Организация межведомственного взаимодействия. Эффективность межведомственного взаимодействия. Проблемы межведомственного взаимодействия. Совершенствование межведомственного взаимодействия

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Организация межведомственного взаимодействия. Эффективность межведомственного взаимодействия. Проблемы межведомственного взаимодействия. Совершенствование межведомственного взаимодействия

Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Взаимодействие реализуется в рамках:

  • системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
  • единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Что такое СМЭВ и для чего она нужна?

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)1  – федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.

СМЭВ предназначена для решения следующих задач:

  • обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
  • обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала2 ;
  • обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Основные функции СМЭВ

Основными функциями СМЭВ являются:

  • передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
  • обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
  • передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.

В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:

  • доступ к электронным сервисам3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
  • возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
  • получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
  • защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
  • ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.

Технологическое обеспечение СМЭВ

Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:

  • сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
  • единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.

Как стать участником СМЭВ?

Особенности использования СМЭВ и подключения к ней информационных систем отдельных органов и организаций определяются соглашениями между Минкомсвязь России, являющимся оператором СМЭВ4, и органом и организацией, являющейся участником СМЭВ. Минкомсвязь России осуществляет координацию деятельности по подключению к СМЭВ, обеспечивает её функционирование и ведение реестра электронных сервисов.

Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).

Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:

  • Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.  Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов. 
  • Предоставить электронный сервис оператору узла СМЭВ, участником которого должна быть данная организация, для проведения регистрации и внесения в реестр электронных сервисов. Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла СМЭВ и предоставить паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронного сервиса, а также обеспечить доступность электронного сервиса для проведения его приемки.
  • Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.

АИС МФЦ ДЕЛО

АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:

Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

Источник: https://www.eos.ru/eos_products/solution/gosudarstvennyy_sektor/smev/

Межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг

Организация межведомственного взаимодействия. Эффективность межведомственного взаимодействия. Проблемы межведомственного взаимодействия. Совершенствование межведомственного взаимодействия

Принятие Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г.

№ 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”, одним из пунктов которого является утвержденное положение о единой системе электронного межведомственного взаимодействия, ввело в обиход понятие СМЭВ, а также требования, которые предъявляются к данной системе и форме установления взаимодействия между органами исполнительной власти и организациями, исполняющими общественно-значимые функции. Выход в свет Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” (далее -210-ФЗ) обозначил дополнительные требования, установив более подробное регламентирование процедур межведомственного обмена информацией и документами.

Коротко о СМЭВ

Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ к  электронным сервисам, сведения об истории движения в СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Смэв предназначена для решения следующих задач:

– обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

– обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”;

– обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде

Требованиями 210-ФЗ закреплён срок – 1 июля 2012 года, с наступлением которого органы государственной власти и органы местного самоуправления при оказании  государственных услуг гражданам и организациям не вправе требовать от заявителя предоставление документов личного хранения, которые или сведения о которых могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия с использованием сервисов, предоставляемых СМЭВ.

Однако, к этому моменту проект по созданию и внедрению СМЭВ на территории всей РФ не был завершён, потому как органы и ведомства столкнулись с рядом проблем, как объективных, зависящих от ряда существенных обстоятельств, так и субъективных.

Полагается, что межведомственное взаимодействие должно не только упростить государственные процедуры для заявителей, сократив длительность и количество их обращений в государственные и муниципальные органы, но и эффективно сказаться на работе государственных  регистраторов, помогая в кратчайшие сроки получать документы, ответы на вопросы для решения конкретного регистрационного дела, исключив лишние звонки, дополнительное общение с заявителем, результатом чего явилась бы государственная регистрация заявленных прав и удовлетворение заявителя от полученной государственной услуги.

Но, тем не менее, и по настоящее время процесс организации межведомственного взаимодействия всё ещё находится на промежуточном этапе своего развития. Отметим, что система СМЭВ, которая должна объединить в единое целое всех участников процесса оказания государственных и муниципальных услуг, еще несовершенна.

В числе причин, по которым государственным регистраторам невозможно в полной мере работать с использованием электронных сервисов присутствуют технические проблемы, среди которых:

– разрозненность и несовершенство информационных ресурсов региональных и муниципальных систем взаимодействия, либо их полное отсутствие.

Данная проблема характеризуется тем, что если таковые системы отсутствуют, то работа ведётся в примитивной форме: в таблицах Excel, а то и вовсе в бумажной картотеке, и даже при наличии информационной системы зачастую она не соответствует необходимым требованиям.

– отсутствие единой запросно-ответной системы, внедрённой на всей территории РФ, в каждом органе исполнительной власти и организации, задействованной в предоставлении услуг населению.

Попытки создать такую систему предпринимались.

Это, к примеру, разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового решения, предложенного интеграторами ОАО “Ростелеком”, СИР Лайт, однако система так и не была принята в промышленную эксплуатацию;

– отсутствие защищённых каналов связи между задействованными во взаимодействии сторонами. Нормы Федерального закона от 27 июля 2006г.

№152-ФЗ “О персональных данных” предъявляют жёсткие требования к соблюдению конфиденциальности персональных данных, поэтому успешность реализации СМЭВ напрямую связана с возможностью обеспечения зашифрованных каналов связи между ЦОДами, на которых располагаются сервисы СМЭВ, а также (что является гораздо сложным) обеспечение защиты на всём протяжении за пределами контура сети ЦОДов. Как правило, на реализацию столь масштабных мероприятий требуется выделение большого количества средств, которых не всегда хватает;

– нестабильная работа электронных сервисов, дающих корректный ответ.

Однако кроме технических причин затягивания сроков разворачивания полнофункционального СМЭВ не менее остро стоят организационные проблемы, среди которых можно выделить:

– проблемы с нормативно-правовым регулированием на федеральном уровне, несвоевременный выпуск подзаконных актов, постоянные изменения НПА и отсутствие скоординированного плана их выпуска;

– неполнота планов внесения изменений в НПА, отсутствие координации между органами власти при организации исполнения планов;

– предположительная неполнота перечня выявленных получателями информации межведомственных документов, в том числе признание избыточными документов, подлежащих получению по каналам межведомственного взаимодействия (далее – МВ).

Данная проблема образовалась из-за низкого качества разработанных административных регламентов по предоставлению услуг (функций) либо их отсутствия (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций));

– отсутствие унифицированных наименований для документов, подлежащих получению по каналам МВ по причине отсутствия унифицированного перечня услуг;

– необходимость тиражирования электронных сервисов по предоставлению сведений от РОИВ и    ОМСУ.

Потребность в проведении тиражирования присутствует из-за того, что муниципальные услуги в субъектах РФ и стране в целом до сих пор не прошли процедуры стандартизации и унификации, с приведением к единообразию регламентов их предоставления населению. (подробнее Стандартизация, регламентация услуг, Предоставление электронных услуг)

– отсутствие фиксации временных сценариев МВ;

– несоответствие уже разработанных сервисов требованиям актуальных версий методических рекомендаций. В целом частая смена версий методических рекомендаций приводит к постоянной несогласованности между сервисами в СМЭВ от чего страдает работоспособность системы в целом;

– слабая регламентация действий по получению доступа к сервисам федеральных органов власти;

– низкая оперативность реагирования и действий при работе с федеральными органами власти по вопросам тестирования работы сервисов;

– низкая компетентность и недостаточная информированность сотрудников органов власти, предоставляющих услуги. Семинары и разъяснительная работа, проводимые Минэкономразвития России, не решает данную проблему ввиду их недостаточной регулярности.

В связи с наличием вышеперечисленных проблем, на сегодняшний день документы, которые могут быть получены по каналам  СМЭВ, зачастую получаются путем отправки бумажных запросов в органы власти или организации, в распоряжении  которых находятся необходимые сведения.

Очевидно, что бумажный документооборот в межведомственном взаимодействии неэффективен как в части сроков оказания государственных услуг, так и увеличения нагрузки на специалистов, постоянного роста почтовой корреспонденции. 

Для скорейшего внедрения СМЭВ в целях оказания государственных услуг в электронном виде  всем сопричастным сторонам необходимо значительно ускорить работу и повысить её качество. Конечно же, задавать тон и координировать ход работ должно Минэкономразвития России при постоянном контроле соответствующих Правительственных комиссий.

Источник: http://xn--80aale8abnoc2b.xn--p1ai/page/mezhvedomstvennoe-vzaimodeistvie-pri-predostavlenii-uslug

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: