Свободная экономическая зона – это… Понятие, цели и классификация

Свободные экономические зоны (СЭЗ)

Свободная экономическая зона - это... Понятие, цели и классификация

Что такое свободные экономические зоны и зачем они нужны?

нажмите для увеличения

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике.

СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

Цели образования СЭЗ:

  • создание производства и поставка на внутренний рынок импортзаменяющих товаров, отличающихся высоким качеством;
  • освоение нового опыта работы, организации и управления персоналом, подготовка кадров, отработка различных моделей систем управления экономикой, освоение функционирования отдельных хозяйственных субъектов в среде рынка;
  • активизация быстрого роста экспортного потенциала экономической зоны;
  • мотивация экономического развития регионов, окружающих территорию свободной экономической зоны с использованием иностранных капиталов.

Создание приемлемых условий делает СЭЗ важным фактором в экономическом развитии страны, который помогает ускорить включение национальной экономики в мировые хозяйственные связи, а также простимулировать развитие экономики страны в целом. Фактически СЭЗ выступают в качестве полюсов экономического роста. Это активный инструмент управления внешними экономическими связями на уровне региональной политики и государственном уровне.

Типы СЭЗ с точки зрения функциональности:

  • оффшорные зоны, в которых на специально выделенных территориях организовываются льготные налоговые, валютные, регистрационные и банковские условия для нерезидентов страны;
  • комплексные производственные зоны, которые создаются, прежде всего, на экспортное производство товаров массового потребления, не требующих материалоемких затрат;
  • технополисы и технологические парки, которые создаются с ориентацией на разработку и освоение инновационных технологий;
  • внешнеторговые зоны, где возможно сочетание беспошлинной торговли и развития транспортных, складских услуг и экспортное производство.

Также СЭЗ могут характеризоваться применением на своей территории беспошлинной таможенной территории.

Причины образования СЭЗ

СЭЗ создаются в промышленно развитых странах в регионах с экономической депрессией с целью оживления среднего и мелкого бизнеса и выравнивания таким образом межрегиональных различий.

Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы.

СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития.

При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

Развивающиеся страны, в отличие от промышленно развитых, делают главный акцент прежде всего на достижение более высокого уровня индустриализации: модернизацию промышленности, привлечение иностранных капиталов, повышение квалификации работников, внедрение новых технологий.

Классификация СЭЗ

Комплексные СЭЗ создают с установлением льготного режима хозяйствования на территориях отдельных административных образований. К ним относят:

  • Особые экономические зоны
  • Территории особого режима
  • Специальные экономические зоны
  • Зоны свободного предпринимательства

Сервисные зоны – территории, обладающие льготными режимами предпринимательской деятельности для организаций и фирм, которые оказывают страховые, финансово-экономические и другие услуги:

  • Туристические услуги
  • Банковские и страховые услуги
  • Офшорные

Промышленно-производственные экономические зоны — это СЭЗ 2-го поколения, которые появились в результате преобразования торговых зон после того, как туда стали ввозить помимо товаров еще и капитал:

  • Экспортно-импортозамещающие
  • Экспортно-производственные
  • Импортозамещающие
  • Промышленные парки
  • Научно-промышленные парки

Технико-внедренческие экономические зоны относят к зонам 3-го поколения (1970-1980-е гг.). Они концентрируют иностранные и национальные исследовательские организации, которые используют единую систему налоговых льгот:

  • Инновационные центры
  • Технопарки
  • Технополисы

Торговые зоны — самая простая форма СЭЗ, которые появились в 17-18 вв. Торговые зоны работают в большинстве стран, но большая их часть располагается в индустриальных странах:

  • Торгово-производственные
  • Свободные порты
  • Бондовые склады
  • Свободные таможенные

Мировой опыт организации СЭЗ

Согласно данным за июль 2006-го года по разным экспертным источникам в мире существует от 1200 до 2000 СЭЗ различных функциональных типов. Динамика темпа СЭЗ в количественном отношении и по общему объему производства продукции в них говорит о большой перспективе данного направления в нашей стране и в мире в целом.

В мировой практике СЭЗ применяются в качестве активного средства управления на государственном уровне. Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году.

На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования и функционирования, который не имел четко отработанной системы.

Виной тому было не только отсутствие законодательной базы, но и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. Сегодня можно наблюдать развитие принципиально нового этапа в создании и функционировании СЭЗ на территории РФ. Эти изменения связаны с принятым от 22 июля 2005-го года федеральным законом “Об особых экономических зонах в РФ”. Создание данного ФЗ положило начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории РФ.

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Принятый федеральный закон предусмотрел формирование на территории нашей страны СЭЗ 2-х видов: особых технико-внедренческих зон и промышленно-производственных зон.

Также закон предусматривает ведение на территориях СЭЗ лишь таких типов деятельности, которые обговорены законом и предусмотрены постановлением Правительства РФ.

Федеральный закон четко формулирует основные условия налогообложения ОЭЗ, основной из которых гласит о предоставлении максимальных налоговых льгот.

Все участники зон экспортного производства получают значительные льготы относительно федерального налога, которые за счет местных налогов могут дополняться субъектами Федерации:

  • освобождение участников от НДС услуг по транспортировке товара;
  • освобождение участников со дня регистрации на срок 5 лет от налога на прибыль;
  • снижение для участников зоны налога на добавленную стоимость на 50% на продукцию собственного производства, которая реализуются на территории;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, которая вложена в инвестиции, по окончании срока 5 лет.

Надо понимать, что организация и создание необходимой инфраструктуры СЭЗ не может быть произведена без вложений серьезных денежных средств из бюджета.

Основные характеристики ОЭЗ, расположенных на территории РФ

Место расположения ОЭЗСпециализация ОЭЗИнвестиции государства в инфраструктуру ОЭЗ
Санкт-ПетербургРазработки, выпуск аналитических приборов. Выпуск электронной бытовой аппаратуры и программного обеспечения1,5 млрд. руб. (50% из ФБ)
Дубна, Московская областьРазработки альтернативного источника энергии, проектирование и создание новых летательных аппаратов, электронное приборостроение2,5 млрд. руб., (65% из ФБ)
Елабуга, ТатарстанРазвитие высокотехнологического химического производства. Выпуск бытовой техники, автобусов и автомобильных компонентовОколо 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)
ЛипецкВыпуск бытовой техники и комплектующих товаров1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
ТомскВыпуск новейших материалов. Разработки медицинских, электронных и информационно-коммуникационных, технологий1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
ЗеленоградРазвитие высокоинтеллектуальных систем навигации, микросхемОколо 5 млрд. руб. (50% из ФБ)

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки.

Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Авторизация через сервис Loginza:

Источник: http://fincle.ru/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-sez.html

Свободные экономические зоны (СЭЗ) – это… (в России, в мировой экономике, в Китае, на Дальнем Востоке)

Свободная экономическая зона - это... Понятие, цели и классификация

Елена Кокош

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности “Экономист-менеджер”. Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Свободные экономические зоны – это обособленные территории, на которых действует льготные таможенный, налоговый и валютный режимы, созданные для целей вливания иностранного капитала в сектор промышленности и услуг, а также иных видом предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала.Иными словами, это конкретная область или город, в котором предприниматели могут открывать бизнес на условиях, выгодных им – низкие налоги, отсутствие каких-либо сборов и т.п. Это делается для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в регионы или города, где сложилась печальная ситуация с производством.

Существуют различные цели создания таких зон. Это может быть толчок к развитию прилегающих областей, благодаря использованию иностранных инвестиций. Либо наращивание экспортного потенциала государства.

Также целью создания свободных экономических зон может быть насыщение внутреннего рынка импортозаменяющими товарами высокого качества или копирование зарубежного опыта в производстве и управлении экономическими объектами.

При выполнении ряда условий, функционирование на территории государства свободных экономических зон ускоряет его интеграцию в международные рыночные отношения, а так же приводят к общему экономическому подъему страны.

Помимо этого свободные экономические зоны могут быть использованы для установления и налаживания внешнеэкономических отношений и государственной политики.

Четыре категории СЭЗ

С точки зрения функционала свободные экономические зоны делятся на следующие категории:

  • Внешнеторговые особые экономические зоны. На их территории осуществляется беспошлиная торговля, а также развитие услуг транспортного и складского характера и производство на экспорт.
  • Технопарки. На данных территориях осуществляется работа в области инноваций и высоких технологий.
  • Комплексные зоны производства. Здесь производятся экспортные товары для широкого потребления, не требующие больших материальных затрат.
  • Оффшоры. На территориях оффшорных зон действуют особые условия в области операций с валютой для нерезидентов.

Причины возникновения особых экономических зон

На территории развитых государств свободные экономические зоны зачастую были организованы, чтобы вдохнуть жизнь в мелкий и средний бизнес районов, где наблюдался экономический спад, а также для сглаживания различий между регионами. Можно сказать, что в данном случае СЭЗ служат инструментом региональной политики.

Выбирая место для создания будущей СЭЗ, как правило опираются на такие показатели, как размер безработицы и уровень дохода на душу населения.

Совсем другие цели преследуются при создании особых экономических зон в развивающихся странах. Здесь главным является фактор привлечения иностранных вложений, а так же улучшения качества производства за счет новых технологий, качественного оборудования и квалифицированных рабочих.

СЭЗ в мировой экономике

В современной мировой экономике свободные экономические зоны занимают достаточно большую и важную нишу, являясь одновременно важным инструментом государственной политики.

Как правило, главной целью создания особых экономических зон является улучшение уровня благосостояния не только зоны и прилегающих к ней областей, но и государства в целом. Мировая практика демонстрирует, что для достижения целей создания СЭЗ используются одинаковые инструменты, а именно, налоговые и таможенные льготные режимы.

Законодательная база, регулирующая деятельность СЭЗ различается от страны к стране. Также различны и органы управления зонами – к примеру, орган управления СЭЗ на Филиппинах насчитывает представителей семи министерств.

В зависимости от конкретного государства, а точнее, от уровня его экономического развития, меняется и структура вливаемого капитала. В развитых странах преобладает частный капитал, вкладываемый национальными инвесторами, а в развивающихся – вложение частных инвесторов из-за рубежа.

То, на что делается упор в конкретной СЭЗ зависит, как правило, от ресурсов самого государства – к примеру, наличие дешевой рабочей силы.

Однако, несмотря на то, что успешное функционирование СЭЗ приносит положительный эффект национальной экономике, общемировая практика показывает, что помимо плюсов существуют и негативные эффекты.

  • К примеру, в Арабских Эмиратах сложилась ситуация слабой и бюрократизированной системы управления СЭЗ, что привело к снижению эффективности.
  • В Китае можно было наблюдать падение уровня внедряемых иностранных технологий, рост затрат на аренду недвижимости и оплаты труда, бюрократические трудности при создании совместных предприятий, дефицит энергии и сырья.
  • В случае с российскими СЭЗ, можно назвать слабую законодательную базу и невысокий уровень контроля, превратившие СЭЗ в способ ухода от налогов.

СЭЗ в России

В современной России первые зоны стали появляться в девяностых годах и в последующие полтора десятилетия из-за отсутствия законодательной базы, в возникновении и функционировании их не было никакой системы.

Ситуация начала меняться только в начале нулевых, с принятием федерального закона «об особых экономических зонах», который сформировал правовую основу для развития особых экономических зон в России.

Причины развития СЭЗ в России достаточно стандартны.

Это и развитие отстающих регионов, и привлечение иностранного и частного национального капитала, и развитие новых технологий, и создание рабочих мест.

Законодательно предусмотрено создание СЭЗ всего двух видов, промышленно-производственных и технико-внедренческих, на территории которых разрешается вести лишь ту деятельность, которая разрешена законом.

В настоящий момент на российской территории действуют 15 зон:

  • Шесть промышленно-производственных: в республике Татарстан («Алабуга»), городах Тольятти, Липецк, Псков («Моглино»), Калуге и Свердловской области («Титановая долина»).
  • Пять технико-внедренческих: в Москве и Московской области («Зеленоград», «Дубна»), Санкт-Петербурге, Томске и республике Татарстан («Иннополис»).
  • Три зоны туристического типа: в республике Бурятия («Байкальская гавань»), Алтайском крае («Бирюзовая Катунь») и Иркутской области («Ворота Байкала»).
  • И одна логистическая зона в городе Ульяновск.

СЭЗ в Китае

Первые особые зоны стали появляться в Китае в восьмидесятых годах прошлого века на восточном побережье страны для привлечения иностранного капитала.

В настоящее время продолжается активное наращивание оборотов, а суммарный внешнеторговый объем измеряется в сотнях миллиардов долларов.

Администрация экономических зон, по сути является региональным правительством, со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Однако, по данным обязательствам они отвечают собственным капиталом.

Ниже приведен список свободных экономических зон, действующих на сегодняшний день на китайской территории.

  • Шеньчжэн, на территории которого находится более двадцати тысяч предприятий, три четверти которых приходится на Гонконг.
  • Чжухай, где действует порядка пяти тысяч предприятий тяжелой промышленности, производства электроники и строительства.
  • Сямэнь, где расположились около четырех тысяч предприятий в области текстильной и пищевой промышленности, а также производства электроники.
  • Шаньтоу, на территории которого реализуются порядка трех тысяч проектов в областях нефтехимии, текстильной промышленности и портовой инфраструктуры.
  • Остров Хайнань, где действует более семи тысяч организаций, суммарных объем инвестиций в которые превышает двадцать миллиардов долларов.

Помимо этого на территории Китайской республики действует около сотки технопарков, 90 зон технико-экономического развития, 13 таможенных зон и 14 пограничных зон экономического сотрудничества. Отдельно выделяется зона свободной торговли в Шанхае.

Подводя итоги, можно сказать, что создание особых экономических зон является эффективным экономическим и политическим инструментом, способным значительно оживить экономику конкретного региона, а также государства в целом.

Однако, помимо множества плюсов, данный процесс имеет немало подводных камней.

  1. Во-первых, требуются немалые бюджетные вливания на начальном этапе.
  2. Во-вторых, необходимо создание четко действующего управленческого аппарата, где к минимуму сведены бюрократические издержки, а цель работы администрации заключается в создании благоприятного инвестиционного климата, что, в свою очередь, привлечет иностранных и национальных инвесторов.

Ваш репост и оценка статьи:

Источник: https://bankspravka.ru/bankovskiy-slovar/svobodnaya-ekonomicheskaya-zona.html

Особая экономическая зона – что это значит

Свободная экономическая зона - это... Понятие, цели и классификация

Особая или свободная экономическая зона — это что такое и какие перспективы открывает государствам, гражданам и бизнесу? Создание таких территорий способствует достижению решения сложных вопросов глобального экономического масштаба и приближает будущее.

Рассказываем, что характеризует свободные экономические зоны (СЭЗ или ОЭЗ), какие их типы существуют, для чего правительства разных государств наделяют отдельные территории привилегированным статусом, в чём выгода бизнеса, а также предлагаем ознакомиться с работающими СЭЗ в России.

Понятие свободной экономической зоны

Все страны заинтересованы в стабильной экономике, независимой от кризисных потрясений. Цель правительств — пополнить бюджет новыми налогами, создать современные рабочие места и решает прочие общественные и экономические проблемы.

Однако нередко неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие свободных средств у бизнесменов, высокая налоговая и бюрократическая нагрузка сковывают предпринимателей: они не готовы вкладываться даже в перспективные отрасли.

Для преодоления этих трудностей используется множество инструментов, включая наделение некоторых районов, городов и даже регионов особым статусом.

Свободной или особой экономической зоной (СЭЗ или ОЭЗ) называется город, порт, район (или любая другая территория), где установлен особенный режим взимания налогов, снижены таможенные пошлины и созданы более благоприятные условия для производства, оказания услуг или научных исследований. Это наиболее общее и понятное определение. В отечественных законах применяется термин «особая зона», хотя обозначение «свободная» не менее широко применяется и выступает равнозначным.

СЭЗ создают во всем мире для развития технологичных и инновационных отраслей

Например, Калининград — особая экономическая зона. Что это значит? Для инвесторов в этом городе установлены особенные преференции: низкие налоги на 15 лет, упрощённый порядок оформления виз, субсидии и ряд гарантий.

Особая экономическая зона — это возможность бизнеса работать в более выгодных условиях, реализовать проекты с долгой окупаемостью, привлечь квалифицированных специалистов и выйти на новые рынки. Для государства это возможность увеличить налоговые поступления в бюджет, получить новые рабочие места, привлечь иностранных инвесторов, развить обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли.

Существуют разные типы СЭЗ, отличающиеся масштабом и условиями работы. Например, ОЭЗ ППТ — это промышленно-производственная территория.

Цели создания СЭЗ

Наделяя территорию статусом СЭЗ, правительство страны преследует несколько целей, но главная — вывод экономики на новый уровень.

Сложность в том, что не всегда достаточно снизить на какой-то территории налоги или «включить» таможенные льготы, чтобы привлечь инвесторов и предпринимателей. Понятие СЭЗ несколько сложнее.

Она должна обладать определёнными качествами. Например, удачным географическим положением.

Цели создания свободных экономических зон:

  • привлечение инвестиций — как от отечественного, так и от иностранного бизнеса;
  • обеспечение граждан современными рабочими местами, в том числе высокооплачиваемыми;
  • развитие регионов, городов и связей между ними;
  • развитие обрабатывающих, производящих, инновационных отраслей;
  • наращивание экспортных мощностей;
  • увеличение денежных поступлений в бюджет без масштабных вложений на начальном этапе;
  • импортозамещение;
  • апробация современных методик управления, нового оборудования, способов производства.

Грамотно организованная СЭЗ способствует достижению всех названных целей. Однако на старте любая ОЭЗ выступает венчурным, рискованным начинанием. Нет гарантии, что бизнесмены вложатся в неё.

Нередко для развития территории требуются масштабные затраты: создание инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство производственных помещений.

Инвесторы, которые планируют вложиться в ОЭЗ, рассчитывают на:

  • минимальные расходы на налоги и таможенные сборы;
  • снятие административных барьеров;
  • выход на новые рынки;
  • возможность привлечь больше квалифицированных специалистов;
  • возможность развивать современные, инновационные проекты с долгой или неочевидной окупаемостью.

Льготы в особых экономических зонах

СЭЗ отличаются между собой списком преференций и преимуществ для бизнеса и инвестирования. Универсального списка нет, но на практике наиболее распространены:

  • более выгодная налоговая ставка;
  • освобождение от отдельных налогов — на недвижимость, землю и т.д. (постоянное или на несколько лет);
  • снижение или снятие таможенных платежей;
  • упрощённый порядок отчётности, меньше административных барьеров (например, администрирование по принципу «одно окно»);
  • готовая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура;
  • упрощённый порядок оформления виз (актуально, есть инвестор — резидент другой страны).

Для каждой СЭЗ выбираются те условия, которые актуальны именно для неё. Этот этап можно назвать наиболее ответственным в создании ОЭЗ, потому что от совокупной выгоды льгот зависит инвестиционная привлекательность.

ОЭЗ “Завидово” работает как современный курорт и привлекает частные инвестиции

Классификация ОЭЗ

Свободные экономические зоны отличаются не столько установленными льготами, сколько предполагаемой специализацией. Есть несколько вариантов их классификации, рассмотрим наиболее популярные.

По направлению деятельности:

  1. Промышленно-производственные, ППТ. Сосредоточены на создании определённых товаров для внутреннего потребления или экспорта. Например, промышленные парки или экспортно-производственные зоны.
  2. Торговые. СЭЗ выводится из-под действия таможенного законодательства, а значит появляются более комфортные условия для продажи товаров.
  3. Технико-внедренческие зоны, ТВТ. Как следует из названия, работают ради разработки и внедрения современных инновационных технологий производства, обучения, менеджмента. Яркие представители категории — разнообразные технопарки и технополисы.
  4. Сервисные или зоны обслуживания. Связаны с финансовыми и прочими услугами. Разновидностью являются офшорные зоны, а также туристско-рекреационные территории (ТРТ).
  5. Комбинированные. Сочетают в себе характеристики нескольких разновидностей.

По территориальной целостности:

  1. Территориальные. Ограничиваются пределами конкретной территории, например, города или района.
  2. Функциональные. Не предусматривают территориальной целостности, действуют в нескольких регионах, но только для одного или несколько чётко обозначенных направлений работы.
  3. Смешанные. Сочетают в себе признаки двух предыдущих разновидностей.

По связи с национальной экономикой:

  1. Интегрированные в национальную экономику. Ориентированы на внутреннего потребителя.
  2. Экспортно-ориентированные. Производимая в них продукция или оказываемые услуги (как в случае с оффшорами, например) предназначены на вывоз за пределы страны.

По национальному признаку:

  • Мононациональные. Ограничены пределами одного государства.
  • Транснациональные. Существуют одновременно в границах нескольких государств.

Российская ОЭЗ “Алабуга” известна во всём мире и ориентирована на европейских инвесторов

Список СЭЗ в России

Сейчас в России насчитывается больше двух десятков работающих технопарков, производств, курортов и портов.

Промышленно-производственные, ППТ:

  • «Липецк»;
  • «Калуга»
  • «Моглино»;
  • «Алабуга»;
  • «Узловая»;
  • «Тольятти»;
  • «Титановая долина»;
  • «Лотос».

Технико-внедренческие, ТВТ:

  • «Технополис Москва»;
  • «Исток»;
  • «Иннополис»
  • «Санкт-Петербург»;
  • «Дубна»;
  • «Томск».

Туристско-рекреационные, ТРТ:

  • «Завидово»;
  • «Бирюзовая Катунь»;
  • «Ворота Байкала»;
  • «Байкальская гавань»;
  • «Курорты Северного Кавказа».

Прочие:

  • ТОСЭР «Хабаровск»;
  • ПТ «Мурманск»;
  • ПТ «Советская гавань»;
  • «Ступино Квадрат».

В Крыму с 2014 года также формально создана ОЭЗ. Интересно, что она появилась дважды: в России (которая включила территорию в свой состав по итогам референдума) и на Украине (которая считает полуостров аннексированным).

Со стороны России для инвесторов предусматривается льготное налогообложение в ближайшие 25 лет, со стороны Украины — отсутствие общегосударственных налогов и сборов. Сложная политическая обстановка мешает нормальному развитию полуострова, отталкивает инвесторов и фактически делает статус ОЭЗ бесполезным.

Крупный бизнес, отечественный и зарубежный, не рискует вкладывать деньги в спорную территорию, не желая оказаться под санкциями международного сообщества.

Заключение

Государства создают СЭЗ с целью привлечь инвесторов, подтолкнуть экономику и решить проблемы в социальной сфере.

Льготные условия работы в ОЭЗ — сниженные налоги, отсутствующие или сокращённые таможенные пошлины, снятые бюрократические барьеры — привлекают отечественный и зарубежный бизнес.

В России сейчас действует десятки СЭЗ разного типа, а на стадии создании находится ещё несколько перспективных проектов.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://biztolk.ru/raznoe/osobaya-ekonomicheskaya-zona-chto-eto-znachit.html/

Понятие, цели и виды свободных экономических зон

Свободная экономическая зона - это... Понятие, цели и классификация

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, сущность ОЭЗ, виды ОЭЗ

Свободная, особая или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания с точки зрения государства:

привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развитие экспортной базы;

импортозамещение;

апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

освоение новых рынков сбыта;

приближение производства к потребителю;

минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

доступ к инфраструктуре;

использование более дешёвой рабочей силы;

снижение административных барьеров;

развитие территории.

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

По степени интеграции в экономику

Зоны, интегрированныев национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей.

Анклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот

Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль.)

Таможенные(импорт) — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые  — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
  • благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
  • предоставляется ряд налоговых преференций;
  • система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

– Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

– Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

– Портовые зоны.

– Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ “Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленные ОЭЗ

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны.

Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества.

Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

–  автомобилей и автокомпонентов;

–  строительных материалов;

–  химической и нефтехимической продукции;

–  бытовой техники и торгового оборудования.

Инновационные ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

–  нано- и биотехнологии;

–  медицинские технологии;

–  электроника и средства связи;

–  информационные технологии;

–  точное и аналитическое приборостроение;

–  ядерная физика.

Туристические ОЭЗ

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в северо-кавказском федеральном округе.

Портовые ОЭЗ

Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.

Отличительной особенностью особой экономической зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для развития проектов, связанных с техническим обслуживанием и переоборудованием воздушных судов.

Основное направление развития портово-логистической зоны в Хабаровском крае — формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается на удобное географическое положение и уже существующую инфраструктурную базу.

2 октября 2010 года Премьер-Министр России Владимир Путин подписал постановление № 800 Правительства РФ о создании ПОЭЗ «Мурманск». 26 октября постановление вступило в силу. На территории ОЭЗ «Мурманск» возможно строительство контейнерного терминала, модернизация действующих и возведение новых портовых мощностей по приему, перевалке и погрузке насыпных и наливных грузов.

Кроме того, возможна сборка буровых установок, что имеет большое значение для успешного освоения шельфовых месторождений нефти и газа. Инвесторы портовой ОЭЗ «Мурманск» получат налоговые и таможенные льготы, а также подключения к инфраструктурным объектам. Инвесторам гарантируется неизменность налоговых льгот в течение всего срока существования особой экономической зоны.

ОАО «Особые экономические зоны» — управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 24 действующих ОЭЗ 4 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 13 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 3 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство.

С момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере.

С 2006 года бюджетные вложения на развитие особых экономических зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвесторов из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/ponyatie-tseli-i-vidi-svobodnich-ekonomicheskich-zon-177

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: