Основные функции и задачи менеджера

В чем состоят основные функции менеджера?

Основные функции и задачи менеджера

Основная задача менеджеров состоит в том, чтобы создавать условия для групповой деятельности так, чтобы индивид вносил свой вклад в достижение групповых целей с минимальными затратами денег, времени, усилий, а также с минимальными неудобствами. Поэтому для реализации управленческой деятельности менеджер должен выполнять следующие функции:

  • административную (разработка и реализация кадровой политики: подбор, формирование штата, расстановка, адаптация персонала, повышение квалификации),
  • стратегическую,
  • экспертно-консультативную,
  • представительскую,
  • воспитательную,
  • психотерапевтическую,
  • коммуникативно-регулирующую,
  • инновационную,
  • дисциплинарную.

Рассмотрим эти функции более подробно.

Административная функция заключается в разработке и реализации кадровой политики. Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

Стратегическая функция требует одновременного осуществления контроля, который, в свою очередь, должен, отвечать следующим условиям: иметь постоянный характер, быть объективным, должен быть формой проявления уважения к подчиненному.

Экспертно-консультативная функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; делегирования полномочий; а также использования в ежедневной работе элементов консультирования.

Воспитательная функция должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации работников в коллективе.

Психотерапевтическая функция имеет целью обеспечение сотрудникам ощущение безопасности, уверенности в завтрашнем дне, оказания помощи.

Коммуникативно-регулирующая функция состоит в построении специальной системы информационного обеспечения управления подразделениями и организацией в целом.

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Дисциплинарная функция заключается в осуществлении контроля, мотивации деятельности персонала.

Какие роли выполняет менеджер в организации?

Все функции, выполняемые менеджерами, определяют разнообразие его ролей в процессе управления. Роль – это определенное поведение или набор действий, выполняемых в связи с должностью. Поэтому работа менеджера при выполнении возложенных на него функций связана с межличностными коммуникациями, информацией и принятием решений. Этим и определяется роль, выполняемая менеджером в организации.

Во-первых, это роль по принятию решения, которая выражается в том, что менеджер определяет направление движения предприятия, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер.

Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина.

Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает часто сделать гораздо труднее, чем найти параметры оптимального решения.

Во-вторых, это информационная роль, которая заключается в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, формирующего отношения внутри и вне предприятия, он мотивирует коллектив на достижение целей, координирует усилия и, наконец, выступает как представитель организации.

Менеджер должен быть руководителем, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.

Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.

Таким образом, работа менеджеров состоит из комбинации нескольких ролей; эти роли взаимосвязаны; их важность меняется в зависимости от уровня управления.

Таким образом, менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми на предприятии.

Однако не все менеджеры играют одинаковую роль, не все менеджеры занимают одинаковую позицию, задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны.

Каким образом реализуется распорядительная деятельность менеджера?

Основная задача организационно-административной деятельности – координация действий подчиненных. Никакие экономические рычаги не могут существовать без административно-распорядительного воздействия, которое обеспечивает согласованность в работе.

Организационно-административные методы базируются на власти руководителя, его правах, его собственной дисциплине и ответственности. Эти методы влияют на подчиненных через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые в письменной форме или устно.

Эти методы регламентируются правовыми аспектами трудового и хозяйственного законодательства.

Распорядительное влияние – это прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресовано управляемым объектам или лицам.

Приказ – это распорядительный документ, изданный руководителем предприятия, которое является самостоятельным хозяйственным субъектом, с целью решения основных и оперативных задач.

Основная форма официальных отношений в системе управления – это распоряжение. Распоряжение – это сообщение, переданное руководителем своим подчиненным по поводу смысла и результатов их деятельности. Оно должно содержать: постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не надо делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение должно соответствовать стратегии предприятия и компетентности как руководителя, так и исполнителя, поэтому распоряжение должно:

  • быть обоснованным и четко сформулированным;
  • быть обеспеченным необходимой информацией и материальными ресурсами;
  • позволять проверять результаты действий и быть направленным на их выполнение.

По способу отдачи распоряжения бывают устными, письменными и смешанными. Такое разграничение зависит от срочности, важности проблемы, которая решается, отношений между руководителями и подчиненными, степени зрелости последних. Устные распоряжения отдаются при решении срочных задач небольшой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах.

Однако успешное распоряжение может быть неоднозначно понято (как теми, кто их выдает, так и теми, кто их получает). Распоряжение всегда лучше делать письменные, если они длинные (так как человек запоминает ограниченную часть информации).

Распоряжение может быть смешанным: сначала для оперативности отдаются устные, в том числе телефонные, а затем делается письменное подтверждение.

В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития рабочих распоряжения могут быть директивными (приказ, команда, поручения и т.д.) или демократическими (советы, рекомендации, просьба, вызов добровольцев).

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно в установленный срок выполнить задание. Приказ, который отдается устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, которые будут использованы при нарушении срока или порядка выполнения задач.

Поручение в отличие от приказа регламентируют только содержание задания, оставляя подчиненным право выбора способа действий, а иногда и срока исполнения.

Если задание обычное, а отношения доверительные, то распоряжение лучше сделать в виде просьбы.

Совет оставляет определенную свободу в отношении содержания, оставляя неизменным только его основное содержание.

От того, как отдаются распоряжения, зависит качество их выполнения. Поэтому зачастую они усиливаются средствами воздействия на исполнителя: убеждение, апелляция к логике (если рабочий имеет примерно равное положение с руководителем), пожелания, просьба (если сущность задачи с моральной точки зрения выглядит сомнительно), обещание вознаграждения, угрозами.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителя.

При постановке задачи подчиненному нужно объяснить: что и к какому сроку необходимо выполнить, какие средства при этом использовать; какова его роль; с кем необходимо поддерживать контакты; какие последствия могут быть в случае успешного или нет завершения работы. Задачи могут формироваться в двух пределах: максимальной, которую не надо превышать, и минимальную, ниже которой не надо опускаться.

Необходимо помнить, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу, поэтому задача должна быть четко сформулированной и иметь определенный срок его исполнения. Но никогда нельзя представлять работу как срочную, так как это приводит к нервозности и падению эффективности, соперничеству между исполнителями.

Организация деятельности по выполнению задач должна быть регламентирована, так как в противном случае исполнительная дисциплина ослабевает.

Цель распоряжений – не только обязать исполнителей действовать, но и мобилизовать их инициативу, вызывать положительные эмоции. Это следует обеспечивать следующим образом:

  • соответствием возможностям подчиненных, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;
  • возможностью проявлять свои способности, инициативу, самостоятельность;
  • наличие сроков и форм отчетности;
  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем заранее составленной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием возможностей и способностей работника успешно выполнять задания.

Получая задание, подчиненный обязан:

  • внимательно слушать, уточнять, не пытаться самостоятельно во всем разобраться;
  • не спешить заверять в успешном выполнении задачи, так как выполнению могут помешать численность факторов;
  • не перекладывать работу на руководителя, не торопиться с выводами, советоваться с коллегами и подчиненными, своим руководителем.

Контакты руководителя с подчиненными проявляются в том, что руководитель формирует поручение, указание, распоряжение и форму исполнения. Известно, что от того, насколько умело выдано указание, в значительной степени зависит ход и результат выполнения указаний.

Существуют определенные рекомендации, которые позволяют завершить встречу так, чтобы распоряжения руководителя были приняты и исполнении:

  1. Четко, конкретно сформулировать цели и задачи.
  2. Убедиться, что подчиненный понял поручение.
  3. Исполнитель должен всегда знать, что ожидает от него руководитель.
  4. Формируя задачи, следует предусмотреть возможность контроля за его выполнением. «Разобраться» и «К исполнению» не дает возможности контроля с полной ответственностью.
  5. Не желательно менять задания исполнителю по ходу выполнения. Необходимо предоставить возможность довести задачу до конца, даже если результаты его будут использованы позднее.
  6. Кроме того, необходимо учитывать, что монотонные и односторонние задачи со временем не воспринимаются рабочими.
  7. Если задача представляется группе рабочих, то следует его обсудить со всеми будущими исполнителями, чтобы каждый понял не только общую задачу, но и свою роль в его исполнении. В этом случае достигается очень важный эффект – решение получает оценку со стороны того, кто его будет выполнять.
  8. Срок выполнения задания устанавливается не «за пять дней», а четко «до 10.10.05».
  9. Авторитет руководителя уменьшается, если его подчиненный получает распоряжение выполнить какое-либо задание «через его голову». В этом случае нарушается принцип единоначалия и в управленческой практике такое положение вещей допускаться не должно. Если имеет место такой инцидент, то подчиненный должен сообщить своему руководителю, который принимает решение о выходе из ситуации.
  10. Определяя задачи подчиненному, руководитель обычно испытывает сопротивление с его стороны. Это связано с рядом факторов: задание новое, привычка выполнять то, что не требует значительного умственного напряжения и т.д. Необходимо постепенно преодолевать это сопротивление.

Необходимо периодически пересматривать и переутверждать должностные инструкции. В тексте должно быть указано, что рабочий выполняет оперативные и другие указания руководителя, которые связаны с реальными рабочими обстоятельствами.

В составе руководителей выделяются два основных типа – линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения всего круга проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения.

Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то в отношении всей системы он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела –линейным (в вертикальных иерархиях одним из функциональных руководителей является менеджер, ответственный за координацию отношений).

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов экономических, юридических, технических и прочих служб. Но принимать решение должен именно он. Принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем должны быть полностью согласованы все позиции.

Руководитель охватывает проблему в целом, во всех ее аспектах. Принятие решений – основная функция руководителя.

Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, за организацию работы по их реализации, а также за контроль исполнения.

Источник: http://topknowledge.ru/osnovmen/3383-v-chem-sostoyat-osnovnye-funktsii-menedzhera.html

Менеджер, его задачи и функции

Основные функции и задачи менеджера

Успех любой компании в первую очередь зависит от качества управленческих решений, т.е. от людей, которые осуществляют управление компанией. О том, кто такие менеджеры, какие бывают уровни менеджеров, в чем заключаются основные задачи и функции менеджера  — читаем в данной статье.

Кто такой менеджер?

Менеджер — это один из членов организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи. В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный определенными полномочиями в области принятия решений по отдельным видам деятельности в конкретной организации.

Менеджер — это человек, который принимает управленческие решения и несет ответственность за их результаты. В зависимости от структуры управления организацией в роли менеджера могут выступать CEO, CFO, CCO, CRO, CIO и т.п.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

  • к руководителю организации в целом или ее подразделений (департаментов, управлений, отделов, филиалов, отделений, представительств и т.п.);
  • к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых (рабочих) групп;
  • к руководителю по отношению к подчиненным;
  • к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Менеджер — это субъект управления, представитель особой профессии, имеющий специальную подготовку, занимающий управленческую должность, в соответствии с которой он ставит цели и разрабатывает меры и средства их достижения.

Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

Одна из проблем менеджмента — повышение результативности труда управляющих. Эта проблема решается прежде всего на основе разделения труда менеджеров, т.е. специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий прав и сфер ответственности.

Вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров

Разделение управленческого труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая и территориальная специфика.

В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации.

Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда менеджеров

Вертикальное разделение труда предполагает выделение трех уровней управления:

  1. высшего;
  2. среднего;
  3. низового.

Высший уровень (3-7% общей численности управленческого персонала) — администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными подразделениями. ТОП-менеджмент компании занимается формированием целей организации, разработкой долгосрочных планов, а также осуществляет взаимодействие организации с внешней средой

Средний уровень (50-60% общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях.

Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Менеджеры среднего звена осуществляют координацию работы нижестоящих руководителей, руководство отдельными подразделениями.

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как производственные отделения предприятия, бригады, смены, участки.

Горизонтальное разделение труда менеджеров

Горизонтальное разделение труда предусматривает определенный объем работы менеджера по функциям управления (маркетинг, планирование, НИОКР, производство, финансы), что предполагает специализацию менеджеров по конкретным вопросам управления.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные руководители — это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), обеспечивающие возможность принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня. Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Задачи менеджера

Задачи менеджера – это то, на что направлена его основная деятельность. К основным задачам менеджера можно отнести:

  1. Определение перспективных и текущих целей и задач, планирование.
  2. Распределение функций, заданий, установление норм, инструктаж подчиненных, создание необходимых условий, мотивация.
  3. Установление и поддержание коммуникационной связи между подчиненными, между собой и подчиненными.
  4. Контроль, оценка и анализ деятельности группы в целом и каждого подчиненного в отдельности.
  5. Изучение подчиненного персонала, повышение его профессионального уровня.
  6. Проведение собраний совещаний.
  7. Деловое общение, беседы и переговоры с менеджерами организации, заказчиками, поставщиками.
  8. Работа с документами.
  9. Самоменеджмент: установление личных ценностей, планирование, развитие коммуникативных способностей, анализ личных результатов.

Функции менеджера

Функции менеджера – особый вид деятельности, протекающий в управляющей системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс управления должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при изменении внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные.

Общие функции управления не зависят от объекта управления и отражают сущность процессов управления. К ним относится:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три ключевые функции:

  1. менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, при этом несет ответственность за последствия принятого решения;
  2. менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;
  3. менеджер руководит формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации.

Частные или конкретные функции отражают содержание процесса управления для различных объектов. Выделение функций управления связано с разделением специализации труда.

Для реализации управленческой деятельности менеджер должен выполнять следующие функции:

  • административную;
  • стратегическую;
  • экспертно-консультативную;
  • представительскую;
  • воспитательную;
  • психотерапевтическую;
  • коммуникативно-регулирующую;
  • инновационную;
  • дисциплинарную.

Административная функция заключается в разработке и реализации кадровой политики, организации условий, необходимых для осуществления трудовой деятельности.

Выполнение этой функции предполагает проведение анализа трудового потенциала, планирование персонала, наем, подбор, маркетинг персонала, формирование штата, расстановку, адаптацию персонала, повышение квалификации, увольнение.

Стратегическая функция заключается в планировании и прогнозе возможных событий как в сфере деятельности конкретного менеджера, так и относительно организации в целом.

Экспертно-консультативная функция требует профессиональной компетенции по поводу производственно-экономической деятельности предприятия, коммуникаций, межличностных отношений; использование в повседневной работе менеджера элементов консультирования подчиненных, проведение с ними собеседований и т.п.

Воспитательная функция должна базироваться на единстве морали, слова и дела, помощи в адаптации работников в коллективе, привитии корпоративной культуры.

Психотерапевтическая функция имеет целью обеспечение сотрудникам ощущения безопасности, уверенности в завтрашнем дне, оказания помощи.

Коммуникативно-регулирующая функция заключается в регуляции и координации индивидуальных усилий членов организации с последующей трансформацией и переводом в единственный упорядочен организационный процесс.

Инновационная функция предполагает поиск эффективных методов управления, организации работы предприятия с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Дисциплинарная функция заключается в осуществлении контроля, мотивации деятельности персонала.

Конкретные функции менеджера могут включать в себя следующие:

  • определение целей хозяйственной деятельности;
  • выделение и идентификацию имеющихся проблем;
  • организацию мероприятий, направленных на решение имеющихся проблем;
  • поиск, обработку и использование соответствующей информации;
  • рассмотрение и анализ альтернативных направлений деятельности;
  • принятие определенных специфических и конкретных управленческих решений;
  • разработку тренинговых программ для работающих на предприятии;
  • управление и оценку деятельности работников;
  • принятие решений по покупке и продаже определенных товаров и продукции;
  • стратегическое и оперативное планирование;
  • контроль производственного процесса;
  • финансовый контроль;
  • организацию эффективного использования производственных ресурсов;
  • координацию деятельности всех звеньев производственного процесса и маркетинга, и т.п.

Требования, предъявляемые к менеджеру

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности следующие:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
  • владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
  • наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
  • умение анализировать деятельность компании и действия фирм-конкурентов;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, меры государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшее требование к менеджеру любого уровня — это умение управлять людьми. Сюда относятся:

  • знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
  • знание условий, связывающих предприятие и работников; защита интересов тех и других на справедливой основе;
  • устранение неспособных в целях удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Руководитель, как пишет А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное и взывает к высшим нравственным качествам начальника, в частности к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Основные качества, которыми должен обладать менеджер:

  1. Мировоззренческая позиция:
    • наличие выработанной управленческой концепции;
    • желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
    • умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером.
  2. Деловая компетенция:
    • обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
    • обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
    • владеть современными методами менеджмента.
  3. Административный талант:
    • проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;
    • обладать опытом административной работы;
    • иметь высокий уровень культуры профессионального общения;
    • уметь осуществлять корпоративную поддержку.
  4. Личностные качества:
    • генетическая предрасположенность к лидерству;
    • обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;
    • критически оценивать свои достижения;
    • уметь гармонизировать межличностные отношения.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов- потребителей, но и своих собственных работников.

Источник: https://discovered.com.ua/management/menedzher-ego-zadachi-i-funkcii/

Функциональный подход к работе менеджера, функции менеджера

Основные функции и задачи менеджера

Менеджер и менеджмент – довольно широкое понятие. Сегодня существует большое количество разрядов менеджмента. Сотрудник по продажам, директор по маркетингу, финансовые директора и просто мастера участков – всё это менеджеры. Все они управленцы.

Работу менеджера можно разделить на функциональные и ролевые задачи.

В статье мы разберем функции менеджера, или функциональный подход к работе менеджера.

Функциональный подход к работе менеджера включает:

  • Планирование целей.
  • Организацию работы.
  • Мотивацию.
  • Контроль.

Планирование целей

Для организации работы необходимо определить, к какому результату необходимо прийти.  Видение конечного результата – одна из главных задач менеджмента.

В задачи планирования входит:

  • Определение и прояснение целей.
  • Выявление ограничений.
  • Составление списка результатов.
  • Планирование действий.
  • Расстановка приоритетов для действий.
  • Установка индивидуальных и групповых показателей.
  • Сверка соответствия результатов с планами.

Постановка целей

Сложность задачи определяется на основании уровня развития компетенций сотрудника. Задача должна находиться в области ближайшего развития сотрудника, она не должна быть слишком простой и слишком сложной. Если говорить о цифровых показателях, то сотрудник должен видеть, как он её может выполнить. Наглядно можно рассмотреть пример на графике.

Зона растяжки – оптимальная зона для постановки задачи, она будет стимулировать к развитию. Если на регулярной основе не обновлять зону растяжки, сотрудник скатится в зону удовольствия, затем – в зону мелких пакостей.

Если задача выходит за пределы зоны растяжки, сотрудник просто не приступает к её выполнению или выполняет её с расчетом «как получится».

Ошибки постановки целей

Ориентация на тактические цели с игнорированием стратегических целей.

Тут нужно помнить, что любые тактические успехи бесполезны при проигрыше стратегии.

Формулировка цели в негативном ключе.

Абстрактная формулировка цели (непонятен итог выполнения, то есть с большим пределом вероятности можно обосновать выполнение цели, даже если она не выполнена).

Официально заявленные цели не соответствуют реальной ситуации.

Три уровня менеджмента при планировании целей

В зависимости от уровня менеджмента можно выделить три уровня планирования:

  • Оперативное планирование и управление.
  • Тактическое планирование, декомпозиция глобальных целей на тактические, контроль их достижения.
  • Стратегические цели.

Эффективное планирование происходит в случае, если эти уровни принимают решение сообща.

То есть среди сотрудников, которые осуществляют планирование, есть менеджеры, отвечающие за планирование стратегических целей, менеджеры, которые смогут выработать тактику достижения этих целей, и те сотрудники, которые это разложат на более мелкие элементы и будут отвечать за оперативную реализацию каждого этапа.

Проблемы планирования

  • Деятельность сотрудников не связана с реальными планами.
  • Отсутствие деятельности: цели поставлены, но никто не стремится к их выполнению.
  • Цели оторваны от реальной картины, то есть они нереальны.

Причины отсутствия планирования

  • Нет представления о желаемом и будущем.
  • Нежелание быть подконтрольным и наказанным в случае невыполнения запланированного.
  • Слабое рациональное мышление.
  • Простая лень.
  • Неумение.

Организация работы менеджера

При организации работы менеджера необходимо учесть два фактора:

Социально-психологический аспект — определение типа личности подчиненных и в зависимости от этого постановка задач.

Технологическая группировка — группирование работ в определенные блоки с целью блочного выполнения через общность ресурсов.

Группировку можно осуществлять двумя способами:

По функциональному признаку, когда группировка происходит на основании знаний, навыков и времени выполнения.

По рыночному признаку (одинаковая категория или линейка продуктов, категория клиентов, форматы торговых точек и предприятий).

Ключевым фактором при организации работы менеджера является делегирование.

Делегирование – процесс, при котором задачи и полномочия передаются ответственному лицу, которое в свою очередь принимает эти задачи и несет за них ответственность.

Принципы делегирования:

  • Объем делегируемых полномочий.
  • Четкая формулировка цели.
  • Готовность персонала к выполнению делегируемых задач.
  • Полномочия передаются по вертикали управления.
  • Уровень задачи соответствует уровню делегируемых полномочий.
  • Соблюдение нормы управляемости.
  • Полномочия делегируются должности, а не личности.
  • Ответственность без полномочий не может быть делегирована.
  • Полномочия должны быть приняты подчинённым.
  • Контроль за реализацией сотрудником делегированных задач и использование полномочий. Установка промежуточных точек контроля и регулярное отслеживание прогресса.

В зависимости от уровня подготовленности можно выделить 4 степени профессионализма по отношению к выполняемой задаче.Под нормой управляемости понимается количество людей у одного руководителя. Чем больше точечных решений, тем ниже норма управляемости.

Норма управляемости снижается в следующих случаях:

  • Требуется строгий, прямой контроль.
  • Необходимость во взаимном согласовании.
  • Наличие у менеджера неменеджерских задач.
  • Обучение персонала или его обращение за советом или консультацией.

Норма управляемости увеличивается в следующих случаях:

  • Упрощение или стандартизация процессов.
  • Схожесть выполняемых задач.
  • Желание и потребность сотрудников в развитии и самореализации.

Причины неприятия делегированных полномочий:

  • Подчинённый не готов нести ответственность и перекладывает её на своего руководителя.
  • Сотрудник опасается критики за неверные действия и ошибки.
  • У подчинённого нет ресурсов или источников их получения для выполнения поставленной задачи.
  • Неэффективное планирование работы сотрудником.
  • Неготовность к выполнению данных задач.
  • Нет мотивации и стимула на выполнение работы с большим уровнем ответственности.

Функция мотивирования

Мотивация как функция управления предполагает создание у команды, членов организации внутреннего побуждения на выполнение действий, направленных на достижение целей предприятия в соответствии с делегированными им задачами и полномочиями с учётом плана действий.

Мотивацию можно разделить на две составляющие:

  • Внешняя мотивация – не связана с содержанием деятельности, обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
  • Внутренняя мотивация – связана с содержанием деятельности.

Для успешного выполнения функции мотивирования необходимо, чтобы исполнитель:

  • Знал требуемый результат и факт своей работы.
  • Чувствовал ответственность за качество своей работы и её необходимость.
  • Воспринимал важность своей работы, понимал её необходимость. Видел, что результат его работы оказывает действие на других.

Для оценки мотивированности работы используется следующая формула:

МПБ (Мотивационный потенциальный бал) = ((разнообразие работы) + (законченность работы) + (значимость работы))/3*(автономность работы)*(обратную связь от работы).

Разнообразие – исключает попадание сотрудников в зону паразитирования.

Законченность – сотрудник видит результат своей работы.

Автономность – работа обеспечивает необходимую зону свободы, позволяет выбрать способы достижения поставленных целей.

Обратная связь – характеристика, оценка процесса и результата работы.

Максимальный показатель МПБ = 125.

Каждому из показателей необходимо проставить оценку от 1 до 5, далее рассчитать по формуле.

Мотивацию сотрудников можно разделить на 4 типа:

Инструментальный – для данного типа сотрудников важна мотивация внешними факторами (ДМС, дотация на питание, абонементы в спортивный зал и т.п.)

Профессиональный – сотрудников данного типа мотивирует сам процесс выполнения работы. Рост вширь, развитие коллег.

Патриотический – мотивация на командную работу, на достижение командных целей. Признание достижений на предприятии (грамоты, доски почёта, награждения в коллективе).

Люмпенизированный – мотивация оставаться как все и не выделяться из коллектива.

В зависимости от задач у сотрудников могут проявляться различные типы мотивации, но чаще преобладает какой-то один. Исходя из этого, менеджеру необходимо подбирать инструмент мотивации сотрудников.

Функция контроля

Процесс, обеспечивающий достижения предприятия своих целей.

Контроль необходим для:

  • Достижения целей.
  • Стимулирования успешной деятельности.
  • Корректировки действий раньше, чем они приведут к непоправимому результату.

Под предметом контроля понимается:

  • Соответствие стандартам.
  • Исполнение.
  • Достижение.

В зависимости от этапов выполнения работы разделяют 3 вида контроля:

  • Предварительный.
  • Текущий.
  • Заключительный.

Наиболее часто менеджеры забывают про предварительный контроль. В него входят проверка наличия чётких поставленных целей и понимание инструментов их достижения.

Текущий контроль и обратная связь:

  • Постановка цели одной минуты.
  • Похвала одной минуты.
  • Критика одной минуты.

Менеджеры предоставляют отчёт по итогам недели. Это делается для оценки результатов работы, выявления отклонений и корректировки.

Как правильно хвалить:

  • Сразу.
  • Говорить, что именно сделано хорошо.
  • Говорить о том, что его работа приносит большую пользу всему предприятию.
  • Мотивировать на работу в аналогичном ритме.
  • Находить правильные слова.

Как правильно говорить о зонах роста:

  • Реагировать сразу.
  • Замечания говорить только наедине.
  • За одну ошибку критиковать один раз.
  • Дать возможность сотруднику объяснить.
  • Делать замечания только после того, как вы удостоверились в фактах.

Этапы предоставления отрицательной обратной связи:

  • Сообщить, что именно подчинённый сделал не так.
  • Давать понять, что вы думаете по этому поводу.
  • Делать паузу, чтобы у сотрудника было время для восприятия информации.

Второй этап

  • Поговорить с сотрудником, как вы его высоко цените.
  • Объяснить, что на этом этапе выговор окончен и к данному вопросу в дальнейшем возвращаться не будете.

Третий этап

  • Принятие решения по корректирующим действиям.
  • Сравнение результатов со стандартами.
  • Корректировка стандартов и индикаторов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/blogmanager/funkcionalnyi-podhod-k-rabote-menedjera-funkcii-menedjera-5ce722295b8daa00b3384cef

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: