарушение в сфере экологического права. Предусмотрена административная ответственность:

  • юридическое лицо, ведущее деятельность без составления ПНООЛР, наказывается денежным штрафом до 250 тысяч рублей или остановкой работы предприятия на срок до 90 суток;
  • для ИП – штраф до 50 тысяч (не менее 30), остановка деятельности на любой срок (не более чем на 3 месяца);
  • должностные лица, на которых возложена обязанность по составлению ПНООЛР – штраф на сумму от 10 до 30 тысяч.

Наказание, наложенное на виновного, не освобождает от обязанности составления и согласования документа. Его все равно придется представить, но с большими материальными потерями.

Превышение нормативов и возможные последствия

Проект действителен 5 лет – этот период требует строгого соблюдения заявленных в нем нормативов и лимитов размещения на полигоне или другом отведенном месте.

Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года наказание может быть назначено только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их образования. Наказание в этом случае может применяться в ходе контрольных мероприятий за 2018 год.

Административное законодательство не содержит пункта о предупредительных мерах за это правонарушение. При выявлении превышения заявленного норматива или лимита, назначается наказание в виде денежного штрафа.

Проект, отражающий размер будущих отходов, образуемых на предприятии, и лимитов для их размещения – обязателен к составлению для всех субъектов предпринимательства.

Главное условие – производство продукции ведется на объектах, относимых законом к 1 и 2 категории негативного воздействия. Проект подлежит согласованию в структурном отделении Росприроднадзора.

За отсутствие документа или превышение данных, предусмотрена административная ответственность. Санкции накладываются без предварительного предупреждения. Выполнение возложенных мер административного взыскания не избавляет от обязанности составления и согласования ПНООЛР.

Источник: https://cleanbin.ru/law/pnoolr

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: