Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Содержание
  1. Как написать сравнительный анализ
  2. 1. Контекст
  3. 2. реальные основания для сравнения
  4. 3. Аргументы
  5. 4. Методы сравнительного анализа
  6. 5. Определить связь между сравниваемыми объектами и заданными аргументами Пункта 3
  7. Сравнительный анализ: понятие, виды и примеры
  8. План сравнительного анализа
  9. Дисциплины, которые основаны на сравнительном методе
  10. Достоинства и недостатки метода сравнения
  11. Классификация
  12. Сравнение в экономике
  13. Разновидности метода сравнения, относящего к экономической деятельности
  14. Итоги
  15. Сравнение моделей корпоративного управления
  16. Показатели финансово-экономической деятельности предприятия
  17. Примеры, не относящиеся к экономической сфере деятельности
  18. Вывод
  19. Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа
  20. Характеристика сравнительного метода
  21. Где используются сравнительные методы исследований?
  22. Сравнительный метод в психологии
  23. Возможности сравнительного метода в психологии
  24. Недостатки сравнительного метода в психологии
  25. Сравнительно-правовой метод
  26. Практическое значение сравнительно-правового метода
  27. Сравнительное правоведение и его аспекты
  28. Основные принципы сравнительно-правового метода
  29. Практическое значение сравнительных методов исследования
  30. 14) Метод сравнительного анализа
  31. 4.Глобальное сравнение. Сравнение всех объектов
  32. 15) Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов
  33. Метод сравнения
  34. Примеры использования метода сравнения:
  35. Сравнение с конкурентами и альтернативами
  36. Количественные и качественные методические стратегии исследования: сравнительный анализ
  37. Качественные стратегии
  38. Сравнительный анализ стратегий

Как написать сравнительный анализ

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Иногда, для углублённой оценки исторических личностей, процессов, явлений целесообразно использовать метод сравнительного анализа. К примеру- сравнить государственный строй двух стран со схожим менталитетом людей и уровнем развития экономики.

В классическую структуру сравнительного анализа входит сравнение нескольких объектов, оценивая объект под разными углами, выявляя особенности и недостатки. Целью автора становится – обнаружить общие черты и характерные различия сопоставляемых объектов.

На данный момент, известно множество способов проведения сравнительного анализа. обратим внимание на основные моменты, по которым строится сравнительный анализ изучаемого объекта. Вот, некоторые из них.

1. Контекст

следует найти контекст, главную идею, вокруг которой будет проводиться последующая работа. Проще говоря, контекстом может быть: некая проблема, теория, главная идея, которая имеет отношение к основному объекту исследования.

Вот пример, если целью исследования является сравнение двух правовых норм, внешне схожих одна на другую, будет правильно полностью изучить проблематику заданного вопроса, опираясь на те области правовых отношений, в которых реализуются правовые нормы.

Для того чтобы добавить работе твёрдости, окончательно убедив читателей в своих выводах, необходимо провести глубокий анализ изучаемых процессов, прокрутить в голове различные суждения, подходы к данному вопросу. после чего выделить главные умозаключения, которые станут основой изложения контекста в сравнительном анализе.

При работе желательно использовать авторитетные источники,разместив на них ссылку.Сравнительный анализ нельзя составлять без выверенного контекста, ведь это лишит вас фундамента, необходимого для построения доказательной базы, при сравнении двух объектов.

2. реальные основания для сравнения

В процессе исследования обязательно обосновать причину, согласно которой будет проводиться сравнения двух похожих объектов. К примеру, нам нужно сравнить, что более полезно для здоровья: капуста или свекла. Читатель будет искать логику, чем руководствовался исследователь, когда выбирал объекты для сравнения.

что при этом нужно сделать исследователю, выдать читателю железные доводы, почему необходимо обратить внимание именно на эти объекты исследования? Оценив правильность вашего выбора и осознав логическую цепочку ваших доводов, читатель поймёт что эта тема возникла не ” с потолка”, значит на неё следует обратить внимание.

Итак, следует указать причины выбора темы исследования.

3. Аргументы

Вы заняты сравнительным анализом, а значит нужно руководствоваться фактами, при объективном сравнении двух объектов. Стоит показать силу своих утверждений, выделив те особенности, при которых объекты взаимодействуют друг с другом.

На какие моменты следует обратить внимание? Определить, чем выбранные объекты дополняют,обогащают, противоречат, оспаривают, исключают друг друга? Что является целью чётко выстроенных аргументов? Оценить взаимодействие двух объектов. Факты определяются согласно принятому контексту идеи (проблемы, теории), в которых выносится за скобки сравниваемые объекты (см. Пункт 1).

Для того чтобы акцентировать внимание на взаимодействие объектов следует использовать такие слова: «в то время как», «тогда как», «напротив», «к тому же», «дополняя», «исключая» и др.

4. Методы сравнительного анализа

Отредактировав вводную часть задания: контекст, реальные причины для сравнения, факты и аргументы, определите ещё одно, метод сравнения. Для проведения сравнительного анализа используют следующие методы:А) описать все преимущества и недостатки объекта Х, а потом объекта Y.

Б) Один за одним, по очереди разобрать похожие элементы сравниваемых объектов.

В) сравнивая X и Y, нужно отчётливо поставить акцент на одном из объектов. Данный метод применяется в единственном случае, когда Х и Y невозможно полностью сопоставить друг с другом.

Итак, объект X выступает в роли инструмента используемого для проверки аргументов объекта Y, которые, были рассмотрены в Пункте 3.

5. Определить связь между сравниваемыми объектами и заданными аргументами Пункта 3

Работа должна ощущаться как единый организм, для этого нужно показать взаимосвязь между объектами, составив логическую цепочку фактов характеризующих взаимодействие двух объектов. Без такого построения работы, читателю будет сложно увидеть связи, по которым сравниваемые объекты взаимодействуют с аргументами друг друга.

Источник: https://uni-99.ru/10-2/

Сравнительный анализ: понятие, виды и примеры

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Сравнительный анализ представляет собой метод сопоставления двух и более объектов исследования (явлений, предметов, идей, результатов и т.п.). В результате такого анализа выявляются достоинства и недостатки сравниваемых объектов с целью классификации. Сравнительный анализ применяется в различных дисциплинах. О значении, видах анализа и примерах говорится в статье.

План сравнительного анализа

Сравнение является одним из простейших способов, посредством которых человек познает окружающий его мир. Весь смысл сравнительного метода заключается в выявлении преимуществ и недостатков сопоставляемых объектов. Объекты исследования должны быть однородными, то есть должны относиться к одному роду, разряду.

После того как выбраны объекты сравнения (их может быть два и более), выбирается вид сравнения. Например, динамический, пространственный и т.д. Следующий этап – необходимо определиться, по скольким показателям будут оцениваться, сравниваться объекты.

И заключительным этапом метода сравнительного анализа является выбор шкалы сравнения.

Дисциплины, которые основаны на сравнительном методе

На сравнительном анализе основан ряд дисциплин, которые относятся к различным сферам жизни человека. Например, сравнительная анатомия, которая является одной из биологических дисциплин, занимается изучением закономерности строения и развития как самих органов, так и их систем.

И таких дисциплин, помимо сравнительной анатомии, использующих в качестве основы познания сравнительный метод анализа, достаточно много: сравнительное богословие, сравнительно-историческое языкознание, сравнительное литературоведение, сравнительная мифология, сравнительная политология, сравнительное правоведение, сравнительная психология, сравнительное религиоведение, сравнительное уголовное право, сравнительная философия.

Достоинства и недостатки метода сравнения

Сравнительный анализ является универсальным, относится к общенаучным методам исследований, это логический прием в познании окружающего мира.

Он позволяет выделить общие черты, признаки у анализируемых объектов, определить различия, выявить отличительные черты конкретных объектов из числа общих для всех анализируемых предметов (явлений, идей, результатов и т.д.).

Основным недостатком обсуждаемого метода является то, что все полученные результаты могут подвергаться сомнению в связи с их субъективностью: то, что одному кажется отличием, для другого или незаметно, или вовсе не является отличительной чертой.

Иными словами, неспособность анализирующего объективно оценить свойства исследуемого объекта, сравнить их со свойствами других объектов и учесть все аспекты процесса выявления общих и различных характеристик является основным недостатком.

Классификация

Сравнительный анализ можно подразделить на:

  1. Количественный – анализируются количественные характеристики.
  2. Качественный – анализ характеристик, определяющих качество исследуемого объекта, явления, результата.
  3. Ретроспективный – анализируются прошедшие изменения, оказывающие влияние на текущее положение.
  4. Прикладной – исследуется результат деятельности объекта.
  5. Исследовательский – данный вид анализа используется в аналитических науках.
  6. Описательный – изначально исследует структуру объекта (явления), постепенно переходя к анализу функций и целей.
  7. Общий – основан на общей теории систем.
  8. Структурный – данный вид анализа занимается изучением структуру анализируемых объектов.
  9. Микросистемный – используется для исследования конкретной системы.
  10. Макросистемный – анализируется роль конкретных систем в многообразии схожих систем, связанных между собой общими признаками.
  11. Витальный – занимается изучением развития и его основных этапов анализируемой системы.
  12. Генетический – исследуется наследственность, ее механизм, генетические системы.
  13. Другие виды.

Сравнение в экономике

Наиболее часто сравнительный анализ используют в качестве способа обработки экономической информации.

Для получения достоверных знаний об определенном промежутке времени, для выбора пути дальнейшего развития, выявления наиболее приемлемого варианта и решения многих других экономических задач и вопросов используется данный анализ.

Метод сравнительного анализа эффективен и показателен на всех уровнях. Он играет неоценимую роль в оценке потенциала предприятий.

Разновидности метода сравнения, относящего к экономической деятельности

Применительно для исследований в экономической области деятельности бывают следующие виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный сравнительный анализ специализируется на определении абсолютного и относительного отклонения между показателями, которые сравнивают между собой. Вертикальный же анализ расчета удельного веса частей позволяет изучать экономические явления, а именно их структуру.
  2. Динамический и статический. Динамический метод еще называют временным, он позволяет изучать изменения анализируемых процессов (явлений, объектов) во времени. Статический, или пространственный, изучает уровень одного и того же показателя в течение определенного времени по разным объектам исследования.
  3. Одномерный и многомерный. Суть одномерного анализа заключается в том, что или по одному показателю анализируются несколько объектов, или один объект анализируют по разным показателям. Многомерный метод позволяет исследовать несколько объектов по нескольким показателям.
  4. По базе сравнения. На этом пункте необходимо остановиться немного подробнее. Дело в том, что этот вид включает в себя несколько подпунктов.
  • Первый из них – сопоставление ожидаемых данных с данными периода, рассматриваемых в качестве эталонных. Иными слова, составляется прогноз результатов, которые должны получиться, далее полученный результат сравнивают с подотчетными данными определенного периода.
  • Сопоставление планируемых показателей с фактически полученными показателями.
  • Сопоставление полученных по факту данных со стандартными значениями показателей, установленными нормами.
  • Когда известны среднеотраслевые значения анализируемых показателей, то производится сопоставление фактически полученных данных со среднеотраслевыми.
  • Сопоставление фактических данных с данными, полученными в предыдущий период (в прошлом году/месяце/полугодие).
  • Сопоставление полученных данных с данными, полученными на ведущих предприятиях, которые являются лидирующими в отрасли.
  • Если изменяли какой-либо фактор или изменена производственная ситуация, то производится сопоставление данных, которые были получены до и после внесения изменений.
  • И, наконец, производится сравнительный анализ разных вариантов решений в области управления.

Итоги

Результаты сравнительного анализа представляют собой данные, которые получают в процессе сравнения. То есть все отличительные признаки, а также аналогичные, сводятся, как правило, в таблицы.

Исходя из значений, внесенных в эти таблицы, делаются выводы о недостатках и преимуществах того или иного анализируемого объекта/эффекта/явления и т. п.

Иными словами, выводы, сделанные на основе выявленных отличительных черт, являются результатом сравнительного анализа.

Сравнение моделей корпоративного управления

Сравнительный анализ моделей корпоративного управления, применяемых в разных странах мира, складывается из сравнения между собой этих моделей по различным критериям. Одним из важнейших критериев является наем работников.

Возможны два варианта: быстрый наем на короткий/длинный промежуток времени и наем длительный на короткий/длинный срок.

Во втором случае наем работников, как правило, состоит из нескольких стадий: кандидат на должность проходит собеседование (возможно, не одно), затем приступает к обучению, далее стажируется для закрепления полученных навыков и получения опыта использования знаний на практике, затем сдается экзамен, по результатам которого кандидат получает или не получает желаемую должность. Такой критерий, как принятие решений, также может носить разный характер – или индивидуально принимаются решения, или коллективно. Ответственность, также, как и принятие решений, может быть коллективной и индивидуальной.

Показатели финансово-экономической деятельности предприятия

Сравнительный анализ показателей финансово-экономической деятельности предприятия начинается с определения этих самых показателей. Выделяют четыре основные большие группы показателей, которые, в свою очередь подразделяются на несколько более мелких.

К показателям, характеризующим экономический потенциал предприятия, относятся активы предприятия (т. е. имущество, находящееся в собственности у предприятия, и денежные средства), основной капитал (иными словами, часть капитала, которая не единожды принимает участие в производственной деятельности предприятия) и другие показатели.

Общие результаты деятельности предприятия оцениваются по общим расходам, которые включают в себя расходы по содержанию оборудования и его эксплуатации, цеховые расходы. Эффективность деятельности можно оценить по прибыли, рентабельности продаж, активов, собственного капитала.

Финансовое положение характеризуют такие параметры, как платежеспособность (общая и текущая), рыночная и финансово-экономическая устойчивость.

Примеры, не относящиеся к экономической сфере деятельности

Как уже говорилось выше, сравнительный анализ применяется во многих сферах деятельности человека. Не только экономическую эффективность можно оценить данным методом. Пример сравнительного анализа – рассмотрение программ политических, экономических, социальных реформ.

Гораздо проще принять правильное решение, сравнив принимаемые проекты с заграничным опытом, опытом предыдущих лет.

Изучение методов управления, законодательства, структур государственных систем, а также их сравнение с опытом других государств позволяет перенимать положительный опыт и эффективно внедрять в своей стране как для улучшения жизни граждан, так и для усовершенствования самого государства.

Вывод

Итак, понятие “сравнительный анализ” относится ко многим наукам. Этот метод является одним из главных логических способов познания окружающего мира.

С незапамятных времен человечеством используется сравнение в качестве эффективнейшего способа изучения явлений, результатов, объектов.

В связи со своей универсальностью, сравнительный анализ широко применяется в различных сферах деятельности человека.

Источник: https://FB.ru/article/46080/sravnitelnyiy-analiz-passionarnosti-i-poiskovoy-aktivnosti-lichnosti

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Образование 1 ноября 2016

“Все познается в сравнении”, как гласит известная мудрость. Иначе как узнал бы человек о возможностях своего развития, о том, как живут другие люди и народы, какие условия он может создать, чтобы усовершенствовать свою жизнь? Сравнение присутствует во всех проявлениях существования человека. И не только в обыденной жизни.

Наука давно использует сравнение как один из основных способов получения информации о мире. Называется он сравнительный метод оценки взаимосвязей, схожести и различий между исследуемыми объектами. Этот метод – более узкое понятие, нежели сравнение в житейском понимании.

Еще Маркс и Энгельс разграничивали эти термины, поскольку метод предполагает специальную организацию, подготовку, следование принципам. Они также отводили основную роль сравнительному методу в формировании диалектического взгляда на природу.

Этому методу исследований обязаны своими достижениями практически все научные дисциплины. О том, что такое сравнительный метод, где и как он используется, – далее.

Характеристика сравнительного метода

Сравнительный метод в научном познании используется для сопоставления более двух исследуемых объектов с целью выявления в них общего и различного, построения классификаций и типологий. К таким объектам могут относиться различные идеи, результаты исследований, явления, процессы, качественные характеристики предметов и прочее.

Данный метод относится к общенаучным эмпирическим, позволяет получить теоретические знания и является универсально используемым. Он есть основой для многих прикладных исследований, поскольку позволяет на основании отличительных признаков объектов создавать их группы. Эти классификации используются в последующих изучениях как основа.

Примеры сравнительного метода могут быть проиллюстрированы на основании его форм:

  • сравнительно-сопоставительный метод выявляет различия в природе изучаемых объектов (например, в христианской и мусульманской религиозной культуре);
  • историко-типологическое сравнение, позволяющее выделить общие признаки в несвязанных между собой явлениях при одних условиях развития (например, родство разных языков);
  • историко-генетическое сравнение показывает сходство между объектами, объединенными общим происхождением и условиями развития, и их взаимовлияния (например, развитие психики животного и человека).

Где используются сравнительные методы исследований?

Сравнительный метод является одним из наиболее универсальных в теории и практике познания, поэтому его используют многие науки:

  • сравнительная анатомия (отрасль биологии);
  • богословие и религиоведение;
  • история языкознания;
  • история литературы;
  • мифология;
  • политология и право, в частности, уголовное;
  • генетическая (сравнительная) психология;
  • философия.

Сравнительный метод в психологии

Широкое применение сравнительный метод исследования получил в разных отраслях психологической науки. Он позволяет сравнивать свойства личности, развитие психики, характеристики групп людей и делать выводы о механизмах генезиса и причинах появления различий в исследуемых объектах.

Так, дифференциальная психология использует сравнительный метод для выявления схожести и различий в психологических свойствах отдельных групп людей, зоопсихология – для прослеживания эволюции психики у представителей разных ступеней развития животного мира, возрастная психология – изменений психических функций человека в зависимости от его возраста.

“Метод поперечных срезов” как сравнительный метод в психологии позволяет определить развитие одной и той же психической функции или свойства у разных групп людей.

Например, сравнить уровень развития интеллекта у школьников разного возраста, разных социальных групп или учеников различных форм и программ обучения. Существует также “метод продольных срезов”, или лонгитюдный.

Он отличается от сравнительного тем, что исследуется один и тот же объект на протяжении длительного времени его существования. Это делается с целью проследить изменения, которые происходят с этим объектом со временем.

Возможности сравнительного метода в психологии

Все типологии личностей, классификации по определенному признаку людей в психологии созданы благодаря использованию сравнительного метода. Даже постановка эксперимента включает этот метод на этапе оценки эффективности влияния каких-то переменных. В этом случае сравниваются исходные данные и полученный после экспериментального влияния результат.

Наряду с другими организационными методами (лонгитюдным, комплексным), сравнительный метод в психологической науке незаменим.

Без него все психологические группы были бы разрозненными единицами, не существовало бы классификаций профессий, типов личности, характеристик возрастных этапов и т. д.

Поэтому данный метод можно по праву считать способом упорядочивания знаний и прогнозирования изменений.

Недостатки сравнительного метода в психологии

Среди недостатков, которые, как и любой другой метод, имеет сравнительный, можно назвать:

  • зависимость результатов исследования от статичности, стабильности объекта;
  • риск устарения информации на момент обработки полученных данных;
  • необходимость использования дополнительных методов исследования для получения более полной информации.

Все преимущества и недостатки выбранного метода определяют возможности его использования. Конечно, для обширного исследования одного способа получения и систематизации информации недостаточно.

Сравнительно-правовой метод

Сравнительно-правовой метод в методологии государства и права является одним из основных способов познания.

Он предполагает сравнение процессов, явлений и понятий юридического характера с целью изучения их сходства, выявления причин отличий.

Такое сопоставление позволяет понять, каким образом происходило их развитие и видоизменение, в какой последовательности это совершалось, и создавать классификации таким явлениям.

Сравнительный метод позволил выделиться отдельной научной отрасли – сравнительному правоведению, что занимается изучением и сравнением различных правовых систем мировых государств.

При изучении зарубежного опыта правоведения государство может совершенствовать собственную юридическую систему, отказываться от устаревших несовершенных методов работы и использовать положительный опыт в развитии своего законодательства.

Своим появлением в юриспруденции данный метод обязан достижениям других технических и социальных наук: математике, кибернетике, психологии.

Практическое значение сравнительно-правового метода

Практическая польза сравнительного метода в правовой науке заключается в том, что он позволяет находить оптимальные способы для решения социальных проблем. Он позволяет понять, почему одно о тоже действие в правовой культуре одного государства является правомерным, а в другой – преступным.

Методы сравнительного подхода включают различные способы сравнения:

  • функциональный, позволяющий сопоставлять функции, которые выполняет тот или иной институт государства;
  • нормативный, использующий термины и категории специфических правовых систем с целью анализа норм права и законодательных решений;
  • проблемный, который сравнивает решение определенных правовых разногласий в рамках законодательной системы и анализирует возможность применения этих решений в рамках своего законодательства;
  • текстуальный, анализирующий, какое текстовое оформление наиболее продуктивно влияет на реализацию правовых норм в национальном масштабе;
  • бинарный, который сопоставляет не множество, а только две существующие политические или общественные системы.

Сравнительное правоведение и его аспекты

Сравнительное правоведение рассматривается в специализированной литературе в трех основных аспектах:

  1. Как сравнительный метод исследования.
  2. Как отрасль самостоятельной науки.
  3. Как сочетание метода и отдельной научной дисциплины.

Более современным считается третий подход, поскольку он признает, что сравнительное правоведение может быть отдельным методом всей юридической науки, который позволяет изучать перечисленные вопросы, а также может быть самостоятельной наукой, поскольку имеет свой предмет исследования, сферу применения и практическое значение.

Основные принципы сравнительно-правового метода

Как и любой научный способ познания, методы сравнительного подхода реализуются благодаря соблюдению основных принципов:

  1. Сравнимости правовых норм, что регулирует функциональную сторону правовых решений, т. е. то, как они решают потенциальные социальные проблемы.
  2. Учета условий исторического времени развития правовой нормы, ее социальной обусловленности.
  3. Критического рассмотрения полученных данных.

Практическое значение сравнительных методов исследования

Значение сравнительного метода в истории наук трудно недооценивать. Историческое развитие государств и обществ, эволюционная теория появления и совершенствования физических функций органов и систем человека и животных, история языковедения, психологические типологии, – эти и многие другие достижения были бы невозможны там, где не использовался сравнительный метод.

Характеристика этого способа получения информации включает не только теоретическую, но и его практическую важность.

Например, применение метода в правоведении позволяет выявлять оптимальные способы решения правовых вопросов, в психологии – делать выводы о закономерностях развития психики и создавать самые эффективные программы обучения и саморазвития для всех возрастных групп и других категорий людей. Становится понятно, что сравнительный анализ является одним из самых употребляемых практически во всех технический, естественных и социальных науках.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/180174/

14) Метод сравнительного анализа

Вшироком смысле- сравнениекак метод познанияпредставляет собой способвыявления общего и особенного в изучаемыхфеноменах

 Вузком смысле- СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙМЕТОД —метод естественных и социальных наук,с помощью которого путем сравнениявыявляется общее и особенное в родственных,генетически и исторически связанныхформах, достигается познание различныхисторических ступеней развития одногои того же явления или двух разных, нородственных и сосуществующих явлений

Сравнительныйметод в политической науке стал однимиз центральных, т.к. многие исследователисчитали и считают его наиболее подходящимзаменителем метода эксперимента,используемого широков естественных науках.

Видысравнительных исследований

1.«Casestudy»сравнение.Данный видсравнения применяется тогда,когда анализируется одно явление нафоне сравнения ее с другими

2.Бинарноесравнение .Сравнениедвух объектов

3.Региональноесравнение. Групповое сравнение

4.Глобальное сравнение. Сравнение всех объектов

5.Кросс-темпоральныесравнения.Динамическийанализ – придаетсязначение времени как оперативнойпеременной.

15) Социометрия как метод исследования и оптимизации управленческих процессов

Социометрические методы используютсядля исследования структуры межличностныхотношений в малых социальных груп­пах( 10-15чел.) путем опроса каждого членагруппы о сделанном им по тем или инымсоциометрическим критериям выборедругих членов группы и обработки этойэмпирической информации.

В резуль­тате исследования могут бытьоценены степень сплоченности(разобщенности) группы, относительныйавторитет членов груп­пы, т.е.

, выявленылидеры и «отверженные», а также обнаруже­нысплоченные внутригрупповые образования(подсистемы) и их возможные неформальныелидеры.

Социометрические методыисследования применимы к реальносуществующим малым соци­альным группам(от 5 до 25, обычно 10—15 человек), имеющимдостаточно длительный (от полугода)опыт совместной группо­вой жизни.

Социометрические методы были предложеныв 30-х годах XX в. австрийским эмигрантомпсихиатром Дж. Морено в рамках развиваемойим теории социометрии.

Суть этой теорииосновывается на утверждении того, чтосоциаль­ные системы являютсяпритягательно-отталкивающе-нейтральны­ми,включающими в себя не только объективные,внешне про­являемые отношения(макроструктура), но и субъективные,эмо­циональные отношения, часто внешненикак не проявляяющиеся (микроструктура).

3 этапа в развитии социометрии:

1.возникновение и утверждение ( к 1934г)

2.кульминация или первичный метод(1936-1956)

3. «новая социометрия» (с 1956)

Цели социометрии:

1.измерение степени сплоченности группы

2.выявление соотносительного авторитетавнутрь группы по симпатиям

3.обнаружение внутригрупповых подсистем

Реализация социометрическихметодов в виде социометриче­скойпроцедуры предусматривает проведениеследующих этапов.

1. Формулированиесоциометрического критерия.

2.      Проведениесоциометрического опроса.

3.      Математическаяобработка результатов опроса и расчетзна­чений социометрических индексов.

4.      Интерпретацияполученных значений социометрическихиндексов.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2554572/page:10/

Источник: https://businessizakon.ru/sravnitelnyj-metod-issledovaniya-metod-sravnitelnogo-analiza.html

Метод сравнения

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Суть метода сравнения состоит в сопоставлении данных. Это означает, что в аналитик может взять несколько значений одного показателя или несколько значений абсолютных и относительных показателей и сравнить их между собой.

Этот метод может применяться во всех случаях финансового анализа: как в процессе формирования комплексной оценки финансового состояния и эффективности компании, так и при исследовании некоторого аспекта деятельности компании.

Метод сравнения данных в анализе используется, например, при изучении динамики и структуры процесса или явления, при определении рыночного положения компании, при выявлении направления развития предприятия и т.д.

Примеры использования метода сравнения:

  • сопоставление значения некоторого показателя за период во времени (сравнение с базовым значением, со значение за предыдущий период и т.д.). Например, если в 2016 году компания продала 10 тыс. единиц продукции (табл.1), а в 2014 году – 2 тыс. единиц, то можно говорить о росте объема сбыта за исследуемый период;

Таблица 1.

Пример сравнения показателя сбыта

Показатель201420152016Сравнение с базовым периодомСравнение с предыдущим периодом
2015201620152016
Выручка27105853
  • сравнение значения показателя с конкурентами. Например, если компания продала 10 тыс. единиц продукции, а главный конкурент только 5 тыс. единиц, то можно сделать вывод о высоком уровне конкурентоспособности и рыночной силе исследуемой компании;
  • сравнение показателя со среднеотраслевыми значениями. Например, если средняя рентабельность собственного капитала в отрасли составляла 10%, а в исследуемой компании – 18%, то можно сделать вывод о росте благосостояния акционеров, высокой инвестиционной привлекательности и эффективной деятельности в интересах собственников;
  • сравнение показателя с некоторой основой для определения доли. Например, если сумма финансовых инвестиций составила 600 млн. руб., а общая сумма активов 1000 млн. руб., то использование метода сравнения в этом случае позволит прийти к выводу, что финансовая деятельность играет для исследуемой компании ключевую роль и формирует около 60% всех активов;
  • сравнение с нормативными или эталонными значениями. Например, если нормативным показателем финансовой автономии для предприятий данной группы было значение 60%, а значение коэффициента для исследуемой компании является 20%, то можно говорить о высоком уровне финансового риска и возможном банкротстве в случае ограничения доступа к рынку кредитных ресурсов.

В целом, можно сравнивать любые значения одного и того же показателя или различные показатели между собой в том случае, если это позволяет сформировать дополнительные выводы о исследуемом объекте.

Сравнение с конкурентами и альтернативами

Условия деятельности в каждой отрасли или сегменте рынка являются особенными и формируются под влиянием большого количества мезофакторов. Как результат, в различных ситуациях предел максимальной эффективности будет различаться.

Нельзя сказать, что управление предприятием, которое действует на уменьшающемся рынке, будет менее эффективным, если его показатель рентабельности ниже идентичного показателя предприятия, которое действует на растущем рынке.

Поэтому очевидно, что для того, чтобы сформировать однозначный вывод о качестве финансовой деятельности в компании, необходимо сравнить ключевые показатели рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности со значениями конкурентов.

Сравнивать следует с предприятиями, которые действуют в максимально близких условиях.

Оптимальным вариантом является сравнение с прямымиконкурентами, которые борются за тех же клиентов, предлагают идентичные товары и услуги.

Для этих участников рынка доступны те же возможности, поэтому сравнение финансовых коэффициентов позволяет понять компетентность менеджмента каждого отдельного конкурента.

Трудностью в решении этой задачи может оказаться отсутствие данных конкурентов. В таком случае можно сравнить показатели со средними в отрасли. Следует учитывать также размер предприятия, ведь, например, малые компании имеют значительно больше возможностей адаптироваться к новым условиям, являются более гибкими в этом плане.

В случае отсутствия этих данных можно сравнить финансовые показатели компании со средними значениями в экономике, хотя полученный результат не будет иметь такой же ценности и не позволит сформировать точные выводы об эффективности финансовой работы в компании.

Ресурсами для получения необходимой информации могут быть:

1. Официальные сайты компаний

2. Сайты, на которых публикуется бухгалтерская отчетность, например, для потенциальных инвесторов

3. Данные Федеральной службы государственной статистики (онлайн и оффлайн)

4. Данные различных отраслевых объединений, ассоциаций, организаций

Особенным показателем является показатель рентабельности собственного капитала. Его значение говорит об эффективности использования средств собственников и позволяет получить ответ на вопрос “Стоит ли вкладывать средства в компанию?”.

Если собственники могли бы получить больше прибыли в случае вложения средств в альтернативные инструменты, например, на депозитный вклад в коммерческом банке, то вложение средств в предприятие было ошибкой.

Поэтому в случае использования показателя рентабельности собственного капитала стоит сравнить его со ставками на депозитные вклады, средней доходностью на фондовом рынке, доходностью с сопоставимыми по рискам фондами инвестирования и с любыми другими финансовыми инструментами, в которые собственники могли вложить средства.

Таким образом, учет финансовых показателей конкурентов позволит улучшить качество финансового анализа предприятия, позволит сформулировать более точные выводы о текущем положении и эффективности работы в течение периода исследования.

Список использованных источников

Thomas R. Robinson, International financial statement analysis / Wiley, 2008, 188 pp.

Когденко В.Г., Экономический анализ / Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 399 с.

Бузырев В.В., Нужина И.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности строительного предприятия / Учебник. — М.: КноРус, 2016. — 332 с.

Источник: https://www.finalon.com/ru/metody-analiza/358-metod-sravneniya

Количественные и качественные методические стратегии исследования: сравнительный анализ

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Определение 1

Методические стратегии исследования – это методы сбора информации и их сочетание, которые обеспечивают оптимальные условия для получения достоверных данных и адекватных результатов, соответствующих исследовательским целям.

Количественные исследования направлены на изучение измеряемых характеристик и в своём большинстве являются описательными. С помощью количественных процедур в таких исследованиях осуществляется обработка информации. В количественных исследованиях к выборке предъявляются достаточно жёсткие требования, которые базируются на математической статистике и теории вероятности.

Определение 2

Количественные методы – это методы, которые применяются в социологическом исследовании с целью проверить заранее выдвинутые гипотезы с использованием формализованных методов и измерительных процедур.

Количественная стратегия имеет следующие особенности:

  • изучает большие по численности участников общности и социальные группы;
  • целью исследования является измерение и причинное объяснение взаимосвязей;
  • изучение сконцентрировано на уровне макроанализа событий и фактов;
  • дедуктивная логика анализа – от более абстрактного к фактам, через операционализацию понятий;
  • для проведения количественных исследований используются методы измерения, выборочные методы и методы статистического анализа данных;
  • полученные данные представлены в виде шкал, анализ происходит с помощью статистических методов.
  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Качественные стратегии

Качественная стратегия используется для того, чтобы изучать социальные проблемы с индивидуальной точки зрения. Объектом таких исследований выступают отдельные индивиды или узкая социальная группа со своими специфическими характеристиками.

Качественные исследования направлены на получение более глубокой информации, с помощью качественного исследования можно получить информацию о установках и мотивах поведения людей и таким образом, получить ответ на вопрос «почему?». Жесткие требования к выборке как в количественных исследованиях здесь не применяются

Определение 3

Качественные методы – это методы, которые применяются в социологии для более глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения становится человек в конкретной жизненной ситуации при его повседневном взаимодействии с иными людьми.

Качественная стратегия имеет следующие особенности:

  • изучает небольшие группы и общности;
  • направлена на выявление и интерпретацию субъективных смыслов и значений;
  • индуктивная логика анализа – от конкретных фактов к их концептуализации;
  • сбор данных осуществляется с помощью разных методов – наблюдение, интервью, анализ документов или фокус-группа;
  • для анализа информации статистические методы не используются, в основном результаты описывают в виде устной или письменной речи отдельных людей.

Сравнительный анализ стратегий

Эти два вида исследований не стоит противопоставлять, так как они связаны между собой и дополняют друг друга, если придерживаться такого подхода, то можно получить более достоверную информацию.

Качественные исследования можно перевести в количественную форму с помощью контент-анализа.

Во время проведения количественных исследований часто используют качественные технологии – вопросы-ловушки, ассоциации.

Важно понимать, что качественные и количественные методы имеют свои специфические цели и предназначения, соответственно, выбор стратегий, в таком случае, зависит от целей и исследовательских задач, предмета исследования и характера объекта, а также интереса самого исследователя к той или иной парадигме.

В то же время количественные и качественные подходы имеют очень существенные различия, они различаются по стадиям социологического анализа и по своей общей направленности.

Для проведения количественных исследований используются стандартизованные разновидности методов сбора социологической информации, таки как, формализованное анкетирование, интервьюирование и социологическое измерение. В отличие от качественных, количественные методы намного меньше берут в учет индивидуальный или субъективный опыт, в основном их выбирают исследователи, берущие за основу системные или структурные концепции.

Количественные методы часто ассоциируют с позитивистскими методами, соответственно, их считают самыми достоверными, под достоверными в данном случае понимают такой вариант, когда исследование можно повторить, и оно покажет тот же результат.

Качественный подход больше подойдет для эмпирического исследования повседневной практики.

Качественный метод соответствует микросоциологическому направлению в социологии, он исследует отдельных индивидов. Предметом его изучения являются социальные роли и их исполнение в конкретной практике повседневной жизни.

Качественные методы помогаю получить данные о опыте более личном, а также о причинах того или иного социального поведения. Здесь учитываются чувства людей, а не то, как крупные общественные структуры влияют на людей. К примеру, какого быть изгоем в школе или приговоренным к тюремному заключению.

Таким образом, в результате сравнительного анализа были сделаны следующие выводы.

Предназначение стратегий:

  • Количественные – объемные исследования.
  • Качественные – незначительные по объему исследования.

Цель применения:

  • Количественные – для того, чтобы объяснить причины изучаемых явлений.
  • Качественные – чтобы лучше понять изучаемое явление.

Исследовательские задачи:

  1. Количественные:

    • изменить параметры процессов и явлений;
    • установить связи между этими параметрами.
  2. Качественные:

    • выявить общую картину изучаемого явления;
    • интерпретировать это явление.

Позиция исследователя:

  • Количественные – наблюдение происходит со стороны.
  • Качественные – сочувствующий участник.

Данные исследования представлены в виде:

  • Количественные – в виде статистических показателей и индексов.
  • Качественные – в виде разных высказываний, документов, дискуссий.

Стиль исследования:

  • Количественные – более жесткий и расчётливый.
  • Качественные – мягкий.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/kolichestvennye_i_kachestvennye_metodicheskie_strategii_issledovaniya_sravnitelnyy_analiz/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: