Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Содержание
  1. Северный морской путь: маршрут, история освоения и ближайшие экспедиции
  2. Маршрут Северного морского пути
  3. История освоения Северного морского пути
  4. Экспедиции по Северному морскому пути
  5. Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути
  6. Чем знаменит морской путь, что идет через Север
  7. Главные порты
  8. Проблемы развития СМП
  9. Интерес со стороны других стран
  10. Об администрации СМП
  11. Правила судоходства
  12. Трасса СМП
  13. Атомные ледоколы на СМП
  14. Экономические перспективы
  15. Роль государства
  16. Внимание со стороны Китая
  17. Президент России о СМП
  18. Значение СМП для России
  19. Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?
  20. Изменилось ли что-то сегодня?
  21. Перспективы использования Северного морского пути
  22. Северный морской путь в цифрах и фактах
  23. Проблемы эксплуатации Северного морского пути
  24. Что в итоге?
  25. Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте
  26. Что такое Северный Морской Путь
  27. Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
  28. Значение СМП для России и других стран мира
  29. История освоения Северного Морского Пути
  30. Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
  31. Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
  32. Северный морской путь: упущенная возможность?
  33. Что такое Северный морской путь?
  34. Плюсы и минусыСеверного морского пути
  35. ПлюсыСеверного морского пути:
  36. МинусыСеверного морского пути:

Северный морской путь: маршрут, история освоения и ближайшие экспедиции

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий.

Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года.

Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.

Маршрут Северного морского пути

Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.

Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км.

Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан.

Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!

Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана.

За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента).

Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.

В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.

История освоения Северного морского пути

Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния.

Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий.

Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту. 

Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область).

В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы.

Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.

Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут.

Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали.

Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.

Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году.

Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы.

До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.

Экспедиции по Северному морскому пути

До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.

https://www.youtube.com/watch?v=bxHobSVgn_0

Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено.

Например, в ближайшую экспедицию по Северному морскому пути, которая состоится в августе 2021 года, сможет отправиться только 100 человек (по 50 на каждый проход).

Если вы всегда мечтали увидеть за одну поездку всю Арктику и пройти легендарным маршрутом, то стоит поторопиться!

Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:

  • главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
  • гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
  • заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
  • старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
  • самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.

Вся поездка займет 27 дней. Причем отправиться в нее можно как из Анадыря в Мурманск, так и на обратном пути из Мурманска в Анадырь. Сопровождать группу будут профессиональные гиды и ученые.

Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включает научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона.

В свободное время на корабле туристы могут отдыхать в лаунж-зоне, баре или библиотеке.

Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:
 

Ловите еще больше идей самых необычных путешествий — смотрите нашу коллекцию круизов. Если нужна помощь с выбором, звоните по тел. +7 (495) 104-64-36 или пишите на go@russiadiscovery.ru

Источник: https://www.RussiaDiscovery.ru/news/severnyi_morskoi_put/

Северный морской путь. Порты Северного морского пути. Освоение, значение и развитие Северного морского пути

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Россия владеет значительными морскими территориями в Арктике. Через эти просторы пролегает Северный морской путь (СМП) – уникальная судоходная магистраль с интересной историей и очень большими перспективами.

Чем знаменит морской путь, что идет через Север

Северный морской путь считается главной и важнейшей магистралью российского судоходства в Арктической зоне. Он идет по морям, впадающим в Северный Ледовитый океан. Данная морская магистраль соединяет порты, расположенные в Европейской и Дальневосточной частях России.

Начало Северного морского пути – в Карских Воротах. Заканчивается магистраль в Бухте Провидения. Общая длина Северного морского пути – порядка 5600 км, впервые все это расстояние прошла шведская мореплавательная экспедиция, возглавляемая Норденшельдом, в 1878-79 годах.

Северный морской путь активно использовался советскими мореходами в 1940-80-х годах. В 70-х по этой магистрали стали ходить ледоколы. После распада СССР здесь стали часто появляться зарубежные суда.

Крупнейшие порты Северного морского пути находятся в Игарке, Диксоне, Тикси, Дудинке, Певеке и Провидении.

Управление навигацией осуществляет Департамент морского транспорта РФ (при СССР это делал Главсевморпуть, а затем Министерство морфлота).

Главные порты

Северный морской путь начинается в Баренцевом море. Затем он продолжается в акватории других морей – Карского, Лаптевых, а также Восточно-Сибирского и Чукотского. В каждой из акваторий располагаются ключевые порты Северного морского пути.

Сначала это Мурманск, Архангельск, восточнее – Диксон, в районе Енисейского залива суда проходят через Дудинку и Игарку, заходя в море Лаптевых – через Нордвик, затем Тикси (дельта Лены), Амбарчик (устье Колымы), а также Певек и порт в Провидении.

Перечисленные объекты судоходной инфраструктуры, которые расположены у устья крупных рек, выполняют функцию перевалочных пунктов для судов грузового назначения. Северный морской путь – это магистраль, по которой перевозится лес, продукция машиностроения, уголь, стройматериалы, продукты питания, пушнина. Порты на Северном морском пути приспособлены к приему крупных ледокольных судов.

Проблемы развития СМП

Эксперты считают, что модернизация инфраструктуры российской Арктики потребует значительных финансовых и трудовых вложений.

Нужно будет совершенствовать работу служб по гидрографии и метеорологии, налаживать систему воздушной разведки движения льдов, создавать государственные структуры, ответственные за экологический контроль. Необходимо увеличивать ресурсы МЧС, улучшать инфраструктуру портов.

Кроме того, полагают аналитики, есть много нерешенных вопросов касательно нормативно-правовой базы, регулирующей движение судов по трассам СМП.

Во многом этот аспект определит привлекательность магистрали для иностранных инвесторов – причем не только в сфере грузового судоходства как таковой, но также и в смежных сегментах. Таких как, например, арктический туризм.

Есть много желающих совершить путешествие к Северному Полюсу, и компании из России могут стать крупнейшими в мире поставщикам подобных туристических сервисов.

Интерес со стороны других стран

По мнению ряда экспертов, освоение Северного морского пути считает своей прерогативой не только Россия, но также и ряд других стран. Прежде всего речь идет о крупных державах Азиатско-Тихоокеанского региона – Китае и Индии.

Интерес проявляют и небольшие, но влиятельные государства – такие как Сингапур. Ряд российских чиновников полагает, что нужны законодательные нормы, регулирующие движение морского транспорта для зарубежных судоходных компаний.

Ситуация, полагают эксперты, может быть осложнена позицией США, которые не считают, что ключевые акватории Северного морского пути находятся исключительно в российской юрисдикции.

Более того, по вопросам правового регулирования магистрали даже в России нет единого мнения.

Но есть юристы, которые уверены, что РФ имеет полное право управлять проходом судов по Северному морскому пути благодаря нормам Конвенции ООН по морскому праву, установленным в 1982 году.

Об администрации СМП

Главный государственный орган, который призван регулировать порядок плавания в СМП – это Администрация Северного морского пути, центральный кабинет которой расположен в Москве.

Согласно нормам российских законов, судоходство в акватории этой магистрали осуществляется в разрешительном порядке. Владельцы судов должны заранее подавать заявление на использование вод СМП.

Администрация Северного морского пути рассматривает его и принимает решение о выдаче разрешения или отказе в нем.

Интересно, что процедура подачи заявления довольно осовременена: документы можно направлять в электронном виде, и притом на английском языке, что очень удобно для зарубежных мореплавателей. Администрация СМП рассматривает заявление до 10 рабочих дней и размещает свой ответ (решение о том, выдавать или не выдавать разрешение) на официальном сайте.

Правила судоходства

Северный морской путь России – магистраль, где существуют правила судоходства, определяемые законодательством РФ. Очень многие требования имеют отчетный характер. Например, если судно следует по СМП и пересекает Западный (Восточный) рубеж, то раз в сутки капитан корабля должен отправить в Администрацию Северного морского пути ключевые сведения о своем судне.

Среди них – географические координаты корабля, планируемое время нахождения в акватории СМП, точный курс, скорость, а также информация о наличии на пути следования судна льда.

Капитан корабля обязуется немедленно оповестить Администрацию СМП об обнаруженных источниках загрязнения окружающей среды.

Те виды судов, которые не могут двигаться в условиях плотной концентрации льда, должны согласовывать свои действия с ледокольным флотом и находиться на постоянной связи с администрацией СМП, чтобы при необходимости следовать указаниям по дальнейшему движению.

Трасса СМП

Некоторые мореплаватели предпочитают не оперировать таким термином, как трасса Северного морского пути, заменяя его понятием «площадь». Масштабы СМП, таким образом, простираются в рамках территориальных вод широтой в 12 миль и экономической зоны свободного движения судов длиной в 200 миль. Площадь СМП – от Карских Ворот до Берингова пролива.

Северный морской путь, по версии ряда мореплавателей – это комплекс из нескольких судоходных трасс.

Их конкретная протяженность не имеет постоянной величины и зависит главным образом от сезонных изменений в толщине и расположении арктического льда. Северный морской путь – это более 70 крупных портов и пунктов.

Есть сразу несколько районов России (Чукотка, морской берег Якутии и прилегающие регионы), для которых СМП – единственная магистраль, связывающая их с остальными частями страны.

Атомные ледоколы на СМП

В силу географических и климатических особенностей движение судов по Северному морскому пути невозможно без участия ледокольного флота. Сейчас по СМП ходят 6 атомных ледоколов.

Этот флот обеспечивает стабильность функционирования всей морской магистрали и решает задачи, связанные с облегчением доступа к регионам Крайнего Севера России, а также арктическому шельфу. По мнению некоторых экспертов, ледокольный флот РФ – гарант национальной безопасности страны.

Как таковая ледокольная проводка кораблей идет на протяжении 8000 миль – начиная от Мурманска и заканчивая Владивостоком. Собственно, две крупнейшие компании, осуществляющие судоходство в СМП, зарегистрированы в этих двух городах. По мнению ряда экспертов, ледокольный флот России нужно увеличивать.

Это позволит повысить экономическую рентабельность магистрали, создать новые рабочие места в регионах СМП, улучшить ситуацию с миграцией населения с Севера.

Экономические перспективы

По мнению ряда экспертов, СМП должен стать конкурирующей магистралью для Суэцкого канала и других крупнейших мировых объектов морской инфраструктуры.

По оценкам некоторых аналитиков, максимальная пропускная способность СМП – порядка 50 млн тонн грузов в год.

Сами мореплаватели считают, что СМП будет с каждым годом все более востребованным – особенно на фоне роста активности нефтяных и газовых компаний в регионах Ямала и Арктики.

Важную роль в эффективном использовании магистрали, как полагают мореплаватели, должны сыграть частные инвесторы. Динамика достаточно оптимистична: если в 2010 году по СМП прошло только 4 крупных судна, то в 2011-м – 34, а в 2012-м – уже 46. Эксперты полагают, что есть все основания ожидать дальнейшего роста активности судоходных компаний в акватории СМП – как российских, так и иностранных.

Роль государства

По мнению ряда аналитиков, до начала 2000-х годов Россия уделяла очень слабое влиянию развитию Арктики в целом и Северного морского пути в частности. Однако в последние годы государство ощутимо активизировалось в этих направлениях. Стали появляться новые законы, подниматься вопросы, актуальные для развития регионов, прилегающих к СМП.

Эти тенденции, полагают эксперты, во многом связаны с большой исторической ролью России в Арктике, стремлением государства вернуть былое влияние в регионе. В 2008 году Президентом был подписан важнейший документ – «Основы государственной политики России в Арктике до 2020 года».

Северные районы РФ в нем обозначены как один из ключевых стратегических резервов развития страны. В некоторых источниках СМП называют объектом национальной транспортной коммуникации. Есть еще один источник права – «Стратегия социально-экономического развития Сибири», принятый в 2010 году.

Там отмечается, что эффективное использование ресурсов СМП – ключевой фактор успешного экономического строительства в Сибирском регионе.

Внимание со стороны Китая

Один из наиболее активных зарубежных игроков в отношении судоходства в акватории СМП – Китай, партнерство с которым Россия в последние годы считает особенно приоритетным.

Осенью 2013 года некоторые эксперты отметили интересный прецедент, связанный с проходом через Северный морской путь судна Yong Sheng.

Выяснилось, что корабль, предпочтя идти через российскую магистраль, выиграл порядка двух недель в сравнению с тем, если бы поплыл через традиционный для китайских мореходов маршрут в Индийском океане через Суэцкий канал.

Разумеется, это не могло не сказаться на дальнейшем росте заинтересованности судоходных компаний из КНР в использовании столь привлекательного маршрута. Сотрудничество в рамках судоходства в акватории СМП активно обсуждается между КНР и Россией на правительственном уровне.

Президент России о СМП

Заинтересованность государства в более интенсивном и эффективном развитии Северного морского пути прослеживается на примере позиции Президента страны. Владимир Путин поручил исполнительным органам вывести к 2015 году оборот на магистралях СМП до 4 млн тонн.

Для этого будет ускорен процесс введения в строй новых судов, способных ходить в условиях льда, а также ледоколов – атомных и дизельных. Президент отметил, что нужно модернизировать инфраструктуру связи, морской навигации, технического обслуживания судов.

Глобальная цель – превратить магистраль в привлекательное для частных компаний России и зарубежных стран направление.

От того, насколько успешным будет освоение СМП, отметил глава государства, зависит то, как Россия в дальнейшем сможет продвигать собственные национальные интересы в Арктике.

Значение СМП для России

Поручения Владимира Путина вполне соответствуют общему правительственному курсу в отношении того, как должно осуществляться развитие Северного морского пути.

Экономическое развитие сразу нескольких регионов России зависит от того, насколько успешным будет строительство инфраструктуры СМП – особенно это касается Архангельской области, Сибири. По мнению ряда аналитиков, значение Северного морского пути для России сложно переоценить.

Для нашей страны СМП – не только перспективная морская магистраль, но также и инструмент, который позволит решать очень многое в арктическом регионе.

Поэтому даже если экономически Северный морской путь не станет столь рентабельным, как этого ожидают власти, то, полагают эксперты, правительству страны нужно будет продолжать инвестировать в инфраструктуру портов и строить ледоколы – превращать, если это будет необходимо, СМП в стратегический плацдарм для национальной обороны.

Источник: https://FB.ru/article/146776/severnyiy-morskoy-put-portyi-severnogo-morskogo-puti-osvoenie-znachenie-i-razvitie-severnogo-morskogo-puti

Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня какой-либо глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.

Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи.

И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.

Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.

Поразительно — Россия, омываемая 13-ю морями и 3-мя океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы».

Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из 13-ти морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод.

Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов1, первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» 4-м.

Изменилось ли что-то сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад2. Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет3.

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде»4.

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна.

К 2020 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью).

К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Перспективы использования Северного морского пути

По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов5. Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь.

Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль.

Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.

Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий.

Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций и т. п. возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена.

При этом трудно представить чтобы какая-то сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.

Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе.

(Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.

) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.

Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км.

Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут Шанхай-Гамбург через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал.

Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом.

 В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок.

В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) – Мурманск – Архангельск – Мезень -Нарьян-Мар – Варандей – Амдерма – Сабетта – (Игарка) – Дудинка – Диксон – Хатанга – Тикси – Зеленый мыс – Певек – Мыс Шмидта – Провидения – (Эгвекинот – Анадырь -Петропавловск-Камчатский – Магадан – Корсаков – Ванино – Находка – Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга – аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году – беспрепятственно, остальное время – в сопровождении атомных ледоколов. 

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль6) льды по-прежнему покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов.

Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2020 году три из них будут списаны.

Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса ЛК-60 планируется к выпуску лишь в 2017 году.

(Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах месяца-двух, что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу.

Арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую поисково-спасательную систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги.

Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене.

Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.

пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», «что-нибудь обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда какая-то идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.

Источник: https://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/

Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок.

СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье.

Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.

статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок.

Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы.

Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче.

Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда.

Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием  атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации.

В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута.

Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море.

Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

  • порт Мурманск
  • порт Архангельск
  • порт Нарьян-Мар
  • порт Варандей
  • порт Саббетта
  • порт Игарка
  • порт Дудинка
  • порт Диксон
  • порт Хатанга
  • порт Тикси
  • порт Певек
  • порт Беринговский
  • порт Петропавловск-Камчатский
  • порт Владивосток

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

  • значительная экономия на топливе
  • сокращение времени перевозки
  • сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
  • отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
  • низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
  • отсутствие пиратов

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 35 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века.

Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф.

Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд.

Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов.

Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского  месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн.

При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию.

После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот.

Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола.

Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Источник: https://Tyulyagin.ru/budushhee/severnyj-morskoj-put.html

Северный морской путь: упущенная возможность?

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути
Image Credits to Wikipedia

Северный морской путь с недавних пор часто появляется в морских и международных новостях.

Дело в том, что СМП – это более короткий путь из Азии в европейские порты; и с таянием льда в Арктике он становится судоходным круглый год.

Тем не менее, лидеры отрасли один за другим отказываются от использования удобного маршрута, а новые санкции США против COSCO еще больше подрывают коммерческие перевозки в регионе. Мы попытались выяснить, чем манит  и  каковы опасности Севморпути.

Что такое Северный морской путь?

СМП является международным судоходным маршрутом, соединяющим Северную Атлантику и Тихий океан через Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.

Большая часть пути проходит под российской юрисдикцией (5600 км), поэтому местный топоним Северный морской путь (the North Sea Route, NSR) получил международное распространение.

Другое название маршрута –  Северо-восточный проход (the Northeast Passage, NEP).

Что касается расстояний, то Севмопуть значительно короче традиционного выбора навигаторов –  через Суэцкий канал. Например, из Шанхая в Роттердам через СМП всего 8 046 морских миль по сравнению с 10 557 милями через Суэцкий канал (на 24% короче). Путь из Иокогамы в Роттердам можно сократить уже на 37% , и т.д.

Известно, что поморы, коренной народ севера России, совершали проходы по частям Севморпути, начиная с 11-го века. Однако целиком его впервые прошел только в 1878 -79 годах финский исследователь Adolf Erik Nordenskiöld.

Плюсы и минусыСеверного морского пути

По прогнозам ученых, к 2050 году средняя температура на планете повысится на 3 – 5 градусов по Цельсию, что приведет к масштабному таянию арктических льдов. Однако ледовый покров уже значительно уменьшился. Еще в конце августа 2008 года научно-исследовательский спутник NASA Aqua сфотографировал таяние последнего большого ледяного скопления в море Лаптевых.

В 2009 году немецкая компания Beluga-group  рискнула пройти Севморпуть без помощи ледоколов и срезала 4000 морских миль на пути из Роттердама в корейский порт Ульсан. Итак, каковы преимущества и недостатки использования короткого маршрута?

ПлюсыСеверного морского пути:

  • Более короткое расстояние от азиатских до европейских портов, что дает возможность экономить на топливе и других расходах. Так, президент Beluga Shipping заявил, что в тот рейс на каждое судно потратили на 300 000 евро меньше, чем обычно.
  • Россия не берет плату за проход по своей части Северного морского пути, а это значительная часть маршрута (3024 морские мили). Для сравнения: власти Суэцкого канала взимают около 300-400 тысяч долларов США за проход контейнеровоза или сухогруза среднего размера.
  • В регионе нет пиратства.

    Побережье малонаселенно, поэтому шансы встретить здесь диких животных, гораздо выше, чем людей. Предпочтительный выбор для моряков, по сравнению с нестабильным побережьем Восточной Африки.

  • Для прохода по Севморпути нет очередей.

    С таянием льдов, в летние месяцы маршрут можно покорить самостоятельно; а зимой российские атомные ледоколы могут сопровождать коммерческие суда, пробивая арктический лед толщиной в 2,25 метра и оставляя за собой проход в 33,5 метра (ледоколы класса «Арктика»).

Image Credits to neftegaz.

ru

Кроме того, сейчас Россия строит ледоколы нового поколения. Ледоколы класса «Лидер» смогут проходить через лед толщиной до 4-х метров и оставлять позади коридор шириной 60 м.

  • Красоты дикой природы Севера. Возможно, это – не традиционный аргумент в выборе судоходного маршрута, но арктическая природа, точно, станет наградой для каждого, кто рискнет отправиться в эти широты. Белые медведи, моржи и тюлени, белухи и разнообразие арктических птиц запомнятся навсегда.

Так, например, компания Silversea Cruises стала первой, кто организовал круизы класса – люкс через Севморпуть. Первый рейс прошел с 10 августа по 5 сентября 2019 года.

Гости на борту лайнера Silver Explorer преодолели 5 000 морских миль между городом Ном (Аляска, США) и Тромсё (Норвегия), посетили 27 дестинаций в США, России и Норвегии.

Главной темой круиза стала первозданная красота северной природы.

МинусыСеверного морского пути:

Image Credits to kipish_fon

  • Непредсказуемые ледовые условия. Термин «свободный ото льда» не означает, что на всем протяжении Севморпути не встречается льдин. Оптимистичные прогнозы только гарантируют, что там нет крупных глыб. Тем не менее, проход по-прежнему замерзает в зимние месяцы, требуя услуг ледоколов; а летом судам необходимы усиленные корпуса.

    Таком образом, СМП постоянно используется только российскими судами; а в последние годы к ним присоединились суда иностранных компаний участвующих в проекте добычи и переработки СПГ «Новатэк» на Ямале (LNG Carriers COSCO, Teekey и др.).

  • Неразвитая инфраструктура.

    Эта огромная неприветливая территория практически необитаема, поэтому хороших здесь портов мало, и лишь немногие из них соответствуют международным стандартам и могут похвастаться некоторой инфраструктурой.

Тем не менее, существующие игроки стараются исправить ситуацию.

Например, Китай только что закончил третье испытание своего Центра поддержки мореплавания в Северном море. Они изучили покрытие навигационной спутниковой системы BeiDou, ее возможности позиционирования и интеграцию в ГМССБ.

  • Нехватка поисково-спасательных ресурсов. Еще один частный аргумент против СМП – в арктических условиях трудно проводить SAR операции. В случае аварии, особенно зимой, добраться до зоны бедствия практически невозможно, при этом время для спасения очень ограничено из-за минусовых температур.

Image Credit to rg.ru

Между тем, Россия утверждает, что они уже занимаются этой проблемой. Там разрабатывают ледокольные спасательные буксиры класса «Иван Папанин».

Они смогут вмещать 47 пассажиров, пробивать лед толщиной до 1,5 м и проводить до 2-х месяцев море, патрулируя и спасая.

Правда, они также будут оснащены ракетными комплексами «Калибр», артиллерийскими установками А-190, вертолетами Ка-27 и двумя скоростными катерами типа «Раптор»; но, как говорится, одним ударом двух зайцев.

  • Забота об окружающей среде. Некоторые скажут, что этот пункт должен идти первым. Исчезновение льда приводит к сбоям в погодной машине в Европе, вызывая погодные катаклизмы, которые мы наблюдаем слишком часто в последнее время.

Кроме того, лед является средой обитания для полярных животных. По мере того как он тает, многие виды исчезают, пищевые цепи нарушаются, еще больше расшатывая экосистему. Окружающая среда Арктики чрезвычайно хрупка, а изменения в ней повлияют на все человечество.

Плотная навигация только усугубит существующие проблемы. Исходя из этих благородных соображений, компании Hapag-Lloyd и CMA CGM заявили, что их суда не будут использовать Северный морской путь, несмотря на коммерческие преимущества.

Image Credits to Peregrine Adventures

«Частицы, образующиеся при сгорании ископаемого топлива, как и топлива на основе углерода, способствуют глобальному потеплению, которое, в свою очередь, может нанести вред нашим экосистемам.

До тех пор, пока нет гарантий, что этими  маршрутами можно перемещаться без негативного влияния на окружающую среду (имеются ввиду также Северо-Западный и Центральный проходы прим. ред.

), для Hapag-Lloyd об их использовании не может быть и речи», – Jörg Erdmann, старший директор по вопросам развития и экологии Hapag-Lloyd.

Устоявшиеся маршруты линейных контейнерных перевозок.

Помимо экологических причин, владельцы контейнеровозов могут не хотеть переключаться на арктические маршруты из-за нежелания перестраивать линии своих контейнерных перевозок.

Суда ходят по определенным маршрутам иногда десятилетиями; порты имеют необходимую инфраструктуру, клиенты довольны. Зачем рушить отработанную схему ради нового сомнительного пути с ограниченным погодным коридором?

В целом, кажется, что время Северного морского пути, как конкурентоспособного судоходного  маршрута, еще не пришло. Однако, возможно, пройдет еще пара десятилетий, и там станет тесновато. Дело в том, недавние исследования подтвердили, что на арктическом шельфе содержится 30% мировых неразведанных запасов газа, 16% запасов нефти, а также редкоземельные минералы, алмазы и золото.

Неслучайно к Арктическому совету (затрапезной ассоциации прибрежных стран, образованной в 90-х годах для решения экологических и социальных проблем региона) недавно присоединились Китай, Бразилия, Индия и другие страны, не имеющие отношения к Арктике, но готовые участвовать в разделе ее богатств. В этом свете Севморпуть имеет большой потенциал, ведь добыча и транспортировка природных ресурсов будет осуществляться через его порты. Например, Китай уже инвестирует значительные средства в инфраструктуру, называя СМП – «Ледовый Шелковый Путь».

Источник: https://maritime-zone.com/news/view/severnyj-morskoj-put-upushhennaja-vozmozhnost

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: