Сущность, виды и функции бюджета

Понятие государственного бюджета: его функции и устройство

Сущность, виды и функции бюджета

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, включающий доходы и расходы государства (власти, правительства), который должен быть принят на период бюджетного года (в большинстве стран финансовый год совпадает с течением календарного года). Термин «бюджет» происходит от латинского слова bulga, означающего кожаный мешок, предназначенный для сбора доходов. Это слово принято затем на многих языках (англ. budget, bougette, франц. le budget).

Развитию института бюджета предшествовали ряд исторических предпосылок:

  • отделение общественных фондов от королевского имущества;
  • развитие товарно-денежных отношений;
  • создание парламентаризма;
  • разделение социальных и экономических функций государства;
  • развитие международных экономических отношений и финансовых интеграционных процессов.

Проект бюджета каждый год принимается парламентом (Государственной Думой).

При завершении очередного финансового года Правительство обязано отчитаться об успешности исполнения прошлого государственного бюджета.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет представляет собой важнейший документ, подготовленный правительством или другим политическим субъектом, представляющий его ожидаемые доходы и предлагаемые расходы на предстоящий финансовый год.

В большинстве парламентских систем бюджет представляется в нижнюю палату законодательного органа (парламента) и часто требует одобрения законодательного органа.

Бюджет сам по себе не выделяет средств на государственные программы, что требует дополнительных законодательных мер.

Бюджет государства может пониматься как:

  • план доходов и расходов, а также доходов и расходов органов власти, общественности, в том числе органов государственного управления, органов контроля и охраны права, судов и трибуналов составленный на период бюджетного года;
  • фонд централизованных денежных средств, собранных и разделённых в течение года, в связи с реализацией задач государства;
  • нормативный акт высшего ранга, потому что он принят в форме закона.

В связи с этим понятие государственного бюджета может пониматься в трёх аспектах:

  • экономическом – денежный фонд;
  • юридическом – нормативные акты;
  • техническом – любые действия, связанные с накоплением и расходами бюджетных средств.

Бюджет государства представляет собой правовую основу деятельности исполнительной власти (правительства). Исполнительная власть имеет полномочия для осуществления расходов и контроля доходов.

Принятие бюджета, а затем принятие отчёта об его исполнении, является актом политического доверия законодательной власти к правительству.

Принятие бюджета происходит в результате консенсуса между законодательной и исполнительной властью.

Части государственного бюджета:

  • доходная часть – указывает на пути поступления денежных финансовых средств;
  • расходная часть – демонстрирует, на какие задачи и цели были потрачены денежные средства.

Дефицит государственного бюджета — это преобладание расходов над полученными доходами.

Пути преодоления бюджетного дефицита:

  • внутренние займы;
  • внешние займы;
  • денежная эмиссия;
  • осмысленная и рациональная государственная политика.

>>  Что такое валовой внутренний продукт и как его измеряют?

Профицит государственного бюджета – это преобладание доходов над возникшими расходами.

Сбалансированный государственный бюджет — это равный баланс доходов и расходов государства.

Расходы государственного бюджета

К основным государственным расходам относятся:

  • поддержка бюджетной сферы;
  • стабилизация и удержание валютного курса;
  • расчёты с банками;
  • субвенции для муниципалитетов;
  • поддержка общих резервов;
  • сельское хозяйство;
  • наука и исследования;
  • образование и воспитание;
  • высшее образование;
  • охрана здоровья;
  • социальная работа;
  • государственная администрация;
  • правосудие;
  • центры высших органов власти;
  • социальное страхование;
  • оборона;
  • общественная безопасность и деятельность правоохранительных органов;
  • субсидии для субъектов хозяйствования;
  • субсидии для хозяйств коммунального и жилищного хозяйства;
  • социальное страхование;
  • обслуживание внутреннего государственного долга;
  • обслуживание внешней задолженности;
  • субсидии для муниципалитетов;
  • текущие расходы бюджетных организаций;
  • инвестиционные расходы;
  • ЖКХ;
  • охрана окружающей среды.

Доходы государственного бюджета

В качестве доходов государственного бюджета учитываются:

  • поступления от косвенных и прямых налогов (например, арендная плата);
  • неналоговые доходы (например, пошлины);
  • доходы бюджетных организаций;
  • иностранные доходы;
  • возвраты по кредитам, займам, векселям и облигациям.

Расходы могут финансироваться из:

  • налогов (при сбалансированном бюджете) – увеличение расходов государства на 1 у. е., что способствует такому же росту налогов, увеличивает доход на 1 у. е.;
  • с помощью дефицита – расходы, финансируемые дефицитом, могут лучше стимулировать доход и занятость.

В рамках дефицитного метода выделяется:

  • финансирование через создание дополнительной монетарной базы – если осуществляется прямая «печать» денег, это практически не вызывает затрат;
  • финансирование с помощью эмиссии государственных облигаций – этот способ является более дорогостоящим, оставляет валютную базу на неизменном уровне и вызывает рост процентных ставок.

Функции государственного бюджета

Функции бюджета отражают его сущность и роль в социально-экономических процессах государства. Они могут оказывать стимулирующее воздействие на экономическое развитие страны или его ограничивать. К основным функциям бюджета относятся:

  • распределительная (регулирующая) – государство собирает налоги, пошлины и другие платежи от предприятий и домашних хозяйств, затем производит распределение финансов между другими лицами посредством безвозмездных трансфертов (пенсии, пособия, государственная помощь, беспроцентные кредиты) и покупки товаров и услуг на рынке;
  • стабилизации – бюджет смягчает колебания экономического цикла и обеспечивает сбалансированный рост экономики;
  • фискальная – бюджет берёт на себя налоги, пошлины и другие сборы;
  • стимулирующая – через перераспределение доходов в бюджет (в частности, покупки товаров и услуг, а также субсидий и субвенций) стимулируется деятельность субъектов хозяйствования, предложение, спрос и ценообразование.
  • контролирующая – принятие бюджета способствует контролю народа за действиями правительства;
  • информационная – информирует общество о намерениях и планах правительства;
  • направляющая – устанавливает объёмы экономической деятельности и ограничивает возможные действия власти.

>>  Российская экономическая школа и её основные черты

Бюджетные правила и принципы

Формирование бюджета государства требует соблюдения подробных правил, которые определяют желаемые характеристики бюджета в области содержания бюджета и его конструкции. К наиболее важным правилам формирования бюджета относятся:

  • принцип баланса – требование, чтобы сумма планируемых расходов нашла полное покрытие в предполагаемых доходах, что приведёт к балансированию бюджета таким образом, чтобы он генерировал дефицит бюджета;
  • принцип формального единства – в соответствии с ним в одно время в одном государстве может быть только один бюджет, потому что только в этом случае возможно осуществление реального контроля законодательных органов над органами исполнительной власти;
  • принцип материального единства – предлагает, что все доходы вливаются в один бюджет и из него финансируются все расходы;
  • принцип универсальности – все субъекты общественной и экономической сфер должны быть связаны с бюджетом или методом финансирования брутто (непосредственно) или нетто (косвенно);
  • принцип двойственности бюджета – утверждает разработку бюджета, действующего в годовых циклах (например, трёхлетних);
  • принцип детализации – расходы и доходы бюджета должны быть заключены с соответствующей детализацией, связанной с определением области свободы исполнительной власти (целью реализации этого принципа является ограничение возможности нарушений и злоупотреблений в процессе исполнения бюджета);
  • принцип оперативности – бюджет требует разработки и указания задач в области сбора доходов и осуществления расходов для конкретных субъектов;
  • принцип прозрачности – бюджет должен быть представлен парламенту и общественности по максимально прозрачной схеме, вышедшей в средствах массовой информации, облегчая оценивание его выполнения;
  • принцип гласности – постулирует открытость процесса приготовления, принятия, исполнения и контроля бюджета;
  • принцип экономичности, эффективности (рациональности) – это рациональное, то есть экономное расходование бюджетных средств;
  • принцип реальности – утверждает максимальную точность в планировании доходов и расходов;
  • принцип приоритета – принятие бюджета до истечения срока его действия, а значит, перед началом нового бюджетного года (из этого правила есть некоторые отклонения):

— прерогатива бюджета – продление прошлогоднего бюджета на определённый период следующего года,

— временный бюджет – сокращённый вариант закона о бюджете;

  • принцип конституционно-стимулирующий – определяет участие государства в экономике (теоретически, решение этой проблемы не существует).

В этом принципе имеются два подхода:

Подход классический – предполагает, что принцип полностью сохраняется в том случае, когда вся экономическая деятельность государства находит свой отражение в бюджете. Такое решение проблемы допускает только прямое финансирование, а значит, бюджетирование брутто. Все доходы и расходы бюджетных организаций признаются тогда в плане бюджета, как доходы и расходы бюджета.

>>  Виды экономических систем и отношения собственности

Подход модернистский – признаёт принцип бюджет успешным и полным, если единицы общественного сектора имеют какое-либо отношение к бюджету государства.

Это называется косвенным финансированием бюджета или бюджетированием нетто.

Единицы бюджета определяются тогда с бюджетом по овердрафту или кредиту, касающегося бюджетных учреждений, вспомогательных хозяйств и средств, накопленных на отдельном счёте собственных доходов.

Внебюджетные фонды

В государстве существуют внебюджетные финансовые фонды, которые образуются вне государственного бюджета. Они предназначены для осуществления конституционных гражданских прав на пенсии, социальное страхование, медицинское обеспечение, помощь в трудоустройстве.

Они финансируются из специальных целевых внебюджетных фондов.

Так, в РФ к социальным фондам относятся:

  • пенсионный;
  • социального и обязательного медицинского страхования;
  • федеральная служба по труду и занятости.

К экономическим фондам относятся:

  • инвестиционные;
  • развития промышленности;
  • поддержки отраслей.

Государственный долг

Государственный долг – это совокупность невыполненных правительством обязательств, выраженная в денежном эквиваленте. Долг появляется в следствии долговременного бюджетного дефицита.

Долг бывает внутренним (когда правительство имеет долг перед физическими и юридическими лицами, перед банками и др.) и внешним (когда правительство страны имеет задолженность перед международными банками и финансовыми организациями, например, МВФ).

Внутренний государственный долг состоит из:

  • рыночных долговых обязательств (государственные ценные бумаги, облигации, казначейские обязательства и др.);
  • нерыночных долговых обязательств, представляющих собой задолженность правительства страны перед Центральным банком.

По срокам выплаты долг классифицируется на:

  • краткосрочный (до 1 года);
  • среднесрочный (до 5-ти лет);
  • долгосрочный (более 5-ти лет).

Реструктуризация долга – это переоценка критерий и условий возвращения долга. Она осуществляется тогда, когда неисполним возврат государственного долга на старых условиях.

Государственный бюджет и закон о бюджете

Закон о бюджете является понятием более широким. Бюджет является одним, но не единственным приложением к закону.

Приложениями являются, например, ведомость доходов и расходов бюджетных учреждений, вспомогательных хозяйств бюджетных организаций, планы доходов и расходов государственных специальных фондов.

Закон о бюджете содержит бюджет и другие финансовые планы. Бюджет является основным планом, с помощью которого происходит значительное количества расходов.

Уровни бюджетной системы РФ:

  • федеральный бюджет;
  • региональные бюджеты субъектов РФ;
  • местные бюджеты муниципальных образований.

Счётная палата – это правительственный орган РФ (при парламенте), осуществляющий финансовый контроль за государственным бюджетом.

Федеральное казначейство (Казначейство РФ) – правительственный орган РФ (относится к исполнительной власти), осуществляющий кассовое обслуживание бюджета государства.

Источник: http://rrepetitor.ru/economics/ponyatie-gosudarstvennogo-byudzheta-ego-funktsii-i-ustrojstvo/

Бюджет: понятие, виды, значение

Сущность, виды и функции бюджета

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

В теории финансового права бюджет рассматривается в трех аспектах:

  • в материальном – как централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления;
  • в экономическом – как совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций органов власти и самоуправления;
  • в правовом (в ст. 11 БК РФ) – бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов и в форме муниципальных правовых актов.

Бюджет – это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для государственных нужд.

Указанное состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета.

При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

Важным для понимания сущности бюджета являются следующие факты:

  1. Бюджет является необходимым условием существования и состоятельности суверенноu0019го государства и (или) публично-правового образования.
  2. Бюджет как форма образования и использования фондов денежных средств существует в течение определенного периода времени.
  3. Бюджет в качестве закона существует и по истечении указанного периода.

Функции бюджета:

  • перераспределительная (по отношению к национальному богатству);
  • прогностическая (бюджет – как форма финанu0019совой деятельности публично-u0019правового образования и имеu0019ющий обязательную силу финансовый план-u0019прогноз публичu0019но-u0019правового образования;
  • контрольная (заключается в том, что через регулирование направлений финансовых потоков государство контролируu0019ет те или иные сферы общественной жизни).

Виды бюджетов

  1. По принадлежности к тому или иному уровню бюджетной системы России:
    • федеральный;
    • субъектов Федерации;
    • местные.
  2. По сроку (периоду), на который принимается бюджет:
    • годовые;
    • многолетние (в т.ч. скользящие – составляется на несколько лет, ежегодно пересматривается и передвигается на 12 месяцев вперед);
    • дробные;
  3. По содержанию и цели принятия:
    • бюджет развития;
    • военный бюджет;
    • чрезвычайный бюджет (основанием принятия которого является введение чрезвычайного положения);
    • социальный бюджет;
    • другие;
  4. Экономические виды:
    • консолидированный бюджет – свод бюджетов уровня бюджетной системы на соответствующей территории;
    • национальный бюджет (государственный бюджет, а также доходы и расходы всех других звеньев финансовой системы);
    • бюджет-брутто и бюджет-нетто (чистый бюджет, не включает затраты на осуществление бюджетного процесса);
    • дефицитный и профицитный (расходы превышают доходы, и наоборот);
    • бюджет действующих  и бюджет принимаемых обязательств.

В соответствии со ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на той или иной территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Иными словами, консолидированный бюджет не принадлежит к уровню бюджетной системы России, а представляет собой учетные параметры, отражающие функционирование вышестоящих и нижестоящих бюджетов.

Значение бюджетов

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.

Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправлениями. Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/biudzhet-ponyatie-vidi-znachenie

Бюджет

Сущность, виды и функции бюджета

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

Сущность бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства.

Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве — совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

Законодательная база

Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Функции бюджета

Являясь частью финансовых отношений, бюджету соответствуют следующие функции финансов:

  • Распределительная — проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
  • Контрольная — действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
  • Регулирующая — государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство — это принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

  • Принцип единства — единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
  • Принцип разграничения доходов и расходов — означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • Принцип самостоятельности бюджета: а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов — все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
  • Принцип сбалансированности бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств — соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
  • Принцип общего покрытия расходов — все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
  • Принцип гласности — обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
  • Принцип достоверности бюджета — надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
  • Принцип адресности и целевого характера — бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
  • Местные бюджеты.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.

Доходы

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

  • Налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
  • Неналоговые доходы: доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

Расходы:

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • Поддержка отраслей материального производства;
  • Научно-технический прогресс (НТП);
  • Социальная защита населения;
  • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

  • Текущие — обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • Капитальные — обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

  • Собственные — виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
  • Регулирующие — федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

  • Трансферты — средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
  • Дотации — средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
  • Субвенция — средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
  • Субсидии — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Источник: https://www.financialguide.ru/encyclopedia/bjudzhet

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: