Понятие должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Особенности понятия и сущности высшего должностного лица субъекта рф

Понятие должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РФ; РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ; ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; ПРАВОВОЙ СТАТУС; ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТУСА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РФ; THE HIGHEST OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE HEAD OF THE HIGHER EXECUTIVE BODY OF STATE POWER OF A SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; A PUBLIC AUTHORITY; LEGAL STATUS; ORGANIZATION AND STATUS OF THE HIGHER OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.

Аннотация: Исследование особенностей понятия и сущности высшего должностного лица субъекта РФ. Исследование сущности понятия высшего должностного лица предполагает оценку существующих в России подходов в организации статуса высшего должностного лица субъекта РФ.

Активность процесса реформирования органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. в части высшего должностного лица, обусловлена особенностями развития РФ на современном этапе, в связи с чем, особо актуально исследование этого института, необходимость его дальнейшего совершенствования.

Предмет настоящего исследование – это особенности понятия и сущности высшего должностного лица субъекта РФ.

Актуальность темы исследования обусловлена активностью процесса реформирования органов государственной власти субъектов РФ, в т.ч. в части его высшего должностного лица.

Исследуя сущность понятия «высшее должностное лицо субъекта РФ», в первую очередь, следует отметить отсутствие легальной дефиниции этого понятия.

При этом законодатель использует термин «высшее должностное лицо субъекта РФ», как синоним термина «руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ» [1].

Вследствие этого, в правоприменительной практике, термин «высшее должностное лицо субъекта РФ» общепринято применяется для обозначения руководителей всех субъектов РФ, вне зависимости от их государственно-правовой природы.

Так, в частности, должность высшего должностного лица субъекта РФ называется и президент, и губернатор, и глава республики, и глава администрации, и председатель правительства, и др., поскольщку субъектам РФ дано было право самостоятельно устанавливать наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ, исходя из сложившихся исторических, национальных, иных традиций.

В научной среде к определению исследуемого понятия существуют разные подходы.

Традиционно, высшее должностное лицо субъекта РФ в юридической литературе характеризуют как орган государственной власти. Так в частности, по мнению Н. М. Коркунова – эти «лица, за которыми признано право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти» [6, с. 246].

Определяя высшее должностное лицо субъекта РФ, как орган государственной власти указывают на следующее обстоятельство. Учитывая, что органы государственной власти могут быть коллегиальными, и единоличными, главным критерием Д.С. Трифанов называет «способ принятия решения» [9, с. 102].

Часть авторов, высшее должностное лицо субъекта РФ характеризуют, не как единоличный орган государственной власти, а как орган государственной власти в лице одного человека.

Так, например, М. В. Баглай, «к органам государственной власти в лице одного человека наряду с Президентом РФ относит президентов республик, губернаторов, главы администраций субъектов РФ» [2, с. 380].

Вместе с тем, по общему правилу, под высшим должностным лицом субъекта РФ, понимают единоличный орган государственной власти, который принимает решения самостоятельно, путем императивного волеизъявления.

Представляется в этом случае идет речь об узком понимании этого понятия, т.е. монократическом исполнительно-распорядительном органе общей компетенции.

В широком смысле, с точки зрения Л. И. Бусыгиной, это «единство монократического органа общей компетенции и системы специализированных структурных подразделений, ему подчиненных, подконтрольных» [4, с. 87].

Однако, несмотря на то, что законодатель дает основание относить высшее должностное лицо к органам государственной власти, именуя его руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ, это не означает, как полагает Р. Р. Кильметова, «организационного соединения указанных органов, отнесение их к единой государственно-правовой системе» [5, с. 48].

Сущность высшего должностного лица субъекта РФ, как любого должностного лица определяется, прежде всего, его правовым статусом.

В силу прямого указания закона, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ занимает в системе органов исполнительной власти субъекта РФ центральное место, являясь его главой и определяя непосредственно саму структуру исполнительных органов субъекта РФ [1].

Соответственно, высшее должностное лицо субъекта РФ, как справедливо отмечает, Э. А. Орлова, является носителем двух функций:

1) собственно высшего должностного лица субъекта РФ;
2) одновременно руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта РФ [7].

Исследование сущности понятия высшего должностного лица предполагает оценку существующих в России подходов в организации статуса высшего должностного лица субъекта РФ.

Необходимо указать, что на сегодняшний день существуют три модели организации правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ:

1) в рамках первой модели высшее должностное лицо субъекта РФ является главой республики, возглавляет систему исполнительной власти субъекта РФ и одновременно возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

В этом случае, такое высшее должностное лицо выступает в 2-х организационно-правовых качествах, т.е. имеет место слияние высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Особенностью правового статуса такого высшего должностного лица, как справедливо указывают М. М. Борисов, И. Г.

Дудко является то, что «в отличие от федеральной системы органов государственной власти, такое лицо на региональном уровне не выведено из системы органов исполнительной власти, и соответственно не занимает арбитражное положение относительно к другим ее ветвям, как, в случае Президента РФ» [3, с. 63];

2) в рамках второй модели – является главой республики, возглавляет систему органов исполнительной власти субъекта РФ, при этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ возглавляет его председатель;

3) в рамках третьей модели – является только главой субъекта РФ, непосредственно не возглавляя систему исполнительной власти субъекта РФ, но, однако обладает значительными полномочиями относительно исполнительной власти.

Соответственно, высшее должностное лицо субъекта РФ в двух последних моделях организационно отделено от органа исполнительной государственной власти субъекта РФ, осуществляет общее руководство им, обеспечивает высшее представительство субъекта РФ, взаимодействие, согласованность региональных органов государственной власти.

Особенностью правового статуса такого высшего должностного лица субъекта РФ, является «выполнение координационно-арбитражных функций, которые обеспечивают согласованное функционирование, взаимодействие органов государственной власти» [5, с. 48].

Существование различных подходов к организации правового статуса в субъектах РФ вызывает дискуссии в научной среде.

Так, в частности, Р.Р. Кильметова выступает за «единую нормативно-правовую модель организации правового статуса высшего должностного лица, аналогичной федеральной, основанной на принципе разделения властей» [5, с. 50]. Представляется такой подход заслуживает внимание.

Однако, учитывая специфику федеративного устройства российского государства, его сложившиеся исторические и национальные традиции, полагаем, что законодатель на определенном этапе государственного развития вполне обоснованно предоставил возможность субъектам РФ самостоятельно закреплять в своем законодательстве ту, либо иную должность и сочетать данные должности, наполняя их конкретным содержанием [8, с. 46].

Источник: http://novaum.ru/public/p834

Кто является должностным лицом: понятия, обязанности, функции

Понятие должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации

Один из наиболее спорных вопросов в налоговой практике — кто является должностным лицом. Особенно это касается моментов, связанных с превышением возложенных полномочий и совершенных правонарушений. Чтобы разобраться в сложившейся путанице, далее рассматриваются основной функционал этой категории сотрудников и их правомочия.

Кто является должностным лицом?

Основные тезисы

Должностным считается лицо, с ввереными обязанностями представителя руководства либо органов власти. Реализация принятых полномочий происходит перманентно, в рамках конкретных правомочий или временно.

Данная административная единица присутствует в следующих организациях:

  • местные выборные органы;
  • воинские образования РФ;
  • муниципальные учреждения;
  • государственные компании;
  • хозяйственные общества, доля голосующих акций которых находится в собственности отечественных организаций.

Правовое толкование этого термина и особенности юридического статуса — актуальный для многих граждан вопрос.

Трактовка «должностного лица» настолько объемна, что порой сложно обозначить главные характеристики

Функции должностного лица

Функционал этой категории лиц определяется стоящими перед ними вопросами и наименованием структуры, в которой они работают.

Таблица 1. Основные функции должностного лица

Административно-хозяйственныеОрганизационно-распорядительные
1. Управление имеющимся на балансе имуществом и активами. 2. Инспектирование материальных ценностей3. Рассмотрение вопросов о размере вознаграждения за предоставленные услуги.1. Контроль трудовой дисциплины. 2. Руководство коллективом.3. Оформление юридических документов. Выдача больничного, например.4. Формирование кадров.5. Составление характеристик членов государственной экзаменационной комиссии.6. Принятие дисциплинарных мер. 7. Организация условий труда. 8. Учреждение медицинской экспертизы для установления инвалидности.

Должностное лицо взаимодействует с широким кругом лиц, многие из которых не находятся в его непосредственном подчинении

Определяющие понятия

Выделяют 3 критерия, которые являются основополагающими при определении юридического статуса должностного лица. Это вверенный функционал, правовые основания и наименование органа, который он представляет.

Характер исполняемых функций

Этот показатель позволяет исключить расширенное понимание субъекта этой категории.

Основные моменты:

  1. В рамках организационно-рапорядительных функций гражданин руководит учреждением либо отдельным подразделением.
  2. Осуществление деятельности подобного рода предполагает управление людьми.
  3. В рамках административно-хозяйственного аспекта возложенных полномочий управленческий фактор не определяющий. Основная обязанность — принятие решений по предоставлению отпуска, инспектирование и выдача по необходимости материальных ценностей.
  4. Любое совершенное действие обладает юридической силой. Итогом может стать изменение статуса или прекращение прав юридических и физических лиц.

Остальные характерные черты не считаются определяющими.

Помимо законодательных актов иные инструкции также правомерны в регламентации правомочий

Правовое основание

Следующие документы являются нормативной базой для ознакомления со статусом должностных лиц:

  • законодательные акты;
  • выпускаемые на предприятиях инструкции;
  • устав организации;
  • соответствующие приказы.

В перечисленной документации очерчен круг полномочий и зафиксированы права субъекта на своем посту.

Деятельность от имени органов государственной власти в рамках ограниченных полномочий тоже переводят лицо в категорию должностного. Подобные функции выполняются разово или совмещаются перманентно с профилирующим занятием.

Специальными полномочиями гражданина наделяет трудовой коллектив или государственная инстанция после выхода соответствующего решения либо приказа.

Характеристика органов

Кроме военных формирований и организаций местного самоуправления к подобным инстанциям относятся следующие:

  • потребительские добровольные объединения;
  • разнообразные товарищества;
  • зарубежные компании.

Принадлежность к определенной группе организаций или органов считается одной из ведущих характеристик должностного лица.

Наименования юридического статуса недостаточно для определения статуса должностного лица

Примеры должностных лиц

КОАП не содержит исчерпывающей информации о некоторых профессиях. На основании официального наименования должности не всегда удается понять характер обязанностей.

Как правило, в этой роли выступают директор компании, его заместитель и ведущий бухгалтер. Но кладовщик, например, тоже вправе действовать как должностное лицо. Для этого нужно подписать с предприятием соглашение о материальной ответственности. Эта бумага позволяет распоряжаться товарами либо принимать продукцию.

Должностное лицо в КОАП

Согласно административному кодексу помимо граждан, возглавляющих посты в государственном секторе, военных образованиях, кооперативах и товариществах, к этой группе относятся ИП. Относительно физлиц, работающих в сфере предпринимательства, возникает много спорных моментов.

КоАП РФ Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

В последнее десятилетие наблюдается тенденция отхода от уравнивания должностных лиц и ИП. Согласно опыту юридической практики резоннее относить их к юрлицам. Но этот прецедент пока что актуален только в вопросах земельного законодательства. В частности, при нарушении правил использования земельных участков.

Субъект ответственности

Под этим термином подразумевается совершившее злодеяние лицо. Это касается исключительно области вверенных ему полномочий. Кроме руководящего аппарата в этом качестве могут выступать сотрудники, занимающиеся хозяйственной работой.

КоАП освещает формы ответственности для должностных лиц. В основном, гражданин попадает под санкции при отказе от реализации своих обязанностей, либо их некорректного выполнения.

Расшифровка термина должностное лицо в уголовном и административном праве практически идентична

Уголовное право

К группе должностных лиц принадлежат граждане, которые по определенному полномочию занимаются характерным для избранника органа публичной власти функционалом. Наименования инстанций, в которых они осуществляют свою деятельность, идентичны с перечисленными в КОАП. Полное описание полномочий содержится в 30 главе УК РФ.

Категории должностных лиц

Всех госслужащих классифицируют на региональных и федеральных. Первые представлены органами власти субъектов РФ и судьями. Вторые являются членами Парламента, правительственных организаций. Также к этой категории относится Президент.

Существует 4 группы, описанные в УК РФ.

Таблица 2. Категории должностных лиц

КатегорияХарактеристика
1Действие упомянутых лиц попадает под ст. 285-287, 293.

Перечень признаков содержится в 1 комментарии к ст. 285.

2Граждане, возглавляющие государственные посты. Основной функционал — выполнения поручений Президента и министров.
3В эту категорию попадают губернаторы и президенты республик.
4Лица, занимающие руководящие посты органов местного самоуправления. Это могут быть префекты и мэры. Избираются для помощи в обсуждении вопросов местного значения.

Примечания к статье 285. Злоупотребление должностными полномочиям

Люди 2 и 3 категории могу выступать субъектами преступлений, перечисленных в ст. 285-287 УК РФ.

Права и обязанности

Доверенные этой категории лиц обязанности предполагают усиленное соблюдение правил поведения. Правонарушения в этой сфере хорошо прослеживаются на примере деятельности ОВД. Эта организация более других занимается пресечением злодеяний. Чаще остальных рассматриваются следующие случаи:

  • несоблюдение норм дорожного движения и предписаний по прохождению границы;
  • нахождение в нетрезвом состоянии или употребление спиртных напитков в публичных местах и заведениях;
  • мелкое хулиганство.

Также действия или отказ от их выполнения граждан на государственных постах, перечащие букве закона, вправе осудить другое должностное лицо.

Мелкое хулиганство и прочие злодеяния рассматриваются УК РФ

Контроль над должностными лицами вправе осуществлять следующие инстанции:

  • военный комиссариат;
  • налоговая;
  • пограничные органы;
  • административные комиссии;
  • организации исполнительной власти.

Помимо перечисленных учреждений подобный функционал выполняют мировые и судьи районных судов.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В специальной статье расскажем, какие дела рассматривает районный суд.

Одно из полномочий — охрана государственного строя. В пределах вверенных полномочий они вправе привлекать к административной ответственности возмутителей общественного порядка.

Должностное лицо вправе воздерживаться от выполнения своих полномочий либо их реализовывать. Но полностью от них отказаться он не может

Согласно КОАП этой категории граждан разрешено приравнивать публичную и правовую деятельность. В уголовном кодексе подобное совмещение запрещено. Реализация возможна только в рамках публичных полномочий.

Правонарушения должностных лиц

В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.

Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:

  • прохождение таможни;
  • управленческая сфера;
  • охрана имущества;
  • постановка на воинский учет;
  • посягательство на представителей власти;
  • экология;
  • ветеринария;
  • налоги;
  • сельское хозяйство;
  • строительство;
  • мелиорация;
  • предпринимательская деятельность;
  • связь;
  • энергетика.

Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.

Правонарушениями представителей исполнительной власти занимаются около 60 контролирующих инстанций.

Наказание за правонарушения

Наказание, которое несет организация, не означает освобождение от ответственности за злодеяние для должностного лица. Часто встречающийся вид взыскательных мер — дисквалификация и наложение штрафа. Первая ситуация подразумевает невозможность занять соответствующий пост на протяжении определенного срока. Временной промежуток устанавливается решением суда.

При изменениях в аппарате власти на уровне страны дисквалификация может сопровождаться люстрацией.

Любая группа должностных лиц, за исключением специальных, обладает общими характеристиками субъекта преступления, включая возраст и вменяемость.

Одной из наказательных мер является лишение должности

Источник: https://yr-expert.com/kto-yavlyaetsya-dolzhnostnym-liczom/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: