Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Содержание
  1. Коллегии при Петре 1
  2. Военная коллегия
  3. Адмиралтейская коллегия
  4. Коллегия иностранных дел
  5. Берг-коллегия
  6. Мануфактур-коллегия
  7. Коммерц-коллегия
  8. Камер-коллегия
  9. Штатс-контор-коллегия
  10. Ревизион-коллегия
  11. Юстиц-коллегия
  12. Вотчинная коллегия
  13. Главный магистрат
  14. Реформы Петра I в политико-правовой сфере
  15. Государственное управление
  16. Административно-территориальное устройство
  17. Городское самоуправление
  18. Зачем Петру I понадобилось создавать Сенат?
  19. У нас много интересного и полезного!
  20. Создание коллегий при Петре I
  21. Причины появления коллегий
  22. Реестр коллегий Российской империи
  23. Историческая таблица: основные функций коллегий
  24. Место коллегий в системе органов государственной власти
  25. -лекция: Реформы Петра I. Создание коллегий
  26. Сенат при Петре I – история создания, функции и роль высшего органа власти в Российской империи
  27. Структура Сената
  28. Основные функции
  29. Деятельность и интересные факты
  30. Послевоенные события и упразднение

Коллегии при Петре 1

Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Коллегии при Петре Первом начали создаваться в 1717 году. Все они имели единую систему управления: 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника (генералы) и 4 асессора (полковники). Каждая коллегия имели широкие полномочия. В частности, им разрешалось выступать в качестве законодательного органа.

При Петре 1 было создано 12 коллегий: военная, адмиралтейская, чужестранных дел, берг, мануфактур, главный магистрат, вотчинная, юстиц, камер, штатс-контор, ревизион, коммерц. С 1721 года ликвидируется патриаршество. Взамен создается 13-ая коллегия – Духовная. В дальнейшем ее трансформировали в Синод.

Создавая новую систему управления страной, Петр фактически ликвидировал систему Приказов, функционировавших ранее. При этом Петр занимался любимым делом – проводил реформы на западный манер.

Большинство коллегий создавались не в виду острой необходимости, а по причине желания перенять еще что-то у запада. Например, 3 финансовые учреждения (камер, штатс-контор и ревизион) были полной копией аналогичных шведских коллегий.

Тем не менее большинство коллегий просуществовали достаточно долго. Они исчезли только в результате реформаторской деятельности Екатерины 2 и Александра 1.

Таблица 1: Коллегии при Петре 1 и их функции Наименование Функции и задачи Годы существования
ВоеннаяУправление сухопутной армией1719-1802
АдмиралтейскаяУправление флотом1717-1827
Чужестранных (иностранных) делВзаимодействие с другими государствами1718-1832
БергТяжелая промышленность1719-1807
МануфактурЛегкая промышленность1719-1805
КоммерцВопросы торговли1719-1805
КамерГосударственные доходы (налоги)1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала)
Штатс-конторГосударственные расходы1717-1780
РевизионКонтроль за финансами1717-1788
ЮстицСудопроизводство1718-1780
ВотчиннаяУправление землями, решение земельных вопросов1721-1786
Главный магистратУправление городами1720-1796

Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское – действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское – ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное – войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа.

С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел.

Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Берг-коллегия

Берг-коллегия была сформирована в 1719 году и отвечала за горнорудную промышленность Российской Империи. То есть, ведомство управляло тяжелой промышленностью.

Специфика ее работы регламентировалась задачами, поэтому основные центры работы были сосредоточены на Урале и в Сибири. При жизни Петра 1 коллегией управлял Брюс Яков Вилимович.

Важно отметить, что при Петре берг-коллегия работала совместно с Мануфактур-коллегией, поэтому Брюс руководил обоими департаментами. Основная задача этого органа – стараться расширять и увеличивать количество промышленных предприятий, прежде всего, в районе Урала.

Коллегия работала с перерывами. Непрерывная работа осуществлялась в периоды 1719-1731 (закрыта Анной Иоанновной), 1742-1783 (закрыта Екатериной 2), 1797-1807 (ликвидирована Александром 1).

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности – легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) – совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году.

Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722).

Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления – решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года.

Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий.

Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Камер-коллегия

Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.

В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:

  • Голицын Дмитрий Михайлович – в должности 1718-1722
  • Кошелев Герасим Иванович – в должности 1722
  • Плещеев Алексей Львович – в должности 1723-1725

Коллегия без серьезных изменений функций существовала до 1785, после чего ее временно закрыли. Последний период ее работы, 1797 – 1801, связан с контролем за откупами.

Штатс-контор-коллегия

Штатс-контор-коллегия создавалась Петром в 1717 году для выполнения функций ведения государственных расходов. Здесь Петр копировал шведскую модель, где функционировали одноименные финансовые учреждения (камер – прибыль, штатсконтор – убытки, ревизион – контроль).

Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.

Ревизион-коллегия

Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.

Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.

Юстиц-коллегия

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Вотчинная коллегия

Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.

С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Источник: https://istoriarusi.ru/car/kollegii-petra-1.html

Реформы Петра I в политико-правовой сфере

Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о реформах Петра Великого в социальной сфере можно найти и прочитатьздесь.

Реформы в политико-правовой сфере также носили весьма двоякий характер: с одной стороны Петр I копировал западные политические институты, с другой – делал так, что самодержавие в стране только усиливалось.

Государственное управление

В 1704 году была упразднена Боярская Дума, которая стала окончательно неэффективна уже в конце XVII века.

В 1711 году был учрежден Сенат, заменявший Боярскую Думу. В руках Сената была сосредоточена законосовещательная и судебная власть, орган возглавлял генерал-губернатор. Первым эту почетную должность занял Павел Иванович Ягужинский.

Одновременно с Сенатом была создана должность фискалов, а в 1722 году появилась прокуратура.

В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества. При этом фискалы не несли ответственности за ложные доносы.

Сенат находился под контролем Императора. Связь правителя с частями системы управления осуществлялась с помощью Кабинета, который с 1704 года стал личной канцелярией царя.

Исполнительная власть к концу XVII века была представлена 44 приказами, многие из которых дублировали функции друг друга. Замена приказов коллегиями происходила в 1717 – 1721 гг. Всего было учреждено 11 коллегий.

Внешней политикой и вооруженными силами заведовали Военная коллегия, Коллегия Адмиралтейств и коллегия Иностранных дел – эти три коллегии назывались «первейшими», таким образом подчеркивалось их значение в системе управления.

Финансами заведовали три коллегии, у каждой из которых был строго ограниченный круг обязанностей: сбором налогов руководила Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия распоряжалась расходами, Ревизионная коллегия контролировала доходы и расходы.

Экономикой России также управляли три коллегии. Легкой промышленностью заведовала Мануфактур-коллегия, горным делом Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия.

Была учреждена Вотчинная коллегия, которая занималась земельными тяжбами и вопросами о наследстве. Всеми судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

Главный Магистрат и Синод обладали тем же статусом, что и коллегии.

Задачей Главного Магистрата, организованного в 1720 году, являлся контроль за городскими магистратами – местными выборными органами управления.

Местами в городских магистратах быстро завладело богатое купечество, которое притесняло мелких ремесленников, однако городская реформа дала купцам большую свободу, что положительно сказалось на развитии торговли.

Синод был учрежден в 1721 году, во главе его стоял обер-прокурор. Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен.

Вместо него был создан специальный орган, в обязанности которого входил надзор за церковной организацией, а вместо патриарха был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский.

После долгой подготовки, 25 января 1721 года был окончательно сформирован Синод, который стал высшим органом церковно-государственного управления РПЦ. Таким образом, церковная власть была подчинена светской.

Среди центральных учреждений особняком стоял Преображенский приказ, возникший в XVII веке. Он, по сути, был карательным учреждением и заведовал политическим сыском, судил участников восстаний и заговоров, слишком рьяных противников реформ и т.д.

В целом коллежская система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии функционировали эффективнее и за счет малого состава: президент, вице-президент, четыре советника и четыре ассистента составляли каждую коллегию. Все решения внутри коллегии принимались большинством ее членов.

Параллельно с учреждением коллегий в 1720 году был принят «Генеральный регламент», который устанавливал структуру, функции и порядок деятельности государственных служащих.

В 1722 году была принята «Табель о рангах», вводившая новый порядок службы. До принятия этого документа основным критерием для продвижения при дворе была знатность рода, и даже после закона об отмене местничества (1682 г.

) происхождение человека играло огромное значение при построении его карьеры.

Только с появлением «Табели о рангах» пережитки местничества окончательно остались в прошлом: теперь мелкому и среднему дворянству был открыт доступ на высшие государственные должности.

Прежнее деление дворянства на чины было ликвидировано. Теперь служебная лестница состояла из 14 рангов: первый был самым высоким (фельдмаршал в армии, генерал-адмирал на флоте, канцлер – на гражданской службе), последний, четырнадцатый – самым низким (прапорщик и коллежский регистратор).

Теперь неродовитые дворяне получили возможность выдвинуться благодаря своим способностям. Среди тех, кому удалось сделать карьеру, такие деятели, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и другие.

Выходцы из других сословий теперь получили возможность заслужить дворянский чин: с получением 8-го ранга на гражданской службе или чина обер-офицера (12-й ранг) на военной, человек получал потомственное дворянство, он и его потомки приобретали все привилегии этого сословия.

https://www.youtube.com/watch?v=nIuTalvpWiE

В октябре 1721 года по прошению Сената Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Соответственно, Россия стала Империей. Это случилось после завершения Северной войны со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Международный авторитет России после этой победы и с принятием Петром I нового титула значительно вырос.

В 1718 году царевич Алексей, который являлся единственным наследником трона, был обвинен в измене и казнен. После этого, в 1722 году был принят указ о престолонаследии, который предусматривал назначение наследника престола по воле монарха. Принятие данного указа впоследствии станет одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

Административно-территориальное устройство

С 1708 по 1710 гг. была проведена губернская реформа. Ранее административная система России была представлена уездами, которые непосредственно подчинялись приказам. Теперь между приказами и уездами были введены две новые территориальные единицы – губернии и провинции.

Территория страны была поделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская), которые возглавлялись губернаторами. Губернии делились на провинции (во главе с комиссарами/воеводами), провинции – на уезды (во главе с земскими комиссарами), состоящие примерно из 2000 дворов.

Областная реформа повлекла за собой изменения в аппарате управления: ратуша утратила свое значение и больше не была центральным казначейством страны, были упразднены областные приказы.

К 1719 году основной единицей административного управления стала провинция (их насчитывалось около 50)

В результате административных преобразований в России завершилось становление абсолютной монархии. Новая система управления позволяла Петру I контролировать страну с помощью аппарата чиновников, полностью подчиненных ему.

Создание иерархии учреждений, а также регламентов, уставов и наставлений повлекло за собой формирование российской бюрократии. Эта бюрократия сосредоточила в своих руках значительную власть.

Петр I пытался бороться с всевластием чиновников с помощью фискалов и прокуратуры, однако иных форм контроля монархическая власть не предусматривала, поэтому контроль над бюрократией давал ничтожные результаты и при Петре, и при его последователях.

Городское самоуправление

В 1702 году был подписан указ, согласно которому управление городами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные дворяне. В поддержку интересов дворянского сословия были созданы дворянские советы, в которых заседали представители дворянства. С 1705 дворянские советы приобрели статус обязательных.

С 1699 года началась реформа городского управления. Появились бурмистерские палаты (советы избранных от города должностных лиц). Со временем бурмистерская палата стала называться Ратушей. Она контролировала сбором и доставкой в Москву государственных налогов, сборов и пошлин.

В остальных городах органами власти стали земские избы и бурмистры.

В 1720 году в Петербурге был создан Главный Магистрат по западноевропейскому образцу. Этот орган регулировал деятельность городских магистратов.

В 1721 году Главным магистратом был подписан регламент, согласно которому все крупные города России разделялись на 5 классов, а население всех городов делилось на податное и неподатное.

В 1724 г. ратуши переименованы в магистраты. В составе магистратов были бургомистр (мэр, избирался населением) и ратманы (избранные из высших сословий под надзором воевод).

В целом городская реформа не была завершенной, однако Петровские нововведения надолго стали основой системы городского управления в России.

Основным недостатком реформы является противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые быстро подавили и взяли под контроль деятельность органов местного самоуправления.

В следующей статье рассмотрим военные реформы Петра Великого.

1. Полный курс истории. Теория и практика.

2. Экономические реформы Петра I.

3. Реформы Петра I в социальной сфере.

4. Как Петруша становился Петром I.

5. Десять малоизвестных фактов о Петре I.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/edstar/reformy-petra-i-v-politikopravovoi-sfere-5ec7e749a6f8f93bb9eca209

Зачем Петру I понадобилось создавать Сенат?

Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Петр I во время своих постоянных отлучек, часто мешавших ему заниматься текущими делами управления, неоднократно (в 1706,1707,1710 годах) вручал дела нескольким избранным лицам, от которых требовал, чтобы они, «не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, вершили дела, как им дать ответ в день судный». Сначала такие полномочия носили характер временного личного поручения; но 19 февраля 1711 года они были возложены на созданное при этом учреждение, получившее имя Правительствующий Сенат.

Первыми сенаторами были назначены 9 человек: А.И. Мусин-Пушкин, Т.Н.Стрешнев, П.А. Голицын, М.В.Долгоруков, Г.А. Племянников, Г.И.Волконский, М.М. Самарин, В.А. Алухтин, Н.П. Мельницкий.

Основанный Петром Сенат не представлял ни малейшего сходства с иностранными учреждениями того же типа в Швеции или Польше и отвечал своеобразным условиям русской государственной жизни того времени. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учреждён вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 года Петр говорит:

«Мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».

При отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные и ввиду того, что на разрешение монарха, которого заменял Сенат, постоянно восходили даже самые незначительные дела текущего управления, круг ведомства Сената не мог получить сколько-нибудь определённых очертаний. В указе, изданном несколько дней после учреждения Сената, Петр определяет, что по отбытии его Сенату следует делать:

«Суд имеет нелицемерный, расходов напрасные отставить; денег как можно больше собрать; дворян собрать молодых; вексели исправить; а соли стараться отдать на откуп; торг китайский и персидский умножить; армян приласкать; учинить фискалов».

Это, очевидно, не исчерпывающий перечень предметов ведомства, а инструкция, на что обратить преимущественное внимание. «Ныне уже все у вас в руках», — писал Петр Сенату.

Учреждением политическим, в чём-либо ограничивающим или стесняющим власть Петра, Сенат не был; он действовал только по препоручению царя и перед ним за всё отвечал; в указе 2 марта 1711 года сказано:

«И ежели оной Сенат через своё ныне перед Богом принесенное обещание неправедно, что поступить… и тогда будет нами суждено, и виновный жестоко будет наказан».

Практическое, деловое значение Сената обусловливалось не только степенью и широтой предоставленных ему полномочий, но и системой тех учреждений, которые группировались около него и составляли с ним одно целое.

Таковы были прежде всего комиссары, по два от каждой губернии, «для спроса и принимания указов».

Через этих комиссаров, назначавшихся губернаторами, создавались непосредственные сношения Сената с губерниями, куда Петр в 1710 году в интересах хозяйственного устройства своей армии перенёс значительную часть дел, раньше производившихся в приказах.

Комиссары не только принимали указы, но и следили за их исполнением, доставляли Сенату необходимые сведения, исполняли на местах его поручения. Впоследствии, с учреждением коллегий, значение комиссаров падает: посредствующим звеном между Сенатом и губерниями становятся коллегии. Одновременно с учреждением Сената Петр повелел «вместо приказа разрядного быть столу разрядному при Сенате».

Таким образом к Сенату отошло «писание в чины», то есть назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, ведение ему списков, производство смотров и наблюдение за неукрывательством от службы.

В 1721—1722 годах разрядный стол преобразуется сначала в разборную канцелярию, также состоявшую при Сенате, а 5 февраля 1722 года назначается при Сенате герольдмейстер, ведавший при посредстве герольдмейстерской конторы служилое сословие.

Фискалы при Петре I

5 марта 1711 года была учреждена должность фискалов, на обязанности их лежало «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны и прочее, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе».

При Сенате состоял обер-фискал (впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками, в каждой губернии — провинциал – фискал с тремя помощниками, во всяком городе — один или два городовых фискала.

Несмотря на злоупотребления, с которыми неразрывно связано существование таких тайных соглядатаев и доносчиков (до 1714 года не подвергавшихся взысканию даже за ложный донос), фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.

У нас много интересного и полезного!

Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5af75d209e29a2f10adf574e/zachem-petru-i-ponadobilos-sozdavat-senat-5be1f8e00d4cc000ab97231d

Создание коллегий при Петре I

Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий
Петр 1. Создание коллегий.

Петровскими коллегиями историки называют центральные органы управления в России, которые были сформированы в период правления Петра Первого вместо устаревшей системы приказов.

Размещались коллегии в специально отстроенном для них колоссальном здании, которое так и прозвали дом Двенадцати коллегий.

В 1802 году они были встроены в обновлённую систему министерств, а после её стремительного развития были вовсе упразднены.

Причины появления коллегий

В 1718 и 1719 годах происходит ликвидация прежних основных государственных органов и их последующая подмена более подходящими.

Формирование Сената в 1711 году, согласно утверждениям современных историков, являлось главным сигналом к разработке коллегий, представляющих собой совершенно отличные органы отраслевого управления.

По плану самого государя, данные коллегии должны были не только полностью вытеснить систему приказов, но и внести в существующую систему государственного управления следующие два начала:

  • Совещательный порядок рассмотрения и решения дел.
  • Систематическое разделение ведомств (чаще всего, приказы лишь подменяли друг друга и выполняли одну и ту же работу, что вносило непонимание в систему управления).

При этом, царь Пётр Первый решает выбрать в качестве основы форму управления центральных органов, которая на тот момент функционировала в европейских странах. В частности, в Германии и Швеции. Законодательной базой для управления коллегиями послужила позаимствованное у Швеции законодательство.

Так, уже в 1712 году делается первая попытка правителя Российской империи (при участии иностранцев) учредить Торговую коллегию.

Для этого царь нашёл опытных чиновников и юристов, которые до этого осуществляли деятельность в развитых европейских странах. Стоит отметить, что в этот период самыми квалифицированными работниками данной сферы считались шведы.

Вот почему Пётр старался заполучить такие кадры и взял за образец для своей Торговой коллегии шведские органы управления.

Однако, сама система коллегий сложилась лишь к 1717 году, ведь как оказалось, довольно непросто заменить одну систему управления другой в одночасье. Таким образом, приказы либо подчинялись коллегиям, либо постепенно поглощались ими.

Реестр коллегий Российской империи

К 1718 году в России был принят реестр коллегий в который входили:

  • Адмиралтейств-коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Иностранных дел;
  • Ревизион-коллегия;
  • Берг-Мануфактур-коллегия;
  • Штатс-контора;
  • Коммерц-коллегия;
  • и Юстиц-коллегия.

Список коллегий

Спустя два года был сформирован Главный магистрат, координировавший функционирование каждого магистрата и являющийся для них судебной апелляционной инстанцией.

В этом же году появляется так называемая Юстиц-коллегия Эстляндских и Лифляндских дел, которая впоследствии (с 1762 года) именуется Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел и занимается судебными и административными вопросами работы протестантских церквей.

В 1721 году формируется Вотчинная коллегия, которая заменяет Поместный приказ, а спустя год Берг-Мануфактур-коллегия разделяется на Мануфактур-коллегию и Берг-коллегию. В этом же году учреждается Малороссийская коллегия, поглотившая со временем Малороссийский приказ.

Создание коллегий завершило процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата Российской империи. Чёткое разграничение всех ведомственных функций, а также общие нормы осуществления деятельности, регулируемые Генеральным регламентом – все эти нововведения существенно возвышали коллегии над приказами.

Данный Генеральный регламент был составлен при участи самого Петра Первого и издан двадцать восьмого февраля 1720 года и являлся документом. Данный документ определял порядок, взаимоотношение и организацию коллегий и их отношения с местными органами власти и Сенатом.

Кроме этого, появление коллегий нанесло сокрушительный удар по системе местничества, которая хотя и была упразднена в 1682 году, но существовала неофициально.

Необходимо отметить, что замысел царя Петра Первого полностью разграничить ведомственные функции и передать каждому чиновнику собственный порядок действий, был претворён не в полной мере. Как правило, коллегии продолжали подменять друг друга, как и приказы. К примеру Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии фактически выполняли одну и ту же работу.

При этом, вне сферы контроля петровских коллегий довольно долго оставались почта, просвещение, медицина, а также полиция. Однако, со временем, в системе коллегий появлялись новые отраслевые органы или же канцелярии. Например, Аптекарский приказ, осуществляющий деятельность в Петербурге с 1721 года стал Медицинской канцелярией.

Такие канцелярии могли быть как коллегиальными, так и единоначальными. Канцелярии не имели чёткого регламентирования, как коллегии, но были приближены к ним по значению и структуре.

Историческая таблица: основные функций коллегий

НазваниеКомпетенции
1.Военная коллегияАрмия
2.Адмиралтейств-коллегияФлот
3.Коллегия иностранных делВнешняя политика
4.Берг-коллегияТяжелая промышленность
5.Мануфактур-коллегияЛегкая промышленность
6.Комерц-коллегияТорговля
7.Камер-коллегияГосударственные доходы
8.Штатс-контр-коллегияГосударственные расходы
9.Ревизион-коллегияКонтроль за финансами
10.Юстиц-коллегияКонтроль за судопроизводством
11.Вотчинная коллегияЗемлевладение
12.Главный магистратГородское управление

Место коллегий в системе органов государственной власти

Место коллегий в системе органов государственной власти

-лекция: Реформы Петра I. Создание коллегий

Источник: https://fox-calculator.ru/petr-1/sozdanie-kollegiy-pri-petre-i/

Сенат при Петре I – история создания, функции и роль высшего органа власти в Российской империи

Учреждение коллегий и сената в России. Учреждение первых коллегий

Создание Сената при Петре I было обусловлено частыми отлучками государя, вынужденного решать дела государственной важности не только в российской глубинке, но и за рубежом.

И если поначалу он поручал выполнение ключевых обязательств своим доверенным лицам, занимавшим высшие посты, то со временем желание держать все под контролем из любой точки земного шара привело к обретению законной формы для временного поручительства и переводу его работы на постоянную основу.

Не стоит думать, будто такое решение было продиктовано желанием царя переложить свои обязанности на бояр, ведь, несмотря на то, что Петр предоставлял им практически неограниченную свободу действий в период временного поручительства, учреждение единого органа управления изначально планировалось как создание дополнительного инструмента для обеспечения абсолютной монархии. Проще говоря, император стремился только к единоличному управлению с расстановкой самых приближенных особ по ключевым государственным постам.

Структура Сената

Примечательно, что подготовка к созданию высшего правительственного учреждения при Петре I, которое пришло на смену Боярской думе, стартовала еще в 1701 году, ведь тогда государь был вынужден часто отсутствовать на своем посту из-за разгоравшейся Северной войны, развязанной в борьбе за выход к Балтийскому морю. На тот момент предшествующий орган власти практически изжил себя, передав все свои функции во временное учреждение, именуемое Консилией министров.

Сама по себе министерская Консилия представляла собрание лиц, возглавлявших главные ведомства Царской России, явно нуждаясь в упорядочивании, что, собственно, и произошло 2 марта 1711 года, когда был официально утвержден Сенат. Спустя 75 лет, уже во времена правления Екатерины Великой на территории Московского Кремля было возведено здание Сената, названное Сенатским дворцом и сохранившееся до настоящего времени.

Большинство сенаторов для нового органа управления перешло из Консилии, и каждую кандидатуру утверждал лично Петр. В первый состав Сената, утвержденный лично императором, вошли следующие государственные деятели, приближенные к царю:

  • Граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Один из многочисленных сподвижников Петра, которому удалось возвысить свой род. Был не только сенатором, но и государевым тайным советником, а также руководил всеми делами РПЦ (Русской православной церкви).
  • Тихон Никитич Стрешнев. Этому боярину выпала честь быть не только приближенным к императорской особе, но и возглавить Москву, став ее первым губернатором. Кроме того, этот видный политический деятель руководил Разрядным приказом вплоть до окончания его существования.
  • Князь Петр Алексеевич Голицын. Эта ключевая фигура может похвастаться многими регалиями и титулами, будучи удостоенным высшей государственной награды Царской России — орденом Андрея Первозванного. Среди прочих достижений — губернаторство в Киеве и в Риге, президентство в Коммерц-коллегии и прочее.
  • Князь Михаил Владимирович Долгоруков, тайный советник Петра, правивший в Казани и Сибири.
  • Князь Григорий Андреевич Племянников, стольник императора, обслуживающий его во время трапезы.
  • Князь Григорий Иванович Волконский. Еще один сподвижник и доверенное лицо Петра I, позже осужденный им же за коррупцию и казнокрадство.
  • Генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, долгое время служивший в Сенате до принужденного отстранения от дел за отсутствие почитания Синода и его атрибутики (обвинение против деятеля было выдвинуто со стороны других действующих сенаторов).
  • Генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин. Служил при царе стряпчим, стольником, принимал участие в составлении нового уложения, а также описывал некоторые административные единицы Русской империи (Курский уезд и прочее).
  • Назарий Петрович Мельницкий, который вел активную государственную деятельность еще до восхождения Петра на престол при Федоре III, будучи посланником в Крыму, а также военачальником в Перми, Чердыни и Соликамске.

Возглавил Сенат Анисим Яковлевич Щукин, ставший его обер-секретарем.

Он запомнился тем, что не получал жалованья за первые два года этой службы, в результате чего ему пришлось обратиться с ходатайством к самому государю.

То есть все руководящие должности (9+1) занимали исключительно люди, максимально приближенные к Петру, хотя многие из них во время своего правления неоднократно впадали в цареву немилость.

В свою очередь, в подчинение сенаторов входили специально созданные фискальные службы, осуществлявшие дополнительный контроль за коллегиями и наместниками с их помощниками.

При Петре в каждом крупном городе работало несколько таких фискалов, количество которых напрямую зависело от плотности населения. Кроме того, со временем была введена должность генерал-прокурора, контролирующего весь Сенат в целом.

Основные функции

Примечательно, что созданный при Петре I правительствующий Сенат не имел ничего общего с государственными органами, которым довелось появиться в то время за рубежом, представляя собой учреждение, полностью адаптированное под российские особенности и реалии тех лет. Степень власти этого образования соответствовала царской, и сам Петр в своем письменном обращении указывал на недопустимость неповиновения принятым органом решениям.

В свою очередь, на государственное учреждение возлагались не менее серьезные обязательства. Так, в перечень функций Сената при Петре I входили следующие:

  • Полный контроль за всеми государственными доходами и расходами, включая налоговый учет, а также ведение откупов и торговлей.
  • Приведение в исполнение всех судебных функций на высшем уровне.
  • Налаживание крепких дипломатических и союзнических отношений с другими государствами и в первую очередь с ближайшим зарубежьем.
  • Контроль всех органов власти и их чиновников, вне зависимости от уровня, а также проверка качества их функционирования.

Кроме того, Сенат оставлял за собой право назначать работников во всех государственных учреждениях, а также осуществлять тотальный контроль на местах.

Стоит отметить, что в первые годы орган управления не классифицировал дела на судебные, законодательные и административные, так как любой, пусть даже и самый мелкий запрос, приходил на имя императора, фактически не давая четко обозначенных полномочий сенаторам. Становилось очевидно, что новое формирование нуждалось в преобразовании, которое не заставило себя долго ждать.

Деятельность и интересные факты

Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.

После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:

  • В своем указе от 13 марта 1711 года царь обозначил, что в случае принятия несправедливого решения Сенат будет отвечать перед ним, так как в приоритете — не только сильный и могущественный в своей исполнительности, но и справедливый государственный орган, который будет вершить истинное правосудие и контроль.
  • Большое значение имели не только полномочия, которыми был наделен Сенат, но и составляющие с ним одно целое органы и системы. И прежде всего под это определение попадали так называемые земские комиссары, возглавлявшие российские дистрикты. В то время каждая губерния должна была прислать по две таких главы в целях спроса и принятия государевых указов и их дальнейшей реализации на местах.
  • Появление губерний также обязано земским комиссарам, и Петр уделял этому вопросу очень много внимания, посылая для наведения порядка в этих образованиях своих доверенных лиц и перенося на места значительную часть важных дел, что было, прежде всего, удобно для армии.
  • Первые серьезные реформы произошли в процессе учреждения коллегий, которые фактически сменили земский комиссариат.
  • В полномочия Сената входило назначение военных чинов и контроль за теми, кто укрывается от обязательной службы. Все эти данные строго фиксировались, для чего пришлось образовать еще и такой вспомогательный орган как разборная канцелярия, пришедшая на смену разрядному столу и впоследствии упраздненная в пользу создания герольдмейстерской конторы.
  • Дословно должность фискалов была введена для того, чтобы «за всеми делами тайно подсматривать», и произошло это событие уже 16 марта 1711 года, спустя полторы недели после создания Сената.
  • Глава фискальной службы носил звание обер-фискала, тогда как на местах (в губерниях), занимающие эту должность именовались провинциал-фискалами. В последнем случае к контролирующему лицу было приставлено еще три помощника. Невзирая на довольно высокий уровень коррупции в контролирующем органе, в целом он сыграл одну из ключевых ролей в вопросах наведения порядка не только в крупных российских городах, но и в глубинке, преломив ряд мошеннических схем.

После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.

Несмотря на то что в 1718 году государем была предпринята попытка создания учреждения коллегий по шведскому образцу, значимость основанного ранее органа, в рамках которого решались самые важные управленческие, судебные и законодательные дела, не вызывало ни малейших сомнений в высших чиновничьих кругах.

Послевоенные события и упразднение

Ликвидация коллегий, которая произошла в 1720 году, только усилила позиции Сената.

И особое положение в этом органе практически во все времена занимал институт прокуратуры, созданный государственными деятелями в 1722 году, после чего и обозначилось его структурирование.

В этот же период между представителями высших чинов обострились распри, которые заставили Петра искать человека, способного контролировать сенатские заседания и обеспечивать должный порядок во время их проведения.

Как показала практика, главенствующий над сенаторами обер-секретарь Анисим Щукин не справлялся с поставленной задачей, поэтому сразу после его кончины эта роль была отведена сменным штабным офицерам гвардии. Со временем Петр стал уделять гораздо больше внимания внутренним делам Империи, особенно в вопросах его законодательства, в связи с чем значимость Сената сильно упала.

Так, уже в 1721 году царь приказал сенаторам не принимать ни единого решения без его личной подписи, чему предшествовало детальное ознакомление с делом. Удивительно, но несколькими годами ранее был повторно принят закон, согласно которому никто не имел права жаловаться государю на Сенат, притом что неповиновение в этом вопросе каралось смертной казнью.

Постоянные изменения происходили и с местоположением государственного органа, который неоднократно переезжал из Москвы в Петербург и обратно, несмотря на то, что с 1714 года он был закреплен на постоянной основе именно за Северной Пальмирой. Что касается окончательной ликвидации Сената, то она произошла только во время Октябрьской революции 1917 года.

Источник: https://nauka.club/istoriya/senat-pri-petre-i.html

О бизнесе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: