Обслуживание государственного долга и его сущность

Содержание
  1. Обслуживание государственного долга. Статья 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации
  2. Общие сведения
  3. Нюансы терминологии
  4. Обеспечение
  5. Состав
  6. Методы управления и обслуживания государственного долга
  7. Мероприятия по обслуживанию государственного долга
  8. Нормативная база
  9. Расходы на обслуживание
  10. Ключевые принципы
  11. Уполномоченные субъекты
  12. Государственный долг: понятие, классификация и управление им
  13. Классификация государственного долга
  14. Формы государственного долга
  15. Методы регулирования государственного долга
  16. Реструктуризация государственного долга
  17. Конверсия и новация
  18. Государственный долг и его классификация
  19. Текущий и капитальный государственный долг
  20. Внешний и внутренний долг
  21. Виды и классификация государственного долга
  22. Обслуживание долга
  23. Обслуживание долга: историческая сущность
  24. Обслуживание долга: задачи, особенности управления, эффективные инструменты
  25. Государственные долги
  26. Общие положения
  27. Что это такое?
  28. Виды
  29. Сущность внутреннего долга
  30. Принципы долговой политики РФ
  31. Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению
  32. Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике
  33. Управление государственным долгом и его обслуживание
  34. Международный опыт проведения долговой политики государства
  35. Государственный долг США
  36. Государственный долг РФ

Обслуживание государственного долга. Статья 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Обслуживание государственного долга и его сущность

Государственный/муниципальный долг – результат заимствований, осуществленных для покрытия бюджетного дефицита. Его образует сумма дефицитов за прошлые годы за минусом излишков. Рассмотрим подробнее, как осуществляется управление и обслуживание государственного и муниципального долга.

Общие сведения

К Государственному долгу РФ относят обязательства перед:

  1. Юрлицами и физлицами (иностранными в т. ч.).
  2. Субъектами РФ.
  3. Международными финансовыми структурами, прочими субъектами международного права.
  4. Иностранными государствами.

Госдолг также формируют обязательства:

  • по госгарантиям, предоставленным РФ;
  • возникшие вследствие принятия законов об отнесении на госдолг задолженности третьих лиц.

Нюансы терминологии

В соответствии с положениями законодательства, выделяется общегосударственный и государственный долг. Первое понятие считается более широким. Общегосударственный долг состоит не только из обязательств правительства РФ, но и из структур управления республиками, включенными в состав страны, а также органов самоуправления.

Обеспечение

Оно осуществляется за счет федеральной собственности, формирующей казну страны. Несмотря на то что обеспечение кредитных отношений производится казной, средства федерального бюджета идут на погашение задолженностей (обслуживание государственного долга).

Бюджетный кодекс содержит императивное указание для федеральных структур госвласти реализовывать все полномочия по привлечению доходов для погашения обязательств.

Состав

Государственный долг РФ – прямое следствие кредитной политики власти страны. Состав определяется формой кредита – способа привлечения свободных (временно) средств в распоряжение власти.

Как устанавливает 98 статья БК, в объем госдолга включены:

  • суммы основной задолженности по кредитам;
  • номинальная сумма по государственным ценным бумагам;
  • обязательства по выданным гарантиям.

В состав долга не входит выплата процентов, а также непроцентных доходов по госзаимствованиям. В соответствии с БК, они выступают самостоятельной формой затрат федерального бюджета.

Методы управления и обслуживания государственного долга

Госдолг появляется тогда, когда затраты государства превышают поступления средств, то есть, образуется бюджетный дефицит. Его покрывают государственными заимствованиями. Аналогичная ситуация и с муниципальным долгом. Разница только в том, что заимствования осуществляются на местном или региональном уровне.

Управление госдолгом – одно из направлений финансовой политики государства. Оно представляет собой комплекс мероприятий, связанных с обслуживанием государственного долга, его погашением, выпуском, размещением займов. Управление включает в себя и регулирование рынка госкредита.

К методам управления следует отнести:

  1. Рефинансирование. Оно представляет собой погашение прежней задолженности посредством выпуска новых займов, предполагающего замену обязательств, срок погашения по которым истекает, новыми облигациями либо краткосрочных задолженностей долгосрочными.
  2. Конверсия. Она представляет собой корректировку первоначальных условий займа, выпущенного ранее. В частности, изменяется доходность (понижается или повышается процент).
  3. Консолидация. Она предполагает продление срока займа посредством объединения нескольких обязательств в одно долгосрочное. При этом, как правило, изменяется ссудный процент.
  4. Унификация. В этом случае также несколько займов объединяются, однако при этом происходит обмен ранее выпущенных облигаций на новые. Целью метода является уменьшение числа видов бумаг, что, в свою очередь, оптимизирует работу с ними и сокращает затраты. В некоторых случаях может выполняться обмен по регрессивному соглашению. Это означает, что несколько облигаций, выпущенных ранее, приравниваются к одной. Такой обмен, например, проводился после войны для изъятия из оборота военных облигаций. Соотношение было 3:1 (три прежних на одну новую).
  5. Отсрочка погашения. Она представляет собой перенос срока и прекращение выплат на определенное время.
  6. Аннулирование. Оно предполагает полный отказ от обязательств. Произойти это может по разным причинам: финансовая неплатежеспособность, приход к власти лиц, отказывающихся признавать обязательства прошлого правительства и пр.
  7. Реструктуризация. Она предполагает пересмотр срока выплаты процентов или погашения основной задолженности, снижение ставки, списание определенной части долга. Как правило, такой метод применяется при ухудшении платежеспособности при наличии признаков банкротства. Согласно 105 статье БК, реструктуризация представляет собой прекращение обязательств государства с их заменой другими обязательствами, предполагающими иные условия обслуживания государственного долга и его погашение.
  8. Выкуп. На вторичном рынке финансовых инструментов страна-должник может выкупить свои обязательства.

Мероприятия по обслуживанию государственного долга

К основным из них относят:

  • выплаты кредиторам;
  • предоставление гарантий;
  • погашение внутренних/внешних займов;
  • определение условий по выпуску и размещению новых обязательств и пр.

Эффективность указанных мероприятий зависит от обоснованности принятых решений. Она, в свою очередь, основывается на тщательном анализе структуры и объема госдолга, объективной оценке текущего состояния заимствований.

Нормативная база

Положения, регулирующие обслуживание госдолга и муниципальных заимствований, закрепляет статья 119 БК.

Под ним понимают совокупность операций по выплате доходов в виде процентов или дисконта. Обслуживание государственного (муниципального) долга осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня.

В п.

2 указанной статьи установлено, что ЦБ, кредитная структура либо другая специализированная финансовая организация выполняют задачи агента Правительства по реализации этих операций, а также по размещению, обмену, выкупу, погашению обязательств. Данная деятельность осуществляется в соответствии с агентскими соглашениями, заключенными с Минфином. Функции генерального агента ЦБ исполняет безвозмездно.

Как устанавливает статья 119 БК, оплата деятельности агентов по реализации задач, закрепленных в соглашениях, подписанных с Минфином, производится из федерального бюджета.

Реализация кредитной структурой либо иной специализированной организацией функций агента исполнительного органа госвласти региона РФ производится в соответствии с соглашениями, заключенными с исполнительным институтом власти субъекта, осуществляющим заимствования.

Договора могут быть подписаны и с местной администрацией (при обслуживании муниципального долга). В том случае оплата агентских услуг осуществляется из местного бюджета.

Расходы на обслуживание

О них говорится в ст. 111 БК.

Расходы на обслуживание государственного долга субъекта или муниципальных заимствований планируются ежегодно. Смета утверждается законом о соответствующем бюджете.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга по показателям отчета об исполнении доходно-расходных статей бюджета за отчетный период не может быть выше 15 % от объема затрат соответствующего бюджета. В расчет при этом не принимаются затраты, осуществляемые за счет субвенций.

Ключевые принципы

Обслуживание государственного долга базируется на:

  1. Безусловности. Она предполагает обеспечение точного и своевременного погашения обязательств перед инвесторами и кредиторами без выдвижения дополнительных условий.
  2. Согласованности. Она предполагает максимальную гармонизацию интересов кредитора и заемщика.
  3. Единстве учета. В ходе управления и обслуживания госдолга должны учитываться все виды бумаг, эмитированные (выпущенные) органами госвласти, региональными структурами и муниципалитетами.
  4. Единстве кредитной политики. Оно предполагает применение единого подхода при осуществлении деятельности по управлению и обслуживанию долга со стороны центра по отношению к МО и регионам.
  5. Уменьшении рисков. Финансовая политика должна включать в себя все необходимые мероприятия, способствующие снижению рисков и кредиторов, и инвесторов, и самого должника.
  6. Гласности. Все заинтересованные пользователи должны своевременно получать полную и достоверную информацию о займах.
  7. Оптимальности. Должна быть сформирована такая система госзаймов, при которой их погашение будет осуществляться с минимальными рисками. При этом операции должны оказывать наименьшее негативное влияние на экономику.

Уполномоченные субъекты

В соответствии со 101 статьей БК, управление:

  • госдолгом РФ осуществляется Правительством либо Минфином, уполномоченным им;
  • госдолгом региона – высшим исполнительным институтом власти или финансовой структурой, уполномоченной в соответствии с региональным законодательством;
  • муниципальными обязательствами – исполнительно-распорядительным органом МО (местной администрацией), уполномоченным уставом муниципалитета.

По величине госдолга определяется результативность всех кредитных операций, совершенных государством. Абсолютный показатель заимствований, их динамика, темпы изменений характеризуют состояние финансов и экономики страны, эффективность работы финансовых организаций.

Во время спада, согласно классическому подходу к управлению обязательствами, целесообразно уменьшать величину госдолга. В противном случае задолженность будет негативно влиять и на финансовое состояние страны, и на ее экономику.

Альтернативный подход основывается на противоположной концепции. В соответствии с ней, при снижении деловой активности величину займов нужно сокращать. При этом госдолг будет выполнять функции финансового механизма, способствующего ускорению экономического развития.

Государственные заимствования могут быть полезными только во время устойчивого роста экономики.

В периоды спада бюджетный дефицит может существенно ухудшить финансовое состояние страны, повысить угрозу долгового кризиса и снижения рейтинга надежности страны.

Это, в свою очередь, приводит к ухудшению общего экономического состояния. Рост государственного долга приводит к реальным негативным последствиям для финансово-экономического и социального секторов.

Источник: https://FB.ru/article/331007/obslujivanie-gosudarstvennogo-dolga-statya-byudjetnogo-kodeksa-rossiyskoy-federatsii

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Обслуживание государственного долга и его сущность

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг.

У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством.

Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам.

Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Определение 1

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Замечание 1

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Определение 2

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились.

В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Опиши задание

Методы регулирования государственного долга

Определение 4

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства.

Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России.

Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Определение 5

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения.

В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг.

Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам.

Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника.

Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Определение 6

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга.

Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки.

Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Определение 7

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа.

В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды.

В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров.

В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Определение 8

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Определение 9

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Определение 10

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Государственный долг и его классификация

Обслуживание государственного долга и его сущность

Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.

Текущий и капитальный государственный долг

Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.

Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.

К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.

Внешний и внутренний долг

В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).

Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга.

Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.

Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.

Виды долговых обязательств государства:

  • Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
  • Полученные правительством кредиты.
  • Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.

Виды и классификация государственного долга

Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования.

В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга.

В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.

В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая.

Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам.

В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.

Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики.

К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период.

Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.

Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.

Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.

Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a96e372ad0f223b0cb55b84/gosudarstvennyi-dolg-i-ego-klassifikaciia-5aba91a6a936f4f8a53843e0

Обслуживание долга

Обслуживание государственного долга и его сущность

Обслуживание долга – процесс выплаты основной задолженности (обязательства), а также процентов кредитодателю со стороны заемщика (должника) с четким следованием условиям договора по выданному займу.

Обслуживание долга (в истории) – периодические (месячные) платежи ростовщику-кредитору.

Обслуживание долга: историческая сущность

Получатель займа (должник) с учетом взятых на себя обязательств (или обязательств граждан государства) каждый месяц должен совершать процентные платежи и погашение основной части задолженности (предоставленной кредитором ссуды). Распределение ссуды по особой схеме.

 Определенный срок арендатор выплачивает банковскому учреждению только «интерес». Все средства идут на покрытие 2/3 тех средств, которые банк должен получить в форме премии.

Только после этого начинаются отчисления на счет основной части займа в конце срока платежей и в счет покрытия основного долга.

Последовательность платежей по процентам и «тела» долга может показаться неважной (несущественной). Но с позиции ростовщика (банка) это ключевой момент (особенно с учетом регламентации сделок с частным покрытием).

Центральный банк позволяет выпускать не больше 90% более имеющихся в банковского учреждения резервов – депозитов физлиц, залогового имущества и так далее.

Грубо говоря, кредитор может предоставить сто рублей в кредит из десяти рублей, которые у него есть в резерве на момент оформления данного займа. Средства предоставляются по частям, траншами и часто в безналичной форме.

Банку важно, чтобы мощность его мультипликатора постоянно росла, поэтому сначала должны погашаться проценты, а уже после – главный долг, который и обеспечен залогом. После совершения процентных выплат (обеспечения мультиплицирования) погашение основной суммы займа происходит как продажа обеспечения (залога) в рассрочку.

По сути, банку интересен только процент, преобладающий на общей суммой займа и позволяющий получить дополнительный доход. В свою очередь, продажа задолженности в рассрочку дополнительной прибыли не приносит. Как только получен «интерес», банковское учреждение «переводит» клиента из финансовой части экономки в реальную.

Процесс обслуживания долга лучше всего просматривается на уровне государства.  Здесь данный процесс является одним из главных направлений политики. Страна берет на себя ряд обязательств по выполнению сразу нескольких функций – гаранта, кредитодателя и заемщика.

При этом процесс управления государственным займом и его обслуживание – комплекс мероприятий, реализуемых со стороны государства, и направленных на своевременное погашение задолженности, совершение эмиссии и размещения облигаций, контроль вторичного рынка долговых бумаг, регулирование государственного займа и так далее.

Процесс регулирования и контроля всех процессов возлагается на ЦБ и Минфин РФ, которые и определяют объемы займов, их характер, бюджетный дефицит и так далее. В задачу структур входит разработка институционального обеспечения и кредитной политики.

Процесс управления долгом и его обслуживания направлен на реализацию определенных целей социального, экономического и политического характера. Все они определятся прогрессом в обществе и текущим состоянием в сфере экономики государства.

Обслуживание долга: задачи, особенности управления, эффективные инструменты

В процессе обслуживания долга государство ставит задачи, призванные решить вопрос своевременного погашения займа, а именно:

– снижение стоимости основной задолженности;

– эффективное применение средств, которые были привлечены в виде займа, а также создание мощной системы контроля и учета совершенных и будущих выплат;

– усиление инвестиционной составляющей кредитов, то есть направление средств на развитие той или иной сферы;

– регулирование общего объема долговых обязательств страны, их удержание на определенном уровне, а также поддержание курса;

– привлечение дополнительного капитала (при необходимости) на наиболее выгодных для предприятия-эмитента условиях;

– установление приоритетов в кредитной политике страны, а также гарантия своевременного обслуживания долга и его покрытия.

В системе управления госдолгом основные действия направляются на его своевременное обслуживание, ведь основные средства расходуются с бюджетных денег.

То есть задача государства – своевременно пополнять казну для того, чтобы обслуживать задолженность. В противном случае возможно начисление штрафных процентов или даже дефолт.

В ситуации, когда речь идет об инвестиционных займах, обязательства могут погашаться за счет прибыли от реализованного проекта.

Обслуживание долга страной предполагает:

– проведение операций, направленных на размещение обязательств по долгу;

– выплату прибыли по своим обязательствам;

– покрытие (погашение) имеющейся задолженности. Платежи могут совершаться частично (с учетом плана, графика) или путем совершения отчислений в фонд погашения.

Погашение задолженности – своевременный возврат долга (вместе с процентами) в полном объеме. Если за период действия займа были начислены штрафы, то и они должны быть выплачены.

Задача обслуживания долга (на государственном уровне) возлагается на ЦБ РФ, а также его отделения. При этом Банк России берет на себя задачи главного агента. Что касается услуг агентов в отношении обслуживания долга, то они оплачиваются за счет федеральных денег.

С позиции инвестора лучший вариант – четкое соблюдение условий кредитного соглашения, получение прибыли и своевременное покрытие займа.

При этом проценты и «тело» кредита выплачиваются в срок и в полном объеме. Но на фоне роста государственного долга подобные явления становятся все более редкими.

Как следствие, государство вынуждено использовать различные инструменты при обслуживании долга.

К таковым относится:

– рефинансирование, то есть покрытие старого долга посредством выпуска новых долговых обязательств (облигаций);

– конверсия – изменение уровня прибыльности займов, то есть снижение затрат по обслуживанию госдолга (и, соответственно, понижение доходности для кредитодателей) или повышение последней;

– консолидация – корректировка периода действия уже имеющихся долговых обязательств. По сути, речь идет о частичном сокращении и отсрочке. Улучшаются условия совершения платежей в виде погашения или отсрочки. Бывают ситуации, когда консолидация и конверсия проводятся вместе;

– унификация – процесс объединения нескольких имеющихся кредитов в один. При этом долговые бумаги, эмитированные ранее, обмениваются на долговые бумаги новой эмиссии.

Основная цель – снизить общий объем одновременно обращающихся активов, что уменьшит затраты страны и упростит работу по обслуживанию задолженности.

Унификация госзаймов, как правило, проводится одновременно с консолидацией, но раздельное их проведение является недопустимым.

Обслуживание долга часто заключается в обмене долговых бумаг с учетом регрессивного соотношения. В этом случае эмитированные ранее облигации (группа долговых бумаг) приравнивается к новой облигации. Такой ход позволяет снизить обязательства и не выполнять полноценные расчеты по долговым бумагам, размещенным ранее.

Консолидация и отсрочка долга по своей сути имеют определенные отличия. В частности, при отсрочке не только отодвигаются сроки платежей, но и временно прекращается какое-либо обслуживание долга.

При этом сама отсрочка в погашении долга может производиться лишь по соглашению с кредитодателями. Возможен и вариант, когда проценты по долгу (в случае отсрочки платежа) будут оплачиваться и далее.

Что касается аннулирования долга, то это полный отказ страны выполнять свои обязательства.

При обслуживании финансовых обязательств может проводиться ряд конверсионных операций, направленных на ликвидацию части внешнего долга. При этом последние могут обмениваться на «продукты» внутреннего производства – облигации, валюту, товары, ценные бумаги и так далее. К основным вариантам конверсии можно отнести:

– обмен долга на экспорт готовой продукции. В этом случае страна удерживает конкурентоспособность на высоком уровне, обеспечивает сбытовые рынки, получает необходимые инвестиции. В первую очередь поддерживаются отрасли, которые имеют наибольший потенциал (авиационная, космическая и так далее);

– обмен долга на собственность. В данном случае реализуются программы по приватизации. В их рамках возможен обмен долга на ценные бумаги (акции) приватизируемых компаний, а также привлечение инвесторов извне;

– обмен долга на налоги. В такой ситуации для инвесторов устанавливаются льготы, которые побуждают их совершать инвестиции в страну. При этом разрешение на конверсию должно осуществляться лишь в случае вложений (инвестиций), необходимых для экономики страны. В такой ситуации погашение внешнего долга будет производиться за счет будущей прибыли.

Кроме описанных выше способов, возможно применение методов обмена долга на наличные средства, совершение выплат по задолженности во внутренней валюте, реструктуризация задолженности. Многие из описанных способов позволили эффективно справиться с дефолтом 1998 года.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/13184-obsluzhivanie-dolga

Государственные долги

Обслуживание государственного долга и его сущность

Государственные долги представляют собой результатзаимствований, необходимых для сокращения последствий дефицита бюджета. Чтопредставляет собой это понятие, которое считается ключевым, когда речь идет обэкономическом состоянии страны? В нижеследующей статье представлен детальныйобзор этого вопроса.

Общие положения

Государственный долг России – тема, требующая детальногоразбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств,сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей странойполитики.

Что это такое?

Государственный долг – это сумма предшествующих расходов,превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулитсокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываютсявременные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояниянаселения снижается.

Виды

О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолгаидет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства.Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательствопредполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает осебе знать при превышении пятилетнего срока.

Поскольку краткосрочные обязательства берутся государствомпод высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самымобременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению исведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрениекредитора (страны, выступившей займодателем).

Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формамиили видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнегохарактера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму невходит.

Сущность внутреннего долга

Под сущностью внутреннего долга государства следует пониматьвсю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала отнаселения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики в России причинойвозникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора– прежде всего, военного.

Повышение уровня безопасности способствовало ростуразмера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действиеприводились и другие секторы экономики, например, связанные с научнымиразработками.

Изменение политики государственных расходов повлекло за собойобразование рынка кредитного финансирования.

Суммируя, можно отметить, что государство имеетобязательства перед:

  1. предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет,исполнение госзаказов, реализация программ);
  2. лицами, делающими вклады в банках.

К госдолгу также относятся государственные облигации ивекселя.

«Сущностная особенность внутреннего государственного долга – задолженности стран-партнеров не влияют на его погашение. Исполняться обязательства должны независимо от возврата денежных средств».

Принципы долговой политики РФ

Политика, направленная на решение вопросов, связанных свнутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы.Дает о себе знать необходимость:

  • развития рынка ценных бумаг;
  • привлечения новых инвесторов;
  • увеличения оборота облигаций;
  • уменьшения расхода бюджета;
  • недопущения роста ставок по облигациям;
  • структурного изменения внутренней задолженности.

Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательствавлияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установленпредельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство.Он равен 30 годам.

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

Если государственный внутренний долг непрерывно растет,внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими.

Сокращениефинансирования определенных секторов экономики провоцирует протестныенастроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнегопрошлого – ситуация в Греции.

Самым серьезным последствием экономическогокризиса становится государственный переворот.

Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающейнеобходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторыотказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливаетсясвет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.

Когда речь заходит о государственном внутреннем долгеРоссийской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка.

Именно ониспользует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя наэкономические показатели страны и уровень ВВП.

Когда валовый продукт растетбыстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных иможет претендовать на получение очередного займа.

Долгие годы существования рыночной экономики позволилистранам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующихсокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:

  • оплата задолженностей за счет использованияограниченного золотовалютного резерва;
  • получение отсрочки (пролонгация долга) илиобъединение долгов в один на более выгодных условиях;
  • уменьшение ставки по облигациям и векселям(конверсия);
  • реструктуризация долга;
  • аннулирование по инициативе должника (редкийслучай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).

«Увеличение госдолга также связано с усиленным инвестированием средств на реализацию военных программ, с возрастанием безработицы».

Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике

Задолженности по кредитам (в том числе бюджетным), по выпущеннымоблигациям, ваучерам и векселям, а также обязательства, возникающие в связи сгосударственными гарантиями включаются в структуру государственного долга.

На указанные выше составляющие в объеме внутреннегогосударственного долга ежегодно накладывается ограничение в полном соответствиис Бюджетным кодексом РФ. На практике возникают ситуации с превышениемустановленного лимита.

Управление государственным долгом и его обслуживание

Систему мероприятий, основная цель которых состоит вустановлении порядка, выплате доходов, погашении займов, выставлении долговогообязательства, называют управлением государственным долгом.

Эту задачу берет насебя правительство страны или уполномоченное Министерство финансов. Если речьидет об управлении муниципальным долгом, роль управленца берет на себя местнаяадминистрация.

В последнем случае в качестве регулирующего документа выступаетустав муниципалитета.

Бюджетное законодательство нашей страны четко прописываетнеобходимость использования методов управления. Речь идет о реструктуризации,новации, конверсии и других методах (о них уже говорилось в предыдущем пункте).

Под обслуживанием государственного и муниципального долга понимаетсяпроведение финансовых операций, направленных на выплату доходов (процентов) поимеющимся обязательствам. Отвечает за обслуживание Банк России.

К обслуживаниютакже стоит причислить особый вид деятельности Минфина страны, касающийсяфиксации (регистрация в книгах долгов) всех государственных заимствований.

Аналогичная деятельность осуществляется и в субъектах страны – долговые книгиведутся усилиями муниципальных образований.

Международный опыт проведения долговой политики государства

Изучение опыта ведения долговой политики странами ближнего идальнего зарубежья способствует разработке собственных вариантов решениявнутренних и внешних финансовых проблем. Это один из самых приемлемых путейдальнейшего развития. Поскольку Россия имеет значительный внутреннийгосударственный долг, вопрос о том, как найти приемлемый выход из сложившейсяситуации, представляется актуальным.

В некоторых скандинавских странах практикуется особаяполитика ведения долгового портфеля, напоминающая работу с портфелем ценныхбумаг. Преследуемая цель – снижение рисков и затрат на обслуживание долга.Разработанная базовая модель приводит к успеху. Например, используя примернотакую же схему, Новая Зеландия в период с 1994 по 2000 год смогла полностьюпогасить внешний долг.

Великобритания демонстрирует пример того, как нужно грамотноизбегать перспективы долгосрочных расходов на поддержание трат Правительства.Выкуп долговых обязательств – решение американского правительства в направленииминимизации последствий гигантского долга.

Однозначного решения для конкретной экономики не почерпнутьиз мирового опыта. Самый оптимальный вариант здесь – разнообразить методыреструктуризации долга, поскольку только на этом пути можно снизить нагрузку навнутренний рынок, а также обрести перспективу получения новых кредитов (кпримеру, в Международном банке реконструкции и развития).

Государственный долг США

В мировом масштабе США являются обладателями самоговнушительного долга. В январе 2019 года цифра почти достигла отметки в 22триллиона долларов.

Однако по отношению к ВВП страны штаты занимают далеко непервую строчку.

В послевоенное время в прошлом веке стране удалось добитьсязначительного экономического прироста и значительно сократить показательсоотношения долговых обязательств к валовому продукту.

В 2011 году в связи с необходимостью увеличения лимита госдолгастрана оказалась на грани технического дефолта.

В 2017 году уже при ДональдеТрампе было принято решение о неограниченных федеральных займах.

Пока доход,идущий от организаций за счет налога, позволяет обслуживать имеющийся долг, нопри увеличении ставки по облигациям затраты могут возрасти до половинысобранной за счет налогообложения суммы.

Внутри общего долга доля внутригосударственных обязательствсоставляет порядка 6 триллионов. По данным 2018 года крупнейшими кредиторамиСША являются Китай и Япония. Еще в 1989 году в Нью-Йорке был размещен публичныйсчетчик, впоследствии демонтированный. Обновленная версия есть в городе до сихпор.

Государственный долг РФ

Долги союзных республик после событий 1991 года отошлиРоссии. Через семь лет наступил кризис и внешний долг РФ достиг пиковой точки,составив 188 миллиардов долларов. К 2006 году удалось погасить часть долгов покредитам на общую сумму 22,5 миллиарда долларов.

Экономический кризис, грянувший в 2008 году, привел к тому,что доля зарубежных заимствований значительно сократилась. Впоследствииполучение иностранных кредитов продолжилось. Очередной максимум задолженностибыл достигнут в 2014 году, сумма превысила 700 миллиардов долларов.

Украинские события привели к запрету на предоставлениезападных кредитов резидентам, размер обязательства стал сокращаться. Итогомстал валютный кризис и обрушение курса рубля.

Благодаря работе пресс-центра Минфина открытые данные обобязательствах страны доступны каждому гражданину. По отношению к ВВП страныобъем задолженности находится в пределах 10%. Благодаря резервам удалосьдостичь полного покрытия имеющегося долга, о чем сообщил президент страны В.В.Путин в своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2019 года.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте

Источник: https://wdia.ru/bankrotstvo/informatsiya/gosudarstvennye-dolgi

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: