Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Содержание
  1. Свободная таможенная зона: процедура свободной экономической зоны и оформление в ней
  2. Что такое свободная таможенная зона
  3. Что включает в себя это понятие
  4. Особенности работы и правовая база
  5. Процедура СТЗ: применение, правила оформления, прекращение
  6. Правила оформления
  7. Прекращение
  8. Таможенный режим: Свободная таможенная зона
  9. Операции с товарами, помещенными в таможенный режим свободной таможенной зоны
  10. Условия помещения товаров в таможенный режим свободной таможенной зоны
  11. Сроки пребывания товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территории свободной таможенной зоны
  12. Передача права собственности на товары, помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны
  13. Перемещение товаров между территориями свободных таможенных зон
  14. Таможенный статус товаров, что помещаются в таможенный режим свободной таможенной зоны
  15. Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны
  16. Отходы (остатки), которые образовались в результате осуществления операций с товарами в свободной таможенной зоне
  17. Распоряжение товарами, которые находятся на территории свободной таможенной зоны промышленного типа, в случае отмены на ее территории таможенного режима свободной таможенной зоны
  18. Особые экономические зоны. Таможенный режим
  19. Особыезоны до и после Закона
  20. Оэз вроссийской федерации (по состоянию на октябрь 2006 года)
  21. Свободные таможенные зоны
  22. Классификация свободных таможенных зон
  23. Современное значение свободных таможенных зон
  24. Свободная таможенная зона – это… Таможенная территория. Таможенный кодекс
  25. Введение
  26. Основные цели и виды
  27. Таможенная территория
  28. В законодательстве рф
  29. Операции с товарами
  30. Значение для отечественной экономики
  31. Проблемы
  32. Сложные моменты в РФ
  33. Перспективы развития режима в РФ
  34. Выводы

Свободная таможенная зона: процедура свободной экономической зоны и оформление в ней

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

В мировой практике применяется режим свободной таможенной зоны (СТЗ). Она создает выгодные условия для государства, бизнеса, а также помогает привлечь иностранные инвестиции и стимулировать развитие региона. В статье расскажем, что такое свободная ТЗ, опишем процедуру, операции с товарами и значение зоны для экономики.

Что такое свободная таможенная зона

Наиболее часто режим свободной ТЗ устанавливается в «депрессивных» районах с низким уровнем экономического развития – там, где среди населения отмечается высокий уровень безработицы и низкий уровень доходов.

На территории СТЗ выгодно начинать бизнес (по специализации, предложенной государством) за счет особого налогового режима и других преференций, предоставляемых государством. У зоны есть определенные условия и принципы работы, без понимания которых вести экономическую деятельность не получится.

Свободная таможенная зона – это особый режим, при котором товары, которые ввозятся и вывозятся за ее пределы, получают от государства льготы по налогообложению, пошлинам и платежам.

Местная продукция попадает в свободную зону по установленным ставкам налогообложения и пошлин.

Перемещение товаров происходит не в рамках нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, однако нетарифная регуляция используется.

Что включает в себя это понятие

СТЗ – это:

  • преференции по платежам и внутренним налогам для участников ВЭД;
  • разрешение проводить производственно-хозяйственную и экономическую деятельности в свободной ТЗ;
  • осуществление торговли на внутреннем и внешнем рынке.

Создание свободных ТЗ – рациональная идея, позволяющая увеличить круг торговых отношений и создать новые вакансии на рынке труда. Выгода для экономики и социальной сферы государства очевидна.

Примечание. Для государства выгода этого режима состоит в получении дохода от вкладываемых инвестиций, которые направляются на создание и модернизацию производства, а также конкретных видов коммерческой деятельности.

Особенности работы и правовая база

Киотская Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур», принятая в 1979 г. – правовая база свободных экономических зон. В российском законодательстве она регулируется ст. 37 «Таможенный режим свободной ТЗ» Федерального закона от 30 октября 2007 г. N240-ФЗ «Об особых экономических зонах РФ» и главой 27 ТК ЕАЭС «Таможенная процедура свободной ТЗ».

Особенность СТЗ заключаются в следующем: для импортируемых товаров, которые попадают под ее действие, применяются меры регулирования, а также предусмотрены платежи как для товаров, размещенных за пределами зоны Таможенного Союза (ТС). Вместе с тем, свободная зона – составляющая ТС, она может быть определена и в качестве территории осуществления контроля.

Процедура СТЗ: применение, правила оформления, прекращение

Направление процедуры – иностранная продукция и товары Таможенного Союза.

Принцип работы состоит в том, что эти продукты размещаются, используются на территории Свободной экономической зоны (СЭЗ) либо ее части и за них не выплачиваются таможенные, налоговые, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины. Но это действует лишь при условии, что продукция размещается под эту процедуру и используется в соответствующем СЭЗ порядке.

Применение СТЗ в качестве таможенной процедуры:

  1. Продукция, которая находится на территории свободной ТЗ, освобождается от платежей и мероприятий нетарифного регулирования, а также от ограничений, которые применяются к товарам ТС.
  2. Продукция, к которой применяется режим свободной ТЗ, сохраняет статус иностранной, а продукция ТС сохраняет статус товара ТС.
  3. На территории свободных ТЗ резидентами выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые зарегистрированы в странах-участницах ТС.

Правила оформления

Товары, которые помещены под таможенную процедуру свободной ТЗ, считаются находящимися вне таможенной территории ТС. К таким товарам не применяются:

  • пошлины;
  • налогообложение;
  • меры нетарифного регулирования.

Срок оформления товара не должен быть больше 24 часов с момента подачи сведений о товаре.

Иностранные товары размещаются и используются только в пределах СТЗ на условиях:

  • таможенное оформление (ТО) без уплаты НДС;
  • ТО без внесения пошлин.

Прекращение

Когда свободная ТЗ прекращает работу, продукция, размещенная на ее территории, должна пройти процедуру в течение 4 месяцев.

Продукция ТС, которая не контролируется таможней без внесения платежей – это оборудование, которое ввели в эксплуатацию и применяют для выполнения условий договора по деятельности экономической зоны, а также продукция, которая участвует в строительстве недвижимости в зоне.

Источник: https://prava.expert/tamozhennoe/chto-oznachaet-ponyatie-svobodnaya-tamozhennaya-zona.html

Таможенный режим: Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Товары, помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны, в течение всего срока пребывания в этом режиме находятся под таможенным контролем.

Операции с товарами, помещенными в таможенный режим свободной таможенной зоны

1.

Операции с помещенными в таможенный режим свободной таможенной зоны товарами, которые находятся на территориях свободных таможенных зон коммерческого типа, ограничиваются лишь простыми складскими операциями, необходимыми для обеспечения сохранения этих товаров: перемещение товаров в пределах свободной таможенной зоны с целью рационального размещения, чистки, проветривания, создания оптимального температурного режима хранения, сушения (в том числе с созданием потока тепла), защиты от коррозии, борьба с вредителями, инвентаризация. Также допускаются измельчение партий, формирования отправлений, сортировки, упаковки, переупаковки, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка и другие подобные операции.

2.

С помещенными в таможенный режим свободной таможенной зоны товарами, которые находятся на территориях свободных таможенных зон сервисного типа, позволяется осуществление операций, связанных из ремонтом, модернизацией, строительством воздушных, морских и речных судов, других плавучих средств, их складных частей, а также операций, отмеченных в части первой этой статьи, необходимость в которых возникла в связи с эксплуатацией свободной таможенной зоны этого типа.

3. Перечни видов товаров, которые могут быть помещены в таможенный режим свободной таможенной зоны с целью размещения на территориях свободных таможенных зон промышленного типа, и производственных операций, которые могут осуществляться с такими товарами, определяются отдельными законами Украины для каждой такой зоны.

Условия помещения товаров в таможенный режим свободной таможенной зоны

1.

Помещение украинских товаров в таможенный режим свободной таможенной зоны для целей налогообложение считается экспортом этих товаров.

2.

Иностранные товары, что ввозятся на территорию свободной таможенной зоны, допускаются на отмеченную территорию с условным полным освобождением от налогообложения таможенными платежами.

3. Помещение товаров в таможенный режим свободной таможенной зоны, а также изменение этого таможенного режима осуществляются таможенным органом, в зоне деятельности которого находится такая зона.

4.

Для помещения иностранных товаров в таможенный режим свободной таможенной зоны и размещения их на территориях свободных таможенных зон коммерческого типа, которые расположены в морских, речных портах или аэропортах, в пределах которых есть пункты пропуска через государственную границу Украины, используются транспортные или коммерческие документы, которые содержат описание таких товаров и сопровождают их при ввозе.

5.

Для допуска товаров на территорию свободной таможенной зоны, гарантии, предусмотренные разделом X  Кодекса, не применяются.

Гарантии относительно перемещения иностранных товаров между таможенными органами или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа в связи с необходимостью их ввоза на территорию свободной таможенной зоны (выпуска из такой территории) применяются в соответствии с нормами  Кодекса.

Сроки пребывания товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территории свободной таможенной зоны

1.

Товары могут находиться в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территории свободной таможенной зоны в течение всего времени функционирования соответствующей свободной таможенной зоны.

Передача права собственности на товары, помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны

1.

Позволяется передача права собственности на товары, помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны. Информация о владельце таких товаров предоставляется таможенному органу во время помещения отмеченных товаров в другой таможенный режим в соответствии с частью первой статьи  137 Кодекса.

Перемещение товаров между территориями свободных таможенных зон

1.

Товары, которые находятся на территории свободной таможенной зоны в таможенном режиме свободной таможенной зоны, или товары, выработанные на территории этой зоны, могут быть вывезены полностью или частично на территорию другой свободной таможенной зоны, при условии выполнения таможенных формальностей, предусмотренных этим разделом для таможенных режимов транзита и свободной таможенной зоны.

Таможенный статус товаров, что помещаются в таможенный режим свободной таможенной зоны

1.

Иностранные товары, помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.

2.

Товары, изготовленные (произведенные, полученные) в свободной таможенной зоне, имеют статус иностранных товаров и считаются такими, которые помещены в таможенный режим свободной таможенной зоны.

3. Украинские товары, помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны, получают статус иностранных товаров.

4.

Украинские товары, которые не используются в производственных и других хозяйственных операциях и необходимы для обеспечения функционирования предприятий, расположенных на территории свободной таможенной зоны, а также украинские товары, которые используются в производственных и других хозяйственных операциях и не расходуются при этом, допускаются на такие территории (выпускаются из них) с письменным информированием таможенного органа без изменения их таможенного статуса и помещения в таможенные режимы.

Завершение таможенного режима свободной таможенной зоны

1.

Таможенный режим свободной таможенной зоны завершается путем реэкспорта товаров, помещенных в этот таможенный режим, или помещение их в другой таможенный режим, а также в случаях, предусмотренных частью четвертой  статьи.

2.

Для реэкспорта иностранных товаров, помещенных в таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с частью четвертой статьи 132  Кодекса, используются транспортные или коммерческие документы, которые содержат описание таких товаров и сопровождают их при вывозе.

3. Если установленные законом запреты или ограничения относительно импорта соответствующих товаров, которые действовали во время пребывания этих товаров в таможенном режиме свободной таможенной зоны, отменено, позволяется завершение таможенного режима свободной таможенной зоны путем выпуска отмеченных товаров для свободного обращения на таможенной территории Украины.

4.

Таможенный режим свободной таможенной зоны прекращается таможенным органом в случае:
1) конфискации товаров;
2) полной потери товаров в результате аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы, при условии подтверждения факта аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, которая обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере финансов.

5.

Выпуск в свободное обращение продуктов переработки товаров, помещенных в таможенный режим свободной таможенной зоны, осуществляется с уплатой таможенных платежей и процентов, которые подлежали бы уплате в случае перенесения сроков уплаты таможенных платежей в связи с предоставлением рассрочки или отсрочки их уплаты в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Украины.

Отходы (остатки), которые образовались в результате осуществления операций с товарами в свободной таможенной зоне

1.

Отходы (остатки), которые образовались в результате осуществления операций с иностранными товарами в свободной таможенной зоне и имеют хозяйственную ценность и/или могут быть утилизируемыми, в случае вывоза за пределы свободной таможенной зоны подлежат помещению в этом состоянии в соответствующий таможенный режим.

2.

По желанию декларанта отходы (остатки), отмеченные в части первой этой статьи, могут декларироваться по одному классификационному коду согласно УКТ ЗЕД при условии, что этому коду отвечает наибольшая ставка пошлины. Если к отдельным товарам, которые входят в отмеченную партию, применяются предусмотренные законом мероприятия нетарифной регуляции внешнеэкономической деятельности, такой способ декларирования не освобождает декларанта от проведения отмеченных мероприятий по этим товарам.

3. Другие отходы, чем отмеченные в части первой этой статьи, с разрешения таможенного органа подлежат удалению в соответствии с законодательством Украины.

Распоряжение товарами, которые находятся на территории свободной таможенной зоны промышленного типа, в случае отмены на ее территории таможенного режима свободной таможенной зоны

1.

В течение 90 дней от даты отмены таможенного режима свободной таможенной зоны на территории свободной таможенной зоны промышленного типа помещенные в таможенный режим свободной таможенной зоны товары, которые находятся на территории этой зоны, должны быть перемещены владельцем или уполномоченным им лицом на территорию другой свободной таможенной зоны, реэкспортируемые или задекларированные к другому таможенному режиму.

2.

Законами Украины могут определяться более длительные сроки распоряжения товарами, отмеченными в части первой этой статьи.

Источник: https://bizresurs.com.ua/ved/ved_stz.html

Особые экономические зоны. Таможенный режим

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

М.Синицына,Е.Виноградова,

Информационно-правовой консорциум “Кодекс”

Особыезоны до и после Закона

Кнормативным актам, непосредственно регулирующим создание идеятельность свободных экономических зон на территории России,относились: Постановление ВерховногоСовета РСФСР от 14 июля 1990 года “О создании зон свободногопредпринимательства”, которым на территории Ленинградского,Выборгского, Приморского краевого (в том числе Находка),Калининградского, Сахалинского, Читинского областных Советов былиобъявлены зонами свободного предпринимательства; Постановление Верховного Совета РСФСР от 13сентября 1990 года “О создании зон свободногопредпринимательства”, объявившее зонами свободногопредпринимательства территории Алтайского краевого, Кемеровскогообластного, Новгородского областного, Зеленоградского (г. Москва)городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатовЕврейской автономной области; решения Верховного Совета РСФСР,распоряжения председателя Верховного Совета, постановления СоветаМинистров РСФСР о создании конкретных зон.

Легальность российских”свободных экономических зон” (СЭЗ) 90-х годов до сих пор подвопросом. Причина в том, что соответствующего федерального законапопросту не существовало. Как правило, офшоры создавались решениемвластных структур на местах. Чаще всего их освобождали от уплатырегиональных налогов и устанавливали фиксированную сумму, которуюфирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разныхофшорах ее размер отличался незначительно. В то время высокаяинфляция была одной из главных проблем. Поэтому работающие в СЭЗкомпании должны были платить бюджету в твердой валюте, как правило,в долларах США.

Особой популярностью убизнесменов пользовались “закрытые административно-территориальныеобразования” (ЗАТО). В некоторых из них льготы составляли 75 – 99процентов от начисляемых к уплате сумм налогов.

Льготные зоны 90-хгодов:

1. СЭЗ федеральногоуровня, которые включали:

-внешнеторговые зоны (“Шерри-зон” около аэропорта”Шереметьево”);

-свободные таможенные зоны “Московский Франко-Порт” (возле аэропорта”Внуково”), “Франко-Порт Терминал”;

-научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией вобласти микроэлектроники, информатики и связи);

-туристическо-курортные зоны (“Кавказские Минеральные Воды”).

Ставки налогов в этихзонах были понижены, а таможенные процедуры упрощены.

2. СЭЗ для реализацииотдельных экономических программ – “Экологическая мини-модельобщества будущего” на Алтае, ПО “ЕлАЗ” в Татарстане, аэропорт”Ульяновск – Восточный”.

3. Закрытыеадминистративно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды -территориальные образования, в которых разрабатывали и выпускаливысокотехнологичное оружие (например, ядерное), и егокомпоненты.

4. СЭЗ офшорного типа -территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия,СЭЗ “Алтай”, ЭЭР “Алтай” и г. Барнаул в Алтайском крае, Бурятия, г.г. Углич и Курск. Позже “внутренние офшоры” были организованы вМосковской, Ленинградской, некоторых районах Новгородской иКалужской областей.

Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Обособых экономических зонах в Российской Федерации”, вступив всилу, прекратил существование особыхэкономических зон и свободных экономических зон, созданных до дняего вступления в силу.

Надо отметить, чтоположения этого Закона нераспространяются на отношения, урегулированные Федеральнымзаконом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ “Об Особой экономическойзоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации” (действует с01.04.

2006) и Федеральным законом от31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданскойобласти”.

Оэз вроссийской федерации (по состоянию на октябрь 2006 года)

РегионТип ОЭЗНазвание ОЭЗ
Елабужскийрайон Республики Татарстанпромышленно-производственная“Алабуга”
г. Дубна(Московская область)технико-внедренческаяТехнико-внедренческаяособая экономическая зона в Дубне
г.Зеленоград (Московская область)Технико-внедренческая“Зеленоград”
Санкт-Петербург: вПетродворцовом районе (территория “Нойдорф” (пос. Стрельна) и вПриморском районе (территория севернее лесопаркаНово-Орловский)технико-внедренческаятехнико-внедренческаяособая экономическая зона в Санкт-Петербурге
г. Томск(2 участка)технико-внедренческаятехнико-внедренческаяособая экономическая зона в г. Томск
Липецкаяобластьпромышленно-производственная“Казинка”

ОЭЗ на территории РФ:

-Особая экономическая зона промышленно-производственного типа”Алабуга” размещена на территории Елабужского района РеспубликиТатарстан. Основными отраслями специализации территориальнойэкономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование,туризм.

Зарегистрированные на территории особой экономической зоны”Алабуга” предприятия получат ряд преференций. В частности, эторежим свободной таможенной зоны, при котором иностранноеоборудование размещается и используется в пределах особойэкономической зоны “Алабуга” без уплаты таможенных пошлин и НДС, атакже на отмену экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции.

Организации-резиденты особой экономической зоны “Алабуга”освобождены от налога на имущество с момента постановки имуществана учет и от земельного налога с момента возникновения правасобственности на земельный участок.

Кроме того, в республике длярезидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы – ставка налога наприбыль организации снижена до 20%, и полное освобождение от уплатытранспортного налога, подлежащего зачислению в бюджетреспублики.

-Технико-внедренческая особая экономическая зона в г.Дубне

Источник: http://rdocs3.kodeks.ru/document/902012811

Свободные таможенные зоны

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Определение 1

Свободная таможенная зона – это специальный режим, при котором предусматривается беспошлинное перемещение зарубежных товаров через границу.

Свободная таможенная зона (СТЗ) – это модель организации таможенного режима, при котором товары ввозятся или же вывозятся в пределах данной зоны за границу государства с большими льготами по пошлинам, налогообложению, таможенным платежам.

Перемещение товаров происходит не при нетарифном регулировании внешнеэкономических операций, а когда продукция местного производства попадает в свободную таможенную зону и применяются установленные ставки налогообложения и пошлин, при этом нетарифная регуляция используется.

В понятии свободной таможенной зоны включено:

  • Наличие для участников внешнеэкономической деятельности преференций по таможенным платежам, а также внутренним налогам;
  • Возможность осуществления экономической и производственно-хозяйственной деятельности в рамках свободной таможенной зоны;
  • Возможность осуществления продажи продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке.
  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Свободные таможенные зоны привлекательны для государства тем, что с их помощью поступают доходы от привлеченных инвестиций, которые направлены на создание и увеличение мощностей производства и конкретных видов деятельности.

Замечание 1

Создание СТЗ – это эффективная мера, которая направлена на расширение границ торговых отношений, создание новых востребованных вакансий на трудовом рынке. таким образом, СТЗ положительно воздействует на экономику и социальное развитие.

Особенностью функционирования СТЗ является то, что помещенная под соответствующий режим продукция рассматривается с позиции таможенных платежей как находящаяся за таможенной границей. Свободная зона при этом остается частью территории РФ и зоной таможенного контроля.

В пределах СТЗ могут осуществлять свою деятельность частные предприниматели и зарегистрированные компании, включенные с специальный реестр резидентов. В такой реестр могут попасть только лица, которые прошли регистрацию в муниципальном образовании.

Помимо этого, необходимо оформить соглашение с местными органами управления, в котором будет указана будущая деятельность.

Под специальный таможенный режим попадают товары, которые предназначены для:

  • Использования резидентами в коммерческих целях;
  • Иностранных граждан, заключивших с резидентами соглашение, которое предусматривает хранение груза на складах в границах свободной зоны.

В случае, если иностранные товары были переработаны, в результате чего увеличилась их стоимость на 30% и изменился код классификации, то будет считаться, что они произведены в свободной зоне.

На такие товары предусмотрена выдача соответствующего сертификата происхождения и при вывозе из СТЗ предприниматель освобождается от оплаты пошлины.

Ко всему прочему к таким грузам не применяются всевозможные ограничения экономического характера.

Если рассматривать иностранные товары, сначала ввезенные в страну, а затем вывезенные за ее пределы, то за их перемещение пошлины не взимаются. При этом не важно, подвергались ли они переработке или же нет. Однако, условием применения к товарам специального таможенного режима будет заявление декларанта о намерении в будущем вывезти товары из страны.

Классификация свободных таможенных зон

Свободные таможенные зоны делятся на два типа:

  • Портовая зона;
  • Логистическая зона.

Данные понятия относительно новые в российском законодательстве. Портовая зона – это особая таможенная зона, расположенная в морском или речном порту. Она также может быть создана в аэропорту, который выполняет международные перевозки. Сами порты и прилегающая к ним территория считается свободной. Исключением являются территории, на которых расположены комплексы по обслуживанию пассажиров.

Логистическая зона располагается на территории, непосредственно прилегающей к пограничному пункту пропуска. Отличительная черта данной разновидности СТЗ состоит в том, что ввезенная на ее территорию продукция не подлежит декларированию. В случае, если груз пересекает границу свободной зоны, не относящуюся к логистической или портовой, то сведения о нем следует внести в декларацию.

Современное значение свободных таможенных зон

Направленность процессов на формирование двусторонних СТЗ в мировой экономике связана с волной критики. Противники подобной политики полагают, что двусторонние соглашения во многих случаях выступают фактором, приводящим к возникновению отклонений от нормы в торговых отношениях, а также нарушаются принципы построения механизма мировых торговых связей в системе ВТО.

Также, государства с более слабым экономическим развитием минимально вовлечены в такие СТЗ, поэтому практически не получают никакой выгоды от подобных процессов. Сторонники формирования СТЗ указывают на факт зависимости глубины, эффективности и охвата экономических отраслей от проводимой политики. Данное понимание позволяет раскрыть потенциал развития СТЗ.

Вхождение стран в свободные таможенные зоны помимо позитивных изменений в экономике, имеет и некоторые риски. В связи с этим прогнозы по ожидаемому эффекту могут отличаться от результатов при вхождении в СТЗ.

Например, испанская и турецкая экономики по сравнению с португальской и греческой существенно уменьшили отставание от остальных стран ЕС по индустриализации и сумели перестроить экспортную структуру с товаров, требующих больших трудозатрат на капиталоемкую продукцию.

Размеры преобразований и полученные эффекты формируются на основе степени заинтересованности в интеграции всей страны, отдельных отраслей, компаний, которые осуществляют деятельность в СТЗ. Существуют два вида эффектов, которые могут быть получены при интеграции: статистические и динамические.

Статистические эффекты включают:

  • Эффект формирования и отклонений торговли;
  • Особенности осуществления операций торговли;
  • Распределение прибыли;
  • Конкурентное снижение уровня цен.

Динамические эффекты включают:

  • Повышение эффективности предприятий производственного сектора;
  • Инновационные экономические и технические преобразования;
  • Более высокий уровень занятости населения;
  • Высокие темпы роста экономики и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/svobodnye_tamozhennye_zony/

Свободная таможенная зона – это… Таможенная территория. Таможенный кодекс

Свободная таможенная зона. Режим свободной таможенной зоны

Для решения стратегических задач современные государства часто создают на своей территории свободные (особые) экономические зоны. СЭЗ (ОЭЗ) могут располагаться в пределах и под юрисдикцией одной или нескольких стран, которые входят в состав союза.

Однако они имеют особый статус, поскольку в них обеспечивается облегчение ведения предпринимательской деятельности для иностранных, а также национальных субъектов. В мировой практике свободная таможенная зона – это одна из широко используемых процедур.

В пределах СТЗ иностранные товары могут располагаться на протяжении определенного периода времени без взимания пошлин и налогов, а также без применения к ним мер нетарифного регулирования.

Введение

Функционирование свободных зон регулируется международным законодательством, в частности Киотской конвенцией 1979 года. В Таможенном кодексе ТС ЕврАзЭС нашли отражение некоторые элементы ее новой редакции. Последняя вступила в силу 3 февраля 2006 года.

Например, статья 202 ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет такие виды процедуры, как СТЗ и свободный склад. В РФ действуют особые экономические зоны, созданные на основе федеральных законов.

ОЭЗ представляют собой части территории России, которые отличаются юридическим статусом и льготными условиями ведения предпринимательской деятельности. В некоторых из них может применяться процедура СТЗ.

Основные цели и виды

В мировой практике основной задачей создания особых зон является решение общеэкономических, внешнеторговых, социальных и научно-технических проблем.

Статья 3 Федерального закона «Об ОЭЗ в РФ» посвящена целям ОЭЗ.

Среди них: развитие обрабатывающей промышленности, высокотехнологических отраслей, туризма, транспортной инфраструктуры, коммерциализация результатов научной деятельности и производство новых видов товаров.

К продукции на территории ОЭЗ могут применяться различные процедуры. Среди них свободная таможенная зона. Это процедура, при которой иностранная продукция не облагается налогами в течение определенного промежутка времени.

В мировой практике выделяют следующие цели создания ОЭЗ:

  • Привлечение зарубежных инвестиций и передовых технологий.
  • Создание рабочих мест, особенно для высококвалифицированных кадров.
  • Апробация новых методов организации труда.
  • Минимизация затрат.
  • Улучшение доступа к объектам инфраструктуры.
  • Снижение затрат на наем рабочих.
  • Уменьшение количества административных барьеров.
  • Развитие регионов и приближение производства к потребителю.

Существует несколько классификаций ОЭЗ. Основной считается группировка по видам хозяйственной деятельности. В этой классификации выделяют торговые, промышленные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные ОЭЗ.

В пределах государственной границы России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана действует общий ТК ТС ЕврАзЭС.

Также рассматриваемый вопрос регламентирует «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории ТС и таможенной процедуры СТЗ».

Понятие СЭЗ тождественно ранее принятому в РФ термину ОЭЗ. Однако срок существования последних не мог быть продлен.

Таможенная территория

Данное понятие является центральным для тем, связанных с международной торговлей и инвестированием, поскольку они предполагают пересечение товарами, услугами и капиталом государственных границ. Таможенная территория представляет собой все сухопутное, воздушное и водное пространство страны.

Она может также включать искусственные острова, сооружения и установки. Согласно ТК ТС ЕврАзЭС таможенная территория включает сухопутное, воздушное и водное пространство России, Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

В нее также включаются все искусственные острова, сооружения, установки, в отношении которых данные государства обладают исключительной юрисдикцией.

В законодательстве рф

Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС (статья 202) включает СТЗ в систему процедур, применяемых в России. Всего их семнадцать. Заключает список специальная таможенная процедура.

Правоотношения относительно функционирования особых (специальных) экономических зон регулирует федеральный закон «Об ОЭЗ в РФ» и «Соглашение о СЭЗ». Свободная таможенная зона – это отдельная процедура. Она не может применяться в некоторых видах СЭЗ.

Перемещение товаров из и в СТЗ производится с разрешения таможенных органов. Продукция может находится здесь на протяжении всего срока существования СЭЗ.

Не утратили свою актуальность и три ранее принятых закона:

  • «Об ОЭЗ в Калининградской области».
  • «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  • «Об ОЭЗ в Магаданской области».

Операции с товарами

Как мы уже говорили, свободная таможенная зона – это отдельная процедура в рамках СЭЗ. Ее регламентация содержится в нормативно-правовой базе ТС ЕврАзЭС. Ввоз товаров на территорию склада возможен только после того, как резидент предоставил сведения о них в письменной форме.

На территории СТЗ можно осматривать и измерять товары, а также предпринимать все необходимые действия для обеспечения их сохранности. При условии наличия соглашения об осуществлении деятельности в СЭЗ уполномоченные в отношении продукции лица могут проводить обработку продукции, ее сборку, подготовку к транспортировке и дальнейшей продаже.

В отношении товаров могут совершаться сделки, которые предусматривают передачу прав собственности на них.

Значение для отечественной экономики

В развивающихся странах свободная таможенная зона – это в первую очередь источник роста.

Она помогает национальной экономике выйти на новую ступень индустриализации промышленности, позволяет производимым товарам продаваться за границей.

В развитых странах таможенный кодекс может ставить приоритетом создания СТЗ укрепление отдельных регионов и отраслей. То есть данный режим рассматривается ими в качестве способа сбалансирования экономики.

Таможенная процедура «свободная таможенная зона» в РФ имеет свои особенности.

В прошлом эксперты часто отмечали политизированность использования СТЗ в ущерб их экономической сущности, непоследовательность и отсутствие четкой стратегии их создания.

Поэтому иногда в России можно было даже говорить о негативном влиянии некоторых свободных таможенных зон на развитие регионов. Местные товары оказывались просто не в состоянии конкурировать с дешевой беспошлинной импортной продукцией.

Для того чтобы СТЗ приносили пользу экономике, в государстве должны быть подготовлены составляющие инфраструктуры, производственные мощности и правовая база.

Зарубежная практика применения процедуры позволяет говорить о необходимости разработки четких целей и задач создания подобных зон. Нужно понимать, что бездумное копирование иностранных моделей является недопустимым.

Условия и проблемы в каждом государстве отличаются, поэтому шаблоны оказываются малоэффективными и могут даже привести к дискредитации самой идеи создания СТЗ.

Проблемы

Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько ошибок в создании СТЗ. Среди них:

  • Отсутствие четкой проработки целей и задач функционирования СТЗ.
  • Смешение внешнеэкономического и инвестиционного аспекта.
  • Отсутствие отдельной государственной властной структуры, которая бы регулировала ввоз товаров на территорию СТЗ.
  • Завышенный масштаб землеотвода под создание свободных таможенных зон.
  • Отсутствие подготовительного периода, в течение которого в регионе налаживается хозяйственная инфраструктура, и финансово-экономического обоснования создания СТЗ в конкретном регионе.

Сложные моменты в РФ

Кроме того, в России существует целый ряд внутренних проблем, которые препятствуют успешному функционированию свободных таможенных зон на благо страны. Самыми главными среди них считаются следующие:

  • В РФ пока не созданы комфортные условия для работы иностранных специалистов.
  • Высокий уровень риска при инвестировании.
  • Гораздо более продолжительные сроки окупаемости проектов по сравнению с развитыми странами.
  • Недостаточность гарантий возврата вложенных инвестиций.
  • Проблема переработки продукции, которая ориентирована на экспорт.
  • Неэффективное транспортное сообщение с удаленными регионами, что делает продукцию последних неконкурентоспособной.
  • Демографические проблемы.

Перспективы развития режима в РФ

Опыт зарубежных стран показывает, что основной проблемой при создании ОЭЗ является неправильный выбор местоположения зоны, неэффективные институциональные связи между государственными органами, причастными к функционированию льготных режимов, и неразвитость базовых элементов инфраструктуры (транспорта, электроснабжения, телекоммуникаций). Нужно понимать, что сам по себе регион после начала применения процедуры СТЗ развиваться не начнет. Зоны социального плана нужно выделять отдельно. Также важно уменьшать количество административных барьеров. Бумажная волокита и бюрократия никогда не способствуют успешному функционированию свободных таможенных зон. Важна и последовательность политического курса государства, свидетельством чего является и продолжительность предоставления льгот. Мировая практика показывает, что при создании СТЗ нужно руководствоваться следующими принципами:

  • активизация предпринимательства;
  • прибыльность инвестирования;
  • конкурентоспособность бизнеса по сравнению с другими территориями благодаря современным формам и методам организации деятельности;
  • единство предпринимательской и управленческой инициативы, соответствие структуры ОЭЗ реальным экономическим условиям;
  • наличие проработанной законодательной базы.

Выводы

Подводя итог, можно сказать, что СТЗ является действенным инструментам инвестиционной и инновационной политики. Данная процедура может быть успешно использована для развития государства и сбалансирования хозяйства его отдельных регионов. Однако важно рациональное и последовательное установление этого режима.

Только в этом случае создание СТЗ может способствовать стабильности экономической системы.

Административно-правовой контроль в свободных таможенных зонах должен быть направлен на обеспечение равного доступа к инфраструктуре всех субъектов, защиту конкуренции, а также на обеспечение благоприятного климата для инвестирования.

В РФ формирование СТЗ может стать достаточно перспективным направлением международного сотрудничества. Такие зоны могут привести к притоку иностранных инвестиций, укрепить экономический и научный потенциал государства. Однако в РФ существуют и проблемы, связанные с применением данной процедуры.

Для их устранения необходимо совершенствование инфраструктуры, улучшение законодательной базы (первым шагом стало принятие ТК ТС ЕврАзЭС) и проработка стратегии создания СТЗ.

При разрешении указанных проблем свободные таможенные зоны могут стать одним из инновационных инструментов государственной политики развития экономики.

Источник: https://FB.ru/article/264302/svobodnaya-tamojennaya-zona---eto-tamojennaya-territoriya-tamojennyiy-kodeks

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: