Объекты и субъекты рынка. Субъекты рынка труда. Субъекты рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг: функционирование, содержание, формы деятельности, субъекты

Объекты и субъекты рынка. Субъекты рынка труда. Субъекты рынка ценных бумаг

Определение 1

Механизм функционирования рынка ценных бумаг — взаимодействие различных рыночных субъектов, которое относится к осуществлению фондовых операций.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг находится под регламентом действующего законодательства. Факторы, которые его определяют:

  • концепция развития фондового рынка в системе национальной экономики;
  • конкретная финансовая политика определенного региона, предприятия, организации;
  • взаимное влияние государства и рынка ценных бумаг.

Эффективная работа рынка ценных бумаг формируется с помощью степени развития рыночной инфраструктуры, свободной конкуренции и цивилизованного распределения собственности. Механизм функционирования рынка ценных бумаг обладает особенностями. Такой рынок может функционировать при наличии цели, связанной с несколькими понятиями:

  • конкретная структура обращающихся ценных бумаг;
  • деловая активность рыночных участников;
  • общее экономическое состояние;
  • выбранная рыночная модель.

Замечание 1

При этом рынок ценных бумаг (рцб) должен учитывать ценность, природу и специфику отдельных видов ценных бумаг, которые могут являться финансовыми инструментами (коносаменты, товарные и финансовые фьючерсы, опционы, векселя и др.).

Структура и субъекты рынка ценных бумаг

Механизм функционирования рынка ценных бумаг относится к составным элементам структуры рынка и классифицируется на несколько секторов в соответствии с:

  1. структурой участников (эмитент, инвестор, посредник);
  2. экономической природой ценных бумаг, с их отношением к собственности (владение, распоряжение, пользование);
  3. связью ценных бумаг с выпуском, первичным размещением и дальнейшим обращением (первичный и вторичные рынки). Первичный рынок осуществляет выпуск ценных бумаг в обращение (то есть проводит эмиссию), вторичный рынок проводит различные фондовые операции по уже выпущенным ценным бумагам;
  4. эмитентами и инвесторами (физические и юридические лица, органы местного самоуправления, государство);
  5. гражданством эмитентов и инвесторов (разделены на резидентов и нерезидентов);
  6. территорией, где происходит обращение ценных бумаг (региональные, национальные и мировой рынок);
  7. степенью риска (высокий, средний и малый риск).

Субъекты отечественного рцб включают:

  • Президента РФ, осуществляющего общее руководство рцб, подписывающего законы и издающего указы, регламентируя развитие этого рынка;
  • Совет Федерации, который ратифицирует законодательные акты в области развития рцб;
  • Государственную Думу, разрабатывающую законодательные акты по развитию рцб;
  • Правительство РФ, формирующее общие направления развития рцб
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР РФ), проводящую разработку концепции рыночного развития и нормативно-правовые акты, которые регулируют данное развитие; государственную регистрацию проспектов выпуска ценных бумаг; осуществляющую контроль рцб, аттестацию и выдачу лицензий;
  • Министерство финансов РФ, проводящее общее регулирование развития рцб в качестве составной части финансового рынка, осуществляя эмиссию государственных ценных бумаг;
  • Федеральное агентство управления федеральным имуществом (Росимуществом), которое управляет пакетами ценных бумаг в государственной собственности, включая “золотые” акции, дающие право вето на соответствующие решения общего собрания акционеров;
  • ЦБ РФ, размещающий ценные бумаги государства, регулирующий с помощью управления ценными бумагами деятельность коммерческих банков на фондовых рынках и на основе генеральной лицензии осуществляющий лицензирование специалистов данных структур;
  • Федеральное казначейство (Казначейство РФ), размещающее казначейские обязательства;
  • краевые и областные думы и прочие территориальные законодательные органы, осуществляющие законодательную инициативу в области регулирования развития региональных рцб;
  • администрации автономных республик, краев, областей, районов и городов, а также прочие территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие текущий контроль и управление региональными рцб, выпуск муниципальных ценных бумаг;
  • территориальное управление, представительство, отделы и комиссии (ФСФР РФ, Министерство финансов России, Росимущество, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба), которые исполняют функции федеральных органов на региональном уровне;
  • федеральные комитеты, министерство и управление, которые руководят фондовыми операциями на предприятиях, подчиненных им;
  • фондовые биржи и фондовые отделы товарной и валютной биржи, организующие биржевую торговлю ценными бумагами;
  • региональные комиссии по рцб краев и областей, контролирующие и регулирующие работу рцб на региональном уровне;
  • инвестиционные фонды и организации, занимающиеся профессиональной специализированной деятельностью на региональном рцб;
  • коммерческие банки, выпускающие собственные ценные бумаги и участвующие в фондовых операциях прочих субъектов региональных рынков ценных бумаг, осуществляющих операции в области государственных и корпоративных ценных бумаг;
  • фондовые центры и магазины, осуществляющие продажу ценных бумаг;
  • пенсионные фонды и страховые организации, которые вкладывают временно свободные средства в ценные бумаги;
  • депозитарии и реестродержатели, сохраняющие ценные бумаги и ведущие их реестр;
  • СРО (саморегулируемые организации) в лице общественных объединений профессиональных участников региональных рцб, которые разрабатывают стандарты поведения на рынках;
  • АО (акционерные общества), которые проводят выпуск ценных бумаг;
  • юридические и физические лица, которые совершают в рамках действующего закона различные фондовые операции.

Опиши задание

Формы деятельности рцб

Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-Φ3 “О рынке ценных бумаг” формулирует определение основной формы деятельности, которая включает государственную, профессиональную и частную.

Функционирование рынка ценных бумаг, как и функционирование фондового рынка, включая государственную деятельность, осуществляет Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ, Центральный банк РФ, Минфин России, Минэкономразвития России, областные организации.

Профессиональную деятельность ведут специалисты фондовых бирж, фондовых отделов товарной и валютной биржи, инвестиционных фондов и компаний, брокеры и дилеры, маклеры, специализированные реестродержатели и депозитарии, клиринг, аудит операций с ценными бумагами. Специалисты представлены профессиональными участниками рцб, которые должны иметь квалификационные аттестаты и лицензии.

Замечание 2

Помимо названных участников рцб важную роль играет СРО, то есть организации, объединенные в лице профессиональных участников.

Определение 2

Сущность частной деятельности заключается в том, что ее осуществляют остальные субъекты рынка, не имеющие отношения к профессиональным участникам и не обладающие лицензиями на право ведения профессиональной деятельности.

Участники рцб вправе осуществлять различные виды деятельности (брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, организация торговли на рцб, траст и консалтинг).

Ведение профессиональной деятельности на рцб строго регламентировано органами государства. Так, приказ ФСФР России от 24.04.07 г.

№ 07-50/пз-н “Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов” устанавливает определенные нормативы, касающиеся собственных средств. Примерами могут быть нормативы:

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/uchet-tsennyh-bumag-i-finansovyh-vlozhenij/funktsionirovanie-rynka-tsennyh-bumag/

Субъекты рынка ценных бумаг — кто это, характеристика и виды

Объекты и субъекты рынка. Субъекты рынка труда. Субъекты рынка ценных бумаг

Большинство современных экономик — капиталистические. Их развитие сопровождается выстраиванием различных правоотношений, в структуре которых присутствуют субъекты и объекты рынка.

И те и другие элементы экономических активностей могут выполнять специфическую роль в формировании системы хозяйствования на том или ином уровне.

Кто чаще всего выступает субъектом рыночных отношений? Каковы наиболее распространенные типы объектов данных коммуникаций?

Кого считать субъектами рынка?

Субъекты рынка — кто они? Традиционно под таковыми принято понимать продавцов (производителей) товаров и сервисов и их покупателей. Также в экспертной среде часто возникают дискуссии на предмет того, считать ли субъектом рынка государство.

С одной стороны, оно вполне может быть как поставщиком, так и покупателем товаров и услуг. С другой, взаимодействие субъектов рынка возможно и без участия государства. В этом смысле оно выступает опциональным участником соответствующих правоотношений.

Многие исследователи оценивают государство как институциональный субъект, располагающийся над рынком.

В случае необходимости оно может становиться участником коммуникаций как продавец либо покупатель, но в то же время вполне допустима позиция суверенитета рынка относительно государства.

По другой точке зрения политические институты следует рассматривать как постоянный субъект рынка — однако не на правах продавца либо покупателя, а как выступающие в роли регулятора.

Таким образом, классификацию участников рыночных правоотношений можно дополнить еще одной категорией — субъектов, непосредственным образом влияющих на взаимодействие ключевых участников, которыми являются продавцы и покупатели. Рассмотрим их специфику подробнее.

Продавцы

Итак, субъекты рынка, которых можно отнести к ключевым, — продавцы. Они могут быть одновременно также и производителями, но это не всегда так.

Продавцы — субъекты рынка, способные быть посредниками, агентами, представителями.

Они могут иметь статус физлиц, организаций, а в ряде случаев они представлены в виде государственных институтов либо организаций, которые на праве собственности принадлежат госструктурам.

Продавцы как субъекты рынка решают задачи, связанные с формированием коммерческого предложения в виде товаров либо сервисов. Между ними могут формироваться различные отношения. Чаще всего они заключаются либо в партнерстве, либо в конкурентном взаимодействии.

Иногда между отмеченными активностями довольно сложно провести разграничение.

Например, если одна компания осуществила приобретение контрольного пакета акций другой, то это, с одной стороны, можно расценивать как партнерскую сделку, с другой — как результат того, что в конкурентной борьбе выиграла первая фирма.

Покупатели

Покупатели — также ключевые экономические субъекты рынка. Они формируют, в свою очередь, спрос на те товары и услуги, что поставляют продавцы.

Как правило, взаимодействие покупателей между собой не предполагает партнерства либо конкуренции — за исключением сценариев, когда на тот или иной товар формируется дефицит.

Покупатели могут быть физлицами, юрлицами либо государственными институтами.

Стоит отметить, что оба отмеченных типа субъектов рынка могут одновременно выполнять сразу две роли. Например, одна фирма может продавать товар другой, и в то же время что-то покупать у нее.

Поэтому термин «субъект рынка» правомернее употреблять в контексте обозначения текущей роли, выполняемой тем или иным участником рыночных отношений, но никак не с целью характеристики его постоянных активностей.

Субъекты отраслей: рынок ценных бумаг

В более узкой трактовке рассматриваемое понятие может использоваться в соотнесении с теми или иными отраслями рынка либо разновидностями правоотношений. Так, есть субъекты рынка ценных бумаг.

Таковыми будут, вероятно, трейдеры, банки, эмитенты акций. Но они будут делиться, так или иначе, на продавцов и покупателей соответствующих активов.

Можно отметить, что субъекты рынка ценных бумаг также характеризуются непостоянством статуса в контексте отнесения к продавцам либо покупателям.

Например, если фирма эмитирует акции и выпускает их в свободную продажу на бирже, она становится продавцом, но в то же время она может приобретать активы других корпораций и становиться таким образом покупателем.

Несмотря на то что границу между двумя основными типами субъектов рынка установить непросто, в некоторых случаях определенная коммерческая роль закрепляется за конкретными лицами более или менее устойчиво. Есть, таким образом, субъекты, которые являются преимущественно продавцами, а есть те, которые в большинстве случаев остаются покупателями. Рассмотрим специфику тех и других подробнее.

Субъекты с устойчивом статусом продавца

Есть субъекты рынка, которые в большинстве случаев являются продавцами. В числе таковых — бизнесы в сегменте B2C, то есть ориентированные на продажу товаров и услуг физлицам.

Обратные коммуникации, когда клиент или покупатель что-то продает поставщику продуктов или сервисов, не характерны для правоотношений с участием данного типа субъектов.

Участники рынка рассматриваемой категории — это значительная часть тех бизнесов, которые осуществляют активности в сфере услуг.

Деятельность субъектов рынка соответствующего типа во многих случаях не предполагает, что какой-либо другой участник коммерческих правоотношений будет предоставлять в отношении них схожие сервисы.

Субъекты как продавцы: рынок труда

Есть сферы взаимодействия граждан и организаций, в котором первые практически всегда становятся продавцами, а вторые — покупателями. В числе таковых — рынок труда. Граждане, устраивающиеся на работу, фактически продают свой труд. Компании-наниматели его покупают, выплачивая зарплату.

Конечно, те правоотношения, в которых участвуют субъекты рынка труда, могут значительно отличаться от тех, что реализуются в той же сфере продаж ценных бумаг. Хотя бы потому, что регулируются они особой отраслью законодательства, если говорить о российской системе права.

Субъекты с устойчивым статусом покупателя

В свою очередь, есть субъекты рыночных правоотношений, которые в большинстве случаев являются покупателем. Собственно, примеры таковых мы можем легко обнаружить в уже отмеченных нами сферах.

Если субъектом рынка выступает B2C-ориентированный бизнес, то его клиенты в большинстве случаев будут только покупателями. То же можно сказать и о сервисных компаниях.

Их клиенты крайне редко предоставляют некие ответные услуги.

Субъекты рынка труда, выступающие покупателем — это, как мы отметили выше, работодатели.

Если говорить о более общих категориях, наличествующих, например, при оценке макроэкономической роли тех или иных субъектов, то можно отметить, что продавцами в общем случае выступают юридические лица, а покупателями — физлица.

В некоторых сферах, скажем, в розничной торговле, подобное деление субъектов может быть наиболее выраженным, а в случае с интернет-продажами — менее очевидным, так как во втором случае юрлица могут выступать покупателями товара от частных продавцов с целью последующей реализации на локальном рынке.

Специфика домохозяйств

Некоторые экономисты выделяют в отдельную категорию домохозяйства. Предполагается, что это основные субъекты рынка в роли покупателей. Домохозяйство, в соответствии с распространенной трактовкой, — это экономическая единица, представленная одним человеком или группой людей, способных принимать решения в индивидуальном порядке или коллективно.

Для домохозяйств характерно стремление к удовлетворению неких потребностей и задействованию имеющихся ресурсов максимально эффективно. Рассматриваемая категория в большинстве случаев включает субъекты рынка, не имеющие прямого отношения к государству.

Домохозяйства — это, как правило, частные лица либо их объединения.

Но если, например, речь идет об армейском гарнизоне, то институциональная их природа, приоритеты в потребностях, а во многом и механизмы принятия решений могут предопределяться прежде всего государственными активностями.

Домохозяйства как продавцы

Выше мы отметили, что домохозяйства чаще всего рассматриваются как покупатели. Но вполне возможны сценарии, при которых отдельные люди — индивидуально либо в составе неких сообществ — становятся продавцами товаров либо сервисов.

Поставлять соответствующие продукты они могут как в адрес других домохозяйств, так и для иных субъектов рынка — юридических лиц либо государства.

Чаще всего, конечно, рассматриваемая категория участников коммерческих отношений взаимодействует с частной сферой.

Многое зависит от конкретного сегмента экономики.

Например, довольно редко встречаются субъекты финансового рынка в роли продавцов-домохозяйств — просто потому, что для осуществления деятельности по эмиссии ценных бумаг необходимы разрешения, выдаваемые только при соответствии определенным критериям. Например, обладании уставным капиталом в тех объемах, которые иметь на руках среднестатистическому представителю домохозяйства не всегда удается.

Субъекты товарного рынка уже вполне могут быть представлены рассматриваемой категорией лиц. Продавцами в трудовых правоотношениях в большинстве случаев будут как раз-таки представители домохозяйств, и довольно редко — покупателями. Хотя, например, по российскому законодательству нанимателями могут быть не только организации, но также и рядовые граждане.

Роль государства как субъекта рынка

Изучим подробнее то, какова же роль государства, являющегося субъектом рынка — в соответствии с популярной точкой зрения, в коммерческих правоотношениях.

Фактически она представлена как совокупность активностей, которые связаны:

  • с изданием законов, регулирующих правоотношения между основными субъектами рынка — продавцами и покупателями;
  • с разработкой политики развития тех или иных сегментов коммерческих коммуникаций;
  • с обеспечением правовой защиты основных субъектов рынка.

Таким образом, роль государства исключительно важна. Можно отметить, что при необходимости оно вполне способно заменять в тех или иных видах правоотношений продавцов либо покупателей.

Подобные активности могут быть связаны с дефицитом спроса либо предложения.

Например, если предприятие временно утратило доступ к тому или иному рынку сбыта, то производимые им товары может начать заказывать государство.

Касательно трудовых правоотношений политические институты могут быть работодателями, причем весьма значимыми. Государство может быть ведущим субъектом образовательной сферы, учреждать учебные заведения, которым нужны высококвалифицированные кадры.

То же можно сказать о госслужбе, о вооруженных силах. Трудоустройство граждан в соответствующих сферах регулируется, если говорить о российской правовой модели, отдельными законами, в то время как правоотношения между нанимателями и сотрудниками в частной сфере должны соответствовать нормам ТК РФ.

Источник: https://s7reut.ru/rynki/subekty-rynka-tsennyh-bumag-kto-eto-harakteristika-i-vidy.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: