Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

Содержание
  1. Как усыновить ребёнка из детского дома – порядок действий
  2. Почему люди хотят усыновить (удочерить) ребёнка?
  3. Каких детей можно усыновлять?
  4. Подготовка приёмных родителей к усыновлению
  5. Усыновление поэтапно: порядок прохождения процедуры
  6. Что такое школа для приемных родителей
  7. Для кого предназначена школа приемных родителей
  8. Цели Школы приемных родителей
  9. программы
  10. Где пройти обучение
  11. Законодательная база
  12. Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А
  13. Об авторах
  14. Предисловие. Из детдома — в семью
  15. О чем эта книга
  16. Об организации, опыт которой лег в основу книги
  17. Как изменялось отношение к детским домам
  18. Особенности детей из учреждений
  19. Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?
  20. Депривация: как меняется личность ребенка, лишенного семьи
  21. Записки для любящих родителей. Советы детского психотерапевта
  22. Адаптация ребёнка в новой семье
  23. Как лучше организовать первую встречу с ребёнком?
  24. Подготовка ребёнка к жизни в новой семье
  25. Закрытие I Международной научно-практической конференция по подготовке и сопровождению замещающих семей «Дома лучше»
  26. I Mеждународной научно-практической конференции по подготовке и сопровождению замещающих родителей «Дома лучше»
  27. Каждый ребенок заслуживает детства!
  28. Что такое школа для приемных родителей

Как усыновить ребёнка из детского дома – порядок действий

Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

Усыновление или удочерение ребёнка – поистине благое дело. Подарить счастье чужому малышу не слишком просто, ведь нужно доказать государству, что вы подходите на роль приёмных родителей. Процедура усыновления состоит из многих этапов, прохождения нескольких инстанций и долгого ожидания решения.

Эти трудности часто отпугивают потенциальных маму и папу, когда у них появляется мысль взять ребёнка в семью. Вы тоже смутно представляете себе порядок прохождения процедуры, но хотите воспитывать малыша из детдома? Ваша цель очень благородна, и мы нашли ответы на популярные вопросы, связанные с усыновлением.

Читайте нашу статью и узнаете все нюансы процедуры.

Почему люди хотят усыновить (удочерить) ребёнка?

Какой мотив у тех взрослых людей, которые решили усыновить ребёнка из дома малютки или другого детского учреждения для детей-сирот? Многие друзья и коллеги, безусловно, не поймут такого стремления, но и истинное благородство дано не каждому. Какие причины толкают мужчин и женщин стать приёмными родителями для маленького чуда:

  1. Невозможность иметь собственных детей. Большая часть приёмных родителей действительно не имеют родного ребёнка. Ведь одни люди легко могут зачать и выносить дитя, а другие по состоянию здоровья бросают бесплодные попытки и берут в семью чужого малыша. Такая причина усыновления или удочерения самая что ни на есть логичная. Счастье материнства и отцовства может обрести каждый, несмотря на отсутствие возможности иметь родное дитя. И мечта станет явью: в доме раздастся звонкий детский смех и топот маленьких ножек.
  2. Потеря родного ребёнка. Трагические случаи нередки в наше время, и, к сожалению, даже маленькие дети не застрахованы от беды. Если родители потеряли собственного ребёнка, то могут захотеть взять похожее дитя из детдома. В этом случае приёмный малыш является заместителем погибшего родного, что не очень хорошо сказывается на его психике. От него ожидают тех же умений, тех же проявлений чувств, как и от умершего ребёнка. Поэтому усыновителям, которые пережили подобную трагедию, придётся пройти тщательную психологическую экспертизу. В результате неё выяснится, действительно ли они готовы взять в семью чужого ребёнка и смогут ли выполнять свои обязанности.
  3. Любовь к детям. Некоторые люди хотят подарить счастье чужому ребёнку, причём наличие собственных детей не является для этого препятствием. Их благородство и добросердечность не имеют границ, что вызывает восхищение. Такой мотив усыновления является оптимальным как для родителей, так и для малыша.
  4. Корыстные побуждения. Государство поддерживает тех, кто решил стать усыновителями. Приёмные родители могут рассчитывать на различные льготы и субсидии. Поэтому некоторые люди решают взять в семью ребёнка из детдома, чтобы, так сказать, обогатиться. Подобные аферы зачастую раскрываются, ведь у окружающих людей есть глаза и уши. Если за ребёнком не ухаживают, не воспитывают, то это часто видно. Хорошо, когда дитя забирают из неблагополучной семьи, но многие несчастные малыши продолжают страдать от недобросовестности своих приёмных родителей.

Усыновители должны понимать, что, взяв в семью ребёнка из детского дома, они обретают не только права, но и обязанности. Воспитание малыша – большая ответственность, и далеко не каждый человек может с ней справиться.

Каких детей можно усыновлять?

Далеко не каждый малыш готов обрести новых маму и папу. Чтобы ребёнка можно было принять в семью, он должен отвечать определённым характеристикам. Какого именно ребёнка можно усыновить:

  • несовершеннолетнего (то есть в возрасте от 0 до 18 лет);
  • сироту (родителей больше нет в живых);
  • оставшегося без попечения родителей (из неблагополучной семьи / мама и папа пропали);
  • оставленного матерью в роддоме или найденного, чьи родители неизвестны.

Если биологических маму и папу ребёнка лишили родительских прав, то забрать его в другую семью можно только через полгода после этого события.

Малыша до десяти лет можно усыновить без его согласия, но дети старшего возраста имеют право голоса и не могут быть приняты в семью вопреки их желаниям.

Подготовка приёмных родителей к усыновлению

Бывает так, что мужчина и женщина очень хотят стать приёмными родителями, а когда в реальности оказываются наедине с усыновлённым малышом, понимают, что эта ноша им непосильна. Именно поэтому нужно пройти психологическую подготовку перед тем, как брать ребёнка в семью. Она состоит из нескольких частей:

  1. Обучение в школе приёмных родителей. Это обязательная ступень, без которой паре просто не выдадут разрешение на усыновление. Обучающие центры подобного плана в основном частные, поэтому перед прохождением специальных курсов обязательно нужно потребовать сертификаты. Всё обучение делится на три этапа: непосредственная психологическая подготовка, поиск малыша и сбор необходимых документов, разбор деликатных вопросов (тайна усыновления, наличие живых биологических родителей и другое).

От обучения в школе приёмных родителей освобождены близкие родственники ребёнка, желающие взять его в семью, его опекуны, а также лица, которые уже усыновляли или удочеряли в прошлом другого малыша.

  1. Самостоятельная моральная подготовка. Матерям и отцам собственных детей проще проникнуться чувствами. Ведь они наблюдают, как растёт малыш ещё в утробе, затем появляется на свет и с первых дней жизни привязывается к родным родителям. С приёмным ребёнком гораздо сложнее испытать материнский и отцовский инстинкт. Он может появиться гораздо позже, чем ожидается. Что же нужно, чтобы усыновить ребёнка и не пожалеть об этом? Важной составляющей подготовки к процедуре удочерения или усыновления является самостоятельная работа над собой и моральная подготовка. Большую помощь окажет качественная литература или прослушивание тематических психологических лекций.
  2. Собственно принятие решения. Усыновление ребёнка – настолько серьёзный поступок, что некоторые мужчины и женщины годами не берут в семью малыша, хотя в глубине души очень этого хотят. При принятии окончательного решения нужно ориентироваться не только на собственные желания, но и на возможности. Важно учесть и уровень доходов, и состояние здоровья, и размер жилплощади. Только после долгих размышлений потенциальные родители смогут сделать выбор, о котором они в дальнейшем точно не пожалеют.

Без предварительной моральной подготовки лучше не браться за усыновление или удочерение. Необдуманный поступок испортит жизнь не только приёмным родителям, но и малышу, у которого и так нелёгкая судьба.

Усыновление поэтапно: порядок прохождения процедуры

Многие потенциальные приёмные родители задаются вопросом: «Где можно усыновить ребёнка?». Основные учреждения, в которых находятся несовершеннолетние дети без родителей, – это дома малютки и детские дома.

Есть редкие случаи, когда люди усыновляют или удочеряют детей близких родственников (например, мужчина удочерил племянницу, так как его сестра и её муж погибли), не дожидаясь момента, когда их отдадут на попечение государства.

В любом случае всем приёмным родителям придётся пройти одни и те же этапы прохождения процедуры. Порядок усыновления следующий:

  1. Обращение в органы опеки и попечительства. В первую очередь необходимо обратиться в данную инстанцию по месту прописки. То есть постоянная регистрация на территории РФ – важное условие для одобрения усыновления (иностранцам в этом плане гораздо сложнее). Сотрудники органов опеки дадут потенциальным родителям направление на обучение, а также подскажут дальнейшие действия.
  2. Сбор документов. Какие документы нужны, чтобы усыновить ребёнка? В Постановлении Правительства № 275 содержится полный список необходимых бумаг. Он включает в себя копии паспорта, свидетельства о браке, выписку из домовой книги, справку о доходах, медицинскую справку о состоянии здоровья обоих усыновителей, согласие всех членов семьи на грядущее пополнение, а также сертификат о прохождении школы приёмных родителей. Если этих документов окажется недостаточно, то сотрудник органов опеки и попечительства в самое ближайшее время оповестит об этом кандидатов.
  3. Обучение. Одним из условий усыновления ребёнка является официальное обучение в специализированной школе. Список организаций, которые могут обеспечить потенциальных приёмных родителей необходимым уровнем знаний, предоставляют органы опеки и попечительства. В ряде регионов РФ есть возможность самостоятельного выбора такой школы, но лучше всё-таки придерживаться рекомендованного списка. В ходе обучения будущие мамы и папы получают базовый курс по медицине, детской психологии, юриспруденции и социализации детей. После прослушивания лекций обученные граждане сдают экзамен в виде теста и получают сертификат, который действует в течение двух лет.
  4. Получение заключения о возможности усыновления в органах опеки. На данном этапе нужно снова посетить первичную инстанцию, чтобы изъявить своё желание об усыновлении в письменном виде. Заявление должны подать оба супруга. Образец представлен ниже.

В органы опеки и попечительства

От Высокина Алексея Григорьевича

ул. Петровская, 8, тел. 22-55-66

Заявление гражданина, выразившего желание принять в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Источник: https://7razvodov.ru/usynovlenie/prava-roditelej-i-detej.html

Что такое школа для приемных родителей

Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными.

Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь.

Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

Для кого предназначена школа приемных родителей

Курс обучения разработан для следующих категорий лиц:

  • Кандидатов в замещающие родители;
  • Будущих опекунов и усыновителей;
  • Волонтеров, планирующих работать в детских домах и приютах;
  • Семей, собирающихся брать детей в гостевом режиме;
  • Опекунов и усыновителей, которые ранее не проходили подобной подготовки.

Школу приемных родителей могут посещать и те, кто взяв ребенка на воспитание, столкнулся с трудностями, с которыми не могут справиться самостоятельно.

Курсы ведут психологи, психотерапевты, юристы, рассказывающие о тонкостях воспитания несовершеннолетнего в приемной семье.

Для получения эффективного результата важен личный опыт, поэтому часто среди педагогов люди, имеющие положительный опыт воспитания приемных детей. В качестве преподавателя выступают и воспитатели, проработавшие несколько лет в приютах или детских домах.

Цели Школы приемных родителей

Занятия в ШПР разработаны для реализации следующих задач:

  • Психологическая подготовка кандидатов на усыновление для принятия ребенка в семью;
  • Воспитание умения преодолевать возникающие трудности в воспитании несовершеннолетнего;
  • Уметь находить сильные и слабые стороны свои и своих родственников;
  • Знакомство с нормами семейного права;
  • Изучение психологических и физиологических особенностей ребенка в разные возрастные периоды.

Занятия проводятся в форме тренингов, практикумов, семинаров. Кандидатам в усыновители предоставляется возможность не только получить знания от специалистов, но и поделиться собственным опытом друг с другом. По окончанию курса будущие родители смогут определиться в правильности своего решения, делают осознанный выбор в отношении пола и возраста ребенка, которого хотят взять в семью.

Существующая практика показала, что некоторые кандидаты в усыновители после посещения занятий отказываются от этого статуса или берут время на раздумье перед тем, как взять малыша. Такое поведение гораздо менее травмирующее по отношению к несовершеннолетнему, чем когда неготовые к этому семьи берут ребенка, а затем возвращают его в казенное учреждение.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются усыновители, считаются сложности в поведении детей, которые провели несколько месяцев (а иногда лет) в детском доме или интернате.

На курсах приемных родителей взрослых учат справляться с ними и сводить к минимуму появление возможных неприятностей.

Кроме того, кандидатам в усыновители рассказывают сложности в адаптации ребенка в новых условиях и способы сделать ее легче.

Школу приемных родителей должны посещать не только те, кто хочет усыновить детей старшего возраста, но и те, кто планирует взять малыша из дома малютки. В такой ситуации основной акцент делается на готовности взрослых нести ответственность за будущее ребенка, его воспитание и социализацию в обществе.

программы

Школы приемных родителей встречаются при органах опеки и попечительства, а также при Центрах психологической помощи. Знания, которые в них получают кандидаты в усыновители, условно делятся на 3 раздела: медицинские, юридические, психолого-педагогические.

курсов может незначительно различаться, но в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

  • Основы семейного законодательства России;
  • Психологическое и физиологическое развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Особенности родительских ролей;
  • Охрана здоровья несовершеннолетнего;
  • Последствия жестокого обращения в семье;
  • Адаптация ребенка в новой семье и др.

Единых требований курсов в Школе приемных родителей законодательно не установлено. Поэтому в разных регионах знания, которые получат кандидаты в усыновители, могут различаться. Но основная задача курсов заключается в том, чтобы подготовить будущих родителей к ответственности и свести к минимуму возможность, что впоследствии от ребенка откажутся.

Не все люди, принявшие решение взять малыша в семью, до конца понимают всю ответственность этого шага.

Психолого-педагогическая подготовкаПсихолого-педагогическая подготовка предназначена для того, чтобы помочь взрослым осознать причины этого желания и свою готовность к воспитанию чужого ребенка. Взрослые знакомятся с основами возрастной психологии. Это позволяет кандидатам на усыновлении лучше понимать особенности развития малыша на различных этапах взросления
Правовой разделПравовой раздел курсов предусматривает знакомство с основами семейного права. Будущим родителям рассказывается об основных законодательных актах РФ, регулирующих отношения между детьми и взрослыми. При этом объясняется различие между опекунством, усыновлением и другими формами оформления прав на несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей
Физиологические особенности детейВ Школе приемных родителей знакомят и с физиологическими особенностями детей на разных этапах. Цель данного раздела заключается в просветительской и профилактической работе по развитию малыша

Где пройти обучение

Психолого-педагогическую и правовую подготовку для того, чтобы взять в семью ребенка, можно пройти в государственных учреждениях, созданных с этой целью. Органы опеки, в которые следует обратиться кандидатам на усыновление, дадут направление на курсы и подскажут, где они проходят.

Занятия проводятся в удобное для будущих опекунов время, обычно в вечерние часы, в том числе и по выходным дням. По итогам обучения проводится аттестация.

Если испытание будет пройдено успешно, то будущим опекунам выдадут свидетельство установленного образца о том, что они готовы стать родителями.

В противном случае слушателям будет рекомендовано еще раз пройти курсы. В аттестационную комиссию включаются:

  • преподаватели;
  • сотрудники органов опеки;
  • юристы;
  • медицинские работники.

В коммерческих психологических центрах будущим усыновителям тоже можно посещать Школу приемных родителей, если в итоге они получат утвержденный документ, который примут органы опеки.

Достоинством таких курсов считается то, что кандидатам в опекуны даются более глубокие знания, ведь срок обучения может значительно превышать рекомендованные 72 часа.

Кандидаты на опекунство могут посетить не только обязательные занятия, но и дополнительные, где получат ответы на все интересующие вопросы.

Сотрудники Школы приемных родителей оказывают помощь в принятии решения о выборе ребенка. При необходимости оказывается помощь и после усыновления. Все консультации проводятся в конфиденциальном режиме, информация не разглашается органам опеки и другим посторонним лицам.

Специалисты организации стремятся не выявить возможные проблемы будущих усыновителей, а помогают с ними справиться. Работа Школы приемных родителей направлена на создание всех условий, позволяющих сохранить ребенка в семье.

К каждому слушателю курсов осуществляется индивидуальный подход.

Законодательная база

Источник: https://lawinfo24.ru/family/opeka/shkola-priemnyx-roditelej

Школа приемных родителей: принципы, устройство, документы. Полякова О., Орлова А

Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

Уважаемые читатели!

Перед вами чрезвычайно полезное методическое пособие.

Полезное и для специалистов, которые работают в сфере защиты прав детей, и для неравнодушных активистов, которые хотят помогать детям, нуждающимся в семейном устройстве, в том числе и путем создания и развития эффективных школ приемных родителей. Не просто школ, созданных для «галочки», а базирующихся на лучших технологиях и освещающих широкий спектр вопросов, жизненно важных для подготовки родителей к приему ребенка в семью.

С 2012 года обучение в таких школах стало обязательным для кандидатов в приемные родители.

По замыслу законодателей, правовая и психолого-педагогическая подготовка позволит потенциальным замещающим родителям лучше понять свои возможности, ресурсы, ожидания, разобраться в возрастных и психологических особенностях детей, лишенных попечения родителей, и, в конечном итоге, трезво и осознанно подойти к решению о приеме ребенка в семью. Но на практике качество образовательных услуг очень разнится в разных школах. Для того чтобы потенциальные усыновители из разных регионов нашей огромной страны имели равный доступ к знаниям, которыми они должны напитываться в такой школе, нужно постоянно повышать качество обучения и расширять здоровую конкуренцию в этой сфере. Тогда родители пойдут в школу не просто за документом для проформы, а действительно смогут получить информацию и навыки, жизненно необходимые для успешного приемного родительства.

Авторы последовательно рассказывают о создании школы приемных родителей, не оставляют за кадром ни один из этапов, ни из чего не делают секрета – напротив, дают буквально пошаговую инструкцию по тому, как правильно подойти к такой тонкой материи, как подготовка кандидатов в замещающие родители.

Книга написана простым и понятным языком, читается на одном дыхании. Здесь нет канцеляризмов и специального юридического сленга, который нуждается в переводе. Множество примеров, готовые образцы документов от практиков, работающих в одной из лучших школ приемных родителей в Москве, – еще одно немаловажное достоинство книги.

Мне кажется, что пособие станет прекрасным подспорьем для тех, кто верит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Полезного и приятного вам чтения, а после чтения – активных и последовательных действий на благо детей!

С уважением, Юлия ЮДИНА, директор БФ «Измени одну жизнь»

Об авторах

Ольга Борисовна ПОЛЯКОВА – директор Центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при Марфо-Мариинской обители милосердия.

Руководитель проектов по поддержке кандидатов в приемные родители, профилактике социального сиротства и т.п.

Эксперт Британского благотворительного фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (CAF-Charities Aid Foundation). Автор научных статей по социальной педагогике.

Алиса Анатольевна ОРЛОВА – журналист, специализируется на социальной и медицинской тематике. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета и Академию журналистики «Коммерсантъ».

Сотрудничала с порталами «Милосердие.ru», «Православие и мир», «Православие и современность», «Татьянин день» и телеканалом «Союз».

Один из авторов методического пособия «Как помогать просителям: работа церковной социальной службы» в серии «Азбука милосердия».

Предисловие. Из детдома — в семью

Самая правильная помощь

Дети без родителей – есть. Их много. По данным Министерства образования и науки РФ, в начале 2016 года в Федеральном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, находились сведения о 71,4 тысячи детей (Данные Министерства образования и науки РФ. Источник: минобрнауки. рф (электронный ресурс).

Долгое время в России помощь сиротам сводилась именно к помощи детским домам и интернатам, потому что большинство сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жили в детских домах.

И самой распространенной помощью было шефство, организация праздников, подарки.

Потом стали добавляться более прогрессивные виды помощи: забота о социальной адаптации детей, об их качественном образовании и творческом развитии, сопровождение выпускников и защита их прав и т.д.

Пока детские дома все еще существуют – нужно и это.

Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И  самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью.

Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1.

Реформа детских домов

Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа.

В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов.

Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г.

№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»).

Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей.

Семья для ребенка

Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей.

Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей.

Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям.

Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д.

К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи.

Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.

Замещающая семья. Когда возвращение в кровную семью невозможно – например, если родители продолжают злоупотреблять алкоголем или наркотиками и пребывание с ними ребенка опасно для его жизни и здоровья, – руководство учреждения, в которое помещен ребенок, обязано помочь устроить его в приемную семью.

Работа с кровной и замещающей семьей принципиально разная и по сути, и по методам. Наша книга расскажет вам о подготовке замещающих родителей, а именно – о создании школы приемных родителей.

Что такое школа приемных родителей

Для того чтобы приемные родители смогли заменить ребенку утраченную семью, одного их желания мало. Есть специфические проблемы, с которыми они столкнутся, и для их решения личного опыта недостаточно, даже если в семье есть дети. Когда речь идет о приемном ребенке, нужен опыт и помощь специалистов. Получить их можно в школе приемных родителей.

Школы приемных родителей действуют в России с 2000 года. С 2012 года обучение в них стало обязательным для всех, кто собирается взять ребенка на воспитание. Сейчас такие школы есть во всех регионах России.

За 2015 год в замещающие семьи передано более 42 тысяч детей, под предварительную опеку – почти 19 тысяч детей. Но ежегодно российские суды выносят десятки тысяч решений о лишении родительских прав. Например, в 2013 году были лишены родительских прав около 50 тысяч человек. (Данные РИА-новости, код доступа: http://ria.ru/society/20130322/ 928531964.html)

О чем эта книга

Усыновлять детей стали гораздо чаще и охотнее. Эта тенденция не может не радовать. Однако в детские дома тут же поступают другие дети из неблагополучных семей, где родители не справились с воспитанием.

Поэтому потребность в замещающих семьях для детей по-прежнему велика. Детские дома, как мы сказали, теперь должны содействовать устройству детей в семьи, но для учреждений это абсолютно новая и незнакомая сфера деятельности.

Между тем, создать школу приемных родителей можно и на базе детского учреждения.

Кроме того, есть много некоммерческих организаций, которые давно занимаются помощью детским домам и интернатам и «дозрели» до создания собственной школы приемных родителей.

Как создать такую школу? Чему обучать родителей? Какие нужны документы и специалисты, как построить занятия, как родителям встретиться со своими детьми, как поддержать выпускников школы, которые уже взяли ребенка в семью? Обо всем мы расскажем в нашем пособии. Также вы найдете в нашей книге программы обучения (основную и дополнительную), учебные планы и другие документы, которые понадобятся в работе школы приемных родителей.

Об организации, опыт которой лег в основу книги

В основе книги – опыт успешной работы одной из школ приемных родителей – Школы, являющейся частью Центра семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия.

В 2015 году эта Школа стала лауреатом Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста» в номинации «Школе приемных родителей города Москвы за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Награда присуждалась исходя из трех критериев: количество детей, принятых в замещающую семью выпускниками школы приемных родителей; взаимодействие школы с государственными детскими домами и отзывы выпускников.

Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия – совместный проект Марфо-Мариинской обители и службы помощи «Милосердие», организован в 2011 году.

Одно из основных направлений работы Центра – Школа приемных родителей (далее – Школа). В Центре работают социальные педагоги, психологи, юрист. Многие из специалистов сами являются приемными родителями.

За время существования центра Школу окончили более 300 человек. Всего было устроено в семьи 87 детей.

Кроме того, психологи и социальные педагоги Центра семейного устройства ведут индивидуальное консультирование семей, оказавшихся в кризисной ситуации и обратившихся за помощью.

С 2014 года департамент социальной защиты г. Москвы уполномочил Центр семейного устройства при Марфо-Мариинской обители милосердия осуществлять социальный патронат кровных семей и сопровождение замещающих семей.

Приоритет для Центра и Школы – семейное устройство детей из трех православных детских домов: Елизаветинского детского дома для девочек (с синдромом Дауна) при Марфо-Мариинской обители милосердия, Свято-Димитриевского детского дома для девочек и Свято-Софийского детского дома для детей-инвалидов. Все три учреждения являются проектами православной службы помощи «Милосердие».

Как изменялось отношение к детским домам

Ответ на вопрос «зачем ребенку семья» – это еще и ответ на вопрос «чем плох детский дом». Действительно, почему важнее не улучшать детский дом, а найти ребенку семью?

Осознание факта, что учреждение – не место для ребенка, с разной скоростью и в разные сроки происходило во всем мире. Впервые о том, как влияет на малыша разлука с семьей, ученые задумались в ХХ веке.

В 1969 году в Англии сняли документальный фильм «Джон». Один из авторов фильма, Джеймс Робертсон, был соцработником и входил в исследовательскую группу, изучавшую влияние на маленьких детей разлуки с родителями. Герой фильма, полуторагодовалый Джон, спокойный и ласковый мальчик из хорошей семьи, провел девять дней в доме ребенка, пока его мама была в роддоме.

Ученые были поражены тем, как повлиял на Джона этот опыт. За короткое время спокойный малыш превратился в затравленного зверька, он стал недоверчивым, плаксивым, робким. Когда мама вернулась, он уже не мог доверять ей так, как прежде. Все эти изменения происходят на глазах у зрителей.

Фильм «Джон» вызвал бурное обсуждение и в итоге изменил систему помощи детям в Великобритании.

Особенности детей из учреждений

То, что произошло с Джоном, специалисты называют депривацией (лат. deprivatio – потеря, лишение).

Это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворять насущные жизненные потребности, например такие, как общение с матерью для маленького ребенка.

Влияние депривации тем сильнее, чем дольше ребенок находился в учреждении. Младенцы, которых не брали на руки, не обнимали, не разговаривали, игнорировали их плач, недополучают важнейших для развития импульсов.

Портрет «типичного детдомовца» нарисовать невозможно, у каждого ребенка свои индивидуальные особенности и жизненная ситуация: есть отказники, попавшие в дом ребенка из роддома и не имевшие опыта жизни в семье, а есть дети, изъятые из неблагополучных семей. Но все же продолжительное время, проведенное в детском доме, вырабатывает в них некоторые сходные черты:

– проблемы со здоровьем и отставание в развитии, как физическом, так и психическом;

– сложность в установлении тесного эмоционального контакта со взрослым. Эти сложности связаны и с разрывом кровных связей, и с отсутствием у детей «персонального» взрослого. Такие сложности называют нарушением привязанности;

– потребительское отношение к взрослым: дети видят в них обслуживающий персонал. Например, дети не понимают, что взрослые могут болеть;

– размытость понятия «свое» и «чужое»: все общее и коллективное;

– отсутствие личного мнения и личной ответственности: во всем виноват кто-то другой, решения в жизни ребенка принимают другие, он не имеет своего мнения, не умеет делать выбор, легко соглашается, легко попадает под влияние, особенно негативное.

Главный психологический итог пребывания ребенка в учреждении – базовое недоверие к миру.

Пример. «Пришелец» из интерната (рассказ приемной мамы о появлении в ее многодетной семье ребенка из коррекционного интерната): «У нас поселился инопланетянин. Он просыпается в одно и то же время. Ровно в 8.30 он должен приступить к завтраку. На завтрак должна быть манная каша, так его научили там, на другой планете.

Гренки с сыром и какао с мороженым не принимаются. Компот, кефир, молоко, чай – весь его список. Говорил он короткими фразами, на вопросы отвечал односложно. Если что-то было нужно – хныкал. При первых капризных звуках мы говорили: ”А тем, кто капризничает, печений на полдник не будет. Только вафли и пряники“.

В ту же секунду наступала тишина, слезы высыхали.

Источник: https://azbyka.ru/deti/shkola-priemny-h-roditelej-printsipy-ustrojstvo-dokumenty-polyakova-o-orlova-a

Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

Психологическая подготовка приемных родителей. Как усыновить ребенка?

Психолог, специалист по семейному устройству Людмила Петрановская рассуждает о тайне усыновления.

Просто посыпались тяжелые ситуации с подростками с тайной усыновления. И, конечно, там всегда не только в тайне дело. Но со всем остальным можно работать. А с проблемами, вызванными тайной – ничего не сделаешь. Открывать ее в этом возрасте, да еще на фоне конфликтов и кризиса в отношениях – рискованный ход с непредсказуемыми последствиями.

Как же всем начинающим приемным родителям хочется сказать: пожалуйста, я вас очень прошу, не делайте этого!

Депривация: как меняется личность ребенка, лишенного семьи

В результате психической депривации у сирот интенсивно формируются принципиально иные, «неличностные» механизмы, позволяющие им приспособиться к жизни в детском доме и тем самым заменяющие им личность. Если ребенок пробыл в сиротском учреждении достаточно долго, эти изменения необратимы. (далее…)

Записки для любящих родителей. Советы детского психотерапевта

Любимые и дорогие родители, позвольте представить вам маленькие тезисы — наброски наших размышлений для так необходимой внутренней работы над собой в то время, когда вы думаете о принятии в семью ребенка и выстраивании отношений с ним.

Всегда важно помнить, что дети к нам приходят для того, чтобы мы поделились с ними своим опытом, переживаниями, чувствами. Чтобы подарили им крылья — для полета и свободы, и корни — для того, чтобы верить в себя и окружающих и найти себе место в жизни.

Адаптация ребёнка в новой семье

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью.

Статистика свидетельствует, что 60–70 % детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан.

Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

Как лучше организовать первую встречу с ребёнком?

Нам известно, что многие специалисты органов опеки придают большое значение первой встрече с ребенком, и иногда именно она является критерием успешности подбора. Если ребенок идет на контакт с кандидатами, значит, усыновление можно оформлять.

Однако специалисты, работающие в зарубежных центрах по усыновлению, специалисты детских учреждений, передающих детей на патронат или в приемную семью, имеют иной взгляд.

Подготовка ребёнка к жизни в новой семье

Детям-сиротам, живущим в приюте или детском доме, приходится из условий, к которым они привыкли, переезжать в другие, в частности, в новую семью.

Статистика свидетельствует, что 60-70 % детей, лишенных родительского попечения, устраиваются в семьи как российских, так и иностранных граждан.

Сотрудники детских учреждений (детского дома, приюта, больницы, дома ребенка) постоянно наблюдают, как переживает ребенок изменения в уже сложившемся образе жизни.

Закрытие I Международной научно-практической конференция по подготовке и сопровождению замещающих семей «Дома лучше»

Завершилась «I Международная научно-практическая конференция по подготовке и сопровождению замещающих семей «Дома лучше». Современный опыт и перспективы». Она собрала более 400 участников, приехавших не только из Российской Федерации, но и из Казахстана и Республики Беларусь. [. ]

I Mеждународной научно-практической конференции по подготовке и сопровождению замещающих родителей «Дома лучше»

На-ча-лось! Дан старт «I Mеждународной научно-практической конференции по подготовке и сопровождению замещающих родителей «Дома лучше». Современный опыт и перспективы». Увы, не все желающие смогли приехать, но по нашим предварительным подсчетам в отель «Азимут» прибыли почти [. ]

Каждый ребенок заслуживает детства!

Поддержите наш фонд и помогите детям-сиротам найти любящие семьи!

© Благотворительный фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут». Все права защищены и охраняются законом. Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только с разрешения администрации.

Фонд «Дети ждут» занимается профилактикой отказов от детей и содействием семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей: переподготовкой специалистов сиротских учреждений для профилактики депривационных расстройств у детей; подготовкой приемных родителей на базе собственной школы для приемных родителей; психологическим сопровождением приемных семей; содействием социализации приемных детей; профилактикой отказов от детей неблагополучных матерей-одиночек, имеющих сиротский опыт.

Что такое школа для приемных родителей

В России большое количество детей-сирот, которые нуждаются в новой семье и любящих родителях. Многие бездетные пары принимают решение усыновить малыша и стать ему родными.

Но важно помнить, что перед таким серьезным шагом необходима специальная психологическая помощь.

Школа приемных родителей предназначена для подготовки кандидатов на усыновление к решению взять ребенка в семью и нести ответственность за его дальнейшую судьбу.

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: