Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода

Неисправности стрелочных переводов, причины

Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода

Неисправности стрелочных переводов должен знать каждый железнодорожник. Рассмотрим  в видео и фото форматах неисправности стрелочных переводов и их основные причины.

Разъединение остряков

Разъединение остряков может произойти из-за излома стрелочной тяги, серьги или серьговых болтов.

Хотя в централизованных стрелках для предотвращения разъединения остряков введено раздельное прикрепление рабочих и контрольных тяг, состояние деталей узла соединения остряков (тяг, серег, болтов, заклепок) должно проверяться как при укладке стрелочного перевода, так и при его эксплуатации.

При малейшей неисправности стрелочных переводов эти детали немедленно заменяются. Необходимо строго соблюдать нормальное расстояние между остряками в зоне регулируемых тяг в стрелках с гибкими остряками.

Разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами в неисправности стрелочных переводов

Отставание остряка от рамного рельса

Отставание остряка от рамного рельса может быть вызвано изгибом рамных рельсов, накатами на них, неправильной обработкой остряков, угоном остряков или рамных рельсов.

К отставанию остряков может привести изгиб связанных полос и стрелочных башмаков, неправильное расстояние между рабочими гранями рамных рельсов, недопустимый шаг остряков, искаженное расположение рельсовых нитей стрелки в плане и т.п.

При отставании остряка от рамного рельса на 4 мм и более возможен удар подрезанного гребня колеса в торец остряка. Иногда отмечается неприлегание остряка к стрелочным подушкам из-за вертикального выгиба остряка. Такие остряки следует заменять.

Прилегание остряков к упорным накладкам должно быть плотным. Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка допускается не более 1 мм для стрелок на главных путях и не более 2 мм на приемоотправочных и прочих путях.

Отставание остряка от рамного рельса подвижного сердечника крестовины от усовика в неисправности стрелочных переводов

Выкрашивание остряков

Выкрашивание остряков возникает при неплотном прилегании остряков к рамным рельсам и подушкам, при большей высоте остряков по сравнению с рамными рельсами,  плохом закреплении остряков в корне, изгибе опорных деталей, неточной регулировке стрелочных тяг и т.д.

Длина участка выкрашивания остряка должна быть не более расстояния от начала остряка до его сечения, в котором при движении колеса против шерсти боковая грань гребня колеса коснется остряка.

Большая длина выкрошенного участка остряка приведет к удару гребня в остряк с возможным наездом подрезанного гребня на остряк. Поэтому наибольшая допустимая длина выкрошенного остряка принята такой, что удар гребней в выкрошенный участок не произойдет даже в случае недовода остряка до прилегания на 3 мм.

Выкрашивание остряка или подвижного сердечника в неисправности стрелочных переводов

Понижение остряка против рамного рельса

Понижение остряка против рамного рельса измеряется в сечении, где ширина головки остряка поверху составляет 50 мм, т.е. там, где колесо при пошерстном движении начинает переходить с остряка на рамный рельс.

При понижении остряка против рамного рельса на 2 мм и более возникает отжатие и выкантовывание рамных рельсов колесами при  пошерстном движении их по стрелочному переводу, что может привести к сходу подвижного состава.

Следует правильно укладывать все предусмотренные конструкцией стрелки связанные полосы; стрелочные брусья должны быть равномерно подбиты, стрелка выправлена в продольном профиле. Если при соблюдении всех требований понижение остряка против рамного рельса будет на 2 мм и более, то такой дефектный остряк подлежит замене.

Понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника в неисправности стрелочных переводов

Расстояние между рабочими гранями сердечника, усовиков и контррельсов

Крайне важным для обеспечения безопасности движения поездов являются требования, чтобы расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика было не более 1435 мм, а расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса – не менее 1472 мм.

Отступления в этих расстояниях обычно ликвидируются удалением накатов на сердечнике, перешивкой контррельса в сборе с контррельсовым рельсом, регулировкой стяжного узла крестовинных распорок или исправлением контррельсовых желобов.

Расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика в неисправности стрелочных переводов

Изломы остряка, рамного рельса и крестовины

К изломам остряка или рамного рельса относятся все виды нарушения их целостности: трещины, крупные выколы, поперечные изломы по всему сечению.

Особенно опасны поперечные трещины контактно- усталостного происхождения в головке остряков, поскольку остряки по длине к рамным рельсам не крепятся.

Изломы крестовины (сердечника, усовика и контррельса) включают не только полные поперечные изломы, но и частичные — массивные выколы металла и трещины. Такие дефекты сваркой или наплавкой устранить не удается, поэтому пораженные этими дефектами крестовины подлежат замене.

Изломы остряка, рамного рельса и крестовины в неисправности стрелочных переводов

Разрыв контррельсового болта

Разрыв контррельсового болта резко ослабляет крепление контррельса. Нагрузка в этом узле распределяется на меньшее число оставшихся болтов, что ускоряет их разрыв.

При разрыве контррельсового болта может произойти отжатие контррельса, что вызывает резкий удар колеса в сердечник крестовины. Оборванный контррельсовый болт немедленно заменяется, а причина, вызвавшая его разрыв, ликвидируется.

Разрыв контррельсового болта в неисправности стрелочных переводов

Вертикальный износ остряков, рамных рельсов и крестовин

При вертикальном износе рамных рельсов гребень колеса приближается к головке остряка и ответственным элементам крепления стрелки, что может привести к удару гребня в торец остряка или наезду гребня на крепления.

Кроме того, по мере вертикального износа рамного рельса место передачи давления колеса на остряк приближается к более слабым его сечениям — к острию.

Поэтому допустимый вертикальный износ рамных рельсов определяется из условия предотвращения наезда гребня изношенного колеса на горизонтальную полку головки остряка, предотвращения удара гребня колеса в торец остряка, а также из условия прочности рамных рельсов.

Вертикальный износ рамного рельса обычно измеряют в средней части головки не ближе 1/3 ее ширины от боковой грани против острия остряка, против сечения, где ширина остряка 50 мм. Рамные рельсы, а также остряки с износом, превышающим допускаемые размеры, должны быть заменены.

Наибольший допустимый вертикальный износ усовиков и сердечников крестовины определяется из условия прочности элементов крестовин и недопущения качения гребня изношенного колеса по дну желоба крестовины.

Вертикальный износ рамных рельсов, остряков, усовиков и сердечников крестовин в неисправности стрелочных переводов

Рекомендовано к прочтению

Помощь студентам железнодорожникам, каталог готовых студенческих работ на железнодорожную тематику

Tweet

Источник: https://rzd-puteetz.ru/neispravnosti-strelochny-h-perevodov/

Из чего состоит стрелочный перевод: устройство и конструкция элементов, описание, неисправности

Стрелочные переводы: схема, типы, элементы. Неисправности стрелочного перевода

При проектировании железной дороги необходимо правильно выбрать не только рельсы и шпалы, но и путевые устройства.

Поэтому подробно рассмотрим стрелочный перевод: из чего состоит, зачем нужен, какими особенностями обладает, какие неисправности могут возникнуть в процессе эксплуатации – все эти важные моменты мы хотим всесторонне осветить.

Постараемся дать вам верное представление и максимум актуальной информации для принятия верных решений в процессе строительства ЖД-линий.

Сразу же отметим, что они являются обязательной частью ВСП (верхнего строения пути) и играют ключевую роль в приеме, отправке, следовании промышленного и пассажирского транспорта через станции, обгонные пункты, разъезды. Они оптимизируют логистику, благодаря им локомотивы, вагонетки, дрезины быстрее преодолевают расстояния.

Для чего предназначены стрелочные переводы

Подобные устройства повсеместно используют для путевых соединений. Предназначены для переведения поездов и другого рельсового транспорта с одной жд ветки на другую.

Это элементы особой длины, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы, которые нужны для решения следующих задач:

  • объединение двух или трех колей, идущих рядом;
  • разветвление одной линии на несколько соседних;
  • состыковка параллельно расположенных или пересекающихся путей.

Их практическую роль сложно переоценить, так как они минимизируют затраты на строительство железных дорог, а также сокращают общую их протяженность, плюс, с ними нет необходимости в прокладке окружных маршрутов.

Залог максимально быстрого перемещения ЖД-транспорта из точки А в точку Б – вот что собой представляет стрелочный перевод: определение такого рода, возможно, не самое научное, зато очень точно отражает важность данных конструкций.

Классификация, обозначения

Существуют следующие конструкции:

Одиночные – разветвляют 1 колею на 2, могут быть следующих видов:

  • обыкновенные – как минимум один вектор у них отличается полной прямолинейностью;
  • симметричные – оба направления отклоняются в разные стороны с идентичными углами и радиусами, что уменьшает длину рассматриваемого элемента ВСП (при минимальном R кривой);
  • несимметричные – идут в ту же сторону (но под отличными друг от друга углами) или смотрят в разные стороны.

Двойные – 2 их стрелки в непосредственной близости, а путь разветвлен на 3, бывают:

  • симметричные – два вектора расположены также как и в предыдущем случае, а третий прямолинеен; распространенное название – «тройник»;
  • несимметричные – разные по своему направлению и/или отклонениям.

Перекрестные – монтируются в точках пересечения двух колей под определенным углом, могут быть следующих типов:

  • одиночные – с парой комплектов остряков и таким же количеством управляющих механизмов; по каждой из 4 его веток транспорт может проходить прямо, по 2 из 4 – еще и с поворотом;
  • двойные – уже с четырьмя наборами участков, но с двумя устройствами контроля, а также с парами остроугольных и тупых крестовых систем; часто встречающееся сленговое название – «крокодилы» и «американки».

Похожие новости

В России и странах бывшего СССР их характеризуют маркой крестовины – натуральной дробью, численно равной тангенсу угла, под которым пересекаются пути. Например: 1/9 или 1/11. Среди обыкновенных наиболее типичны и распространены конструкции с обозначениями 1/11 и 1/9.

К используемым рельсам на линиях добавляются (р65, р50, р24 и т.д). К примеру, общее обозначение бывает таким: стрелочный перевод типа р65 марки 1/9 правый проект 2434.00.000.

Марка определяется классом и, как следствие, скоростным режимом движения на данном участке.

Состав и принцип работы

При любой конфигурации в него входят:

  • Сама стрелка – это конструкция из 2 наружных элементов жд проката (неподвижных рамных) и 2 внутренних, скрепленных друг с другом, с остряками, переводным механизмом и тягами, выполняющими функцию соединителей. Отвечает за непосредственный переход транспорта с прямой колеи на ответвление и наоборот.
  • Крестовина – деталь с двумя усовиками, сердечником (треугольным компонентом), или цельнолитая и желобом и, что важно, с контррельсами. Обеспечивает надежный переезд колес локомотивов, дрезин, мотовозов, вагонеток с одной рельсовой нити на другую. Имеет различные марки (1/9, 1/11 и т.д в зависимости от проекта)
  • Система контроля, а также – кривые, крепежные, опорные и упорные.
  • Рельсы (рубки) по типу (р65, р50 и т.д) определенной длины.
  • Изоляция.

Общее расположение элементов и краткое описание некоторых их них показано ниже.

Рамные — те, к которым прижимаются остряки, изменяющие направление движения подвижного состава. Они имеют специальный профиль для плавного перемещения локомотива и вагонов. Соединяют их между собой соединительными тягами, число которых зависит от длины остряковых элементов. Изготавливаются из специального рельсового профиля.

Усовики — используются для верного и безопасного направления колес при проезде «мертвой зоны». Так называют пространство, где сердечник закончился, а соединительный путь ещё не начался. При правильной регулировке деталей колесная поверхность не должна касаться усовиков или контррельсов (которые крепятся с противоположных сторон у внешних рельсов).

Контррельс — направляет гребни в соответствующий желоб, позволяя пройти вредное пространство, т.е. расстояние от горла крестовины до острия сердечника.

Стрелочные брусья — предназначены для соединения металлических частей, обеспечения необходимой жесткости, горизонтальной и вертикальной устойчивости.

При любом строении его установка осуществляется по следующей схеме:

  • Подготавливается балластный слой. На него укладывается крестовинный и закрестовинный брус, на который, в свою очередь, монтируется крестовой элемент.
  • Затем с помощью установки рубок колеи соединяются с рамными направляющими жд металлопроката, рихтуются и, посредством укладки дальнейших брусьев, соединяется с основным путем.
  • Монтируете серьги с изоляцией.
  • Обеспечиваете тяги – переводную, рабочую, контрольную.
  • Загибаете стопорные планки, шплинтуете болты, устанавливаете закрутки и фартук.

Мы рассмотрели, что входит в состав стрелочного перевода, теперь давайте взглянем на особенности его работы. Непосредственное перемещение остряков осуществляется разными способами, в зависимости от типа рассматриваемого элемента ВСП, но всегда по одинаковому принципу.

Главное, чтобы первый подвижный участок жд металлопроката с нужной плотностью подводился к рамному, а второй – отходил со строго заданным расстоянием, необходимым для беспроблемного прохода колесных гребней.

Запирающая деталь механически проконтролирует качество прилегания и дистанцию, а также зафиксирует конструкцию в неизменном положении (вплоть до следующего срабатывания).

Важную роль играют и тяги, которые по своим функциям могут быть переводными (для изменения) и соединительными (удерживают в заданной позиции). Через две-три переключаются длинные остряковые элементы при пологой конфигурации, через одну – специальные (короткие).

У каждого перемещающегося есть тонкий конец – острие – и толстый – корень, крепление последнего и делает возможным все повороты. В процессе изменения колеи с основной на боковую или наоборот действуют комбинированные нагрузки, точка пересечения которых находится на «горле», то есть на стыке граней сердечника.

Это необходимо учитывать при проектировании.

Рабочее положение рассматриваемых элементов меняется с помощью механизма. Поэтому его наличие – ключевая особенность устройства централизованных стрелочных переводов, причем как автоматических, так и ручных.

В последнем случае он представляет собой рычаг с балансирующим противовесом, то есть максимально простую конструкцию. Достаточно поднять его в верхнюю позицию, и остряки станут посреди пространства рамных рельсов.

Автоматика управления обычно реализована при электрической централизации – за счет использования приводов как врезных, так и нет, обычно моделей серий СП и СПГ. У них нераздельный ход, с парой линеек (перемещаются синхронно переводящим колеса деталям и поэтому контролируют их) и шибером, замыкающим контакты.

Существует некоторая терминология, относящаяся к данной теме, и мы хотим вас с ней ознакомить.

Стрелочная улица

Так называется большое количество переводов на сравнительно небольшом участке главного пути.

Бывают различными, в зависимости от характера расположения по отношению к основной колее. Но в общем случае это совокупность последовательно обустроенных переводов на боковой путь, обладающих единым назначением. Выделяют следующие ее разновидности:

  • Простая – обычно очень протяженная, со значительными расстояниями между осями. В числе преимуществ то, что максимально проста в обслуживании и отлично просматривается. Главный недостаток – габариты: получается длинной и занимает сравнительно много места. Сферы применения – парки отправки и приема.
  • Сокращенная – минимизирует участки перехода, но снижает маневренность. Свою нишу нашла на крупных базах и грузовых дворах, на складах и подобных им площадках.
  • Неконцентрическая веерная – отличается постоянным радиусом укладки всех кривых. Укладывается для увеличения междупутий основного пути (когда это необходимо), но ее монтаж связан с большим объемом земляных работ.
  • Под двойным углом крестовины – минимизирует протяженность зоны, позволяет выполнять различные маневры. Актуальна для сортировочных узлов, горловин парков приема-отправки и других объектов с количеством линий более 5.

Сьезд

Для соединения близколежащих рельсовых путей оборудуют съезд. Этот участок включает в себя два стрелочных перевода и посередине — соединительную линию рельсов (несокращённую или сокращенную). Для перехода поездов, движущихся в разных направлениях, с одного пути на другой укладывают последовательно два съезда, а при определённых условиях — устраивают перекрестный.

Глухое пересечение

Двух пути пересекаются в одной плоскости. В зависимости от угла, под которым происходит скрещивание, их разделяют на прямоугольные и косоугольные.

Песок

Элементы ВСП следует дополнительно защищать от заносов в районах пустынь. Прилегающую к ЖД-полотну почву в таких условиях нужно закрепить – посадить зеленую растительность, покрыть суглинком, битумом полимерной суспензией (или другим подходящим составом), возвести сооружения, предотвращающие оползни.

Лучшим вариантом признан первый – с насаждениями. Деревья (акация, саксаул и так далее), кустарники (гребенщик, селюга, джузгун) и, в меньшей степени, травяные культуры (овес, селин, чагер) не только укрепляют подушку под колеей, но и облагораживают окружение, позитивно влияют на микроклимат.

Возможные неисправности

Если нет гибкого сердечника, со временем могут развиться следующие дефекты:

  • излом усовика стрелочного перевода;
  • разрыв контррельсового болта;
  • износ элементов крестовины, а также рабочих граней рельсов рамного вида и остряковых элементов.

Кроме того, поломки провоцируют расстояния между гранями различных деталей. Также важно не допустить следующих состояний:

  • разъединение остряков с тягами;
  • неплотное прилегание подвижных участков к рамным (с зазором свыше 4 мм) или их понижение на 2 мм и более;
  • выкрашивание, излом, износ какой-либо из вышеупомянутых комплектующих.

При возникновении любой из этих неисправностей запрещается эксплуатация перехода, так как в списке угроз – сход состава, недостаточное удержание частей транспорта, зажатие колес.

Мы рассмотрели разновидности, назначение и устройство ручных и автоматических систем, схему расположения элементов и общие принципы работы. Теперь у вас есть базовое представление о том, что это за часть ВСП, а заказать все необходимое для ее монтажа на своем ЖД-объекте вы можете в компании «ПромПутьСнабжение».

Р.S.

Стрелочные переводы имеют множество проектов в зависимости от условий эксплуатации (скоростного режима) и типа используемого рельса в путях (р65 1/11, 1/9; р50 1/11, 1/9 и прочих).  Узнайте их технические характеристики, комплект поставки, схему геометрических размеров, схемы раскладки брусьев отдельного номера проекта на следующей странице нашего сайта.

Источник: https://promputsnab.ru/poleznoe/254-iz-chego-sostoit-strelochnyy-perevod-ustroystvo-i-konstrukciya-elementov-osobennosti-stroeniya-usovika.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: