Транспортная логистика: задачи, проблемы, сущность

Содержание
  1. Что такое транспортная логистика: определение, задачи, управление
  2. Виды транспортной логистики
  3. Два подхода к организации транспортной логистики
  4. Задачи транспортной логистики
  5. Анализ пунктов доставки
  6. Изучение свойств груза
  7. Выбор вида транспорта
  8. Тарифы
  9. для автомобильного транспорта
  10. для железнодорожного транспорта
  11. на морском транспорте:
  12. Построение оптимального маршрута
  13. Контроль груза в процессе транспортировки
  14. Выбор транспортной компании.
  15. Единая транспортно-складская логистика
  16. Оптимизация и управление транспортной логистикой
  17. Автоматизация транспортной логистики
  18. Документооборот в транспортной логистике
  19. Заключение
  20. Сущность и проблемы транспортной логистики в России
  21. Виды транспортных перевозок груза
  22. Железнодорожный транспорт
  23. Автомобильный транспорт
  24. Речной транспорт
  25. Проблемы и перспективы транспортной логистики в России
  26. Новые технологии в транспортной логистике
  27. Сущность и задачи транспортной логистики (стр. 1 из 2)
  28. 1. Сущность и задачи транспортной логистики
  29. 2. Выбор вида транспорта
  30. 3. Организация внутренних перевозок
  31. 3.1 Расчет количества транспортных средств
  32. 3.2 Организация и планирование перевозок
  33. Транспортная логистика – что это такое + сущность и задачи
  34. 1. Основы транспортной логистики — определения, сущность и цели
  35. 2. Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы
  36. 3. Какие задачи решает транспортная логистика — 5 основных задач
  37. Задача 1. Анализ конечных пунктов
  38. Задача 2. Анализ свойств груза
  39. Задача 3. Выбор подходящего транспорта
  40. Задача 4. Построение оптимального маршрута
  41. Задача 5. Контроль груза при транспортировки
  42. 4. Как правильно выбрать транспортную компанию по перевозке груза — советы от эксперта для новичков
  43. 5. Заключение

Что такое транспортная логистика: определение, задачи, управление

Транспортная логистика: задачи, проблемы, сущность

Добрый день, уважаемые читатели!

Я думаю, что те из вас кто когда-то начинал свой бизнес, знают, что для старта своего дела достаточно, в большинстве случаев, наличия своей машины. Но по мере роста бизнеса всегда встают вопросы. «Как доставить сырье от поставщика на склад»? «Как отвезти готовую продукцию в магазин»? и.т.п. Всем этим занимается транспортная логистика, об этом сегодня и будет разговор.

Давайте для начала определим, что такое транспортная логистика.

Транспортная логистика – это система по организации доставки различных видов грузов, из одной точки в другую, по оптимальному маршруту. Так нам говорит Википедия.

Однако за этой парой строк скрывается целая наука. Основная задача которой, дать ответы на вопросы. Как доставить груз, быстро, не повредив, недорого и много? Если написать простыми словами.

Это определение, в первый раз прозвучало в 1974 году в Берлине на Европейском конгрессе. Где и были определены основные задачи и направления транспортной логистики.

Виды транспортной логистики

  • Внутренняя – перемещение грузов внутри компании, например, со склада компании, в магазин.
  • Вешняя – доставка груза от одного субъекта бизнес-процесса, к другому. Например доставка товара из магазина, к покупателю.

Давайте выясним, какие виды деятельности входят в транспортную логистику? Какие виды транспортных перевозок существуют? Какие существуют подходы к организации транспортной логистики? Какие задачи стоят перед транспортной логистикой?

Два подхода к организации транспортной логистики

  • Логистический
  • Традиционный

При логистическом подходе, всем управляет единый центр перевозки грузов, благодаря чему схема сообщения преобразуется в последовательно-центральную. В этом случае появляются общие тарифы на перевозку.

При традиционном подходе, единого центра управления перевозкой нет. Участники взаимодействуют последовательно. Цены разные, на каждом участке своя.

Задачи транспортной логистики

Основной задачей транспортной логистики является организация своевременной доставки груза, с минимальными издержками.

Ниже рассмотрим эти задачи более подробно.

Анализ пунктов доставки

Уже на первом этапе специалист по транспортной логистике строит приблизительный маршрут с учетом географических данных местности и вида груза. При решении этой задачи становится ясно, какое количество видов транспорта необходимо использовать. Необходимы ли промежуточные точки.

Изучение свойств груза

Специфика груза во многом влияет на разработку маршрута и выбор вида транспорта.

Например, объем товара, его вес и хрупкость окажут влияние на выбор вида транспорта, а некоторые свойства груза такие как ядовитость, взрывоопасность и т.п.

«заставят» выбрать маршрут вдали от населенных пунктов. Так что сначала необходимо определить свойства груза, а затем уже приступать к выбору транспорта.

Выбор вида транспорта

Основным критериями с точки зрения транспортной логистики являются.

  • Скорость и время доставки груза.
  • Цена доставки.

Помимо этих критериев, транспорт выбирают исходя из следующих параметров.

  • Характера и ценности груза;
  • Количества партий и частоты отправлений;
  • Расстояния и особенностей местонахождения пункта назначения.

Существует множество различных классификаций транспорта мы остановимся  на одной. Для нас более интересна классификация транспорта по среде перемещения.

  • Наземный транспорт. Автомобили (автотранспорт)
  • Наземный транспорт. Железная дорога (железнодорожные составы)
  • Наземный транспорт. Трубопровод (газопроводы, нефтепроводы и т.п.)
  • Водный транспорт. Морские суда
  • Водный транспорт. Речные суда
  • Воздушный транспорт(самолеты и вертолеты)

Также существуют другие виды транспорта такие как космический или подводный, и др. Но в силу специфики использования, стоимости перевозки, особых требований к операторам данного транспорта, они не настолько популярны как перечисленные ранее.

Тарифы

Расходы в транспортной логистике складываются исходя из стоимости перевозки – тарифа, выставляемой перевозчиком.

Тарифы подразделяются по группам.

  • По потребителям;
  • По типу груза;
  • По классу транспортного средства.

Для каждого вида транспорта расчеты тарифов свои.

для автомобильного транспорта

  • Сдельные;
  • Ставки на тонно/часы;
  • По времени использования транспорта;
  • По километрам пути;
  • За выезд;
  • Договорные тарифы.

для железнодорожного транспорта

  • Общие тарифы;
  • Исключительные тарифы;
  • Местные тарифы.

на морском транспорте:

  • На регулярных линиях — по установленному тарифу;
  • На нерегулярных линиях — по фрахтовым ставкам.

на речном транспорте тарифы устанавливаются пароходством.

Построение оптимального маршрута

Выяснив у заказчика сроки доставки, проведя анализ географии точек назначения и выбрав тип транспорта, специалист по логистике приступает к построению вариантов маршрута и анализу полной стоимости, подробно просчитываются несколько вариантов. Учитываются при этом не только стоимость перевозки, но и возможные риски, расходы, задержки и шансы повреждения груза. В результате выбирается маршрут с минимальными издержками.

Бывает, что уже после принятия окончательного плана, свои корректировки в маршрут вносят погода, политика и иные условия.

Контроль груза в процессе транспортировки

Для того чтобы избежать различных форс-мажорных обстоятельств производится постоянный контроль доставки груза посредством спутниковых систем интернета и сотовой связи. Часто заказчик получает треккер доставки, для того чтобы также отслеживать где находится груз, при помощи современных средств слежения.

Выбор транспортной компании.

Бывает так что логистическая компания прибегает к услугам сторонних компаний перевозчиков и экспедиторов, перевозчики осуществляют физическую доставку груза, а экспедиторы осуществляют экспедирование —  страхование и сопровождение груза, оформление документов, погрузку разгрузку груза и т.п.

Как же выбрать транспортную компанию? Следует обратить свое внимание на несколько факторов

  1. Опыт. Длительная история компании на рынке транспортных услуг говорит об отлаженных механизмах доставки и умении решать различные возникающие вопросы. Весомым показателем устойчивости является возраст фирмы;
  2. Технологии. Чем дольше компания на рынке, тем более отработаны у нее принципы взаимодействия с заказчиком, что конечно упрощает сотрудничество;
  3. Персонал. Профессиональные сотрудники — основа успеха любой фирмы. Квалификация персонала не должна вызывать у вас сомнений;
  4. Специализация. Молодая фирма может оказаться лишь посредником, добавляющим к стоимости перевозки свою наценку, а вот крупная компания, доставляющая сборные грузы уже длительное время, достойна того, чтобы обратить на нее внимание;
  5. Особенности перевозки вашей продукции. Выбирайте перевозчика, уже имеющего положительный опыт перевозки грузов того же типа что и ваш. Определенные нюансы есть в каждой отрасли.

Единая транспортно-складская логистика

Под этим термином следует понимать единый подход к разработке требований как к складам, так и к транспорту. Технология работы с каждым видом груза должна быть определена и четко прописана.

Согласование интересов сторон и внедрение одинаковых стандартов планирования также можно отнести к этой задаче.

Оптимизация и управление транспортной логистикой

Основные цели транспортной логистики мы уже рассмотрели выше, но давайте повторим еще раз. Транспортная логистика стремится доставить нужный груз в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимом качестве, при этом с минимальными затратами.

На перевозку грузов затрачиваются время и деньги, а значит транспортная логистика обязана быть настроенной на получение выгодны в финансовом плане. Наибольшей прибыли можно добиться, если:

  1. Сокращать запасы на складах и в пути (они «связывают капитал»);
  2. Минимизировать затраты товарных и материальных ресурсов;
  3. Увеличивать дальность и объемы грузоперевозок. Доставка одной партии на 300 км обойдется дешевле, чем перевозка трех партий на 100 км. Больший объем груза снижает расходы на перевозку единицы, также для больших объемов потребуются другие транспортные средства — железнодорожные или водные — а их эксплуатация дешевле, чем автомобильных или воздушных;
  4. Своевременно предотвращать порчу и потерю груза.

Автоматизация транспортной логистики

Для своевременного и удобного решения задач транспортной логистики используется специальное програмное обеспечение (Transport Management System, TMS — система управления транспортной логистикой).

Такая система строит маршруты с учетом транспортной сети, пропуска транспорта в определенные городские районы, объема и веса груза.

Такое ПО позволяет получить визуальное сравнение планируемых и фактических маршрутов на онлайн карте.

В результате можно определить отклонение маршрута от плана, предотвратить нецелевое использование транспорта, необоснованные простои, а также решать ряд других задач.

Документооборот в транспортной логистике

В Российском законодательстве прописаны правила перевозок, вот перечень документов регламентирующих эту сферу: Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Как и в любой сделке, заключается договор между перевозчиком и отправителем груза, по которому первый обязан доставить груз до указанного пункта, в установленные сроки, а второй — должен произвести оплату за перевозку по установленному тарифу.

Для перевозки грузов необходимо иметь следующие документы:

  1. Доверенность на осуществление перевозки;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Накладные на груз;
  4. Сводные ведомости;
  5. Счет-фактура от поставщика;

В зависимости от используемого транспорта варьируются и необходимые документы.

Автомобильный транспорт:

  1. Типовой договор;
  2. Товарно-транспортная накладная;
  3. Путевой лист — выдается водителю в начале рейса, а в конце дня обычно возвращается.

Железнодорожный транспорт:

  1. Накладная;
  2. Дорожная ведомость (выписывается на каждое отправление, корешок остается на станции отправления, остальная часть следует до станции назначения);
  3. Вагонный лист (на каждый вагон).

Водный транспорт:

  1. Коносамент (при линейном судоходстве) или договор фрахта (при нелинейном, международном плавании);
  2. Погрузочный ордер;
  3. Накладная.

Заключение

Думаю, что теперь вы знаете, что такое транспортная логистика. Спасибо, что дочитали до конца.

P.S. Ну а теперь немного улыбнемся поможет нам в этом произведение «на транспортную тему…». Не забудьте подписаться на обновления блога.

Источник: https://pronashidengi.ru/biznes/transportnaya-logistika.html

Сущность и проблемы транспортной логистики в России

Транспортная логистика: задачи, проблемы, сущность

В исследовательской работе рассмотрены понятие, сущность, задачи и проблемы транспортной логистики, а также виды транспортных перевозок груза и новые технологии в транспортной логистике.

Транспортная логистика- перемещение требуемого количества товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами. Транспортная логистика существует двух видов: внутренняя и внешняя. Внутренняя занимается внутрипроизводственными перевозками, а внешняя оборудованием организаций и сбытом готовой продукции.

Логистика транспорта выступает в значении неизбежной составляющей всей теории и практики логистики бизнеса, потому что логистика как наука занимается организацией и управлением потоками, а управление материальным потоком без его перевозки не может быть.

Логистические операции на пути продвижения материального потока воспроизводятся с использованием различных транспортных средств. Издержки на эти действия составляют примерно половину от суммы издержек на логистику, поэтому необходимо регулярно устраивать мониторинг издержек.

Учитывая этот подход логистики к транспорту как части логистической цепи, логистика бизнеса рассматривается с разных сторон:

  1. с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;
  2. с точки зрения организации перевозок от производителя грузов до получателя;
  3. с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение, сроки доставки.

Качество перевозок в большей мере отображается на общих затратах, чем их издержки, поэтому учет перечисленных сторон благоприятствует наиболее лучшему выбору транспортных услуг. Транспорт, являясь важной составляющей логистической системы, должен быть довольно гибким для реализации транспортных операций. Транспорт бывает:

  1. транспорт общего пользования (охватывает нужды народного хозяйства в транспортировке грузов и пассажиров);
  2. транспорт необщего пользования (транспорт самого предприятия и транспорт, принадлежащий нетранспортным фирмам).

Задачи транспортной логистики состоят в снабжении членов транспортного процесса техническим равенством – это согласованность размеров транспортных средств, которая позволяет работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим равенством, что означает – использование единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и применение единых систем планирования. Основными задачами транспортной логистики являются:

  • выбор вида транспорта (автомобильный, водный, ж/д, авиа и т.д.);
  • выбор способа транспортировки (вида перевозки, перемещения);
  • выбор перевозчика и других логистических партнеров;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).

Виды транспортных перевозок груза

Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр.

Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку.

Экспедиторы- помимо самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр.

, кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры – таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.

Рассмотрим основные виды перевозок:

  • yнимодальная (одновидовая) – осуществляется одним видом транспорта и одним транспортным средством, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки;
  • cмешанная (комбинированная, интермодальная, мультимодальная) – осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным, тубопроводным – морским и т.п.).

Существуют различные способы грузоперевозки, и на каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт

В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкой считается партия груза массой не более 5 т и объемом не более 1/3 вместимости крытого вагона. Малотоннажной отправкой считается партия грузом от 10 до 20 т объемом не более половины вместимости вагона. Для повагонной отправки требуется целый вагон.

Групповая отправка – это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута.

Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной, для которого необходимо такое количество вагонов, которое соответствует по массе норме поезда.

Автомобильный транспорт

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим правилам:

  1. по территориальному признаку – городские, внутрирайонные, междугородние, международные перевозки;
  2. способ выполнения: местные – одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения – несколькими автотранспортными организациями; смешанного сообщения – перевозки двумя или несколькими видами транспорта;
  3. по организационному признаку – централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателем и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку грузов.

Речной транспорт

  1. виды сообщений: внутреннее – в границах одного речного пароходства, прямое – в рамках двух и более пароходств, прямое водное – с участием пароходств, смешанное – с участием других видов транспорта;
  2. размер партии – судовая, сборная, мелкая.

    Судовая партия – груз одного наименования, сдаваемый по одной накладной, а также однородные грузы, сдаваемые по нескольким накладным, следующие в один пункт назначения в количестве, достаточном для полной загрузки отдельного судна.

    Сборная партия состоит из груза массой выше 20 т в количестве, недостаточном для загрузки целого судна, или достаточного по массе, но адресуемого в разные пункты назначения, что вызывает необходимость отделения одного груза от другого.

    Мелкой считается партия, предъявляемая к перевозке по одной накладной в количестве, не превышающем 20 т;

  3. в зависимости от срочности выделяют доставки с большой скоростью и грузовой скоростью.

Классификация морских перевозок предусматривает их деление по видам перевозок, плавания и сообщения:

  1. по видам перевозок их разделяют на сухогрузные и наливные;
  2. в зависимости от вида плавания морские перевозки делят на малый, большой каботаж и заграничное плавание. Под малым каботажем понимают и заграничное плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж – это плавание судов между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах.

По данным статистики, представленным ниже, мы видим, что в логистике России преобладают железнодорожные перевозки. Преобладание в грузообороте России железнодорожного транспорта объясняется огромными размерами страны.

Рисунок 1. Структура мирового грузо- и пассажирооборота

Электронный ресурс: http://www.studfiles.ru/preview/5433954/

Рисунок 2. Стравнительная характеристика различных видов транспорта.

Электронный ресурс: http://zakonrus.ru/vlad_st/l5_1.htm

Проблемы и перспективы транспортной логистики в России

Наиболее важной и значимой проблемой развития транспортной логистики стало отсутствие грамотных и квалифицированных бизнес-проектов, в которых наиболее точно расписаны функции каждого отдела компании.

Невозможность точного разделения обязательств ведет к тому, что один сотрудник выполняет различные виды работ, не будучи профессионалом в данной сфере деятельности.

Этот момент нужно учитывать еще на этапе обучения данному виду логистики.

Транспортная логистика в нашей стране развивается небыстро. Основные проблемы логистики на транспорте, которые появляются на пути её развития:

  1. неэффективное использование маршрутов доставки продукции от поставщика к потребителю;
  2. слабая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технологический уровень;
  3. отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;
  4. неэффективное использование собственного и наемного подвижного состава;
  5. потери от простоя в ожидании погрузки/выгрузки транспортного средства;
  6. потери от неэффективной работы (умышленное хищение ГСМ, «левые рейсы», низкая производительность транспортного цеха, из-за слабой системы мотивации и низкой квалификации персонала и т. д.).

Указанные выше проблемы вызывают опасность для перспективного развития транспортной системы в целом. Это создает угрозу замедления общеэкономического роста России, ослабления ее позиций на мировом рынке в целом, затрудняет развитие отдельных транспортных предприятий.

На сегодняшний день актуальны вопросы об увеличении объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов.

Для решения проблем необходимо проводить правильный и своевременный анализ состояния транспортного рынка; реально оценивать возможности и условия развития; более точно определять путь развития.

По мнению экспертов, российской логистике не хватает четкой законодательной базы, доверия и понимания со стороны клиентов, технического обеспечения в плане коммуникационных, информационных систем. Однако отмечаются положительные тенденции в этой сфере.

В частности, транспортировка и логистика активно развиваются, а взаимоотношения клиентов и перевозчиков все чаще становятся долгосрочными.

В последние годы значительно выросло число проектов по аудиту логистических систем, появляются новые концепции управления, широко внедряются инновационные технологии.

Существует ряд определенных задач транспортной логистики, которые необходимы при решении логистических операций. Давайте рассмотрим наиболее значимые:

  • выбор вида транспорта (автомобильный, водный, ж/д, авиа и т.д.);
  • выбор способа транспортировки (вида перевозки);
  • выбор перевозчика и других логистических партнеров;
  • определение рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.).

Новые технологии в транспортной логистике

Логистику, в особенности транспортную логистику, в настоящее время невозможно представить без полноценного применения информационных технологий.

Сложно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки предметов в условиях отсутствия интенсивного оперативного обмена информацией между сторонами транспортного процесса, отсутствия возможностей незамедлительного реагирования на спросы рынка транспортных услуг. В наши дни скорость совершенствования сферы информации довольно-таки высока.

В связи с использованием современных технологий и новой техники, разрабатываются все новые информационные связи, представляющие из себя характерную черту большинства процессов, в том числе и транспортной, на национальном и международном уровнях.

Но к сожалению, не каждая компания может предоставить заказчику полное отслеживание товара. Причинами тому, могут быть ограниченность или отсутствие тех или иных технологий. Поскольку, новые технологии всегда дорогостоящие и не каждая компания может позволить их себе. Но есть и технологии, которые уже давно проверенные и внедрены в процесс доставки товара.

Для чего нужна инновация в транспортной логистике? Как она может помочь заказчику. Мировые транспортные корпорации нацеливаются на использование технологичных информационных систем, над созданием которых работают определенные самостоятельные фирмы.

Единая технология расчетов, устойчивость экономического положения и стабильность гарантируют этим программным средствам актуальность, уменьшая таким образом их цену.

Инновационные технологии заказчику представляют полную информация о товаре, в частности самое главное, это где в данный момент, в данную минуту находится товар. Все это обеспечивают специальное программное обеспечение:

  • Система GPS – автоматизированная глобальная спутниковая система, созданная для определения широты и долготы местонахождения транспортного средства.
  • Система ГЛОНАСС – предназначена для оперативного навигационно-временного обеспечения неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
  • Система Espace Cat -информирует пользователя о параметрах перевозимых товаров и схемы их размещения в кузове транспортного средства, формируя эти сведения в виде трехмерных графиков.

Современные информационные технологии дают множество возможностей для подготовки и формирования результатов, мониторинга процессов, а также для эффективного анализа технико-экономических проектов. Использование новых информационных технологий, повышает эффективность перевозки товаров .

Данная работа выполнена на кафедре логистики ГУУ при консультациях с профессорско-преподавательским составом научной школы и в продолжении исследований по системному анализу.

Источник: https://novainfo.ru/article/9547

Сущность и задачи транспортной логистики (стр. 1 из 2)

Транспортная логистика: задачи, проблемы, сущность

1. Сущность и задачи транспортной логистики

2. Выбор вида транспорта

3. Организация внутренних перевозок

3.1 Расчет количества транспортных средств

3.2 Организация и планирование перевозок

4. Терминальные перевозки

1. Сущность и задачи транспортной логистики

Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг. Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов является сферой транспортной логистики.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

создание транспортных систем;

совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

выбор способа транспортировки и транспортного средства;

определение рациональных маршрутов доставки.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

2. Выбор вида транспорта

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Существуют следующие виды транспорта:

железнодорожный;

морской;

внутренний водный (речной);

автомобильный;

воздушный;

трубопроводный.

Сравнительные логистические характеристики основных видов транспорта представлены в табл.1.

Таблица 1

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

время доставки,

частота отправлений груза,

надежность соблюдения графика доставки,

способность перевозить разные грузы,

способность доставить груз в любую точку территории,

стоимость перевозки.

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

3. Организация внутренних перевозок

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние.

Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия.

Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб.2.5 2).

Таблица 2

Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле

(2.5 1)

где – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;

Д – число рабочих дней в году;

– коэффициент неравномерности перевозок ( = 1,1÷3,0).

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е.

перевозки одинакового груза во встречных направлениях. Построение эпюры, как это показано на рис.

1, начинается с грузопотока, следующего в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).

Рис.1. Построение эпюры

3.1 Расчет количества транспортных средств

Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле

(2.5 2)

где Q – грузооборот за расчетный период, т;

– часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;

ТТ – время работы транспортного средства в течение планового периода.

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле

(2.5 3)

где – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

Kгр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;

Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.

3.2 Организация и планирование перевозок

Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.

В настоящее время предприятия применяют две разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.

Первая разновидность применяется при достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах.

При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.

Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.

При маятниковом маршруте транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами.

При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько.

При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.

Источник: https://mirznanii.com/a/219814/sushchnost-i-zadachi-transportnoy-logistiki/

Транспортная логистика – что это такое + сущность и задачи

Транспортная логистика: задачи, проблемы, сущность

Вы узнаете что такое транспортная логистика, какие задачи она решает, а также как правильно выбрать транспортную логистическую компанию начинающим бизнесменам

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала ХитёрБобёр.ru! На связи Эдуард Стембольский.

При ведении бизнеса организация и транспортировка продукции является очень важной для расширения географии деятельности фирмы. Многие предприниматели сталкиваются с проблемой транспортировки груза.

В этой статье я раскрою основные вопросы, связанные с транспортной логистикой, а также дам конкретные рекомендации по выбору транспортной компании.

Присаживайтесь по-удобнее, мы начинаем!

1. Основы транспортной логистики — определения, сущность и цели

Современный рынок транспортных услуг изобилует большим количеством предложений. В условиях созданной конкуренции транспортные логистические компании стараются предложить наиболее выгодные условия сотрудничество для клиентов.

Но как же человеку, который не знаком с организацией работы транспортных компаний, выбрать надежного исполнителя? Кто способен обеспечить максимальную продуктивность при минимуме издержек? Давайте попробуем разобраться. О том, что такое логистика, мы уже писали в предыдущей статье.

Для начала следует немного ближе ознакомиться с основными терминами. Что такое транспортная логистика?

Своими словами такое понятие можно объяснить как механизм управления перевозкой грузов. Транспортировка готовой продукции или необходимых компонентов для обеспечения производственного процесса является составляющим фактором коммерческого успеха.

Транспортная логистика – это система по организации доставки груза с минимальными временными затратами и оптимизацией расходов на доставку.

Транспортная логистика бывает внутренней и внешней. Первая обеспечивает внутрипроизводственные перевозки, а вторая — снабжение предприятий и сбыт готовой продукции.

Бизнесмен Андрей организовал небольшую производственную компанию по изготовлению изделий из пластмассы. На первоначальном этапе продавать продукцию в одном городе удавалось при использовании одной служебной машины.

Однако с увеличением производства и появлением партнеров в других городах возникла необходимость привлечь к использованию большее количество автомобилей. В этом ему очень помогла транспортная логистическая компания.

Основная цель логистики заключается в максимальном использовании потенциала грузоподъемности подвижного состава и организации регулярных поставок без складов.

Транспортная логистика тесно связана со складской логистикой, о которой шла речь в одной из предыдущих статей.

Грузовая логистика подразумевает реализацию нескольких различных этапов:

  • подбор наиболее подходящего транспортного средства;
  • подсчет необходимых расходов;
  • подготовку документации;
  • погрузку транспортируемого груза;
  • процесс транспортировки;
  • разгрузку на конечном пункте.

В случае необходимости доставки продукции за границу транспортная логистика должна дополнительно учитывать таможенные услуги. При этом проводится таможенная очистка. Оформление груза в этом случае осуществляется по особому принципу.

2. Транспортная логистика в России: проблемы и перспективы

Очень большой проблемой развития транспортной логистики в нашей стране является отсутствие грамотных бизнес-проектов, в которых четко прописаны функции каждого из подразделений компании.

Невозможность четкого разграничения обязанностей приводит к тому, что один сотрудник выполняет различные виды работ, не будучи профессионалом в данной отрасли. Этот момент следует учитывать еще на этапе обучения данному виду логистики.

Транспортная логистика в России развивается не слишком стремительно.

Существует целый ряд причин, влияющих на это:

  • нестабильная экономическая ситуация;
  • невысокий уровень развития производства тары и упаковки;
  • плохое состояние дорожного покрытия;
  • невысокий уровень производственно-технической базы.

Итак, друзья, несмотря на определенные трудности развития транспортной логистики на данном этапе, есть все необходимое, чтобы такое направление активно развивалось в ближайшем будущем, и оно реально развивается!

В пример можно привести друзей и партнеров сайта ХитёрБобёр.ru — транспортную компанию GLP, которая осуществляет перевозки по Москве и Московской области. Также у компании есть аккаунт в Инстаграме. Ее руководитель Яна Гулинчук не только профессионально ведет свой бизнес, но и всесторонне развивается.

Мой друг и совладелец сайта ХитёрБобёр.ru Виталий познакомился с мужем Яны одном из обучающих мероприятий Бизнес-молодости. С тех пор мы общаемся и дружим и готовы поручиться за качество услуг этой транспортной компании.

3. Какие задачи решает транспортная логистика — 5 основных задач

Основные задачи транспортной логистики заключаются в создании транспортных цепей, по которым в дальнейшем будет осуществляться транспортировка грузов.

Также следует отметить важность анализа конечных пунктов, построения оптимального пути доставки и выбора транспортного средства. Во время перевозки должен быть обеспечен максимальный контроль за сохранностью груза.

Задача 1. Анализ конечных пунктов

На данном этапе производится прокладка предварительного маршрута в зависимости от расстояния между пунктами. При этом учитываются особенности выбранного отрезка пути, на основе чего производится выбор наиболее подходящего транспортного средства.

В определенных ситуациях может возникнуть необходимость прибегнуть к использованию разного вида транспорта на отдельных участках.

Задача 2. Анализ свойств груза

После детального анализа технических и эксплуатационных характеристик транспортируемого груза производится выбор подходящего транспорта, а также создается удобный маршрут.

При условии, если выполняется перевозка опасных веществ, то такой маршрут должен быть проложен вдалеке от густонаселенных пунктов и стратегически важных объектов. Дополнительно при выполнении такого рейса может потребоваться специальное разрешение.

Задача 3. Выбор подходящего транспорта

Сущность транспортной логистики заключается в обеспечении своевременной доставки груза. Без выбора наиболее подходящего транспорта разрешить такую задачу не предоставляется возможным.

Перевозка может выполняться различными типами транспортных средств.

Основные плюсы и минусы перевозки груза различными видами транспорта приведены ниже в таблице:

Критерии сравненияАвтомобильный транспортЖ/д транспортМорской транспортВоздушный транспорт
1Скорость доставкиСредняя (±)Средняя (±)Низкая (-)Высокая (+)
2Грузоподъемный потенциалMax низкий (-)Высокий (+)Max высокий (+)Высокий (+)
3ТарифыНизкие (+)Низкие (+)Высокие (-)Max высокие (-)
4МобильностьВысокая (+)Низкая (-)Низкая (-)Высокая (+)
5Сохранность груза при перевозкеСредняя (±)Высокая (+)Высокая (+)Max высокая (+)

Задача 4. Построение оптимального маршрута

Логистика транспортных систем включает в себя построение оптимального маршрута доставки груза, по которому транспортировка будет выполняться в сжатые сроки. При этом обязательно учитывается необходимая скорость доставки, оговоренная с заказчиком на предварительном этапе сотрудничества.

Также берутся во внимание специфика транспортируемого груза и географическое положение всех точек маршрута.

Перед достижением положительного результата может быть создано несколько различных вариантов пути доставки. После отсеивания малоперспективных маршрутов остается оптимальный вариант, который включает минимальные показатели времени и расходов.

В зависимости от климатических и других внешних факторов по ходу работы в маршрут могут вноситься некоторые корректировки.

Задача 5. Контроль груза при транспортировки

Для выполнения установленных временных рамок следует тщательно отслеживать передвижение груза и при необходимости вносить некоторые правки в маршрут.

Поломка транспорта, задержка при проведении погрузочно-разгрузочных работ — всё это может привести к нарушению сроков поставки. Следить за передвижением транспорта можно при использовании современных навигационных устройств.

Водитель транспортной компании «Фрегат» при выполнении рейса пробил заднее колесо. Устранение неполадки выбило его из первоначально составленного графика передвижения.

Водитель сообщил об этой проблеме штатному логисту компании, который в кратчайшие сроки скорректировал маршрут. В конечном итоге сроки доставки не были нарушены и заказчик остался очень доволен, согласившись на дальнейшее сотрудничество.

4. Как правильно выбрать транспортную компанию по перевозке груза — советы от эксперта для новичков

Разобравшись с тем, что такое транспортная логистика, можно переходить к разрешению конкретных задач — выбору компании, которая сможет обеспечить быструю и качественную перевозку грузов.

Очень важно учитывать:

  1. Опыт работы компании. Возраст компании, занимающейся транспортировками грузов, является показателем её устойчивости и свидетельствует об отлаженности механизма работы.
  2. Технологии работы. Компании с большим практическим опытом работы уже успела наладить определенные технологии, позволяющие добиваться положительного результата. Тесное взаимодействие с подрядчиками на различных этапах поставки позволяет разрешать любые возникающие вопросы.
  3. Персонал компании. Все штатные сотрудники должны быть одним целым и иметь достаточный практический опыт. Это является залогом профессионализма любой фирмы.
  4. Специализация логистической фирмы. Небольшие логистические компании в большинстве случаях оказываются лишь посредниками. Проверенные фирмы, которые специализируются на доставках сборных грузов, не могут быть маленькими по определению. Такой поставщик услуг может быть достоин внимания.
  5. Особенности перевозки продукции, которую производит ваша компания. При выборе целесообразнее отдавать предпочтение тому исполнителю, который длительное время занимается перевозками похожей продукции.

Всем вышеперечисленным критериям по нашему мнению отвечает транспортная компания GLP, которая оказывает услуги грузоперевозок по Москве и Московской области. У компании также есть аккаунт в Инстаграме.

Команда сайта ХитёрБобёр.ru лично знакомо с руководством компании. Так что, друзья, если Вам нужно перевести груз, смело обращайтесь к ребятам из GLP, за их качество работы наш портал ХитёрБобёр.ru ручается на 100%.

Длительное представительство компании на рынке услуг является гарантией того, что фирма качественно разрешает поставленные задачи и выдерживает конкуренцию с другими компаниями.

Целесообразнее всего прибегать к услугам перевозчика, который осуществляет свою деятельность более пяти лет. Проще всего отыскать такую информацию на тематических форумах.

Весь персонал логистической компании должен оперативно реагировать на возникающие трудности и различные конфликтные ситуации. Квалификация и практический опыт штатных сотрудников не должны вызывать никаких сомнений.

При доставке груза произошла небольшая задержка по причине проведения таможенных процедур. Надежный поставщик услуг в такой ситуации предоставит заказчику компенсацию.

5. Заключение

В сегодняшней статье мы познакомились с основами транспортной логистики и разобрались с тем, как выбрать надежного поставщика таких транспортных услуг.

Проанализировав задачи, которые решает логистика, мы немного ближе познакомились с механизмом построения транспортных цепей.

И в заключении предлагаю вам посмотреть небольшое видео «5 шагов успеха в транспортной логистике».

Источник: https://hiterbober.ru/business-terms/chto-takoe-transportnaya-logistika.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: