Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

Системный и ситуационный подходы в управлении

Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ    

Факультет «Бизнес управление»   

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине

«Основы менеджмента»  

на тему:

 «Системный и ситуационный подходы в управлении»

                Федотова Вероника Владимировна
                2 курс, 080507, очное-заочное              

Москва, 2010

ВВЕДЕНИЕ 2

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ 2

СИСТЕМНЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ 2

СУЩНОСТЬ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ 2

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ АО «ХЕМОФАРМ А.Д.» 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2              

ВВЕДЕНИЕ

     Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, т.е. на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой “торговли” между общинами являлся натуральный обмен, появились менялы-кочевники, кочевавшие из одной общины в другую и выменивавшие различные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

     Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес.

Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение.

Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее – промышленное. В середине ХIХ века бизнес приобрел новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась.

     Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше.

Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением.

Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которое могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

     Именно в это время и стали применяться научные теории менеджмента с непосредственной опорой на различные научные школы, одной из которых была школа управления. Школа управления включает системный, процессный и ситуационный подход к управлению.

Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях.

Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

     Усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации (производственной, финансовой, маркетинговой, социальной, и проч.), а также расширение и усложнение как внутренних, так и внешних отношений привели к формированию в середине XX столетия так называемого системного подхода к управлению.

     Он рассматривает организацию как целостную совокупность различных видов деятельности и элементов, находящихся в противоречивом единстве и во взаимосвязи с внешней средой, предполагает учет влияния всех факторов, воздействующих на нее, и акцентирует внимание на взаимосвязях между ее элементами.

     В соответствии с ним управленческие действия не просто функционально вытекают друг из друга (на этом делал акцент процессный подход), а все без исключения оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В силу этого изменения в одном звене организации неизбежно вызывают изменения в остальных, а в конечном итоге в ней в целом.

     Поэтому каждый руководитель, принимая собственные решения, должен учитывать их влияние на общие результаты, а основная цель менеджмента состоит в интеграции элементов организации, поиске механизмов сохранения ее целостности.

     Одним из представителей системного подхода, впервые рассмотревшим предприятие как социальную систему, был американский исследователь Ч. Барнард (1887–1961), в течение двух десятилетий занимавший пост президента «Нью-Йорк Белл телефон компани». Свои идеи он изложил в книгах «Функции администратора» (1938), «Организация и управление» (1948) и др.

     По мысли Барнарда, физические и биологические ограничения, присущие людям, заставляют их объединяться для достижения целей в согласованно действующие группы (социальные системы).

Всякую такую систему, как он считал, можно разделить на две части: организацию (систему сознательно координируемой деятельности двух или нескольких лиц), заключающую только взаимодействие людей, и прочие элементы.

     Любая организация, по мысли Барнарда, иерархична (это ее главный признак), объединяет индивидов, имеющих осознанную совместную цель, готовых сотрудничать друг с другом, вносить вклад в общее дело, подчиняться единой власти. Все организации (за исключением государства и Церкви) Барнард рассматривал как частные.

     Организации могут быть формальными и неформальными. Каждая формальная организация включает в себя: а) систему функционирования; б) систему стимулов, побуждающих людей к вкладу в групповые действия; в) систему власти (авторитета), которая склоняет членов группы соглашаться с решениями администрации; г) систему логического принятия решений.

     Руководитель формальной организации должен обеспечивать деятельность ее важнейших звеньев, принимать на себя всю ответственность за действия подчиненных, поддерживать внутренние коммуникации, формулировать цели, находить равновесие между противоборствующими силами и событиями, вкладом людей и удовлетворением их потребностей.

     Люди будут эффективно сотрудничать с организацией, если им будет от этого выгода. Поэтому первая обязанность руководителя — управлять стимулами к деятельности, ибо приказы воспринимаются только в определенных границах.

     Барнард считал, что возникновение неформальных организаций, делающих формальную более жизнеспособной, неизбежно.

     Цель неформальной организации, по мнению Барнарда, состоит в распространении неофициальной информации; поддержании устойчивости формальной организации; обеспечении личной безопасности работников, самоуважения, независимости от формальной организации.

     Он говорил о необходимости тщательного учета в управлении моральных факторов, ибо с неумением делать это связаны многие неудачи администраторов.

     Основываясь на системном подходе, Барнард выдвинул концепцию социальной ответственности корпорации, в соответствии с которой менеджмент должен учитывать последствия принимаемых решений и нести за них ответственность перед обществом и отдельным человеком.

     Другим представителем системного подхода можно считать П. Друкера (часто его относят и к последователям классической школы), который внес значительный вклад в создание целостной концепции управления и определение роли профессионального менеджера в организации.

     В книге « Практика управления» Друкер отмечал исключительную роль менеджмента и управленческой элиты, считая их основой предпринимательства и человеческого общества.

     Он определял менеджмент как искусство управления бизнесом и акцентировал внимание на творческой созидательной стороне деятельности руководителя, который, во-первых, создает из имеющихся ресурсов подлинное целое, производственное единство, и в этом отношении он — «дирижер оркестра».

     Подобно тому как дирижер всегда должен слышать весь оркестр, менеджер должен следить за общей деятельностью предприятия и за рыночной конъюнктурой.

Ему нужно постоянно обозревать предприятие как целое, но за лесом не терять из виду отдельных деревьев, поскольку в определенных условиях частные вопросы приобретают решающее значение.

Но дирижер имеет перед собой партитуру, написанную композитором; менеджер же одновременно является и композитором, и дирижером.

     Задача менеджера, по мнению Друкера, состоит и в том, чтобы всегда помнить о перспективах предприятия, делать все возможное для их достижения. Но он не может быть «универсальным гением», а должен побуждать, направлять, организовывать людей на выполнение работы.

     К общим функциям менеджеров на предприятии, во многом определяемым его особенностями, Друкер отнес:

     1) организацию, классификацию, распределение работы; создание необходимой оргструктуры, подбор кадров;

     2) определение целей, решение, что необходимо сделать для их достижения, обеспечение их реализации путем постановки перед людьми конкретных задач;

     3) обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива из лиц, ответственных за различную работу, достижение необходимой согласованности их работы;

     4) анализ деятельности организации, нормирование, оценку всех работников;

     5) обеспечение найма людей.

     Высокая оценка роли менеджера не помешала Друкеру выдвинуть идею самоуправления трудового коллектива, в соответствии с которой рабочие и служащие должны избирать специальный орган, занимающийся решением социальных проблем. Это, по его мнению, повышает их ответственность за дела фирмы.

     Обществу начала 1950-х гг. такая идея показалась чуждой, поэтому была отвергнута, что стало для Друкера крупнейшим поражением в жизни. Однако сегодня многие ее положения находят применение в практике «социального партнерства».

     Едва ли не важнейшей из многочисленных идей Друкера была концепция, изложенная в 1954 г. в книге «Практика управления», в соответствии с которой его основу составляют цели организации.

Лишь после их постановки, по его мнению, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления. Это в корне противоречило логике, принятой со времен А.

Файоля, исходившей из определяющей роли функций и процесса.

     Американский исследователь Д. Форрестер разработал формальную модель организационной системы промышленного предприятия. В ней присутствовали шесть взаимосвязанных потоков: сырье, заказы, денежные средства, оборудование, рабочая сила, информация.

     Сложность управления этой системой, по мнению Форрестера, состоит в том, что под влиянием различных факторов будущий результат может не соответствовать ожидаемому.

Это толкает на проведение политики, исходящей из сиюминутных интересов, особенно с учетом того, что срок пребывания у власти управляющих и лидеров невелик.

Хотя постановка краткосрочных целей проще, управление сложными системами, исходящее лишь из них, неизбежно ведет к ухудшению деятельности.

Источник: https://www.turboreferat.ru/management/sistemnyj-i-situacionnyj-podhody-v/112130-579437-page1.html

Сущность системного, ситуационного и процессного подходов к управлению

Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

В рамках процессного подхода управление рассматривается как непрерывная серия управленческих функций, находящихся в тесной взаимосвязи. Само управление предстает как процесс, то есть серия связанных действий.

Такие действия называют управленческими функциями, и каждая из них в свою очередь является процессом, поскольку также складывается из ряда взаимосвязанных действий.

Управленческий процесс представляет собой общую сумму всех функций.

Состав функций управления – предмет научной дискуссии, разные исследователи предлагают выделять разный их перечень. Общепризнанными функциями являются:

  • планирование. Эта функция нужна для принятия решения о том, какие цели ставятся перед организацией и какие действия нужно предпринимать, чтобы их достичь,
  • организация. Слово «организация» используется как синоним предприятия, учреждения – то есть некоторой структуры, объединения. В то же время оно может означать и процесс, представляющий собой базовую управленческую функцию. Организация как процесс направлена на создание некоторой структуры, которая позволит предприятию выполнить планы и достичь цели. Функционирование любого предприятия связано с людьми, и важная часть организации – назначение, кем должно выполняться каждое конкретное задание из всего их перечня, актуального для данной фирмы (включая управленческие задачи). Руководитель определяет конкретных людей для каждой работы, назначает им задания и предоставляет полномочия и доступ к необходимым ресурсам. Исполнители принимают на себя ответственность за осуществление обязанностей, тем самым признавая свое подчинение начальнику. Смысл делегирования заключается в том, что руководитель получает возможность выполнить работу с помощью других людей. Возможно расширение концепции внесения системы в организацию деятельности и работы людей до создания организационной структуры предприятия в целом,
  • мотивация. Человеческие ресурсы приобретают все большее значение в современных условиях. Каждый руководитель должен осознавать, что даже прекрасно разработанные планы и идеальная организационная структура не принесут успеха, если сотрудники не выполняют фактическую работу. Функция мотивации нужна для того, чтобы члены организации стабильно исполняли свои обязанности в соответствии с планом и поставленными перед ними задачами, возложенными обязанностями,
  • контроль. Смысл контрольной функции связан с обеспечением реального достижения организацией своих целей. На схеме взаимодействия управленческих функций после блока контроля обратная связь обеспечивает возвращение к планированию (с необходимыми корректировками).
  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Системный подход к управлению

Замечание 1

Системный подход базируется на рассмотрении организации как совокупности взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение общих целей в условиях изменяющейся внешней среды.

К таким элементам относятся:

  • люди,
  • технологии,
  • задачи,
  • структура.

Системный подход описывает организацию как систему, состоящую из подсистем – частей, обладающих собственными целями. Руководитель должен понимать, что, чтобы достичь общие цели организации, нужно воспринимать ее как единую систему.

При этом важно выявлять и оценивать взаимодействие между всеми ее частями, стремиться объединить их таким образом, чтобы организация смогла получить желаемые результаты.

При этом достижение каждой подсистемой своих целей – желательное, но не обязательное условие достижения общей цели.

Значение системного подхода в управлении предприятием может быть раскрыто через два аспекта. Во-первых, перед руководителем стоит задача достижения суммарной эффективности деятельности организации.

При этом нужно не допускать превалирования частных интересов отдельной подсистемы, которые могут мешать достижению общей цели.

Во-вторых, организационная среда всегда формирует цели, вступающие в противоречие друг с другом, поэтому приходится обозначать приоритеты.

Ситуационный подход к управлению

Основу ситуационного подхода составляет предположение, что уместность и эффективность использования разных управленческих подходов зависит от сложившейся ситуации.

Поскольку таких факторов много как внутри организации, так и за ее пределами – в окружающей среде – невозможно назвать один «наилучший» способ управления.

В конкретной ситуации лучшим будет тот способ, который этой ситуации соответствует.

Ситуационный подход, как и системный, не может рассматриваться как простой набор предписываемых руководств. Он скорее представляет собой способ мышления в сфере организационных проблем и их решения. Ситуационный подход опирается на то, что, хотя в общем управленческий процесс одинаков, в разных случаях конкретный набор применяемых специфических приемов уникален.

Ситуационный подход ориентирован на то, чтобы прямым образом приложить достижения науки к реальным условиям и ситуациям. Ситуация – это центральный момент рассматриваемого направления менеджмента.

Определение 1

Под ситуацией понимают набор сложившихся обстоятельств, влияющих на организацию в рассматриваемый момент времени.

Поскольку в фокусе внимания находится ситуация, в ситуационном подходе подчеркивается значение ситуационного мышления. Оно позволяет руководителю разобраться, какие методы и приемы дадут лучший эффект в той или иной ситуации.

При этом простого перечисления переменных, оказывающих влияние на результат в наибольшей степени, недостаточно для выбора оптимального рационального решения.

Сложность связана с тем, что множество ситуационных процессов влияют друг на друга и не могут рассматриваться изолированно, а охватить вниманием их все – более чем проблематично.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/suschnost_sistemnogo_situacionnogo_i_processnogo_podhodov_k_upravleniyu/

Подходы к управлению (в менеджменте)

Системный подход в управлении. Ситуационный подход к управлению

История развития науки управления включает в себя ряд этапов, зачатки управления появились очень давно, а вот теоретические основы стали развиваться в конце XIX столетия.

Концепции менеджмента, которые сформировали его теоретическую базу, принято делить на две большие группы (по классификации Виханского и Наумова).

1. Одномерные учения об управлении – эта группа учений включает в себя самые первые концепции, которые принято именовать школами менеджмента.

Здесь выделяются 4 школы – научная, административная, человеческих отношений и количественная. Каждая школа занималась изучением своего направления в менеджменте в отдельности, пытаясь доказывать свои гипотезы.
2. Синтетические учения об управлении – эта группа включает комплексные подходы к управленческим процессам.

В отличие от одномерных учений, которые рассматривают один управленческий процесс в отдельности, синтетические учения говорят, что управление это сложное явление, включающее в себя множество процессов. На сегодня выделяется три подхода к управлению или подхода к менеджменту:
— Процессный подход.
— Системный подход или системная концепция.


— Ситуационный подход.
Рассмотрим подробнее эти подходы и их особенности.

Процессный подход к управлению

Истоки зарождения процессного подхода можно увидеть еще в административной школе управления. Ведь еще Анри Файоль выделял в процессе управления пять функций – предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Подробнее о функциях управления и их специфике можно посмотреть в лекции 3.

Авторы процессного управления, по сути, продолжили идеи Файоля. Разница лишь в том, что они не разделяют части управления и само управление от организации, по их мнению, это все единое целое – ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

Основная заслуга данного подхода для современного менеджмента это формулировка базовых функций управления. Как отмечалось в предыдущей лекции таких функций 4 – планирование, организация, мотивация, контроль, и к этим функциям добавляются связывающие процессы – коммуникации и принятие решений. Все вместе они образуют так называемый процесс управления или цикл менеджмента.

Процессный подход рассматривает управление как сложно устроенную последовательность действий, каждая из которых вкладывает свой вклад в общий процесс управления.

Таким образом, мы и получаем что менеджмент это процесс управления, фактически набор определенных функций и правил, которые выполняет руководитель или вся система управления.
На рисунке приведем, вольную интерпретацию схемы цикла менеджмента. Последовательность функций всегда именно такая, лишь меняются направления работы.

Или планируем новое, потом выполняем, потом проверяем. Или находим способы улучшения работы, потом выполняем ее, потом проверяем, а в заключении сравниваем так все или не так как намечали.

Учитывая особенность синтетических учений об управлении можно сказать, что все подходы взаимосвязаны между собой. Так процесс управления можно рассматривать как систему, имеющую подсистемы.

Системный подход к управлению

Системный подход это сущность современной науки. Начав свое формирование в начале XX века, сегодня системная концепция есть во многих отраслях современной науки.

С системами имеют дело в управлении, биологии и анатомии, химии и кристаллографии, социологии и психологии, экономике и педагогике. Системный подход глубоко проник во все научные процессы.

Что же собой представляет системный подход?

Основа системного подхода это «Теория систем» Людвига фон Берталанфи и «Тектология» А.А. Богданова. Именно в их работах впервые появилось упоминание о системах и их частях. А уже позже эти теории были адаптированы и для других наук.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных элементов, действия которых направлены на процесс жизнедеятельности всей системы.
Учитывая разработки уважаемых ученых, мы можем сказать, что все, что нас окружает это системы! Даже камень на дороге это тоже система – ведь он имеет свою вытуренную структуру.

Таким образом, системы могут быть биологическими техническими и социальными. Логично, что менеджмент имеет дело преимущественно с социальными системами – с людьми, но это никак не отменяет прочих положений Теории систем и Тектологии.

На сегодня существует множество классификаций систем, для характеристики системного подхода в управлении нам потребуется лишь одна базовая.

С точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью, или как говорят в управлении с внешним окружением (внешней средой) выделяют 2 типа систем:
Закрытые системы – совершенно самостоятельны и для жизнедеятельности не требуют ничего от внешнего окружения.
Открытые системы – целиком и полностью зависимы от внешних процессов, так как существовать и работать без взаимного обмена со средой не могут.
Большая часть окружающих нас системы открытые. Это и человек, и дерево в лесу, и организация как главный объект управления.

Каждая открытая система в своей структуре имеет три элемента – вход, преобразование и выход.

Концептуально все открытые системы работают в окружении внешней среды. Среда эта влияет на деятельность систем, но и позволяет им функционировать, давая что-то и получая что-то взамен. Проследим, что же относится к этим базовым процессам на примере организации.

Все организации являются открытыми системами.

Системная концепция раскрывает основы функционирования организации и других систем, она говорит о том, что все системы в условиях внешнего окружения развиваются. Но вот процессы этого развития могут быть разнообразны, и на них могут влиять множество факторов и ситуаций.

Ситуационный подход к управлению

Ситуационная концепция одна из самых поздних концепций в менеджменте. Ситуационный подход не отменяет действия процессной и системной концепций. Наоборот учитывая их и основываясь на них, позволяет использовать свои преимущества для повышения качества управленческих процессов.

Основа ситуационного подхода это ситуация. Ведь в деятельности организации случаются разные события. И не все эти события можно решить при помощи знаний управленческой науки. Именно в этом и кроется особенность системной концепции – использовать под разные ситуации достижения тех наук, которые применимы в данном конкретном случае.

В книге Основы менеджмент Майкла Мескона предложен пошаговый алгоритм использования ситуационного подхода. Именно эти действия позволят повысить эффективность управленческого процесса и решить сложные ситуации.

На процесс качественного решения ситуаций влияет эффективно проведенный анализ. А на результаты анализа значительное влияние оказывают переменные, появляющиеся в каждой ситуации.

Ситуационные переменные очень разнообразны и зависят от показателей времени, экономических, политических процессов, научного прогресса и многих других элементов. Чем точнее определены эти переменные, тем проще проводить анализ и использовать разные методы управления. Все это составляющие внешней и внутренней среды организации, речь о которых пойдет в следующей лекции.

Источник: https://ya-prepod.ru/podhody-k-upravleniyu-v-menedzhmente.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: