Теоретические методы познания: примеры, характеристики

Содержание
  1. ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание
  2. Особенности научного познания
  3. Уровни научного познания
  4. Эмпирические методы научного познания
  5. Теоретические методы научного познания
  6. Формы научного познания
  7. Методы исследования в научной работе
  8. Что такое методы исследования?
  9. Эмпирические методы исследования
  10. Теоретические методы исследования
  11. Количественные методы исследования
  12. Качественные методы исследования
  13. Методы педагогического исследования
  14. Методы социологического исследования
  15. Методы психологического исследования
  16. Классификация методов научного исследования с примерами
  17. Что такое методы научного исследования
  18. Метод, методика, методология – в чем разница
  19. Методы эмпирического уровня
  20. Методы экспериментально-теоретического уровня
  21. Методы теоретического уровня
  22. Какие ещё методы исследования бывают
  23. Философские методы
  24. Общенаучные методы
  25. Конкретно-научные (специальные) методы
  26. Что такое теоретические методы исследования: их виды и зачем это нужно
  27. Что такое теоретические методы исследования
  28. Виды теоретических методов-приемов
  29. Характеристика теоретических методов-подходов
  30. Несколько советов по использованию теоретических методов
  31. Формы и методы научного познания
  32. Методы научного познания
  33. Универсальные методы научного познания:
  34. Формы познания

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Теоретические методы познания: примеры, характеристики

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на  получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения,  правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности – то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание  (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.

    )

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).
  • Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация – (от лат.— разряд и делать)объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить  достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями  буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования  в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное  отражение в сознании человека сущности  изучаемого  предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли  — это научный факт.

  • Эмпирический закон – форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема — (от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза -(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория – (от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция — (от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Методы исследования в научной работе

Теоретические методы познания: примеры, характеристики

В введении курсовой или дипломной работы среди прочих факторов необходимо перечислить методы исследования.

Выбрать подходящие методы, применить их в процессе написания работы и грамотно описать во введении – задача не из лёгких.

Она усложняется ещё и тем, что в каждой сфере исследования: психология, медицина, финансы, педагогика и прочие, применяются свои, узконаправленные методы. Ниже мы раскроем их сущность и назовём их общие и специальные виды.

Что такое методы исследования?

Это первый вопрос, в котором следует разобраться. Итак, методы исследования – это те шаги, которые мы выполняем на пути к цели своей работы. Это способы, которые помогают нам решить поставленные задачи.

По причине их огромного количества существуют разные классификации методов исследования, подразделения на виды, объединения в группы.

Прежде всего, их принято разделять на две категории: универсальные и частные.

Первая категория применима для всех отраслей знания, а вторая отличается более узкой направленностью и охватывает те методы, которые применяются строго в той или иной сфере науки.

Следующую классификацию рассмотрим более подробно и выделим их виды: эмпирические, теоретические, количественные и качественные. Далее рассмотрим методы, применимые в конкретных сферах познания: педагогике, психологии, социологии и прочих.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по менеджменту

Эмпирические методы исследования

Этот вид основан на эмпирическом, то есть чувственном восприятии, а также на измерении с помощью приборов. Это важный компонент научных исследований во всех областях знаний от биологии до физики, от психологии до педагогики. Он помогает определять объективные законы, в соответствии с которыми происходят изучаемые явления.

Приведённые ниже эмпирические методы исследования в курсовой работе и прочих студенческих трудах вполне можно назвать основными или универсальными, потому что они актуальны для абсолютно всех областей познания.

    • Изучение разнообразных источников информации. Это не что иное, как элементарный сбор информации, то есть этап подготовки к написанию магистерской диссертации или курсовой работы. Сведения, на которые вы будете опираться, можно брать из книг, прессы, нормативно-правовых актов и, наконец, из интернета. При поиске информации следует помнить, что не все находки являются достоверными (особенно в интернете), поэтому при выборке сведений следует отнестись к ним критически и обращать внимание на подтверждение и сходство материалов из разных источников.
    • Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.
    • Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.
    • Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.
    • Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.

Теоретические методы исследования

Методы проведения исследования данного вида отличаются абстрактностью и обобщённостью. Они помогают систематизировать собранный материал  для успешного его изучения.

  • Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.
  • Синтез. Противопоставление анализу, необходимое для объединения разрозненных элементов в единое целое. К этому методу мы прибегаем, чтобы получить общее представление об изучаемом явлении.
  • Моделирование. Чтобы подробно изучить предмет исследования, иногда нужно поместить его в специально созданную модель.
  • Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.
  • Дедукция. В лучших традициях Шерлока Холмса этот метод помогает перейти от общего к частному. Этот переход полезен для более глубокого проникновения в сущность изучаемого явления.
  • Индукция. Этот метод – противопоставление дедукции, он помогает переходить от единичного случая к изучению цельного явления.
  • Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.
  • Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по русскому языку

Количественные методы исследования

Эта группа методов помогает анализировать явления и процессы с опорой на количественные показатели.

  • Статистические методы нацелены на первоначальный сбор количественных данных и дальнейшее их измерение для исследования масштабных явлений. Полученные количественные характеристики помогают выявить общие закономерности и устранить случайные незначительные отклонения.
  • Библиометрические методы позволяют изучить структуру, взаимную связь и динамику развития явлений в документационной и информационной областях. Это и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. На их основе можно отследить обращаемость изучаемых документов, степень их использования в различных сферах познания. Отдельного упоминания заслуживает контент-анализ, поскольку он играет важную роль при изучении большого объёма различных документов. Его суть сводится к подсчёту смысловых единиц, которыми могут стать те или иные авторы, произведения, даты выпуска книг. Результатом исследования с помощью этого метода становятся сведения об информационном интересе населения и общем уровне их информационной культуры.

Пример описания методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по литературе

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Методы педагогического исследования

В педагогике исследования проводятся с помощью как универсальных, так и частных методов, необходимых для изучения конкретных педагогических явлений, а также поиска их взаимосвязи и закономерностей.

Теоретические методы помогают определять проблемы, выдвигать гипотезы и оценивать собранные материалы для исследования, включая монографии по педагогике, историко-педагогические документы, методические пособия и прочие документы, имеющие отношение к педагогике.

Изучая литературу по выбранной теме, мы находим, какие проблемы уже решены, а какие ещё недостаточно освещены.

Помимо теоретических, педагогическое исследование приветствует и эмпирические методы, дополняя их своей спецификой.

Так, наблюдение здесь становится целенаправленным и внимательным восприятием педагогических явлений (чаще всего это обычные или открытые уроки в школах).

Анкетирование и тестирование часто применяется как к учащимся, так и к педагогическому коллективу для познания сущности образовательных процессов.

Среди частных методов, которые относятся сугубо к педагогическим исследованиям, следует назвать изучение результатов деятельности учащихся (контрольных, самостоятельных, творческих и графических работ) и анализ педагогической документации (журналов успеваемости учащихся, их личных дел и медицинских карт).

Пример перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по педагогике

Методы социологического исследования

Социологические исследования основываются на теоретических и эмпирических методах, дополненных спецификацией тематики. Рассмотрим, каким образом они преобразуются в социологии.

  • Анализ различных источников для получения максимально точной информации. Здесь изучаются и книги, и рукописи, и видео, и аудио, и статистические данные. Один из видов этого метода – это контент-анализ, который трансформирует качественные факторы изучаемых источников в их количественные характеристики.
  • Социологическое наблюдение. С помощью этого метода собираются социологические данные путём непосредственного изучения явления в его нормальных, естественных условиях. В зависимости от цели наблюдения оно может быть контролируемым или неконтролируемым, лабораторным или полевым, включенным или невключенным.
  • Анкетирование, которое в данной сфере превращается в социологический опрос. Респондентам предлагается заполнить анкету, на основе которой в дальнейшем исследователь получает массив социальной информации.
  • Интервью, то есть устный социологический опрос. В ходе прямой беседы между исследователем и респондентом устанавливаются личные психологические отношения, которые способствуют не только получению ответов на поставленные вопросы, но и изучению эмоциональной реакции респондентов на них.
  • Социальный эксперимент – исследование того или иного социального процесса в искусственных условиях. Он проводится для проверки выдвинутой гипотезы и испытания способов управления сопутствующими процессами.

Пример выделения методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по социологии

Методы психологического исследования

Методы исследования в психологии – это общенаучные эмпирические и теоретические, а также частные, узконаправленные. Преимущественно исследования здесь опираются на модифицированные наблюдение и эксперимент.

Наблюдение в психологии заключается в изучении психической деятельности путём регистрации интересующих физиологических процессов и актов поведения.

Этот старейший метод наиболее эффективен на первых шагах к изучению проблемы, поскольку помогает предварительно определить важные факторы изучаемых процессов.

Предметом наблюдения в психологии могут стать особенности поведения людей, включая вербальные (содержание, продолжительность, частота речевых актов) и невербальные (экспрессия лица и тела, жесты).

Наблюдение отличается определённой пассивностью исследователя, а это не всегда удобно.

Поэтому для более интенсивного и глубокого изучения интересующих психических процессов применяется эксперимент, который в психологическом контексте представляет собой совместную деятельность исследователя и испытуемого (или нескольких испытуемых).

Экспериментатор искусственно создаёт необходимые условия, на фоне которых по его мнению изучаемые явления максимально ярко проявят себя. Если наблюдение – это пассивный метод исследования, то эксперимент – активный, т.к. исследователь активно вмешивается в ход исследования, меняет условия его проведения.

Образец перечисления методов исследования во введении курсовой или дипломной работы по психологии

Итак, мы просмотрели различные методы исследований, достойные не только упоминания в введении  дипломной работы или курсовой, но и активного применения на практике.

Источник: https://kursach37.com/metody-issledovaniya-v-nauchnoy-rabote/

Классификация методов научного исследования с примерами

Теоретические методы познания: примеры, характеристики

Нужна помощь в написании работы?

Любой проект, направленный на научное исследование проблемы или сферы жизнедеятельности, является сугубо индивидуальной работой. Автор ставит перед собой конкретную цель, а методы научного исследования выступают способами ее достижения. Любое исследование проводится на базе общепринятой методологии, полная классификация методик будет приведена ниже.

Что такое методы научного исследования

Научно исследовательский проект автора направлен на познание определенного вопроса, темы, области знаний или сферы деятельности. Исследовать, значит, изучать, анализировать закономерности, систематизируя при этом имеющиеся факты. Научное исследование определяется несколькими критериями:

  • четко сформулированная цель;
  • желание выявить неизвестное;
  • систематизация процесса и результатов;
  • пояснение и верификация выводов.

Научное исследование разниться с обыденным тем, что применяет определенные методики, выступающие способами достижения целей проекта. Соединить в себе все методики может наука – методология. Суть метода заключается в объекте и субъекте, каким образом совершается деятельность человека, путем каких средств и способов.

Если автор смог подобрать максимально правильные методы, это поспособствует точному и быстрому достижению поставленной в начале проекта цели. Кроме того они будут служить своего рода компасом, помогающим избегать ошибок в ходе прокладывания правильного пути.

Метод, методика, методология – в чем разница

Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.

  1. Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
  2. Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
  3. Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.

Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.

Нужна помощь в написании работы?

В любой дисциплине принято использовать совокупность тех или иных методов, принадлежащих к разным «уровням» науки методологии. В целом заочно привязать любой из возможных методов к определенной науке сложно. Но все же каждая дисциплина предусматривает практику определенного набора методов.

Методы эмпирического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
НаблюдениеАвтор при проведении исследования должен опираться сугубо на органы чувств и собственное восприятие явлений.Автор рассматривает стадии развития детей, проводя изначально наблюдение за манипулятивными играми с конкретными игрушками. На основе своих наблюдений было сделано заключение — выявлена способность детей составлять предметы друг в друга, но она возникает несколько позже, нежели нужные для таких манипуляций моторные навыки.
ОписаниеАвтор проводит фиксацию полученных сведений.Если автор является антропологом, в своем научном труде он может фиксировать все факты из жизни конкретного племени, но при этом, никак не воздействуя на него.
ИзмерениеПроводится сравнение разных критериев и параметров по общим признакам.Автору нужно определить температуры тела путем применения термометра. Далее высчитывается вес за счет уравновешивания гирь на рычажных весах. Теперь высчитывается расстояние путем благодаря использованию радиолокаторов.
ЭкспериментАвтор проводит исследование на основе наблюдений в тех условиях, что были им искусственно созданных специально для своего проекта.Проводился социальный эксперимент на оживленной улице города. Для этого останавливались сразу несколько людей в различных количествах (например, 2-4,5-8 и т. д. человек), им нужно было всем сразу смотреть вверх. Что интересно, рядом с ними также останавливались случайные прохожие и также начинали смотреть вверх. Отсюда был сделан вывод, что процент присоединившихся к экспериментальной группе значительно возрастал, если она состояла от 5 человек и более.
СравнениеАвтор проводит исследование на основе изучения сходств и различий нескольких предметов, также проводится сравнительный анализ и сопоставление одного предмета с другим.Автор проводит исследование по дисциплине Экономика. На основе имеющихся экономических показателей текущего года с прошедшим был сделан вывод о динамике изменений и экономических тенденциях.

Методы экспериментально-теоретического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
ЭкспериментПредполагает проведение серии опытов. Опыт – это создание определенных условий, а именно наблюдение за рассматриваемым процессом и фиксация умозаключений. Автор подробно описывает в своей работе условия, ход личного эксперимента, а в конце полученные результаты (текстом, графиками, диаграммами).Проект направлен на определение, влияет ли удобрение на развитие растения и каким образом. Автор проводит эксперимент, внося его в почву, далее определяет, в какой причинной зависимости будет рост, развитие и плодоношение растения после манипуляций.
Анализ и синтезАнализ – это способ изучения объекта, рассматривая его частичным путем или по свойствам. Синтез – способ познания объекта кардинально другим способом, а именно объединением в единое его свойств и частей. Оба метода сосуществуют и дополняют друг друга.Автор проводит анализ группы товаров – хлеб, костюм, туфли, вино и несколько других товаров, чтобы понять, что лежит в основе их обмена. Расчленив каждый объект, было выяснено, что все блага приобретают для удовлетворения потребностей, что станет экономической категорией потребительской стоимостью. Теперь применяется метод синтеза, где определяется автором взаимосвязь между полезностью и меновой стоимостью. Она получена путем выявления ценности и цены, то есть полезности и меновой стоимости.
Индукция и дедукцияИндукция – обобщение, поиск общих принципов и законом на основе явлений и частных фактов. Это абстрагирование от несуществующих или неактуальных свойств, отношений, связей предметов, выделение и фиксирование только на одной или нескольких важных сторон предметов. Дедукция – процесс конкретизации, когда из общих закономерностей выделяются частные положения.Пример дедукции – автор исследует разные жидкости, после чего приходит к выводу, что все они упруги, а значит, вода, являющаяся жидкостью, также упругая.Пример индукции – автор установил, что все металлы имеют свойство электропроводности, и, зная, что медь – это металл, был сделан вывод, что медь также имеет свойство электропроводности.
МоделированиеАвтор в ходе работы создает модели (копии) своего объекта изучения, чтобы тем самым провести его детальное и точное исследование.Моделирование может быть нескольких видов:·         предметное, когда воспроизводится отдельная часть рассматриваемого автором объекта;·         знаковое, когда моделирование выполняется путем создания чертежей, формул, схем и т. д.;·         мысленное, в котором проводятся мысленно или в виртуально все операции.
Гипотетический методАвтор проводит разработку гипотезы, для этого необходимо изучения физической, химической и другой сущности изучаемого явления с помощью описанных ранее методов познания, а также формулирование гипотезы, составление алгоритма (модели), изучение, анализ, разработка теоретических основ.Автор как бы идеализирует исследуемый предмет или объект, например, приходит к умозаключению, что идеальный газ — это абсолютно твердое тело, наделяя его гипотетическим свойством.
Логический методАвтор проводит на теоретическом уровне логическое исследование, базируясь на собранных в ходе работы фактах, терминах, умозаключениях, подводит итоги и выводы.Такой вид анализа уместен в той части психолого-педагогического исследования, где автор сможет определить возможности какой-либо концепции в решении поставленных задач своего труда.
Истерический методПроводится изучение возникновения, создания и развития исследуемых объектов в исторической хронологической последовательности.Автор изучает настоящее состояние предмета, далее реконструирует прошлое, а именно рассматривает генезис (возникновение основных и последнего этапа исторического движения), прогнозирует будущее и тенденции дальнейшего развития.

Методы теоретического уровня

Применяемый методРасшифровка терминаНаглядный пример
ФормализацияПроводится определение сущности процессов путем их раскрытия в знаково-символической форме.В ходе исследования выполняется моделирование полета, для этого используются знания основных характеристик и свойств летательного аппарата.
АксиоматизацияПроводится построение теории на основе аксиом.На примере геометрии Эвклида.
Гипотетико-дедуктивныйПроизводится формулировка системы гипотез, а после выведение из такого заключения.На основе нескольких предложенных гипотез было проведено открытие планеты Нептун. Поведя их анализ, было сделано заключение, что планета Уран не считается последней планетой в солнечной системе. Позже эмпирическим путем было доказано теоретическая возможность существования еще одной планеты.

Какие ещё методы исследования бывают

Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.

Философские методы

Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:

  • феноменологический,
  • герменевтический,
  • интуитивный,
  • аналитический,
  • эклектический,
  • догматический,
  • софистический и другие.

Общенаучные методы

В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:

  • анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
  • синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
  • абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
  • обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
  • индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.

Конкретно-научные (специальные) методы

Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:

  1. Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
  • исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
  • генеалогический – определение наследственности и родословных;
  • биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
  1. Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
  • диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
  • диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
  • диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
  1. Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
  • историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
  • сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
  • право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
  1. Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
  • эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
  • наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
  • биографический;
  • сравнительно-генетический метод и др.
  1. Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
  • экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
  • статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
  • социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
  • расчетно-конструктивный,
  • экономическое моделирование и др.

Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.

Источник: https://obrazovan.online/blog/metodyi-nauchnogo-issledovaniya.html

Что такое теоретические методы исследования: их виды и зачем это нужно

Теоретические методы познания: примеры, характеристики

Теоретические методы исследования – это основа любого научного труда. Они позволяют проникнуть в саму сущность исследованного явления, объяснить его причины, особенности существования и прочее. 

Что такое теоретические методы исследования

В научной практике используются различные методы, которые относятся к двум противоположным группам – теоретической и эмпирической.

Методы исследования делятся на две группы: теоретические и эмпирические

Теоретические методы на рациональном уровне познания помогают объяснить аспекты определенных явлений (причины их существования, свойства и признаки явлений, взаимосвязь с другими объектами и прочее).

Теоретические методы основываются на трех китах умственной деятельности: понятие, суждение, умозаключение.

Данные термины известны нам как основные понятия логики.

Эмпирические методы основываются на познании чувственном (человеческое представление, восприятие, ощущение).

Для реализации эмпирических методов проводят наблюдения, эксперименты, сравнивают отдельные явления.

Эмпирическое познание, как правило, основывается на теории, а результаты эмпирических методов стают полем для теоретической работы, ведь любые результаты требуют осмысления.

Поэтому можно смело заявить, что теоретические и эмпирические методы взаимодополняют друг друга.

Все теоретические методы делятся на методы-приемы и методы-подходы. Первые представляют собой конкретные алгоритмы действий или правила, а вторые – включают множество приемов, указывают на общий способ решения проблемы.

Виды теоретических методов-приемов

Существует десять наиболее распространенных методов-приемов, которые используют ученые всех областей науки:

  1. Анализ – метод, который требует расчленения предмета на составляющие части. Такое расчленение может быть как мысленным (например, анализ гипотез, законов), так и реальным (расчленение веществ в химии).

    Эти 10 методов используют ученые всех областей науки

  2. Синтез – метод, противоположный предыдущему, его суть в соединении элементов в единое целое.
  3. Классификация – объединение предметов, явлений в группы по одному или нескольким признакам (классификация частей речи, медикаментозных средств, химических веществ, психологических типов людей и т.д.).
  4. Абстрагирование – метод, требующий отвлечения от свойств предмета для углубления в один его аспект.
  5. Формализация – передача полученных знаний через систему знаков или символов (химические элементы, формулы в технических науках, символы в компьютерной сфере).
  6. Аналогия – выведение свойств объекта на основе его сходства с другими объектами в ряде других отношений.
  7. Моделирование – создание нового объекта на основе существующих (модель) и изучение его. Такой метод широко применяется в биологии, медицине, компьютерном моделировании.
  8. Идеализация. Суть этого метода в выведении понятий, которых не существует в реальности, но есть их прообраз (идеальный газ, геометрические точки).
  9. Дедукция – суждения от общего к частичному.
  10. Индукция – метод противоположный дедукции: выведение общих выводов из частичного.

Все эти методы требуют эмпирического подкрепления, например, анализ требует проведения экспериментов и наблюдений, дедукция и индукция – проверки каждого факта (общего и частичных).

Характеристика теоретических методов-подходов

Методы-подходы свои для каждой научной сферы, например герменевтический для филологии, структурно-функциональный для точных наук.

Метафизический и диалектический методы широко применяются в разных науках

Но есть два философских метода, которые широко применяются в других науках:

  • метафизический – рассматривает предмет (явление) как отдельное, изолированное от других объектов, обязательным для этого метода является изучение предмета в состоянии покоя;
  • диалектический – метод, рассматривающий объекты в движении, развитии, его задание – определить причины и законы этого развития, раскрыть взаимосвязь предметов в контексте развития.

Интерпретация этих методов зависит от специфики той области знаний, в которой они применяются.

Несколько советов по использованию теоретических методов

Итак, вы уже поняли, что без названных методов научное исследование написать не получится. Для того, чтобы грамотно их использовать, вооружитесь некоторыми советами.

Первым делом определяется, как будет рассматриваться объект – в состояние покоя (метафизический метод) или в развитии (диалектический), исходя из этого, выбираются приемы.

После проработки литературы необходимо определить приоритетные теоретические методы, прочитать об особенностях их применения.

Основа каждого научного труда – методы дедукции или индукции, ведь раскрытие проблемы нужно построить от частичного к конкретному или наоборот. Важно определиться, какой метод будет более подходящим и не применять в работе сразу оба из них.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/teoreticheskie-metody-issledovaniya.html

Формы и методы научного познания

Теоретические методы познания: примеры, характеристики

Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

Методы научного познания

Методы познания — этосистема принципов и правил практической и теоретической деятельности.

Методы познания обобщают по двум уровням:

  1. Эмпирический уровень
  2. Теоретический уровень
Эмпирический уровень
Эмпирические (опытные) методы познанияпознание научных фактов, открытие эмпирической закономерности.
Формы
  1. Наблюдение, эмпирические законы.
  2. Научный факт.
Методы
  • Наблюдение (опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов)).
  • Эксперимент/моделирование (исследование происходит в специальных условиях).
  • Измерение (количественные и качественные характеристики).
  • Классификация.
  • Систематизация.
  • Описание (фиксация сведений).
  • Сравнение (сопоставление по критериям).
  • Интервьюирование.
Теоретический уровень
Теоретический (рационально-логический) уровень

— познание существенных связей, принципов и законов.

Формы
  1. Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не опознано человеком, но что необходимо познать. Вопрос требующий ответа.
  2. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы (предположение, догадка).
  3. Теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний.
Методы
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция — от общего к частному.
  10. Индукция – от частного к общему.
  11. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. (идеальный газ).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях (химические формулы).

Универсальные методы научного познания:

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Индукция
  4. Дедукция
  5. Абстрогирование
  6. Идеализация
  7. Обобщение
  8. Аналогия
  9. Системный подход
  10. Структурно-функциональный подход
  11. Моделирование: предметное, математическое, идеальное.

Формы познания

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
  3. Философское познание.

    Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.

  4. Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
  5. Мифологическое познание.

    Познание, свойственное первобытным культурам.

  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.

Решай задания и варианты ЕГЭ по обществознанию с ответами.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/97/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: