Система сдержек и противовесов: описание, суть и принцип

Принцип разделение властей и системы сдержек и противовесов, их актуальность, альтернатива в России

Система сдержек и противовесов: описание, суть и принцип

То что абсолютная власть в 1 неумелых руках может нанести существенный вред государству рассматривалась ещё в античности Платоном и Аристотелем. Затем идеи разделения властей в государствах в основном обсуждалась с точки зрения войн компетенций между светской и духовной властью в средневековой Европе.

В конце концов целостное учение о разделение властей сформировалась в Европе в XVIII веке в Англии и во Франции. Его авторы были:

  • Джон Локк
  • Шарль Луи Монтескьё

Разделения властей и создание системы сдержек и противовесов в теории сейчас используется с целью функционирования демократического общественного устройства, а также гарантий того что ни одна из ветвей не сможет подчинить себе другую.

Джон Локк

Данный философ выделял три ветви власти

  • Законодательную
  • Исполнительную (сюда же им отнесена и судебная)
  • Федеральную (для международной политики)

Шарль Луи Монтескьё

Данный философ более близко подошел к будущем реалиям западноевропейских государств и выделял:

  • Законодательную (через представительные органы на федеральном и региональном уровне разрабатывающие и принимающие законы)
  • Исполнительную (практического применения законов)
  • Судебная (совершает правосудие)

В его время все это было только в теории, так как в реальности все эти функции находились в руках главы государства.

Монтескьё также предлагал создание системы сдержек и противовесов. Среди основных инструментов:

  • Ротация для исполнительной и законодательной власти – смена людей у власти после определенного срока полномочий.
  • Ответственность исполнительной власти перед законодательной. При этом законодательная власть обладает такими полномочиями как утверждения состава правительства, возможность вотуму недоверия к нему). Во многих странах законодательно закреплена и процедура импичмента против высших должностных лиц.
  • Несменяемость для судебной власти (до достижения определенного возраста или определенного количества лет) для в теории отсутствие давления на судей.
  • Для исполнительной власти – право вето (абсолютного или правом отсрочки принятия законодательного акта, а также реализуемое через роспуск законодательного органа при определенных условиях прописанных в конституции страны). Глава исполнительной власти назначает многих важных чиновников – например судей, но уже не вправе их смещать.

Споры и альтернативы в разделении властей

Многие идеологии особенно в достаточно сильных государствах XX отвергали принцип разделения властей. В качестве примеров выделим два основных:

Советский Союз – принцип разделения властей здесь был “буржуазной схемой-доктриной” который хоть и был прогрессивным, но обеспечивал интересы правящего класса. Вместо этого был выдвинут лозунг “вся власть Советам”.

На тот период такая система при управленческих технологиях того времени (очень сильной бюрократизации) подтвердила правоту Бакунина который споря с Марксом предсказывал что ваша “диктатура пролетариата” по сути выльется в диктатуру 1 партии – а затем по сути в диктатуру 1 человека.

Так в целом и получилось (это в целом справедливо и для всех государств коммунистического лагеря, хотя учитывая появление мировой сети – роль Советов, но уже на новом технологическом уровне в качестве делиберативной демократии (как основе местного самоуправления) обладает огромным потенциалом для внедрения и развития в нашей стране).

В нацисткой Германии – также данный принцип был отвергнут и вся власть была сосредоточена в руках фюрера – который одновременно и брал на себя ответственность за судьбу народа и рейха.

Данная система во многом строилась на темной харизме Гитлера, принципе вождизма (фюрерства) на всех уровнях государственной и партийной власти, при этом с постоянной борьбой компенсаций между органами и руководителями, когда вообще отсутствовала какая либо ни было, даже номинальная законодательно закрепленная система государственного управления, создавались структуры и учреждались должности с часто дублирующими друг друга функциями которые буквально с боем, в постоянной динамики выбивали себе сферу полномочий в этой системе.

Главный вопрос здесь однако должен быть не в преимуществах демократии, а в недостатках диктатуры.

Нет сомнения что в критических ситуациях, при должных талантах, харизме и службы во имя единой общей цели (цель-путь-точка пути понятный обществу здесь самое главное) сограждан, переход общества к жестко авторитарному стилю управления государством показывал достаточно мощные результаты (и совсем недавние близкие примеры современности этому это азиатские Сингапур и Южная Корея).

В то же время даже если имеется супер-пупер диктатор – целью его кроме своей исторической миссии в конечном итоге будет также и подготовка общества к дальнейшему самостоятельному плаванию (как сделал например Генералисимус Франко в Испании постепенно начав вводить для испанцев элементы самостоятельного правления).

Разделение властей в Российской Федерации

По Конституции 1993 года:

Статье 10:

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статье 11 п.1 говорится что:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При этом формально что отмечают многие юристы-конституционалисты, что как и во французской конституции – президент не отнесен ни к одной из форм власти хоть и близок к исполнительной её ветви (или выделим отдельную координирующую форму власти).

Так как РФ это федерация в п.3 этой же статьи говорится:

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

То есть российская власть разделяется не только по горизонтали, но и по вертикали. Основой её служит ФЗ 1999 года:

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Отметим также что по форме правления Россия это президентско-парламентская республика (это же подтвердил председатель Конституционного Суда РФ)

То есть правительство РФ имеет двойную подотчетность

Президент формирует правительство через предложение на пост главы правительства (ст.111 Конституции РФ)

Парламент – должен утвердить эту кандидатуру главы правительства (2 раза парламент может отказать, после третьего отказа в утверждении кандидатуры предложенной Президентом, по Конституции РФ Президент обязан распустить Госдуму, назначить председателя правительства и объявить новые выборы в Государственную Думу).

Прецедент в истории спора в назначении премьер-министра (председателя правительства) – назначение Ельцином на пост главы правительства С.В Кириенко в 1998 году (согласие было получено только с 3 раза)

Лишь после подтверждения кандидатуры парламентом формируется остальной кабинет правительства.

Квотум недоверие правительству – может выразить Госдума (ст.117). При повторном квотуме недоверия правительству в течении 3 мес Президент РФ обязан либо отправить Правительство РФ в отставку либо распустить Госдуму РФ.

То есть состав парламента играет ключевую роль в российской политической системе – (когда взгляды Президента и законодательной власти различны происходит кризис власти как он произошел в “Кровавом октября” 1993 года).

Таким образом если парламентские выборы выигрывает политическая сила не связанная с действующем президентом – фактически последний будет вынужден передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии набравшей большинство . Главной политической фигурой в этой ситуации становиться председатель правительства, а не президент.

Резюме

Хочется вспомнить великого русского баснописца Крылова о Лебеде, Раке и Щуки:

Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды

Лебедь, Рак, даЩукаВезти с поклажей воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;Да только воз и ныне там.

К сожалению подчас принцип коллективизма и всевозможного разделения, комиссий, по сути является разделением ухода от ответственности людей которых Гумилев называл субпассионариями. В противовес им Пассионарии четко ставят общественно-масштабные и великие цели не боятся действовать при этом готовы дать ответ перед народом.

Если и развивать принцип разделения властей (который опять же даже в самых развитых странах демократического толка условен), то в самую первую очередь это должен быть принцип максимального разделение государственной власти и власти местного самоуправления (это идея родилась и реализовалась ещё в эпоху Ивана Грозного и во многом благодаря этой реформы мы видели общественно-освободительное движение от посадов, городов и сел освободивших страну от смутного времени).

Одной из причин падения Советского Союза было как раз отсутствие реального местного самоуправления на местах. Неповортливая бюрократия со своими личными интересами там руководила всем – и обществом и экономикой.

В век мировой сети и массовой электроники местное самоуправление успешно реализуется через делиберативную демократию (самую мощную систему местного самоуправления в мире). На это должно и будет направлено внимание в эффективном государственном устройстве.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/thedailyplanet/princip-razdelenie-vlastei-i-sistemy-sderjek-i-protivovesov-ih-aktualnost-alternativa-v-rossii-5d7896ba05fd9800ae75e0b5

Реферат

Система сдержек и противовесов: описание, суть и принцип

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Три ветви власти РФ
  2. Система сдержек и противовесов

Заключение

Библиографический список

Введение

Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен.

Власть может осуществляться народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

Согласно ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную.

Органы законодательной, исполнительной, и судебной власти самостоятельны».

Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ.

1. Три ветви власти РФ

Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя России. Защита прав и свобод человека — обязанность государства.

В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ.

Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложено выполнение задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами.

Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти.

Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Одно и то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.

В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьма значительные полномочия.

Он назначает выборы в Государственную Думу и распускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародует законы.

Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.

2. Система сдержек и противовесов

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введены ряд сдержек.

Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах.

Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если Государственная Дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседание не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства.

Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечении трех месяцев.

В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью.

Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов.

Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах — чрезвычайное положение.

Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.).

Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов.

Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления.

Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат.

Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. [1]

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет, федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

«Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит п.1 ст.110 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Оно осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.

Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

(Так, закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого).

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). [1]

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, о соответствии Конституции издаваемых нормативных актов, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

Заключение

Конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них.

Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам.

Более приспособлена для их принятия исполнительная власть.

Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства.

Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе.

А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Библиографический список

  1. Конституция РФ. М.: Юристъ, 2004
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005.

Источник: https://help-stud.ru/ref_sistema_sderjek.php

Система противовесов и сдержек в РФ

Система сдержек и противовесов: описание, суть и принцип

Чтобы демократическое государство не обратилось в форму с единоличным правлением, важно, чтобы вся полнота власти не концентрировалась в одних руках, а была равномерно распределена между государственными структурами. Это так называемый принцип разделения, когда отдельные ветви власти независимы друг от друга и ни одна из них не занимает лидирующего положения. Это система противовесов и сдержек. О ней мы с вами и поговорим сегодня.

Определение понятия

Система противовесов и сдержек – это законодательно закрепленные меры, которые не позволяют концентрироваться всей полноте власти в одних руках – Президента, законодательной, исполнительной либо судебной ветви. При этом если одна из структур позволит себе выйти за свои правомочия, другие имеют право на применение решительных мер в целях обеспечения демократической законности и равновесия власти.

Система сдержек и противовесов ветвей власти обычно до всех подробностей прописана в Конституциях государств, в законодательных актах, ответственных за регуляцию прав и обязанностей каждой области – судебной, парламентской, исполнительной. Немаловажная роль в этой системе отведена Конституционному суду и Президенту – они обладают правом вето на противозаконные и нарушающие гармонию принципа разделения властей законотворческие акты.

Принципы системы

Главный принцип системы противовесов и сдержек – все три ответвления власти в одно и то же время держатся в гармоничном равновесии и контролируют друг друга. Их независимость проявляется только в своей области компетенции. Во всем остальном они взаимозависимы друг от друга.

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов связаны в том, что первый существует на бумаге, а вторая обязана воплотить его в реальной жизни. Как научила нас история, власть не может быть эффективной, если она сконцентрирована в одних руках.

Воплощение принципа системы в РФ

Система сдержек и противовесов воплощена в реальности следующим образом:

  • Исполнительная – законодательная власть: правительство государства предлагает парламенту проекты законов, которые последний обязан рассмотреть.
  • Исполнительная власть – Президент: глава государства может не подписать одобренный законопроект и вернуть его на повторное рассмотрение. Это воплощения права вето.
  • Законодательная власть – Президент: повторным анием за одобрение акта законотворчества парламент преодолевает право вето Президента. В нашей стране, например, для принятия законопроекта в таком случае необходимо 2/3 “за” от всего собрания депутатов.
  • Исполнительная – судебная власть: если принятый законопроект противоречит Конституции государства, то правительство правомочно оспорить его в Конституционном суде.
  • Законодательная – судебная власть: если, по мнению парламента, правительство допускает незаконную и противоречащую основному закону страны деятельность, то представители законодательной власти могут оспорить этот факт в Конституционном суде.

Право парламента – объявить импичмент, в результате чего Президент уйдет в отставку. Также депутаты могут выразить недоверие правительству, вследствие чего глава государства должен будет отправить в отставку правительство. А вот среди прав Президента есть правомочие распустить уже парламент. Вот так на реальных примерах выражается система сдержек и противовесов.

Теоретическое обоснование предмета нашего разговора – заслуга английского философа Джона Локка. Случилось это еще во второй половине XVII века. В широком обиходе термин “система противовесов и сдержек” появился в начале XVIII века благодаря прославленному современнику Д. Локка – французскому писателю и философу Ш.-Л. де Монтескье.

Стоит отметить, что зачатки принципа разделения властей существовали еще в VI-IV вв. до нашей эры. В качестве примера можно привести персидское государство Ахмединов, в котором у военачальников не было административной власти, а войска не подчинялись непосредственно императору. Некоторые принципы системы были характерны и для поздних эпох Римской империи.

Сам же принцип разделения властей (тогда только законодательной и исполнительной) впервые сформировал мыслитель средневековой эпохи Марсилий Падуанский. Он отмечал, что лучшим противодействием узурпаторству будет создание таких условий, при которых станет невозможной концентрация всей власти в одних руках.

Особенности системы

Особенности принципов системы сдержек и противовесов в следующем:

  • Вся полнота государственных функций распределена между ветвями власти. Парламент предлагает инициативы законопроектов и разрабатывает их, исполнительная власть претворяет законотворчество в жизнь, а судебная контролирует надлежащее исполнение законов.
  • задача – не допустить возникновения ситуации, при которой вся власть будет сконцентрирована у одного лица или органа власти.

Современное представление системы

Все прогрессивные демократические государства являются примерами воплощения в жизнь принципов системы сдержек и противовесов между ветвями власти.

Устойчивость системе сегодня придает постоянная конкурентная борьба между политическими партиями за голоса избирателей. Проведение регулярных выборов в парламент, активность политической жизни ведет к появлению все новых и новых народных избранников, которые замещают старых, не давая никому ощутить штурвал власти полноправно своим.

Важно отметить и то, что в современном мире принцип разделения властей стал размываться – например, две ветви власти могут обладать рядом схожих функций. Также вы знаете о появлении четвертого неофициального ответвления – СМИ, которое тоже вносит свою лепту в систему противовесов и сдержек в РФ и других странах.

Недостатки системы

Первоначально принцип разделения властей казался мыслителям эдакой панацеей от всех видов узурпаторства власти. Надо согласиться, такой ход мыслей был актуален для времен монархических империй. Сегодня же немалой долей влияния обладают не столько сами ветви власти, сколько межправительственные и международные организации, против которых система противовесов и сдержек бессильна.

На лицо и такая современная ситуация: во многих авторитарных, тоталитарных странах мира система противовесов существует, но лишь формально, в документах. В реальности же все полномочия сконцентрированы у одной личности и ее приближенных. Законодательная и судебная власть являются марионетками, создающими вид независимых ответвлений и видимость демократии.

Таким образом, система нуждается в конкретной “заточке” под реалии современности, чтобы, как прежде, обеспечивать справедливое распределение власти между всеми, кто может повлиять сегодня на дела государства.

США: пример системы сдержек и противовесов

Многие исследователи считают, что самая идеальная система сдержек сформирована в США. В этом государстве она проработана до мелочей, с учетом всех исключительных случаев:

  • Смена избирающихся представителей происходит постепенно, а не в результате единых выборов.
  • Различные сроки службы для представителей каждой из властей.
  • Принципиально разные схемы формирования ветвей власти.
  • Все вместе ответвления власти контролируют полномочия и работу Президента, которого в любой момент могут лишить должности в результате импичмента.

Перспективы системы

Система сдержек и противовесов когда-то была одним из ключевых демократических принципов. Но ничто не вечно: хоть ее роль до сих не умалена, она не кажется уже такой идеальной и всеобъемлющей.

Резюмируя, еще раз отметим, что система противовесов и сдержек сегодня должна быть реконструирована, чтобы охватывать своей полнотой все имеющие влияние на государство объединения и организации. Однако она остается по-прежнему незаменимой – ни в прошлом, ни в современности средоточие всей власти в одних руках не было достойным для подражания примером.

Источник: https://FB.ru/article/350671/sistema-protivovesov-i-sderjek-v-rf

Описание системы сдержек и противовесов

Система сдержек и противовесов: описание, суть и принцип

Исследователи государства и власти занимаются изучением системы сдержек и противовесов, которые должны способствовать защите страны и граждан от главенства одной из веток. Государственная власть способна эффективно решать свои задачи только в том случае, когда все ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) независимы друг от друга.

Принцип равновесия нарушается, если одна из них будет занимать главенствующее положение. Все государства с демократическим устройством придерживаются такой системы, хотя в Конституции это может быть не написано.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое система сдержек и противовесов — описание, суть и многое другое.

Главные принципы разделения властей сдержек и противовесов

Для защиты и обеспечения интересов населения три ветви власти должны одновременно зависеть друг от друга и контролировать свою работу. Это и является принципом сдержек и противовесов. Разделение властей должно быть основой любого государства с демократической системой, причём не только на бумаге, но и на практике. Этот постулат обеспечивается с помощью описываемой системы.

Государство должно обеспечивать общественную безопасность, решать имеющиеся задачи и вопросы общества, обеспечивать духовное и материальное развитие населения. Чтобы это делать, власти должны быть высокоэффективными, чего быть не может при предоставлении властям неограниченных полномочий.

В Конституции страны прописывается сбалансированная система сдержек и противовесов. Кроме того, это прописано в законах и актах, регламентирующих права и обязанности всех ветвей власти.

ВАЖНО! Значительную роль здесь играет Президент и Конституционный суд, потому что они имеют право вето на неэффективные и противозаконные акты.

Откуда взялось

Происхождение

Впервые описываемая система была обоснована в теории философом Джоном Локком в конце 17 века. Благодаря его современнику данный термин вошел в обиход, но уже в начале 18 века. Но некоторые из признаков разделения властей были ещё гораздо ранее, в эпоху до нашей эры.

Некоторые принципы сдержек применялись в конце существования римского государства.

Мысли о разделении исполнительной и законодательной властей сформировалась в средние века мыслителем Падуанским. Он писал о необходимости деления ветвей власти для формирования невозможных условий узурпации власти в государстве одной из них.

Понятие системы сдержек и противовесов

Основной чертой, характерной для описываемой системы, является полное распределение государственных функций. Каждая из них должна быть определена для отдельных ветвей власти.

Органы законодательства выступают с инициативами и принимают законы, органы исполнительной власти претворяют эти законы в жизнь, органы суда контролируют исполнение законов и выдвигают наказания за их нарушения.

Все это предполагается системой сдержек и противовесов.

Если говорить кратко, то можно сказать, что основным принципом разделения властей является недопущение ситуации, при которой какая-то из властей смогла удержать монополию. Этот вопрос должен быть решён при помощи системы, описываемой в этой статье.

Современное представление о системе

На сегодняшний день практически все демократические государства являются образцами эффективного применения системы сдержек и противовесов в ходе организации работы разных ветвей власти.

Соперничество и конкуренция разных политических партий придает принципу разделения властей дополнительную устойчивость. Никакая партия не может гарантировать для себя постоянное большинство в парламенте, потому что они всегда соперничают за голоса избирателей, а делать это нужно постоянно.

В ходе развития строение государств становилось все более сложным и многогранным. Потихоньку четкая грань между разными ветвями власти начала размываться.

СПРАВКА! На сегодняшний день политологи придерживаются мнения о том, что влиятельные общественные организации, политические институты, партии и СМИ являются частью сдержек и противовесов. Эти органы способствуют контролю полномочий любой конкретной ветви власти.

Минусы

Система считалась создателями этой теории некой универсальной формулой, способствующей предотвращению узурпации власти одной из её ветвей. Это было актуально до 20 века, когда в силу вступили межправительственные и международные организации, которых ранее не существовало, и были наделены властью по отношению к государствам.

На современном этапе классическая система полноценно уже не отражает все политические реалии. Нужны изменения, над которыми сегодня работают философы и политологи для приведения теории и практики во взаимодействие.

Система сдержек и противовесов в России и США

Американская система сдержек и противовесов развита очень хорошо. Для ещё большего отличия их друг друга даже принципы их формирования кардинально различаются.

Период деятельности членов разных ветвей власти тоже различается, они сменяются не в один год, а постепенно. Разные периоды деятельности и принципиально различные схемы создания ветвей власти не способствуют узурпации.

Совместно они осуществляют контроль действий и полномочий президента, которого можно лишить должности с помощью процедуры импичмента.

Сказать, что в России существует система можно, но с некоторыми поправками. Создание принципов разделения властей в РФ началось не так давно, после распада СССР. Новые органы власти были сформированы в короткие сроки с учетом описываемой системы.

СПРАВКА! Ветвь законодательства представлена Верхней и Нижней палатами Совета Федерации, ветвь исполнительной власти — Правительством, ветвь судебной власти — Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами.

Перспективы

В ходе рождения демократий система стала одной из главных, что изменило политическую карту и мир. Однако, вечным не остается ничего и абсолютно все изменяется, бывает, что и незаметно. По мнению политологов, принцип разделения, который был задуман древними философами, уже претерпел значительные изменения, хотя и остается главенствующим.

Конечно, сам принцип никуда не исчезнет, но по ходу совершенствования политических систем будут происходить изменения. В истории имеется уже немало примеров создания государства с монополией одной ветви или одной личности, но почти все они не положительные. Вариантов лучше системы на сегодняшний день не имеется, даже с учетом имеющихся недостатков.

Источник: https://onlineserviceip.ru/pravovye-aspekty/sistema-sderzhek-iprotivovesov-opisanie-sut.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: