Объективная истина: понятие, характеристика, виды

Истина в уголовном судопроизводстве

Объективная истина: понятие, характеристика, виды

Понятие истины в уголовном судопроизводстве, ее критерии, свойства изучают ученые-процессуалисты и по-разному отвечают на этот вопрос. Начнем с того, что одной истины не бывает, их несколько: житейская, научная, художественная, нравственная.

Особое место отведем научной истине, которая имеет свои специфические признаки. В научной истине раскрывается ее сущность, в отличие от обыденной, она системна, упорядоченна, с обоснованными доказательствами. Научная истина общезначима и повторяема.

С философской точки зрения существует несколько трактовок природы истины. Выделяются теории корреспондентской, когерентной, прагматической истины. Для определения истины в уголовном процессе используются несколько положений из этих теорий.

Достижение истины в уголовном судопроизводстве

Достижение истины в уголовных делах опирается на теорию корреспондентской истины, где главным является соответствие (корреспонденция) между фактами и высказываниями об этих фактах.

Истина здесь является свойством высказывания о чем-то внешнем по отношению к самому высказыванию. То есть высказывание может быть истинным или ложным, равно как и суждение, убеждение, представление. Критерий истинности – не в них, а во внешнем контуре.

Если высказывание соответствует положению дел, то оно является истинным, если нет – ложным.

Пример 1

Круглов умышленно нанес множественные удары Меньшову, тем самым причинив последнему тяжкий вред здоровью. Это истина.

Не потому, что само утверждение имеет свойства, которые можно проанализировать, а потому, что произошла драка – событие внешнего характера по отношению к утверждению, но соотносящееся с этим утверждением, так как у Меньшова наблюдаются внешне проявленные признаки нанесенного вреда здоровью.

Утверждение, что именно Круглов причинил тяжкий вред здоровью Меньшову, ложное. Это не зависит от того насколько твердо убеждены в этом дознаватель, следователь или прокурор. Утверждение ложно, потому, что Круглов в это время находился в отъезде и не мог совершать никаких действий в отношении Меньшова.

То есть событие, произошедшее независимо от высказывания, не соотносится с самим высказыванием. Этот пример подтверждает то, что истина и ложь являются свойствами убеждения, в основе которых лежат внешние характеристики.

Истинность убеждения существует при наличии объектов убеждения. Сознание – это объект убеждения. Истинное сознание то, которое во что-то верит, при наличии комплекса, включающего в себя объекты сознания, а не само сознание. Истина обеспечивается соответствием всего комплекса объектов сознания, в противоположном случае возникает ложь.

Сознание формирует мнение истинное или ложное. Истинное мнение опирается на сведения, не зависящие от сознания того, кто думает о них каким-то образом. Сведения существуют сами по себе.

Если предположить связь истины с сознанием, то это логическая характеристика, зависящая от знания и от знания о самих сведениях.

Определение 1

Достижение истины – это сопоставление сведений, которые имели место и знания о них, установление соответствующих сведений, которые называются предметом доказывания или обстоятельствами, подлежащими доказыванию по уголовному делу.

То есть устанавливаются все элементы предмета доказывания, об этом подробно говорится в ст. 73 УПК. Все факты, касающиеся совершенного преступления, отражены в соответствующем нормативно-правовом акте, а именно в Уголовно-процессуальном кодексе. Значит истина в уголовном судопроизводстве является юридической.

Опиши задание

Достоверность истины

Мнение будет истинным, если оно основано на сведениях, которые имеют определенные критерии и на знаниях об этих сведениях. Истина должна обладать достоверностью.

Определение 2

Достоверность – это верность, не вызывающая сомнений.

С философской точки зрения достоверность- наличие знания, в истинность которого верят на основе признаваемых доводов.

В уголовном процессе истина тоже должна быть достоверной. По утверждению Л.Е.Владимирова уголовно-судебная достоверность заключается в стечении вероятностей, которые вытекают из доказательств, представленных на суде. Судья должен прийти к внутреннему убеждению о том, что произошедшее событие, являющееся предметом исследования, имело место в действительности.

А.В.Смирнов тоже придерживается этого мнения и говорит о том, что достоверность, как и вероятность, является представлением об истине в нашем сознании, характеристики доказательности знания.

М.С.Строгович имел иную точку зрения и считал, что достоверность это то же, что и истинность. То, что достоверно – истинно, потому что находится в соответствии с действительностью.

Пример 2

Вернемся к примеру. Причинение Кругловым тяжкого вреда здоровью Меньшову подтверждается свидетельскими показаниями Орлова.

Можно ли говорить о том, что Круглов совершил преступление – это истина, если свидетель Орлов страдает сильной близорукостью.

Нет, утверждение не может быть истинным, так как показания свидетеля Орлова вызывают сомнения., а следовательно, не могут быть достоверными.

Основанием для истины в уголовном процессе является наличие определенных сведений и знаний об этих сведениях, которые не должны вызывать сомнения и являться достоверными.

Вероятность истины

Вероятность истины значит ее возможность, допустимость. Вероятность складывается из определенных знаний о факте, лежащим в основании истины. Если бы не было знания о том, что свидетель Орлов страдает сильной близорукостью, то его показания в отношении Круглова были бы достоверными, но так как эти знания есть, вероятность признания его показаний достоверными очень мала.

Сам факт, на котором основана истина в уголовном судопроизводстве, представляет собой эмпирическую реальность, которая отображена информационными средствами.

Объективность истины

Объективная истина представляет собой такое содержание знаний о совершенном преступлении, которое не зависит от следователя, дознавателя, прокурора, суда, а также не зависит от подсудимого.

Замечание 1

Если знания следователя, дознавателя, прокурора, суда – это субъективные знания объективного мира, то объективное начало в этих знаниях и есть объективная истина.

Понятие объективной истины соответствует следующим критериям: объективность, всесторонность, полнота исследования обстоятельств дела.

В современном уголовном процессе нет объективности истины в рамках того назначения уголовного судопроизводства РФ, которое определяется ст. 6 УПК, а также принципа, который развивается и называется состязательностью уголовного процесса.

То есть суд не осуществляет деятельность по объективному, всестороннему, полному исследованию обстоятельств дела, а создает условия для исследования доказательств сторонами.

Суд стремится достигнуть истины путем создания условий другим участникам уголовного судопроизводства.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovno-protsessualnoe-pravo/istina-v-ugolovnom-sudoproizvodstve/

Объективная истина

Объективная истина: понятие, характеристика, виды

Объективнаяистина – это такое содержание нашегознания, которое не зависит от нашегосознания.

Оцениваязнания, их значение для человека, мывыясняем, прежде всего, соответствуютли они объективной реальности, объективномуположению дел или являются ошибочными,ложными.

Взгляды, представления, теории,взятые вне отношения соответствияобъективной реальности, лишены для нассмысла. Индивиды, группы, классы могуткакое-то время опираться на ошибочныевзгляды, теории, религиозные представления.

Однако если ошибочные взгляды и выступают«организующей формой человеческогоопыта», они не приобретают от этогоистинности и приводят к отрицательнымрезультатам.

Конкретная истина

Конкретнаяистина. Всякая объективная истинаконкретна. Конкретное – это действительностьво всем многообразии ее сторон, связей,отношений и т.д. конкретному противопоставляютабстрактное, т.е. изолированное, отдельное,изолированное, отвлеченное.

Конкретностьистины означает, что то или иноеутверждение о действительности являетсяистинным, если оно учитывает все еестороны, связи и опосредования.

Конкретнаяистина – это знание, полученное наоснове изучения ограниченной областибесконечного мира, это знание конкретногопредмета в конкретных условиях. Истинавсегда конкретна, т.к.

это знаниеконкретного предмета и она всегдаограничена конкретной историческойэпохой.

Истина относительная и абсолютная

Относительнаяистина – это неполное, ограниченноезнание о мире. В силу бесконечностимира, исторической ограниченностичеловеческого познания, достигнутыезнания о мире и человеке всегда неполныи неточны. Относительность знанийследует, в частности, усматривать и втом, что они всегда отнесены к определеннымусловиям, месту и времени.

Всякоезнание в силу своей конкретности всегдаотносительно.

Абсолютнаяистина – это полное и точное знаниепредмета, это знание о бесконечном мирев целом, во всем его бесконечном богатствеи многообразии.

Абсолютнаяистина складывается из относительных,но сумма относительных истин бесконечна,следовательно, абсолютная истинанедостижима. Человек постоянноприближается к абсолютной истине, ноникогда не достигнет ее, потому что мирпостоянно меняется. Знание абсолютнойистины остановило бы процесс познания.

Диалектика конкретной, относительной, объективной и абсолютной истины

Истинноезнание, как и сам объективный мир,развивается по законам диалектики. Всредние века люди считали, что солнцеи планеты вращаются вокруг Земли. Былоли это ложью или истиной? То, что человекнаблюдал движение, находясь на земле,приводило к ложному выводу. Здесь видназависимость наших знаний от субъектапознания.

Коперник утверждал, что центромпланетарной системы является солнце.Здесь уже доля объективного содержаниябольше, но далеко не все соответствовалообъективной реальности. Кеплер показал,что планеты вращаются вокруг солнца непо окружностям, а по эллипсам. Это былоеще более истинным, более верным знанием.Из данных примеров ясно, что объективнаяистина исторически развивается.

С каждымновым открытием ее полнота возрастает.

Формувыражения объективной истины, зависящуюот конкретных исторических условий,называют относительной. Все развитиечеловеческого познания, в том числе инауки, есть постоянная смена однихотносительных истин другими, болееполно и точно выражающими объективнуюистину.

Можноли достичь абсолютную истину? Агностикиотвечают отрицательно, говоря, что впроцессе познания мы имеем дело толькос относительными истинами. И чем сложнееявление, тем труднее познать абсолютнуюистину. И тем не менее она существует,каждая относительная истина – шаг,приближающий нас к этой цели.

Такимобразом, относительная и абсолютнаяистины – это лишь разные уровниобъективной. Чем выше уровень нашегопознания, тем ближе мы приближаемся кабсолютной истине. Но процесс этот можетдлиться бесконечно. Этот постоянныйпроцесс – важнейшее проявление диалектикив процессе познания.

          1. Истина и заблуждение. Ошибка. Ложь. Истина и правда. Правда и справедливость. Правда и свобода. Истина, правда и право. Юридическая правда.

I.Истина – адекватное, правильное отражениедействительности. Ценность знанияопределяется мерой его истинности.Достижение истинного знания – сложныйи противоречивый процесс. Естественно,что на этом пути возможно получитьразличные результаты.

Исследователь,если речь идет о поиске научной истины,может не только прийти к истинномурезультату, но и пойти по ошибочномупути, заблуждаться. Поэтому не существуетраз и навсегда установленной гранимежду истиной и заблуждением.

Поискистины – открытый процесс, в нем заложеныразличные возможности, в том числе ивозможности неверных, ошибочных оценокпроисходящего.

Заблуждение– такие знания, которые не соответствуютсущности познаваемого предмета, нопризнаются за истинное знание. Этопостоянный элемент развития науки. Людинеосознанно принимают этот факт, тоесть исходят из эмпирических опытов.Показательный пример заблуждения –Солнце движется вокруг Земли вдокоперниковский период.

Заблуждениене является абсолютным вымыслом, игройвоображения, плодом фантазии. Заблуждениятоже отражают, правда, односторонне,объективную действительность, имеютреальный источник, так как в любомвымысле содержатся нити реальности.

Причиныобъективного возникновения заблуждений:

1)Историческая практика, а именно, уровеньразвития науки того времени, неадекватновоспринятые факты, ошибочная ихинтерпретация. Зачастую истина становитсязаблуждением, если не учитываютсяграницы истинности и та или иная истиннаяконцепция распространяется на все сферыреальности. Заблуждение может бытьследствием также неверной информации.

2)Свобода выбора в методах исследования.То есть сам предмет навязывает способ,метод исследования, например, инфляциюне будешь изучать с помощью методачувственного познания.

Заблуждениеотличается от лжи тем, что оно носитнепреднамеренный характер.

Вцелом заблуждение – естественный моментпознавательного процесса и диалектическисвязано с истиной. Необходимо считатьсяс возможностью заблуждений, непреувеличивая и не абсолютизируя их.

Преувеличение места заблуждений впознании может привести к скептицизмуи релятивизму. Выдающийся отечественныйфизик, лауреат Нобелевской премииП.Л.Капица заметил: «…ошибки –диалектический способ поиска истины.

Никогда не надо преувеличивать их вреди уменьшать их пользу».

Поэтомуистине противостоит не столькозаблуждение, сколько ложь как преднамеренноевозведение в ранг истины.

Какпоказала практика человечества,заблуждение – это неотъемлемый элементпоиска истины. Пока один откроет истину,сто пребудут в заблуждении. И в этомсмысле заблуждение представляет собойнежелательные, но правомерные издержкина пути к достижению истины.

II.Научноепознание по своей сути невозможно безстолкновений различных мнений, убеждений,также как невозможно и без ошибок. Ошибкинередко совершаются в ходе наблюдения,измерения, расчетов, суждений, оценок.

Источник: https://studfile.net/preview/2674081/page:48/

ЕГЭ. Познание. Тема 3. Истина

Объективная истина: понятие, характеристика, виды

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:  объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в  соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-3-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0/

Объективная истина и наука

Объективная истина: понятие, характеристика, виды

Определение 1

Наука – это деятельность человека, направленная на систематическое и целенаправленное изучение природы, а также предоставление его результатов в виде системы научных знаний.

Понятие науки является многозначным и включает в себя три основных аспекта:

  • познавательная деятельность человека,
  • система объективных знаний, полученных в ходе познавательной деятельности,
  • социальные структуры, в рамках которых эта деятельность осуществляется.

Наука ставит перед собой цель получения объективной истины в виде знаний об окружающем мире.

В ее задачи входит описание наблюдаемых объектов и феноменов, раскрытие их сущности и достоверное прогнозирование их поведения в будущем.

В настоящее время наука рассматривается человечеством в качестве основания для выстраивания современной картины мира и представлений о бытии, а развитие общества тесно связано с научно-техническим прогрессом.

Перспективы развития науки и общества связаны с необходимостью получения такого знания, которое соответствовало бы критерию объективной истины, т.е.

являлось бы независимым от субъективных особенностей исследователя или человеческой природы, а было бы полностью детерминировано характеристиками самого объекта познания.

Идеалом развития науки выступает абсолютное знание – имеющее всеобщий, полный и законченный характер, однако оно остается потенциально недостижимым, а деятельность науки связана с постоянным улучшением относительной истины знания, имеющего неполный и частных характер в сравнении с перспективным знанием будущего.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Основания науки

Замечание 1

Источником для формирования научного мировоззрения и науки как таковой выступают ее основания – идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки.

Идеалы и нормы исследования представляют собой своеобразную карту-схему, согласно которой должна выстраиваться методология научной работы, т.е. средства и способы освоения и описания объектов исследования.

Для каждого периода развития науки выстраивается своя схема, которая содержит ряд взаимосвязанных уровней от глобального, дающего представления об универсальных методологических установках, до регионально-конкретного, учитывающего специфику не только объекта научного познания и отрасли знания, но научных традиций исследования конкретного региона.

Научная картина мира представляет собой особую форму теоретического знания, в которой находят свое отражение актуальные научные теории, интегрированные в единую непротиворечивую систему, отражающие представления о реальности на данном этапе исторического развития человечества. Научная картина мира не только определяет объект исследования науки и перспективные направления ее развития, но также позволяет соотносить между собой данные различных отраслей.

Философские основания науки имеют двоякий характер, они одновременно выступают частью науки и лежат вне ее. Главной задачей философских оснований является придание научному знанию ценностной оценки, его обоснование и перевод на язык обыденного сознания.

Далеко не все теоретические знания и открытия получают свое практическое воплощение и результат, в ту эпоху, в которую они были сделаны, а потому часто остаются непонятными для широкой аудитории.

Роль философских оснований заключается в создании своеобразного моста, который позволяет оценить обыденному зрителю ценность научных изысканий.

История развития науки

Наука и научное знание, равно как и категория объективной истины зародились в глубинах философии, однако, с тех пор была осуществлена огромная эволюция науки, которая трансформировала представления не только о мире, но и о самой науки и о знаниях, которые она может получить. Традиционно в развитии науки выделяют ряд этапов:

  • математический,
  • естествознания,
  • технических и гуманитарных наук,
  • современный.

Математика стала первой дисциплиной, выделившейся за рамки философского знания и обретшей собственный самостоятельный статус науки.

С одной стороны, этому способствовал сам абстрактный характер научного знания – как только число, а также геометрические фигуры, были отделены от практики (счета предметов, разграничения полей и т.д.

), они превратились в самостоятельные объекты исследования, позволяя открывать такие их свойства, которые на практике невозможны (ноль как точка отсчета, существование отрицательных чисел).

С другой стороны, большую роль сыграла специфическая культура древней Греции, в которое главное значение при определении ценности знания играл не авторитет ученого, а созданная им система доказательств. Необходимость использования доказательной базы позволило сформировать схему – тезис – доказательство – знание, а также способствовало развитию логики.

Дальнейшее развитие науки было связано с применением схем изучения математики к проблемам естествознания, что было невозможно в античный период из-за специфики античного мировоззрения. Данный переход осуществляется лишь в эпоху Возрождения, тогда же оформляется и экспериментальный метод, позволяющий на практике проверять выдвигаемые гипотезы. Формируется особый – научный тип мировоззрения.

Практическое использование знаний, полученных наукой создает почву для нового этапа ее развития.

Внедрение научных знаний в технологии производства и их совершенствование, создание машинного труда, стимулировало развитие технических наук, которые изначально возникают на стыка естествознания и техники, но быстро отмежёвываются от естественных наук, обрастая собственной методологией.

В свою очередь индустриальная революция повлекла за собой значительные социальные изменения, которые также требовали осмысления и получили его сначала через философские концепции, а затем через новые, гуманитарные отрасли научного знания.

Современный этап развития науки характеризуется не только высокой степенью ее дифференциации, но и наличием развитых поперечных связей, интеграцией данных различных дисциплин и даже областей науки в единую картину мира, возникновения и развития синтетических теорий. В тоже время находясь на гребне технологической цивилизации, наука все чаще подвергается критическому осмыслению, а именно ее роль локомотива развития человечества.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/obektivnaya_istina_i_nauka/

Понятие истины: какой смысл вкладывают обществоведы, формы представления и критерии

Объективная истина: понятие, характеристика, виды

Согласно Современному толковому словарю русского языка Т. Ф. Ефремовой , термин «Обществоведение» понимается как совокупность наук об обществе.

В советскую эпоху так же назывался один из школьных предметов, ориентированный на привитие ученикам взгляда на мир и происходящие в нём процессы в соответствии с марксистско-ленинской теорией коммунизма.

После распада СССР и своей кратковременной отмены предмет вновь вернулся в школы под новым названием «Обществознание» и представляет собой сплав начальных сведений из экономики, правоведения, философии, политологии и социологии.

  • Понятие истины и основные определения
  • Классификация
  • Взаимосвязь относительной и абсолютной истины
  • Объективная истина
  • Критерии истины и истинного
  • Формы представления

Понятие истины и основные определения

Понятие истины является одним из ключевых элементов философии, в частности, такого его раздела, как эпистемология или теория познания.

Согласно наиболее простому и лаконичному понятию, истина — это одна из характеристик мышления в отношении к объекту мышления. То есть если мысль соответствует предмету, то она является истинной.

В конечном счёте проблема истинности сводится к возможности получения достоверных данных о некотором объекте.

Постановкой проблем эпистемологии и последующим их решением занимались многие философские школы. На основании сведений, собранных этими школами, и разработанных концепций, можно сказать, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина».

При этом необходимо учитывать, что во многом сами определения этих школ связаны с их подходом к постулированию понятия истинного.

В конспективном виде их можно представить в следующих предложениях, содержащих информацию об истине, высказанных в разное время различными философами:

  1. Ф. Бэкон: «Все знание о мире обосновывается только опытом» (эмпиризм).
  2. Д. Юм: «Только при помощи ощущений можно познавать мир» (сенсуализм).
  3. Р. Декарт: «Достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума» (рационализм).
  4. И. Кант: «Вещь в себе непознаваема» (агностицизм).
  5. М. Монтень: «Получать достоверные знания о мире нельзя» (скептицизм).

С развитием общества менялись не только представления о содержании понятия, но и набор фактов и событий, который можно было бы считать истинным. Так, в Древнем Египте считалось вполне очевидным, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир на суд Осириса.

В Древней Греции люди считали, будто олимпийские боги часто вступают в контакт со смертными женщинами, отчего рождаются герои (например, Геракл).

Средневековое сознание делало возможным существование людей с пёсьими головами, а многие мыслители и учёные находились в поисках философского камня — то есть вещества, способного обратить все в золото.

Сейчас все эти представления кажутся глупыми суевериями, однако для людей прошлых эпох они составляли такую же реальность, как для нас молекулярная картина мира и теория эволюция. Это подталкивает к простому выводу: истина может быть как абсолютной, так и относительной, и соотношение этих категорий изменяется во времени.

Классификация

Определение относительной истины можно вывести из приведённых выше примеров, а от противного формулируется понятие абсолютной истины. В кратком виде их можно сформулировать так:

  • Относительная: приближенное к действительности зна­ние, соответствующее определённому уровню развития об­щества, который определяет способы получения этого знания; это знание, зависящее от определённых условий, места и времени его получения.
  • Абсолютная: твердо установленное, исчерпывающее знание о мире и соответствующее происходящим в нем процессам.

При этом нужно понимать: эти два вида истины не существуют изолированно друг от друга, между ними постоянно происходит взаимодействие.

Так, вера в псоглавцев из категории абсолютной истины окончательно перешла в сферу заблуждений и суеверий.

В то же время учение о гелиоцентрической картине мире, бывшее истинным лишь для отдельных, не боявшихся высказывать противоречащую христианской системе мироздания, со временем стало абсолютной истиной.

Взаимосвязь относительной и абсолютной истины

Характерным примером взаимодействия двух концепций истинного является мифология, в частности, древнегреческая.

Если для жителя античного полиса истории о подвигах богов и героев были реальны, а персонажи мифов представлялись живущими относительно недавно людьми, то после крушения античного мира и повсеместного распространения христианства мифы стали ересью и попали под запрет.

В эпоху Возрождения интерес к культуре Древних Греции и Рима возродился, но тогдашние мыслители видели в мифах лишь своего рода назидательные истории, полностью отказывая им в рациональном зерне.

Идеи Ренессанса оказались восприняты мыслителями последующих эпох с твёрдым убеждением в искусственности греческой мифологии.

И лишь с раскопками Шлимана в предполагаемом месте нахождения легендарной Трои стало понятно, что миф в какой-то степени отражает реально происходившие процессы и события.

Таким образом, на примере античной мифологии можно проследить, как истина, будучи сначала абсолютной, через этап полного отрицания становится относительной. Это лишь один из примеров взаимодействия абсолютного и относительного в эпистемологии.

Объективная истина

Однако за пределами этих двух категорий остаются факты вроде того, что огонь горячий, вода жидкая, а дерево зелёное. Набор таких сведений о мире составляет содержание третьего вида истины: объективной. Вновь исходя из приведённых примеров, можно сформулировать её определение:

  • Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Зачастую один предмет или событие можно трактовать со всех трёх позиций.

Например, о «Моне Лизе» Леонардо да Винчи можно сказать: эта картина существует (объективная истина), натурщицей для неё стала Лиза Герардини (доказательства этому были получены только в 2005 году, но нельзя отрицать отсутствие сведений, способных опровергнуть подобное заключение, поэтому все представления о модели для картины относительны). И, наконец, это полотно является выдающимся достижением итальянского Возрождения (абсолютная истина).

При этом очевидно, что Джоконда, как и любое другое произведение мировой художественной культуры, воспринимается реципиентом по-разному, в зависимости от его эстетических критериев.

Если для кого-то однозначным шедевром является «Герника» Пикассо, то для другого человека важнее грязный снег на полотне Саврасова «Грачи прилетели».

Категория относительности истины тем самым множится благодаря индивидуальному сознанию разных людей.

Критерии истины и истинного

Разумеется, под всех подстроиться невозможно, поэтому для каждой философской школы, соприкасавшейся с проблематикой эпистемологии, требовалось создать определённые критерии, по которым можно было бы с некоторой определённостью делать вывод об истинности или ложности того или иного факта. На данный момент в качестве таких критериев принимается:

  1. Чувственный (эмпирический) опыт: истина может подтверждаться только чувствами человека, а не абстракциями и логическими построениями.
  2. Соответствие законам логики.
  3. Согласованность с системой фундаментальных знаний, соответствие ранее открытым законам науки.
  4. Эффективность знания, то есть его способность приносить пользу.
  5. Ясность и отчётливость.
  6. Простота и экономичность формулировки.
  7. Согласованность знания, то есть отсутствие противоречий по поводу одного и того же факта в различных отраслях науки.
  8. Практика, то есть деятельность человека, направленная на преобразование мира: истинно лишь то, что проверено опытом и на практике.

Как можно заметить, некоторые из этих критериев являются взаимоисключающими: например, эмпирический критерий находится в конфронтации с логическим. Связано это как раз с многообразием философских школ в эпистемологической сфере.

Если первый критерий был выдвинут школой сенсуалистов, то второй использовался рационалистами. Однако, разумнее говорить не о взаимоисключении, а о взаимодополнении.

Истинность факта по одному критерию вполне может быть дополнена истинностью по другому.

Например, знание о том, что огонь горячий, может быть получено в результате чувственного опыта, то есть непосредственного контакта с огнём. То же самое можно вывести логически, оказавшись на пепелище. Научный критерий, оперируя сведениями о способности кислорода окислять различные вещества, тоже способен подвести к исходному соображению.

В связи с этим можно сформулировать ещё один критерий истины: истинным может быть лишь то, что отвечает всем или большей части приведённых выше критериев.

Разобравшись с тем, каковы содержательные понятия вкладываются в категорию истинного и критерии, по которым эта категория определяется, следует обратиться к другому немаловажному вопросу: в каких формах представлена истина в мире?

Формы представления

Всё разнообразие форм представления истины можно классифицировать по различным категориям. Одна из них выделяется по объекту отображения: так, весь мир можно разделить на материальный и духовный. В материальной сфере истина представляется прежде всего как предметная: предметно-экономическая, предметно-биологическая и другие.

Духовная сфера является более разнообразной, так как её составляют чувства отдельно взятых индивидов, коллективные представления, культурные течения, религия и так далее.

Поскольку каждый человек в связи с этим определяет факт или процесс истинным с точки зрения своих этических и моральных установок, комплекса представлений о хорошем и плохом, о добре и зле, можно говорить о существовании экзистенциальной истины.

Многообразие религиозных и научных концепций, обеспечивающих существование инструментария познавательной деятельности и оценочных суждений, ведёт к выделению концептуальной истины.

Её примерами могут послужить ньютоновская теория гравитации, дарвиновская теория эволюции, цивилизационная парадигма истории Тойнби в научной сфере, а учение о триединстве Бога в Отце, Сыне и Духе, представление о нирване и кармическом законе в буддизме — в религиозной.

Сущность познавательной деятельности также определяет формы представления истины. Уже на нижних уровнях можно разделить знание на обыденное (огонь горячий, вода жидкая) и научное (например, приведённые выше концепции).

Кроме того, истина может быть нравственной (будь то библейские заповеди или современные правовые кодексы), художественной (как в технической сфере, то есть соблюдение закона перспективы в изобразительном искусстве, так и в этической) и религиозной.

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, можно остановиться на том, что соответствие или несоответствие истине представляется одной из фундаментальных характеристик опыта и знаний, полученных человеком как в ходе индивидуального развития, так и в наследство от предшествующих эпох и концепций. Можно даже сказать, что настойчивое желание отделить плохое от хорошего, правду ото лжи является одним из фундаментальных признаков, выделяющих человека во всем животном мире.

Категории и критерии истинности работают во всех сферах жизни: материальной и духовной, научной и религиозной, обыденной и художественной.

Категории истинного и ложного формируют комплекс этических представлений индивида, которые впоследствии формируют новые представления об истине — это бесконечный процесс взаимовыгодного сотрудничества, связанный со стремлением достичь объективного характера истины.

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/ponyatie-istiny-kakoj-smysl-vkladyvayut-v-nego-obshhestvovedy.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: