Типы политических систем. Политическая система современной России

Политическая система, её функции и подсистемы

Типы политических систем. Политическая система современной России

Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.

Основные признаки политической системы: взаимосвязь с государственным правлением, выражена в противоборстве за политическую власть; взаимодействие со всеми классами, социальными группами и организациями; политическая власть характеризуется организационными формами; регулирование организаций политического назначения; создание политических традиций и норм.

Подсистемы политической системы

Институциональная система, куда входят политические образования и организации, взаимоотношения меду ними; значение церкви и СМИ, влияющее и формирующее общественное мнение, оказывающие воздействие на политику и политических лидеров.

Нормативная система, включающая в себя моральные и политические нормы, ценности, традиции и обычая, присущие государству.

Функциональная система заключается в осуществлении политической деятельности и власти.

Коммуникативная система: виды взаимодействия общественных систем с политической.

Функции политической системы

Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу: политическая адаптация; социализация; система реагирования; мобильность внешних и внутренних ресурсов; распределение материальных благ в системе; регулирование.

Общепринятая классификация систем: общественные запросы воплощаются в жизнь с помощью политических решений; приспособление политической системы к внешним условиям; мобильность человеческого и материального капитала в системе; защита норм и традиций государства; отношения с другими странами и международными организациями; формирование и распределение материального продукта.

Классификация политических систем

  1. Деление по отношению к окружающей среде: закрытые и открытые.
  2. Согласно политическому типу: авторитарные, тоталитарные и демократические.
  3. По форме управление: коммунистические, демократические, либеральные, авторитарно-консервативные, традиционные, популистские.
  4. Согласного ролям политического процесса и типу культуры: доиндустриальные, индустриальные, тоталитарная, англо-американская, европейско-американская.
  5. По социально-экономической основе:

Тоталитарно-распределительные (основой служит распределение материального продукта);

Либерально-демократический (основой является рыночная система экономики);

Конвергенционные и мобилизационные (государственный контроль за системой рынка).

В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера.

Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе.

Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).

Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.

В либеральных политических системах политическая власть закреплена за верховными классами и характерной иерархией власти (законодательная, судебная, исполнительная).

Наличие системы, не дающей главенствующим классам забрать всю власть, судебная власть не позволяет кому-то выделятся, заставляет всех следовать закону. Основная часть либеральной системы заключается в формах парламентской и президентской республиках.

Либеральная система выражена в соблюдении основных прав человека; экономической стабильности; развитие в конкурентных отношениях; безопасность; экспансия в политической сфере.

Демократическая политическая система характеризуется большим количеством политических партий и идеологическим плюрализмом; осуществление политической власти через демократический тип правления.

В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека.

Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем.

Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.

Традиционная политическая система выражена в неактивном населении, не разделении политических ролей, харизматичным лидером, за котором следует народ.

В модернизованных политических системах присутствует многообразие политических статусов, граждане с активной позицией, обоснование политической власти.

Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/49/

Российская политическая система

Типы политических систем. Политическая система современной России

Момент начала формирования российской политической системы в специальной исторической и политологической литературе традиционно связывается с распространением деятельности политических партий в конце XIX – начале XX века. Так, например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 году – партия эсеров, партия октябристов в 1905 г., и т.д.

Однако их деятельность в собственно политическом понимании оказалась недолгой, поскольку в результате победы Октябрьской социалистической революции в 1917 году были упразднены все партии, кроме РСДРП(б) и в России на протяжении более семидесяти лет было установлено господство единственной коммунистической партии.

При этом исходя из особенностей политического режима, советское государство нередко называют тоталитарным, для которого характерно сращивание партийного и государственного аппарата, в связи с чем фактически отсутствовало поле для нормальной критики, а также жестко пресекались любого рода оппозиционные настроения. Руководитель партии в таких условиях, соответственно выступал и руководителем государства.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Замечание 1

Иными словами, все политическая система советского государства выстраивалась вокруг функционирования коммунистической партии, в условиях фактического и юридического отсутствия каких-либо иных серьезных политических институтов и субъектов соответствующего взаимодействия.

На Учредительном собрании в январе 1918 года высшей партийной и государственной властью признавался Всероссийский съезд Советов, формируемый посредством проведения многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов.

При этом в силу того, что Всероссийский съезд Советов действовал не на постоянной, а на сессионной основе, в период между его заседаниями высшей властью признавался ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет.

В дальнейшем, ключевые преобразования политической системы связывались с принятием Конституций, посредством которых вносились изменения в структуру и процедуру формирования законодательных и исполнительных органов РСФСР.

Так, например, с принятием Конституции СССР 1936 года, двухступенчатая система органов законодательной власти была заменена единым органом – Верховным Советом. В свою очередь, роль ВЦИК была отведена Президиуму Верховного Совета, в частности, им издавались указы, содержавшие ключевые нормативные предписания, закреплялось право толкования законов, и т.д.

Российская политическая система в переходный период

Значительные изменения в устоявшейся за семьдесят лет отечественной политической системе были обусловлены социально-экономическими преобразованиями, начавшимися в 1989-1990 г. Так, в связи с отменой в феврале 1990 г. нормы ст.

6 Конституции СССР о руководящей роли партии, началось активное преобразование организации государственной власти и реализация принципа разделения властей, в том числе в деятельности ведущих федеральных органов.

Кроме того, постепенно получались распространения выборы народных депутатов на альтернативной основе.

Замечание 2

Важнейшим событием, предопределившим ход и направления развития современной политической системы и политической системы России того времени стало принятие Конституции Российской Федерации в 1993 году.

В частности, система органов государственной власти в соответствии с требования Конституции 1993 года должна была формироваться с опорой на начала разделения властей и разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Кроме того, в результате референдума 1990 года в нашей стране был учрежден пост президента с весьма широким объемом полномочий.

Данное событие значимо для характеристики отечественной политической системы, с одной стороны, потому что оно оказало непосредственное влияние на организацию такого института соответствующей системы как государство, а с другой – во многом предопределило направления деятельности современных политических партий, стремящихся к захвату и удержанию, в том числе, должности президента.

и особенности современной политической системы России

Как было отмечено выше, основные начала организации и функционирования политической системы современной РФ были заложены в содержании действующей Конституции РФ 1993 года.

Замечание 3

Так, в соответствии с нормой ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Анализ приведенной характеристики позволяет моментально сформировать представления об основных признаках современной российской политической системы:

  • Ее демократичность выражается в том, что единственным источников власти в РФ является народ, которому предоставляется право осуществлять соответствующую власть как лично, так и через представительные органы государственной власти и местного самоуправления;
  • Федеративный характер российского государства обозначает форму текущего политико-территориального устройства: РФ состоит из государственно-подобных образований (республик, краев, областей, и т.д.), лишенных признака суверенитета, присущего для самого государства;
  • Характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности;
  • Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.

Кроме того, важнейшей характеристикой политической системы РФ выступает провозглашение идеологического и политического многообразия, позволяющего говорить о наличии многопартийности, а равенстве соответствующих общественно-политических объединений перед законом.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/politicheskaya_sistema_ponyatie_i_rol/rossiyskaya_politicheskaya_sistema/

Политическая система . Конспект, кратко. – УчительPRO

Типы политических систем. Политическая система современной России

Раздел ЕГЭ: 4.2. Политическая система

Проведение любой политики подразумевает наличие некоторых структурных элементов, идущих один за другим, при последовательном выполнении которых можно достичь поставленной цели.

Политическая система — совокупность всех политических институтов, чья деятельность имеет одни нормы и ценности, их взаимоотношений и действий, направленных на осуществление власти и управление обществом.

Составляющие системы

Политическая система состоит из четырёх элементов в соответствии с главными функциями, которые она несёт в себе:

  • нормативного (нормы и границы допустимого в обществе, такие как обычаи и традиции, политические, правовые, моральные нормы и ценности);
  • организационного (нормальное функционирование политических процессов, таких как государство, группы, политические партии);
  • культурного (развитие культуры и политических идей);
  • коммуникативного (устойчивые связи внутри политических участников и процессов).

Виды политических систем

Различия между политическими системами определяются разными факторами. В зависимости от характеристик, берущихся за основу при сравнении государств, выделяют несколько видов политических систем.

⊕ По сравнению исторического опыта государства, его традиций, способов управления:

  • командная (принудительные методы управления);
  • соревновательная (соперничество различных политических сил);
  • соцпримирительная (сглаживание и ликвидация социальных конфликтов).

⊕ По характеру взаимосвязей между составляющими элементами:

⊕ По форме политического режима:

  • автократическая (народ практически не задействован в политических процессах, его волю подавляют власти);
  • демократическая (политическая деятельность производится народом и для народа).

Теократия — вид государственного устройства, при котором во главе власти находится Церковь.

Формы управления

Государство имеет следующие формы выполнения функций:

  • правовая (правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная);
  • организационная (организационно-регламентирующая, организационно-идеологическая).

Действующая политическая система напрямую зависит от существующей в конкретной стране формы управления, а также политического режима. Они во многом определяют, каким образом будут проводиться меры по решению тех или иных вопросов.

Этапы государственной политики

Прежде чем принять какое-либо решение об изменении жизни в государстве, государству необходимо пройти четыре этапа.

1) Определить общественные проблемы, их причины.

Проблема: высокое потребление алкоголя на душу населения. Причина: низкий уровень культуры населения, недостаток денежных средств, отсутствие альтернативы, слабая эффективность системы здравоохранения, психологический дискомфорт.

2) Определить цели политики на основе результатов первого этапа.

Целями политики должны стать ликвидация всех причин путём повышения культурного уровня населения, обеспечение его работой с высоким уровнем заработной платы, улучшение качества работы больниц и поликлиник, предложение альтернативы отдыха населения без вреда для здоровья и высокой стоимости.

3) Реализовать поставленные цели и задачи политики государства исполнительными органами власти под контролем Правительства и Президента РФ (система мероприятий по достижению целей политики).

Федеральными министерствами принимаются директивы, федеральные службы контролируют их исполнение.

4) Проанализировать деятельность, результаты и последствия государственной политики.

В результате принятых мер количество потребления алкоголя на душу населения уменьшилось в два раза.

Виды государства

Согласно территориально-политическому устройству определяется соотношение государства и его составных частей. Государство может быть:

  • федеративное — союз крупных практически самостоятельных государств, каждое из которых имеет отдельные законодательные, исполнительные и судебные органы власти, не противоречащие единой федеральной конституции (характерно для многонациональных стран (Российская Федерация, США));
  • конфедеративное — союз самостоятельных государств, которые объединились для достижения конкретных целей (СНГ);
  • унитарное — составные части государства не имеют отдельной государственности, всё население имеет одно гражданство и для него действует одна Конституция (Беларусь).

Вы смотрели конспект «Политическая система»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: