Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Содержание
  1. В чем заключается общественный контроль за охраной труда
  2. Организация общественного контроля
  3. Уполномоченные по охране труда
  4. Права общественных контролеров
  5. Функции и полномочия
  6. Документальное оформление контроля
  7. Обязанности работодателя
  8. Общественный контроль за охраной труда
  9. Технические инспекции
  10. Правовые инспекции
  11. Комитет (комиссия) по охране труда
  12. Общественный контроль за соблюдением постановлений об охране труда
  13. Общественный контроль за охраной труда – требования
  14. Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет?
  15. Журнал административно-общественного контроля по охране труда
  16. Положение об административно-общественном контроле по охране труда
  17. Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда
  18. Тема 1.6. государственное регулирование в сфере охраны труда
  19. Общественный контроль над соблюдением норм по охране труда
  20. В чем заключается общественный контроль за охраной труда
  21. Кто контролирует охрану труда в организациях?
  22. Виды надзора и контроля за безопасностью труда
  23. Государственный надзор и контроль за охраной труда
  24. Проверки органов государственного надзора за охраной труда
  25. Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы.

Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.

2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым анием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения.

Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии.

Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями.

Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников.

Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда.

Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации.

Выглядеть этот документ может так:

Скачать

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Источник: https://clubtk.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda

Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.

***

Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
  • Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).

Общественный контроль осуществляется:

  • профессиональными союзами;
  • иными представительными органами (представителями).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Права членов комитета (комиссии) по охране труда:

  • получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
  • и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
  • заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
  • участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
  • вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.

Технические инспекции

  • защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
  • расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
  • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
  • рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.

Правовые инспекции

  • контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений;
  • юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
  • информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
  • взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.

Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.

Выборы уполномоченных проводят:

  • на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
  • на срок не менее 2 лет.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.

Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.

Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:

  • содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

Работодатель обязан:

  • создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
  • обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.

Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.

Комитет (комиссия) по охране труда

Комитет – рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.

Комитет (комиссия) является:

  • составной частью системы управления охраной труда;
  • одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).

Члены комитета должны:

  • проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
  • информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.

Задачами комитета по охране труда являются:

  • разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
  • организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

Источник: http://okhrana-truda.com/proverka-po-okhrane-truda/obshchestvennyj-kontrol-za-okhranoj-truda.html

Общественный контроль за соблюдением постановлений об охране труда

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц
Бесплатная консультация юриста по телефону:

В Трудовом кодексе РФ содержится целый комплекс правовых норм, призванных урегулировать вопросы охраны труда. Такие обязанности возложены на работодателей. А за их неисполнение предусмотрено наступление ответственности, вплоть до уголовной.

Однако в целях укрепления безопасности и дисциплины по охране труда, закон допускает еще и формы общественного трудового надзора. Такие возможности закреплены в ст. 22 ТК РФ. Указанная норма закона регламентирует основные положения об общественном контроле за соблюдением государственных правил охраны труда.

Общественный контроль за охраной труда – требования

Данная возможность прямо предусмотрена законом. Для общественного надзора разрешено создавать специальные органы. Их основной задачей будет защита трудовых прав и соблюдение интересов персонала. Из этого общего понятия следует выделить несколько основных направлений деятельности органа:

  • Контроль за исполнением установленных законом норм защиты трудовых прав сотрудников компании;
  • Проведение независимых проверок условий профессиональной деятельности;
  • Данные органы вправе непосредственно участвовать в процедуре выяснения причин и обстоятельств производственных травм. Ограничить или лишить их данной возможности работодатель не может;
  • Орган может выявлять нарушения. А формой реагирования является подача руководству отчетов, которые должны быть рассмотрены в любом случае, а указанные в них нарушения подлежат устранению;
  • Если будет установлено, что дальнее выполнение тех или иных работ представляет собой опасность для коллектива, то данный орган имеет право потребовать приостановить деятельность цеха или компании в целом.

Таким образом, комплекс полномочий у органа общественного контроля весьма широк. Они обладают реальными возможностями воздействовать на руководителя. Более того, при отказе в удовлетворении их требований орган может подавать судебные иски в отношении работодателя или сообщать о допущенных нарушениях в прокуратуру.

Общественный контроль за охраной труда — кто осуществляет?

Лица и организации, осуществляющие общественный контроль за охраной труда на предприятии, определены в ст. 22 ТК РФ. Согласно данной нормы закона, таковыми могут являться:

  • Профсоюзные организации. Они могут быть уже действующими или вновь созданными. Но они обладают полным арсеналом возможностей по обеспечению общественного контроля за соблюдением правил безопасности;
  • Органы, которые выбираются непосредственно работниками того или иного предприятия. Это представительные структуры, которые обязаны выражать волю персонала и отстаивать его права. При этом участие профсоюзной организации не требуется. Все полномочия могут быть делегированы указанному представительному органу.

Участие сторонних организаций в общественном контроле за соблюдением правил труда не предусмотрено. То есть, общественные организации и фонды могут работать, но они не имеют права вмешиваться в деятельность конкретного предприятия и выступать от имени всего коллектива.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Общественный контроль за охраной труда имеет те же цели, что и работодатель. Таким образом, их задачи по данному направлению полностью совпадают. Это позволяет объединить усилия и совместно обеспечивать соблюдение установленных законом правил и норм. При такой совместной деятельности заводится журнал административно-общественного контроля.

Он является основным документом учета, в котором фиксируются все проводимые мероприятия и выявленные нарушения. Кроме того, в данном журнале необходимо предусмотреть графы для информации об устранении выявленных нарушений.

Если представительная организация или профсоюз выносит требование работодателю или настаивает на приостановке деятельности компании, это нужно заносить в журнал. Важное значение имеет и отражение результатов рассмотрения данных требований.

Когда кто-либо из должностных лиц привлекается к дисциплинарной ответственности на нарушения норм охраны труда и несоблюдения производственной безопасности, это также нужно учитывать.

Соответственно, указанный журнал будет включать несколько граф. Их количество и наименование зависят от решения работодателя и данной организации.

Положение об административно-общественном контроле по охране труда

Указанное положение является основным организационным документом, в соответствии с которым работает представительная организация. Оно регламентирует главные аспекты ее деятельности и устанавливает структуру и численный состав. Поэтому составление положения очень важно и имеет большое значение.

Скачать образец положения

Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда

Когда создана представительная организация и работодатель готов с ней сотрудничать, нужно создать новую общую структуру, в которой будет сочетаться административная и коллективная деятельности по соблюдению правовых норм. Работу совместного органа нужно юридически закрепить. Для этого создается специальный приказ.

Скачать образец приказа

Источник: https://legionfg.ru/obshhestvennyj-kontrol-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-ob-oxrane-truda/

Тема 1.6. государственное регулирование в сфере охраны труда

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Вопрос охраны труда является важнейшим абсолютно для любой современной организации. Однако, несмотря на это, существующая практика насчитывает в себе огромное количество случаев, при которых нарушались права служащих. Именно для обеспечения максимальной защиты действующими нормами законодательства и были разработаны особые меры по данному вопросу.

С юридической точки зрения, охрана труда представляет собой широкое понятие, в которое входит огромное количество самых различных мер. Эти меры, в свою очередь, должны своевременно и качественно исполняться работодателями.

В целом можно выделить три основных направления охраны труда в нашем государстве:

  1. Государственный контроль. Такой контроль осуществляется различными надзорными и иными инстанциями. Как правило, основанием для посещения такой инстанцией работодателей являются официальные письменные обращения, которые были получены от служащих. В своих жалобах сотрудники того или иного предприятия всегда могут выразить имеющиеся у них претензии, а также рассказать об определенных нарушениях, регулярно совершаемых работодателем.
  2. Ведомственный контроль. Данный вид контроля также называют локальным. Как правило, он существует на уровне определенной организации.
  3. Возникновение такого контроля в большинстве случаев связано с проявленной инициативой самим работодателем. Именно он вправе создать такой орган, как профсоюз. В задачи этого органа должно входить осуществление постоянного контроля над соблюдением прав сотрудников конкретной организации или предприятия.

  4. Общественный контроль. Его суть заключается в том, что иногда сами сотрудники могут принимать полноценное участие в решении важных задач предприятия, которые имеют прямое отношение к вопросам охраны труда. Например, работники вправе дать свои рекомендации или предъявить работодателю официальные претензии относительно недостаточного уровня безопасности, который обеспечивается ответственными лицами. Для ведения общественного контроля в организациях чаще всего создается такой орган, как комиссия по охране труда. Она в официальном порядке наделяется всеми необходимыми полномочиями.

Общественный контроль над соблюдением норм по охране труда

В современных положениях трудового законодательства достаточно большое количество внимания уделяется такому вопросу, как охрана труда.

Однако наличие официальных норм еще вовсе не означает, что работодатели не должны предпринимать различные самостоятельные меры для того, чтобы обеспечить правам своих подчиненных максимальный уровень защиты.

Именно поэтому на руководителей предприятия, а также на других ответственных лиц были возложены официальные обязательства по регулярному и своевременному выполнению внутри организации самых различных мер и мероприятий в области охраны труда.

Наиболее важной среди вышеуказанных мер, безусловно, будет являться создание специальной комиссии внутри учреждения. В ее состав в обязательном порядке должны быть включены следующие лица:

  1. Представители интересов работодателя. Как правило, такими лицами являются работники соответствующих служб, а именно – службы безопасности, если таковая имеется в организации и т.д. Помимо этого, в состав этой комиссии нередко включаются юристы, а также начальники отдела кадров.
  2. Представители интересов самих подчиненных. Создание комиссии будет являться абсолютно бесполезной процедурой в том случае, если в состав данного органа будут включены исключительно представители работодателя. В работе комиссии в обязательном порядке должны принимать участие и защитники интересов служащих. Для этого работодателем может быть отобран один либо сразу несколько сотрудников для выполнения возложенных на них дополнительных обязательств. Главное, чтобы сама процедура возложения этих обязательств была проведена в официальном порядке. Для этого работодателем подготавливается и утверждается письменное распоряжение.

Если говорить об основных и наиболее важных функциях, которые будут возложены руководителем организации на созданный комиссионный орган, к таковым можно отнести следующие:

  • рассмотрение различных предложений по вопросам улучшения текущих условий труда в конкретной организации. Составление официальных ответов на эти предложения;
  • активное содействие работодателю в организации обучения в сфере охраны труда;
  • информирование сотрудников о любых изменениях, которые были внесены в действующие в организации правила безопасности и трудовой дисциплины;
  • разработку программы мероприятий для увеличения уровня текущей безопасности, а также для предупреждения травматизма и чрезвычайных происшествий на предприятии.

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы.

Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.

2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Кто контролирует охрану труда в организациях?

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии;

— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы;

— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора;

— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки.

Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее.

Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ.

Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации.

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(14 4,36 из 5)

Источник: https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: