Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль

Содержание
  1. Рассмотрение методологических принципов психолого-педагогического исследования
  2. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования
  3. Специфичность научного исследования
  4. Принцип объективности
  5. Сознание и познание. Научное познание
  6. Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека
  7. ПАТ.ФИЗ — Типовые формы нарушений функций аденогипофиза (133
  8. Принципы психолого-педагогического исследования
  9. Принцип объективности
  10. Принцип сущностного анализа
  11. Генетический принцип
  12. Принцип единства логического и исторического
  13. Принцип концептуального единства
  14. Системный подход
  15. Принцип целостности
  16. Деятельностный подход
  17. Принцип объективности в науке
  18. Виртуальные явления в реальном мире
  19. -лекция: Принцип объективности
  20. Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами
  21. Что такое объективность
  22. Что значит объективность
  23. Объективность: синонимы
  24. Что такое субъективность
  25. Что такое объективное и субъективное мнение
  26. Противоречие объективного и субъективного
  27. Единство объективного и субъективного
  28. Объективность в философии
  29. Сократов метод
  30. Объективность добра в этических представлениях Платона
  31. Как стать объективным
  32. Можно ли быть совершенно объективным
  33. Как быть объективным

Рассмотрение методологических принципов психолого-педагогического исследования

Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль

Рассмотрение данной темы включает в себя такие вопросы:

  • Специфичность научного психолого-педагогического исследования.
  • Характеристика принципов научного исследования.

Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования

Большую роль в методологии играют принципы исследовательской работы. Они предоставляют возможность соединить практику и теорию, также предоставляют правильные ориентиры в практике с научной точки зрения. Выделяют такие основные принципы психолого-педагогического исследования:

  • Объективность.
  • Системное изучение.
  • Генетический принцип.
  • Сущностный анализ.

Самым важным считается принцип объективности. Он выражается всесторонним учетом условий и факторов, в которых формируются и развиваются различные явления. Цель такого принципа – показание и оценка всех возможных вариантов решений, нахождение разных мнений по конкретному вопросу.

Принцип системности показывает разные стороны, отношения, компоненты, внешние и внутренние факторы развития и работы социально-педагогического процесса. Основа системного подхода – специфика сложной системы или объекта не меняется характеристиками её компонентов, а связывается с особенностями взаимодействия между всеми компонентами.

Большую роль играет генетический принцип. Он рассматривает факт или явление при помощи анализа условий его формирования и дальнейшего развития. Исследования постоянно меняются, что важно учитывать при их организации. особенность – обязательность целенаправленной организации обучения.

Сущностный анализ методологических принципов заключается в том, он показывает законы функционирования и существования явлений, факторов и условий их развития. Также помогает найти пути их изменения.

Принцип сущностного анализа движет мысли учёных от описания к объяснению и прогнозированию развития процессов и явлений в педагогике. Следует обращать внимание на непрерывное изменение, развитие компонентов и системы педагогики.

Во время процесса функции всех компонентов меняются.

Для процесса воспитания и образования большую роль играют психолого-педагогические исследования. Они помогают обдуманно подойти к нововведениям и снижают уровень риска, чтобы не навредить ученикам.

Опиши задание

Специфичность научного исследования

Определение 1

Научное исследование – это разновидность познавательной работы, который значительно отличается от стихийного познания, диагностики и познания в творчестве и искусстве.

Научное исследование характеризуется такими особенностями:

  • Применение специализированных методов исследования. Этой особенностью научное исследование отличается от житейски-эмпирического познания. Данный метод считается не таким стихийным, лучше организованным. Основа – научный метод.
  • Достоверность полученной информации. Познание в творчестве зависит от опыта и интуиции одного из субъектов познания. В свою очередь, научное знание основывается на определенных фактах, открытие которых становится более доступным из-за использования специальных методов исследования.
  • Проговаривание полученных результатов. Предоставляется возможность повторно получить данные, факты, закономерности другим людям при равных условиях, точнее по идентичной методике, которая уже применялась учёным.
  • Новизна полученных результатов. Эта является новизной не для одного человека, который проводит познавательный процесс, а для всего общества.

В исследовании получают такую информацию, которая ранее не была известна многим людям. Выделяют такие основные направления в исследовании для получения знаний:

  • Использование житейски-эмпирического познания явлений благодаря специальным методам с дальнейшим превращением в научно установленный факт.
  • Изучение известного явления в науке на новом материале. В таком случае информация будет поступать от особенностей выборки испытуемых. Если использовать специфическую выборку, то данные могут значительно отличаться. Новизна будет в том, что известная ранее особенность будет использоваться на новой выборке испытуемых.
  • Изменение качественного описания известных фактов на количественную особенность.

Исследование проводиться для получения новизны результатов. Исследование называют бесплодным, если оно не принесло никаких новых результатов.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/rassmotrenie-metodologicheskih-printsipov/

Принцип объективности

Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль

Принцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел.

Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, др. субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Изучая конфликты, необходимо видеть их такими, каковы они на самом деле, не приукрашивать сложившуюся ситуацию, не выдавать желаемое за действительное, не забегать вперед, трезво оценивать обстановку, учитывать как позитивные, так и негативные моменты в развитии событий.

Только на основе знания реального положения дел можно принять верное решение, реально, не на словах, управлять людьми, конфликтами, организациями.

Быть высоко профессионально подготовленным, чтобы понять суть вещей, увидеть и узнать правду, быть мужественным и честным конфликтологом, чтобы не отвернуться и не «закрыть глаза» на нее тогда, когда она горька и нелицеприятна, – в этом сегодня одно из главных требований объективного подхода к анализу конфликтов. Чем выше уровень конфликта, тем сложнее при его исследовании выполнять требования.

Объективность является одним из основных принципов научного познания.

Каковы же основные принципы научного познания? Многие авторы называют в качестве таковых: I) объективность, 2) детерминизм, 3) системность, 4) доказательность и обоснованность получаемых в исследованиях результатов, 5) постоянную рефлексию используемых методов и др. Однако в последнее время объективность как универсальный принцип научного познания начинает подвергаться сомнению.

Проблема объективности научного познания в психологической науке всегда относилась к наиболее трудным и до сих пор неоднозначно решаемым проблемам. Ведь психология казалась многим особой наукой, потому что в ней познавательная активность субъекта направлена не на внешнюю реальность, а на самого себя, на свой внутренний мир.

Многие психологи на этом основании изначально отказывались от признания психологии объективной наукой. «Разве можно объективно изучать субъективное?» — вопрошали они, подразумевая под субъективным внутренний мир субъекта, открытый для познания якобы только ему самому и никому другому.

В рамках этой точки зрения главным (а иногда даже единственным) методом познания психических явлений провозглашался метод интроспекции, т.е. «всматривание внутрь себя». Сомнительность этого метода давно уже подчеркивалась многими исследователями, например И.М.

Сеченовым, который сказал однажды, что, если бы психология действительно обладала таким особым «орудием» для «непосредственного» познания психики, она давно обогнала бы в своем развитии иные науки.

Сознание и познание. Научное познание

ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ОЗО 2010 (НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕНА)   Предмет философии 1. Системно-рационализированное мировоззрение называют: А) рефлексией Б) философией В) религией Г) искусством. 2.

Рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется: А) гипотезой Б) парадигмой В) картиной мира Г) законом. 3. Религиозная картина мира строится в первую очередь на основе: А) повседневного …

Другие авторы, как, например, представители возникшего в начале XX в. в США бихевиоризма, настаивали на том, что психология все-таки должна быть объективной наукой.

Но, поскольку, как считали бихевиористы, сознание (как внутренне наблюдаемое) нельзя изучать объективно, они предлагали иной выход: нужно изучать объективно то, что действительно объективно (это означает, по их мнению, внешне) наблюдаемо.

Бихевиористы увидели такую реальность в поведении субъекта и поэтому провозгласили предметом психологии не сознание (которое понимали принципиально так же, как и в предшествующей им психологии), а поведение.

В отечественной психологии возникла иная точка зрения на решение этой проблемы: можно и должно изучать объективно именно сознание, психику, но тогда следует изменить взгляд на их субъективность. В рамках этой точки зрения возникло представление о том, что термин субъективное может иметь (и имел в истории психологии) 3 различных значения:

1. В первом смысле субъективное трактуется как полная противоположность объективной реальности, как мир «непосредственного» опыта, который должен изучаться совершенно другими методами, чем объективная реальность.

2. Во втором смысле субъективное означает искаженное, пристрастное, неполное и т.п. В этом отношении оно противопоставляется объективному как истинному, беспристрастному, полному и т.п. Пристрастность может быть изучена и объективно, как это показал, например, Л.С.

Выготский, который однажды сказал о психике: «Назначение психики вовсе не в том, чтобы отражать действительность зеркально, а в том, чтобы искажать действительность в пользу организма» [17, 347].

Так понимаемая субъективность психики означает, следовательно, обусловленность психики прежде всего потребностями (мотивами) ее субъекта и адекватность психического отражения в той именно мере, в какой оно помогает субъекту сориентироваться в мире и действовать в нем.

Современная психология мотивации доказывает возможность научно-объективного изучения специфики субъективного искажения действительности субъектом в зависимости от конкретных мотивов его деятельности.

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития психики и сознания человека

… психологии законотворчества изучается то какой должна быть правовая норма, что бы она соблюдалась. Правосознание – отражение в сознании человека … психология. Изучает особенности психики человека .

.. в том смысле, что малейшие … объективно отражать существующую действительность и данное свойство обеспечивает целесообразность поведения. Сознание – высшая форма психики, которая позволяет человеку …

3. В третьем смысле «субъективный» — это то, что принадлежит субъекту, выполняет конкретные функции в его жизнедеятельности, имеет вполне объективные формы существования и поэтому может быть изучено различными объективными методами (для выражения этого смысла больше подходит термин «субъектный»).

Как было показано сторонниками деятельностного подхода в психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А. Р.Лурия, П.Я.Гальперин, Д. Б.Элько-нин и др.

), существование психических процессов в различных субъективных (в первом смысле) формах представляет собой вторичное явление, тогда как исходным и основным способом их бытия является их объективное существование в различных формах предметно-практической деятельности субъекта.

Развитие современной психологии можно обозначить как движение к объективному познанию психического как субъектного, выполняющего свои конкретные функции в жизни человека .

Известный отечественный философ М. М. Бахтин писал о том, что познание человека может быть только диалогическим. Вслед за ним М.К.

Мамардашвили говорил о том, что в науках, имеющих дело с субъектом, нельзя говорить о вечных и неизменных законах существования субъектной реальности до взаимодействия с другим субъектом: эти законы должны рассматриваться «как функция некоторого более широкого целого, как функция самой деятельности, в континууме которой становится возможной связь, которую потом мы называем законами» [80, 63].

Таким образом, процесс психологического познания другого человека неизбежно включает познающего в конструктивный диалог с ним, однако все же нельзя говорить о том, что в психологии объективное исследование вообще невозможно.

Сам этот диалог разворачивается не по произволу исследующего и не согласно свободе воли исследуемого — в самом диалоге есть какие-то относительно независимые от желаний участвующих в нем лиц правила, некие объективные его контуры (обусловленные множеством не контролируемых субъектами обстоятельств).

ПАТ.ФИЗ — Типовые формы нарушений функций аденогипофиза (133

133 ТИПОВЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИИ АДЕНОГИПОФИЗА Гипофиз (мозговой придаток, питуитарная железа) выделяет ряд гормонов, регулирующих активность других эндокринных желез (тропные гормоны) и несколько гомонов, обладающих непосредственным периферическим действием. Аденогипофиз вырабатывает: Фоллитропин (ФСГ). Лютотропин (ЛГ) Пролактин Кортикотропин (АКТГ) Тиреотропин (ТТГ) Соматотропин (СТГ) …

Источник: https://forpsy.ru/works/zadacha/printsip-obyektivnosti/

Принципы психолого-педагогического исследования

Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль

В методологическом знании особенно важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности.

Разница между принципом и требованием заключается в том, что принцип должен иметь более глубокое и развернутое научное обоснование (выражать способ достижения целей на основе учета объективных закономерностей) и носить более обобщенный характер (быть применимым к исследованию всех ситуаций в данной сфере). Принцип всегда обязателен для исполнения.

Принцип объективности

Основополагающим принципом любого научного исследования является методологический принцип объективности.

Он выражается во всестороннем учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объектах, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснования исходных посылок, логики исследования и его выводов.

Принцип сущностного анализа

Соблюдение этого принципа связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

Педагогический процесс сложен, многофакторен и динамичен по своей природе. Поэтому важным требованием явления необходимость учета непрерывного измерения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом.

Функции многих элементов в процессе развития существенно меняются, а отдельные из них переходят в свою противоположность. Например творческие задания, повторенные на том же уровне сложности, превращаются в репродуктивные, детальные инструкции, из средства развития могут превращаться в препятствия, сковывающие развитие более высоких уровней самостоятельности и инициативы.

Многообразие влияний и воздействий различных факторов на психолого-педагогические процессы требует выделения основных факторов,  которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении (например  установлено, что микросреда, сфера личностного общения и взаимовлияние сверстников в процессе неформального общения оказывают определяющее влияние на подростков, что приводит к изменению укоренившихся представлений о возможностях школы и целесообразных сочетаний прямых и косвенных воздействий на формирование личности школьника).

Генетический принцип

Для психолого-педагогических исследований важно соблюдение генетического принципа, сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных и психологических особенностей человека в онтогенезе.

Принцип единства логического и исторического

При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяется.

 С генетическим подходом также связан принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта(генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический  анализ несостоятелен без изучения генезиса(происхождения, становления) объекта. Из этого принципа вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип концептуального единства

Одним из общих научных принципов является принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Этот принцип внутренне противоречив, принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются.

Системный подход

Системный подход основан на положении о том, что  специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером взаимодействия между элементами.

В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Существует пять положений, помогающих устанавливать свойства системных объектов и их совершенствования.

Принцип целостности

Следует обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам- то есть, соблюдения принципа целостности висследовании и очень осторожного подхода к вычленению в целях специального изучения отдельных сторон, элементов, отношений психолого-педагогического процесса.

Структуру воспитания и обучения можно характеризовать как динамическую. Целостное изучение комплексного явления педагогического процесса, предполагает очень осторожный подход к формализации, введению строго выраженных показателей и зависимостей, математизации отдельных компонентов и всего процесса.

Психолого-педагогическое исследование всегда комплексно, многоаспектно предполагает привлечения большого количества специалистов-психологов, социологов, врачей, педагогов и т.д. Из целостного подхода к изучению педагогического процесса вытекает требование сочетания аспектного, под определённым углом зрения, анализа с многоаспектностью, многоплановой интерпретацией результатов.

Деятельностный подход

Деятельностный подход является также конкретно-научным методологическим принципом. Он выражается в стремлении исследователей использовать положения теории деятельности в методике и интерпретации результатов.

Исследуется реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, который обеспечивает решение определённых жизненно важных задач. Человек выступает как активное начало, как субъект взаимодействия, выполняющий определённую последовательность разного рода действий, в том числе психических.

Все функциональные возможности психики включены и соподчинены решению задач осуществленной деятельности.

Источник: http://psyvsem.ru/obshchaya-psihologiya/principy-psixologo-pedag.html

Принцип объективности в науке

Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль

Современная наука утверждает, что человек может познавать окружающий мир исключительно благодаря его сознанию, воспринимающему предметы окружающей действительности и связывая их с определёнными образами и концептами.

При этом, данный тезис сложился очень давно и никогда не нуждался в дополнительных разъяснениях.

Однако, вместе с тем, остаётся вопрос, насколько образы, которые возникают в нашем сознании, аналогичны тому, чем они являются в реальности?

Итак, исходя из самого названия, несложно предположить, что данное словосочетание относится к понятийному научному аппарату.

Действительно, принцип объективности имеет место, по большей части, в мире точных данных, фундаментальных открытий и определённых значений.

Кроме того, именно этот принцип содержится в основе всякого исследования, определяя, тем самым, направление движения исследовательской мысли.

Таким образом, большая часть знаний человечества опираются на принцип объективности и может поэтому его считают ключевым моментом для достижения действительно эффективных результатов, а также совершения невероятных открытий.

Говоря о точном значении словосочетания, необходимо отметить, что во всякой области научного знания принцип будет обладать собственными уникальными особенностями, в зависимости от сферы исследования. Например, принцип объективности в исторических исследованиях будет кардинально отличаться от этого же способа познания при математических или физических расчётах.

При этом, на базовом универсальном уровне рассматриваемый принцип можно трактовать как полный отказ от субъективности во время проведения какого-либо исследования.

Проще говоря, в период работы над изучением определённого явления или события исследователь может оперировать лишь фактами, не прибегая к проявлениям личного отношения к предмету и полностью отбросив домыслы.

Такой научный подход необходим для получения «чистых», максимально точных данных в конце исследования, а, следовательно – для достижения самого качественного результата.

Само собой разумеется, что при существовании сознания, не менее реальными являются и принципы объективности. По крайней мере, именно к их использованию сводится всякий аналитический процесс и исследование.

Однако, не приходится исключать и влияние человеческого сознания, как познающего, так и создающего.

Кроме этого, для фактического соблюдения всех условий нужен ряд самых разнообразных факторов, самыми важными из которых являются:

  • объём понятийного аппарата исследователя;
  • уровень его подготовки;
  • специфика самого предмета, а также объекта исследования и пр.

Таким образом, этот способ можно охарактеризовать как методологический принцип, верное соблюдение условий которого является крайне важным для адекватности исследования.

Другими словами, объект исследования должен восприниматься наблюдателем таким, каким он выступает без человеческих представлений о нём.

Вместе с этим, при использовании принципа мы сталкиваемся с основной сложностью – ведь анализ ситуации, явления или предмета уже проводит человек, а стало быть, невозможно полностью исключить возможность влияния его сознания и внесения им корректив.

Виртуальные явления в реальном мире

Ещё одной сложностью на пути к достижению желаемого результата выступают явления, которые не находят проявления в реальном мире (например, филологические исследования, связанные с рассмотрением синтаксиса или языковых форм).

Итак, можно ли как-нибудь исправить ситуацию, если принцип объективности порой предполагает то, что вовсе кажется невозможным?  Современная наука отвечает на этот вопрос – возможно.

Любая из проблем может быть решена при условии наличия у исследователя объёмного багажа знаний о предмете его исследования, а также присутствием у него богатого понятийного аппарата.

В конце концов, не стоит забывать об информации, которая на момент исследования уже имеется в распоряжении исследователя. И совсем не важно, представляет она небольшую или огромную научную ценность для научного сообщества.

Конечно, время от времени, в научных кругах появляются споры об актуальности принципа объективности, противники которого приводят свои аргументы, касающиеся существования уникальных неописуемых ситуаций и вещей, но никто из них на сегодняшний день не смог опровергнуть или предложить аналоги базовой составляющей адекватности любого исследования – сопоставлению и анализу.

Лишь при использовании принципа объективности мы можем свести к допустимому минимуму субъективную оценку. При этом, очень важно во время проведения исследования отказаться от личностной оценки и не расценивать ситуацию или объект, оценивая их качество с собственной позиции, подменяя её фактами.

-лекция: Принцип объективности

Источник: https://fox-calculator.ru/nauka/printsip-obektivnosti/

Объективность и субъективность: в чем разница простыми словами

Принцип объективности: определение, особенности, функции и роль

«Ты не можешь быть объективным в этой ситуации», «Научись объективно оценивать свои возможности», «Это мое субъективное мнение» – знакомые выражения, правда? Мы употребляем их чуть ли не каждый день, но не все люди до конца понимают смысл ключевых понятий.

Да что уж тут скрывать, психологи, философы тоже до сих пор ведут споры о том, какая между ними разница, можно ли быть абсолютно объективным. Давайте разберемся во всем этом раз и навсегда.

Узнаем, что такое объективность и субъективность, что такое объективное мнение, как быть объективным.

Что такое объективность

Что значит слово «объективность»? Образовано от латинского objectum, что означает «предмет». Объективность – это способность воспринимать, анализировать события безоценочно, беспристрастно, без каких либо интерпретаций. Что значит «объективное мнение»? Это значит, непредвзятое, беспристрастное, безоценочное мнение.

Объективность – это свойство предмета (факт), оно не зависит от желаний, чувств, эмоций людей. Например, все законы природы, психики, наук относятся к объективности. Они работают вне зависимости от эмоций, опыта, убеждений, желаний человека. Они существуют и они такие, какие есть.

Что значит объективность

Рассмотрим определение понятия в разных словарях.

Объективность – что это в психологических энциклопедиях:

  • действительное существование предметов (явлений, процессов, свойств, отношений), которое не зависит от воли, сознания человека;
  • положение, согласно которому поведение человека всегда поддается внешним факторам и явлениям, которые можно измерить;
  • свобода от оценочных, ошибочных суждений, предрассудков;
  • способность проводить исследование, собирать информацию вне своих эмоций, предрассудков, не позволяя личным интерпретациям помешать.

Объективность в философии это:

  • принцип, подразумевающий признание действительности в ее реальных закономерностях, формах;
  • независимое существование вещей вне нашего сознания;
  • независимость событий от сознания, воли, желаний, вкусов, пристрастий человека.

Часто можно услышать такие словосочетания как «объективное отношение», «объективное решение». Что это значит? Объективное отношение – это непредвзятое отношение. То же, что объективный взгляд.

Например, все судьи, вынося приговор, сохраняют непредвзятое отношение. Объективное решение – это вывод о необходимых действиях, принятый на основе анализа информации из разных источников, фактов, явлений, свойств действительности.

В нашем примере это сам приговор.

Объективность: синонимы

Согласно всем рассмотренным определениям объективности, можно назвать следующие синонимы (по частоте использования, от самого популярного к менее популярным синонимам):

  • справедливость,
  • независимость,
  • честность,
  • предметность,
  • беспристрастность,
  • непредвзятость,
  • непредубежденность.

Раньше объективность рассматривали в негативном ключе и использовали такие синонимы как нелицеприятие, нелицеприятность.

Что такое субъективность

Она запрещает врачам лечить своих родственников, а психологам принимать своих знакомых. Она мешает нам трезво мыслить в стрессовой ситуации. Она – это субъективность. Означает предвзятое, эмоциональное, оценочное отношение к чему-либо.

Человек реагирует не на факты, а на свои эмоции, трактовку фактов и событий через свою систему ценностей, убеждений, суждений. Теперь понятно, причем тут запреты на лечение своих родственников, друзей: слишком высокий риск допустить ошибку. Боимся обидеть, навредить, потерять.

Волнуемся, переживаем, из-за этого в итоге ошибаемся.

Что такое объективное и субъективное мнение

Объективность и субъективность – это свойства, позволяющие воспринимать реальность беспристрастно или эмоционально (соответственно). Разберем подробнее, что значит объективное и субъективное мнение.

Очень часто, говоря «это мое субъективное мнение», мы подразумеваем «это мое личное мнение». На самом деле это не совсем так. Объективное мнение тоже может быть личным, каждое мнение человека личное.

Чем же отличается объективность от субъективности? Отличие в том, что объективное суждение не окрашено чувствами, эмоциями. Так что, это скорее то, что мы обычно называем «по факту» или «факт есть факт». А вот субъективное мнение – это оценочные суждения, наше отношение, наше чувственное восприятие. Отношение к ситуации с нашей «колокольни», исходя из тех знаний, опыта, что мы имеем.

Противоречие объективного и субъективного

Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое, субъективное мнение. Очень часто субъективные мнения разных людей противоречат друг другу. Это приводит к конфликтам, полемике, дискуссиям. Но в тоже время противоречие мнений помогает развиваться каждому из людей, всему обществу, науке.

«Он сделал это специально, чтобы обидеть меня», – кричит один человек. «Нет, он просто пошутил», – говорит другой человек.

Оба по-своему правы, но в чем истина? Истина в том, что один человек в присутствии тучного человека рассказал анекдот про толстых людей. Зачем оно это сделал: пошутил или хотел обидеть? Известно только ему.

Однако и его мнение является субъективным. Объективен факт: он сказал то-то и то-то, там-то и там-то, в присутствии тех-то и тех-то.

Единство объективного и субъективного

Объективность и субъективность неразрывны так же, как неразрывны объект и субъект. Последние существуют только рядом друг с другом. Так и вокруг какого-то явления всегда возникает множество различных мнений.

Единство субъективного и объективного лучше всего заметно в объективности информации. Это истинность, правдивость каких-либо данных. Однако объективной информация становится в результате сочетания множества субъективных мнений.

Объективность суждений формируется под влиянием следующих источников:

  1. Формальное и неформальное образование. С первыми истинами, законами мира мы знакомимся в детском саду, школе. Потом мы продолжаем получать информацию в университете. К этому присоединяется самообразование.
  2. Наука. Научные знания, исследования, итоги экспериментов и т.д. доступны всем желающим.
  3. СМИ. Самый влиятельный источник. Доступность изложения, множество субъективных мнений, широкая тиражированность – все это делает СМИ таким влиятельным источником информации.
  4. Коммуникативное взаимодействие с другими людьми. Инстинкт подражания присущ нам как биологическому виду. Именно поэтому мы прислушиваемся к другим людям, хотим быть «как все». Поэтому очень часто все, что говорят наши друзья, коллеги мы воспринимаем как истину.

Психологи выявили интересную закономерность: чем больше людей поддерживает какое-либо мнение, тем выше вероятность, что и другие люди начнут воспринимать его как истинное. Поэтому можно утверждать, что любое объективное мнение в той или иной степени является навязанным общественным мнением.

Таким образом, объективность и субъективность – это две противоположные формы восприятия мира. Субъективность – личное мнение. Объективность – выводы на основе анализа нескольких мнений, источников информации, фактов.

Объективность в философии

В философии под объективностью понимают совокупность множества субъективных мнений относительно чего-либо. Однако собрать все варианты невозможно, и уж тем более нельзя избежать противоречий.

Абсолютная истина (объективность истины) – это максимальное понимание происходящего. Но, как отмечают философы, достичь абсолютной истины нельзя.

На каждое объективное мнение всегда можно найти несколько столь же объективных возражений.

Сократов метод

Проблемой поиска истины занимались многие философы, но особый вклад внес Сократ. По его мнению, у каждого человека может быть своя правда, свое представление о чем-то, но истина всегда одна.

И складывается она из нескольких субъективных отношений.

То есть абсолютная истина, по Сократу, всегда находится где-то посередине между двумя противоположными точками зрения (между двумя относительными истинами).

Философ даже разработал свой метод для поиска истины. Его используют и сейчас для решения споров, дилемм, сложных задач. Слышали выражение «В споре рождается истина»? Как раз от Сократа оно и пошло. Он втягивал других людей в диалог, оспаривал их мнения, постоянно выдвигал новые предположения и факты, в итоге приходил к истине.

Метод Сократа – это метод беседы или диалога. Сам философ начинал их с небезызвестной фразы «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». При помощи фактов и легкой иронии Сократ оспаривал мнения оппонента до тех пор, пока второй участник не произнесет фразу «Ты совершенно прав, Сократ».

Объективность добра в этических представлениях Платона

Платон уделял особое внимание проблеме добра и зла (труды «Федон» и «Государство»). В своих трудах он определил, что такое объективное добро. И это совершенное общество.

Рассмотрим кратко теорию Платона. Она выделял три типа добродетели, три типа души человека:

  1. Разумная душа. Добродетель – мудрость, то есть истинное знание. Это правители, мудрецы, философы. Они видят истинные идеалы и стараются сделать все, чтобы приумножить добро.
  2. Эмоциональная душа. Добродетель – мужество, отвага, чувство долга. Это воины, охранники.
  3. Чувственная душа. Добродетель – физическая сила. Это простые рабочие, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон отмечал, что изолированный тип души не встречается. В каждом человеке живут все три типа, но какой-то один из них преобладает.

В то же время Платон выделял три сословия (от высшего к низшему): правители, воины и работяги. Характеристики те же (соответственно типам души от 1 к 3).

Цель государства и любого общества – достижение истины, справедливости, объективности. Это и есть добро. Добродетели (условия), которые помогают в этом:

  • мера во всем;
  • равноправие женщин и мужчин;
  • отсутствие у мудрецов и воинов семьи и частной собственности (чтобы не отвлекались от управления и охраны);
  • недоступность денег для высшего сословия (оплата натурой, чтобы не было соблазна накапливать средства).

Таким образом, если говорить коротко и просто, современным языком, то по Платону добро – это равноправие, профилактика коррупции, чувство меры у всех и во всем, строгое распределение ролей в обществе. Философы, психологи, социологи отмечают, что философские идеи Платона об идеальном государстве, объективном добре нельзя воплотить в жизнь.

Как стать объективным

Может ли объективность быть абсолютной? Нет, каждый человек в трезвом уме, ясном сознании и вменяемом состоянии не может быть совершенно объективным. Если мы находимся в сознании, то анализ любого события тесно связан с личным отношением.

Можно ли быть совершенно объективным

Наше мировоззрение, система ценностей, убеждения не могут пропустить что-то в первичном (истинном) виде. Отсюда и пошло выражение «Истина субъективна».

Однако мы можем максимально развить способность непредвзято оценивать действительность. Именно это помогает психологам, медикам, учителям, судьям выполнять свою работу.

Под объективностью обычно понимают способность человека отстраниться от ситуации, посмотреть на нее со стороны, с точки зрения наблюдателя.

Получая информацию, мы невольно вычленяем из нее то, что интересно нам в рамках личных убеждений, установок. Как же быть объективным? Обращать внимание на факты, цифры, даты, первоисточники и т.д. Например, кто-то говорит: «Он ехал с большой скоростью». Это субъективное мнение.

Другой человек относительно той же ситуации говорит: «Он ехал 90 км/ч». Это объективное мнение. Для кого-то такая скорость быстрая, для кого-то медленная, а для кого-то нормальная. Но по факту это просто 90 км/час.

Любое событие и любой факт нейтрален до тех пор, пока мы не пропустим его через свою систему ценностей.

Как быть объективным

Таким образом, чтобы быть объективным, нужно:

  1. Собрать как можно больше разных мнений. Помните, о чем мы говорили в разделе по философии?
  2. Найти первоисточник и проанализировать его.
  3. Дать себе время на осмысление. Когда эмоции утихнут, а информация усвоится, еще раз взглянуть на проблему.

Это универсальный план для любой ситуации, в которой нужно быть объективным.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/obektivnost

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: